в каком виде спорта развитие ловкости является важным компонентом специальной подготовки
Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость и гибкость
Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (которая позволяет сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах. Конкретная необходимая мера развития различных видов гибкости (активной, пассивной) определяется спецификой спортивной и профессиональной двигательной деятельности.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, какими являются акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др. Без хорошей координации движения невозможно достигнуть высоких спортивных результатов в подавляющем числе спортивных игр (баскетбол, гандбол и др.), в единоборствах. Об этих видах спорта более подробно сказано выше.
В процессе тренировки в указанных видах спорта преимущественное развитие получают координационные способности, совершенствуются функции двигательного анализатора, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокой степени развития достигают ориентировочные реакции, приобретаются умения и навыки сохранения равновесия и разнообразных перемещений тела в пространстве, в том числе в условиях ограниченной опоры и в безопорном положении.
Занятия, особенно акробатическими и гимнастическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью. Владение широким арсеналом разнообразных специально-вспомогательных упражнений развивает способность к быстрому обучению новым движениям. Двигательный опыт, накапливаемый в процессе занятий, лежит в основе качества ловкости, которое у спортсменов, специализирующихся в данных видах спорта, достигает особенно высокой степени совершенства.
Спортивная подготовка в групповых видах акробатики и художественной гимнастики, выступления команд на соревнованиях формируют навыки согласованного взаимодействия с другими членами спортивного коллектива. Регулярные тренировочные занятия оказывают позитивное воздействие на развитие таких качеств личности, как целеустремленность, смелость, инициативность.
Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля.
Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.
У прыгунов в воду и на батуте силовая подготовка носит относительно ограниченный характер. Эти виды спорта отличают повышенные требования к функциональным свойствам вестибулярного анализатора. Следует отметить особенности условий и характера деятельности прыгунов в воду, спортсменов, выступающих в различных дисциплинах фристайла, и «летающих» лыжников. Так, известно, что в ходе занятий прыжками в воду спортсмену приходится многократно сменять воздушную и водную среду, что оказывает на его организм закаливающее влияние. Частое пребывание в водной среде, умение нырять привносит в процесс подготовки прыгунов в воду дополнительные ценные в прикладном отношении моменты.
На фоне сравнительно низких затрат мышечной энергии у прыгунов на лыжах имеют место весьма большие нервно-эмоциональные нагрузки, которые нередко приводят к снижению общей физической работоспособности. В связи с этим совершенствование в полетах на лыжах можно рассматривать как одно из дополнительных средств развития способностей к регуляции эмоционального состояния, воспитания чувства самообладания, высокой устойчивости к эмоциональному утомлению.
Общим недостатком для этой группы видов спорта является ограниченность воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, показатели которых у спортсменов не превышают средних показателей здоровых людей, не занимающихся спортом. В то же время гимнастические упражнения различного характера являются основой утренней гигиенической и производственной гимнастик, они широко используются в качестве подготовительных и даже специальных упражнений во многих видах спорта и систем физических упражнений.
Воспитание ловкости и гибкости в целях профессионально-прикладной физической подготовки, казалось бы, не имеет самостоятельного значения в силу особенностей характера и условий труда большинства специалистов средней и высшей квалификации. Однако эти качества определяют быстроту овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями, степень использования достигнутого уровня силы, быстроты и выносливости, а следовательно, успешность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий. Поэтому процесс физического воспитания постоянно должен быть обеспечен достаточным разнообразием и новизной упражнений из соответствующих видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных навыков и совершенствования координационных способностей, являющихся основой воспитания ловкости.
К настоящему времени установлено, что наиболее благоприятным возрастом для начала освоения сложнокоординационных движений является детский и подростковый возраст. Это касается как индивидуальных видов спорта (гимнастика и др.), так и командных (спортивные игры и т.п.). Не случайно начальная подготовка, к примеру, в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду и некоторых других видах спорта начинается в дошкольном возрасте. Поэтому в студенческом возрасте приступать к занятиям в каком-либо сложнокоординационном виде оправдано лишь в целях коррекции телосложения, развития или улучшения двигательной ловкости, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки, но не для достижения результатов мирового класса.
В заключении следует отметить, что в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к координации движений, наивыс-ших спортивных результатов обычно добивались спортсмены ниже среднего и среднего роста. Отношение активной массы тела к жировым запасам, например, у гимнасток имеет самые низкие величины среди спортсменок. Общепризнанным является тот факт, что у гимнастов и гимнасток лучшая осанка среди представителей всех видов спорта.
Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость и гибкость
В какой вид спорта отдать ребенка? Каким спортом заняться самому? Какие преимущества у того или иного вида спорта? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей: «Виды спорта, преимущественно развивающие…».
Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (которая позволяет сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах. Конкретная необходимая мера развития различных видов гибкости (активной, пассивной) определяется спецификой спортивной и профессиональной двигательной деятельности.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, какими являются акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др. Без хорошей координации движения невозможно достигнуть высоких спортивных результатов в подавляющем числе спортивных игр (баскетбол, гандбол и др.), в единоборствах. Об этих видах спорта более подробно сказано выше.
В процессе тренировки в указанных видах спорта преимущественное развитие получают координационные способности, совершенствуются функции двигательного анализатора, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокой степени развития достигают ориентировочные реакции, приобретаются умения и навыки сохранения равновесия и разнообразных перемещений тела в пространстве, в том числе в условиях ограниченной опоры и в безопорном положении.
Занятия, особенно акробатическими и гимнастическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью. Владение широким арсеналом разнообразных специально-вспомогательных упражнений развивает способность к быстрому обучению новым движениям. Двигательный опыт, накапливаемый в процессе занятий, лежит в основе качества ловкости, которое у спортсменов, специализирующихся в данных видах спорта, достигает особенно высокой степени совершенства.
Спортивная подготовка в групповых видах акробатики и художественной гимнастики, выступления команд на соревнованиях формируют навыки согласованного взаимодействия с другими членами спортивного коллектива. Регулярные тренировочные занятия оказывают позитивное воздействие на развитие таких качеств личности, как целеустремленность, смелость, инициативность.
Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.
У прыгунов в воду и на батуте силовая подготовка носит относительно ограниченный характер. Эти виды спорта отличают повышенные требования к функциональным свойствам вестибулярного анализатора. Следует отметить особенности условий и характера деятельности прыгунов в воду, спортсменов, выступающих в различных дисциплинах фристайла, и «летающих» лыжников. Так, известно, что в ходе занятий прыжками в воду спортсмену приходится многократно сменять воздушную и водную среду, что оказывает на его организм закаливающее влияние. Частое пребывание в водной среде, умение нырять привносит в процесс подготовки прыгунов в воду дополнительные ценные в прикладном отношении моменты.
На фоне сравнительно низких затрат мышечной энергии у прыгунов на лыжах имеют место весьма большие нервно-эмоциональные нагрузки, которые нередко приводят к снижению общей физической работоспособности. В связи с этим совершенствование в полетах на лыжах можно рассматривать как одно из дополнительных средств развития способностей к регуляции эмоционального состояния, воспитания чувства самообладания, высокой устойчивости к эмоциональному утомлению.
Общим недостатком для этой группы видов спорта является ограниченность воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, показатели которых у спортсменов не превышают средних показателей здоровых людей, не занимающихся спортом. В то же время гимнастические упражнения различного характера являются основой утренней гигиенической и производственной гимнастик, они широко используются в качестве подготовительных и даже специальных упражнений во многих видах спорта и систем физических упражнений.
Воспитание ловкости и гибкости в целях профессионально-прикладной физической подготовки, казалось бы, не имеет самостоятельного значения в силу особенностей характера и условий труда большинства специалистов средней и высшей квалификации. Однако эти качества определяют быстроту овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями, степень использования достигнутого уровня силы, быстроты и выносливости, а следовательно, успешность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий. Поэтому процесс физического воспитания постоянно должен быть обеспечен достаточным разнообразием и новизной упражнений из соответствующих видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных навыков и совершенствования координационных способностей, являющихся основой воспитания ловкости.
К настоящему времени установлено, что наиболее благоприятным возрастом для начала освоения сложнокоординационных движений является детский и подростковый возраст. Это касается как индивидуальных видов спорта (гимнастика и др.), так и командных (спортивные игры и т.п.). Не случайно начальная подготовка, к примеру, в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду и некоторых других видах спорта начинается в дошкольном возрасте. Поэтому в студенческом возрасте приступать к занятиям в каком-либо сложнокоординационном виде оправдано лишь в целях коррекции телосложения, развития или улучшения двигательной ловкости, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки, но не для достижения результатов мирового класса.
В заключении следует отметить, что в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к координации движений, наивыс-ших спортивных результатов обычно добивались спортсмены ниже среднего и среднего роста. Отношение активной массы тела к жировым запасам, например, у гимнасток имеет самые низкие величины среди спортсменок. Общепризнанным является тот факт, что у гимнастов и гимнасток лучшая осанка среди представителей всех видов спорта.
Комплекс упражнений для развития ловкости
Ловкость – это крайне важный навык не только в спорте, но и в жизни, оно представляет собой набор качеств, данных человеку от природы, и которые можно развить путем выполнения различных упражнений. Не имея достаточно развитой ловкости, были бы невозможными ни акробатические номера, ни выполнение серьезных задач, связанных с риском для жизни, как например, работа спасателей или войск специального назначения, в обыденные дела которых входят прыжки с парашютом, альпинистская подготовка, спуск по отвесной скале и многое другое.
Определение физического качества ловкость
Ловкость – это способность, которая позволяет решить любую двигательную задачу.
Как развить ловкость
Для развития ловкости существует целая уйма упражнений. Если разобрать понятие «ловкость» на составляющие, то сразу становится ясно, какие упражнения и движения способствуют развитию ловкости.
Исходя из этого становится ясно, что упражнения, в которых задействованы такие факторы, как координация и скорость, работа со своим телом, будь то подъем с переворотом или тренировка на координационной лестнице, и будут отличным вариантом развития ловкости. Конечно же, подобные упражнения лучше всего усложнять, например, движения на координационной лестнице следует усложнить ловлей мяча или его отбитием.
Еще для развития ловкости будет актуально выполнять акробатические упражнения, например:
Виды ловкости
Основных видов ловкости два:
Примеры профессиональной ловкости
Еще один яркий пример – это игра принимающего игрока во время розыгрыша в американском футболе. Его задача – как можно быстрее обойти игроков команды-соперника, пробежав на всех парах по заданной траектории, поймать пас и добраться до зачетной зоны соперников. Во время розыгрыша этот игрок проделывает очень тяжелый путь, который совершить просто невозможно без должного уровня ловкости, ведь ему придется уворачиваться от ударов в момент движения и ловли мяча, а после успешной передачи паса – добраться до зачетной зоны, минуя атаки противника, демонстрируя чудеса акробатики, нечеловеческой реакции и проворства!
Какие виды спорта развивают ловкость
Практически каждый вид спорта, имеющий достаточную двигательную активность, развивает ловкость. Было бы проще перечислить те виды спорта, которые ловкость не развивают. Кстати, к таким относятся: бодибилдинг, армрестлинг, шахматы, гольф и подобные им. Причем, те же бодибилдеры или армрестлеры, включив в свои тренировки упражнения тяжелой атлетики, тоже могут способствовать развитию ловкости.
Ловкость развивают следующие виды спорта:
Комплекс упражнений для развития ловкости
Заключение
Большое значение в спорте и в повседневной жизни играет развитая ловкость. Человек, не занимающийся спортом, может выполнять хотя бы простейшие упражнения для его развития. Существует большая вероятность того, что ловкость непременно спасет жизнь и сохранит здоровье! В повседневной жизни ловкость стоит во главе таких качеств, как сила и выносливость.
О спорте и физических способностях [Часть 3. Ловкость.]
Всем привет, это снова Я) Пока меня отчаянно минусуют я продолжаю писать посты, которые помогут вам не просто начать заниматься дома, в зале или еще где-либо, но и раскроют небольшую тайну теории и методики физической культуры и спорта! Кстати, я не гонюсь за рейтингом, я хочу познакомить и популяризировать материал для Вас, и подружить с наукой)
Мои предыдущие посты:
Я уже вкратце объяснил вам о силе и быстроте, теперь же на очереди ловкость.
Ловкость — способностью человека быстро осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Тесно связана с работой ЦНС.
Очень часто в понятие ловкость включают координационные способности, но они вполне заслуживают отдельное упоминание, так как негласно это 6-е физическое качество.
Другой пример для вас:
Вообще, спортивные игры отлично вписываются и являются самым доступным и тривиальным примером.
Критериями оценки ловкости могут являться:
• уровень координационной сложности двигательного действия;
• точность двигательного действия;
• экономичность двигательных действий;
• время, необходимое для освоения двигательного действия;
• способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Сенситивный период развития ловкости.
Основным средством воспитания физического качества являются физические упражнения. Физические упражнения можно поделить на 4 группы:
4) Идеомоторные движения
Переходим к методам:
1) Метод непрырывного выполнения упражнения
— Равномерный (общая выносливость)
— Переменный (специальная выносливость)
2) Метод интервального выполнения упражнения
— Повторный (сила, быстрота, ловкость)
— Повторно-интервальный (развитие специальной выносливости)
3) Метод круговой тренеровки.
ДА ДА ДА. Все те же средства и методы! СИСТЕМА ДЛЯ ВСЕХ ОДНА!
Ну и на этом пока все) разбор спортивных тренировок начнется сразу после публикования всех физических качеств! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧИТАЙТЕ И РАЗВИВАЙТЕСЬ! КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, ТАК И ФИЗИЧЕСКИ.
Коммент для минусов внутри.
не, спорт это круто, популярность его надо повышать.
но СИСТЕМА ДЛЯ ВСЕХ ОДНА заебало, равно как группы и методы упражнений.
напряги мозжечок, не надо тут копипасты в стиле школьного реферата.
А этот пацан хорош!
Безумное проявление силы и баланса
Почему болит спина и как этого избежать?
В прошлых постах, посвященных теме здоровой спины, меня попросили показать упражнения, которые бы я рекомендовал, потому что зачастую в сфере йоги и физкультуры на эту тему царит полный бардак к великому сожалению ( первый рассказ на эту тему, а это второй).
В общем нюансов много и о них в тех статьях я рассказываю.
Но сейчас я хочу поговорить о том, почему болит спина и какие есть распространенные заблуждения (вроде диагноза «остеохондроз») на этот счет.
(тут я хотел подобрать смешную картинку в тему, но что-то ничего не нашлось по душе, поэтому сегодня пост будет без развлекающих иллюстраций)
1. Почему болит спина?
Это так называемая «диагностическая триада», которая вошла во все современные медицинские руководства около десяти лет назад. При этом, до сих пор не существует оптимального стандарта для лечения скелетно-мышечных болей. Методы диагностики, эффективные в одном случае, будут бесполезны в другом.
Скелетно-мышечные боли, т.е. то, почему болит спина в 85 процентах случаев, могут иметь шесть разных причин:
1) Межпозвоночный диск. Нервные окончания обнаружены в наружной 1/3 кольца.
4) Позвонки. Ноцицепторы (болевые рецепторы) обнаружены в надкостнице и в кровеносных сосудах.
5) Твердая мозговая оболочка. спинномозговые узлы, периневральная соединительная ткань.
Из этих шести причин наиболее распространенной (70%) является микротравматизация мышц (миофасциальный синдром).
Обратите внимание, что пункты 1-4 и 6, это то, на что мы можем влиять в лучшую или худшую сторону непосредственно через движения.
Т.е., если говорить простыми словами, то подавляющий процент причин болей в спине по данным данного авторитетного института, это МИОФАСЦИАЛЬНЫЙ СИДРОМ.
Проблема в том, что хотя такой диагноз и есть в МКБ10 (М42) в нашей стране, наряду с диагнозом ВСД, например, он используется как свалка диагнозов, причем не только ортопедических, но и неврологических.
На западе под понятием Chondropathy (M91-M94), которая по значению как раз ближе к нашему понятию остеохондроза ( https://en.wikipedia.org/wiki/Chondropathy ), понимаются гораздо более конкретные патологии суставов, не говоря уже про узкую группу заболеваний попадающих под диагноз Spinal osteochondrosis (тот самый М42).
Вот по этому поводу Антон Алексеев в своем видео хорошо рассказывает о данной проблеме:
Однозначных рецептов тут нет просто потому, что даже у одной и той же симптоматики могут быть совершенно разные причины. На сегодняшний день медицина не знает абсолютно действенного способа избавления от болей в спине, который бы подходил каждому человеку даже с похожей симптоматикой.
(здесь должна быть картинка с котом барабанщиком и текстом «BA-DUM-TSS»)
Однако, есть несколько моментов, на которые стоит обратить свое пристальное внимание.
Самое главное: ваше здоровье. нет, тут я не буду говорить про вашу ответственность и вот это все, это вы, как сознательные люди, знаете и без меня.
Так вот, ваше здоровье зависит в первую очередь от следующих факторов:
0. Наследственность (но оставим этот пункт за скобками пока, так как все же, бОльшее значение имеют следующие пункты)
2. Действия, которые вы чаще всего совершаете, следуя этому образу жизни (если вы внимательно посмотрите на это, то увидите, что там не такой уж и большой набор этих действий, большинство из которых а) автоматизированно-стереотипные и б) некорректные для физиологической нормы).
4. Доступность квалифицированной медицинской помощи и своевременное диагностирование заболеваний на начальной стадии их возникновения (ну да, это банально, но это пункт, тем не менее, играет далеко не последнюю роль в вопросе того, как долго мы сможем прожить).
Тут я хочу подробнее коснуться вопроса влияния образа жизни на здоровье с рассматриваемого нами сейчас ракурса
И еще один интересный нюанс, хорошо описанный и успешно применяемый в методе йоги «Корректный подход к позвоночнику»: ваше здоровье в первую очередь зависит от того, что вы НЕ делаете, и во вторую от того, что вы делаете. Если вы не носите тяжести, если вы не мерзнете и не перенапрягаетесь, если вы не спите в скрученной буквой «зю» позе, если вы не совершаете активных вращательный движений головой и не воздействуете ротаторной нагрузкой на свой позвоночник, то вы уже будете более здоровым человеком, чем тот, у кого нет частицы «не» в каких-то из этих моментах.
Но так что же по поводу действий, которые мы можем делать для поддержания здоровья своего позвоночника и спины в целом?
2. Больше свежего воздуха и солнечного света. Без этого наш мозг будет себя чувствовать плохо, уровень серотонина будет невысоким и привет разные расстройства вегетатики, хроническая усталость и прочие прелести, которые сопутствуют таким «энергетическим сбоям» нашего организма.
3. Питание (чтобы были жиры, белки, углеводы в балансе, а еще витамины, солнышко и свежий воздух).
3. Ходьба (это самая правильная кардио-нагрузка для нашего тела, если ходить регулярно и активно, то это будет полезнее бега). Про этот пункт можно писать очень и очень много.
Подавляющее большинство людей, которые приходят ко мне на массаж или на занятия в Питере имеют проблемы со спиной, которых не было бы, если бы в их жизни было бы больше правильной ходьбы.
Что значит «ПРАВИЛЬНАЯ ХОДЬБА»?
Здесь остановимся поподробней.
Что такой миофасциальный синдром?
Надеюсь, что информация была интересна и полезна.
Стоит ли заморачиваться и делать видео с упражнениями? И если да, то какой формат был бы интересен для таких видео?
Когда у тебя глаза на затылке
Как работают мышцы ч1.1
Представьте себе любую свою скелетную мышцу: грудную, бицепс, четырёхглавую мышцу бедра и т.п. Она состоит из нескольких компонентов. На обоих её концах находятся сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям. Сухожилия представляют собой соединительные ткани, более плотные у точки крепления к кости и менее плотные у мышечно-сухожильного соединения. Когда люди «рвут» мышцу, то почти всегда разрывается именно мышечно-сухожильное соединение. Оторвать же сухожилие от кости практически невозможно, эта часть невероятно прочная.
Между сухожилиями находится сама мышца. Она состоит из нескольких компонентов:
— миофибриллы, обеспечивающие сокращение;
— саркоплазмы, куда входит всё, что не является миофибриллами, — жидкость, ферменты, гликоген.
Кстати, саркоплазматическая гипертрофия, о которой так долго спорили, похоже, происходит на самом деле.
Также в мышце есть некоторые соединительные ткани — титин, десмин и пр., — которые соединяют миофибриллы разными способами. Одни проходят вдоль мышечных волокон, другие соединяют мышечные волокна друг с другом и с прочими клеточными структурами.
Как развивается сила
Мозг посылает определённые сигналы, которые проходят по двигательному нерву, пока не достигнут нейромышечного узла. Затем мышцы сокращаются, генерируя достаточное усилие (будем надеяться) для выполнения задуманного. Детали чуть дальше. Я уже писал раньше, что на развитие усилия влияет множество факторов.
Важно отметить, что большое значение имеет физиологическая площадь поперечного сечения мышц или мышечных волокон. Представьте, что вы разрезали огурец пополам, по диаметру среза можно рассчитать площадь поперечного сечения. То же и с мышцей.
Количество силы, которую мышца может развить, зависит от площади сечения и удельного напряжения, т.е. величины генерируемого усилия на единицу площади поперечного сечения.
Почему растут мышцы
Десятилетиями самые дурацкие тренировочные методики оправдывались тем, что «мы не знаем, что заставляет мышцы расти». Если вы не можете точно сказать, что именно приводит к росту, то любая тренировочная система выглядит нормальной, пока «работает».
Проблема в том, что «работает» слишком многое. Особенно тогда, когда подключают стероиды. На стероидах вообще всё работает, даже отсутствие тренировочной нагрузки. Любой маразм, которым вы страдаете в зале, работает, пока достаточно высока доза.
Это не значит, что за все эти годы не предлагались и не опровергались различные теории мышечного роста.
Наиболее распространенной была и, наверное, остаётся концепция мышечного повреждения: на тренировке мышцы получают микротравмы, а потом отстраиваются и увеличиваются. Это основано на почти полностью неверном представлении о суперкомпенсации, но сегодня не об этом.
Сюда же идея о том, что повреждение мышц само по себе является стимулом для роста, хотя многие методики приводят к гипертрофии без всякого травмирования. Более того, повреждения могут негативно сказаться на росте.
Это в некоторой степени связано с энергетической теорией роста: тренировки снижают энергетический статус скелетной мышцы (АТФ/КФ), что каким-то образом провоцирует рост. В своей первой книге The Ketogenic Diet я писал о популярной тогда теории, согласно которой тренировка истощает запас АТФ в мышцах, вызывая «ригидность» и последующие повреждения, что стимулирует рост.
Тренировочная программа Bodycontract Дэна Дучейна была основана на следующем: отказной подход из 8-12 повторений, чтобы исчерпать запас АТФ, а затем 3 более тяжёлых эксцентричных повторения, чтобы вызвать повреждения рабочих мышечных групп, когда волокна станут ригидными. Сомневаюсь, что эта модель до сих пор в моде, учитывая, что повреждение мышц не так заметно влияет на рост.
Были также идеи, связанные с ишемией/гипоксией (в основном с низким кровотоком/кислородом в крови), от которых на долгие годы отказались, но сейчас снова вспоминают. Это тоже тема для отдельной статьи, сейчас лишь скажу, что гипоксия, видимо, косвенно способствует росту, поскольку помогает включать в работу больше мышечных волокон.
Были и обратные взгляды, например, памповая теория роста. Это может иметь смысл, если принимать стероиды: при пампинге препараты дольше удерживаются в мышцах и связываются с рецепторами. Но вообще влияние пампа на рост тоже переоценено.
Уже более десяти лет существуют теории о набухании клеток, но я не встречал убедительных работ в этом направлении. Большинство исследований проводилось в клетках печени в нефизиологических условиях вроде вливания солевого раствора и т.п. Я не говорю, что это не играет никакой роли. Я говорю, что пока не убежден в решающем значении данного фактора.
Недавно вышло наитупейшее исследование с использованием «специфических саркоплазматических» тренировочных протоколов, которые привели к значительному увеличению толщины мышц сразу после тренировки из-за перемещения жидкости. Хочешь круто выглядеть в клубе несколько часов? Тогда надо до одури напампиться. Может, Арнольд был прав.
В последнее время вырос интерес к метаболитной теории роста, но вряд ли и она всё объяснит. Как и гипоксия, накопление метаболитов, вероятно, помогает набрать больше мышечных волокон к концу подхода.
Ещё была теория гормонального ответа, но в реальности всплески тестостерона или гормона роста после тренировки слишком малы. А вот инъекция супрафизиологической, т.е. превышающая физиологическую, дозы препарата, конечно, повлияет.
Последняя теория, которая, возможно, наиболее близка к истине, предложена Владимиром Зациорским. Он отметил, что при выполнении каждого подхода берётся определённое число мышечных волокон для создания силы. Но самого «включения» мышечных волокон мало, мышцы должны поработать до утомления (основано на идее, что усталость волокна сама по себе вызывает рост, а это не совсем верно). Короче, требуется взять мышечное волокно и достаточно его нагрузить, чтобы заставить адаптироваться.
Глядя на всё это многообразие теорий, легко понять, почему народ до сих пор разводит руками: «мы не знаем, что вызывает рост мышц».
Ещё в 1975-м году исследователям удалось на 90% разобраться в данном вопросе и установить, что основным фактором, вызывающим рост скелетной мышцы, было воздействие высокого уровня напряжения на мышечные волокна:
«Предполагается, что высокое напряжение (пассивное или активное) является критическим моментом в инициировании компенсационного роста».
Однако народ до сих пор повторяет любимую мантру про «мы не знаем». Что ж, пусть не знают, а физиологи, например, в курсе.
Поскольку напряжение может создаваться разными способами, коротко скажу об активном и пассивном. Пассивное напряжение — это как в исследованиях, где изверги привязывают груз к крылу несчастной перепёлки на 30 дней. Продолжительной перегрузкой мышц (пассивным напряжением) вызывается быстрый рост с увеличением количества мышечных волокон (гиперплазия). Это, кстати, не работает у людей.
Нас интересует активное напряжение, когда мы сами заставляем свои мышцы генерировать усилие. Один изящный способ, с помощью которого исследователи создают повышенное активное напряжение у животных, — так называемая «synergist ablation model» (модель абляции синергистов). За этим милым названием скрывается перерезание одной из мышц (в группе синергистов), поддерживающих сустав. Из-за чего оставшаяся нетронутой мышца за ночь перегружается до безумной степени.
И рост при этом до абсурда быстрый. Примерно на 50% у животных за несколько дней. Чтобы было понятнее, попробуйте перерезать себе камбаловидную мышцу, тогда вся нагрузка свалится на икроножную, и та быстро накачается. Некоторым людям только так и удастся увеличить икры. Шутка. Наверное, шутка.
А вот чего мы не знали до недавнего времени, какие биохимические пути задействованы в процессе включения синтеза белков. И теперь выяснили, что основным фактором роста мышц является так называемый mTOR, мишень рапамицина у млекопитающих.
Тренировка активирует mTOR, как и аминокислоты, особенно лейцин, из-за которого и был весь BCAA-хайп. Да, есть и иные пути/факторы — АКТ, рибосомальная активность и многие другие, — но именно mTOR является ключевым. Если заблокировать mTOR (рапамицином), то синтез белка после тренировки не запустится, что бы вы ни предприняли.
Нам не хватало понимания, как одно приводит к другому: как чисто механический сигнал (напряжение мышц/механическая работа) трансформировался в химический/биологический сигнал? Как механический процесс может активировать биологический?
Понятно, что какое-то одно биологическое изменение в мышцах (АТФ, лактат, гормоны и пр.) может быть триггером для другого. А тут именно механическое воздействие вызывает активизацию биохимического пути. Что ж там происходит?
Биоинженеры, на помощь!
Как я слышал, физиологи не смогли найти ответ и обратились к биоинженерам, чтобы те по-новому взглянули на проблему. Происходило всё это ещё до обнаружения таких вещей, как десмин и титин. Тогда ещё не задумывались, как мышечные волокна соединяются друг с другом и окружающими элементами. Просто считалось, что волокно пролегает по всей длине мышцы с сухожилиями на концах, и когда волокна сокращаются, происходит движение в суставах, к которым крепятся мышцы. И вот каким-то образом это запускает биологический процесс роста.
А биоинженеры, наверное, сказали: «Знаете, вот если б у вас была какая-то ткань, соединяющая мышечные волокна с другими структурами клетки, это могло бы объяснить, как механический сигнал превращается в биологический. Сокращение волокна натягивало б другие ткани, что влияло бы на клеточную структуру и могло трансформироваться в биологический сигнал». Так мог бы выглядеть механизм, с помощью которого мышечное напряжение запускает биохимический каскад.
Сперва, уверен, физиологи такие: «Лол, ок». Но затем, поискав и обнаружив описываемые структуры, вскрикнули «Ничоси! Они были правы!» или как-то так. А потом, наверное, и приписали себе всю славу открытия.
Может, конечно, эта история мне приснилась, но в нашем организме всё так реально и работает. В скелетной мышце имеются механосенсоры, которые при активации преобразуют чисто механический сигнал (мышечные волокна, генерирующие/подвергающиеся высокому напряжению под нагрузкой) в биологический, активирующий mTOR.
Так что же такое механосенсоры? Это так называемая FAK (Focal Adhesion Kinase, киназа фокальных контактов), активирующая mTOR. По-видимому, с помощью образования фосфатидной кислоты (Phosphatidic Acid (PA)), почему эти добавки и стали так популярны некоторое время назад. В дальнейшем я буду называть это сокращенно: FAK/PA/mTOR.
Бац, механический сигнал превратился в биологический.
Высокое напряжение активирует mTOR и стимулирует рост.
Проблема решена.