в каком веке самарская губерния становится районом товарного зернового хозяйства
Презентация по история Самарского края. §12 «Экономическое развитие Самарского края в XVII в.».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
§12 «Экономическое развитие Самарского края в XVII в.»
История Самарского края
Подготовил учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №119 г.о. Самара»
Зеленцова А. Н.
Описание слайда:
План
Самарский край – центр солеварения
Развитие сельского хозяйства
Рыбный промысел
Самара – торговый центр на Волге
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
Самарский край в 30-е гг. XVII в. Становиться одним из центров солеварения.
Источники располагались на р. Усолки на Самарской Луке, в с. Надеино Усолье, в честь основателя, ярославского купца Надея Светешникова.
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
В селе было 6 варниц, расположенных в 3-х сараях. Варница представляла собой большую сковороду, под которой находилась печь.
Каждую варницу обслуживало 11 человек, которые работали в две смены.
Соляной раствор выливался на сковороду, вода постепенно выпаривалась, и оставалась соль.
В Усолье есть интересный музей, в котором сохранилась огромная сковорода (котёл) для варки соли.
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
Процесс выварки одной партии соли был беспрерывным и занимал от 4 до 7 дней от заливки до погрузки в мешки.
Каждая варница давала 140-150 пудов соли в год. За это время на каждой варнице проходило примерно 42 цикла.
Весь промысел в год давал 24 тыс. пудов соли, что составляло пятую часть соли, добываемой в стране.
В соляном амбаре.
Вспомните, сколько
килограммов в пуде.
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
Труд людей, занятых добычей соли, был чрезвычайно тяжелым и низкооплачиваемым.
Полутемное, наполненное дымом и туманом от испаряемой влаги, жаркое, с сильнейшими сквозняками помещение.
В основном работали
свободные люди – беглые из
центральных районов страны.
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
За свою работу получали «денежное и хлебное довольствие».
Рядом с промыслом возникла Бобыльская слобода, в которой проживало примерно 30 бобылей, бежавших на Волгу от своих хозяев. За право жить на этой земле они должны были работать на соляном промысле. Несмотря на тяжелую работу, они не уходили с промысла. Главным для них была свобода.
Почему труд по добыче соли был чрезвычайно тяжелым?
Как жилось работным людям на соляном промысле?
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
На промысле работали:
Водоносы и сливальщики
Лесорубы и пильщики дров
Трубные мастера и варщики
Это было хорошо организованное и прибыльное производство.
На один вложенный в промысел рубль его владельцы получали более двух рублей прибыли.
Описание слайда:
Самарский край – центр солеварения
Соль из Надеина Усолья вывозилась на крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку, в Москву и другие районы страны.
В Самаре была построена специальная соляная пристань. Соль была низкого качества, но пользовалась большим спросом из-за низкой цены.
Панорама Макарьевской ярмарки.
Литрография П.Н.Шарапова-И.Д.Сытина.
1877 г.
Какие признаки мануфактуры в соляном промысле вы можете назвать?
Описание слайда:
Развитие сельского хозяйства
Ведущее место в сельском хозяйстве – хлебопашество.
Выращивали – рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, горох.
Урожаи были высокими!
Орудия труда – соха, борона, серп, коса, вилы, грабли.
Для чего использовались вышеперечисленные орудия труда?
Описание слайда:
Развитие сельского хозяйства
Огородничество занимались как городские, так и сельские жители.
Сажали дыни, арбузы, огурцы, тыкву, морковь, свеклу, капусту, репу, редьку.
Садоводство особого развития не получило, кроме Сызрани и ее окрестностей, где было много
яблоневых садов.
Менялся характер пчеловодства.
Происходит переход
от бортничества к пасечному.
Описание слайда:
Волга в районе Самарского края изобиловала рыбой.
Вылавливали ценных рыб: осетров, белуг, севрюг, стерлядь.
Большие уловы давала сёмга (белорыбица), которая считалась деликатесной и поставлялась к столу царя, патриарха, бояр.
Рыбный промысел оставался практически неизменным до начала XX в.
Ловля осетровых на Волге.
Рисунок французского художника.
1864 г.
Описание слайда:
Рыбный промысел
Для сохранения и переработки рыбы крупнейшие монастыри создали рыбные дворы. Это были большие сооружения, которые защищали рыбаков от набегов кочевников.
В состав двора входили: избы, амбары, сушилки, ледники.
Наиболее крупными были дворы в селе Жигулевка, Переволокской слободе,
на Лопатинском острове.
Ловля рыбы на Волге.
Фотография 2-й половины
XIX века
Описание слайда:
Рыбный промысел
Ловля рыбы продолжалась круглогодично.
В основном ловили неводами.
Размах рыболовства на Волге в Самарском крае и низкие цены на рыбу изумляли как русских путешественников, так и иностранцев.
Описание слайда:
Самара – торговый центр на Волге
Через Самару пролегал Волжский торговый путь. Он соединял верхнюю Волгу с Астраханью, Каспийским морем и далее со странами Востока.
В 1639 г. начала действовать постоянная переправа через Волгу. В те же годы в Самаре появились два рынка с торговыми рядами, купеческими лавками. Рядом были построены хлебные и соляные амбары.
Известными были и ярмарки Самарского края:
Летняя – в селах Новодевичье и Липовка
Зимняя – в селе Хрящевка.
Основными товарами были хлеб, соль, рыба.
Самара стала центром торговли красной рыбой, привозимой с реки Яик.
Продавались в Самаре и изделия местных промыслов – холсты, деревянная утварь.
Описание слайда:
Самара – торговый центр на Волге
В XVII в. Самара становиться также центром международной торговли. Сюда приезжают турецкие, персидские и среднеазиатские купцы. Восточные купцы имели в Самаре и свой двор. О состоянии самарской торговли говорят данные о сборе пятинных денег с купцов и ремесленников.
В 1634 г. в Самаре было собрано 952 рубля пятинных денег, в то же время в страринном русском торговом городе Твери – 800 рублей, а в городе Саратове – 121 рубль.
Купцы каких стран торговали в Самаре?
О чем свидетельствуют данные о сбору пятинных денег?
Описание слайда:
Самара – торговый центр на Волге
Самарский край в XVII в. Играл важную роль в экономике страны. Он был одним из крупнейших центров солеварения, снабжения России рыбой наиболее ценных сортов. Самара стала одним из центров торговли со странами Востока и Средней Азии.
Описание слайда:
Описание слайда:
Словарь
Бобыль – безземельный, бедный, одинокий крестьянин.
Варница – 1) заведение для добывания соли путем вываривания из соляных источников, озер и т.п.
2) большая железная сковорода, в которой в солеварне вываривается соль из соляного раствора.
Деликатес – редкое вкусное блюдо, лакомство.
Пятинные деньги – государственный налог, взимаемый с землевладельца и торговцев в размере одной пятой годового дохода.
Описание слайда:
Вопросы и задания
Назовите основные промыслы населения Самарского края в XVII в.
Опишите, как происходил процесс солеварения.
Что такое рыбный двор? Какими породами рыб славился самарский промысел?
Как вы думаете, почему Самара в XVII в. Стала одним из центров торговли? Чем здесь в основном торговали?
Используя материалы сайта самарскийкрай.рф, подготовьте сообщение «Как жили самарцы в XVII в.» и выступите с ним перед классом.
Описание слайда:
Домашнее задание
§12, прочитать. «Вопросы и задания» проработать устно.
Ознакомиться с материалом «Как жили самарцы в XVII в.»: https://xn--80aaa5afbdcn5bede.xn--p1ai/6-7klass/2-12/
https://xn--80aaa5afbdcn5bede.xn--p1ai/3-4kl/rybnyj-i-solyanoj-promysly-samarskoj-luki/
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
В каком веке самарская губерния становится районом товарного зернового хозяйства
Почвенные, климатические и демографические особенности края предопределили резкие контрасты в его аграрном облике. На севере, где уже начинала ощущаться земельная теснота, господствовало трехполье, на юге преобладала переложная система с остатками захватного землевладения.
Южнее реки Иргиз главной зерновой культурой являлась пшеница, причем предпочтение отдавалось улучшенным сортам русской пшеницы и знаменитой «белотур-ке», лучшей в России, из которой вырабатывалась великолепная мука-крупчатка. По свидетельству путешествовавшего по краю немецкого барона Гакстгаузена, «здесь сеют на одном и том же поле четыре года сряду белотурецкую пшеницу, которая в хорошие годы дает 25 и 27 зерен; затем земля отдыхает 6-7 лет и первые два-три года, по случаю разрастающихся сорных трав, употребляется под выгон, а остальные три-четыре года, после того, как от пастьбы скота выведутся сорные травы, она идет под сенокос. Через шесть лет на ней опять сеют пшеницу, но уже два года сряду; затем опять шесть лет выгона и сенокоса и потом опять сначала; четыре года пшеницы и т.д.»
С берегов Волги твердую яровую пшеницу в середине XIX века завезли в степную северную полосу Америки. Это относится к известному сорту «файф», о котором сообщалось в канадском сельскохозяйственном журнале: в 1842 г. некий господин Файф получил из Данцига пшеницу, пришедшую через Польшу из России.
Результаты внутреннего освоения края сказались уже в 1840-50-х гг. Известный статистик того времени Штукенберг отметил, что «Самара относительно пшеницы есть первое складочное и торговое место в России», ибо сюда за многие сотни верст непрерывно весь год подвозился хлеб из оренбургских, уральских и саратовских степей. По его данным, в 1849 г. оборот в Самаре составил до 5 млн. пудов зернового хлеба и около 600 тыс. пудов сала Б6. По мнению офицеров Генерального штаба, подготовивших военно-статистическое обозрение губернии, ежегодный излишек над внутренним потреблением здесь составлял средним числом до 2 млн. четвертей разного хлеба, преимущественно пшеницы.
Наиболее подробный отчет о хлебных потоках внутри Самарского края и за его пределы оставил кадастровый отрад министерства государственных имуществ, проводивший обследование в 1856 г. Из него видно, что Самарское Заволжье уже к середине XIX столетия превратилось в район торгового зернового производства, вывозивший хлеб во всех направлениях. Основная масса товарного хлеба поднималась вверх по Волге, частично распределяясь между хлебопотребляющими губерниями нечерноземной полосы, преимущественно же через Санкт-Петербург вывозилась за границу. В целом выделяются три главных направления хлебопотоков:’) пшеница всех сортов, а также льняное семя по всему протяжению Самарской губернии стягивались к волжским пристаням;2) рожь, перемолотая в муку, плюс овес направлялись большей частью на восток, в Оренбургскую губернию и в землю Уральского казачьего войска;) рожь в зерне, просо, греча и полба двигались к северу, на верхневолжские и камские пристани.
Самый обширный пшеничный район имела Самара. В его черту входили уезды Бу-зулукский, Бугурусланский, ближайшая часть Бугульминского, почти весь Самарский, южная часть Ставропольского и северная половина Николаевского. Другими выделявшимися центрами притяжения самарской пшеницы в северной части губернии выступали Старая Майна и Екатериновка. Крупнейшей внутренней водной магистралью здесь мог бы служить Черемшан, однако он был загорожен мельничными плотинами. Особенно высокие плотины устроили на двух мельницах ниже Мелекесского посада, владельцы которых резко протестовали против попыток сплавить по реке суда с березовым лесом в конце 40-х годов: при проходе судов и плотов оказались поврежденными узкие мельничные паузы и сами плотины. Поэтому хлеб доставлялся в крупные торговые села и на пристани гужом. В устье Черемшана, с пристани большого села Хрящевка, ежегодно отпускалось в среднем зернового хлеба и гороха до 230 тыс. пудов на сумму до 56 тыс. руб. серебром. Суда с Волги заходили в нее до Красного Яра, где также действовала хлебная пристань. Южные степи, омываемые по северной окраине рекой Самарой, тяготели к волжским пристаням Балаково и Хвалынск. На самом юге потоки хлеба стекались также к пристани Екатериненштадт, в слободы Покровскую, Привальную и Ровенскую. Реки Самара и Большой Иргиз так же, как Черемшан, были лишены серьезного судоходства из-за мельничных плотин.
Суда с Волги по Большому Иргизу поднимались до Березова. Ежегодно на мельницу Курсаковой приходило 5-7 расшив грузоподъемностью до 25 тыс. пудов; в 1846 г. сюда приходил за крупчаткой небольшой пароход Алабова и К. Основная же масса пшеницы подвозилась к волжским пристаням гужевым транспортом.
Главным направлением вывоза ржаной муки и овса было восточное. Центрами притяжения этих потоков выступали Уральск и в меньшей степени Оренбург, Илек. Поездки с хлебом сюда были выгодны извозчикам, так как на обратном пути они принимали кладь (из Уральска преимущественно рыбу) для доставки в Мензелинск, Елабугу. Из Оренбурга возвращались с кожами, овчинами, салом, а из Илека с солью, которую везли в Бугульму, Чистополь, Казань. Часть ржаной муки из приволжских местностей шла в Самару, Казань.
Часть внутреннего потребления хлебов приходилась на винокуренные заводы, большинство которых располагалось на территории Бугульминского уезда. Четыре завода при селах Петровское, Николаевка, Варваринка, Павловка производили продукции на сумму 140 883 руб.
Торговое значение приобретало и скотоводство. Основная масса скота поступала из оренбургских степей. По территории края пролегали крупные скотопрогонные тракты. По данным 1840 г., только по Московскому тракту через Самарский край (уезд) прогонялось до 18 тыс. голов скота. А в начале 50-х гг. из Букеевской орды и Оренбургской губернии ежегодно пригоняли и проводили транзитом до 200 тыс. голов скота на сумму около 1 млн. рублей. Преобладающей породой была киргизская, а также помесь русских пород с киргизскими и калмыцкими. Соседство со скотоводческими губерниями способствовало развитию местной скотопромышленности и прасольства среди крестьян.
Самары, а также обе столицы и северо-западные губернии и может заменить иностранную соль».
К середине XIX века сложились все известные в России сферы рынка: ярмарочная, развозно-разносная, базарная и стационарная. Торговые обороты в Самарской губернии достигали свыше 10 млн. руб. серебром. Здесь действовало более 200 базаров и ярмарок. Самара выступала ключевым звеном ярмарочной цепи, которая имела вид замкнутого пространственно-временного круга: Самара, 6-9 июля Бугульма, 14-21 сентября Беле-бей, 26 сентября-3 октября Мензелинск, 1-6 января Симбирск, 9-21 августа Бузулук, 29 июня-5 июля Самара.
Второй по величине в Самарской губернии была Воздвиженская ярмарка в городе Бугульме. Она имела весьма живописный вид, так переданный репортером губернской газеты: «Здесь видим и русских баб в ярких праздничных сарафанах, и рослых мордовок в их высоких и красивых головных уборах, и чувашинок и вотячек в шлемообразных кичках, обвешанных медными бляхами и погремушками, и татарок, завесивших ‘себе лицо красными и белыми покрывалами и обутых в желтые ичиги и черные туфли. Одних татарских харчевен для черного народа и мелочных торговцев на ярмарке устраивается до десяти. В этих харчевнях подают чай, жареную баранину, салму, пельмень и другие татарские блюда. Чай у магометан заменяет водку, все магарычи запиваются чаем и вместе с тем заедаются пельменью. Однако ж значительные купцы из татар, носящие роскошные халаты из одреса, сверху их кафтаны из тонкого сукна, а на голове бархатные тюбетейки, великолепно расшитые золотом, харчевен не посещают. Они ходят в русские ресторации пить чай, а пищей довольствуются на квартирах».
В крупный торгово-промысловый центр превратилась к середине XIX века Покровская слобода. Она возникла стихийно на месте урочища Новые Бакуры из временного поселения солевозцев, переведенных в саратовские степи для перевозки эльтонской соли. Они построили в новой слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, от которой и пошло название самого селения. В 1807 г. здешним жителям отвели по 30 дес. земли и степи между Эльтоном и рекой Малый Узень. Покровцы быстро встали на ноги за счет крупного скотоводства. Они выставляли для соляных обозов до 7 тыс. пар волов и 600 конных фур. В слободе строились крупные складские помещения. Некоторые из солевозцев были столь богаты, что даже украшали своих волов позолоченными рогами. В 1828 г. они были переведены в разряд государственных крестьян. Уже в конце 30-х годов население слободы достигло 6770 ревизских душ. Здесь было волостное правление, три каменных церкви, трактир и еженедельный базар. Спустя двадцать лет число жителей уже превышало десять тысяч, сформировалась ярмарка, соперничавшая по значимости с Воздвиженской.
Другой тип торгового села являли подгородние селения, например, село Дубовый Умет, жители которого издавна и часто соприкасались с городом, вели дела с купцами. В 1770-80-х годах здесь обосновался разбойничий притон шайки беглого арестанта Григория Корцова. Отношения шайки с купцами, следовавшими по уральской дороге, напоминали рэкет и сводились к поборам по 25 руб. с дуги (то есть с воза в одну лошадь), а с прочих по 5-ти. Постепенно облик Дубового Умета облагораживался: появилась каменная церковь, обладавшая праздничными ризами стоимостью в 500 руб. серебром, серебряными под золотом крестами и сосудами, дорогим Евангелием. В середине XIX века состоятельные жители занимались перекупкой хлеба, ввозимого в Самару, и получали немалые барыши. Многие из них держали постоялые дворы, сдавали квартиры и амбары, спрос на которые резко возрастал зимой, в ярмарочные дни. В начале 50-х годов открылись свои ярмарка и базар, но больших выгод они не давали, так как рядом с крупной торговой Самарой не могли иметь самостоятельного значения. Жители Дубового Умета были «трудолюбивы, бойки, развязны, веселы и благочестивы», зимой любили потешиться кулачными боями, на масленицу молодые пары, недавно обвенчанные, устраивали шумные катания по улицам. В одежде, разговоре, повадках они старались подражать горожанам. Мужчины носили полукафтанчики из «бумажных материй», а богатые из сукна. На женщинах не были редкостью шелковые сарафаны.
Самарский край превратился в район динамичного развития торгового зернового производства, выбрасывавшего на всероссийский рынок миллионы пудов ценнейших хлебов. Россия обретала новую житницу, экономическое значение которой стало расти с каждым десятилетием. Слава о самарских девственных землях разлетелась по стране. Ежегодно сюда стекалось большое число рабочих-сезонников. По заключению современника, на заработки в Степное Заволжье приходило до 120-200 тыс. человек. На юге края возникли крупные посевы, позволившие значительно расширить продажу зерна как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Спрос на самарскую муку-крупчатку был высоким и устойчивым на биржах крупнейших стран-импортеров. Поднималась молодая поросль торговых селений, жители которых получали свой доход в сфере рынка. У этих людей вырабатывались иные, нежели у традиционного крестьянства, стереотипы мышления, поведения, быта.
В каком веке самарская губерния становится районом товарного зернового хозяйства
Изучение хозяйственного освоения Самарского края началось во второй половине XIX в. В сочинениях П.В-Алабина, Г.И.Перетятковича, Н.Н.Фирсова были предприняты первые шаги в разработке этой проблемы. Не потеряли научной значимости работы Н.А.Архангельского, ПА-Преображенского, А.Г.Елшина.
Новые подходы в изучении темы наметились в коллективной трехтомной монографии «Самарская летопись», а также в исследованиях Л.М.Артамоновой, ЭЛ.Дубмана, П.И.Савельева, Ю.Н.Смирнова [6. С. 70-76; 122-129; 136-140 и др.].
Территория Самарского края входит в зону умеренного и резко континентального климата. В лесостепи годовые колебания температуры и количества выпадаемых осадков были почти такие же, как в Верхнем Поволжье и в Центрально-Промышленном районе, но здесь количество солнечных дней больше, а лето жарче и продолжительнее. В степных уездах климат резко континентальный. Лето жаркое. Осадки выпадают неравномерно. Нередко дуют суховеи. Возникают такие аномалии, как «мгла» или «помехи». Они, как правило, вызываются юго-восточными ветрами, которые дуют из среднеазиатских пустынь и казахстанских степей. Нагретый воздух движется, перенося мельчайшие частицы пыли, как бы окутывая дымкой солнце, горы, лес и строения. Эти аномалии губительно сказываются на посевах зерновых культур и в целом на всем земледельческом производстве.
С 1764 года началось освоение степных районов немцами-колонистами. На левом берегу Волги основаны восемь колоний в Николаевском и Новоузенском уездах. С 1858 по 1865 год возникли колонии немцев в Самарском уезде на территории современного Кошкинского района.
В южных уездах селились раскольники, выходцы из губерний Украины, а также из центральных районов России, Тамбовской, Курской, Орловской и других губерний. Таким образом, прирост населения шел главным образом за счет переселенцев. К тому же Самарский край был своеобразным плацдармом в освоении Урала и Сибири. Волна переселений усилилась во второй половине XIX в., после отмены крепостного права. Колонизация Поволжья, Урала и Сибири шла стихийно. Лишь последний российский реформатор П.А.Столыпин пытался использовать рычаги государственного регулирования в освоении новых земель. Тем не менее, значительная часть степных просторов Заволжья не была включена в хозяйственный оборот.
Новейшие исследователи аграрных отношений правомерно отмечают, что приток в заволжские степи переселенцев существенно ускорил освоение новых регионов, что в конечном счете оказало решающее влияние на темпы развития этой новой крупнейшей российской житницы [3. С. 12].
Важное значение имели и торговые тракты: 1) Дмитриевка-Абдуллино; 2) Мензелинский; 3) Черемшанский; 4) Клявлино-Черемшанский; 5) Белебеевский; 6) Уфимский; 7) Оренбургско-Казанский; 8) Бормо-Бугульминский; 9) Покров-ское-Бугульма; 10) Каменка-Клявлино. Торговля скотом осуществлялась через скотопрогонные тракты, которые связывали Среднюю Азию, Казахстан и калмыкские степи с Самарским краем. И конечно, край поддерживал торговые связи с другими районами, используя Волгу и ее притоки.
Особенности колонизации края, специфика природно-климатических и почвенных условий так или иначе обусловили уникальность культурного и хозяйственного уклада самарцев. Уже в первой половине XIX века на территории края заметно проявились две тенденции в развитии сельскохозяйственного производства. Суть их состояла в том, что в лесостепи развитие новых капиталистических отношений шло как бы изнутри, базой для этого процесса становились как дворянские, так и крестьянские хозяйства, что обусловливало противоречивость и замедленность темпов аграрного развития. Преобладающей тенденцией здесь стал «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве.
1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877.
2. История Самарского края.Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
3. Кабытов П.С. Аграрный отношения в Поволжье в период империализма. Саратов:
Изд-во Саратовского университета, 1982.
4. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения. Спб., 1905. Т. 1-2.
5. Поволжье. Природа, быт, хозяйство. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой. Л.,1926.
6. Самарская летопись. Кн. 1. Самара, 1993.
7. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Самарский уезд. Вып. I. Самара,1912.
8. Смыков Ю.И. Крестьяне Среднего Поволжья в период капитализма. М., 1984.
9. Список населенных мест Самарской губернии за 1910 год. Самара, 1910.
10. Статистико-экономические очерки областей, губерний и городов России. Киев, 1913.
11. Статистический ежегодник России 1913 г. Спб., 1914.
12. Статистический ежегодник России 1914 г. Спб., 1915.
13. Статистический ежегодник России 1916 г. Спб., 1918.
Путеводитель по культуре народов Самарского края
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Путеводитель по культуре народов
Население Самарского края формировалось в течение ряда столетий. С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем различных по происхождению этнических массивов.
Когда-то за рекой Самарой, в стороне нынешнего Новокуйбышевска, простирались чужие земли – кочевья башкир, ногайцев, а прямо по реке проходила государственная граница Руси. В 1586 г. Самара была основана как погранзастава, чтобы оберегать русские земли от ногайских кочевников. Время шло, некогда враждующие народы переходили к сотрудничеству, а плодородные волжские земли влекли сюда переселенцев. Рядом стали жить русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи. Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования. Но всех объединяло одно стремление – созидать, строить, растить детей, осваивать край.
Одинаковые условия хозяйствования, тесные контакты в процессе освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов интернациональных черт. Примечательной особенностью Самарского края является отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных связей между русским населением и другими народами Поволжья.
Башкиры – древнейшие жители Поволжских степей. Окраинные земли этого тюркского народа находились севернее рек Самары и Кинеля. Ядро древнебашкирского этноса составили тюркоязычные племена, явившиеся к основной своей массе выходцами из Саяно-Алтайского нагорья и Центральной Азии.
В середине XVI в. башкирские племена приняли решение о добровольном вхождении в состав Российского государства. За добровольное присоединение правительство признало за башкирами вотчинное право на свои земли. После присоединения к Русскому государству бурзяны, усергане, кипчаки и другие башкирские племена стали расселяться в Самарском крае в долине реки Иргиз.
Цыгане появились в Самарской губернии в самом начале XIX века.. Этот кочевой народ, пронеся через тысячелетия свою культуру, традиции, национальный характер, сохранил свою самобытность.
В 1956 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета о переходе цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение Указу грозила ссылка. Цыгане оседали там, где их застал Указ. Поселились цыгане и на окраине Самары, в поселке Зубчаниновка. Часть самарских цыган сосредоточена в поселке Яицком. Крупное компактное поселение есть на окраине Сызрани и Чапаевска. В Самарской губернии проживают представители следующих этнических групп цыган: русские цыгане, сэрвы, кишиневцы, влахи, крымские цыгане, ловари, кэлдэрари и др.
Основным занятием цыган является торговля, есть ремесленники, г адалки.
В XVII в Заволжье на поселение было направлено несколько групп смоленских и полоцких шляхтичей – поляков. Они приняли русское подданство и были отправлены на службу в Уфимский уезд во вновь построенные крепости Новозакамской укрепленной линии, часть которой относилась к самарским землям.
«Перво начально шляхтичи смоленские и полоцкие несли службу за денежное жалованье, позднее их наделяют зе мельными дачами, руководствуясь чином и прежним положением лица. Потомки этих шляхтичей были внесены в дворянские родословные книги
К середине XVIII в Ставрополе 8,5 тыс. калмыков.
Первые украинские переселенцы прибыли в Самарское Поволжье в 1741 г., а к 1818 г. уже образовалось 17 украинских слобод. Украинцы были вызваны сюда правительственным указом 1741 г. для охраны окраин Российского государства. Примерно и те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом. Рачительные хозяева, украинцы смогли быстро наладить свой быт и достигнуть немалого благо состоянии. Наблюдательные современ ники отмечали их материальный достаток, добродушный, общительный нрав, внушительность основанных ими поселений.
На реке Большой Кинель возникла Черкасская слобода, в которой в начале 60-х гг. XVIII в. насчитывалось уже 150 дворов. В середине XIX века в Поволжье хлынула новая волна украинских переселенцев.
Основой хозяйственной деятель ности казахского населения как прежде так и теперь является живот новодства. Ведущее место в хозяйстве занимает овцеводство. В высушенных овечьих желудках хранили масло, из брюшины изготовляли сосуды для сметаны
Массовое переселение немцев в Россию, в том числе и в Самарский край, связано с манифестом Екатерины II 1762 года, которым было дано разрешение всем иностранцам селиться на незаселенных территориях России. Уже к 1767 г. на Волге обосновалось 106 колоний, а к моменту образования Самарской губернии (1851 г.) на ее территории сосредоточилась 131 немецкая колония. Обитатели самарских колоний занимались исключительно сельским хозяйством. У них практи ковался трехпольный севооборот.
В Покровской слободе немцами был построен завод по производству земледель ческих машин. Самое серьезное внимание колонисты уделя ли строительству мельниц.
Марийцы (или черемисы) в нашем крае проживают с XVI века. Это группы восточных марийцев, которые говорят на своём особом наречии, придерживаются своих традиционных верований, но тем не менее имеют многочисленные культурно-бытовые аналогии с чувашами и русскими, что сказывается преимущественно в устройстве быта и в костюме.
Мари, Марий – «человек», «мужчина», «муж» в этом традиционное почитание мужчины – хозяина дома.
Марийцы в 1989 году составляли в Самарской области всего 4453 человека (0,14%).
Литовцы в нашем крае составляли незначительную группу населения, состоящую в основном из семей, депортированных в Поволжье в 1941 г., а через 50 лет, в 1991 г. почти все оставшиеся в живых возвратились в Литву.
Основным занятием литовцев в нашем крае было земледелие. Они выращивали рожь, овес, пшеницу, лен, картофель. Занимались и животноводством, разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Активно занимались и рыболовством. Традиционные ремесла литовцев – кузнечное, резьба по дереву, гончарство, ткачество, вышивка. Сейчас в Литве особое внимание уделяют возрождению национальных традиций, в том числе и ношению своего народного праздничного костюма.
Массовые колонии латышских переселенцев в России начинают возникать в начале XIX века. В 1860 г. образуется колония латышей в Поволжье, часть из них размещается в Саратове и в Самаре. Из 860 тысяч латышей, проживающих в России в 1917 г. 600 тыс. человек составляли беженцы, а 100 тысяч – эвакуированные рабочие и инженеры заводов из прифронтовой полосы I-ой мировой войны.
Латыши в нашем крае занимались полеводством, животноводством, многие мужчины служили в рядах латышских стрелков и активно участвовали в Октябрьской революции и гражданской войне, а в годы Великой Отечественной войны служили в Красной (советской) армии. Латыши-инженеры руководили предприятиями. Занимались научными изысканиями. Преподавали в учебных заведениях. Среди них были ученые, писатели, художники и видные политические деятели.
В XIX веке в Поволжье прибыла значительная группа эстонцев, в основном обезземеленных крестьян. В Самарской и Саратовской губернии возникли их поселения: Лифляндка в 1858 г., Балтика в 1861 г., Эстония в 1862 г. и др. В Самаре образовалась городская община эстонцев. В нашей губернии эстонцы занимались скотоводством, полеводством. Они освоили здесь строительство из самана, топку кизяком и соломой. Эстонцы ознакомили местное население края с многопольной системой земледелия, травосеянием, винокурением из зерна, возделыванием картофеля и др.; ввели новые сельскохозяйственные орудия труда – конные грабли, железный плуг. Селились эстонцы группами хуторов среди русских деревень или семьями в деревне.
В конце XX века многие эстонцы вернулись в Прибалтику.
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к Х веку: на 1897 год было 77 человек. После освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 года в городе появилась религиозная община Святой Гевонд. После катастрофического землетрясения в Армении в 1988 году и трагических событий в Сумгаите и Карабахе сложилось Самарское армянское культурное общество «Арарат», которое приняло более 100 семей переселенцев (не только армян, но русских и азербайджанцев), пострадавших от землетрясения в Армении. В 1995 году организация перерегистрирована как Самарская областная общественная организация Армянская община.
С давних времен, лежащий на торговом «шелковом пути» Азербайджан вел активную торговлю как с Персией (Ираном), Индией и Афганистаном, так и с северными своими соседями – поволжскими царствами и народами – булгарами, хазарами, половцами, татарами, а также с мордовскими и славянскими племенами. До революции 1917 года ни одна ярмарка в городах Поволжья не проходила без товаров, привозимых караванным и речным путем, в том числе и из Азербайджана.
В XX веке азербайджанские нефтяники помогали осваивать в нашем крае залежи нефти и налаживать работу этой отрасли хозяйства. Не случайно наш нефтеносный район получил название «Второе Баку»
Белорусы не являются многочисленной этнографической группой в нашем крае. Они не имеют своего отдельного поселения и проживают рассеянно среди остальных обитателей Поволжья.
На великие Волжские стройки по комсомольским путевкам в наш край, и особенно в наш город, приезжала молодёжь со всей страны. Заканчивались одни стройки, начинались другие, одни строители уезжали на новые места, другие обзаводились семьей, домом и оставались надолго или навсегда в нашем городе. Так появилась среди населения города незначительная прослойка из белорусских семей.
Вторично официальный Предста витель Греции появился в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны
Заселение Самарского Края.
Земля, на которой мы живем, издревле влекла к себе людей. Прекрасные степи и луга были пригодны для занятия скотоводством, великолепный чернозем – земледелием, в реках и озерах водилась промысловая рыба, дремучие леса привлекали бортников и охотников. Одна за другой накатывали волны крупных переселений народов: индоарийцев, иранцев, финно-угров, славян, тюрок. А затем опять надолго пустели эти места, привлекая лишь сезонных охотников, рыболовов, бортников и скотоводов. Значительные изменения произошли в жизни нашего края, когда Российское государство начало расширять свои земли.
На рубежах государства появились защитные линии – засеки, преграждающие путь кочевникам, по Волге и ее притокам ставились крепости. На самарские земли, где до сих пор лишь на востоке располагались кочевья башкир казахов, почти одновременно потянулись переселенцы различных национальностей – русские, мордва, чуваши, татары, украинцы. Таким образом, этнический состав населения области изначально формировался как многонациональный. Все, кто приходил сюда позднее, вливаясь в этот «котел», приносил свою культуру, в то же время впитывая новые традиции.
Самарские татары – остатки бывшего некогда Казанского ханства. Ко времени включения Казанского ханства и Башкирии в состав России началось заселение северных районов Самарского Заволжья татарами. В этот период из-под Казани на присоединенные правительством земли были переселены с обязательством нести военную службу казанские татары и татары-мишары. К концу XIX века на территории Самарского Заволжья сложилась современная картина расселения татар. Самый поздний переход состоялся в первой половине XX века.
Уже в XIII – XIV вв. установились хозяйственно – культурные связи предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв. они значительно усилились. В 1551 году Горная сторона в результате народного восстания отпала от Казанского ханства и добровольно перешла под власть Русского государства. Освоение чувашами Самарского Заволжья началось одновременно со строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края. Особенно усилилось после разрешения 1736 г. Покупать башкирские земли – степные пространства за Волгой
Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары
Озимое поле засевали рожью, в яровом поле преобладали овес, гречиха, полба, просо, пшеница, ячмень, чечевица. Из технических культур выращивали лен, коноплю, в основном для удовлетворения потребностей домашнего крестьянского хозяйства. В XIX в. Самарская губерния становится районом товарного зернового хозяйства, где большая часть площадей занята посевами пшеницы
Промыслы Русские занимались бортничеством и рыболовством. Наряду с сельским хозяйством русское население занималось различными производствами, необходимыми в быту – изготовлением орудий труда. Домашней утвари, обуви и одежды. В XIX веке широкое распространение получили отхожие промыслы – бурлацкий, плотничий, кузнечный, особую роль играл извоз, грузы везли на Урал, в Сибирь, в центральные районы
Животноводство Мордва занималась разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы.
Промыслы Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.
Животноводство Татары в ыращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. разводили также домашнюю птицу.
Животноводство из-за недостатка кормовых условий было слабо развито, разводили овец, коров, свиней, лошадей.
Промыслы Значительную роль играло пчеловодство. Многочисленны были промыслы и ремесла, многие из них были связаны с деревообработкой – резьба по дереву, рогожное, канатное, кулеткацкое производство. Развиты были такие ремесла как колесное, бондарное, столярное, а также гончарство, плетение, вышивка и т.д.
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали сваты, идя в дом девушки и др.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки
В русской деревне существовали как малые семьи, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (родители-дети), так и большие или неразделенные, которые объединяли от двух до четырех поколений родственников по прямой и боковой линиям. Существовали также складнические или договорные семьи, объединявшие вследствие хозяйственной необходимости как родных, так и неродных людей. Издревле повсеместно господствовала малая семья, большая возникала при разрастании малой и исчезала при ее распаде или разделе.
Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.. Семья у чувашей обычно была единобрачная, однако в прошлом случаи многоженства иногда встречались. После христианизации чувашей под давлением местного духовенства наблюдавшиеся ранее случаи многоженства, левират (брак со вдовой старшего брата), сорорат (брак с сестрой умершей жены) и другие формы брака стали постепенно вытесняться. Однако до сих пор устойчиво сохраняется древняя традиция минората, согласно которой младший сын всегда остается с родителями как наследник.
Семейные обычаи и обряды — неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В них отражается образ жизни, общественный строй, история культуры, традиционное мировоззрение; заложен психологический, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни, люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависит от того, насколько правильно они соблюдаются.
Родины (обряды по поводу рождения ребенка) и тесно связанный с ними ритуал наречения именем предполагали участие, помимо родителей, соседей и родственников, а также особые роли повитух и «крестных» родителей.
Свадебная обрядность, включавшая ряд этапов (сватовство, сговор, оплакивание невесты, игры-состязания, свадебный пир и т.д.) в разл. вариантах символизировала рождение новой семьи, переход женщины в иной соц. мир.
Роды обычно проходили в бане.. Считали, что душу новорожденному дал дух. Если ребенок рождался раньше времени, слабым, то совершали обряд впускания в него души: сразу после рождения три пожилые женщины, взяв железные вещи (сковороду, ковш, заслонку), отправлялись на поиски души. Одни из них шла на чердак просить душу у бога, другая – в подполье, просила ее у шайтана, ретья выходила во двор и призывала всех языческих богов дать новорожденному душу.
После рождения ребенка устраивали жертвоприношения духам. Знахарь (йомзя) липовой палочкой разбивал над головой новорожденного два сырых яйца и, оторвав голову петуху, выбрасывал ее за ворота как угощение злому духу – шуйтану. Бабки-повитухи совершали и другие действия: за ворот бросали хмель; держа ребенка перед очагом, бросали в огонь соль, заклиная злых духов и покойников удалиться прочь и не вредить новорожденному. Они высказывали ребенку пожелания быть храбрым, быстрым, трудолюбивым, как мать и отец.
Свадебные обряды в основном были одинаковы у этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд специфических обрядовых компонентов, их локальные варианты. Вплоть до начала ХХ века наряду с оформлением брака по полному свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы «самохотки» или «самокрутки», когда молодые люди тайно от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых шли на такой шаг, чтобы избежать больших расходов требующихся на свадьбу.
Свадебный цикл принято делить на три этапа: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. В предсвадебный этап входят обряды и церемонии, связанные со сватовством и приготовлениями к свадьбе. Последним этапом сватовства было назначение дня свадьбы. Центральным этапом свадьбы были обрядовые действия в доме жениха и невесты. Они являлись актом общественного утверждения брака, союзом двух родов.
Свадебные обряды растягивались на продолжительный срок и включали несколько этапов. Распространенной формой заключения брака был брак по сватовству, хотя часто встречалось и умыкание, воровство невесты кыз урлау. В денхищенияь по родители парня отправлялись к родителям девушки, сообщали, что дочь находится в их семье и готовится свадьба.
В случае брака по сватовству кинэш иту, ярэшеп алу парень засылал сватов в дом невесты. Число сватов обычно было четным. После договора о согласии на свадьбу свадебная церемония включала три основных этапа. Первым этапом было проведение религиозного обряда кэбен, никах, никахтуй, обязательно с присутствием муллы и чтением исламского молитвенного канона. После совершения ритуала мулла объявлял молодых мужем и женой.
После совершения религиозного ритуала начинались обмен подарками и застолье На никах обычно приглашались лишь близкие родственники.
Следующим этапом была свадьба в доме невесты туй, зур туй.
Русский похоронный обряд за последние несколько веков почти не изменился.»В русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в правую белый платочек. Похороны совершались на третий день, особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось плачами и причитаниями.
На похоронно-поминальную традицию татар значительное влияние оказали традиции ислама. Хоронить было принято чаще всего на следующий день после смерти, однако не хоронили после захода солнца. Утром накануне похорон шли копать могилу и начинали обмывать покойного. После обмывания на покойного надевали саван кэфен. Саван шили крупными стежками, не завязывая узлов..
В похоронной процессии участвовали только мужчины, женщинам, по обычаю, не разрешалось ходить на кладбище. До кладбища тело, обернутое в саван, несли на специальных носилках. В могиле тело укладывали в боковую нишу так, чтобы лицо смотрело в сторону Мекки, а затем закрывали нишу наклонными стойками из дуба и можжевельника, на которые укладывали липовый луб. В день похорон или до сорокового дня в прошлом на могиле устанавливали могильный сруб кабер бура из нетолстых бревен. После возвращения с кладбища устраивали общую трапезу, при этом мужчины и женщины чаще всего сидели в отдельных комнатах, а иногда и в соседних домах.
После смерти на могилу устанавливали приветственную дощечку, которую через год заменяли памятником.
Неотъемлемой частью традиционной культуры мордвы были также обряды, связанные с ее хозяйственной деятельностью. Основной их целью было достижение плодородия, а также оберега животных и людей от болезней и других неприятностей. Эти обряды приурочивались к определенным календарным срокам: зимнему и летнему солнцестоянию, началу или завершению каких-то полевых работ, первому выгону скота на пастбище, началу сбора меда и т.п. В эти сроки, как правило, устраивались моления языческим или позднее христианским божествам, приносились им жертвы, поклонялись также и духам предков, выступавшим как податели плодородия. Во время празднеств наблюдалось также много игровых моментов: ряжение, пляски и песни. Применялись различные символы плодородия: зерно, хлеб, обилие мучных блюд (блинов, лепешек, пирогов) в ритуальных трапезах. Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии христианским святым.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – «плуг», туй – «свадьба», «праздник») отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю.
Цикл обрядности начинался с зимнего праздника испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Потом наступал праздник почитания солнца саварни (масленица)., когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с православной пасхой). По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно — свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). За севом хлебов наступала пора уява, когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы (земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время жертвоприношений учук с просьбами о богатом урожае, сохранности скота, здоровье и благополучии
В языческих верованиях чувашей прослеживаются черты зороастризма, иудаизма, ислама. Верили в существование добрых богов во главе с верховным божеством Силт тура и злых существ, возглавляемых Шайтаном. Существовало почитание особых рощ и урочищ, они назывались киремет, здесь проводились моления с жертвоприношениями злому духу – хозяину этого места. Отправлением культа руководили специальные лица, хотя иерархии у них еще не существовало. Были представления о духах дома и природы, одним из них был хертсурт – домовой. У каждой семьи был йерех – кузовок из коры, в котором хранились изображения духов в виде куколок, прутиков и т.п. Выходящей замуж дочери давалась часть этих предметов, которые она помещала в йерех новой семьи