в каком веке происходила христианизация народа коми
Стефан Пермский и начало христианизации Коми края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 10:44, контрольная работа
Описание работы
Содержание работы
Введение.
Языческие верования древних коми.
Миссионерская деятельность Стефана Пермского.
Образование Пермской епархии.
Значение христианизации народа коми.
Заключение.
Файлы: 1 файл
КР_ist.komi.docx
Тема 7. Стефан Пермский и начало христианизации Коми края
У коми длительное время сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма. Особым почитанием пользовался медведь, являвшийся в древности их тотемом (мифическим предком). Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Духов, населяющих окружающий мир, коми подразделяли на добрых и злых. Поскольку в хозяйстве коми важную роль играли охота и рыболовство, наиболее почитаемыми из божеств низшей мифологии были духи-хозяева воды и леса. Таким образом, для перми вычегодской характерен синкретический характер верований, в котором сочетаются и переплетаются различные традиции, отражающие как рациональные, так и иррациональные знания и представления древних коми об окружающем мире. До христианизации господствовали анимистические представления, вера в духов (личных, семейных, общественных, покровителей, природных мест). Вера в переселение душ.
2. Миссионерская деятельность Стефана Пермского
В конце 1379 Стефан, «взяв с собой мощи святых, антиминсы, и прочее потребное, что нужно для освящения святой церкви, и святое миро, и освященное масло, и иное такого рода необходимое» [2], отправился в Пермскую землю. В 1380 году Стефан поднялся по Вычегде до устья Выми, где и обосновался – «келью и дом молитвенный устроих себе» [1]. Место для резиденции было выбрано очень удачно: при слиянии двух крупных рек, в самом центре Перми Вычегодской. В Усть-Выми Стефан «поспешил заложить святую церковь Божию», символично поименованную Благовещенской. Стефан неустанно проповедовал слово Божие, и проповедь его давала плоды – число крестившихся пермян постепенно росло. Успеху Стефана способствовало то, что он проповедовал на родном для пермян языке. Одновременно он учил новокрещеных пермской грамоте, переводил на пермский язык книги, «и с той поры они сами учили друг друга грамоте и переписывая из книг в книгу, число книг умножали» [2]. Так в Перми Вычегодской росло число грамотных людей. Стефану-проповеднику постоянно приходилось преодолевать противодействие жреческой верхушки – наиболее упорных защитников старой веры. Стефан неоднократно вступал с ними в спор. Подобные победы оказывали огромное влияние на пермян, укрепляя авторитет Стефана как проповедника слова Божия. Стефан без устали разрушал языческие святилища, понимая, сколь велика их роль в сохранении старой веры. На пермян особенно подействовало то, что разрушение святилищ прошло для Стефана безнаказанно – для них это было доказательством силы христианского Бога. Обретя же учеников и последователей, Стефан уже вместе с ними разрушал кумирницы. С ростом числа крещеных росла потребность в храмах, призванных стать оплотом веры, заменить языческие святилища. Одной из церквей, поставленных на месте бывших святилищ, по преданию, была Михайло-Архангельская в Усть-Выми – она была возведена там, где стояла срубленная Стефаном священная береза.
Первоначально храмов, поставленных Стефаном вместе с первыми крещеными пермянами, было немного. Епифаний говорит, что, вослед за Благовещенской, Стефан поставил еще две церкви. Но для храмов нужны были священники. Стефан начал готовить священноцерковнослужителей из новокрещеных грамотных пермян, «тех из них, кто выучивал святые книги и в них разбирался» [4]. Сам Стефан, не будучи епископом, не мог рукополагать в священника. Но, возможно, наиболее подготовленных он направлял на поставление в Ростов или Москву. Так закладывались основы Пермской церкви. Очевидный успех проповеди Стефана не означает, что все пермяне были склонны принять крещение. Христианство не только отрицало всю прежнюю систему верований (чему в наибольшей степени сопротивлялись жрецы), языческое мировоззрение, но и изменяло многие стороны традиционных бытовых отношений, отрицало порядок, завещанный предками. Три года проповедовал Стефан на Вычегде и Выми, и за это время, как сообщает Епифаний», «крестил многих». Появились первые христианские общины, были возведены первые храмы. Христианство укрепляло свои позиции, и, в чем несомненная заслуга Стефана, совершало это мирным путем.
Самый драматический момент жития святого Стефана представляет его «прение» с языческим волхвом Памом. Пам был главным волхвом у зырян и чем-то вроде правителя всего племени. Стефан имел уже с ним много бесед: «каждый хваля свою веру» [2]. Он представлял для Стефана серьезного противника. Победа над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов святителя Стефана. Местное предание повествует о многих церквах и монастырях, основанных святителем Стефаном. Сохранились иконы, написанные предположительно его рукой (он был и художником).
3. Образование Пермской епархии
Новая епархия нуждалась не только в приходских священниках-миссионерах, но и в иконописцах, книжниках, монахах-устроителях и насельниках монастырей, опытных чиновниках. Среди них преобладали лица духовного звания, но были и миряне. Эта относительно немногочисленная группа, в основном обосновавшаяся в Усть-Выми, призвана была стать «корнем» епархии. Среди первых учеников Стефана были истинные подвижники. Один из них – преподобный Дмитрий Цылибинский, основатель Цылибинской Михайло-Архангельской пустыни на Вычегде, недалеко от Яренска. Казалось бы, образование епархии, знаменующей начало иного качественного этапа в развитии христианства в Пермской земле, должно привести к смене языка богослужения с пермского на русский. Однако Стефан-епископ продолжал поощрять практику богослужения на родном для пермян языке – это намного усиливало эффект христианской проповеди. Пермская епархия была единственной в Московской митрополии, где повсеместно служили не на русском языке. Маленький монастырь стал крупным центром православной культуры, сыгравшим большую роль в распространении и укреплении христианства в Пермской земле.
Продолжить труды св. Стефана Пермского в Коми крае предстояло его преемникам епископам Пермским Исаакию (1398- предположительно 1418), Герасиму (1418-1443), Питириму (1444-1455), Ионе (предположительно 1456-1470 или 1471) и Филофею (1471-1501). Временем правления этих епископов исчерпывается история Пермской епархии после св. Стефана Пермского. Им пришлось управлять Пермской епархией в непростое время.
4. Значение христианизации народа коми
Историки, в основном, сосредоточивают внимание на личности и трудах первых епископов пермских, безусловно, оказывавших огромное влияние на жизнь епархии. Но при таком подходе в стороне остаются многие важные аспекты епархиальной жизни, такие, например, как храмостроительство, жизнь приходского духовенства и другие. В Перми Вычегодской появились первые храмы, монастыри. Христианизация оказала огромное влияние на культуру коми этноса. По существу, начала меняться мировоззренческая система этноса. Языческое мировосприятие, связанное с системой родовых отношений, уступало место «космическому», наднациональному христианству (но язычество полностью не исчезло, многие его элементы переплелись с христианскими, продолжали существовать наряду с ними). Предки коми были включены в орбиту христианской культуры. Именно в рамках христианской культуры была создана и развивалась древнепермская письменность, создана первая школа, развивались архитектура и изобразительное искусство (под влиянием храмостроительства, иконописи, культового прикладного искусства). Создание Пермской епархии позволило закрепить первенство Москвы в Перми Вычегодской, начать создание в крае великокняжеской администрации. Борьба за влияние в Перми Вычегодской московским великим князем и Новгородом закончилась в пользу великокняжеской власти. Но пока рано было говорить о полном присоединении Перми Вычегодской к Московской Руси. Распространение великокняжеской власти на Пермь Вычегодскую шло мирным путём, что было совершенно необычным для того времени. Власть великого князя несла пермянам новые подати и повинности. Но в то же время великий князь и защищал пермские земли. Более частыми стали контакты пермян и русских. Русские крестьяне начали селиться на землях с пермским населением на нижней Вычегду, что позднее привело к ассимиляции пермян и перенесению этнической границы на среднюю Вычегду. Пермяне призывались на службу к великому князю и участвовали в военных походах, появились русские священнослужители, чиновники, более интенсивными стали торговые контакты. В результате расширения этнических контактов усилилось взаимовлияние культур коми и русских. Оно происходило как в материальной, так и в духовной культуре (включая и заимствования в языке), оказало благоприятное влияние на культуры обоих этносов.
Стефан Пермский и начало христианизации коми
Очерк II. КОМИ КРАЙ ВО II ПОЛОВИНЕ XIV-XV ВЕКАХ
Чрезвычайно важным этапом в истории коми народа стала его христианизация, т.е. распространение среди жителей Коми края христианской, православной веры. Очень важную роль сыграла христианизация и в укреплении влияния московских князей в Коми крае, в процессе вхождения Коми края в состав Русского государства.
Древние коми были язычниками. Они поклонялись деревянным идолам (кумирам), которые, как считали пермяне, обладали чудесной силой. Пермяне приносили идолам жертвы (обычно шкуры животных) и просили сделать удачной их охоту и рыбную ловлю. Кроме того, древние коми верили в лесных, водяных и других духов, почитали животных (особенно медведя), деревья и некоторые другие предметы, которые, по их представлениям, имели душу и находились в родстве с людьми.
Будущий глава Пермской епархии родился в первой половине 40-х годов XIV столетия в Устюге, в семье русского причетника церкви Святой Богородицы Симеона, уроженца г.Ростова, “отменного родителя, христолюбца, вернаго христианина”, и его супруги Марии, “также христианки”, отмечается в “Житии Стефана Пермского”. Согласно легенде, Мария была дочерью крещеного коми-зырянского торговца Дзебаса, и ей еще в трехлетнем возрасте было предсказано родить “епискупа земли Пермской. ”.
Трудности не отвратили Стефана от намеченной цели. В 1380 г. он и сопровождавшие его люди поднялись до устья Выми. Здесь, в самом центре Коми края, на пересечении водных путей и невдалеке от древней кумирницы, были построены церковь Благовещения Богородицы и кельи. Так было положено начало современному селу Усть-Вымь. Поселившись там, Стефан стал проповедовать православие среди часто посещавших кумирницу пермян. Церковь, которую он украсил “яко невесту добру”, привлекала взоры странствующих и путешествующих. Язычники приходили сюда подивиться “красоте и доброте здания церковного”, вступали со Стефаном в беседы. Мало-помалу его терпение и красноречие стали давать свои плоды. Пермяне стали принимать правословие, а вести о деятельности Стефана разнеслись по всему Коми краю.
Образование Пермской епархии
Пробыв довольно долгое время в Москве, Стефан Пермский в 1384 г. вернулся в Коми край, “одаренный князем, митрополитом, боярами и прочими. людьми”, и с новыми силами принялся за дело. В том же году одна за другой в Коми крае появились церкви и монастыри в Усть-Выми, Яренске, Вотче, а затем и в других местах, вплоть до отдаленной и почти безлюдной верхней Вычегды, где был основан Ульяновский монастырь. Легенда гласит, что монастырь при Стефане был организован даже на Печоре. В Усть-Выми крещеные пермяне учились стефановской грамоте, церковно-славянскому и русскому языкам, переписывали переведенные Стефаном на коми язык богослужебные книги.
С этого времени Стефан Пермский выступал не столько как проповедник христианства, сколько как государственный деятель, фактический правитель значительной части Коми края. Ему приходилось бороться с нападениями пермян-язычников и вогулов. В 1389 г. коми отряды с Вашки и Пинеги подошли к Яренскому городку, сожгли монастырь, “людей монастырских посекли”. В 1392 г. вогулы, которых сопровождал изгнанник Пам, подступали к Усть-Выми, неделю простояли у стен городка, “погосты около тех мест разорили”, но на штурм так и не решились, а узнав о приближении посланной на помощь Стефану устюжской дружины, “сели в ладьи и утекли вверх Вычегдою-рекою”. В том же году татары разорили Вятский край, и Стефан занимался организацией отпора от возможного их нападения на коми селения.
В последние годы жизни Стефана положение в Коми крае стабилизировалось, прекратились набеги вогулов и других беспокойных соседей. Но забот и без того оставалось много. Стефан добивался от московского князя сокращения налогового обложения местных жителей, организовал снабжение населения края продовольствием в голодные годы: ”Сколько раз привозил он людям хлебное зерно лодками из Вологды в землю Пермскую! И все употреблял его не для себя, а на нужды. всем нуждающимся. Установил добрые отношения с людьми, безвозмездно их зерном наделяя”,- говорится в “Житии”.
В 1396 г. Стефан Пермский отбыл в Москву для участия в церковном совещании “ради. нужных вопросов, ко спасению людей относящихся”. Вскорости по прибытии в столицу он заболел и 26 апреля скончался. Его похоронили на территории московского Кремля “в монастыре Святого Спаса, в церкви каменной, у входа в нее с левой стороны”. Впоследствии Стефан был причислен к лику святых. Вторым епископом Пермским в 1398 г. стал Исакий. Он и его преемники продолжили начатое Стефаном крещение жителей Коми края.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Презентация по истории Республики Коми «Христианизация Коми края». Жигалова В.А., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ» пст. Вухтым
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1627569
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Храм святителя Николая Чудотворца села Кыласово
Стефан Великопермский – креститель народов коми.
Современник Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского, Стефан Пермский был незаурядным человеком, решившимся в одиночку крестить коми-зырян, или как их называли, перминов — угро-финнские народы северо-востока Европейской России.
Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки,которых крестили преемники Святого Стефана.
Стефан Пермский (в миру Степан Храп) родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский, который и предсказал ей, что в будущем она произведет на свет православного святого. Согласно сказанию, поклонившись, Прокопий Устюжский сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими».
В детские годы будущий проповедник Степан Храп был научен молитве и все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу.
В 1365 году молодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.
В конце 14 века, когда из отдельных русских княжеств складывалось единое государство и завоевывались новые земли, по территории страны активно распространялась христианская культура. Великий Устюг, богатый торговый город, был островком православия, окруженным поселениями западных пермяков-язычников, зырян, проживавших в долинах рек Печоры и Вычегды.
Занимаясь охотой, они жили довольно обособленно, хотя и вели оживленную торговлю с русскими городами. Общаясь с зырянами, юный Степан Храп в совершенстве овладел их языком. Первые проповеди Святого Стефана не были успешными.
Непривычно и страшно было слышать язычникам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, и что есть лишь один истинный Бог.
Идолопоклонники старались помешать Стефану и даже предприняли попытку сжечь его во время встречи с Памой, главным зырянским жрецом.
Пытаясь поколебать у своих подопеч¬ных уважение к добродетели святого Стефана, Пама, по преданию,предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование прославляемого им Бога.
Когда же Стефан, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то жрец проявил малодушие и в страхе отступил. Покоренные личностью проповедника,убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, коми-зыряне приняли святое крещение.
Святой Стефан понимал, что успех проповеди будет не велик, если она не будет доходчивой, то есть если будет читаться на неродном языке. Язычники должны были понимать, на кого им было предложено заменить привычных шаманов и идолов. Чтобы христианство крепло, Стефан вел проповеди на местном наречии и даже подарил коренному населению письменность, создав азбуку из 24 букв.
Взяв за основу буквы древнегреческого и старославянского алфавитов, а также так называемые «пасы» — родовые знаки коми-зырян, изображавшиеся на различных предметах, Стефан придал самобытный национальный вид древнепермской азбуке.
К сожалению, в ходу эта азбука была недолго — около 150 лет. Причиной этому было то, что последователи Стефана Пермского не владели древнепермским, коми-зырянским языком и все богослужения продолжали вести на русском.
Сегодня коми-зырянская азбука — это уникальный памятник истории языка коми, более древних сохранившихся письменных памятников коми-народы не имеют.
Стефан Пермский перевел для своих последователей православные молитвы (правда,до нас дошли лишь три из них), вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Храмы украшались иконами, многие из которых проповедник написал сам.
По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для коми-Зырян. И в 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил сам Стефан.
Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.
В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел, ведь его здоровье было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами.
26 апреля 1396 года проповедник скончался и был погребен в Московском Кремле в великокняжеской усыпальнице, в соборе Спаса на Бору. В 1933 году собор был снесен и на сегодняшний день мощи святого считаются утерянными.
В 16 веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В его честь по всей стране названо множество церквей и храмов.
В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, также названный в его честь, а в самой Перми — часовня Святого Стефана Великопермского.
Проповедника во все времена очень любили изображать иконописцы. В Пермской государственной художественной галерее хранится житийная икона святителя, датирующаяся концом 18 века (житийными называются иконы, изображающие сцены из жизни святых). Православные верят, что икона крестителя защищает от ереси и инакомыслия.
Еще одна реликвия, посох Стефана — символ епископской власти, хранится в Пермском краевом музее. По преданию, сам Стефан ходил с обычной палкой из лиственницы, а уже его последователи в 15 веке украсили посох резными цилиндрическими коленами.
Посох обошел полмира, сначала он находился в Усть-Выме, где проповедовал его владелец, потом в Вологде, затем в Московском кремле при могиле Стефана. В 1612 году во время Польской интервенции посох был вывезен из России в Польшу, а затем, по чистой случайности, был обнаружен в Литве. В Пермь реликвия вернулась в 1849 году и сейчас постоянно хранится в музее.
Чтят память святого и сейчас: в Перми на Комсомольском проспекте установлена скульптурная композиция «Парма-бриз», посвященная Стефану Пермскому. Когда российским художникам предложили создать символ Перми, нижнетагильский скульптор Александр Иванов решил, что это будет креститель народов коми. Скульптура, выполненная из металла, изображает святого совершающего благословение, с книгой Святого Евангелия в руках.