в каком веке происходит масштабная канонизация русских святых
История канонизации русских святых
Исследование Василия Васильева
Чтение в императорском обществе истрии и дресностей российских про Московском университете 1893 год.
Книга третья (сто шестьдясят шестая) издана под заведыванием Е.В. Барсова
Содержание
История канонизации Русских святых, составляющая предмет настоящего исследования, совсем еще не разработана в нашей церковно-исторической науке, в которой мы не можем указать ни одного сочинения по этому вопросу. Предлагаемое исследование представляет первый опыт более или менее полного изложения истории канонизации наших святых. Как первый опыт, оно, конечно, не может претендовать на полное совершенство и не чуждо недостатков. Последние обусловливаются как трудностию самого предмета исследования, так и его неразработанностью в нашей церковно-исторической науке. Впрочем, в последнее время появлись несколько сочинений по Агиологии, каковы напр.: Полный месяцеслов Востока преосв. Сергия, Жития святых, как исторический источник, В.О. Ключевского, Источники русской агиографии Барсукова и друг., в которых собрано много материала и данных, касающихся истории канонизации Русских святых, и которыми автор с благодарностию пользовался. Кроме того, ему пришлось не мало пользоваться и рукописями библиотек: Московской Духовной Академии, Троице-Сергиевой Лавры и Патриаршей. Автор приносит глубокую благодарность лицам, заведующим этими библиотеками и содействовавшими успешному ходу его занятий.
Нравственным своим долгом считаю выразить свою искреннюю и глубокую признательность профессору Евгению Евсигнеевичу Голубинскому за ту помощь и советы, которыми я пользовался при составлении своего исследования.
В. Васильев Пенза, 17-го мая 1893 г.
Введение
Во все последующее время постепенно увеличивавшийся сонм святых составлялся или из лиц, которые потерпели мученичество за веру Христову, или из лиц, которые прославились свою истинно благочестивою жизнию, проявлявшеюся в различных формах аскетизма, или же, наконец, из лиц прославивших себя великими заслугами Церкви.
Лица, прославившиеся или своею благочестивою и святою жизнию, или особенно выдающимися заслугами Церкви, обыкновенно еще при жизни своей пользуются глубоким уважением от своих современников. В этом случае подобные лица ничем не отличаются от тех лиц, которых гражданская история провозглашает героями и великими людьми, так что между одними и другими можно провести полную аналогию. Как в гражданской жизни людей, прославившиеся в той или другой сфере своими громкими подвигами и благотворною деятельностью, приобретают любовь и уважение народа при своей жизни и благодарную память в потомстве, так и люди, прославившиеся своими подвигами благочестия или оказавшие Церкви своею деятельностью большие услуги, или, наконец, положившие живот свой за веру Христову, приобретают уважение от членов Церкви и имена их с эпитетом святого и по смерти их с благоговением вспоминаюся потомством. Но судьба тех и других по смерти бывает уже не похожа и в этом случае между ними аналогии быть не может. Святые после своей смерти за святую и благочестивую жизнь становятся «сосудами благодати Божией», вследствие чего и после своей смерти они имеют возможность продолжать свою благотворную деятельность на пользу людей, живущих в этом мире. Многочисленные чудеса и исцеления, подаваемые святыми, служат непререкаемым доказательством их связи с земным миром. Это последнее обстоятельство в свою очередь еще более увеличивает то уважение и благоговение к ним, которыми они пользовались при своей жизни. Наконец, вера в силу ходатайства святых пред Богом, заставляет и побуждает христиан в чаянии их скорого заступничества обращаться к ним с своими горячими молитвами. Вследствие этих причин почитание святого начинается иногда вскоре же после его кончины. Верующий народ толпами стремится на могилу святого, чтобы здесь испросить себе его ходатайства и помощи. Такого рода почитание святого можно назвать почитанием народным; оно почти всегда предшествует канонизации церковной и подготовляет ее.
Но такого рода народное почитание святого, хотя бы оно и выражалось иногда церковным образом (служением панихид, молебнов), выходя исключительно из народной инициативы, не составляет еще того, что обыкновенно принято разуметь под канонизацией оных. Здесь не достает одного признака только, но тем не менее признака главного и существенного. Какой же это признак? Почитание святых, призывание их в молитвах относится к числу догматов кафолической Церкви. Отсюда, естественно, что и канонизация святых, как имеющая неразрывную связь с этими догмами, не может быть делом народа, а делом самой Церкви и высших представителей ее власти на земле. С другой стороны, это почитание народное, естественно вытекая из уважения и благоговения к памяти почившего подвижника или вообще святого, чуждо всякого над ними контроля. Последнее же обстоятельство легко может быть причиною явлений, не желательных в жизни Церкви. Народ, следуя своему естественному чувству уважения к святым, и не умея часто отличать истинного от ложного, может впасть в опасность признать действия естественные за сверхъестественные, чудеса ложные за истинные, отсюда признать за святого такое лицо, которое таковым признано быть не может. После всего сказанного для нас должно быть вполне понятно, что почитание народное должно всегда находиться под высшим контролем. С этою целью Церковью установлены разные правила, которые в совокупности своей составляли процесс предварительного исследования, всегда предшествующего канонизации в собственном тесном смысле этого слова и имеющего своею главною целию проверить те данные, которые говорят в пользу причисления того или другого лица к лику святых. Таким образом, канонизация святых должна быть делом высшей церковной власти; участие ее в канонизации должно составлять главный и существенный признак последней. Отсюда и самую канонизацию святых в собственном, тесном смысле этого слова можно определить таким образом: она есть право, принадлежащее Церкви, в лице ее высших представителей, причислять лица, известные ей благочестивою жизнью, особенными заслугами или мученичеством за веру Христову, к лику святых. Данное понятие о канонизации, в существе дела верное, тем не менее, однако, не может быть признано полным: оно не обнимает еще одного признака, входящего в состав этого понятия. Ибо канонизация всегда выражается в каких-нибудь формах; совершение ее обусловливается различными правилами и условиями, всегда необходимыми. Поэтому, полнее определяя понятие о канонизации, мы должны формулировать это определине таким образом: канонизация святых есть причисление высшею властию Церкви, выраженное в известных установленных ею формах, того или другого лица, известного ей благочестивою жизнью, мученичеством за веру и прославленного от Бога знамениями и чудесами к лику святых.
Право совершения канонизации в различное время принадлежало различным лицам, начиная с епископа местной Церкви, до папы и целых соборов. Единообразие в этом отношении установилось уже сравнительно в позднее время: в Католической Церкви право совершения канонизации святых перешло исключительно к папе не ранее последней четверти XII в., в Восточной Греческой Церкви право совершения канонизации продолжало принадлежать епископам местных Церквей по крайней мере до XIV века. Подобно Греческой Церкви и в Церкви Русской право совершения канонизации святых до XVI века принадлежало исключительно епископам и только с этого времени, именно со времени Макарьевских соборов, перешло исключительно к высшей центральной власти нашей Церкви.
Но если жития святых не всегда могут для нас служить основанием для определения времени канонизации того или другого святого, то они составляют для нас незаменимый источник в другом отношении. Агиобиографы при составлении житий главным образом имели в виду достижение двух целей: назидание читателей и похвалу святому. Поскольку жития являлись для достижения целей назидания, постольку они для нас безразличны. Чтобы достигнуть второй цели, агиобиограф должен был излагать историю прославления святого, – и в этом последнем отношении жития святых, хотя и не все, дают нам много драгоценных сведений для составления представления о способах, приемах и правилах канонизации за тот или другой период нашей истории, ибо эта намеченная агибиографом цель заставляла его говорить об открытии мощей, о чудесах, свидетельствовании тех и других высшею духовною властию и проч. А это все такие сведения, не имея которых, мы не могли бы составить понятия и о форме канонизации. Поэтому впоследствии нам придется весьма часто обращаться к житиям святых и некоторые главы, как увидим ниже, придется писать исключительно на основании их одних.
Помимо этого значения службы, составленные в честь святых, имеют еще другое, так сказать, косвенное значение для определения времени совершения канонизации того или другого святого. Хотя службы святым, как и жития их, имея одни и те же цели, назидание верующих и прославление угодников, – и мало заключают в себе исторических данных, тем не менее иногда у автора проскальзывают намеки на современные факты и события, по которым можно определить время появления службы святому и, следовательно, время его прославления церковного. Так, напр., службы, составленные в период монгольский, все почти содержат в себе указания на это иго, с просьбою о хадатайстве святого пред Богом о скором избавлении от поганых. Само собою разумеется, что указания эти отличаются общим характером. Но иногда и такого рода указания, как увидим ниже, могут принести пользу, проливая свет в непроглядную тьму древности.
Нам остается рассмотреть еще один источник для нас необходимый – это летописи. Летописи также имеют в этом отношении немаловажное значение, заключая в себе указания и сведения драгоценные для нас. Летописцы наши передают не мало фактов, касающихся жизни более известных и знаменитых святых, и их прославления после смерти. Они рассказывают их жития, повествуют об открытии мощей, иногда даже и об установлении праздников в честь их. Случится ли чудо при гробе святого, летописец с великою радостию вносит в свою летопись иногда просто известие, что такого года Бог простил у гроба такого-то святого человека, больного тем-то, – иногда же целое пространное сказание о чудеси; построют ли храм в честь святого, летописец не преминет занести и это в свою хронику.
Из обозрения источников, которыми мы будем пользоваться при составлении истории канонизации Русских святых, можно уже видеть, насколько они недостаточны для этого. Благодаря такому недостатку последних, нам, естественно, пришлось обратиться для решения некоторых вопросов из истории канонизации Русских святых в Церкви Греческой в той надежде, что знакомство с способами и приемами канонизации последней принесет нам существенную пользу. Отсюда должна быть вполне понятна цель нашей первой главы, в которой мы думаем представить краткий очерк канонизации в Греческой Церкви.
В Х веке Россия приняла христианство от Восточной Греческой Церкви. Вместе с учением, составляющим внутреннее содержание христианства, она заимствовала от Церкви Греческой праздники и святцы. Заимствовав греческие святцы, Русская Церковь, следовательно, в первое время совершала те же самые праздники, какие совершала и Церковь Греческая.
До XI века Русская Церковь не устанавливала своих собственных праздников. Но с первой половины этого века к прежним, заимствованным ею от Греческой Церкви, она стала присоединять праздники в честь своих собственных святых, прославленных среди нее Богом. С этого времени и начинается история канонизации русских святых. Естественно думать, что при первом представившемся случае канонизации наша Церковь за формами и приемами последней обратилась к Церкви Греческой, от которой она заимствовала и праздники в честь святых. Отсюда и канонизация святых в первое время существования Русской Церкви должна быть сходною в своих существенных чертах с канонизацией в Греческой Церкви за тот же самый период времени.
Присматриваясь к тому, как совершалась канонизация в Русской Церкви, не трудно заметить в ней два периода, резко отличающиеся друг от друга своими особенностями. Первый период, начавшийся с XI века и продолжавшийся до половины XVI в., отличается местным характером канонизации, причем право совершения последней принадлежало предстоятелям местных церквей – епископам. Во втором периоде, начавшемся знаменитыми Макарьевскими соборами (1547 и 1549 г.г.), канонизация принимает уже общий характер и при том более однообразный; при чем право канонизации исключительно переходит к митрополиту с собором епископов, и затем к патриарху, вообще к высшему органу духовной власти в Русской Церкви. Порядок и правила канонизации святых, установленные у нас Макарьевскими соборами, действовали почти в продолжение всего XVII века, вследствие чего и в ходе совершения ее мы не замечаем во все это время никаких резких перемен и отличий до самого учреждения Св. Синода, когда Русская Церковь стала строже относиться к канонизиции святых.
Наша задача и состоит в том, чтобы показать, как канонизация Русских святых, начавшаяся с первоначально заимствованных из Греческой Церкви форм, потом постепенно изменялась, пока не приняла постоянных и определенных форм, существующих в ней и доселе, – в чем состояли эти перемены и чем они вызывались и обусловливались.
Намеченными нами задачами вполне определяется и план нашего исследования. После введения, в котором даны были общие сведения о канонизации, оно будет состоять из 4 глав и заключения. В первой главе мы дадим краткий очерк канонизации в Церкви Греческой, до принятия от нее христианства Россиею; вторая глава будет посвящена истории канонизации в нашей Церкви до Макарьевских соборов; третья – истории канонизации на этих соборах и четвертая, наконец, будет посвящена изображению общего хода и порядка ее со времени последних до учреждения Святейшего Синода. В заключении мы вкратце изложим те перемены, какие произошли в деле канонизации наших святых со времени учреждения Святейшего Синода.
Таковыми мучениками во времена написания этого послания были: первомученик Стефан, св. Апостол Иаков Заведеев и Иаков, брат Господень.
История канонизации святых в Русской Церкви
Содержание
Введение
Предисловие
Вызванный написать предлагаемое исследование некоторыми случайными обстоятельствами, я должен был писать его на срок, которым стеснен и ограничен был в изучении предмета. Сделав срочное дело, я не хотел расставаться с предметом и тотчас же по напечатании исследования 1 возобновил занятия им, с целью его дальнейшего изучения. Таким образом, настоящее второе издание исследования я печатаю как издание по возможности исправленное и дополненное. Не имев когда-нибудь нарочитого намерения писать о канонизации святых, теперь, в конце концов, я доволен, что заставлен был писать случайными обстоятельствами, ибо желаемость и полезность научного труда, подобного тому, который я представляю, хотя бы труд был и далек от совершенства, не может подлежать сомнению.
Введение, содержащее указание литературы
Указывая первоисточники, которыми пользуемся, – насколько пользуемся, в подлежащих местах, мы выпишем здесь новейшую печатную литературу, которую мы имели в своем распоряжении.
Библиографическое указание рукописей разных библиотек, в которых содержатся жития русских святых, или библиографическое указание списков житий – в книге г. Н. Барсукова: Источники русской агиографии. Спб., 1882.
Жизнеописания русских святых, составленные на основании их древних житий и других источников, содержатся:
Краткие в сочинениях:
Опыт исторического словаря о всех в истинной православной Греко-российской вере святою непорочною жизнью прославившихся святых мужах. Москва, 1784. Автор словаря, обозначивший себя только двумя буквами: С. С. есть Сергей Петрович Соковнин, майор в отставке, Колязинский помещик, см. митр. Евгения Словарь русских светских писателей, сл. Соковнин.
Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. Первое издание: Спб., 1836; второе издание: Спб., 1862. Кто автор словаря, не знаем, но он был представлен в 1833-м году в Санкт-Петербургскую духовную цензуру статским советником князем Эрнстовым и коллежским советником Яковлевым, см. Дополнительный том мнений и отзывов Филарета митрополита Московского, Спб., 1887, стр. 586, № 166 (тут же и история напечатания книги).
Книга глаголемая описание о российских святых, (которую) дополнил биографическими сведениями граф М. В. Толстой, напечатанная в 4-й книге Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских за 1887-й год. «Книга глаголемая» есть топографический список русских святых, составленный в XVII веке, но гр. Толстой в своем дополнении списка биографическими сведениями настолько пространно и полно сообщает эти последние, что в его издании она представляет собою настоящий словарь о святых, подобный двум предшествующим словарям.
Пространные в сочинениях:
Книги и статьи о святых отдельных местностей 7
Архангельских:
Архангельский Патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах Русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. Иеромонаха Никодима. Спб., 1901.
Владимирских:
Краткие сведения о св. угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Сочинение магистра иеромонаха Иоасафа. Владимир, 1860.
Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Toro-же иеромонаха Иоасафа. Владимир, 1857 (говорится о святых, мощи которых почивают в церквах города Владимира).
Вологодских:
Топографический список святых Вологодских чудотворцев с означением места жительства их, или нахождения их святых мощей, составленный митр. Евгениемв бытность его епископом Вологодским (1808–1813) и напечатанный в 1-м № Прибавлений к Вологодским Епархиальным Ведомостям за 1864-й год (перепечатанный в книге Верюжского, о которой сейчас ниже, стр. 8–16).
Жития святых угодников Божиих в пределах Вологодской; епархии почивающих, прославленных церковью и местно чтимых. Составил Владимир Мордвинов. Москва, 1879.
Святые Вологодского края, исследование Коноплева, напечатанное в IV кн. Чтений в Общ. Ист. и Древн. за 1895-й год.
Волынских:
Очерки из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни, изложенные в жизнеописаниях святых угодников Волынских и других православных святых, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах земли Волынской. Священника А. Хойнацкого. Житомир, 1878.
Киевских:
Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры, принадлежащее митр. Самуилу Миславскому. Первое издание: Киев 1795; пятое издание: Киев, 1817.
Описание Киево-Печерской Лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер, принадлежащее митр. Евгению. Первое издание: Киев, 1826; третье издание: Киев, 1847.
Костромских:
Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвига, кончина и чудеса. Кострома. 1879. Неизвестного автора.
Новгородских:
Историческое описание святыни Новгородской, заключающейся в Софийском соборе, церквах и окрестных монастырях, с кратким сказанием о святых чудотворцах, древних иконах и достопамятных вещах, хранящихся в ризнице Новгородского Софийского собора. А. Павлова. Спб., 1847.
Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Архимандрита (скончавшегося в сане архиепископа) Макария. Два тома. Москва, 1860 (говорится о святых, мощи которых почивают в церквах и монастырях Новгородских).
Исторические сведения о святых угодниках Божиих, открыто и под спудом почивающих в Софийском соборе, в Новгородских церквах и окрестных монастырях и о древних св. иконах, прославленных чудотворениями. Священника И. Тихомирова. Новгород, 1861 (составляющие приложение к Сказанию о Новгородской чудотворной св. иконе Знамения Божией Матери).
Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода и его ближайших окрестностей, но и всей Новгородской епархии, с историческими, хронологическими и географическими сведениями о местах их почивания, и Указатель чудотворных святых икон. Составлен Новгородского кафедрального Софийского соборасвященником Гавриилом Краснянским. Новгород, 1876.
Олонецких:
Преподобные Обонежские пустынники: материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края. Статья Е. В. Барсова в Олонецких Губернских Ведомостях 1867-го года, 9, 10, 28, 35 и 40.
Подвижники и монастыри крайнего севера. Сочинение К. Докучаева-Баскова, печатавшееся первоначально в Христианском Чтении и вышедшее отдельной книгой в 1891-м году.
Псковских:
В. Истории княжества Псковского Евгения, часть III (Киев, 1831), стр. 74–81, помещен: Хронологический список Псковских угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены Российскою церковью и в месяцесловы церковные, иных память творится только в церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские синодики церковные.
Сибирских:
Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия. Протоиерея М. Путинцева. Москва, 1889.
Смоленских:
Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Спб., 1864. Неизвестного автора (о святых епархии – стр. 279 sqq).
Соловецких:
Соловецкий Патерик. Спб., 1873. Неизвестного автора.
Верное и краткое исчисление, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании. Иером. Никодима. Спб., 1900.
Ярославских:
Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Гр. Μ . В. Толстова. Ярославль, 1885.
Список угодников Божиих и других лиц подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях, священника К. Ярославского, напечатанный в 20-м, 22-м и 23-м №№ Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1887-й год.
Отчасти биографические сведения о Русских святых, отчасти же очень важные для нас в нашем исследовании сведения о церквах и о приделах в церквах, посвященных Русским святым, находятся в Истории Российской иерархии, принадлежащей префекту и ректору Новгородской Семинарии, бывшему потом председательствующим Московской духовной цензуры и епископом Старорусским и Пензенским, Амвросию Орнатскому (и на более или менее значительную часть негласному его сотруднику митрополиту Киевскому Евгению Болховитинову. История иерархии состоит из шести частей. В 1-й части, напечатанной в первый раз в Московской Синодальной типографии в 1807-м году и буквально перепечатанной там же в 1822-м году, содержатся: общее обозрение начала, продолжения и настоящего (для автора) состояния иерархии Российской и частные сведения обо всех епархиях, наличных и прежде бывших, с каталогами архиереев; о соборах, относящихся к иерархии Российской церкви; о святых мужах, прославившихся в Российской церкви; о преимуществах в облачениях, священнодействии и других случаях духовных особ; о духовных Российских училищах. В частях 2-й—6—й, напечатанных в той же Московской Синодальной типографии, в продолжение 1810–1815 годов, содержится описание Русских монастырей, именно – во 2-й части: лавр и ставропигиальных монастырей; в остальных частях: всех прочих монастырей в алфавитном порядке).
Для второй из сейчас указанных целей служит до некоторой степени книга Александра Ратшина: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва, 1852.
Для общих справок по агиологии или науке, учению, о святых служит книга преосв. Сергия, архиепископа Владимирского: Полный месяцеслов Востока, состоящая из двух томов, из которых первый носит частнейшее название: Восточная агиология, а второй – Святой Восток. Первое издание: Москва, 1875–1876; второе издание: Владимир, 1901.
Понятие канонизации и слово: канонизация
Канонизация есть причтение церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых.
О канонизации святых в Греческой церкви:
Русская церковь заимствовала канонизацию святых от церкви Греческой. Поэтому, предваряя речи о канонизации святых в Русской церкви естественным к ним введением, сначала скажем кратко о канонизации святых в церкви Греческой, и именно – разделяя речь на две половины, особо о ней в древней церкви Греческой и особо в позднейшей.
О канонизации святых в древней Греческой церкви мы почти что не имеем никаких положительных сведений.
Тех или иных усопших людей древняя Греческая церковь, так же как и позднейшая, должна была признавать за святых на каких-либо основаниях. В отношении к основаниям, которыми водилась древняя Греческая церковь в признании усопших людей святыми, эти последние должны быть разделяемы на три категории или на три разряда. Во-первых, были некоторые классы усопших, принадлежавшие к которым отдельные лица все были признаны церковью за святых, на основании того, как должно предполагать, верования, что к классам этим могли принадлежать только люди святые, так что принадлежность их к классам служила свидетельством об их святости. Это были ветхозаветные патриархи и пророки и новозаветные апостолы (не говоря уже о стоящих вне классов – Божией Матери и о большем в рожденных женами Иоанне Предтече), относительно которых церковь веровала, что они потому и сподобились быть патриархами, пророками и апостолами, что были люди святые. Во-вторых, был класс усопших, который постепенно в течение известного времени образовывался из людей, совершавших такой подвиг, который, по верованию церкви, один и сам по себе доставлял лицу, его подъявшему, венец святости. Это – мученики, которые, по верованию церкви, как поет она в тропаре им, во страдании своем венцы нетления стяжали. Третий разряд составляли святые, относительно которых необходимо думать, что церковь признавала их святыми не по причине принадлежности их к известному классу, а потому, что лично того или другого из них считали достойным сего признания. Это – святые из подвижников (аскетов). За сим остается еще класс святых из иерархов или святителей. О святых этого последнего класса с большою вероятностью надлежит принимать, что в отношении к канонизации первоначально они принадлежали к одному, указанному выше, разряду, а потом причислены были к другому, именно – что сначала они принадлежали к первому разряду, а потом причислены были к последнему.
Исповедники, по всей вероятности, разделялись на два класса: умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий причисляемы были к мученикам; жившие более или менее долго после них подводимы были относительно причтения к лику святых под одно и тоже правило или одно и тоже условие с подвижниками, о котором сейчас. Во всяком случае мы имеем свидетельства, принадлежащие св. Киприану Карфагенскому, с одной стороны – что исповедники причислялись к мученикам, с другой стороны – что были такие исповедники, которых не могли причислять к мученикам или – что тоже – к святым. Об исповедниках первого класса св. Киприан пишет в одном из своих посланий к Карфагенскому клиру: dies eorum, quibus excedunt, annotate, ut commemorationes eorum inter memorias martyrum celebrare possimus, – в Патрол. Миня, t. IV, col. 328 (Epist. ΧΧΧ VII, § II). Что касается до исповедников второго класса, то не один раз в своих писаниях св. Киприан выражает скорбь о том, что некоторые из числа их ведут жизнь предосудительную, – ibid. coll. 234 (Epist. V, ad presbyteros et diaconos, § III), 237–238 (Epist. VI, ad Rogatianum presbyterum et caeteros confessores, § IV-V), 516 (Liber de imitate Ecclesiae, n. XX-XXI).
Относительно подвижников необходимо предполагать, что тех или других между ними церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно – на основании сверхъестественного свидетельства о них самого Бога, который тех или других между ними удостаивал дара чудотворений или еще при жизни или же по смерти. Не предполагая этого, единственно твердого и не зависящего от человеческих пристрастий, основания, мы должны были бы думать, что в признании подвижников святыми господствовал в древнее время произвол, чего думать, конечно, нельзя. Читая жития древних подвижников, причисленных церковью к лику святых, мы почти не находим между ними таких, которые бы не обладали даром чудотворений еще при жизни: а эта общая принадлежность дара чудотворений подвижникам, признанным церковью за святых, и дает полное основание предполагать, что сей именно дар и был причиною их причтения к лику святых. В позднейшее время это несомненно было так, ибо из позднейшей Греческой церкви взяла указанное правило канонизации подвижников наша Русская церковь, да и о ней самой известно эхо положительным образом: но гораздо вероятнее предполагать то, что правило существовало в Греческой церкви с самого древнего времени и с самого начала, чем то, что оно постановлено в ней когда-то в позднейшее время, ибо на вопрос: почему правило, представлявшее собою единственное ограждение от произвола человеческого в таком важном деле, как провозглашение святых, не было постановлено в древней церкви, мы затруднимся дать какой-нибудь ответ.
Мы сказали выше о превращении святителей в XI веке из местных святых в общих. Это превращение последовало и со всеми другими святыми, и о нем надлежит нам сказать.
На западе до времен Карла Великого, как видно из некоторых его капитуляриев, случалось, что святые были почитаемы (т. е. усопшие почитаемы были как святые) без апробации или без канонизации местных епископов, см. у Альцога в Handbuch’е d.Universal-Kirchengeschichte, § 201, 8-го изд. В. I, S. 521–522. Возможно, что случалось тоже и на Востоке, хотя при крайне малом пространстве греческих епархий это и могло случаться здесь реже, чем там. – В конце XIII – начале XIV века канонизации у Греков, и именно, как нужно думать, только общие, но и не частные, совершались с дозволения императоров, см. у А. П. Лебедева в Очерках истории византийско-восточной церкви от конца ХI-го до половины ХV-го века, стр. 379 (в сказании о св. Иларионе, епископе Меглинском. которое помещено в Никоновской летописи под 1114-м годом, – т. II стр. 50, говорится, что честные мощи ero изъяты были от земли «царским же и архиерийским судом», см. также Царственный летописец, стр. 4).
Исторических сведений о совершении канонизации святых в древней Греческой церкви мы не имеем почти что совершенно никаких. Не только не дошло до нас ни одного подлинного акта о производстве канонизаций, если подобные акты бывали, но неизвестна и ни одной сторонней записи, прямо говорящей о том же.
Каким чином совершалось торжество канонизации святых в древней Греческой церкви, если только существовал определенный чин канонизации, мы вовсе не знаем. Самая же канонизация по отношению к каждому новопризнаваемому святому состояла в том, что назначаемо было ежегодное празднование его памяти в день его кончины (или в другой, имеющий для него особое значение, день), для каковой цели имя его вносилось в месяцеслов или календарь епархии, и что имя его было присоединяемо к именам прочих святых епархии для ежедневного возглашения на литургии по совершении таинства евхаристии, для каковой цели вписывалось в так называемый диптих церковный.
В алтарях Старо-Ладожской Георгиевской церкви и Новгородской Спасо-Нередицкой церкви были нацарапаны: на стенах имена нескольких умерших, см. Ист. Иер. IV, 137 fin. и Русские древности Толстова и Кондакова, вып. VI, стр. 131 нач. Очень вероятно, что это записи имен умерших, имевших быть поминаемыми, представляющие своего рода диптихи.
Обращаемся к канонизации святых в позднейшей Греческой церкви.
В позднейшей Греческой церкви два класса святых: мученики и подвижники.
Какого-нибудь чина причтения к лику святых или канонизации, подобного чину Латинской церкви, в Греческой церкви нет. Совершается торжественная служба в честь новопризнанного святого, и это составляет его канонизацию, за которою следует ежегодное в положенный день или в положенные дни совершение его памяти.
С почитанием святых соединено почитание их телесных останков или мощей, о котором и остается нам сказать.
В издаваемом при Московской Духовной Академии «Богословском Вестнике», в Июньской – Сентябрьской книжках журнала за 1894-й год.
Далеко не все – древние, многие – только старые, но мы употребляем этот термин условно, для отличения первоначальных житий (что опять также не совсем точно, ибо иные жития – не первоначальные) от новейших жизнеописаний.
Видена нами первая, сентябрьская, книжка, напечатанная в 1859-м году; но было ли сполна напечатано эго второе издание, не знаем. Иконников в своем Опыте историографий, если не ошибается, указывает на полное издание 1865–1868 г., – стр. 665.
Биограф преосв. Филарета и библиограф его сочинений С. О. Хорошунов представляет дело о двух первых изданиях Русских святых, если только мы хорошо понимаем его не совсем вразумительную речь, таким образом, что пер вое издание составили девять месяцев, Январь-Сентябрь, напечатанные отдельными помесячными книжками в продолжение 1861–1865 годов, и что второе издание составили месяцы Сентябрь – Декабрь, напечатанные в виде одного четырехмесячного 3-го, отделения в 1865-м году, см. в XXXII томе (1881) Русской Старины его статью: Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (напечатано ошибкой: Харьковский), – стр. 811 fin. – Труд предшественника Филаретова А. Н. Муравьева, конечно, далеко не без недостатков; но так как он – Филарет отличался тем, не особенно похвальным, а лучше сказать – очень непохвальным, свойством характера, что по его взгляду все прежде него и одновременно с ним работавшие на одном с ним поле не делали дела, а только портили последнее, и так как Муравьев имел еще ту особенную вину перед ним, что предупредил его, то он отзывался о Житиях святых Российской церкви А. Н-ча с величайшей резкостью, как о труде не только негодном, а просто позорном, см. в IV томе Собрания мнений и отзывов митр. Филарета письма последнего к Муравьеву и нашему Черниговскому Филарету. – стр. 149 и 176, №№ 449 и 455, также письмо этого последнего к А. В. Горскому в Письмах его к А. В-чу, напечатанных в Москве, в 1885-м году, № 130, стр. 290.
Не лишены некоторого научного значения, хотя и не поставляют научность своею нарочитою задачею: Краткие жизнеописания русских святых, составленные архим. Игнатием. Два тома, Спб.. 1875, и Жития святых, чтимых православною русскою церковью, а также чтимых греческою церковью, южно-славянских, грузинских и местно чтимых в России. Сочинение Д. Протопопова, в 12 книгах, Москва. 1884–1885.
Давая этот указатель литературы о святых отдельных местностей, вовсе не претендуем на его полноту (а в случаях нужды и желания знать литературу о каком-либо отдельном святом или подвижнике, рекомендуем справляться в Месяцеслове преосв. Димитрия, который с нарочитым старанием собирал эту наичастнейшую литературу).
О. Верюжский имеет свою фамилию от села Верюжского: село Верюжское он пишет, как и следует, через букву е, а свою фамилию зачем-то и для чего-то через букву е. Находя фантазию о. Верюжского странною, мы тем не менее сохраняем в написании его фамилии его собственное правописание.
Beatum N sanctum esse decernimus et definimus ipsumque sanctorum catalogo adseribimus, ut ab universali ecclesia in die obitus sui de vote celebretur.-Производят еще слово canonizatio от слова canon в другом значении сего последнего, а именно – в значении части литургии. В римско-католической литургии называется каноном, – canon missae, действие освящения святых даров с предшествующими ему и последующими за ним молитвами в числе шести (соответствует части нашей литургии от молитвы священника: «С сими и мы блаженными силами», следующей за пением: «Свят, свят, свят», до «Отче наш»). В древнейшее время, когда каждая частная церковь почитала только своих местных святых, о чем ниже, все эти святые были поминаемы на литургии в той ее части, которая у латинян называется каноном: поэтому, производящие слово canonizatio от слова canon в смысле части литургии понимают его как внесение какого-либо подвижника благочестия в канон литургии. Но слово canonizatio как будто явилось уже после прекращения обычая поминать всех святых в каноне литургии.
Известие находится в современных актах о мученичестве св. Игнатия Богоносца, который пострадал при императоре Траяне, в 107-м или в 115—116—м году.
См. ниже между греческими приложениями приложение I.
Hic continentur dies nataliciorum Martyrum et depositiones Episcoporum, quos Ecclesia Carthageuis anniversaria celebrant (не совсем грамотно сделанное надписание нужно читать: Hic continentur dies natalitiorum Martyrum et depositiones Episcoporum, quorum Ecclesia Carthaginis anniversaria celebrat). Календарь напечатан в издании Vetera Analecta. – по Парижскому nova editio 1723 года р. 163.
Патриархи Константинопольские указанного древнего времени почти все находятся в теперешних греческих святцах, но в святцах нет всех или почти всех патриархов других кафедр и епископов каких-либо кафедр. Это должно понимать так, что когда отдельные святцы каждой частной церкви в смысле епископии сменились общими святцами всей греческой церкви, о чел сейчас ниже, то патриархи Константинопольские вошли в общие святцы, быв признаны за обще-церковных святых, в том полном числе, в котором они находились в частных Константинопольских святцах, а патриархи других кафедр и епископы вошли в них только по весьма ограниченному выбору, при котором меркой служила, с одной стороны – большая зли меньшая обще-церковная знаменитость, а с другой стороны – большая или меньшая слава личной святости.
А предписание Карфагенского собора совершать память мучеников только в тех местах, «аще где-либо есть или тело (мученика), или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности преданному, их (мучеников) жилище, или стяжание, или место страдания», – пр. 94, имеет в виду не запретить празднование чужим мученикам, а запретить поставление алтарей своим мученикам на полях и вертоградах по сновидениям и суетным откровениям.
Похвальное слово Златоустого всем святым, во всем мире страдавшимв Патрол. Миня t. 50 (издания Монфоконова Tomi secundi pars posterior), col. 705–706.
А если Созомен, писавший после Златоустого, говорит, что епископии имеют свои праздники мучеников и свои памяти иереев (иерархов), Церк. Ист. кн. У, гл. 3: то можно понимать его так, что своим мученикам и иерархам еще продолжали праздновать с большею торжественностью, чем чужим.
Новелла в Ius Graeco-Romanum Цахарие III, 184, и в Патрологии Миня, t. 107, col. 600; с Русским переводом в моей Истории Русской церкви, I, 2, 428.
Импер. Лев намеревался было построить храм в честь своей супруги Феофании еще при ее жизни, и только воспрепятствован был в исполнении своего намерения самою Феофаниею. см. у П. А. Сырку в предисловии к напечатанной им службе Феофании, принадлежащей патриарху Терновскому Евфимию («Евфимия патриарха Терновского служба преподобной царице Феофане. Сообщил П. А. Сырку. С.-Петербург, 1900». – У нас в России не может дело дойти до построения храмов в честь живых людей, считаемых святыми, потому что не будет это дозволено, но уже дошло до того, что сочиняют в честь таких живых людей акафисты: в настоящем 1902-м году один крестьянин Костромской губернии составил акафист о. Иоанну Сергиеву Кронштадтскому, озаглавленный: «Акафист великочудному сподвижнику Иоанну Ильичу Сергиеву, в Троице славимому». Напечатанное в газетах письмо о. Иоанна составителю акафиста, с подобающим суровым осуждением его безумия, от 22-го числа Мая месяца).
См. о нем в Полном месяцеслове Востока преосв., I, 217 стр. 1 изд. и 278 стр. 2 изд.
В прологе импер. Василия, содержащем жития святых всех классов всей Греческой церкви, положены памяти святых на все дни года. Но мы имеем свидетельство из конца XI – начала XII века, что и тогда еще были дни без памятей святых. У хартофилакса Константинопольской патриархии Петра, жившего при импер. Алексее Комнине (1081–1118) и написавшего ответы неизвестно на чьи вопросы, между прочим читается: «Вопрос: Подобает ли совершать литургию с одной просфорой? Ответ: если нет памяти святого или (поминовения) мертвого, то не существует никакого препятствия», у Ралли и П. V, 369.
Или же, исправляя две службы, могли служить для сей цели диптихи, в которых стоило только против имен святых поставить месяцы и числа их ежегодного празднования.
Слово Δίπτυχος от πτύσσω – складываю, делаю складки, точнейшим образом значит: двойной складень, т. е. складень, состоящий из двух дощечек. Диптихи состояли из двух деревянных, металлических или слоновой кости дощечек, которые по одной из своих длинных сторон соединялись между собой колечками или шарнирами, которых внешние стороны украшались резьбой и которых внутренние стороны, делавшиеся гладкими, натирались воском, с тем, чтобы писать на них. Если мало было для письма двух дощечек, то между ними вставляли пергаменные листки, и тогда диптихи, смотря по количеству вставленных листков, при точнейшем обозначении назывались триптихами, тетраптихами, пентаптихами и т. д., при неточнейшем обозначении сохраняя тоже на звание диптихов или же быв называемы общим именем полиптихов. Диптихи консульские, о которых приходится встречать неправильные речи, были не вообще диптихи, а вид диптихов. Консулы и другие сановники у Римлян при вступлении в должность имели обыкновение посылать своим знакомым в подарок и раздавать народу диптихи, украшенные их изображениями, под которыми были вырезаны их имена: это и были консульские диптихи.
Содержание диптихов составляли: имена святых (всех каждой епархии), имена умерших и имена живых. Имена умерших и живых разделялись на два класса: на вписанные в диптихи навсегда, – для вечного поминовения умерших и для пожизненного поминовения живых, и на переменявшиеся каждую службу или вообще по службам. Первый класс имен составляли: имена епископов и из мирян имена людей, получивших почему-либо право на вечное или на пожизненное поминовение: второй класс имен составляли имена людей, которые делали «приношение» на известную службу или которые вообще заказывали поминать себя и своих родных за известными службами.-Запись в диптихах имен умерших епископов, смотря по различию кафедр, была различная: в диптихах епископий записаны были имена всех епископов кафедры (см. деяния 5-го всел. собора, русск. перев. т. V. стр. 197–217, Сейнера Thesaur. Ecoles, под сл. Δίπτυχα и Дюканжа Glossarium Latinitatisпод сл. Diptycha Episcoporum, col. 1513) и всех митрополитов той митрополии, которой была подведома епископия (см. Русские архиерейские служебники в Описании рукописей Синодальной библиотеки Горского и Невоструева – № 370, л. 10, стр. 114, и № 377. л. 226 об., стр. 224); в диптихах митрополий – имена всех митрополитов и всех патриархов той патриархии, которой была подведома митрополия; в диптихах патриархии – имена патриархов всех патриархий (и кроме того все вселенские соборы). Запись имен живых епископов была: в диптихах епископий: епископ, митрополит и патриарх; в диптихах митрополий: митрополит и патриарх; в диптихах патриархий: свой патриарх и патриархи всех кафедр (см. Двукрат. соб. прр. 14 и 15. у Свицера в Thesaur. Ecoles, под сл. Δίπτυχα и в издании А. А. Дмитриевского: Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме IX-X в. стр. 277–279). Так как по мере течения времени число имен, записанных в диптихах, стало очень большим, то в позднейшее время они представляли из себя не две дощечки, как диптихи классические, а целые тетради, см. деяния 5-го всел. собора в 5-м томе русск. перев. деяний соборов, стр. 197. – У Греков помянники, подаваемые на проскомидию, до сих пор называются диптихами. Наше Русское название помянников синодиками взято с синодика недели православия (название «синодик» превращено было у нас в сенаник; из «сенаника» простой народ сделал, в некоторых по крайней мере местах, «ценавник», «ценовник»). – Об отношении диптихов к календарям должно быть сказано следующее. Пока каждая частная церковь праздновала только своим местным святым: то, в случае, если святых в церкви было немного, так что без записи можно было упомнить: какому святому в какой день праздновать, не было в церкви календаря, а был один диптих, а в случае, если святых было много, так что без записи нельзя было упомнить: когда кому праздновать, календарь представлял собою список параллельный диптиху и тождественный с ним по содержанию, но с иным расположением святых, именно – тогда как в диптихе святые записаны были по классам (или, может быть, по степени важности), в календаре они записаны были по месяцам и дням. Во втором случае, если календарь являлся или заводим был позднее диптиха, что, конечно, бывало большею частью, то понятно, что в календарь переносимы были имена святых, находившиеся в диптихе. Когда частные церкви кроме своих местных святых начали праздновать и чужим святым, имена последних, конечно, начали быть вносимы в календари, но были ли они вносимы в диптихи, нечего не можем сказать. Если были вносимы, то во всяком случае во всех, а, только знаменитейших (как в настоящее время во всех церквах поминаются на проскомидии только знаменитейшие святые). Относительно названия помянников синодиками должны мы сделать поправку: нужно думать, что помянники получили название Синодиков не от Синодика недели православия, а от синодиков литийных, о которых см. ниже.
Свидетельство патр. Нектария, о котором сейчас в тексте.