в каком возрасте формируется бинокулярное зрение
Формирование зрительной функции у детей
Формирование зрительной функции у детей. Внутриутробное развитие, зрение новорожденного, зрение ребенка, детей в 3 – 7, 8 – 12 месяцев. Подготовка к школе
Н.В. Казинская – детский врач-офтальмолог детской поликлиники «Маркушка»
Внутриутробное развитие
Невозможно себе представить профилактику глазной патологии у детей без выяснения наследственности, формирования плода, течения беременности и родов.
Большинство патологических процессов могут иметь наследственный характер. Наиболее часто это аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), врожденная глаукома, врожденная катаракта, дистрофия, атрофия или аномалии сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва.
Чтобы осуществить профилактику глазной патологии будущего ребенка, необходимо провести офтальмологическую диагностику у родителей и по возможности выяснить эти данные относительно отдаленных предшествующих поколений.
Самое главное — родить здорового ребенка, поэтому будущей маме нужно следить за собой, больше гулять, не забывать о витаминах. Женщине даже с хорошим зрением необходимо получить консультацию детского офтальмолога в начале беременности и перед родами. Нередко эти обследования, в конечном счете, влияют на течение родов и на здоровье ребенка. Будущей маме надо помнить, что закладка зрительной системы начинается со второго месяца беременности. Поэтому второй этап профилактики состоит в обеспечении в период беременности наиболее благоприятных условий для развития структуры глаза у эмбриона, а также возможно полном исключении вредных факторов, влияющих на организм беременной, которые могут нарушить развитие глаз плода.
Дальнейшая забота состоит не только в обеспечении продолжения беременности, но и в создании в критическом периоде развития (до 4-5 мес.) оптимальных условий для правильного развития эмбриона. На протяжении этого периода последовательно происходят закладка и развитие различных органов, и в частности глаза. Любые вредно действующие факторы вызывают изменение в глазных структурах соответственно срокам их закладки и развития. Если, например, не наступило полное или частичное разъединение век, а это расщепление в норме происходит на 7-м месяце беременности, то значит, вредное влияние на этот процесс имело место именно в этом месяце. Или, например, у новорожденного диагностирована врожденная глаукома. Основная причина этого заболевания в недоразвитии радужно-роговичного угла, который формируется на 7-8 неделе; именно в этот период мать могла перенести тяжелый грипп (ОРВИ, ЦМВ, краснуху и т.п.), что затормозило правильное развитие данной структуры глаза. Или, другой типичный пример: развитие врожденной катаракты у новорожденного произошло вследствие того, что мать ребенка перенесла краснуху во время беременности, что привело к врожденному помутнению хрусталиков.
Если у новорожденного обнаружено воспалительное заболевание, то необходимо искать инфекционное заболевание у матери (токсоплазмоз, туберкулез и др. инфекции, токсико-аллергические заболевания).
К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу — воспалению слезного мешка. У крохи в первые недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.
Зрение новорожденного
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза, обеспечивающее зрительные функции в процессе созревания организма, претерпевает значительные изменения.
В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 — т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.
Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.
В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета – желтый, оранжевый. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения. Игрушки необходимо размещать на уровне пупка ребенка на высоте 60 см и выше, но не над его лицом.
Зрение ребенка 3 – 7 месяцев
На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.
Острота зрения ребенка продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.
Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать зеленые и синие цвета возникает позже и обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.
С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. В этот период острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.
Зрение ребенка 8 – 12 месяцев
В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами. В этом возрасте детей также начинают интересовать детали интерьера: малышами внимательно изучаются: окна, картины, часы на стенах и все игрушки.
В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещения фигурок, людей. И не оттягивайте визит к детскому офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что все идет хорошо. От года до 2-х лет зрение закрепляется в пределах 0,3-0,6. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте от 3-4 лет зрения зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто: большинство детей свободно отвечает по специальной таблице для проверки зрения.
Родители должны знать, глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение — это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов. Плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения.
Кривизна роговицы ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).
Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех детей, которые входят в “группу риска”, а именно:
Зрение ребенка, подготовка к школе
Родители не всегда могут самостоятельно обнаружить у ребенка отклонения в работе зрительных функций, поэтому необходим профилактический осмотр офтальмолога в 1 год, три, пять и семь лет. Это поможет предупредить различные нарушения рефракции — аметропию (близорукость, дальнозоркость), амблиопию (слабость зрения), косоглазие.
Формирование бинокулярного зрения у детей
Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать?
Развитие зрения у детей
В этой статье
Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции.
Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.
Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.
Что такое бинокулярное зрение?
Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:
Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.
Формирование бинокулярного зрения у детей
Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:
На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения.
В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно.
Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности. Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью.
Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их.
Проверка бинокулярного зрения у детей
Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции.
Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.
Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко.
Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.
Бинокулярное зрение: Что это означает, отклонения и методы лечения
Бинокулярное зрение дает возможность видеть человеку одновременно двумя глазами и воспринимать трехмерное изображение. Нарушение синхронности работы зрительного органа приводит к возникновению офтальмологических заболеваний.
Что такое бинокулярное зрение?
Благодаря этой функции глаза воспринимают мир в трехмерном формате. Человек может определить форму и границы предметов, размер (высоту, ширину, длину) и расстояние друг от друга.
Расстройство бинокулярности мешает человеку ориентироваться в пространстве. Он затрудняется определить дистанцию. У пациента развивается косоглазие, близорукость и другие заболевания зрительной системы. Человек испытывает трудности при решении элементарных бытовых вопросов (налить воду в стакан, включить электроприборы).
Также при нарушении стереоскопической функции человек не может освоить некоторые специальности: водитель, летчик. При таком заболевании пациент испытывает трудности с трудоустройством и не может реализовать свои способности.
Отклонения могут появиться в любом возрасте. Поэтому важно регулярно проходить обследование у офтальмолога. Получить квалифицированную консультацию окулиста можно в клинике “Элит Плюс”.
Для чего нужно бинокулярное зрение?
Адекватно воспринимать действительность, дистанцию между предметами, их размер и форму человек умеет благодаря стереоскопическому зрению. Монокулярность (способность воспринимать информацию одним глазом) не дает представление о расположении предметов в пространстве, а лишь помогает установить размер и форму.
При полноценной работе глаз расширяет поле зрения и повышается его острота. За счет этого пациент более четко воспринимает картинку.
Как работает бинокулярное зрение?
При правильно сформированной стереоскопической функции человек способен объединить два изображения с обеих сетчаток в единую 3Д-картинку. Формирование целостного образа происходит в головном мозге благодаря фузионному рефлексу.
Развитие полноценного бинокулярного зрения возможно при соблюдении следующих условий:
Выявить причину расстройства и получить рекомендации узкопрофильного доктора. За помощью можно обратиться в офтальмологический центр “Элит Плюс”.
Как проверить бинокулярность
Существует несколько методик по определению стереоскопического зрения:
Для точной диагностики офтальмологического расстройства нужно пройти обследование с использованием профессионального оборудования. Определить монокулярность можно с помощью четырехточечного цветового аппарата Белостоцкого-Фридмана.
Этот прибор представляет собой диск с четырьмя лампочками (белая, красная и две зеленых), на которые нужно смотреть с помощью очков с линзами разных цветов (красная и зеленая). Пациент с пяти метров должен назвать правильный цвет всех точек. Этот способ позволяет установить монокулярность и определить ведущий глаз.
В клинике “Элит Плюс” проводится полное обследование зрительного аппарата с использованием высокоточного оборудования. Это позволяет выявить болезнь на ранней стадии.
Бинокулярное зрение и косоглазие
Наличие стереоскопического зрения позволяет отличить мнимое косоглазие от действительного. В первом случае расхождение зрительной и оптической осей достигает максимальных показателей (до десяти градусов). Дополнительным признаком мнимого страбизма является смещение центра роговицы в сторону.
Гетерофория (скрытое косоглазие) проявляется, когда органы зрения расслаблены и не пытаются сфокусироваться на предмете. если пациент пытается рассмотреть точку, закрыв один глаз, то второй в это время будет смещаться в сторону. Лечить скрытое косоглазие нет необходимости. Потому что при этом отклонении бинокулярность сохраняется.
При первых признаках страбизма у ребенка нужно обратиться к окулисту. Если не лечить заболевание, то могут развиться сопутствующие офтальмологические заболевания (миопия, амблиопия).
Причины отсутствия
Развитие патологии возникает по разным причинам. Правильное диагностирование поможет быстрее вылечить заболевание и восстановить работу органов зрения. нарушение бинокулярности возникает в следующих случаях:
Это основной список недугов, провоцирующих нарушение стереоскопической функции.
Лечение нарушений
Для устранения монокулярности используется несколько методик. В зависимости от сложности заболевания, они могут применяться комплексно или по отдельности:
Определение причины монокулярности поможет подобрать эффективные методы лечения. Для этого нужно пройти полное офтальмологическое обследование у опытного доктора.
Тренировка бинокулярного зрения
Эффективные методы восстановления бинокулярности с использованием специального оборудования доступны только пациентам офтальмологической клиники. Простые упражнения в домашних условиях помогут быстро привести мышцы глаз в тонус:
Гимнастику для поддержания бинокулярной функции нужно выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение до пяти раз. После регулярных тренировок состояние глаз заметно повысится.
Особое внимание нужно уделять детям. Предупредить развитие глазных заболеваний, в частности нарушения пространственного зрения, можно в раннем возрасте. Для малышей можно использовать следующие занятия:
Профилактика нарушений бинокулярного зрения
Избежать проблем с нарушением стереоскопической функции можно, если человек будет придерживаться следующих правил:
Чтобы снизить риск патологии бинокулярности, нужно с первых дней жизни ребенка соблюдать следующие правила:
Важно помнить, что профилактические меры помогут поддержать здоровье глаз. Но при незначительных сбоях в работе органов зрения нужно записаться на прием к окулисту.
Что делать, если заметили ухудшение зрения?
При снижении остроты зрения, дискомфорте в глазах, повышенной слезоточивости, нечеткой картинке нужно обратиться к специалисту. Нельзя откладывать визит к врачу и заниматься самолечением. Попытки решить проблему с зрительным аппаратом могут усугубить ситуацию и привести к частичной или полной слепоте.
Чем раньше пациент попадет на прием к окулисту, тем больше вероятность полного восстановления зрительной функции. Офтальмологи располагают современными средствами и методиками, с помощью которых можно быстро и безболезненно вылечить практически любое глазное заболевание.
Пройти обследование у профессионального офтальмолога, получить рекомендации и эффективное лечение можно в клинике “Элит Плюс”. Запись на консультацию ведется по телефону ☎ +7 (495) 960 00 33 и онлайн на сайте медицинского центра.