в каком возрасте дети начинают слушаться родителей
Как научить ребенка слушаться? Рекомендации родителям
Родители, у которых родился первенец, задаются вопросом: как научить его слушаться? Это очень важная тема, которой нужно уделить огромное количество внимания. Чтобы вырастить ребенка, который будет прислушиваться к вашим словам. И принимать их, как должное.
Мы расскажем о том, как добиться того, чтобы ребенок вас слушался.
Почему дети нас не слушаются?
Понятие послушания формируется у детей на подсознательном уровне. Если родители с детства прививают, что по каждому вопросу ребенок должен следовать их командам, то в будущем так и происходит. А если в некоторых местах взрослые дают слабину, и допускают непослушание, то этот шаблон поведения закрепляется в мозгу чада. Сначала он начинает пренебрегать нашими командами в мелочах (в чистке зубов, за столом). А затем перестает слушаться в более важных вещах.
Чтобы ребенок следовал вашим командам, вы должны выполнять то, что обещаете. Например, если вы сказали: «не разбрасывай игрушки, в противном случае они могут затеряться и пропасть», то проследите за реакцией ребенка. Если он продолжит разбрасывать вещи, то соберите их и спрячьте в ящик. На несколько дней.
Когда ребенок кинется их искать и не найдет, он поймет, что лучше бы он сложил вещи. А не разбросал их. Поскольку из-за того, что он не послушал родителей, стало только хуже.
Через 3-5 дней игрушки ребенку можно вернуть. Как бы случайно положив их на видное место. Скорее всего, урок ребенок воспримет.
Чтобы ребенок следовал вашим командам, вам нужно сформировать у него устойчивую привычку слушаться. При этом, нужно быть осторожными. Вам нужно сформировать у ребенка не просто привычку слушаться. А слушаться конкретно вас, родителей. Поддаваться командам других людей ребенок не должен.
Формировать привычку слушаться нужно с самого раннего возраста. Если вы начнете воспитывать ребенка уже будучи подростком, это будет очень сложно. Поскольку он уже является сформировавшейся личностью.
Как сформировать у ребенка привычку слушаться родителей?
Во время обучения ребенка привычке слушаться, рекомендуем придерживаться тактики под названием «восемь шагов». Ее суть заключается в том, чтобы постепенно учить чадо послушанию. Начиная с самых мелких, бытовых аспектов. И заканчивая более серьезными. Например, вопросами, касающимися того, чем заниматься по дому.
Систему «восьми шагов» рекомендуем внедрять в то время, когда ребенку от двух до двенадцати лет.
Этапы обучения ребенка послушанию по системе «восьми шагов»
Давайте разберем каждый из этапов «восьми шагов» по отдельности. В той последовательности, в которой они должны быть.
Этап #1: Пристройка
Во время первого этапа вам нужно на подсознательном уровне внушать ребенку, что он сделал определенное действие не просто так. А потому, что послушал вас. Для этого вам нужно пристроиться к действиям, которые он совершает.
Объясним на трех примерах:
Этап #2: Учим ребенка приходить к вам, когда вы его зовете
Для обучению ребенку тому, чтобы он приходил к вам, предстоит использовать сладости.
Суть шага заключается в следующем. Вы ставите сладости на определенную полку. Чтобы добраться до них, ребенку предстоит сначала подойти к вам. И попросить их.
Основываясь на этом, проделываем следующие действия:
Проделывайте это упражнение регулярно. Не реже одного раза в день. И уже через некоторое время ребенок научится приходить к вам. И сможет делать это даже без конфет.
Этап #3: Научите ребенка контролировать свое тело
Чтобы научить ребенка контролировать свое тело, вам нужно показать ему, как сидеть ровно. Как не двигаться, стоя на месте.
Обуздать неконтролируемую энергию чада можно с помощью игры под названием «замри». Для ее проведения вам нужно будет привлечь своего супруга. И сказать, что он будет играть вместе с ребенком.
Суть игры заключается в следующем. Муж с ребенком бегают по комнате. В один момент вы говорите: «замри!», и они останавливаются на месте. Замирают, не двигаются. И стараются не улыбаться.
Вы, как ведущая, должны попытаться рассмешить мужа и ребенка любыми способами. Если кто-то из них рассмеется, то проиграет.
Если играть в «замри» регулярно, то ребенок быстро научится контролировать свое тело.
Этап #4: Научитесь договариваться с ребенком
Договариваться с ребенком нужно следующим образом. Например. Вы с малышом играетесь на детской площадке. Настало время уходить домой. Однако, у ребенка другие планы. Он хочет остаться на подольше и капризничает. На этом этапе вы начинаете вести переговоры.
Предварительных договоренностей нужно достигнуть еще до похода на детскую площадку. Вам нужно сказать: «Мы сможем пойти играть только на час. После этого нам нужно вернуться домой. Пообещаешь мне, что когда я скажу уходить, мы уйдем?». Вам нужно добиться от ребенка ответа «да».
После того, как ребенок начнет капризничать во время ухода с площадки, напомните ему о предыдущем вашем разговоре. Скажите, что он пообещал не плакать, когда время прогулки закончится. Добавьте, что: «Обещания нужно сдерживать. В противном случае, я не смогу тебе доверять».
Этап #5: Не ведитесь на капризы ребенка
Чтобы ребенок перестал манипулировать вами с помощью капризов, просто не реагируйте на них. Конечно, делать это нужно в том случае, если вы действительно правы. И на 100% уверены в том, что это манипуляция.
Если же вы обидели ребенка, и он начал капризничать, то вам нужно реагировать на слезы.
Этап #6: Требования
На следующем этапе вам предстоит выдвигать ребенку определенные требования. Например:
И так далее. Требования должны быть жесткими. Но, при этом, справедливыми. Чтобы ребенок понимал: их нужно выполнять.
Когда ребенок начнет следовать вашим требованиям, ваш авторитет в его глазах возрастет.
Этап #7: Прививайте ребенку обязанности
Приучайте ребенка к тому, что у него должны быть обязанности по дому:
И так далее. Во время этого процесса вам нужно быть последовательными. Сначала дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать одну-две обязанности. И придерживаться их.
А затем, когда ребенок подрастет, обеспечьте его дополнительными обязанностями. Например, скажите готовить еду и мыть полы.
Этап #8: Учите ребенка самостоятельности
На этом этапе вам предстоит поручать ребенку задания, с которыми он должен справиться сам:
В каком возрасте нужно приучать детей к послушанию?
Хочу привести несколько цитат по этому вопросу. Интересно узнать ваше мнение, что вы думаете по этому поводу.
«Послушание родительскому авторитету необходимо внушать с младенчества и развивать в юности.
Некоторые родители считают, что в младенчестве желаниям малышей можно потакать, а затем, когда они станут взрослее, на них надо влиять убеждением. Но это ошибка. Начните учить детей послушанию с самого младенчества. Требуйте послушания в вашей домашней школе.
С самого раннего возраста детей необходимо учить повиноваться родителям, прислушиваться к их словам, уважать их авторитет.»
Мать должна воспитывать ребенка с его младенчества. Ей следует сдерживать волю и нрав малыша и приучать его к послушанию. Учите детей повиноваться и, когда они повзрослеют, не ослабляйте хватку.»
«Лишь немногие родители с раннего возраста учат детей послушанию. В течение первых двух-трех лет ребенку позволяют взять верх над родителями, которые не решаются учить его послушанию, полагая, что он слишком мал. Но все это время в маленьком существе крепнет эгоизм, и родителям с каждым днем все труднее контролировать ребенка.
В самом раннем возрасте дети в состоянии понять ясные, простые слова и через доброе, рассудительное обращение могут научиться повиновению. Никогда мать не должна позволять ребенку [83] брать над собой верх. Ей нет необходимости применять жесткие меры для поддержания авторитета. Спокойствие, твердость и доброта, убеждающая ребенка в вашей любви, сделают свое дело. Но если в течение первых трех лет жизни малыша не сдерживать его эгоизм, раздражительность и своеволие, то в дальнейшем его будет очень трудно дисциплинировать. Поведение ребенка становится отвратительным, ему нравится добиваться своего, ему неприятен родительский контроль.»
«Никогда не позволяйте детям проявлять неуважение к родителям. Своеволие ни в коем случае не должно остаться без порицания. Для будущего благополучия ребенка требуется доброта, любовь, но также и твердая дисциплина.»
«. Привычку послушания нужно укоренять мягким, но настойчивым усилием. Тогда в дальнейшем в значительной степени можно будет избежать столкновений между собственной волей и авторитетом старших, конфликтов, которые производят у молодежи горечь и отчуждение по отношению к родителям и учителям, а также сопротивление любой власти. «
«Требования родителей всегда должны быть разумными. Им следует проявлять доброту; не бессмысленное потворство, но мудрое руководство. Учите своих детей любезно, не браня, не придираясь к ним, стремясь узами любви привязать к себе сердца малышей.»
«Многие родители не контролируют своих детей, а потом удивляются, почему их дети упрямы, непослушны, неблагодарны и испорчены.»
«Уроки послушания и уважения к авторитету нуждаются в частом повторении. Такого рода работа, совершаемая в семье, будет служить силой, ведущей к добру.»
Когда ваши дети начали слушаться?))
Автор: RoseMama,
14 апреля 2020 в Все о детях
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Сейчас просматривают 0 пользователей
Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
Популярные темы
Автор: Инна с
Создана 9 часов назад
Автор: АЛИСА889
Создана 3 часа назад
Автор: Лия202033
Создана 11 часов назад
Автор: Екатерина A
Создана 10 часов назад
Автор: ТетьОся
Создана 7 часов назад
Автор: Екатерина A
Создана 36 минут назад
Автор: ТетьОся
Создана 23 часа назад
Автор: buba13
Создана 5 часов назад
Автор: Zhiltsna
Создана 20 часов назад
Автор: Ёжик с фонариком
Создана 3 часа назад
Отзывы о клиниках
О сайте
Быстрые ссылки
Популярные разделы
Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!
Послушный ребенок
или каком возрасте дети начинают слушаться
От новорожденных детей никто не требует послушания. Но стоит ребенку обрести небольшую самостоятельность, продемонстрировать понимание родительских слов, как взрослые начинают жаловаться: «Не слушается!».
Юлия Луговская
Педагог, г. Москва
Что же такое послушный ребенок в понимании родителей и почему ожидания взрослых в отношении послушания детей не всегда бывают оправданы?
На самом же деле, в возрасте до 2–3 лет ребенок еще не умеет не слушаться. Он не отделяет себя от мира, от родителей и не способен перечить чужой воле, делать что-то назло и специально. Проблема в том, что ожидания взрослых нередко завышены и не учитывают возрастных особенностей и возможностей ребенка. Первые простые инструкции дети начинают понимать в 9–10 месяцев. Но чтобы ребенок запомнил что ‑ то, требуются многократные повторения. И даже если кроха наконец усвоил нужное родителям правило, несколько дней спустя он может его забыть. Подобные ситуации часто вызывают недоумение и отчаяние у взрослых. А между тем объясняются такие капризы памяти невероятной скоростью развития, превращающей за несколько лет младенца в человека, который ходит, говорит, рассуждает. Ребенок усваивает такие непостижимые объемы информации, что менее важные данные могут и потеряться. А детскую любознательность, стремление все увидеть, потрогать, попробовать невозможно остановить словами.
Нередко взрослые переоценивают способность детей понимать словесные инструкции. Ребенок только осваивает речь, часто и сам еще не говорит и ему не под силу разобрать многословные объяснения и тем более привязать их к своим представлениям о мире.
Поэтому пока ребенок мал, родителям нужно брать ответственность за его поведение на себя, не надеясь, что удастся добиться от крохи послушания. Но попытки установить границы, обучить малыша запретам не пропадут даром. Постепенно ребенок научится следовать правилам и определенным социальным нормам.
Послушные дети: трудное слово «нельзя»
Не стоит тратить все силы на то, чтобы подчинить ребенка, заставить соответствовать какому ‑ то идеалу. Постарайтесь увидеть, какой он на самом деле, услышать, понять причины поведения малыша. Родителям, которым удалось установить контакт с ребенком, не только проще решать конфликты – в этих семьях и противостояний меньше, поскольку ребенок привык к переговорам и готов на уступки.
Дети достаточно консервативны. Этот консерватизм помогает им постигать законы мира, усваивать причинно-следственные связи. Но проблема в том, что память, внимание, воля, мышление развиты у ребенка недостаточно. И он часто не в состоянии выполнить просьбу или не нарушить запрет.
Для того чтобы послушаться родителей, малыш должен:
1. Услышать просьбу. И здесь уже может крыться проблема. Ребенок, увлеченный своим делом, настолько концентрируется на нем, что может не слышать родителей. Поэтому прежде чем говорить что ‑ то важное, привлеките внимание малыша, поймайте его взгляд, опуститесь на его уровень, приобнимите ребенка за плечи.
2. Понять просьбу. Многословные объяснения кроха скорее всего пропустит мимо ушей. Не поймет он и косвенную просьбу: «Почему никто не вытирает ноги?», иносказание: «Не успокоишься, пока весь чай не разольешь?», шутку. Ребенок еще не способен делать логические выводы и обобщать. Он, скорее всего, не догадается, что вы запретили трогать не только провода на кухне, но и провода и розетки во всех комнатах. Поэтому выражайте свои требования прямо, просто, конкретно.
3. Запомнить. Запоминать что ‑ то осознанно ребенок научится только в старшем дошкольном возрасте. До тех пор можно надеяться лишь на непроизвольную память. Именно поэтому так важны многократные повторения. Влияет на возможности памяти и число запретов. Если их слишком много – ребенок запутается и не запомнит ни одного.
4. Вспомнить о запрете в нужный момент. Для крохи это очень трудно. Есть хороший метод естественных последствий, когда нарушение запрета несет некоторый дискомфорт малышу. В этом случае ситуация получает эмоциональную окраску и запоминается и вспоминается намного лучше.
5. Послушаться. Если требование не противоречит собственным желаниям ребенка, он обычно охотно слушается. В остальных случаях кроха действует импульсивно и нарушает запреты прежде, чем успевает о них подумать.
Что запрещать малышу в возрасте до двух лет?
До 2 лет малышу обычно не по силам выполнить столь сложную цепочку действий. И трудности возникают на протяжении всего дошкольного возраста и дальше. Поэтому постарайтесь проанализировать все привычные запреты и подумать, как вы сами можете избежать проблем, не рассчитывая на понятливость крохи. Обычно запреты касаются таких областей:
Даже если ребенок не понимает – продолжайте объяснять и повторять запрет. И не забывайте про слово «можно», предлагайте замену опасным действиям.
Важные составляющие в воспитании послушного ребенка.
Непослушный кроха, убегающий из ‑ за стола, не смыкающий глаз до полуночи, доставляет немало переживаний своим родителям. Можно ли хотя бы в таком серьезном вопросе добиться послушания?
Дети очень разные. Ни в одной книге вы не прочтете, сколько нужно есть и спать именно вашему ребенку. Некоторые дети едят мало или слишком разборчивы. Другие спят меньше сверстников. Есть дети спокойные и усидчивые и такие, которым требуется непрерывное движение. Самое важное – понять, какой у вас ребенок, а не пытаться загнать его в стандартные рамки. Стоит принять малыша таким, какой он есть, и признать, что изменить его физиологические потребности не получится. Например, если кроха в раннем возрасте отказывается спать днем – займите его спокойной игрой, сделайте расслабляющий массаж, полежите с ним и расскажите сказку. Попробуйте отыскать удобный малышу ритм жизни и согласно ему выстроить четкий, постоянный режим дня.
Если нарушения сна или питания вызывают у вас беспокойство, проконсультируйтесь с педиатром, но не пытайтесь решать проблему силовыми методами.
Иногда раздражение родителей вызывают шум и непоседливость, вполне естественные для любого ребенка. Не стоит пытаться унять разыгравшегося малыша словами и обижаться, что он по вашей команде послушно не успокоился. Проще увлечь его более спокойной игрой, предложить найти что ‑ то интересное в другой комнате или крепко обнять. У крохи всегда должно быть место и время для шумных, активных игр. И бессмысленно ругать ребенка просто за то, что он ребенок.
Волевая сфера: возможности малыша
Ближе к 3 годам многие знания и навыки ребенка не вызывают сомнения. Он действительно научился есть ложкой, но делать это не хочет и точно знает, что нельзя нажимать кнопки на компьютере, но все равно нажимает. Не слушается? Скорее не может слушаться, не может делать то, что скучно и неинтересно, и не может отказаться от занятий, которые увлекают. Первые признаки развития волевой сферы появятся только в старшем дошкольном возрасте. До этих пор сознательное управление собой – очень сложная, а подчас и невыполнимая задача для крохи, и его послушание будет зависеть только от того, смогут ли взрослые обеспечить дополнительную мотивацию, стимулирующую ребенка заняться нужной деятельностью или переключиться с нежелательных действий.
Например, не желающего идти гулять или, наоборот, возвращаться домой малыша привлеките интересным делом. Ребенок не хочет надевать сапоги – расскажите, как весело ходить в них по лужам. Если кроха скучает над тарелкой каши, заинтересуйте его картинкой, нарисованной на дне тарелки.
Одежда с изображениями любимых зверей, красивая зубная щетка, мыло необычной формы также помогут справиться с нежеланием ребенка одеваться, чистить зубы, мыться.
Другой способ – подчеркнуть важность выполнения просьбы. Малыш стремится походить на родителей, повторять все за ними и обрадуется, если предоставить ему дополнительную возможность побыть взрослым и потом серьезно и с уважением отнестись к его делам.
И конечно, самый лучший способ мотивировать малыша – превратить важное дело в игру. Вместо того чтобы собирать разбросанных кукол и зверей, развозите их, например, по местам на любом имеющемся в детских игрушках транспорте. Утомительная дорога станет намного веселей и короче, если идти, изображая поезд и вагончик. И ложиться спать не так грустно, если кровать превратиться в кроличью нору. Таких игр можно придумать множество, и они помогут не только победить рутину ежедневных дел, но и разовьют воображение малыша.
Кризис непослушания
После 2 лет у ребенка начинается новый этап развития. Кто ‑ то постепенно, а кто ‑ то мгновенно, кто ‑ то разительно, а кто ‑ то и слегка, но все дети в этот период меняются. Рубеж нового возрастного этапа называется «кризис трех лет». В психологии слово «кризис» не несет негативного подтекста – это просто закономерный переход от одной возрастной ступени к другой. Хорошо, если и родители, как бы трудно и непривычно им ни приходилось, понимают, что кризис – это хорошо, это значит, что ребенок растет и развивается. И первое проявление независимости – не менее значимый и трогательный момент, чем первые шаги или слова.
Кризис трех лет – период отделения ребенка от родителей, утверждение его самостоятельности. Данное время характеризуется и громкими протестами, и явным, даже нарочитым, непослушанием. Но это непослушание ради непослушания. Так ребенок учится отстаивать свое мнение и доказывает свое право действовать и принимать решения.
Задача родителей – не устраивать противостояние, а дать малышу некоторую свободу, одновременно с этим обозначив границы. Если пытаться подавить волю ребенка, его развитие замедлится, но потакание всем желаниям лишит малыша чувства защищенности и стабильности. Ребенок хочет отделиться от взрослых, но он хочет остаться в их мире, и правила общежития ему нужны не меньше, чем возможность поступать по ‑ своему.
Самое важное – не прекращать объяснения, предостережения, даже если они кажутся бесполезными и непонятными крохе. Не оставляйте попыток договориться о выполнении главных правил и позволяйте малышу проявлять независимость там, где можно. Но в серьезных ситуациях никогда не идите на поводу у ребенка, разрешая ему выбежать на дорогу или пройти опасный участок без вас.
Доброжелательное внимание к действиям малыша, вовремя проявленная гибкость и твердость в принципиальных вопросах позволят пережить кризис и положить начало новым отношениям с ребенком, основанным на сотрудничестве.
К 3 годам от ребенка можно уже требовать некоторого послушания. Но должно ли это стать основой воспитания и взаимодействия с малышом? Безусловно, послушные дети удобны и в младшем возрасте с ними меньше хлопот. Но беспрекословное послушание мешает развитию целеустремленности, инициативности, любознательности, самостоятельности.
Требования родителей не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка, упускать из виду его состояние (усталость, голод), возрастные особенности, оставлять без внимания причины поведения.
Не стоит добиваться послушания любой ценой. Лучше постепенно обучать кроху действовать по правилам, сотрудничать и договариваться, доверять родителям. Эти навыки не только помогут избежать семейных конфликтов, но и пригодятся ребенку в играх и общении с людьми.