в каком виде спорта больше проявляется ловкость
Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость и гибкость
В какой вид спорта отдать ребенка? Каким спортом заняться самому? Какие преимущества у того или иного вида спорта? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей: «Виды спорта, преимущественно развивающие…».
Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (которая позволяет сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах. Конкретная необходимая мера развития различных видов гибкости (активной, пассивной) определяется спецификой спортивной и профессиональной двигательной деятельности.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, какими являются акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др. Без хорошей координации движения невозможно достигнуть высоких спортивных результатов в подавляющем числе спортивных игр (баскетбол, гандбол и др.), в единоборствах. Об этих видах спорта более подробно сказано выше.
В процессе тренировки в указанных видах спорта преимущественное развитие получают координационные способности, совершенствуются функции двигательного анализатора, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокой степени развития достигают ориентировочные реакции, приобретаются умения и навыки сохранения равновесия и разнообразных перемещений тела в пространстве, в том числе в условиях ограниченной опоры и в безопорном положении.
Занятия, особенно акробатическими и гимнастическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью. Владение широким арсеналом разнообразных специально-вспомогательных упражнений развивает способность к быстрому обучению новым движениям. Двигательный опыт, накапливаемый в процессе занятий, лежит в основе качества ловкости, которое у спортсменов, специализирующихся в данных видах спорта, достигает особенно высокой степени совершенства.
Спортивная подготовка в групповых видах акробатики и художественной гимнастики, выступления команд на соревнованиях формируют навыки согласованного взаимодействия с другими членами спортивного коллектива. Регулярные тренировочные занятия оказывают позитивное воздействие на развитие таких качеств личности, как целеустремленность, смелость, инициативность.
Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.
У прыгунов в воду и на батуте силовая подготовка носит относительно ограниченный характер. Эти виды спорта отличают повышенные требования к функциональным свойствам вестибулярного анализатора. Следует отметить особенности условий и характера деятельности прыгунов в воду, спортсменов, выступающих в различных дисциплинах фристайла, и «летающих» лыжников. Так, известно, что в ходе занятий прыжками в воду спортсмену приходится многократно сменять воздушную и водную среду, что оказывает на его организм закаливающее влияние. Частое пребывание в водной среде, умение нырять привносит в процесс подготовки прыгунов в воду дополнительные ценные в прикладном отношении моменты.
На фоне сравнительно низких затрат мышечной энергии у прыгунов на лыжах имеют место весьма большие нервно-эмоциональные нагрузки, которые нередко приводят к снижению общей физической работоспособности. В связи с этим совершенствование в полетах на лыжах можно рассматривать как одно из дополнительных средств развития способностей к регуляции эмоционального состояния, воспитания чувства самообладания, высокой устойчивости к эмоциональному утомлению.
Общим недостатком для этой группы видов спорта является ограниченность воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, показатели которых у спортсменов не превышают средних показателей здоровых людей, не занимающихся спортом. В то же время гимнастические упражнения различного характера являются основой утренней гигиенической и производственной гимнастик, они широко используются в качестве подготовительных и даже специальных упражнений во многих видах спорта и систем физических упражнений.
Воспитание ловкости и гибкости в целях профессионально-прикладной физической подготовки, казалось бы, не имеет самостоятельного значения в силу особенностей характера и условий труда большинства специалистов средней и высшей квалификации. Однако эти качества определяют быстроту овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями, степень использования достигнутого уровня силы, быстроты и выносливости, а следовательно, успешность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий. Поэтому процесс физического воспитания постоянно должен быть обеспечен достаточным разнообразием и новизной упражнений из соответствующих видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных навыков и совершенствования координационных способностей, являющихся основой воспитания ловкости.
К настоящему времени установлено, что наиболее благоприятным возрастом для начала освоения сложнокоординационных движений является детский и подростковый возраст. Это касается как индивидуальных видов спорта (гимнастика и др.), так и командных (спортивные игры и т.п.). Не случайно начальная подготовка, к примеру, в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду и некоторых других видах спорта начинается в дошкольном возрасте. Поэтому в студенческом возрасте приступать к занятиям в каком-либо сложнокоординационном виде оправдано лишь в целях коррекции телосложения, развития или улучшения двигательной ловкости, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки, но не для достижения результатов мирового класса.
В заключении следует отметить, что в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к координации движений, наивыс-ших спортивных результатов обычно добивались спортсмены ниже среднего и среднего роста. Отношение активной массы тела к жировым запасам, например, у гимнасток имеет самые низкие величины среди спортсменок. Общепризнанным является тот факт, что у гимнастов и гимнасток лучшая осанка среди представителей всех видов спорта.
Тесты по физической культуре
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тесты по ФК – 2001(2). А.
1.Экстренное торможение на лыжах: а) «плугом»; б) на параллельных лыжах; в) лечь на бок или сесть.
2.Что такое гиподинамия? а) вид спорта; б) малоподвижный образ жизни; в) акробатическое упражнение.
3.Определите на рисунке торможение «плугом». А) б) в)
4.Советский футболист, лучший вратарь всех времен: а)Филимонов; б) Яшин; в) Дасаев.
5.Футбольная команда – чемпион России 2008: а) «Рубин»; б) «Локомотив»; в) «ЦСКА».
6.Самый распространенный лыжный ход: а) попеременный четырехшажный; б) одновременный бесшажный; в) попеременный двухшажный.
7.Самый быстрый лыжный ход: а) одновременный бесшажный; б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.
8.Основной ход в лыжной подготовке по школьной программе: а)попеременный двухшажный; б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.
9.Самый быстрый способ плавания: а)кроль; б) брасс; в) баттерфляй.
10.Наиболее эффективный способ прыжка в длину: а) «согнув ноги»; б) «прогнувшись»; в) 2ножницы».
11.Определите по рисунку подъем «полуелочкой»: а) б) в)
12.Что такое адаптация: а) приспособление организма к окружающей среде; б) один из видов болезни; в) прибор для определения силы рук.
13.Правильная осанка формируется: а) сама по себе; б) под влиянием физических упражнений; в) с помощью рационального питания.
14.Работа мышц благотворно действует: а) только на сами мышцы; б) на весь организм; в) только на сердце.
15.При малоподвижном образе жизни: а) повышается работоспособность; б) замедляется процесс старения; в) развивается слабость сердечной мышцы.
16.Продолжительность солнечной ванны: а) не должна превышать 30-40минут; б) можно не ограничивать; в) должна быть не более 5 минут.
17.Первая олимпийская чемпионка СССР: а) Нина Ромашкова (Понамарева); б) Любовь Козырева; в) Раиса Сметанина.
18.Когда впервые спортсмены СССР приняли участие в зимних Олимп. играх: а) 1952г; б) 1956г; в) 1960г.
19.Когда спортсмены нынешней России участвовали в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в летних ОИ: а) 1988г и 1992г; б) 1992г и 1996г; в) 1984г и 1988г.
20.Когда спортсмены нынешней России приняли участие в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в зимних ОИ: а) 1988 и 1992гг; б) 1992 и 1994гг; в) 1994 и 1998гг.
1.Начальная фаза прыжка в длину с разбега: а) разбег; б) полет и приземление; в) отталкивание.
2.Через какую скакалку легче учиться прыгать? а) длинную; б) короткую; в) среднюю.
3.Лучший вратарь советского хоккея? А) Третьяк; б) Полупанов; в) Макаров.
4.Способ плавания: а) бодибилдинг; б) гольф; в) баттерфляй.
5.Сколько надо спать младшему школьнику: а) 7-8часов; б) 9-10часов; в) 11-12часов?
6.Всемирно известный шахматист, создатель русской шахматной школы: а) Ботвинник; б) Карпов; в) Чигорин.
7.В каком возрасте школьник может быть таким же ловким, как взрослый: а)10-13л; б)13-15л; в) 15-17л.
8.Как называется вид спорта, сочетающий лыжные гонки со стрельбой? а) армрестлинг; б) биатлон; в) бобслей?
9.Что такое фристайл? А) горнолыжное многоборье; б) скоростной спуск; в) прыжки с трамплина.
10.Страна, где появилась первая футбольная команда: а) Россия; б) Англия; в) Франция.
11.Какова продолжительность летних Олимпийских игр? а) 10дней; б) 12дней; в) 15дней.
12.Какова продолжительность зимних Олимпийских игр? А) 8дней; б) 10дней; в)12дней.
13.Страна, где впервые стали играть в шахматы? А) Ливан; б) Индия; в) Греция.
14.Что означает слово «атлетика» в переводе с греческого: а) борьба; б) бег; в) метание?
15.Когда впервые команда России выступила на Олимпийских играх? А)1904г, Сент-Луис; б) 1908г, Лондон; в)1912г, Стокгольм.
17.Что означает быть быстрым? а) быстро обучаться новым движениям; б) проявлять способность связок максимально растягиваться; в) совершать действия в минимальный отрезок времени.
18.В каком виде спорта главное – быстрота одиночного движения: а) борьба; б) баскетбол; в) бег?
19.В каком возрасте гибкость максимальна: а) 10-13лет; б) 15-16 лет; в) 18-20лет?
20.Ловким считается тот, кто: а)совершает определенное действие в минимальный отрезок времени; б) быстро обучается новым движениям; в) проявляет гибкость позвоночного столба.
1.Длина дистанции марафонского бега: а) 32км 192м; б) 42км 195м; в) 40км 192м.
2.В каком виде спорта наиболее важна быстрота реакции: а) бокс; б) лыжные гонки; в) плавание.
3.В каком виде спорта больше проявляется ловкость: а) баскетбол; б) тяжелая атлетика; в) гребля.
4.В каком виде больше проявляется гибкость: а) фектование; б) волейбол; в) художественная гимнастика.
5.В каком виде больше проявляется сила: а) лыжные гонки; б) тяжелая атлетика; в) туризм.
6.В каком виде спорта больше проявляется выносливость: а) метание диска; б) прыжки в воду; в) марафонский бег.
7. Циклический вид спорта: а)фектование; б) конькобежный спорт; в) гандбол.
8. Ациклический вид движения: а) ходьба; б) бег; в) метание.
9.В каком возрасте гибкость принято считать удовлетворительной: а) 7-9л; б) 10-13л; в) 15-16л?
10. Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей в возрасте: а) 7-10л; б) 11-13л; в)14-16лет?
11.Предельно возможной гибкости можно достичь с помощью физических упражнений за: а) 2-3 месяца; б) 4-5 месяцев; в) 6-8 месяцев?
12. Измерение гибкости осуществляется при помощи: а) линейки; б) динамометра; в) секундомера.
13.Для определения ловкости используют тест: а) 6-минутный бег; б) бег 30м; в) челночный бег.
14.Для измерения быстроты используют тест: а) бег 30м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег.
15.Для определения силовых качеств используют тест: а) наклоны вперед из положения сидя; б) прыжок в длину с места; в) подтягивание.
16.Для определения гибкости используют тест: а) прыжок в длину с места; б) челночный бег; в) наклоны в перед из положения сидя.
17.Для определения выносливости используют тест: а) бег 30м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег 3х10м.
18.Обучение передвижению на лыжах начинают с: а) ступающего и скользящего шага; б) поворота на месте и в движении; в) подъема и спуска с горы.
19. Ходьба представляет собой движение: а) циклическое; б) ациклическое; в) обычное.
20.Назовите начальный этап закаливания водой: а) обтирание; б) обливание; в) плавание.
1.Основная цель массового спорта заключается в : а) повышении и сохранении общей физической подготовленности; б) достижении максимально высоких спортивных результатов; в) восстановлении физической работоспособности.
2.Основной вид движения: а) лазанье; б) ходьба; в) прыжки.
3.Особо важная роль отводиться разминке при развитии физического качества…:а) выносливость; б) ловкость; в) гибкость.
4. Самый удобный способ подъема наискось по склону на лыжах: а) «елочка»; б) «лесенка»; в) «полуелочка».
5.Лучший способ подъема на крутой склон на лыжах: а) «елочка»; б) «лесенка»; в) «полуелочка».
6.Наиболее удобная, устойчивая стойка лыжника при спуске: а) основная; б) высокая; в) низкая.
7.Самый простой способ торможения: а) на параллельных лыжах; б) «плугом»; в) « полуплугом».
8.Основным способом передвижения на лыжах является : а) скольжение; б) торможение; в) поворот.
9.Основой лыжных ходов является: а)ступающий шаг; б) переступание на лыжах; в)скользящий шаг.
10.В лыжной подготовке применяют попеременный: а)бесшажный ход; б) одношажный ход; в) двухшажный ход.
11. При передвижении на лыжах применяют одновременный: а) двухшажный ход; б) трехшажный ход; в) четырехшажный ход.
12. При обгоне лыжника подают сигнал: а) свистком; б) голосом; в) касанием лыжной палкой.
13.Физкульминутки продолжаются в течение: а) 1-2минут; б) 3-4минут; в) 5-6минут.
14.Основным средством Физического воспитания являются: а)естественные силы природы; б) гигиенические факторы; в) физические упражнения.
15.Полезнее спать: а) на боку; б) спине; в) животе.
16.Старт при беге на спринтерские(короткие) дистанции дается: а) с высокого старта) б) со среднего старта; в) с низкого старта.
17.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а) Греция; б) Россия; в) Германия.
18.Какие физические качества развиваются при выполнения кроссового бега на 3км: а)сила; б) скорость; в) выносливость.
19.Подготовительной формой для метания является: а)бросок; б) разбег; в) скрестный шаг.
20.Когда бегун не имеет права переходить на чужую дорожку? А)в беге на 2000м; б) в марафонском забеге; в) в беге на 60м.
1.Измерить длину тела можно с помощью : а) секундомера; б) ростомера; в) динамометра.
2.Главная опора человека при движениях: а) мышцы; б) внутренние органы; в) скелет.
3. Вид спорта, известный как «королева спорта»: а) легкая атлетика; б) тяжелая атлетика; В) художественная гимнастика.
4. В какой профессии больше проявляется физическое качество «ловкость»: а) инженер; б) бухгалтер; в) кондитер?
5. Вид спорта, где больше дыхательная функция: а) плавание; б) фектование; в) дартс.
6.Вид спорта, где больше проявляется гибкость: а) Хоккей; б) баскетбол; в) фигурное катание.
7.Где нельзя измерить пульс: а)в области шеи; б) на запястье; в) около пупка?
8.Определите нормальную форму отпечатка стопы: а) Б) в)
9.Где больше проявляется физическое качество «сила»: а) лазание по канату; б) бег на короткие дистанции; в) синхронное плавание?
10.Что относится к основным показателям физического развития: а)жизненная емкость легких, рост, вес; б) рациональное питание и сон; в) частота сердечных сокращений (ЧСС)?
11.Количество упражнений в комплексе утренней гимнастики: а)1-3; б) 8-10; в) 15-20.
12.Отличительные внешние признаки утомления организма человека: а) одышка, потливость; б) повышенный пульс; в) головная боль.
13.Что такое закаливание: а) переохлаждение или перегрев организма; б) повышение устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям; в) выполнение утренней гигиенической гимнастики.
14.Чему способствует утренняя гигиеническая гимнастика: а) переход организма от пассивного состояния к активной деятельности; б) повышению аппетита; в) снижению росто-весовых показателей?
15.Что не включают в утреннюю гигиеническую гимнастику: а) ходьбу; б) наклоны; в) бег на длинную дистанцию?
16.Когда и где в нашей стране впервые проводились Олимпийские игры: а) не проводились;
б) В 1988г, в Сочи; в) в 1980г в Москве.
17.какой вид спорта позволяет эффективнее развивать быстроту реакции: а) баскетбол; б) шахматы; в) парашютный спорт.
18.Когда в Сочи будут проводиться 22-е зимние Олимпийские игры: а)2010г; б) 2014г; в) 2020г.
19.Девятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе: а) А.Карелин; б) А.Дьяченко;
20.Как называют игрока в футболе, защищающего ворота: а) дриблер; б)голкипер; в) форвард.
Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость и гибкость
Ловкость (координационные способности) и гибкость во многом определяют успешность овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями. Совершенствование координационных способностей связано с накоплением большого количества двигательных умений и навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Критерием ловкости могут служить скорость освоения сложного координационного двигательного задания, точность, качество и время выполнения сложного движения, способность выполнить знакомое двигательное действие в неожиданно меняющейся обстановке.
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (которая позволяет сохранять позу и положение тела), активную (проявляется за счет собственных усилий) и пассивную (проявляется за счет внешних сил). В той или иной степени различные виды гибкости проявляются и развиваются в процессе тренировки в отдельных спортивных дисциплинах. Конкретная необходимая мера развития различных видов гибкости (активной, пассивной) определяется спецификой спортивной и профессиональной двигательной деятельности.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, какими являются акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др. Без хорошей координации движения невозможно достигнуть высоких спортивных результатов в подавляющем числе спортивных игр (баскетбол, гандбол и др.), в единоборствах. Об этих видах спорта более подробно сказано выше.
В процессе тренировки в указанных видах спорта преимущественное развитие получают координационные способности, совершенствуются функции двигательного анализатора, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокой степени развития достигают ориентировочные реакции, приобретаются умения и навыки сохранения равновесия и разнообразных перемещений тела в пространстве, в том числе в условиях ограниченной опоры и в безопорном положении.
Занятия, особенно акробатическими и гимнастическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью. Владение широким арсеналом разнообразных специально-вспомогательных упражнений развивает способность к быстрому обучению новым движениям. Двигательный опыт, накапливаемый в процессе занятий, лежит в основе качества ловкости, которое у спортсменов, специализирующихся в данных видах спорта, достигает особенно высокой степени совершенства.
Спортивная подготовка в групповых видах акробатики и художественной гимнастики, выступления команд на соревнованиях формируют навыки согласованного взаимодействия с другими членами спортивного коллектива. Регулярные тренировочные занятия оказывают позитивное воздействие на развитие таких качеств личности, как целеустремленность, смелость, инициативность.
Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля.
Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.
У прыгунов в воду и на батуте силовая подготовка носит относительно ограниченный характер. Эти виды спорта отличают повышенные требования к функциональным свойствам вестибулярного анализатора. Следует отметить особенности условий и характера деятельности прыгунов в воду, спортсменов, выступающих в различных дисциплинах фристайла, и «летающих» лыжников. Так, известно, что в ходе занятий прыжками в воду спортсмену приходится многократно сменять воздушную и водную среду, что оказывает на его организм закаливающее влияние. Частое пребывание в водной среде, умение нырять привносит в процесс подготовки прыгунов в воду дополнительные ценные в прикладном отношении моменты.
На фоне сравнительно низких затрат мышечной энергии у прыгунов на лыжах имеют место весьма большие нервно-эмоциональные нагрузки, которые нередко приводят к снижению общей физической работоспособности. В связи с этим совершенствование в полетах на лыжах можно рассматривать как одно из дополнительных средств развития способностей к регуляции эмоционального состояния, воспитания чувства самообладания, высокой устойчивости к эмоциональному утомлению.
Общим недостатком для этой группы видов спорта является ограниченность воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, показатели которых у спортсменов не превышают средних показателей здоровых людей, не занимающихся спортом. В то же время гимнастические упражнения различного характера являются основой утренней гигиенической и производственной гимнастик, они широко используются в качестве подготовительных и даже специальных упражнений во многих видах спорта и систем физических упражнений.
Воспитание ловкости и гибкости в целях профессионально-прикладной физической подготовки, казалось бы, не имеет самостоятельного значения в силу особенностей характера и условий труда большинства специалистов средней и высшей квалификации. Однако эти качества определяют быстроту овладевания новыми спортивными и трудовыми движениями, степень использования достигнутого уровня силы, быстроты и выносливости, а следовательно, успешность профессионального обучения и продуктивность трудовых действий. Поэтому процесс физического воспитания постоянно должен быть обеспечен достаточным разнообразием и новизной упражнений из соответствующих видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных навыков и совершенствования координационных способностей, являющихся основой воспитания ловкости.
К настоящему времени установлено, что наиболее благоприятным возрастом для начала освоения сложнокоординационных движений является детский и подростковый возраст. Это касается как индивидуальных видов спорта (гимнастика и др.), так и командных (спортивные игры и т.п.). Не случайно начальная подготовка, к примеру, в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду и некоторых других видах спорта начинается в дошкольном возрасте. Поэтому в студенческом возрасте приступать к занятиям в каком-либо сложнокоординационном виде оправдано лишь в целях коррекции телосложения, развития или улучшения двигательной ловкости, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки, но не для достижения результатов мирового класса.
В заключении следует отметить, что в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к координации движений, наивыс-ших спортивных результатов обычно добивались спортсмены ниже среднего и среднего роста. Отношение активной массы тела к жировым запасам, например, у гимнасток имеет самые низкие величины среди спортсменок. Общепризнанным является тот факт, что у гимнастов и гимнасток лучшая осанка среди представителей всех видов спорта.