в каком веке сжигали на костре за инакомыслие
Жестокие законы Средневековья: за инакомыслие – смерть
Во все времена люди, которые хоть чем-то выделялись из толпы (физически или духовно), становились изгоями в обществе. В Средневековье вообще все неугодные церкви личности объявлялись ведьмами и колдунами и отправлялись на смертную казнь.
Переводы Библии
Раньше считалось, что одну из основ христианства – Библию, необходимо было читать только на латыни, дабы избежать искаженной ее трактовки. Конечно же это могли делать образованные люди, а основная масса только принимала все то, что им вкладывало в уши духовенство. Однако не все мирились с таким положением вещей и создавали доступные для народа переводы, зачастую даже ценой своей жизни. Так английский реформатор и ученый Уильям Тиндейл перевел Библию на родной язык, за что был сожжен на костре.
Мыслепреступление
Одним из самых известных личностей Средневековья, пострадавших от выражения своего мнения стал Джордано Бруно. За свои космологические идеи и сомнения по поводу правдивости всего описанного в Библии итальянского монах был обвинен в богохульстве, ереси и сожжен на костре в Риме.
Курение
В современном мире усилившаяся пропаганда здорового образа жизни всячески критикует заядлых курильщиков и стесняет их в правах курить в общественных местах. Однако эти неудобства абсолютно безобидны в сравнении с теми наказаниями, которые вводились за курение в Средневековье. Католическая церковь, усматривала в этой привычке демонический посыл. Люди, пускавшие дым из носа обвинялись в связях с дьяволом. Многих за это объявляли ведьмаками и сжигали.
На Руси, до эпохи Петра I, привезшего с запада моду на курение табака, любителей попускать дым могли подвергнуться телесным наказаниям. А после пожара 1634 года в Москве курильщиков и вовсе могли казнить.
«Выявление» ведьм
В Средневековую эпоху если человек каким-то образом выделялся из толпы (внезапно богател, имел телесные увечья или, наоборот, был лишком красив), то его могли обвинить в колдовстве. При этом методы «выявления» ведьм могли быть совершенно абсурдными. Так известный охотник на ведьм Мэтью Хопкинс считал: если предполагаемую колдунью поместить в закрытое помещение и туда проникнет какое-либо насекомое, то ее вина будет доказана.
Двоеперстие
Считается, что в средневековой Руси именно смертных казней было гораздо меньше, нежели в Европе. Но ближе ко второй половине 17 века эта тенденция изменилась. В связи с церковными реформами патриарха Никона, в стране появились старообрядцы, не желавшие принимать новый уклад. Самой известной их отличительной чертой было двоеперстие (крестное знамение совершалось двумя пальцами). Многочисленные гонения и казнь сопровождали старообрядцев.
Не пропустите:
Смешные и абсурдные законы в Америке. Фотопроект
10 самых странных законов в мире
20 безумных законов о сексе!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Библию, необходимо было читать только на латыни, дабы избежать искаженной ее трактовки
Молодой монах принял постриг, и в монастыре первым его заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы и законы.
Поработав так неделю, монах обратил внимание, что все переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала. Удивившись этому, он обратился к отцу-настоятелю:
— Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и её никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
— Сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями. Но в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть!
И с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились первоисточники, столетиями же не открывавшиеся. И пропал.
Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались, и взгляд был безумным.
— Что с вами, святой отец? — вскричал потрясённый юноша. — Что случилось?
— Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: «celebrate», а не «celibate»!
Библию, необходимо было читать только на латыни, дабы избежать искаженной ее трактовки
Молодой монах принял постриг, и в монастыре первым его заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы и законы.
Поработав так неделю, монах обратил внимание, что все переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала. Удивившись этому, он обратился к отцу-настоятелю:
— Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и её никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
— Сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями. Но в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть!
И с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились первоисточники, столетиями же не открывавшиеся. И пропал.
Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу. Тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались, и взгляд был безумным.
— Что с вами, святой отец? — вскричал потрясённый юноша. — Что случилось?
— Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: «celebrate», а не «celibate»!
История инквизиции: за что в Средневековье сжигали на кострах
В средневековой западноевропейской истории были события, учреждения, явления, которые прочно ассоциируются именно с этим временем и часто воспринимаются как характеризующие его. Одним из них была испанская инквизиция.
История появления
Само слово латинского происхождения. В переводе инквизиция означает розыск, расследование.
В XII веке римский папа Луций III под воздействием правителя Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы разработал инструкции для католических епископов, по которым они должны были в управляемых ими территориях иметь осведомителей, которые доносили бы им о высказывании кем-либо еретических мыслей и о каких-либо проявлениях инакомыслия по отношению к учению римской церкви. Это уже была первая мера по розыску и обнаружению еретиков.
Однако официально инквизиция была учреждена римским папой Иннокентием III (1198–1216) в начале XIII века в ходе так называемых альбигойских войн. В XII веке в южной Франции, северной Италии и в Швейцарии стала распространяться катарская ересь. Она имела восточные корни. Во Франции она получила обозначение альбигойская ересь по названию одного из ее центров города Альби.
В 1209 году под влиянием римского папы против альбигойцев был совершен первый крестовый поход. Войны против них велись до 1244 года. Для борьбы с ересью в 1204 году на территории южной Франции была учреждена инквизиция. Ее осуществление Иннокентий III возложил на орден цистерцианцев.
При римском папе Гонории III (1216–1227) инквизиция была введена и на территории Италии. В науке считается, что завершение оформления системы инквизиции произошло при папе римском Григории IX (1227–1241), который учредил ее трибуналы еще в нескольких европейских странах: Германии, Испании, Португалии и других. Он определил ордена доминиканцев и францисканцев для ведения инквизиционных расследований.
Суть и средства инквизиции
Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.
Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.
Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.
Жертвы средневековых инквизиторов
Под ее суд попадали люди самого разного социального положения. По некоторым приводимым и научных изданиях подсчетам, за все время деятельности инквизиции (с начала XIII века до начала XIX века) число казненных и умерших в тюрьмах измеряется сотнями тысяч человек. Указывается, что в период восемнадцатилетнего начальства над инквизицией в Испании Торквемады в конце XV века было сожжено больше десяти тысяч человек, более девяноста семи тысяч лишились имущества, занимаемых должностей или получили иные наказания. Есть мнение, что эти подсчеты преувеличены.
Исторические этапы
Первый период обычно относится ко времени до официального учреждения в начале XIII века первых инквизиционных трибуналов. Тогда одной из задач епископов было следить за появлением еретиков в подчиненных им землях и сообщать об этом в Рим.
Широкое распространение катарской ереси в XII веке привело к учреждению в начале XIII века первых трибуналов инквизиции, постепенному увеличению их числа, охвату все больших стран, увеличению количества процессов, передаче всей системы доминиканцам и францисканцам. Это положило начало второму этапу, который обычно в науке продолжают до XVI века.
В этом столетии на первый план по своей деятельности выступила испанская инквизиция. Считается, что она стала подконтрольной государству и использовалась им для увеличения степени централизации страны и решения внутриполитических задач. В общеевропейском масштабе в XVI веке началась реформация. Из-за этого римская церковь потеряла влияние во многих регионах, поэтому территориально сфера деятельности инквизиции уменьшилась. В 1542 году папа римский учредил верховный инквизиционный трибунал. Это в науке оценивается как мера контрреформации. Эти новые явления в применении инквизиции относятся уже к третьему периоду ее существования, который начинается с XVI века.
Испанская инквизиция
В Испании инквизиция была учреждена еще в XIII веке. Однако инквизиция в последние годы XV века в этой стране получила новую организацию.
В это время произошло объединение наиболее крупных королевств на Пиренейском полуострове Кастилии и Арагона. В 1478 году римский папа Сикст IV позволил их правителям Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской заново организовать систему инквизиции в управляемых ими землях. Теперь она находилась в подчинении непосредственном не Рима, а испанского государства.
В 1480 году был сформирован первый трибунал в Севилье. Сначала новая испанская инквизиция состояла из председателя, двух его помощников юристов и трех королевских советников. Однако вскоре она была расширена, был учрежден центральный совет инквизиции и четыре, а потом десять трибуналов на местах. В 1484 году был разработан кодекс с постановлениями, определявшими порядок работы инквизиции.
Новая система организовывалась под руководством духовника королевы Изабеллы Кастильской доминиканца Томаса Торквемады. После него завершение формирования испанской инквизиции прошло под руководством Диего-Деса и Хименеса.
Она была введена в Нидерландах императором Священной Римской империи Карлом V в 1522 году для борьбы с реформацией (Нидерланды тогда входили в состав Испании, Карл V был ее королем). Считается, что это стало одной из причин революции в Нидерландах 1566–1609 годов. В 1537 году она была учреждена в Португалии. В XVI веке испанская инквизиция введена в американских колониях Испании и Португалии.
В науке считается, что в Испании инквизиция способствовала укреплению центральной власти. Одной из заметных сторон ее деятельности было внимание к нехристианскому населению страны. Оно было достаточно состоятельно, предприимчиво, имело мануфактуры, вело торговлю. Его представители подвергались преследованиям инквизиции, их имущество конфисковалось. Это привело к их выезду из Испании.
Инквизиция в Российской империи
В России не было инквизиции как в странах Западной Европы. Петр I проводил реформы по усилению центральной власти. Он формировал ведомства по контролю за соблюдением законов.
В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Его работа велась по Духовному Регламенту. Этот документ предполагал введение должности протоинквизитора. Ему подчинялись на местах провинциальные инквизиторы, которым, в свою очередь, инквизиторы в городах и уездах.
Однако по Духовному Регламенту их деятельность не имела ничего общего с этим учреждением в Западной Европе. Их задачей было следить за выполнением духовенством Духовного Регламента. Также они занимались наблюдением за сбором налогов с раскольников. В науке указывается, что инквизиторы по Духовному Регламенту имели фискальные функции. Эти должности были очень скоро отменены при императрице Екатерине I.
Почему инквизиция начала терять позиции?
Постепенно в течение второй половины XVIII и в XIX веке инквизиция упразднялась в разных странах, вносились изменения в порядок ее работы. В науке считается, что это связано с распространением идей эпохи Просвещения.
Стала распространяться мысль о свободе человека в выборе своих убеждений. Приоритет отдавался умственным рассуждениям, влиянию разума на воспитание, распространение идей. Принуждение к отказу от своих убеждений, преследование за них, суть инквизиции отрицались идеологией просветительства.
В ряде европейских государств наука выделяет периоды так называемого просвещенного абсолютизма, когда правители руководствовались в своей политике этим учением. Например, в Португалии во второй половине XVIII века первый министр при короле Жозе I Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу маркиз Помбал был сторонником просвещения. Он поставил инквизицию на службу своим реформам. При нем было запрещено применение пыток, сожжение на костре, цензура. В начале XIX века Наполнен на завоеванных территориях Испании, Португалии, Италии отменил инквизицию. Уже в XVIII веке во многих странах Западной Европы она была ликвидирована как судебное учреждение. Окончательно она была отменена в Португалии в 1820 году, в Испании в 1834 году.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.