в каком возрасте дети начинают сморкаться самостоятельно
Как научить
ребенка сморкаться?
Новорожденные дети не умеют сморкаться, и пройдет от 3-х до 5 лет, прежде чем ребенок полностью освоит этот важный навык. Но как же тогда быть с ежедневной гигиеной носика и избытком слизи в период насморка?
Для решения этих проблем есть простые и удобные назальные аспираторы — они помогают избавиться от слизи и корочек в носу, подходят как малышам, так и детям постарше.
Аспиратор незаменим для случаев, когда нужно срочно очистить носик от всего ненужного. А вот учить ребенка сморкаться следует без спешки в спокойной дружелюбной атмосфере и игровой форме.
Зачем нужно учить ребенка сморкаться и своевременно помогать ему очищать нос от слизистых выделений?
1 Насморк у детей может быстро привести к осложнениям. Евстахиева труба (прим.: канал, соединяющий горло, нос и ухо) у детей короткая и широкая, поэтому назальная слизь может попасть в полость среднего уха и вызвать отит. Излишки слизи следует вовремя удалять (высмаркиваться или пользоваться аспиратором), чтобы избежать осложнений.
2 Заложенность носа влияет на настроение, сон, аппетит ребенка.
3 Если нос хронически плохо дышит — это приводит к недостатку кислорода и, как следствие, проблемам развития.
4 Корочки в носу мешают слизистой «бороться» с вирусами.
В каком возрасте учить ребенка сморкаться?
Желательно, чтобы к моменту поступления ребенка в детский сад он уже умел сморкаться без посторонней помощи. Некоторые дети быстро осваивают навык сморкания, а другим нужно время. Первые «тренировки» можно предлагать ребенку, начиная с 1,5-2 лет. Это могут быть веселые и простые упражнения, которые помогут научиться выдувать из носика воздух.
3 игры, которые помогут
научить сморкаться
Если вы видите, что ребенок готов учиться сморкаться, попробуйте следующие игры.
Как правильно
сморкаться?
Когда ребенок научился выдувать воздух носиком, можно перейти к отработке «техники» сморкания. Правильно — слегка приоткрыв рот и зажав пальчиком одну ноздрю, продуть другую в бумажную салфетку. «Напор» сморкания не должен быть слишком сильным.
Еще несколько советов:
Сморкаться обеими ноздрями одновременно неэффективно
Чтобы облегчить сморкание, используйте капли для младенцев или спрей для детей постарше от Аква Марис. Морская вода помогает разжижить слизь и корочки в носу и удалить их будет проще
Нельзя сморкаться, когда у ребенка отек слизистой носа. В этом случае нужно сначала использовать сосудосуживающие препараты и избавиться от слизи, когда отек спадет
Предостережение: не следует заставлять ребенка сильно сморкаться — это может привести к отиту
Лучше не учить ребенка сморкаться во время болезни, когда он раздражителен и капризен
Что делать, если не получается?
Если ребенок отказывается учиться сморканию или у него не получается, отложите «тренировки» и продолжайте пользоваться аспиратором. Малыш обязательно будет сморкаться сам, просто пока он не готов освоить этот навык.
Какой препарат Аква Марис ® выбрать?
Препараты семейства Аква Марис ® — первопроходцы среди средств, в которых используются уникальные свойства натуральной морской воды. Средства «линейки» Аква Марис ® помогают обеспечить мягкий и естественный гигиенический уход за слизистой носа.
Как научить ребенка сморкаться, и в каком возрасте начинать
Как научить ребенка сморкаться и почему этот навык так важен – тема нашей статьи. А еще поговорим, чем опасен застой слизи в носу.
Почему важно научить сморкаться
Сморкание – неврожденный навык как, например, чихание или кашель. Малыша придется научить самостоятельно очищать носик.
И дело не только в том, что в приличном обществе не принято шмыгать. Или потому что засохшие под носом сопли выглядят не эстетично. Научить ребенка высмаркиваться важно еще и по медицинским показаниям.
Чем опасен заложенный нос:
При сильном насморке раздражается кожа под носом. Появляются покраснения, корочки. Ребенок испытывает дискомфорт, не дает родителям вытирать ему нос.
Навык самостоятельного сморкания полезен и с экстренных ситуациях. Если малышу в нос попало инородное тело, он сможет сам его «выдуть».
Но прибегать к подобным методам можно, если вы на 100% уверены, что карапуз высморкается, а не втянет в себя воздух.
Когда лучше начать обучение
Все дети развиваются в индивидуальном порядке. Поэтому идеального времени для обучения сморканию нет. Учить малыша как правильно сморкаться можно и в 1,5 года, и в 2.
Играть в «Ежика» и сопеть можно с карапузами от года и младше. Главное, чтобы ребенок понял, что воздух можно «выталкивать» из носика, а не только втягивать в него.
Вернемся к сморканию. Детям около двух лет уже можно объяснять, что «козюли» из носика нужно удалять. Конечно, даже научившийся выдувать носом воздух двухлетка не сможет сам высморкаться, когда это потребуется. Родителям придется и периодически напоминать об этом, а иногда и подносить платок к носику малыша.
Большинство детей полностью осваивает навык (сами берут платок, подносят к носу, сморкаются) к 3,5-4 годам. Некоторые малыши начинают это делать в 5 лет.
Родителям важно помнить, что жестких временных рамок нет. Чем раньше начнете учить, тем быстрее у ребенка получится.
«Уроки» сморкания проводят, когда карапуз здоров, находится в хорошем настроении. Нужно, чтобы ребенок освоил принцип сморкания, выдувание воздуха носом.
Как учить ребенка высмаркиваться
Существует два способа научить карапуза самостоятельно прочищать носик. Это либо личный пример взрослого, либо игра.
Пробуйте и тот и другой вариант, комбинируйте. Если сразу у малыша не получается, что вполне естественно, не давите на него. Запаситесь терпением как с любым другим навыком. Важно сразу учить малыша правильно сморкаться.
Техника правильного сморкания
Существует правильная техника очищения носа. Именно ей и нужно обучать малыша.
Как же правильно высмаркивать нос:
Почему так важно следовать рекомендациям и не сморкаться двумя ноздрями одновременно? Подобный метод опасен развитием отита. Так при сморкании сразу двумя ноздрями повышается давление, и слизь забрасывается в слуховые ходы.
Излишнее напряжение при высмаркивании также провоцирует распространение инфекции на уши. По этой же причине возникают и носовые кровотечения у детей.
Проще всего научить ребенка дуть носом, играя в веселые игры. Мы подобрали самые интересные:
Ежик
Самый простой вариант. Игра подойдет для малышей от полутора лет. Предложите карапузу пофыркать как ежик. Пусть он сначала сделает это двумя ноздрями, а потом одну аккуратно зажмет.
Свеча
Игра подойдет для деток от трех лет. Не оставляйте карапуза одного во время занятий. Суть задания задуть пламя свечи, сильно выдохнув из носа.
Аэропорт
Предложите ребенку попускать самолеты. Но необычным способом, а носиком. Устройте соревнование, продумайте маршрут «путешествия».
Для игры понадобятся два листа А4, цветная бумага. Вырежьте небольшие цветные самолетики или просто овальчики.
Поделите их между собой и ребенком. По очереди выкладывайте на лист бумаги, и сдувайте носом с него. Сначала двумя ноздрями, потом каждой по очереди.
Паровозик
Пусть малыш будет паровозом, а вы вагончиком. Пока вы едете на ромашковое поле, паровозик должен гудеть. Пусть малыш «пыхтит», то правой, то левой ноздрей.
Футбол
Устройте чемпионат по ватному футболу. Положите на стол пару комочков ваты, сядьте друг напротив друга и сдувайте вату. Кто первый забьет гол, тот и молодец.
Малышу не по душе развлечения – отложите занятия на время. Вернитесь к ним спустя несколько дней или недель.
Личный пример
Дети обожают «зеркалить» взрослых. Покажите малышу, как высмаркиваетесь, и он обязательно захочет повторить.
Возьмите салфетку или платок, поднесите к носу. Прокомментируйте, что вы заткнете одну ноздрю, а выдохнете другой. Предложите малышу: «А теперь ты высморкайся!».
Если у ребенка не получается, помогите ему. Поднесите мягкую салфетку к его носику. Объясните, что будете делать вы, а что нужно сделать крохе.
Личный пример оказался не заразительным – сделайте паузу. Через несколько дней поиграйте в игры, развивающие носовое дыхание. А потом устройте чемпионат по сморканию.
Полезные советы
Облегчит состояние ребенка во время насморка не только техника, как правильно сморкаться, но и простые рекомендации по организации быта.
Что делать при насморке:
Во время болезни педиатры рекомендуют пользоваться бумажными салфетками или одноразовыми платочками. Их выкидывают после одного, максимум, двух использований. Это предотвращает развитие патогенной микрофлоры в них, в отличие от тканевых платков. Бумажные салфетки более мягкие, меньше травмируют и без того раздраженную кожу под носом.
Освоить навык еще не получилось, насморк застал врасплох – воспользуйтесь специальными аспираторами для носовой слизи. Обычно они выглядят как маленькие спринцовки с мягким наконечником. Перед отсасыванием соплей нос промывают физраствором или специальным спреем.
Смажьте наконечник аспиратора вазелином. Сожмите его, чтобы вышел весь воздух. Введите «носик» груши в нос, разожмите ее. Все сопли «откачены».
Использование аспиратора большинству малышей не по душе. Для многих отказ от его использования становится стимулом в обучение сморканию.
Что если малыш не хочет сморкаться
Помните всему и сразу учатся мифические дети мам с форумов или групп в ВК. А детям реальным требуется время. Причем разное его количество для освоения любых новых навыков.
Пропускайте мимо ушей все удивительные истории про Петю, который сам сморкался, ходил, кушал и читал стихи в год.
Если малыш категорически не хочет сморкаться, не давите на него. Делайте паузы в обучение, придумывайте новые способы вызвать интерес у ребенка к процессу. Главное, запаситесь терпением.
Заключение
Доброжелательный настрой, периодически повторяющиеся занятия – залог успеха в любом деле.
При наличии тренировок малыш научится сморкаться самостоятельно, нужно только подождать.
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.