в каком виде представляются результаты маркетинговых исследований оао ржд
В каком виде представляются результаты маркетинговых исследований оао ржд
[1].Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.23;
[2] Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе, Москва, Аудит, ЮНИТИ, 2006. – с.93;
[3] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.89;
[4] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – с.339;
[5] Котлер Ф, Основы маркетинга, Москва, изд. дом «Вильямс», 2003. – с.108;
[6] Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга, Москва, Гардарика, 2001. – с.63;
[7] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – с.331;
[8] Котлер Ф, Основы маркетинга, Москва, изд. дом «Вильямс», 1999. – с.254;
[9] Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента, Москва, изд. «Дело»,2001. – с.371;
[10] Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента, Москва, изд. «Дело»,2001. – с.377;
Герчикова И.Н. Менеджмент, Москва, изд. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. –с.264;
[12] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.62;
[13] Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг, СПб, «Питер», 2004. – с.81;
[14] Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. — Москва., изд. дом «Вильямс», 2001.- с.237;
[15] Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. — Москва., изд. дом «Вильямс», 2001.- с.306;
[16] Журнал «Экономика и жизнь» № 35 за 2006г;
[17] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма, Москва, Финансы и статистика, 2004. – 501с;
Обзор рынка
Российская экономика в 2020 году
Развитие макроэкономической ситуации в России в 2020 году соответствовало общемировым трендам и проходило под негативным влиянием при снижении потребительского и инвестиционного спроса.
ВВП России снизился на 3,0 % после роста на 2,0 % в 2019 году. Низшая точка развития российской экономики в 2020 году пришлась на II квартал, когда экономический спад составил 7,8 % в годовом исчислении. В III квартале глубина спада уменьшилась до 3,5 %, а в IV квартале — до 1,8 %. Объемы промышленного производства, имеющие определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом, в 2020 году сократились на 2,6 % после роста на 3,4 % в 2019 году. При этом, если в добывающих отраслях снижение производства в 2020 году составило 6,9 %, то в обрабатывающем секторе произошел незначительный рост (на 0,6 %).
Дополнительное негативное влияние на экономику России в 2020 году оказывали низкие мировые цены на нефть и некоторые другие товары российского экспорта. По многим товарам, которые обеспечивают объемы грузовых железнодорожных перевозок в экспортном сообщении, снизились поставки в физическом выражении.
Несмотря на негативное воздействие пандемии и низких цен на нефть, российская экономика в 2020 году пострадала не так сильно, как многие развитые страны. В первую очередь это связано со структурой российской экономики. На многие крупные предприятия, составляющие ее основу, ограничения не распространялись в силу особенностей их производственного процесса. При этом доли малого и среднего бизнеса, сферы услуг, которые сильнее других пострадали от кризиса и запрета на деятельность, в России существенно ниже, чем в развитых странах. Свою роль сыграл и отказ от возобновления ограничительных мер в IV квартале 2020 года, что позволило национальной экономике продолжить восстановление.
Среди факторов, которые поддержали экономику России в 2020 году, следует выделить реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации и активизацию бюджетных расходов, относительно мягкую денежно-кредитную политику Банка России, а также перераспределение населением значительных средств, не потраченных за рубежом из-за закрытых границ, на внутреннее потребление.
Вместе с тем меньший кризисный провал в российской экономике в 2020 году по сравнению с мировой создает вероятность менее активного восстановления. Согласно базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России от сентября 2020 года, рост ВВП России в 2021 году составит 3,3 %, а в прогнозе от апреля 2021 года темп скорректирован до 2,9 %. Прогноз МВФ предполагает рост ВВП России в 2021 году на 3,8 % при ожиданиях роста мирового ВВП на 6,0 %.
При этом риски для экономики России в 2021 году достаточно высоки. К ним относятся сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране и в мире, геополитическая напряженность и вероятность новых санкций, эффекты от возврата к консервативной бюджетной политике, а также вероятность ценовой коррекции на мировых товарных рынках.
Рынок грузовых перевозок
В 2020 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России снизился на 4,9 % относительно 2019 года, до 5 397,2 млрд ткм. В том числе грузооборот трубопроводного транспорта уменьшился на 8 %, воздушного — на 3,7 %, внутреннего водного — на 8,6 %, автомобильного — на 1,3 %, и только грузооборот морского транспорта вырос на 16,2 %.
Груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. В то же время доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны выросла до 47,2 % (на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87 % (на 0,1 п. п. ниже уровня 2019 года).
Грузооборот по видам транспорта в 2020 году
Вид транспорта | 2020 год | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % | ||
---|---|---|---|---|
млрд ткм | Изменение к 2019 году, % | 2019 год | 2020 год | |
Весь транспорт | 5 397,2 | −4,9 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный Груженый грузооборот. | 2 545,3 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ» Грузооборот по данным ОАО «РЖД» без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. | 2 544,8 | −2,2 | 45,9 | 47,2 |
Автомобильный | 271,8 | −1,3 | 4,9 | 5,0 |
в том числе авто на коммерческой основе | 149,9 | −1,3 | 2,7 | 2,8 |
Морской В перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях таймчартера), плавающими под государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. | 42,5 | +16,2 | 0,6 | 0,8 |
Внутренний водный | 60,2 | −8,6 | 1,16 | 1,12 |
Воздушный (транспортная авиация) | 7,1 | −3,7 | 0,13 | 0,13 |
Трубопроводный | 2 470,2 | −8,0 | 47,3 | 45,8 |
Справочно: | ||||
доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 | ||
доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного | 87,1 | 87,0 |
Рынок пассажирских перевозок
В 2020 году на всех видах транспорта произошло снижение пассажирооборота. Пассажирооборот железнодорожного транспорта упал на 41,2 % к уровню 2019 года, но его доля в общем пассажирообороте увеличилась до 25,1 % (+1,7 п. п.).
Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,7 % (+5,8 п. п. к уровню 2019 года). В структуре пассажирооборота общего пользования воздушный транспорт занимает 49,1 % (−7,5 п. п. к уровню 2019 года).
Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли
В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей принадлежащей ему инфраструктуре. Начиная с 2011 года вагонный парк холдинга «РЖД», предназначенный для коммерческого использования, находится в собственности дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», информация о деятельности которых представлена в соответствующих разделах данного отчета.
ОАО «РЖД» обеспечивает предоставление железнодорожной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок и является единственной в России компанией, предоставляющей услуги высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Традиционные пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении осуществляются дочерними и зависимыми компаниями ОАО «РЖД», информация о деятельности которых, включая их долю рынка, представлена в соответствующих разделах данного отчета.
Анализ финансовых результатов (по РСБУ)
В 2020 году в условиях непростой макроэкономической ситуации, связанной с распространением COVID-19 и введением карантинных ограничений, ОАО «РЖД» своевременно реагировало на складывающиеся неблагоприятные условия и оперативно принимало соответствующие решения.
Значительное снижение экономической активности из-за введенных ограничений существенно сократило спрос на железнодорожные перевозки: погрузка грузов снизилась на 2,7 %, а грузооборот (с учетом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии) — на 2,5 % к уровню 2019 года.
Основное влияние на выполнение показателей пассажирского комплекса в 2020 году оказала критическая эпидемиологическая ситуация. В 2020 году пассажирооборот составил 78,1 млрд пасс.-км, что ниже уровня 2019 года на 41,4 %. Отправлено 872 млн пассажиров (−27,2 % к 2019 году).
Тем не менее в этой непростой ситуации ОАО «РЖД» оказало значимую поддержку своим дочерним обществам, клиентам и партнерам для их стабильного функционирования. Также Компания в полном объеме выполнила обязательства перед федеральным, региональными и местными бюджетами, внебюджетными фондами по уплате налогов и сборов, страховых взносов за 2020 год.
Доходы от перевозок снизились к уровню 2019 года на 1,6 % (+1,1 % к плану). В части грузовых перевозок снижение доходов составило 0,5 % к уровню 2019 года (при этом к плану рост составил 1,2 %). В условиях изменения структуры грузооборота прирост доходной ставки составил 2,1 %. Доходы от пассажирских перевозок снизились на 15,8 % к 2019 году.Операционная прибыль снизилась на 29,4 % и составила 117,3 млрд руб. (при этом к плану рост составил 25,0 млрд руб. (+27,0 %). Прибыль от прочих видов деятельности была получена в размере 17,9 млрд руб.
Дивиденды от дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» составили рекордные 39,7 млрд руб. Кроме того, были проданы акции дочерних и зависимых обществ на сумму 46,2 млрд руб. с финансовым результатом 0,7 млрд руб.
Долг по кредитам и займам на конец 2020 года составил 1 513,8 млрд руб. Суммарно в 2020 году на первичном рынке было привлечено долгосрочное финансирование на общую сумму 452,9 млрд руб., включая 313 млрд руб. за счет бессрочных облигаций, размещение которых получило поддержку Президента Российской Федерации. Для сложного финансового инструмента, впервые размещаемого на рынке ценных бумаг, это выдающийся результат, поскольку стандартный объем выпусков новых инструментов на локальном рынке не превышает 20 млрд руб. в год.
Несмотря на сложившуюся неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, вызванную ограничениями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, за счет оптимизации расходов и эффективного управления кредитным портфелем, чистая прибыль составила 0,3 млрд руб. при плановом убытке — 3,3 млрд руб. Показатель EBITDA ОАО «РЖД» в 2020 году составил 402,3 млрд руб., что всего на 3,6 % ниже значения предыдущего года (+3,1 % к плану).
По итогам 2020 года, несмотря на снижение финансово-экономических показателей инвестиционная программа ОАО «РЖД» реализована в максимальном объеме с момента создания Компании на сумму 717 млрд руб.
Основные финансово-экономические результаты ОАО «РЖД» по РСБУ, млрд руб.
Показатели | 2019 | 2020 | Изменение к плану | Изменение к предыдущему году | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | +/− | % | +/− | % | ||
Всего доходов | 1 848,1 | 1 776,5 | 1 813,1 | 36,6 | 102,1 | −35,0 | 98,1 |
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | 1 641,9 | 1 597,8 | 1 615,3 | 17,5 | 101,1 | −26,6 | 98,4 |
грузовые перевозки | 1 503,4 | 1 478,1 | 1 495,3 | 17,2 | 101,2 | −8,1 | 99,5 |
предоставление услуг инфраструктуры | 110,6 | 95,3 | 96,5 | 1,2 | 101,2 | −14,1 | 87,3 |
по грузовым перевозкам | 4,0 | 4,8 | 5,0 | 0,2 | 105,2 | 1,0 | 125,8 |
в дальнем следовании | 72,4 | 55,0 | 55,5 | 0,5 | 100,9 | −16,9 | 76,6 |
в пригородном сообщении | 34,2 | 35,5 | 36,0 | 0,4 | 101,2 | 1,8 | 105,3 |
пассажирские перевозки | 27,9 | 24,4 | 23,5 | −0,9 | 96,4 | −4,4 | 84,2 |
в дальнем следовании | 21,7 | 13,1 | 12,2 | −0,9 | 93,4 | −9,5 | 56,4 |
в пригородном сообщении | 6,2 | 11,3 | 11,3 | 0,0 | 99,9 | 5,1 | 181,7 |
Доходы от прочих видов деятельности | 206,2 | 178,7 | 197,8 | 19,1 | 110,7 | −8,5 | 95,9 |
Всего расходов | 1 681,8 | 1 684,2 | 1 695,8 | 11,6 | 100,7 | 13,9 | 100,8 |
Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги | 1 498,5 | 1 519,2 | 1 515,9 | −3,3 | 99,8 | 17,5 | 101,2 |
грузовые перевозки | 1 350,1 | 1 366,2 | 1 364,7 | −1,5 | 99,9 | 14,6 | 101,1 |
предоставление услуг инфраструктуры | 122,3 | 125,5 | 123,5 | −2,0 | 98,4 | 1,1 | 100,9 |
по грузовым перевозкам | 3,6 | 4,3 | 4,6 | 0,2 | 105,2 | 0,9 | 125,8 |
в дальнем следовании | 76,8 | 69,4 | 68,6 | −0,8 | 98,9 | −8,2 | 89,3 |
в пригородном сообщении | 41,9 | 51,8 | 50,3 | −1,5 | 97,2 | 8,4 | 120,1 |
пассажирские перевозки | 26,0 | 27,5 | 27,7 | 0,2 | 100,8 | 1,7 | 106,7 |
в дальнем следовании | 15,6 | 16,2 | 16,6 | 0,3 | 102,1 | 0,9 | 106,0 |
в пригородном сообщении | 10,4 | 11,3 | 11,2 | −0,1 | 98,8 | 0,8 | 107,8 |
Расходы от прочих видов деятельности | 183,4 | 164,9 | 179,8 | 14,9 | 109,0 | −3,5 | 98,1 |
Всего прибыль от продаж | 166,3 | 92,3 | 117,3 | 25,0 | 127,0 | −49,0 | 70,6 |
Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги | 143,4 | 78,6 | 99,4 | 20,8 | 126,5 | −44,0 | 69,3 |
Прибыль от прочих видов деятельности | 22,9 | 13,8 | 17,9 | 4,2 | 130,3 | −4,9 | 78,5 |
Результат от прочих доходов из них: | −68,0 | −88,3 | −112,9 | −24,6 | 127,9 | −44,9 | 166,0 |
Социальные расходы | −22,5 | −23,8 | −24,0 | −0,2 | 100,7 | −1,4 | 106,4 |
Затраты по кредитам и займам | −73,2 | −79,8 | −78,4 | 1,3 | 98,3 | −5,2 | 107,2 |
Изменение резервов и оценочных обязательств | −11,3 | 11,4 | −6,5 | −17,9 | −57,2 | 4,8 | 57,7 |
Прибыль до налогообложения | 98,2 | 4,0 | 4,4 | 0,3 | 108,2 | −93,9 | 4,4 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства | −44,8 | −7,3 | −4,1 | 3,3 | 55,7 | 40,7 | 9,1 |
Чистая прибыль | 53,5 | −3,3 | 0,3 | 3,6 | −8,6 | −53,2 | 0,5 |
EBITDA | 417,2 | 390,4 | 402,3 | 12,0 | 103,1 | −14,8 | 96,4 |
Анализ доходов и расходов
Доходы от перевозок в 2020 году составили 1 615,3 млрд руб. со снижением к 2019 году на 26,6 млрд руб. (101,1 % к плану).
Доходы от грузовых перевозок
Доходы от грузовых перевозок составили 1495,3 млрд руб. со снижением к 2019 году на 8,1 млрд руб. (+1,2 % к плану). Изменение доходов к уровню 2019 года обусловлено следующими факторами:
По итогам 2020 года доходная ставка составила 4,64 руб. / 10 ткм с ростом к уровню предыдущего года на +2,1 %.
Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании
Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании в 2020 году составили 12,2 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 9,5 млрд руб. ). Снижение доходов обусловлено снижением количества отправленных пассажиров в дальнем следовании в поездах «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка» на 28,6 % по причине введения ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19.
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении
Доходы от организации транспортного обслуживания пассажиров в пригородном сообщении на МЦК составили в 2020 году 11,3 млрд руб., с увеличением к уровню предыдущего года на 5,1 млрд руб. (+81,7 %) в связи с переходом на четырехминутный интервал движения с 21 ноября 2019 года и соответствующим ростом объема транспортной работы.
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых и пассажирских перевозках в 2020 году составили 96,5 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 14,1 млрд руб.(−12,7 %). Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при грузовых перевозках в 2020 году составили 5,0 млрд руб., с ростом к 2019 году на 1,0 млрд руб. (+25,8 %), что связано с ростом объема оказываемых услуг по предоставлению доступа к объектам инфраструктуры. Доходы от предоставления услуг инфраструктуры при пассажирских перевозках снизились к уровню 2019 года на 15,1 млрд руб. (−14,2 %).
По итогам работы за 2020 год Компанией реализован комплекс мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов на сумму 42,7 млрд руб., из них по перевозочным видам деятельности — на сумму 38,8 млрд руб., по прочим видам деятельности — 3,9 млрд руб., что позволило существенно нивелировать ценовое давление на расходы Компании. Кроме того, Компания сократила затраты к первоначальному плану, утвержденному советом директоров ОАО «РЖД», на 90 млрд руб.
Общий результат достигнут за счет реализации комплекса мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов, в том числе по следующим направлениям
1. Повышение эффективности управления активами
Основные эффекты получены за счет мероприятий:
2. Внедрение современных технологий и инноваций
Основные задачи и мероприятия инновационного развития, а также целевые значения ключевых показателей эффективности инновационной деятельности определены с учетом стратегических целей развития ОАО «РЖД». Инструментами внедрения современных технологий и инновационного развития являются Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» и Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД», утвержденная советом директоров ОАО «РЖД».
3. Оценка и оптимизация текущих расходов
Основной эффект по данному направлению получен за счет реализации программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также за счет реализации проектов программы «Бережливое производство», направленной на сокращение и устранение всех видов потерь, минимизацию затрат и, как следствие, на повышение эффективности всех процессов.
4. Повышение производительности труда
Основные эффекты по направлению получены за счет совершенствования и внедрения новой техники, цифровизации, изменения технологических процессов и проведения организационных мероприятий, внедрения технических средств, предусматривающих безлюдные технологии в организации движения поездов, совершенствования технологических процессов при обслуживании объектов инфраструктуры, совмещения профессий и расширения зон обслуживания, применения гибких форм организации труда.
5. Прочие мероприятия
Основные эффекты по данному направлению были получены за счет реализации мероприятий по повышению эффективности системы управления закупочной деятельностью и цепочками поставок, получения региональных преференций по налогу на имущество.
Доходы Компании от прочих видов деятельности в 2020 году снизились на 4,1 % к уровню 2019 года до 197,8 млрд руб.
Прибыль от прочих видов деятельности в 2020 году составила 17,9 млрд руб., что ниже уровня 2019 года на 21,5 %, что обусловлено снижением спроса и действием ограничений, связанных с пандемией. Но частично их негативное влияние было нивелировано за счет расширения и продвижения портфеля услуг.
В 2020 году финансовый результат от прочих доходов и расходов составил −112,9 млрд руб. по сравнению с −68,0 млрд руб. в 2019 году.
Основными статьями прочих расходов являются процентные расходы и расходы, связанные с реализацией Коллективного договора ОАО «РЖД». При этом отрицательные курсовые разницы в размере 37,1 млрд руб. на фоне ослабления рубля относительно основных мировых валют в 2020 году определили ухудшение финансового результата по сравнению с прошлым годом, когда курсовые разницы были положительными на фоне укрепления рубля (14,6 млрд руб.).
Без учета влияния курсовых разниц совокупный положительный эффект к уровню прошлого года составил 6,8 млрд руб., обеспеченный ростом полученных от дочерних и зависимых обществ дивидендов на 11 млрд руб. к уровню прошлого года (в 1,4 раза).
Государственная поддержка ОАО «РЖД» в 2020 году
В 2020 году государственная поддержка ОАО «РЖД» из бюджетов различных уровней и Фонда национального благосостояния (ФНБ) получена в объеме 129,96 млрд руб., в том числе 84,18 млрд руб. из федерального бюджета (из них 35,60 млрд руб. — межбюджетный трансферт из бюджета Москвы), из ФНБ — 45,00 млрд руб., из региональных бюджетов и внебюджетных фондов — 0,79 млрд руб.
Уплата налогов и страховых взносов
Общая сумма начисленных к уплате налогов и страховых взносов за 2020 год по данным, отраженным в бухгалтерской отчетности по РСБУ, составила 294,8 млрд руб. или 91,0 % по отношению к 2019 году, в том числе: