в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями. 02001c1023473bea211befa2a62c197c. в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями фото. в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями-02001c1023473bea211befa2a62c197c. картинка в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями. картинка 02001c1023473bea211befa2a62c197c. Екатерина Берюляева Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Екатерина Берюляева
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время – это отражение вечного развития природы, общества, человека.

Взрослым необходимо научить детей грамотно планировать и ценить свое время. По мнению специалиста по возрастной психологии И. Ю. Кулагиной, дошкольный возраст является основой для формирования новых психических образований, которые будут формироваться в процессе дальнейшей деятельности ребенка. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях, а в мире, окружающем детей, все события протекают во времени.

Время – это человеческая конструкция, которая позволяет нам различать, распределять свою деятельность. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.

Психологи (А. В. Семенович, К. С. Лебединская, О. С. Никольская) утверждают, что пространственно-временные представления можно считать одним из базовых составляющих психического развития ребенка. По их мнению, эти представления являются наиболее важными параметрами в развитии познавательной сферы ребенка. Они формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение его всегда совершается в одном и том же направлении – от прошлого к будущему. Оно необратимо, его нельзя вернуть, показать, потрогать. Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений.

Протекает время в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления дошкольников о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта.

Наблюдая изменения происходящих явлений, дети 4-5 лет практически приобретают те или иные представления о времени. Информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, разных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни и жизни окружающих его людей. Постепенно дети запоминают названия дней недели, отсчет которых часто ведется от выходного дня. Но даже при непосредственном восприятии и накоплении опыта, представление детей о времени формируется очень медленно. Не формируются знания о мерах измерения времени, не усваиваются практические способы пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развивается чувство времени. Однако затруднения в усвоении детьми временных представлений не означает того, что дети не могут их усвоить.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн указывал, что «хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно,когда не уделяют достаточного внимания их выработке, не следует преувеличивать их недоступности».

Итак, уже в среднем дошкольном возрасте дети должны научиться называть и различать части суток, ориентироваться в настоящем, прошлом и будущем (на уровне «вчера», «сегодня», «завтра», знать названия и различать времена года. К старшему дошкольному возрасту ребенку нужно уметь соотносить свою деятельность со временем, предусматривать необходимые для неё временные рамки.

Задача воспитателя в этом плане – помочь дошкольникам преодолеть трудности в усвоении временных характеристик. Необходимо научить детей правильно ориентироваться во времени, воспринимать его движение; правильно употреблять в речи слова, обозначающие временные категории.

Начало работы с детьми – знакомство с последовательностью частей суток. С этой целью предложить серию картинок.Рассматривая их и отвечая на вопрос: «Когда это бывает?», ребенок воспринимает изображения как показатели частей суток и называет эти части. Затем дети должны пытаться разложить картинки во временной последовательности,объясняя свои рассуждения: «Сначала мальчик ночью спит, утром делает зарядку, днем – гуляет, вечером ужинает, смотрит телевизор, а потом снова ложиться спать…»Также использовать картинки с более широким содержанием: «Ученики идут в школу», «Салют на фоне ночного города», «Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели» и т. д.Следующий прием: детям предложить выбрать самостоятельно из набора все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем или утром, или вечером.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществить в игровой форме. Это игры-путешествия в «утро», «день», «вечер», «ночь». Также для закрепления знаний детей использовать подвижные игры, которые сопровождаются чтением отрывков из рассказов, стихотворений, где описываются характерные для данной части суток практические действия.Например:

«Спать пора. Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Далее, как усложнение работы, детям предложить задание: показать те карточки – знаки, которые обозначают часть суток, идущую «до» или «после» временной категории названной взрослым.

Еще один прием это выкладывание частей суток в последовательности, начиная с любой из карточек. В результате, после разнообразной работы по знакомству детей с частями суток, усвоению их последовательности, можно перейти к следующему, более сложному этапу – знакомству дошкольников с самим понятием «сутки».

Здесь начать с такого приема: на доске в один ряд выставляются 4 картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разные части суток.Затем выяснить с детьми: «Какие части суток изображены на каждой картинке? Сколько их всего?» Спросить детей: «Как можно одним словом назвать все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?».Уточнить : «Все эти четыре части вместе носят название – «сутки»; «Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки».Затем повторить : сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Кроме этого детям предложить сложить цветные знаки частей суток и назвать все это время одним словом.

Затем организовать с детьми беседу по таким вопросам: «Вспомните, что вы знаете о сутках? Какое сейчас время суток? Какие части суток еще бывают? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь?» и т. д. подобные приемы позволят показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них уже сложится элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

После усвоения характеристик «сутки» и «части суток», можно перейти к знакомству со следующим временным понятием – «неделей». Наглядно представить неделю поможет встреча с игровыми персонажами – братьями Гномами, а их «волшебные часы» помогут понять длительность, текучесть и емкость этого отрезка времени.

Для закрепления данного понятия также можно провести дидактические игры: «Чья неделька быстрее соберется», «Радуга – дуга», «Лови, бросай – дни недели называй», подвижная игра «Неделя, стройся». Так в играх закрепляется знания детей о порядке следования дней недели и их сменяемости. Данные игровые приемы позволят также совершенствовать у дошкольников внимание, память, мышление, речь.

Для закрепления можно провести игру с мячом.Воспитатель бросает мяч и говорит: «Рисовать мы будем…-«Завтра!» и т. д. Кроме этого провести игру – упражнение «Домик дней», дидактическую игру «Вчера, сегодня, завтра». Предложить детям задание –игру: «Что было, есть и будет»,в которой они по очереди составят рассказы на темы: «Что со мной было вчера», «Что я делал сегодня», «Что со мной случится завтра» и т. д. Рассказы могут быть как реальными, так и вымышленными. Также в этом плане может помочь чтение отрывков из стихов, сказок, рассказов.

Еще одно важное направление в знакомстве детей с движением времени – это усвоение понятия «времена года». Их сменяемость, различия, приметы побуждают дошкольников наблюдать, анализировать, сравнивать. Наверное, можно сказать, что планирование занятий по познавательному и речевому развитию, по ознакомлению с окружающим в детском саду зависит от времени года. И на прогулках обязательно обращать внимание на сезонные изменения в природе, в жизни людей и животных, на изменение продолжительности дня в зависимости от сезона. Для уточнения и закрепления знаний о временах года наблюдать за каким – либо объектом в течение смены всех времен года. Например – как появляются цветочки весной, как они растут, а потом меняют цвет и опадают.

В играх и занятиях по знакомству детей со временами года стараться воспитывать у детей интерес к явлениям природы, желание беречь и охранять ее. На таких занятиях у детей развивается наблюдательность, умение анализировать, выделять существенные признаки того или иного явления. Необходимо отметить, что эффективность проводимых мероприятий по знакомству детей с временами года будет гораздо выше, если они будут опираться на жизненный опыт детей. В этом помогут экскурсии в парк, к реке, на луг, в лес. В свободное время в группе можно рассматривать иллюстрации, репродукции, читать сказки, стихи и рассказы, отгадывать загадки и кроссворды о временах года.

Необходимо планировать последовательность работы, соблюдая обще дидактический принцип – от простого к сложному. Шаг за шагом учить детей наблюдать, сравнивать, думать. Всю работу проводить преимущественно в игровой форме, что должно соответствовать психофизическим особенностям детей дошкольного возраста. В процессе работы осуществлять индивидуальный подход, т. к. у детей может быть разный уровень познавательных возможностей. Также стараться организовывать работу опираясь на развивающую среду группы, проводить консультации для родителей, рекомендовать как грамотно познакомить детей с временными характеристиками и обеспечить их устойчивое усвоение.

Эта проблема, несомненно, является очень важной в становлении и развитии психического статуса ребенка – дошкольника. Поэтому необходимо планировать приемы воспитательно-образовательной работы в данном направлении, обогащать развивающую среду группы новыми дидактическими играми. В будущем, детям потребуется решать более сложные задачи, связанные с оперированием временными категориями. Цель воспитателя – организовать этот процесс для ребенка так, чтоб он был доступным, интересным, насыщенным игрой и радостью открытий.

Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультминутка.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование системы представлении о времени у детей старшего дошкольного возраста Кашапова Айсылу Разимовна Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад ЦР №2 «Планета детства» г. Альметьевск Республики Татарстан Формирование.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста «Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха» Воспитание.

в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями. detsad 723167 1537765199. в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями фото. в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями-detsad 723167 1537765199. картинка в каком возрасте детей знакомят с временными понятиями. картинка detsad 723167 1537765199. Екатерина Берюляева Формирование представлений о времени у детей дошкольного возрастаТехнология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени» Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени».

Источник

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования

Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, чувствовать его длительность измерять время.

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений.

Понятие времени не дано ребенку изначально. Знания о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.

Перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей с понятием времени – нематериальным явлением, воспринимаемым детьми при помощи наглядно-образного мышления.

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования

Развитие представлений о времени у детейосуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Оба пути могут сочетаться друг с другом.

Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток.

Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов.При этом обязательно учитываются семейные обстоятельства и местные условия: работа в ночное время родителей (не все люди ночью спят, географическое расположение места (белые ночи на севере) и т. д

Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности.

Последовательность обучения временным понятиям

Методика ознакомления с временными понятиями

Методы и приемы

Формы организации

Методика ознакомления с временными понятиями

Методы и приемы

Формы организации

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление с интервалами времени в 1, 3, 5, 10 минут

Знакомство с длительностью 1,3,5,10 минут с использованием секундомера, песочных часов, часов – конструкторов для восприятия детьми длительности указанных интервалов

Обеспечение переживания длительности интервалов времени

Обучение выполнению работы в указанные интервалы времени, обучение измерению времени и оцениванию длительности деятельности, регулированию темпа ее выполнения

Определение окончания срока выполнения деятельности по песочным часам.

Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности.

Предварительное планирование объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющихся представления о его длительности.

Счетные палочки для выкладывания узоров.

Материалы к заданиям: разрезание бумаги и бумажных геометрических фигур, складывание узора, одевание и раздевание куклы.

Часы-конструктор с прозрачным корпусом.

В результате формирования временных представлений дети должны:

• Иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности;

• О порядке следования дней недели;

• О месяцах года и порядке их следования;

• О времени года, их характерных признаках.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Образовательные технологии формирования временных представлений у дошкольников В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Я. А. Коменский В современном обществе всё построено на точном расчёте времени.

Проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста «Теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-дидактических.

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования и проявления эмоций у детей дошкольного возраста». Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.

Методика формирования элементарных ма-тематических представлений и понятий при изучении темы «Длина. Единицы измерения длины» Длинна (длина отрезка прямой) – расстояние между его концами; положительная величина, определённая для каждого отрезка так что: 1) равные.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени.

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Источник

Особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями резкой сменой ритмов и нехватки времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее его использовать и гораздо больше ценить. Нынешние производственные технологии также рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней необходимости жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как бедующему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, формировать предпосылки учебной деятельности.

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через повседневную жизнь и непосредственно образовательную деятельность.

Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

В образовательной деятельности очень важно опираться на особенности воспитания времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день-ночь, утро-вечер, секунда-минута, быстро-медленно, осень-лето, зима-весна и др. Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание временной длительности должно сочетаться с познанием временной последовательности, которые связаны друг с другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и их последовательность, периодичность событий во времени и т.д.).

Познание мер времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) должно основываться на развитии «чувства времени» у ребенка, осознании им своего настоящего прошлого и будущего. Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их, без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей.

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети 100 раз закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня». После этого детям предлагается загадка: «Что было вчера, а будет завтра?» (Сегодняшний день.) Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливать их логическую последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Важно, чтобы все дети правильно выполнили эту работу. Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие — медленно. Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову»

В старшей группе детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т. д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти знания дома. В обучении детей этого возраста используются дидактические игры, различные упражнения: «Назови следующий день», «Назови соседей названного дня» и т. д. Дошкольникам можно показать, что если неделя начинается с понедельника, то заканчивается она в воскресенье, а если с четверга, то заканчивается в среду

В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа.

На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами. В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы). Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т. д

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступным им средств и способов действия. Возможность определения времени ребенком связана в значительной мере со значением чисел. Поэтому количественные и временные представления целесообразно развивать в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Практическую ориентировку во времени следует рассматривать не как самоцель, а как условие интеллектуального развития дошкольников, средство совершенствования разных видов деятельности и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Для этого используются разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки).

Наблюдение. Воспитатель проводит наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. В этих случаях требуется тщательный отбор художественных произведений, небольшие по объёму(4-12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории. Такие занятия должны быть «особой игрой мысли и чувств, слова и образа» короткие.

Беседы способствуют развитию у детей различных временных представлений. Ознакомление с месяцами можно начинать например с сказки

С. Маршака «12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».

Уважаемые коллеги, проведем игру «Неделя, стройся»

Дидактическая игра «Неделя, стройся»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: набор карточек от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры. Вы, под музыку выполняете различные движения, а по окончанию вам нужно взять цифры со стола и построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 (вторник) и т д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Найди соседей»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, называть «соседей» недели

Материал: набор карточек цветных от 1до7

Сейчас я разложу на столе карточки разного цвета от 1 до 7 и перемешаю их. Вы берите карточки и выстраиваетесь по порядку в соответствии с цветом, указанной на карточке. Вы «превратились» в дни недели.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)»

Игровое упражнение «Двенадцать месяцев».

Воспитатель раскладывает на столе карточки с числами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев.

Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности. Абстрактность, присущая времени, конкретные действия, совершающиеся в нем, стимулируют неуемное детское творчество. Этому способствуют и специально предлагаемые педагогом темы: «Зимнее небо», «Солнце ложится спать», «Самый красивый закат», «Что я люблю делать днем (или в другое время)», «Звездное время», «Лето красное», «Золотая осень», «Мой портрет», «Мир будущего». Изобразительное творчество детей будет более продуктивным, если оно опирается на опыт наблюдений за явлениями природы, изучение художественных картин и иллюстраций, а также знания о времени.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Предлагаю вашему вниманию короткое литературное произведение про девочку, а вы внимательно его послушайте и скажите мне, о каком времени года говорится в этом произведении.

Холодно. Девочка идет по снегу, слегка укрывшись стареньким платком. Ей нужно, во что бы то ни стало найти подснежники и наполнить ими корзину. Неожиданно она вышла на ярко освещенную поляну и увидела странные фигуры. Она приветливо поздоровалась с обитателями поляны и рассказала им о том, что ей нужно в лесу. Месяцы, а это были они. Стали оживленно и сочувственно переговариваться. Месяц Апрель, пожалев девочку, предложил ей свои услуги, ведь подснежники появляются именно в это время года. Девочка принесла цветы домой. Мачеха обрадовалась, но не поблагодарила девочку…..

О каком времени года говорится в этом произведении? (Весна.)

Рекомендуемые стихотворения о временах года

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала-

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом-

Стало всюду пусто, глухо.

Загадки, которые помогают детям узнать о времени года

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется-

Это время года как у нас зовется? (Осенью)

Почему так происходит?

Через песни дети узнают о временах года:

И на пляжах песчаных

Собралась ребятня…. (Лето.)

В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

1. Жил на свете старый дед,

На земле он много лет

2. Утро солнышко будил,

И в добре, и в мире

Дочерей своих растил,

3. Жили дружною семьёй,

Друг за другом чередой

4. Первая сестра-Зима

Все дорожки и дома

5. А за нею шла ВЕСНА,

Поднимала сонный лес

Разносилось до небес

6. После Лето приходило

В платье с васильками

К морю теплому манило,

В пляску бабочек звало,

Рядом с нею все цвело

7.ОСЕНЬ младшенькой была

И с дождями невзначай

На земле их хоровод

Дни летели, с ними ГОД

Пролетал, как птица.
Модели и детские календари. Эти средства познания временных отношений начинаются использоваться в работе с детьми пятого года жизни, но в основном применяются в старшем дошкольном возрасте.

Фани Наумовна Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени.

Так как отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени.

Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей и календарей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Для их изготовления применяется бумага, пластик, картон, тонкая фанера, проволока и др. материалы. Дети, как правило, принимают посильное участие в этом, что уже само по себе способствует развитию у них временных представлений.

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветочные решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначений дней недели могут браться цвета радуги.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще используется в работе со старшими детьми. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Беседы проводятся в ходе НОД и вне. В процессе беседы воспитатель активизирует личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся со слов «что?», «когда?», (Что делают дети утром, когда просыпаются? Когда они делают гимнастику? Когда обедают? И т.д.). Эти вопросы следует варировать, учитывая, что на первый вопрос («Что?») ребенку отвечать легче, чем на второй («Когда?»). Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его названии.

Показателем чувства времени для ребенка в первую очередь является его собственная деятельность, а потом уже деятельность других, в том числе и взрослых. Этот факт следует учитывать при работе с малышами. В разное время суток дети заняты многими видами деятельности.

Самые простые проблемные ситуации требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить часть суток. Проблемные ситуации, задачи и вопросы, включающие знакомые детям временные категории, широко используются на занятиях, в процессе повседневной жизни, при проведении вечеров развлечений и досуга, викторин и других форм работы. Они могут инициироваться педагогом, самими детьми, предлагаться от имени знакомого литературного персонажа (Незнайки, Буратино, Почемучки и т.д.). Технология создания таких проблемных ситуации строится на использовании маловероятных условий и сказочных (волшебных) образов: «Зеркала времени», «Машина времени».

Проблемная ситуация создается и решается педагогом совместно с детьми. Вытекающие из проблемной ситуации последствия обсуждаются с помощью цепочки вопросов, адресованных детьми в процессе нахождения правильного решения.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно – значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени через наглядный материал:

-репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др),

-альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

— настольно – печатные «Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня»;

— дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник».

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

— наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);

— словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);

— практические (игры, упражнения, опыты).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

— выполнение разнообразных практических действий;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

— выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

— широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя.

Воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.

2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

4. Лебеденко Е.Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2003 г.

5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 185

6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.

7. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

8. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *