в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой

Педагогика. Шпаргалка

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. cover. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-cover. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка cover. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Становление научной педагогики

Педагогика до начала XVII в. оставалась частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в.

1623 г. английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон издает трактат «О достоинстве и увеличен ии наук». В нем сделана попытка классификации науки, и в качестве отдельной науки была названа педагогика, под которой Ф. Бэкон понимал «руководство чтением». Ф.Бэкону же принадлежит выражение «знание — сила».

Статус самостоятельной науки был закреплен трудами Я. А. Коменского (1592–1670), теоретические идеи которого до сих пор актуальны. В труде «Великая дидактика» Я. А.Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию молодежи, а в книге «Материнская школа» изложил свои взгляды на семейное воспитание.

В историю западноевропейской педагогики вошли имена Дж. Локка (уделял большое внимание психологическим основам воспитания, нравственному воспитанию; отрицал наличие врожденных качеств), Ж. Ж. Руссо (разрабатывал идеи природосообразности, основатель теории «свободного воспитания» и педоцентризма), Г. Песталоцци (сочетал теоретическую деятельность с практической, развивал идеи гуманизации воспитания), И. Гербарта (его взгляды носили консервативный характер, сторонник физического наказания), А. Дистервега (пропагандировал усиление самостоятельной работы, ратовал за подготовку народных учителей).

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов (1711–1765). Он создал такие учебные книги, как «Риторика», «Российская грамматика» и др. Видный деятель просвещения в России в XVIII в. был И. И. Бецкий. Он написал трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который широко использовался в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян.

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К.Д. Ушинский (1824–1870) — считается основателем научной педагогики и народной школы в России, автор многих трудов по вопросам обучения и воспитания, создал учебники для начальной школы («Детский мир», «Родное слово»), Н. И. Пирогов (1810–1881) — много внимания уделял повышению научного уровня образования, В. И. Водовозов (1825–1886), В. П. Острогорский (1840–1902), П. Ф. Лесгафт (1837–1922) — известен трудами в области физического воспитания, Л. Н. Толстой

Источник

Возникновение педагогики как науки

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Возникновение педагогики как науки.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

Воспитание как общественная функция передачи опыта жизнедеятельности от старшего поколения к младшему возникает вместе с появлением человека.

2-ое тысячелетие до н.э. – происходит зарождение педагогической деятельности. Появилась общественная функция педагога (род выделял человека, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений).

5 век до н. э. – возникновение педагогической теории.

Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика».

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия – общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой (Августин, Боэций, Алкуин и др.).

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи – итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536), наиболее яркие представители французского Возрождения Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592) и др. Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за гармоничное развитие всех сторон личности ребенка. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.

17 век – выделение педагогики в самостоятельную науку.

Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков»).

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Ж. Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды русских педагогов Н.И. Пирогова (1810-1881), Л.Н. Толстого (1828-1910). Целостное, систематизированное раскрытие педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

Белорусские просветители также внесли особый вклад в развитие мировой педагогической мысли: Ефрасиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Казимир Лыщинский, Симеон Полоцкий, Якуб Колас, Цетка и др.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Источник

Педагогика

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. 250px Bundesarchiv B 145 Bild F079064 0006%2C Bonn%2C Gymnasium. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-250px Bundesarchiv B 145 Bild F079064 0006%2C Bonn%2C Gymnasium. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка 250px Bundesarchiv B 145 Bild F079064 0006%2C Bonn%2C Gymnasium. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. magnify clip. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-magnify clip. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка magnify clip. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.

Содержание

Историческая справка

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. 220px Francis Bacon. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-220px Francis Bacon. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка 220px Francis Bacon. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. magnify clip. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-magnify clip. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка magnify clip. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Другие определения

Педагогика (трактовки разных авторов):

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Задачи научной педагогики

Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [3] ставит перед собой следующие задачи:

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Структура педагогики

в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. 48px Question book 4.svg. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой фото. в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой-48px Question book 4.svg. картинка в каком веке педагогика стала самостоятельной наукой. картинка 48px Question book 4.svg. Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Педагогика». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Педагогика содержит разделы:

Источник

ПЕДАГОГИКА

Тер­мин «Педагогика» при­нят главным образом в не­мецкоя­зыч­ных, фран­коя­зыч­ных, скандинавских и восточно-ев­ропейских стра­нах; в анг­лоя­зыч­ной тра­ди­ции он прак­ти­че­ски не ис­поль­зу­ет­ся; вме­сто не­го упот­реб­ля­ет­ся тер­мин «нау­ка (или нау­ки) об об­ра­зо­ва­нии».

Педагогика раз­ви­ва­ет­ся во взаи­мо­свя­зи с пси­хо­ло­ги­ей, фи­ло­со­фи­ей, со­цио­ло­ги­ей, фи­зио­ло­ги­ей, ге­не­ти­кой, ло­ги­кой, эти­кой и другими нау­ка­ми.

Струк­ту­ра пе­да­го­ги­ки. Ка­те­го­ри­аль­ный строй Педагогики и её наи­бо­лее об­щие, не за­ви­ся­щие от воз­рас­та и иных осо­бен­но­стей обу­чае­мых и вос­пи­тан­ни­ков за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти оп­ре­де­ля­ет об­щая Педагогика. В её рам­ках офор­ми­лись и ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся как са­мо­сто­ят.ельныеот­рас­ли пе­да­го­гического зна­ния ди­дак­ти­ка, тео­рия и ме­то­ди­ка вос­пи­та­ния, тео­рия об­ра­зо­ва­ния, ис­то­рия Педагогики и об­ра­зо­ва­ния, ме­то­до­ло­гия Педагогики и пе­да­го­гических ис­сле­до­ва­ний.

Профессиональная Педагогика ис­сле­ду­ет осо­бен­но­сти профессионального са­мо­об­ра­зо­ва­ния и са­мо­раз­ви­тия, ме­то­ды и фор­мы по­вы­ше­ния профессональной ква­ли­фи­ка­ции, пе­да­го­гические ус­ло­вия и сред­ст­ва профессионального рос­та спе­циа­ли­стов раз­но­го про­фи­ля, уров­ня раз­ви­тия, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­ном по­ле этой от­рас­ли пе­да­го­гические нау­ки по­лу­чи­ли раз­ви­тие: во­ен­ная Педагогика; про­из­вод­ст­вен­ная Педагогика как не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние спе­циа­ли­ста, в том числе и в ус­ло­ви­ях профессиональной дея­тель­но­сти; ак­мео­ло­гия; об­ра­зо­ва­тель­ный ме­недж­мент; Педагогика твор­че­ст­ва.

С середины XIX века К.Д. Ушин­ский од­ним из пер­вых пред­ло­жил рас­смат­ри­вать главным объ­ек­том на­учного ана­ли­за пе­да­го­гическую дея­тель­ность, а не че­ло­ве­ка, раз­ви­вая в то же вре­мя ан­тро­по­ло­гический под­ход в Педагогике; сфор­му­ли­ро­вал ме­то­до­ло­гическую про­бле­му о со­от­но­ше­нии тео­рии и пе­да­го­гической прак­ти­ки, о раз­де­ле­нии пе­да­го­гического фак­та и опы­та, о том, что опыт нель­зя пе­ре­дать, а мож­но пе­ре­да­вать лишь идеи и мыс­ли об этом опы­те. В Рос­сии вслед за Ушин­ским пе­да­го­гические идеи раз­ви­вал П.Ф. Кап­те­рев, за­ло­жив­ший ос­но­вы тео­рии об­ще­го об­ра­зо­ва­ния и ис­то­рии отечественной Педагогики. Со 2-й половины XIX века на­учное обос­но­ва­ние по­лу­чи­ла экс­пе­ри­мен­таль­ная пе­да­го­ги­ка, эле­мен­ты ко­то­рой ста­ли про­яв­лять­ся с раз­ви­ти­ем ес­тественных на­ук и экс­пе­риментальной пси­хо­ло­гии. Экс­пе­риментальная Педагогика по­лу­чи­ла раз­ви­тие в тру­дах российских учёных А.Ф. Ла­зур­ско­го, П.Ф. Лес­гаф­та, П.Ф. Кап­те­ре­ва и других. В этот же пе­ри­од офор­ми­лись праг­ма­ти­ст­ская пе­да­го­ги­ка (Дж. Дьюи), со­ци­аль­ная пе­да­го­ги­ка (Г. Кер­шен­штей­нер).

С 1-й половины XX века по­яв­ля­ют­ся тео­рии ком­му­ни­стического и тру­до­во­го вос­пи­та­ния (П.П. Блон­ский, В.Н. Со­ро­ка-Ро­син­ский, С.Т. Шац­кий), тео­рия фор­ми­ро­ва­ния дет­ско­го кол­лек­ти­ва, вос­пи­та­ния в кол­лек­ти­ве, для кол­лек­ти­ва и че­рез кол­лек­тив (А.С. Ма­ка­рен­ко). Ма­ка­рен­ко вслед за К.Д. Ушин­ским ут­вер­дил в Педагогике пе­да­го­гический факт в ка­че­ст­ве еди­ни­цы ге­не­зи­са раз­ви­тия пе­да­го­гической тео­рии.

С конца 1980-х годов в Рос­сии в ус­ло­ви­ях де­мо­кра­ти­за­ции об­щественной жиз­ни оп­ре­де­ли­лась тен­ден­ция к воз­ро­ж­де­нию гу­ман­ной Педагогики. На­ме­ти­лось уси­ле­ние ин­те­ре­са к пе­да­го­ги­че­ски зна­чи­мо­му на­сле­дию руской. фи­ло­со­фии (М.А. Да­ни­лов, М.Н. Скат­кин, В.В. Кра­ев­ский, З.И. Рав­кин, Л.Я. Зо­ри­на, И.Я. Лер­нер, Л.И. Но­ви­ко­ва, Г.И. Щу­ки­на и другие).

Дополнительная литература:

Ди­дак­ти­ка сред­ней шко­лы / Под ред. М.Н. Скат­ки­на. 2-е изд. М., 1982;

Ку­пи­се­вич Ч. Ос­но­вы об­щей ди­дак­ти­ки. М., 1986;

Бор­дов­ская Н.В. Диа­лек­ти­ка пе­да­го­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. СПб., 2001;

Щур­ко­ва Н.Е. При­клад­ная пе­да­го­ги­ка вос­пи­та­ния. СПб., 2005.

Источник

История возникновения и развития педагогики

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Далее становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и Риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог», который имел греческое происхождение. Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

Главной задачей педагогики стала создание нового идеального образа человека и методов его формирования. Дьюди развивал теорию и значении детского опыта под присмотром педагога. Ввёл систему индивидуального образования «Виннетка – план» и индивидуализированного обучения под названием «Дальтон – план». Он означал правильное распределение нагрузки, которое предусматриваем совместное планирование учениками и учителями.

В Германии в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория» открылась отдельная школа. Также известна под названием «Вальдорфская школа». Разработчиком стал Рудольф Штейнер. Он считал, что развивать личность ребёнка необходимо через искусство.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *