в каком виде необходимо транспортировать инструментарий в цсо
Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы
СанПиН 3.5.2528 –09
Дополнение № 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»
I. Область применения
1.2. Санитарные правила предназначены для лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
1.3. Санитарные правила содержат основные требования к организации проведения и оценке качества дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях, направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций.
1.4. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами.
II. Общие положения
2.1. В целях профилактики внутрибольничных инфекций (далее по тексту ВБИ) в лечебно-профилактической организации (далее по тексту ЛПО) осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживание, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения.
2.2. Профилактическая дезинфекция осуществляется в формах:
— плановой профилактической дезинфекции;
— профилактической дезинфекции по эпидемиологическим показаниям;
— дезинфекции по санитарно-гигиеническим показаниям.
2.2.1.Плановая профилактическая дезинфекция проводится систематически в ЛПО при отсутствии в них ВБИ, когда источник возбудителя не выявлен и возбудитель не выделен с целью:
— уменьшения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности размножения микроорганизмов;
— предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения, руки и кожные покровы медицинского персонала и больных;
— освобождения помещений ЛПО и окружающей территории от членистоногих и грызунов.
При плановой профилактической дезинфекции в ЛПО проводится:
— обеззараживание всех видов поверхностей внутрибольничной среды, обеспечивающее гибель санитарно-показательных бактерий и уменьшение контаминации микроорганизмами различных объектов, в том числе воздуха, предметов ухода за больными, посуды, и др.;
— обеззараживание изделий медицинского назначения (поверхностей, каналов и полостей) с целью умерщвления бактерий и вирусов (в том числе возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции); обеззараживанию подлежат все изделия медицинского назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их использования у пациента;
— дезинфекция высокого уровня эндоскопов (ДВУ), используемых в диагностических целях (без нарушения целостности тканей, то есть при «нестерильных» эндоскопических манипуляциях), обеспечивающую гибель всех вирусов, грибов рода Кандида, вегетативных форм бактерий и большинства споровых форм микроорганизмов;
— гигиеническая обработка рук медицинского персонала;
— обработка рук хирургов и других лиц, участвующих в проведении оперативных вмешательств и приеме родов;
— обработка операционного и инъекционного полей;
— полная или частичная санитарная обработка кожных покровов;
— обеззараживание медицинских отходов классов Б и В;
— дезинсекция, обеспечивающая освобождение или снижение численности членистоногих в помещении и на окружающей территории;
— дератизация, обеспечивающая освобождение помещений от грызунов и снижение их численности на окружающей территории.
2.2.2. Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с целью не допустить распространения возбудителей ВБИ и их переносчиков в отделениях (палатах) из соседних отделений (палат).
2.2.3. Профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показаниям проводится как разовое мероприятие в помещениях организаций, находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии по методике проведения генеральных уборок.
Генеральная уборка представляет собой комплекс санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, проводимых с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организаций.
Генеральная уборка включает мытье, очистку и обеззараживание поверхностей помещений (в том числе труднодоступных), дверей, мебели, оборудования (в том числе осветительных приборов), аппаратуры путем использования моющих и дезинфицирующих средств.
При генеральной уборке применяются рекомендованные для этого дезинфицирующие средства. Режимы применения дезинфицирующих средств определяются с учетом профиля стационара и микробной контаминации объектов.
2.3. Очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя.
Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами.
При очаговой дезинфекции обеззараживаются различные объекты, имеющие эпидемиологическое значение в передаче возбудителя; проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала; дезинсекция и дератизация.
Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.
2.3.1. Текущая очаговая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).
В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В, дезинсекцию и дератизацию. При текущей дезинфекции проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала, инъекционного поля.
2.3.2. Заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре.
В ходе заключительной очаговой дезинфекции:
— обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы и др.;
— обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской;
— обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного;
— проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской;
— проводится дезинсекция и дератизация.
2.4. Мероприятия по дезинфекции водных систем ЛПО (систем водоснабжения, централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха и др.) проводятся с целью профилактики распространения легионеллезной инфекции. Микробиологический мониторинг на наличие легионелл необходимо осуществлять не реже 2 раз в год для централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха, систем горячего и холодного водоснабжения и ежеквартально для бассейнов.
2.5. При проведении инвазивных манипуляций во всех отделениях и амбулаторно-поликлинических организациях используются стерильные изделия медицинского назначения, которые после обеззараживания при профилактической и очаговой дезинфекции подвергаются предстерилизационной очистке и стерилизации.
Предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся в централизованных стерилизационных отделениях (далее ЦСО), а при их отсутствии в отделениях ЛПО систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек.
2.5.2. Целью стерилизации изделий медицинского назначения, в том числе эндоскопов и инструментов к ним, используемых в диагностических и лечебных целях с нарушением целостности тканей (т.е. используемых при стерильных эндоскопических манипуляциях) является обеспечение гибели на изделиях (и внутри них) микроорганизмов всех видов, в том числе и споровых форм.
2.6. Для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции и дератизации используются химические, физические средства, оборудование, аппаратура и материалы, разрешенные к применению в ЛПО в установленном порядке в Российской Федерации, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
При выборе средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Хранение дезинфекционных средств должно осуществляться в помещениях, отвечающих установленным требованиям.
III. Обеспечение проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
3.1. В целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции организуется и проводится производственный контроль соблюдения требований настоящих санитарных правил в лечебно-профилактических организациях при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.
3.2. Производственный контроль включает:
— наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
— назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
— организацию лабораторно-инструментальных исследований;
— контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
— визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
3.1.2.Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля ЛПО, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за организацию и проведение производственного контроля, а утверждает руководитель лечебно-профилактической организации.
3.1.3. Лицо, ответственное за проведение производственного контроля представляет отчет руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) об исполнении плана для принятия соответствующих организационных мер.
3.1.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели являются ответственными за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля.
3.2. Материально-техническое обеспечение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий определяется санитарными требованиями к помещению и прилегающей к нему территории, профилем организации, видами и количеством проводимых медицинских манипуляций.
3.3. Критериями оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в ЛПО являются:
— отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды (в том числе контроль стерильности);
— показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;
— отсутствие в помещениях ЛПО грызунов, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения;
— отсутствие в помещениях ЛПО членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г. Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67 Современные технологии обработки ИМН в ЛПУПрактический анализ:Современные технологии обработки ИМН в ЛПУ.Всегда условно считалось, что «сердце» хирургической клиники – это оперблок. И в последние годы основное внимание было уделено техническому оснащению и модернизации именно этого подразделения, особенно с выходом на сцену малоинвазивной хирургии. Серьезные врачебные и сестринские конгрессы посвещены внедрению новейших медицинских технологий. Учиться, и еще раз учиться. Сейчас практически нельзя назвать ни одного современного оснащенного ЦСО, причем работающего по европейским методам оборота инструментария. А наших методик «оборота инструментария» попросту нет. Есть множество поправок и рекомендаций. И кто первый возьмется за реконструкцию ЦСО не имеет в руках никаких последовательных правил. Кроме ручной химической мойки и дезинфекции на местах в каждом подразделении ЛПУ и паровой стерилизации в автоклавной и химической – на местах, ничего другого практически нет. Исходя из данных, предоставленных руководителем ЦСО НИИ нейрохирургии им Бурденко академиком РАМТ Савенко С.М. : на базе НИИ нейрохирургии в течение 5 лет проводились научные исследования, в которых тестировались 2 группы медицинских инструментов ( наркозно-дыхательная аппаратура). С.М. Савенко ( зав ЦСО, академик РАМТ) подчеркнул, что в отечественном здравоохранении, к сожалению, используется ручной способ. Стоимость обработки одного дыхательного контура ручным способом составляет в среднем 263 руб, а с применением машинной мойки – 64 рубля. По расчетам в 1 млн рублей в год обходится клинике ручной способ, и 400 тыс рублей- с использованием машинной мойки ИМН.» Добавить к этим цифрам – нечего. Они говорят сами за себя. Очень интересен опыт Великобритании, руководитель отдела оборота медицинского инструментария больницы Челси (Лондон) Ольги Слей: «Преобразовать и изменить установившиеся многими годами процессы не просто ни в одной стране. Перестройка и усовершенствование процесса оборота инструментария в ЛПУ требуют 1) разработки и согласования с руководством больницы необходимых изменений и плана их внедрения. 2) реконструкция помещения, 3) закупка и установка нового оборудования». Совсем живой пример: 1) термодезинфекторы заправляются моющими веществами: щелочь и кислота, но современный инструментарий требует нейтральных моющих средств. Инструмент начинает портиться при щелочной мойке, и никто не знает «почему»; 2) в большинстве ЛПУ по нашему сибирскому региону, где уже стоят термодезинфекторы в ЦСО, нет обработки «пресловутых» дыхательных контуров, просто кроме термической дезинфекции (92 градуса), должна быть подключена опция –химико-термическая дезинфекция (55 градусов), специально для термолобильных инструментов. Т.е. в машине должно стоять не два бочка, щелочь и кислота, а три – щелочь, кислота, и дезинфектант ( а совсем правильно: неитральное моющее средство, нейтральный ополаскиватель и нейтральный дезинфектант- и соответственно – три дозирующих насоса). Сейчас, может быть для вас это непонятно, тогда придется учиться на собственных ошибках, великолепные дезинфекционно-моечные машины будут давать сбои и использоваться на 10-20% своих мощностей, и параллельно имеющимся машинам продолжать «ручную мойку» с остающейся 20% микрофлорой. В большинстве клиник, это касается и ЦРБ, и специализированных федеральных центров, и стоматологических клиник и кабинетов используется дорогой хирургический инструмент. В настоящий момент, такой «сухой» метод реален и в России, т.к. теперь и у нас есть в наличии соответственно зарегестрированные и просертифицированные дезинфекционно- моечные машины и контейнеры. 1) можно исключить дезинфекцию на месте ( она будет производиться в ЦСО термически). 2) транспортировка загрязненного инфицированного инструментария будет осуществляться в закрытых, соответственно просертифицированных контейнерах (Ermis), возвращяясь в оперблок в том же контейнере в стерильном состоянии и в той же комплектации. 3) высвобождается время операционной сестры для ее прямых обязанностей 4) уменьшается обьем дезсредств, используемых в оперблоке 5) минимизируется химическая агрессия современного дорогого хирургического инструментария. 6) минимизируется контакт операционных сестер с дезсредствами и вероятность травматизации при первичной дезинфекции инструментария, что и является слагаемым «Безопасности на рабочем месте в оперблоке». Итак: ЗНАТЬ, потом ИМЕТЬ. О. Слей подчеркнула, что перестройка и внедрение системы оборота инструмента в условиях действующего лечебного учереждения требует особой гибкости, взаимодействия и сотрудничества руководства больницы, специалистов по инфекционному контролю, хирургов и операционных сестер, специалистов по закупке оборудования, представителей коммерческий компаний – поставщиков оборудования. ЛПУ, а в частности главная сестра, ей вверенный сестринский состав становятся заложниками обеспечения инфекционного контроля, в условиях, которые быстрее приведут к вспышке ВБИ. Без координального решения о реконструкции ЦСО, нельзя ждать успешного прогресса в использовании новых медицинских технологий. Высокопрофессиональное использование современного инструментария идет вразрез с технологией его обработки. И непосредственным исполнителем этой «обработки», является сестринский персонал. Остается открытым вопрос: как долго два вектора единого процесса (использование и обработка) будут направлены в противоположные стороны. Это вопрос грамотных финансовых вложений не для пресловутой, а реальной профилактике ВБИ. 1) Правильный уход за инструментом: — Инструменты составляют значительную долю общих капитальных затрат госпиталя — Предпочтение следует отдавать механической обработке с тепловой дезинфекцией и паровой стерилизацией. — Транспортировка использованных инструментов из операционной к машинам должны производиться в сухом виде без контакта с какими-либо дезинфиктантами. 2) Основные требования к термодезинфектору: — Вид машины ( для ЦСО или локального применения) — Машины для ЦСО должны быть проходного типа, для разделения зон грязной и условно-чистой в ЦСО. — Набор тележек и лотков в зависимости от того, что предстоит обрабатывать ( анестезиологический, общехирургический, МИХ-, лабораторный- инструмент, корзина для контейнеров), и в каком обьеме по каталогу. — В термодезинфекторе должны работать как режим термический дезинфекции ( 92*С), так и химикотермической дезинфекции для термолобильного инструмента – наркозно-дыхательных контуров, МИХ, (55*С); соответственно должно быть не меньше 3-х дозирующих насосов, с запуском соответствующего программного обеспечения. — Обязательно включить систему водоподготовки с запасом ионообменных смол — Термодезинфектор обязательно должен иметь встроенную систему сушки. — Если машина устанавливается локально ( в предоперационной, или в аптеке), то нет необходимости предварительно замачивать и обрабатывать инструмент, исключается ручной труд и расход дезинфицирующих средств ( сухая закладка) — Если машина устанавливается в ЦСО, то необходимо предусмотреть в комплектации необходимые сертифицированные контейнеры (Ermis) для транспортировки инструментария в ЦСО, исключая при этом контакт загрязненного инструментария с электролитами. Материалы подготовила Жигалова Елена Леонидовна, г. Новосибирск, учебный центр «Солнышко», 8-(383)347-17-10, 8-913-949-83-27. Уважаемые коллеги! В каком виде необходимо транспортировать инструментарий в цсоот 31 января 1994 года N 11-16/03-03 Методические рекомендации по повышению надежности стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях по системе «Чистый инструмент» Общие положенияЗначительный рост внутрибольничной инфекции свидетельствует о имеющих место нарушениях в стерилизации медицинского инструментария. Рост объема медицинской помощи с использованием стерильного медицинского инструментария на фоне увеличения инфекционной заболеваемости, в том числе СПИДом, гепатитом В и С, ставит вопрос об обеспечении надежной стерилизации на уровень особой важности, при этом надо отметить, что все более широкое использование разового инструментария проблем не решает. Классическая форма организации работ в центральных стерилизационных отделениях (ЦСО) недостаточно эффективна для реализации потенциальных возможностей централизованной стерилизации. — принципиальное изменение организации работ на основе бригадного подряда; — нормирование трудозатрат при выполнении любых работ в ЦСО; — усиление контрольно-методических функций службы стерилизации; — жесткую регламентацию всех работ по стерилизации; — коллективную и персональную ответственность за качество и полноту выполнения работ; — индивидуальную материальную ответственность за сохранность инструментов и материалов; — внедрение системы контрольных мероприятий «Чистый инструмент». Заложенные принципы дают возможность: — использовать нереализованные ранее потенциальные возможности ЦСО; — организовать на современном уровне обеспечение структурных подразделений лечебных учреждений стерильными материалами, инструментами; — повысить надежность стерилизации при эксплуатации любого стерилизационного оборудования (не только современного, но и морально и физически устаревшего). Система позволяет организовать: — выполнение лечебно-диагностических манипуляций (независимо от их объема и сложности) с применением индивидуального для каждого больного инструмента или набора инструментов и перевязочных материалов. Состав наборов может быть персонифицирован для каждого врача, медсестры в зависимости от их пожеланий. Использование таких наборов исключает промежуточные подготовительные манипуляции со стерильными изделиями, что снижает опасность их контаминации, сокращает время подготовки к процедурам и создает максимальные удобства при работе с ними. Задачи и функции ЦСО при организации работ по системе «Чистый инструмент» существенно расширяются в связи с приданием им роли организационно-методического центра лечебно-профилактического учреждения по вопросам стерилизации, асептике и антисептике. Основная цель при этом состоит в упорядочении и регламентации разрозненных в различных подразделениях учреждения работ по подготовке инструментария, операционного белья, перевязочных материалов и потоков их движения в единой для учреждения «сквозной» технологии. В новой роли ЦСО совместно со структурными подразделениями внедряют современную технику асептического обслуживания больного, максимально используя возможности централизованной стерилизации, зачастую меняя сложившиеся методики выполнения лечебно-диагностических вмешательств. Поддержка работы ЦСО по системе «Чистый инструмент» осуществляется одноименным пакетом компьютерных программ. Раздел А. Организация работы ЦСО1. Распределение работ в ЦСОМедсестры ЦСО закрепляются за структурными подразделениями и выполняют с полученными для стерилизации инструментами все операции (за исключением стерилизации), несут ответственность за правильное и качественное выполнение всех этапов технологии стерилизации, а также материальную ответственность за сохранность инструментов. Работу на стерилизаторах, моечных, перчаточных машинах целесообразно закрепить за отдельными сотрудниками. Кроме того, каждый сотрудник в определенных ситуациях может подключаться для работы на смежных участках для замены основного на этом участке сотрудника. Советом бригады заблаговременно составляется список дополнительных рабочих участков, закрепленных за каждым сотрудником. При отсутствии основного сотрудника дублер без дополнительных распоряжений принимает работу отсутствующего сотрудника на себя. 2. Прием медицинских изделий для стерилизацииВ ЦСО принимаются только исправные инструменты после первичной обработки, визуально чистые (без следов крови, лекарств, дезсредств и пр.). Первичная обработка включает в себя погружение инструментов непосредственно после использования на 60 мин. в 3%-ный раствор хлорамина (или другой регламентированный дезраствор) с заполнением внутренних каналов и полостей с последующей промывкой. Для уменьшения возможности подмены инструментов аналогичными инструментами других подразделений их рекомендуется промаркировать (наименование отделения и подразделения) шариковой ручкой, фломастером или с помощью бирок. Инъекционные иглы (по 2 шт. на 1 шприц), иглы для забора крови из вены принимаются только в специальной оснастке, используемой для промывки игл в моечной машине. Бракованные иглы заменяются в отделениях на новые из существующего резерва. Катетеры, зонды, трубки, пипетки, микрокапилляры, инструменты для индивидуальных наборов инструментов стягиваются резинкой. Большие наборы инструментов для операций, работы в перевязочных, процедурных и других кабинетах комплектуются на специальных сетчатых подносах, полученных во временное пользование в ЦСО. На прикрепленных к подносу бирках указывается наименование набора, отделение, операционная. Состав набора определяется структурным подразделением и согласовывается с ЦСО на подготовительном этапе. Ножницы, зажимы и подобные инструменты укладываются в раскрытом виде. Биксы принимаются только в исправном состоянии (с исправными замками, недеформированные, с исправными поясами), чистые, без старых индикаторов, с четкой маркировкой (отделение, кабинет), с внутренним фильтром-вкладышем (два слоя ткани, покрывающие дно и стенки круглых биксов). Фильтры в крышках и дне биксов типа КСКФ и КСПФ требуют замены каждые четыре месяца. Прием инструментов в ЦСО осуществляется при наличии правильно оформленного требования на стерилизацию.
|