в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате

В каком веке появились медицинские школы в арабском халифате

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали, в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.

Второй период истории Халифата (750 г. – середина IX в.) – время правления династии Аббасидов – явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры – великой средневековой культуры мирового значения. Обычно ее называют «арабской» или «арабо-исламской». Однако такой подход не отражает всей глубины и сути происходящих процессов. Понятие «арабская культура» было бы справедливо для обозначения культуры арабов Аравийского полуострова. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком политики и религии, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединённых одним языком – арабским, который и определил название этой культуры (арабоязычная).

Как государственное образование Халифат оказался непрочным.

В VII в.; когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре (Джунди-Шапур). на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754-776) Джурджус ибн Бахтишу (см. с. 161) – основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов. Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений (которые к тому времени сохранились в регионе по преимуществу на сирийском языке – языке преподавания в Гундишапуре и других центрах). Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813-833), который специально для этого организовал в Багдаде «Дом мудрости» (араб, bait al-hikma). В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов – христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (Hunain ibn Ishag, 809-873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847-861) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн иби Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками, в поисках рукописей научных и философских трудов совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак.

Среди переводов, приписываемых входили сочинения Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали «арабскими».

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние труды дошли до средневековой Европы только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Развитию книжного дела в значительной степени способствовало знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса. Ее важность оценили незамедлительно: около 800 г. везир Харун ар-Раши-да – Йахйа Бармакид построил в Багдаде первую бумажную мельницу. Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад – в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в.

Наивысший расцвет средневековой арабоязычной культуры приходится на VIII-XI столетия. В этот период на базе староарабской поэзии, а также «Корана» сформировался классический арабский язык средневековья. В X-XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую культуру мифологические сюжеты и сказки многочисленных народов, населявших в то время обширные территории Халифата или торговавших с ним (персидские, индийские, греческие и многие другие).

К X столетию сложился тип средней и высшей мусульманской школы – Мадраса (медресе).

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (или древние, общие всем народам и всем религиям).

«Арабские» гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и «Корана», знание которого для мусульман чрезвычайно важно (почти все мусульмане знают наизусть хотя бы часть «Корана»).

Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель; история служила основой для изучения жизни Пророка; астрономия и математика уточняли священный календарь. Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная хвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах Ее допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения; задача врача – найти это средство.

Соответственно делению наук на арабские и иноземные, их изучение также имело две сферы: 1) допустим: изучать Откровение 2) допустим: изучать окружающий мир. Поэтом; обучающийся врачеванию в исламе наряду с теологией обязательно изучал «иноземные науки», включая логику, что позволяло ему методично англизировать причины болезней, ставить диагноз, определять прогноз и применять обоснованное лечение. В этом смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

Источник

Реферат по Антропологии. 1. Медицинское образование в арабских халифатах

1. Медицинское образование в арабских халифатах.

Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия.

Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались, но не у других врачей. Таким был Ибн Сина.

В медицинских школах при больницах широко использовалось клиническое преподавание, теоретическая медицина преподавалась в соответствии с анатомо-физиологическими представлениями Галена. Свидетельство об окончании медицинской академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но и для получения придворных врачебных должностей и преподавательской работы. Арабы внесли большой вклад в развитие знаний от лекарственных растениях. В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках.

2. Недостатки медицины халифатов (влияние религии).

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадж) и подушную (джизья) подать, они могли сохранять свою старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.

3. Представление о болезни, лечение внутренних болезней и зубоврачевание.

Представления о болезни у арабов формировались под влиянием древнегреческих учений о четырех субстанциях и четырех телесных соках, изложенных в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированных в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует (в разных пропорциях) в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют мизадж – темперамент каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (разных степеней сложности)

Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечение травматических повреждений и вывихов. Самым видным хирургом считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави (936-1013гг.). Ал-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга. К его приоритетам относятся: применение кетгута(шовный материал) в абдоминальной (внутриполостная)хирургии и для подкожных швов, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, описал что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты. Ал-Захрави разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.

Рассматривая вопрос о зубоврачебной помощи, Абуль-Касым описал операцию удаления зуба с применением золотой нити. Глубокое и почти безошибочное сочинение по хирургии, в отличие от трудов античных авторов, прекрасно иллюстрировано. Рисунки позволяют представить ход операции и 150 инструментов, лично изобретенных и успешно применявшихся. Среди изображенных хирургических приспособлений имеется не только примитивный пинцет, но и множество разнообразных инструментов стоматолога.

4. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Ар-Рази (лат. Rhazes 850 – 923). Медициной Ар-Рази начал заниматься относительно поздно – когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни он провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками.

Ар-Рази составил первые в арабской литературе энциклопедические труды по медицине. Это «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах и «Медицинская книга» в 10 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». Это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею их заразности и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Предвидя специализацию врачебного труда, он написал работу «Один врач не может лечить все болезни», учитывая отсутствие врачей для широких слоев населения – книгу «Для тех, у кого нет врача».

5. Развитие хирургии в Арабских халифатах

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой (как это имело место в древнем мире). Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала вскрытие трупов. В халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим аз-Захрави (лат. Abulcasis; около 936 – 1013, Кордова). Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с ниткой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150), и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером. Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам.

6. Учение о глазных болезнях Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (лат. Alhazen, 965 – 1039, Каир) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Х в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара». Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса, живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» он отметил, что испытал значительное влияние Галена. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья – болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в. оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе. Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

7. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины в Средней Азии

После распада Халифата в IX-XI вв. одним из важнейших научных центров Востока стала Средняя Азия. Государство Саманидов которое достигло своего расцвета в Х в. В 980 г. Недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина. Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. Его «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний и состоит из пяти книг.

Первая посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология, причины болезней, симптомы болезней, диета, профилактика, общи принципы лечения. Вторая посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения. В третьей описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам от «головы до пят»). Четвертая посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и др.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1)знание анатомии, 2)чистота хирургического инструмента, 3)особая забота о пациенте после операции. В пятой описаны «сложные лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств; растительного 526, животного 125, минерального 85.

8. « Канон медицины» Ибн Сины – энциклопедия медицинских знаний

«Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга содержит определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы гигиены. Правила охраны здоровья, гигиенические предписания, диететика Ибн-Сины на протяжении ряда столетий являлись исходным пунктом для множества последующих сочинений на эти темы. Многие из предписаний» Ибн-Сины сохранили свое значение до настоящего времени.

Большое внимание Ибн-Сина уделял вопросам охраны здоровья и предупреждения заболеваний, так как сущность болезней в то время оставалась неизвестной, действенных способов лечения зачастую не было. Ибн-Сина очень кратко изложил законы здоровья и в четкой системе перечислил внешние и внутренние силы, влияющие на сохранение его.

Источник

Новое в блогах

История медицины в Арабских Халифатах.

в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате. arabskie emiraty. в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате фото. в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате-arabskie emiraty. картинка в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате. картинка arabskie emiraty. В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали, в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.Начиная из VII ст. на историческую арену выходят арабские народы. В течение почти пяти веков арабы господствуют в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и на Пиренейском полуострове. Под их власть перешли почти все торговые пути между Европой и Азией. В IX ст. арабские купцы торгуют с Китаем, Индией, Киевской Русью. Это способствовало распространению географических и этнографических сведений, развитию наук, особенно математики, астрономии, химии, медицины. Большое арабское государство, как известно из общей истории, просуществовало недолго, расколовшись на отдельные халифаты. Литературным языком для всех халифатов оставалась арабская. Этим языком, так же как латинской на Западе, продолжали писать все основные научные труды. Поэтому в истории медицины под названием «арабская медицина» объединяются труды врачей-ученых разных народов Востока.

Исторической заслугой арабов является то, что они, завоевав Египет и страны Малой Азии, в которых глубокий корень имела культура античных греков и римлян, в своих научных трудах не только сохранили эти достижения, но и развили их. Арабские ученые усовершенствовали вычисление времени, определяли географические долготу и широту, учредили астрономические обсерватории, сложили каталог звезд. Много сделали арабские ученые для развития химии, они первые разработали основы лабораторной техники. Выдающийся ученый-энциклопедист из Хорезму Аль-Бируни (973-1048) на пять веков раньше от Коперника и Галилея доводил гелиоцентрическое строение мира. Математик и астроном Мухамед Аль-Хорезми был основателем алгебры. Ученый Аль-Джерб (Гебер) первым добыл азотную и серную кислоты, нитрат серебра, хлорид ртути. У арабов получили распространение бумажные рукописные книги вместо пергаментных, что значительно удешевило их.

Лечебные заведения-убежища, которые существовали в больших городах Малой Азии, Египта, арабы превратили в большие госпитали с медицинскими школами при них. Такие школы были в Бухаре, Багдаде, Дамаске, Корду, Толедо. На арабский язык были переведены произведения Гиппократа, Галена, сборники Орибазия и Павла Егинського. Воспитанники медицинских школ доставали право на врачебную практику лишь после проверки их знаний коллегией ученых врачей. Из ученых арабских врачей большой след в истории медицины оставили Разес и Ибн-сина.

По преданию, Разе Ара так выбирал место, наиболее пригодное для больницы, : развешивал куски мяса из одной и той же туши в разных местах и наблюдал, где оно дольше сохранится свежим, именно это место он считал наиболее «здоровым» и тем же наиболее пригодным для лечебного заведения.

В Almansori Разеса мы находим очень интересные строки о важности для врача изучения медицинской литературы :
«Тысячи врачей, возможно, уже тысячи лет работали над усовершенствованием медицины, и потому тот, кто старательно читает их произведения, пытается вникать в содержание их, в течение своей короткой жизни открывает для себя значительно больше, чем когда бы он сам бегал по больных тысячу лет.. Невозможно, чтобы один человек, живи он хоть 100 лет, мог лишь за собственными наблюдениями дойти до познания большинства медицинских истин, если он не знает опыта своих предшественников.. Врача воспитывает не только чтение, но и способность обдумать прочитанное и осознанные истины уметь применить в надлежащих случаях».

в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате. 13. в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате фото. в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате-13. картинка в каком веке появились медицинские школы в арабском халифате. картинка 13. В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали, в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.

Консилиум врачей. (Арабская миниатюра XI ст. Венская библиотека).

Современник Разеса в Каире Исаак бен-Солейман (830-920) был автором «Путеводителя в медицине»; этот труд был переведен на латинский язык и напечатан в Падуе в 1487 г. В ней детально описаны известные в те времена лихорадки и уроскопию, которой предоставляли в средние века большого диагностического значения. В «Путеводителе» подаются такие установки для врача: «Не пренебрегай посещением и лечением бедных; нет более благородного поступка, как это. Потешай пациентов обещанием выздоровления, даже если сам в это не веришь. Твои слова с таким уверением могут помочь силам природы. Объяви твой гонорар, когда болезнь находится в зените развития, потому что когда больной выздоровеет, то, будь определенный, что он забудет, чем он тебе обязан».

Продолжателем Разе Ара был его соотечественник Али Ибн-Аббас (умер в 994 г.). Его труды были известны во многих странах, только «Канон» Ибн-Сины вытеснил позже капитальный советчик Али Ибн-Аббаса. Продолжая традиции Разе Ара, он требовал тщательным образом наблюдать ход болезней, проверять правильность принятого описания их: «Проверяйте в больницах описания болезней, не всегда правильные в медицинских произведениях». Он требовал проверки действия лекарств на животных, потому что «..в наши дни становятся известные новые средства, о которых в древности не имели и понятия». В то время как в средневековой Европе в медицине господствовали заучивание текстов и слепой культ авторитетов, Али Ибн-Аббас выступал как предшественник опытной и клинической медицины.

Самым выдающимся врачом-ученым средних веков заслуженно считается Ибн-сина (латинизировано его имя Авиценна), которого давние историки медицины называли Princeps medicorum (глава врачей).

Абу Али Ибн-сина (980-1037) родился в селе Афшани возле Бухары. Жил он в период экономического и культурного расцвета государства Саманидов. Высокоодаренный от природы человек, он уже смолоду выделялся своими способностями и имел возможность пополнять свои знания в больших книгохранилищах бухарской библиотеки. Переехав по политическим причинам в Хорезм, Ибн-сина работал в обществе самых выдающихся ученых Востока, между которых был и Аль-Бируни. Это дало возможность Ибн-сине расширить объем своих знаний в разных отраслях. Ибн-сину считали вольнодумцем, безбожником, он испытал при жизни много преследований, несогласие, даже был заключен в тюрьме. Умер он на 57-ом году жизни в Хамадани (Иран), где до наших времен хранится его могила-мавзолей.

Ибн-сина был энциклопедистом, как и много других ученых в древности. Он оставил труды по философии, математики, физики, астрономии, химии; медицине он посвятил около 20 трудов. Мировую славу принесло ему пятитомное произведение из медицины «Канон врачебной науки», который был основным учебником в течение пяти веков для всех медицинских школ не только Востока, но и Запада. Каноны Ибн-сины в XII ст. были переведены на латинский язык. Этот перевод был выдан 30 раз. В арабских странах его выдают и теперь. Академия наук Узбекской ССР осуществила впервые в мире полный перевод «Канона врачебных наук» узбекским и русским языками (1950 г.).

В основу изложения медицины Ибн-сина положил учение Аристотеля, Галена, опыт индийских, среднеазиатских врачей и свои собственные наблюдения и большой практический опыт. Он описал клиническую картину чумы, отличал от проказы слоновость, определял возможность передачи заболеваний через воздух, воду, почву. В Каноне даются указания относительно гигиены жилья, одежды, питания, причем рассматривается питание отдельно для детей, взрослых и людей преклонных лет. Особенного значения в сохранении здоровья Ибн-сина предоставлял физическим упражнениям, правильному режиму питания и сна. В хирургическом разделе дается описание операций, среди них трахеотомии, извлечения камней, ампутаций, лечения травматических повреждений. Для лечения свежих ран рекомендуется промывать их вином, накладывать швы.

Ибн-сина считал, что для сохранения здоровья и вообще для успеха лечения большое значение имеют душевное спокойствие и равновесие. Это он доводил, в частности, своим классическим экспериментом с двумя баранами, которых он содержал на одинаковом пищевом режиме. Клетку одного из них он ставил рядом с клеткой волка. Этот баран, невзирая на сытый корм, быстро чах и погибал, тогда как второй, что не имел такого соседа, находился долгое время в добром состоянии. Относительно происхождения психических заболеваний Ибн-сина не разделял общераспространенного в то время взгляда на них как на болезни демонического происхождения. Причиной их он считал или окружающие условия, или то или другое соматическое нарушение. Доказательство этого он видел в выпадении чувствительности, определенных функций после травм головного мозга.

Что же, так оно и есть: в обществе ослов
Если ты не осел, тебя неверным зовут.

В 1980 г. за призывом ЮНЕСКО в разных странах отмечалось тысячелетие со дня рождения Ибн-сины. Особенно торжественно была отмечена эта дата в СССР: построены памятники Ибн-сине, выдан русским, туркменским и таджикским языками Канон, другие научные и поэтические труды выдающегося ученого.

Как уже отмечалось, во всех арабских халифатах были госпитали. Большие госпитали с медицинскими школами были в Багдаде, Каире, Корду. Багдад во времена своего расцвета имел около 2 миллионов жителей; за своей архитектурой, благоустройством, культурными заведениями он считался наилучшим городом тогдашнего мира. При халифе Аль-Мамуна было образовано в Багдаде специальное заведение, в котором выдающиеся ученые переводили на арабский язык классические труды греков, римлян из разных отраслей знания. В медицинской школе учились лица разных национальностей и религий; учеба осуществлялась теоретически и около кровати больных в госпиталях. В госпитале города работало 25 врачей разных специальностей: больных размещали по отделам в зависимости от характера заболеваний. В библиотеке было собрано много тысяч рукописей. Когда в 1280 г. монголы захватили город, то выброшенные ими в Тигр рукописи, по свидетельству арабского историка, «создали будто мост с одного берега до второго».

Из врачей Багдада кроме Разеса длительное время большой популярностью пользовались дворовые врачи многих халифов из семейства Бахтишуа. Отдельные из них активно участвовали в переводе классических медицинских трудов и дополняли их описаниями результатов своих наблюдений.

За составом ученых и организацией учебы особенно славилась медицинская школа в Корду. В X ст. в Корду был один миллион жителей, 900 общественных бань, 17 разных научных заведений, 70 библиотек, в которых хранилось 600 тысяч рукописей. Замечательные достопримечательности архитектуры мавританца, что частично сохранились в Корду, удивляют своим совершенством и в наше время. Среди многих ученых Кордовського халифата выделяется Авен-зоар (Абу-Мерван Ибн-Зохр, 1091-1162). Он критически относился к Галену, Авиценну, считал, что в практике нужно основываться не на авторитетах, а на собственном опыте. В эксперименте на животных Авензоар изучал трахеотомию, рекомендовал в случае необходимости использовать для искусственного питания зонд через пищевод, питательные клизмы.

Его учеником был Аверроес (Ибн-Рошд, 1126-1198), выдающийся математик, философ и врач. Он оставил трактат из 7 книг, в которых описал лихорадочные и глазные заболевания, доводил особенное значение для зрения ретины. В своих трудах он придерживался точки зрения о вечности материи и движения, потому на Востоке и Западе его считали еретиком. Жизнь Аверроеса подобно жизни Авиценны: он был на высоких административных должностях, но впоследствии и ему пришлось испытать тюрьму и бедность.

Из арабских госпиталей совершеннее всего, для тех времен, оборудованным считался госпиталь Аль-Манзора в Каире, построенный в 1283 г. Здесь были отдельные отделы для мужчин и женщин, больных размещали в зависимости от характера заболеваний в отдельных домах с водоснабжением. Каждый отдел имел разные белье и одеяла в зависимости от потребностей. Лекарства составлялись в специальном помещении; при госпитале были библиотека и помещение для занятий главного врача с врачами. Лечение было бесплатным для всех слоев населения, как объявил халиф, открывая госпиталь, «для равных мне и более низких,, для начальников и подданных, для эмира и воина, для взрослых и детей, для свободных и невольников, для мужчин и женщин»

Одним из главных врачей госпиталя Аль-Манзора в Каире был Ибн-Ан-Нафис (1210-1288), автор медицинской энциклопедии, трактатов из офтальмологии, об общих причинах заболеваний и комментария к анатомии в Каноне Авиценны.

В последней работе Ан-Нафис обстоятельно описал малый круг кровообращения. Описывая сердце, он отмечал: «Перегородка, которая отделяет два желудочка, имеет такую же прочность, как и другие части сердца, через нее не может проникнуть ни кровь, ни пневма. Мысль тех, кто считает, что эта перегородка порозная, является архиошибочной». Эта выдающаяся работа, которая свидетельствует, что Ан-Нафис, возможно, делал секции человеческого трупа, экспериментировал на животных, поскольку четко описал малый круг кровообращения и строение сердца почти на три столетия раньше от ученых Запада (Сервета, Коломба, Цезальппіно, Гарвея), к сожалению, стала широко известной лишь после опубликования ее в 1933 p. М. Майєрдорфом.

Сохранилась запись своеобразной по содержанию молитвы Мусия Маймонида (XIII ст.), врача халифа Саладина : «Поддержи мои силы и мое сердце, чтобы всегда быть готовым помогать бедным и богатым, другу и недругу, доброму и злому; сделай, чтобы мой ум был ясным около кровати больного, сделай так, чтобы мои больные имели доверия ко мне и к моим знаниям; отдали от кровати больных дураков, тьму родных с их тысячами советов и всезнайок, потому что это люди опасны; дай мне силы, желания, возможность все обогащать свои знания. Сегодня я могу открыть для себя то, о чем не подозревал вчера, потому что круг знания большой и ум человеческий проникает все больше вперед».

Из ученых-врачей Востока следует еще отметить Абул-Казима, Осейбию и Алхацена. В трудах Абул-Казима сохранилась с иллюстрациями «Хирургия» Павла Егинського. Абул-Казим оперировал грыжи, делал высечения камней, операции на глазах и другие, обеззараживая раны вином, отваром хвои, а также прижиганием накаленным металлом.

Осейбия (1204-1269) из Дамаска был автором первого труда из истории медицины. В ней мы находим биографии 400 врачей, сведения о медицинских школах и госпиталях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *