в каком возрасте формируется мозг

Возрастные этапы созревания мозга

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

в каком возрасте формируется мозг. 88c32f1d5893ed797da2c78472ab3cdf. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-88c32f1d5893ed797da2c78472ab3cdf. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 88c32f1d5893ed797da2c78472ab3cdf. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

0 – 4 года

Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.

Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

в каком возрасте формируется мозг. 7687d10441400fb262193bab40119725. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-7687d10441400fb262193bab40119725. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 7687d10441400fb262193bab40119725. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

6 лет

Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.

Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

Источник

До какого возраста формируется мозг

Широко обсуждается вопрос о том, в каком возрасте мозг считается «полностью зрелым» или развитым. Раньше, эксперты считали, что он полностью развивается в середине и конце подросткового возраста. Затем появились свидетельства того, что развитие продолжается по меньшей мере до 20 лет. В наши дни неврологи сходятся во мнении, что развитие мозга, как минимум, длится до середины 20-ти, а возможно и до 30-ти лет.

В каком возрасте мозг полностью развит?

Хотя его формирование подвержено значительным индивидуальным колебаниям, большинство экспертов полагают, что мозг заканчивает свое развитие к 25 годам.

Может показаться логичным, что люди в возрасте от 18 до 25 лет полностью сформировались, однако их мозг все еще развивается, особенно в области, известной как «префронтальная кора».

Это означает, что некоторые сталкиваются с серьезными трудностями при принятии спонтанных решений и планировании поведения для достижения поставленной цели. Система вознаграждения, как правило, достигает высокого уровня активности во время полового созревания. А когда человек достигает 25-летнего возраста, она постепенно возвращается к нормальной работе. Взрослые, как правило, менее чувствительны к влиянию со стороны сверстников и гораздо проще справляются с этим.

Как меняется мозг в процессе развития

С подросткового и до зрелого возраста он переживает значительный рост и сокращение. Первоначальное формирование начинается вблизи задней части коры головного мозга и, как правило, заканчивается в лобных областях (например, префронтальной коре). Есть пара ключевых моментов изменения мозга на различных стадиях формирования, включая миелинизацию и синаптический прунинг (сокращение числа синапсов).

Миелинизация

Нервные волокна покрыты веществом под названием «миелин». Это помогает обеспечить изоляцию, чтобы нейроны могли эффективно передавать сигналы. На стадии формирования, процесс миелинизации способствует здоровому функционированию мозга и позволяет выполнять более сложные функции.

Синаптический прунинг

Это процесс, в ходе которого синапсы избирательно «сокращаются» или удаляются. Такое сокращение находится в пике в подростковом возрасте и проходит к его завершению. Это позволяет повысить эффективность умственной работы.

Расширение коммуникационных возможностей

Мозг способен передавать большее количество информации между областями и лучше планировать, справляться с эмоциями и решать проблемы.

Исполнительные функции

Большинство исполнительных функций, которые мы выполняем, осуществляются через префронтальную кору. Это позволяет нам оценивать риски, думать наперед, оценивать самих себя, ставить цели и контролировать эмоции.

Какие функции выполняет префронтальная кора?

Есть целый ряд функций, за которые отвечает префронтальная кора.

Внимание

Способность фокусироваться на одном, игнорируя отвлекающие факторы, является функцией нашей префронтальной коры. Люди с недостатком внимания (например, СДВГ) имеют аномалии в префронтальной области. Аналогичным образом, те, кто злоупотребляет наркотиками или алкоголем, сталкиваются с проблемами со вниманием.

Комплексное планирование

Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, требующую определенной степени планирования, ваш префронтальный регион находится в рабочем состоянии.

Принятие решений

Мы часто с трудом принимаем правильные решения в подростковом возрасте, но по мере приближения к 20-летнему возрасту процесс принятия решений становится эффективнее. Это связано с тем, что наша префронтальная кора помогает нам логически мыслить и делать более взвешенные оценки ситуаций.

Импульсный контроль

Борьба с импульсивностью часто связана с плохим формированием префронтальной коры. Способность поддерживать самодисциплину и избегать импульсивного поведения достигает своего пика только в 20 лет.

Логическое мышление

Подростки часто оправдывают поведение, основанное на эмоциях, а не на логике. Когда префронтальная кора полностью развивается, логическое мышление улучшается.

Как помочь развитию мозга

Если вам еще не исполнилось 25 лет и ваш мозг еще не полностью развился, вы можете воспользоваться этим переломным периодом. Ведение здорового образа жизни и оптимальная умственная стимуляция помогут обеспечить здоровое развитие префронтальной коры.

Помогая мозгу выполнять сложные и требующие когнитивных навыков задачи, вы тем самым стимулируете его развитие.

Рекомендуется употреблять в пищу много овощей, фруктов, белков, жиров и необходимых углеводов. Также полезно избегать искусственных подсластителей и продуктов с высоким содержанием сахара.

Физическая активность

Спорт улучшает кровоток, оптимизирует уровень нейротрансмиттеров, а эмоции становятся более позитивными.

Здоровый и полноценный сон

Необходим для восстановления и омоложения.

Определенные добавки укрепляют мозг. К ним относятся рыбий жир (омега-3 жирные кислоты), антиоксиданты и т.д. Также осознайте, что, хотя прием пищевых добавок может принести пользу, правильный сон и здоровое питание являются более полезными.

Что мешает развитию мозга

К сожалению, многие люди сталкиваются с вещами, которые негативно влияют на развитие их мозга. К ним относятся неблагоприятные социальные факторы, злоупотребление психоактивными веществами или постоянный стресс.

Злоупотребление алкоголем

Крайне важно избегать злоупотребления алкоголем во время подросткового развития. Избыток алкоголя нарушает формирование префронтальной коры и наносит серьезный вред здоровью.

Чрезмерное психологическое напряжение нарушает архитектуру развивающегося мозга. Кроме того, высокий стресс способен подорвать способность противостоять стрессу в будущем.

Злоупотребление наркотиками

Питание играет важную роль в функционировании мозга и даже влияет на то, развивается ли у человека какое-либо психическое заболевание.

Те, кто не получает достаточного количества сна (с точки зрения качества и количества), имеют слаборазвитый мозг.

Заключение

Неврологи в основном согласны с тем, что человеческий мозг полностью развивается только к середине 20-ти лет. Хотя изменения, которые он испытывает после подросткового возраста, недостаточно изучены, миелинизация и сокращение нервных путей, только увеличивается.

Хотя вы можете считать себя взрослым в 18 лет, имейте в виду, что ваш мозг все еще развивается. С возрастом ваше познание, способность оценивать риски и логически мыслить продолжают улучшаться.

И несмотря на то, что развитие возможно и к 30 годам, это не значит, что человек с полностью развитым мозгом не может изменить его. Есть веские основания полагать, что мы все еще можем менять свой мозг с помощью процесса, называемого «нейропластичностью». Наш мозг постоянно приспосабливается к окружающей среде, опыту и другим факторам воздействия, которым он подвергается.

Источник

PsyAndNeuro.ru

Структурное и функциональное развитие мозга

в каком возрасте формируется мозг. Levyj kvadrat 5. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-Levyj kvadrat 5. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка Levyj kvadrat 5. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Период от рождения и до 2 лет является очень важным возрастом, во время которого устанавливаются поведенческие паттерны и когнитивные возможности ребёнка. В это время увеличиваются в размерах корковые нейроны, с большой скоростью растёт число синапсов, во много раз возрастает количество олигодендроглиоцитов. Вместе с этим, в это же время возможно проявление «индикаторов» риска для развития таких психических расстройств, как аутизм и шизофрения. Не смотря на всё важность данного периода в онтогенезе, мы мало, что знаем о нём.

В марте 2018 года в журнале Nature была опубликована статья американских исследователей John H. Gilmore, Rebecca C. Knickmeyer, Wei Gao о развитии головного мозга у детей в период с рождения и до 2 лет, в которой они при помощи анализа описательных исследований проследили его структурные и функциональные изменения, их роль в развитии психических расстройств, а также попытались установить возможные признаки будущих отклонений в нервно-психической сфере.

Структурное развитие головного мозга

Все наши знания о строении головного мозга базируются на множестве посмертных исследований, которые в большинстве случаев ограничены поперечным дизайном. Согласно данным работам, объём головного мозга ребёнка в возрасте 2 – 3 недель составляет около 35% от объёма головного мозга взрослого. К концу второго года жизни данная цифра увеличивается до 80%. После этого рост головного мозга становится более равномерным.

в каком возрасте формируется мозг. 26 6. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-26 6. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 26 6. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Нейроонтогенез человека на клеточном уровне

Сразу же после рождения значительно увеличиваются объёмы серого и белого веществ. Но, в отличие от белого, которое растёт постепенно и практически до 30 лет, серое вещество увеличивается быстрее и замедляет свой рост уже к подростковому возрасту.

Корковый слой достигает пика своего роста к 1 – 2 годам, а затем его рост прекращается. Особенно быстро растут извилина Гешля, Роландова борозда, передняя центральная извилина. Площадь поверхности мозга расширяется вплоть до 8 – 12 лет. Её рост также гетерогенен по областям: кора латеральной лобной, латеральной теменной и затылочной долей мозга развиваются быстрее, чем орбитальная часть лобной доли и центральная доля. В целом рисунок извилин головного мозга, примерно, одинаков как у новорожденных, так и у взрослых.

в каком возрасте формируется мозг. 26 7. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-26 7. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 26 7. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Структурное развитие мозга в раннем детстве: созревание миелина

Мозолистое тело, нижний и верхний продольные пучки есть у детей уже при рождении. Это говорит о том, что большая часть «проводящего» мозга формируется ещё в пренатальный период.

С рождения начинается миелинизация нервных волокон, распространяясь с мозжечка, моста и внутренней капсулы и продолжаясь от валика мозолистого тела, зрительных путей до затылочных, теменных долей и передней части лобной и височной долей.

в каком возрасте формируется мозг. 26 8. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-26 8. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 26 8. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Оценочные траектории структурных параметров головного мозга в течение развитии. FA – фракционная анизотропия

Нервные сети

Не меньший интерес представляет развитие нервных сетей, так как их структурные и функциональные нарушения ведут к различным нервно-психическим заболеваниям. Согласно множеству исследований, нервные центры появляются ещё до рождения. Это показано путём проведения МРТ недоношенным детям в сравнении с обследованиями здоровых детей. Первыми появляются сенсомоторные, зрительные и слуховые центры. Они располагаются в тех же зонах мозга, что и у взрослых.

Языковой центр у взрослых располагается более латерально и окружён нижней лобной и верхней височной извилинами. Иерархия областей головного мозга также закладывается с рождения.

Влияние пола, наследственности и социальной среды

В настоящее время имеются исследования, указывающие на то, что разница в структуре и функциональной активности головного мозга, зависящая от пола, имеется с рождения. Например, при рождении мозг мужчин на 6% больше, чем у женщин. Медиальная часть височной доли коры головного мозга и Роландова борозда также больше у мужчин, в то время как у женщин преобладают моторные и зрительный центры. Мозг мужчин увеличивается более быстро, чем у женщин. После двухлетнего возраста процесс гирификации более выражен у мужчин (но не в период от 0 до года). Нервные волокна некоторых мозговых структур быстрее подвергаются миелинизации у женщин, чем у мужчин (например, мозолистое тело). В раннем возрасте нервные сети примерно одинаковы у обоих полов. Но затем в процессе развития связи между амигдалой и средней височной извилиной, постцентральной извилиной и гиппокампом сильнее у женщин. У мужчин в свою очередь преобладают связи между амигдалой и зонами, ответственными за страх. Все эти различия способствуют последующей дифференциации в выработке гормонов, в поведенческих паттернах.

Изучая головной мозг со стороны его структурных особенностей в зависимости от пола, мы можем приблизится к пониманию половых особенностей психических расстройтв. Как и пол, наследственность также играет роль в общем объёме мозговой ткани, развитии корковых структур, распределении серого и белого веществ. Некоторые исследования отмечают генетические влияния на структуру и функциональные особенности головного мозга. Особенно обращают на себя внимания гены, контролирующие процесс транскрипции, регуляторы хроматина, РНК-связывающий белок.

Есть исследования, доказывающие, что социо-экономические факторы играют не последнюю роль в структурном развитии головного мозга. Мозг детей, чьи семьи имеют небольшой доход, подвергающихся родительской депривации, имеет меньший объём серого вещества в коре, гиппокампе, амигдале. При этом различий в белом веществе не обнаруживается. С возрастом влияние социо-экономических факторов становится ещё заметнее.

Также обнаружено влияние стресса, депрессии и тревоги матери во время беременности на последующее развитие мозга её ребёнка. В частности, повышенный уровень кортизола у матери коррелирует с большим размером амигдалы у семилетних девочек.

Депрессия матери, вероятно, приводит к уменьшению коркового слоя у ребёнка. У детей, чьи матери испытывали тревогу во время беременности, в период с рождения до полугода рост гиппокампа происходит медленнее. Существуют исследования, подтверждающие влияние алкоголя и наркотических веществ на развитие головного мозга. Так, приём кокаина во время беременности ведёт к нарушению связи между амигдалой и срединной префронтальной корой, между таламусом и фронтальной корой.

Предикторы риска нервно-психических заболеваний

Некоторые исследования ещё в раннем детстве обнаруживают нарушения развития головного мозга, являющиеся предикторами развития нервно-психических заболеваний,. Например, изменения в объёме серого и белого веществ ведёт к отставанию в росте всех структур головного мозга.

В настоящее время есть исследования, демонстрирующие, что у новорождённых мальчиков, имеющих родственников, страдающих шизофренией, головной мозг содержит больше серого вещества по сравнению с контрольной группой. У детей с риском развития аутизма до шести месяцев проявление фракционной анизотропии на МРТ выше, чем в норме; после 6 месяцев данный показатель снижается, и к году достигает меньшего уровня, чем в популяции.

Сильная связь между амигдалой, передней инсулой и вентральным стриатумом, возможно, является предиктором развития тревожных расстройств. Существует исследование, показавшее небольшое, но тем не менее статистически значимую зависимость между миелинизацией нервных волокон в лобной и височной долях и речевым развитием в возрасте от 3 месяцев до 4 лет, а также между общей миелинизацией головного мозга и уровнем когнитивного развития в этот же возрастной период.

Тенденции

Описательные исследования показали нам, что головной мозг с момента рождения до года претерпевает множество изменений: быстрый рост серого вещества, миелинизация, развитие мозговых структур, гирификация. После двух лет процесс развития замедляется.

Благодаря описательным исследованиям нам удалось проследить влияние наследственности, генных факторов, социальной среды, индивидуальных особенностей на развитие мозга, удалось обнаружить предикторы риска нервно-психических расстройств. Возможно, подобные исследования дадут нам в будущем возможность обнаруживать биомаркёры этих заболеваний задолго до того, как они проявятся клинически. Это даст нам возможность более мягко вмешаться в развитие головного мозга, что в последующем приведёт к более благоприятным исходам нервно-психических заболеваний.

Источник

В каком возрасте формируется мозг

Ожидайте

Перезвоните мне

в каком возрасте формируется мозг. BogdanovaES min. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-BogdanovaES min. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка BogdanovaES min. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

в каком возрасте формируется мозг. 9971. в каком возрасте формируется мозг фото. в каком возрасте формируется мозг-9971. картинка в каком возрасте формируется мозг. картинка 9971. Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Аннотация: Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно.

Статья:

С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.

Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются. Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы. Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И МОЗГА

Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться. Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается. Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.

Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям. Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка. Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.

Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.

Психика ребенка

С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса». Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным. Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.

Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события. К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий. В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.

Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:

С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.

График развития ребенка

Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности. Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития. Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.

Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.

Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.

Этапы нервно-психического развития

Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.

Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности. Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей. Этапы можно разделить следующим образом:

Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу. Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус. Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.

Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.

К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались. Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение. Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.

Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения. В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной. Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.

Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот. Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды. Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.

Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят. Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной. Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.

Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны. За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль. Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?

4 возраста «кризиса» для детей

Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои. Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе. В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.

В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:

Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.

Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка. Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры. Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.

Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то. Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям. Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.

Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него. Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится. Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.

На что следует обратить внимание родителям

Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.

Группы риска

К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.

У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.

Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях. Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе. От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *