в каком веке сформировался современный возрожденный вид греко римской борьбы
Греко-римская борьба
Гре́ко-ри́мская борьба́ (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) — европейский вид единоборства, в которой спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в.
С 1896 в программе Олимпийских игр, чемпионаты мира с 1904, Европы — с 1898. В Международной федерации борьбы — ФИЛА (FILA; основана в 1912 году) свыше 120 стран (1997).
Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века [1] был признан российский спортсмен Александр Карелин, являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом, 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России.
Содержание
Правила
Греко-римская борьба — это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приемов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка — прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 2 периода; при счёте по периодам 1:1 проводится 3 период; при достижении перевеса в 6 очков перед соперником борец одерживает победу в периоде; если один из борцов проводит 5-бальный приём, период заканчивается (техническое преимущество). Борцы набирают определенное количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки — три периода по две минуты. Если победитель не определился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной — тому, кто оборонялся. На схватку запрещено выходить со смазанным телом какими-либо веществами, которые могут привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьей запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.
Техника ведения борьбы
Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику — правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая — для защиты.
Ноги хоть и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.
Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги запрещается, ибо это может привести к потере устойчивости.
Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля, запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд)… Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.
В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия — перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого — это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».
Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются на теле, что требует большей техничности [источник не указан 90 дней] и физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.
Гибкость и сила
Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только руки, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярно регби. Приемы отрабатывают на манекене (или чучеле), и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.
Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки, отрабатывать повороты бедра.
Экипировка
В экипировку борца входят плавки, трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции.
Борьба вольная и греко-римская: история развития
Борьба дебютировала на Олимпийских игр в 1896 г. Современные соревнования включают в себя два вида борьбы: греко-римскую и вольную. Появление двух стилей связано с борцовскими традициями разных стран.
История развития борьбы
Борьба появилась на свет раньше, чем началась история древнейших государств. Борцовский поединок – это способ выявить сильнейшего, при этом никого не убив, и не покалечив.
Первобытные люди устраивали состязания борцов, чтобы найти самого сильного. Победитель становился во главе племени. Сильный человек возглавлял охоту, защищал от чужаков.
Прошло время. На смену первобытным племенам пришли централизованные государства. Вожака больше не выбирали. Власть передавали по наследству. Но уважение к силе осталось навсегда.
Образ борца – физически сильного человека, культивировался во всех цивилизациях. Самое древнее изображение борьбы датируют IV тысячелетием до нашей эры. Древний автор запечатлел подвиг легендарного Гильгамеша – правителя Шумерского города Урук. Эпический Гильгамеш поборол льва.
Античная борьба
Древние греки превратили борьбу, в искусство. Ахейцы считали схватку борцов интеллектуальным состязанием. Прославленные атлеты утверждали, что силой противника на лопатки не положишь. Чтобы победить, необходимо перехитрить соперника. Плутарх назвал борьбу самым «искусным и хитроумным» из всех соревнований.
В 708 году до нашей эры борьбу включили в программу античных Олимпийских игр. История не сохранила правил античной борьбы в полном объеме. До нас дошли лишь отрывчатые сведения.
Известно, что весовых категорий не существовало. Время схватки никто не ограничивал. Выше всего ценили бросковую технику. Победу присуждали атлету, который совершил три удачных броска.
Наиболее удачным считали бросок, при котором сам атлет оставался на ногах. Так, например, вошел в историю атлет Дамострат из Синопы. Легендарный борец стал шестикратным победителем Истмийских игр, при этом: «ни разу не упал и не оставил на песке отпечатка собственной спины».
После завоевания Греции римлянами, борьба перебралась на территорию Апеннинского полуострова. Дальше античная борьба развивалась по двум направлениям.
Участником Олимпийский игр мог стать только свободный гражданин Греции или Рима. Честность поединка – являлось обязательным условием соревнований. Борцы соблюдали правила, установленные еще в те времена, когда Греция была свободна.
В эпоху раннего средневековья все спортивные состязания, попали под запрет христианства. Отношение церкви к борьбе выразил христианский теолог Тертуллиан (жил в начале III века): «Борьба – дело дьявола».
Возрождение борьбы
Церковь запретила проведение любых спортивных состязаний. Но борьба сохранилась в национальных традициях всех народов Европы. Борцовские поединки устраивали во время праздников и народных гуляний.
Эпоха просвещения пробудила интерес к Олимпийским играм. Энтузиасты стремились восстановить забытые традиции античных соревнований. Прообразом служили состязания древних греков и римлян.
Центром возрождения борьбы стала Франция. Здесь, в конце 17 века, появились труппы профессиональных борцов. Французские борцы разъезжали по стране и, подражая античным атлетам, устраивали своеобразные турниры. За свое искусство силачи брали небольшую плату.
Выступления французских атлетов во многом способствовало формированию борьбы, как вида спорта. В 1848 году во Франции появился первый письменный свод правил борьбы. Свод назывался – «борьба с захватами ладонями».
Разработал правила – французский борец Жан Эсбройе. Они включали в себя бросковую технику, разрешали болевые приемы, но запрещали действия ниже пояса.
Борцовские турниры вызвали огромный интерес публики. Слава о борцах вышла за пределы Франции. В страну, чтобы померится силой, ознакомится с правилами и набраться опыта, съезжались атлеты со многих стран Европы.
В 1896 году стартовали первые Олимпийские игры современности. Французскую борьбу включили в программу Олимпиады. Чтобы подчеркнуть преемственность античных традиций, борьбу называли греко-римской борьбой.
После первой Олимпиады борьба вышла на пик популярности. Практически в каждой европейской стране появились борцовские клубы. Борцами восхищались, как античными атлетами. Тем не менее, на вторую Олимпиаду «борьбу не взяли». Все дело в отсутствие единых правил.
Развитие греко-римской борьбы
Первую Олимпиаду принято считать первым олимпийским соревнованием по греко-римской борьбе. На самом деле, в конце 19 века стиль французской борьбы значительно отличался от современных правил греко-римской борьбы. Более того, единых правил не существовало.
Каждая страна, каждый город менял регламент на свое усмотрение. Например, на олимпийском турнире разрешили захват ноги. При этом французские правила запрещали любые действия с ногами.
Отсутствие единого регламента препятствовало проведению международных соревнований. Чтобы исправить ситуацию, в 1912 году, представителями разных стран был создан Международный союз борцов. Союз разработал единые правила для греко-римской борьбы и взял на себя организацию международных соревнований.
Позже Союз борцов преобразовали в Международную федерацию объединенных стилей борьбы (Fédération Internationale des Luttes Associées, сокр. FILA). Федерация объединяет все олимпийские виды борьбы, грэпплинг, панкратион, пляжную борьбу, а также некоторые виды смешанных единоборств.
В 2014 году Федерацию переименовали. Современное название – Объединенный мир борьбы.
Из-за отсутствия согласованности, в начале 20-го века, греко-римская борьба пропустила две Олимпиады подряд. В ее отсутствии на Олимпийский турнир «пробрался» американский вариант борьбы.
Борцы вольного стиля
Своим рождением вольная борьба обязана американским студентам. Но история вольного стиля началась в Англии.
В XVIII веке английские эмигранты завезли в Америку свой вариант борьбы. В то время в Британии пользовалась популярностью национальная борьба «ланкашир». Название связано с герцогством Ланкашир – местностью, где этот вид борьбы был особо популярен.
«Ланкашир» имел несколько разновидностей. Самый известный стиль назывался – «catch-as-catch-can», т.е. «хватай, как можешь». Кэтч отличался особой «вольностью» и разнообразием приемов. Разрешались: броски, удушающие приемы, захваты за любые части тела и болевые, вплоть до переломов и вывихов суставов.
Именно кэтч получил в США наибольшее распространение. Ни одна ярмарка или карнавал не обходились без поединков кэтчеров.
Девятнадцатый век «облагородил» американскую борьбу. Были введены ограничения, запрещены переломы и вывихи. В этот период кэтч разделился на два направления: профессиональный и любительский.
Профессиональные кэтчеры зарабатывали деньги. С этой целью устраивали красочные шоу. Выступления кэтчеров носили постановочный характер. Поединки превращались в театрализованное представление. Так появилось современное спортивное шоу – реслинг.
Любительский кэтч обосновался в колледжах и университетах. Благодаря студенческим соревнованиям кэтч стал развиваться, как вид спорта. В конце 19-го века в США стали проводить чемпионаты страны по студенческому кэтчу.
Рождение вольной борьбы
В 1904 году североамериканский континент принимал III Олимпийские игры современности. Вторую Олимпиаду подряд под угрозой стояли выступления борцов. Из-за отсутствия единых правил, греко-римская борьба вновь пропускала олимпийский турнир.
Американцы, как хозяева турнира, предложили включить в олимпийскую программу свою разновидность борьбы – студенческий кэтч.
Олимпийский комитет согласился. Американской борьбе дали название – Free Style (свободный стиль). Так в Олимпийской программе появилось два вида борьбы: вольная и греко-римская. В настоящее время оба варианта развиваются под эгидой FILA (Объединенный мир борьбы).
До середины 20-го века каждая разновидность имела несколько наименований. В Европе вольную борьбу называли – свободно-американской или вольно-американской. Греко-римскую борьбу называли французской или классической борьбой, чтобы подчеркнуть ее связь с античными традициями.
Греко-римская и вольная борьба, сходства и различия
Греко-римская борьба – борьба в стойке и партере, без захватов ниже пояса.
Вольная борьба – борьба в стойке и партере, с захватами ниже пояса.
Суть борьбы
Суть борьбы – вывести противника из равновесия и прижать его лопатки к ковру. Различия заключаются в арсенале приемов.
Чтобы свалить противника, борец вольного стиля активно использует ноги. Спортсмен может применять подножки, подсечки, зацепы, а также захват ног руками. Проход в ноги и «мельница» – излюбленный прием борца-вольника.
Арсенал борца греко-римского стиля ограничен правилами. В классической борьбе можно работать только с зоной, расположенной выше пояса. Подножки, проходы в ноги и любые действия ниже талии правила греко-римской борьбы запрещают.
Правила (кратко)
Регламент поединка в классической и вольной борьбе во многом схож. Встречу проводят в два или три периода. Один раунд длится 3 минуту. Перерыв – 30 секунд. Если победителя выявляют по двум раундам, то третий не назначают.
Борец может одержать «чистую победу» или выиграть по очкам. За каждый прием или активные действия соперникам начисляют очки. Если один из борцов достигнет преимущество в 8 очков, то встречу останавливают и присуждают победу «за явным преимуществом».
Если борцы заканчивают встречу с равным количеством очков, то победу присуждают тому, кто имеет меньше предупреждений или последним провел удачное техническое действие. Ничьих в этом виде спорта не бывает.
Чистую победу присуждают в результате «туше». Для этого спортсмен должен прижать противника лопатками к ковру и удержать в таком положении несколько секунд.
Олимпийская борьба в XXI веке
Первоначально все соревнования проводили среди мужчин. В XXI веке (Афины, 2004 г) женская вольная борьба стала частью олимпийского спорта.
Олимпийская программа борцов состоит из 18 разделов.
Мужчины оспаривают 12 комплектов наград – шесть весовых категорий в греко-римской борьбе, столько же в вольной.
Женщины борются только вольным стилем, в шести категориях.
Россия является бесспорным лидером в этом виде спорта. Почти пятьдесят лет Россия (СССР) возглавляла медальный зачет в борьбе. В период с 1972 до 2021 года российские борцы неизменно занимали первую строчку в общекомандном зачете. Исключение составляет 1984 г. Тогда СССР просто бойкотировал Олимпиаду в США.
На олимпийских играх в Токио, впервые в XXI веке, российских борцов потеснили на олимпийском пьедестале. По количеству золотых медалей на первое место вышли японские борцы.
Титул олимпийского чемпиона завоевали четыре борца из России. Япония забрала пять медалей высшей пробы.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Название «греко-римский» было применено к этому стилю борьбы, чтобы заявить, что он похож на борьбу, ранее существовавшую в древних цивилизациях, окружавших Средиземное море, особенно во время древнегреческих Олимпийских игр. В то время спортсмены сначала были в обтягивающих шортах, но позже боролись друг с другом голыми.
Весовые категории
Структура турнира
Типичный международный турнир по борьбе проводится путем прямого выбывания с идеальным количеством борцов (4, 8, 16, 32, 64 и т. Д.) В каждой весовой категории и возрастной категории, соревнующихся за место. Соревнования в каждой весовой категории проходят в один день. За день до проведения поединков в запланированной весовой и возрастной категории все подходящие борцы осматриваются врачом и взвешиваются. Каждый борец после взвешивания на весах случайным образом вытягивает жетон с определенным числом.
В «отборочном раунде» идеальное количество борцов затем объединяются в пары и соревнуются в матчах до тех пор, пока не появятся два победителя, которые будут соревноваться в финале за первое и второе места. Все борцы, проигравшие в двух финалах, имеют возможность сразиться в « утешительном раунде». Утешительный раунд начинается с борцов, проигравших двум финалистам на самом низком уровне соревнований в раунде на выбывание. Поединки разделяются борцами, проигравшими одному финалисту, и борцами, проигравшими другому. Два борца, победившие после каждого уровня соревнований, становятся победителями утешительного раунда.
В «финале» два победителя отборочного раунда соревнуются за первое и второе место.
Во всех раундах турнира борцы соревнуются в парах в порядке номеров, выпавших после взвешивания.
После финального матча состоится церемония награждения. Борцы, занявшие первое и второе места, получат соответственно золотую и серебряную медали. (На чемпионате мира ФИЛА борец, занявший первое место, получит пояс чемпиона мира.) Каждый из двух победителей утешительных раундов получит третье место с бронзовой медалью. Двум борцам, проигравшим в финале за третье место, присуждается пятое место. С седьмого места борцы ранжируются в соответствии с классификационными баллами, заработанными за их победы или поражения. Если борцы равны по классификационным баллам, рейтинг определяется в следующем порядке от самого высокого до самого низкого:
Макет мата
Оборудование
Формат периода
В греко-римском и вольном стилях формат теперь состоит из двух трехминутных таймов. Перед каждым боем каждого борца называют по имени, и борец занимает свое место в углу ковра, соответствующем его цвету. Затем судья призывает их к себе в центр ковра, пожимает им руки, проверяет их одежду и проверяет наличие пота, масляных или жирных веществ и любых других нарушений. Затем два борца приветствуют друг друга, обмениваются рукопожатием, и судья дает свисток, чтобы начать период.
Борец выигрывает поединок, если он выиграл два периода из трех. Например, если один участник выиграет первый период со счетом 1-0 и второй период со счетом 1-0, матч будет окончен. Однако, если другой участник выиграет второй период, то наступит третий, решающий период. Только падение, травма или дисквалификация прекращают матч; все остальные способы победы приводят только к окончанию периода. Одним из побочных эффектов этого формата является то, что проигравший борец может превзойти победителя. Например, периоды могут быть засчитаны 3–2, 0–4, 1–0, что приводит к общему баллу 4–6, но к победе борцу, набравшему меньше баллов.
Каждый греко-римский период делится на фазу борьбы из нейтрального положения и максимум две фазы партерной (партерной) борьбы. Во время фазы борьбы из нейтральной позиции оба борца, как обычно, соревнуются за тейкдауны и очки в течение 60 секунд. В конце первой минуты, как правило, борец, набравший наибольшее количество очков, получает преимущество в олимпийском упражнении из открытой партерной позиции над другим борцом. Эта позиция известна как «клинч». Если ни один из борцов в этот момент не набрал очков, рефери подбрасывает цветной диск со стороной красного и синего цвета. Борец, выигравший жеребьевку цветного диска, получает преимущество в олимпийском упражнении.
Борец, проигравший при подбрасывании цветного диска, помещает руки и колени в центральный круг, расставляя руки и колени на расстоянии не менее 20 сантиметров, а расстояние между руками не более 30 сантиметров. Руки этого борца будут вытянуты, ступни не скрещены, а бедра вытянуты, образуя угол 90 градусов с ковром. Затем борцу, выигравшему жеребьевку цветного диска, разрешалось встать рядом с борцом снизу, не касаясь его ногами. Если борец, выигравший жеребьевку цветного диска, желал, он мог поставить одно колено на коврик. Затем ведущий борец обхватывает руками талию нижнего борца и выполняет олимпийский подъем (называемый перевернутым удержанием ремня) в начале первых 30 секунд. Тогда нижний борец может попытаться защитить себя.
В конце первых тридцати секунд позиция клинча меняется на противоположную, и другой борец получает олимпийский подъем, и период продолжается в течение оставшихся 30 секунд. Период определяется тем, кто набрал наибольшее количество очков как в стойке, так и в наземной фазе. Во время каждой наземной фазы, если лучший борец не может набрать очки, другому борцу присуждается одно очко. В случае, если во время наземной фазы не было выполнено ни одного зачетного движения, счет будет 1-1, и в этом случае, как правило, борец, забивший последним, получает право на этот период.
По окончании периода (или матча) судья становится в центре ковра лицом к столу судей. Затем оба борца подходят, обмениваются рукопожатием и встают по обе стороны от рефери, ожидая решения. Затем рефери объявляет победителя, поднимая руку победителя. В конце матча каждый борец затем пожимает руку судье и возвращается, чтобы пожать руку тренеру своего соперника.
Подсчет очков в матче
В греко-римской борьбе, а также в вольной борьбе очки начисляются в основном на основе взрывных действий и риска. Например, когда один борец выполняет бросок большой амплитуды, который приводит его соперника в опасную позицию, ему присуждается наибольшее количество очков, которое может быть набрано за один раз. Кроме того, борец, который рискует ненадолго перекатиться по ковру (при этом его плечи соприкасаются с ковром), может дать определенное количество очков своему противнику. Подсчет очков может быть произведен следующими способами:
Условия победы
Матч можно выиграть следующими способами:
Командный зачет в турнирах
В международном турнире по борьбе команды заявляют по одному борцу в каждой весовой категории и набирают очки в зависимости от индивидуальных выступлений. Например, если борец в весовой категории 60 кг финиширует первым, его команда получит 10 очков. Если бы он занял десятое место, то команда получила бы только одно. В конце турнира подсчитываются очки каждой команды, и затем команды занимают первое, второе, третье место и т. Д.