в каком веке впервые появляется термин идеология

Идеология

Содержание

История понятия

Де Траси и Кондильяк

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

Маркс и марксистская традиция

Затем понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось Антонио Грамши, Луи Альтюссером и другими. Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания, Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

…идеология. Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Другие определения

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

Вклад в разработку понятия идеология внесли также Теодор Адорно, Клиффорд Гирц, Анри Лефевр, Макс Хоркхаймер, Александр Зиновьев и ряд других представителей социально-гуманитарных наук.

Типы идеологий

Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.

В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма.

Примечания

Литература

Ссылки

в каком веке впервые появляется термин идеология. 40px Wiki letter w.svg. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-40px Wiki letter w.svg. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 40px Wiki letter w.svg. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Полезное

Смотреть что такое «Идеология» в других словарях:

ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей. И. как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь… … Философская энциклопедия

Идеология — (ideology) Комплекс всеобъемлющих и внутренне связанных друг с другом идей, в соответствии с которыми любая социальная группа воспринимает и оценивает мир, например католицизм, ислам, либерализм и марксизм. Идеология должна давать: а) объяснение … Политология. Словарь.

Идеология — Идеология ♦ Idéologie Ученики Кондильяка (***), которых в самом начале XIX века вслед за Дестют де Траси, предложившим термин, называли идеологами, считали ее наукой об идеях, а отсюда – наукой всех наук. Но подобной науки не существует: мы… … Философский словарь Спонвиля

Идеология — (гр. idea – ұғым, елес  logos – сөз, ілім, ғылым) – пәні идеялардың пайда болуы және өзгеруі, олардың жеке әлеуметтік топтардың, таптардың, сословиелердің (жіктердің) өміріне ықпалы болатын ғылымды белгілеу үшін ХVІІІ ғ. аяғы – ХІХғ. басындағы… … Философиялық терминдердің сөздігі

ИДЕОЛОГИЯ — (греч. idea мысль, и logos слово). 1) часть метафизики, рассуждающая об идеях. 2) бесполезное, чуждое практическим целям мышление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИДЕОЛОГИЯ 1) часть метафизики,… … Словарь иностранных слов русского языка

ИДЕОЛОГИЯ — понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной… … История Философии: Энциклопедия

ИДЕОЛОГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ, идеологии, жен. (от греч. idea идея и logos учение) (книжн.). Мировоззрение, система взглядов и идей. Пролетарская идеология. «Отец… других убеждений, и у него совершенно чуждая идеология.» Огнев. || Идейное содержание, философское… … Толковый словарь Ушакова

идеология — взгляды на вещи, принципы, взгляды, воззрения, правила, убеждения, мировоззрение, образ мыслей, символ веры, кредо, миросозерцание, миропонимание, взгляды на жизнь, философия, видение Словарь русских синонимов. идеология см. мировоззрение … Словарь синонимов

ИДЕОЛОГИЯ — (от идея и. логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных… … Современная энциклопедия

Источник

Новое в блогах

История развития термина «Идеология»

ИДЕОЛОГИЯ

в каком веке впервые появляется термин идеология. tmpZllzaa. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-tmpZllzaa. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка tmpZllzaa. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века.

Он вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания.

Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся тогда у власти Наполеоном.

Наполеон счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям.

МАРКСИСТКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОНИМАНИЯ ИДЕОЛОГИИ

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу.

Затем понятие идеологии стало одним из центральных в марксистской традиции и разрабатывалось многими авторами.

Лукач предлагает видеть в идеологии проекцию классового сознания,

Грамши использует для обозначения идеологии понятие культурная гегемония.

Жижек видел в идеологии фантазматическую конструкцию, структурирующую с помощью иллюзий реальные общественные отношения, маскирующую травматическую непостижимую реальную сущность (ту, которую Лакло и Муфф называют антагонизмом).

Существует большое количество определений идеологии, в которые авторами внесена оценка определяемого ими феномена :

— искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии ( Мангейм );

— готовый « мыслительный товар », распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, часто совершенно ей противоположной ( Эрих Фромм ).

Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» (1846) и позднейших работах понимали под идеологией :

Согласно Марксу, «не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения». Действительность, по Марксу, предстает в зеркале идеологии в искаженном и перевернутом виде. Идеология, таким образом, оказывается иллюзорным сознанием.

В сложившемся марксизме идеология понималась как «ложное сознание», порождаемое «классовым интересом» господствующих классов, стремящихся представить его «интересом всего общества».

В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие идеологии «эксплуататорских классов» образовывало оппозицию с идеологией социалистической, воспринимаемой сугубо позитивно.

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии.

РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ (50-е годы ХХ века)

Психологии Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д.

Для обозначения объективно существующих форм идеологии Бахтин использовал термин «идеологема».

Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического хотя и препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, но смогла трансформировать идеологические предпочтения от политической ангажированности представителей марксизма в объективно-семиотический подход.

В «Мифологиях» (1957) Барт объединил миф и идеологию, называя их «метаязыком».

Идеология натурализирует значение самого метаязыка.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

• быть теоретическим обобщением

исходных чувственных представлений;

• выступать наиболее существенным

компонентом имеющихся в наличии

•.выполнять в связи с этим роль

исходных принципов для практической

Отметим еще некоторые значимые выводы авторов работ по идеологии.

Кристева использовала для исследования И. термин Бахтина «идеологема». Последняя определялась ею в качестве «интертекстуальной» функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство. Идеология, по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя идеологии, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии.

Эко рассматривал коммуникативные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупности их внутренних взаимоотношений» благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Позже Эко описал идеологию, как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

Статус идеологии как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия.

Нередко в рамки идеологии пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних).

В слове «идеология» имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других, и тем самым стабилизирует его ( Манхейм ).

Общество, в котором принята государственная идеология, имеет государство идеократического типа, которое Бердяев называл «обратная теократия».

Ретроспективно размышляя, Ницше предупреждал о том, что философские идеи могут замещаться политико-идеологическими максимами.

Однако в конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма и популизма.

Н.С. Куничкина полагает, что «под идеологией государства традиционно понимается относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти».

Многогранность понятия видна из такого определения :

Интересно определение, предложенное К.А. Стрельниковым :

Размышляя над определением государственной идеологии, исследователи неизбежно задумываются над тем, что такое идеология для дела государственного целеполагания. Не поняв этого, не получится дать корректную дефиницию, отражающую сущностные характеристики исследуемого явления.

Востребованность государственной идеологии О.Е. Кутафин объясняет так: «Общество и государство не могут существовать без идеологии. Чтобы развиваться, они должны иметь концепцию развития, которая и является выбором определенных идеологических установок».

Любая деятельность, как указывают психологи, начинается с постановки цели.

По мнению теоретиков менеджмента, любой процесс управления также начинается с целеполагания и определения миссии организации. В связи с этим можно утверждать, что и процесс государственного управления должен основываться на определенных целях. Такие цели и закладываются идеологией».

Созвучны этому и слова В.Г. Анненковой: «Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология». Анализируя этот феномен, В.А. Лебедев и В.В. Киреев отмечают, что необходимость реализации государством направлений идеологического характера, тех направлений, которые обеспечивают самосохранение государства как важнейшего социального института, вытекает из самой сущности и назначения государства в обществе.

Сущностный характер государственной идеологии выявляется наукой практически во всех сферах общественной жизни. Стоит привести высказывание Н.И. Макарова :

«Если единое информационное пространство выступает. как общая форма, построенная на основе единых информационных ресурсов или информационных систем и позволяющая объединить механизмы государственной власти, усилить ее действенность, то наполнением этой формы, ее содержанием, должна стать государственная идеология, интегрирующая идеи правового, общественного и политического идеалов и возможности их реализации в условиях информатизации».

Говоря о прикладном значении рассматриваемого феномена, стоит вновь вернуться к оценкам специалистов разных отраслей права. Участники Круглого стола, организованного журналом «Государство и право», раскрывая одну из сторон интересующего нас явления, пришли к выводу о том, что «право, законодательство, юридические нормы следует рассматривать в качестве материализации идеологии государства.

Источник

Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции

в каком веке впервые появляется термин идеология. lazy placeholder. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-lazy placeholder. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка lazy placeholder. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Что такое идеология?

Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.

Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.

Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.

Как создаётся идеология?

Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.

Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.

В чём суть идеологии?

Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.

Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.

Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.

Виды и примеры

Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:

Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:

Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Традиционные идеологии

К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:

На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:

Нетрадиционные идеологии

В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:

Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).

История термина

Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.

В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.

Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.

В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.

Структура идеологии

Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:

Функции идеологии

Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:

Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.

Источник

Эволюция понятия идеологии

Идеология — одна из важнейших фирм политического сознания под которой, обычно понимают совокупность идей, образов, мифов, политических программ, создающих определённое представление о мире и используемых в интересах той или иной социальной группы.

Зарождение понятия идеологии

До XVIII в. понятия идеологии не существовало в принципе. Мировоззрение людей в большинстве культур и цивилизаций формировалось на основе религиозных представлений. Тех, чьи представления отличались от общепринятых, обычно подвергали преследованиям, а их взгляды считались заведомо ложными. По мере того как в европейском мире ослабевало влияние религии и формировалось светское мировоззрение, стали возникать различные комплексы идей и, соответственно, появился интерес к самому процессу возникновения новых принципов и представлений, Французский мыслитель Антуан Дестют де Траси (1754— 1836) в своей работе «Элементы идеологии» впервые употребил этот термин. Идеология воспринималась им как система идей или как наука об идеях. По его мнению, идеи формируются на основании восприятия человеком окружающего мира. В этом процессе важнейшую роль играют чувства, память, способность к суждению и воля. После того как идеи сформированы и оформлены в последовательную систему, они начинают оказывать влияние на политическую жизнь и мораль, поскольку люди теперь действуют в соответствии с идеологией.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 103. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-103. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 103. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Для Дестюта де Траси в понятии «идеология» не было негативного смысла. Напротив, он считал, что систематизация идей должна способствовать развитию наук, политической мысли и т. д. Однако вскоре идеология стала восприниматься как нечто отрицательное. Начало такому отношению положил Наполеон, к политике которого Дестют де Траси и его единомышленники находились в оппозиции. Император отвечал им неприязнью и называл недовольных его правлением либералов идеологами в презрительном смысле, т. е. людьми, не осознающими реальных политических интересов и задач.

Марксистское понимание идеологии

Следующий шаг по пути к закреплению негативного понимания идеологии совершил Карл Маркс. Для него идеология была лживой системой ценностей, используемой буржуазией для сохранения своего господствующего положения и всё большего подчинения рабочего класса. Слово «идеология» он применял только по отношению к враждебным ему идеям. Созданную им самим систему идей Маркс считал «научным мировоззрением».

«В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками», — писал он в работе «Немецкая идеология».

Таким образом, по представлению Маркса, все идеи, формулируемые людьми, определяются господствующим в данный момент в обществе способом производства и следуют из него, а вовсе не из особенностей мышления или убеждений человека. Соответственно, пока общество устроено несправедливо, идеи служат интересам господствующего класса, и только когда будет создано бесклассовое общество, в нём станет возможно создание неискажённой, основанной на истинно научных представлениях системы идей. Собственную концепцию Маркс воспринимал как основание этого будущего мышления, столь резко отличающегося от идеологии.

Сегодня хорошо видно, что Маркс, по сути дела, создал ещё одну идеологическую систему, но обосновывающую борьбу социалистов за власть. Однако сам его подход к идеологии оказал большое влияние на учёных последующих поколений.

Ницше и понятие идеологии

Представление о том, что любая идеология служит чьим-то интересам, а не является объективной ценностью сама по себе, получило после Маркса широкое распространение. Различные мыслители по-своему истолковывали эту мысль, используя её в собственных концепциях. Для немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900) марксистская идея о классовом характере идеологии была неприемлема, но в своей философии он исходил из того, что существуют различные системы ценностей. Одни ценности характерны для аристократов духа, стремящихся к власти и господству, и порождают в конце концов сверхчеловека, другие — ценности плебеев, способных только к подчинению.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 104. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-104. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 104. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Аристократические ценности, конечно же, представлялись философу «правильными», в отличие от убогих плебейских. Однако на последующие поколения наибольшее воздействие оказала сама мысль о том, что системы ценностей в принципе могут быть разными. В предыдущие столетия такой подход был абсолютно невозможен.

Влияние психоанализа на теории идеологии

Идеи основателя школы психоанализа великого психолога и философа Зигмунда Фрейда (1856—1939) хоть и опосредованно, но очень сильно повлияли на взгляды социологов XX в. Представление о человеческом подсознании, обусловливающем решения, поступки, идеи людей, вошло не только в медицину, но и в литературу, искусство, философию. Для политического мышления и политических теорий также очень важным оказалось понятие коллективного бессознательного, введённое швейцарского психологии Карлом Густавом Юнгом (1875—1961), последователем и во многом соперником Фрейда. Наличие в мышлении человечества общих бессознательных архетипов, независящих от личного опыта индивида и всё равно оказывающих на него влияние, — эта идея стала принципиальной для анализа политической жизни мира, в том числе и для изучения различных идеологий.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 105. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-105. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 105. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Идеология и утопия Карла Манн Гейма

Один из крупнейших социологов XX в. Карл Маннгейм (1883—1947) считается создателем особого направления в науке — социологии знания. В центре интересов Маннгейма находились особенности человеческого мышления и их связь с социальными и историческими факторами. Именно в этом аспекте он рассматривал понятие идеологии в своей ставшей классической работе «Идеология и утопия».

Маннгейм, как и его предшественники, исходит из того, что идеологические представления искажают реальность, однако он чётко проводит различие между заведомой ложью и идеологическими концепциями: «Как идеологию взгляды противника начинают расценивать с того момента, когда их не считают больше заведомой ложью, но ощущают во всей его позиции некую неправду, которую толкуют как функцию определённого социального положения». Но при этом, в отличие от Маркса, для которого идеологичными были только взгляды его политических противников, принципиальная позиция Маннгейма заключается в том, что идеология может быть присуща любой социальной группе независимо от того, обладает она «правотой» или нет.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 106. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-106. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 106. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Таким образом, формулируется принципиально важная для Маннгейма, да и для всего XX столетия мысль о том, что любые идеи имеют относительную ценность и должны восприниматься в связи с эпохой, когда они были сформулированы, и той средой, в которой они циркулировали. «Тревожное чувство вызывает тот факт, что на современной стадии развития мышления и социального бытия именно те люди, которые претендуют на обладание „абсолютными ценностями», преисполнены сознания своего превосходства. Подобное самовозвеличение и самовосхваление, основанное на мнимом обладании абсолютными ценностями, сводится часто к простой спекуляции потребностью широких масс в устойчивости и их нежеланием видеть разверзающуюся перед ними пропасть, которая обнаруживается со всё большей очевидностью на данной стадии бытия».

По убеждению Маннгейма, понятие идеологии может быть применено только к взглядам и идеям тех слоёв, которые находятся у власти, так как одной из основных задач идеологии является обоснование существующего порядка. Что же касается угнетённых слоёв, то их идеи учёный обозначает термином «утопии» — системы, обещающие некое преобразование общества в будущем. Утопии «взрывают существующий порядок», идеологии стремятся сохранить его. При этом утопии так же социально обусловлены, как и идеологии, — это два варианта идейных систем, заведомо искажённо изображающих действительность.

Критика идеологии во второй половине XX века

Огромный рост значения идеологий в политической жизни XX в., противоборство различных систем, идеологизация жизни в тоталитарных и авторитарных государствах усиливали критическое отношение учёных к самому понятию идеологии. Быстрые темпы научно-технической революции, приводившие к коренным сдвигам I ie только в экономике, но и во всей жизни людей, создавали некоторый противовес лживым идеологическим построениям. Не случайно социологи, разрабатывавшие в 1960-х гг. концепцию деидеологизации, одновременно ввели в оборот и глубоко изучили понятие постиндустриального общества.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 107. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-107. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 107. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Американский социолог Дэниел Белл (1919—2011) и французский учёный Реймон Арон (1905—1983) выдвинули мысль о том, что общественные науки должны быть очищены от какой-либо идеологии, так как следует изучать не придуманные мыслителями и политиками идейные структуры, а общество как оно есть. Важнейшим «осевым принципом», определяющим развитие общества, они считали прогресс в человеческих знаниях, науке и технологии. Применительно к постиндустриальному обществу это распространение компьютеров и принципиально новые технологии в сфере передачи информации.

Резкая критика идеологии, стремление к деидеологизации общественных наук и общественной жизни были очень популярны в течение нескольких десятилетий, особенно в 1960—1970-х гг., однако позже возникли новые идеи. В частности, многие учёные, не отрицая того, что идеология создаёт свой, в чём-то обязательно искажённый взгляд на мир, сформулировали мысль о том, что она ориентирует людей на определённое поведение, обеспечивая, таким образом, функционирование общества и его стабильность.

Идеологическое сознание

Как бы ни относиться к идеологии, в любом случае ясно, что сознание людей, особенно в современную эпоху, сильно идеологизировано. Призывы к уничтожению идеологии и деидеологизации культуры и науки оказались невыполнимыми. Ещё Макс Вебер в первой половине XX в. отмечал возрастание в современном мире значения ценностно-рациональных действий, совершаемых не под воздействием порыва эмоций и не по традиционным шаблонам, как это чаще всего происходило в древности. Ценностно-рациональное действие ориентированно на ценности, разделяемые человеком. При этом теоретически возможна ситуация, когда эта ориентация противоречит непосредственным интересам человека и конфликт разрешается в пользу ценностей. Так происходят самопожертвования, бескорыстные поступки, борьба за идеал и т. д.

в каком веке впервые появляется термин идеология. 108. в каком веке впервые появляется термин идеология фото. в каком веке впервые появляется термин идеология-108. картинка в каком веке впервые появляется термин идеология. картинка 108. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Любая идеология обычно формулирует некоторые идеалы и порождает у своих последователей любовь к ним, стремление служить им, добиваться их реализации. В ситуации максимально идеологизированного сознания может возникнуть готовность умереть за свои идеалы.

При этом сама идеология существует на трёх уровнях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *