в каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев но и понимают мотивы этих поступков
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений
Ольга Рузманова
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений
Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.
В настоящее время чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. В школе у них часто возникают проблемы с написанием сочинений и анализом произведений.
Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.
На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.
Младшая группа (3-4 года).
В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации.
Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.).
Средняя группа (4-5 лет).
Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Например, главную героиню рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» они оценивают положительно, потому что девочка любила своих животных, но не замечают при этом ту лёгкость, с которой она меняла своих питомцев на новых. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее.
Старшая группа (5-6 лет).
В этом возрасте дошкольники в какой то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.
У воспитанников старшей группы появляется сознательное отношение к авторскому слову. Воспринимая литературные произведения в единстве содержания и формы, ребёнок может осознать словесный образ и отнестись к нему как к авторскому приёму.
Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видетьи некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.
Эмоциональное отношение к персонажам перестаёт быть чисто субъективным и зависит от того, как ребёнок оценивает поступки героя, становится более адекватным авторскому замыслу.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.
В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.
Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой.
Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения,который включает:
1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности);
2) анализ структуры и содержания.
Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.
Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования Успенский район.
Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.
Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.
Особенности восприятия информации детьми Особенности восприятие информации детьми Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды. Иммануил Кант Дошкольное.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Пересказ литературных произведений Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.
Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО «ВПК» Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Оксана Сысоева
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.
В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Умение воспринимать художественное произведение,осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Литература:
2. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.
3. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.
«Обучение детей пересказыванию литературных произведений». Методические рекомендации Введение Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ.
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет, или Что умеет ребёнок в этом возрасте» То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует.
Консультация для родителей «Возраст «почемучек». Возрастные особенности детей 4–5 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 «Маячок» Консультация для родителей «Возраст почемучек».
Консультация для родителей «Звукопроизношение. Как отличить возрастные особенности речи от патологических нарушений» Ребенок осваивает правильную артикуляцию звуков родного языка постепенно. Первые звуки, которые мы слышим от ребенка это гуление и лепет.
«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.
Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Вашему вниманию предлагается презентация «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет» «Возрастной портрет ребёнка» Будет учебная деятельность.
Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.
Познавательное развитие дошкольников по ФГОС. Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций Несмотря на то, что вопрос о роли проблемных ситуаций в познавательной деятельности.
Консультация «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» Детство дошкольника- большой отрезок жизни ребенка. В это время условия жизни стремительно расширяются. Раздвигаются рамки семьи, ребенок.
Консультация «Возрастные психологические особенности детей» Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических.
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Наташа ТАТЬЯНИНА
Особенности восприятия детьми литературных произведений
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения,выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Слайд Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев, речевой строй и композицию.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.Разработано несколько критериев:
1. нравственная направленность детской книги (воспитания любви к Родине, к людям, к природе);
2. высокое художественное мастерство, литературная ценность (образцовый литературный язык);
3. доступность, т. е. соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира.Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.
Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.
Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.
Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.
Значение восприятия природы детьми дошкольного возраста Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной.