в каком веке открылись первые школы дизайна

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

1919-1933г.г. в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации кайзеровской Германии. С первых дней свое­го существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и пос­ледышей свергнутой монархии. После шести лет пребыва­ния в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более друже­ственный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Баухауз в Ваймаре (1919-1925 гг). Основные педагогические принципы.Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа.

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эс­тетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос пер­вой программы Баухауза, в которой, в частности, говори­лось:

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу Нет больше «искусства как профес­сии». Не существует принципиальной разницы между ху­дожниками и ремесленниками. Художник лишь высшая сту­пень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязатель­ны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Обучение в Баухаузе начиналось с вводного курса (фор-курса), на котором учащемуся нужно было приобрести ос­новные навыки, которые давали ему возможность научить­ся обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто ус­пешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, тек­стиля, настенной живописи, сценических декораций, гра­фического и фотографического искусства.

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промыш­ленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Валь­тер Гропиус получил возможность спроектировать и пост­роить новую резиденцию Баухауза. Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудито­риями, мастерскими, столовой, административными поме­щениями, студенческим общежитием и домов с мастерски­ми преподавателей.

Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебели из стальных труб.

Источник

Первые школы дизайна (Баухауз, ВХУТЕМАС)

в каком веке открылись первые школы дизайна. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя. в каком веке открылись первые школы дизайна. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя. в каком веке открылись первые школы дизайна. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя. в каком веке открылись первые школы дизайна. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

в каком веке открылись первые школы дизайна. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

в каком веке открылись первые школы дизайна. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Билет № 6

Ответ:

Рождение профессионального дизайна многим обязано формированию дизайнерского образования. Первыми высшими школами подготовки профессиональных дизайнеров стали немецкий Баухауз и советский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Значение этих школ в истории искусства, дизайна и культуры в целом огромно. Они стали явлениями культуры мирового значения.

В то время Германия и Россия переживали стремительные перемены послереволюционных лет. Новому обществу была нужна не только новая система власти, но и новые вещи, предметы повседневной жизни, которые могли бы стать символами обновленного мира. Кроме того, экономика ждала хорошо подготовленных специалистов, которые могли бы за достаточно короткий период разработать и внедрить в массовое производство модели простых, доступных, полезных и формально достаточно выразительных товаров. Обе школы были ориентированы именно на дизайн массовой продукции, что достаточно четко определило два основных направления в дизайне: эксклюзивный дизайн для высших обеспеченных слоев общества и массовый однотипный дизайн для всех остальных. Эти социальные различия не потеряли актуальности и в наши дни.

Баухауз историческая ситуация в 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

1919-1933г. г. в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации кайзеровской Германии. С первых дней свое­го существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и пос­ледышей свергнутой монархии. После шести лет пребыва­ния в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более друже­ственный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

Учебные цели и структура ВХУТЕМАС. Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников-масте­ров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-тех­нического образования».

в каком веке открылись первые школы дизайна. 640 1. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-640 1. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка 640 1. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Деревообделочный и металлообрабатывающий факульте­ты Мастерских были своеобразной лабораторией форми­рования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизай­неров («инженеров-художников») шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельно­сти дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.

На факультете по обработке дерева и металла преподава­ли А. Родченко, Эль Лисицкий, В. Татлин и другие предста­вители производственного искусства. Ведущими принци­пами их работы были: экономичность материалов и конст­рукций, рациональность использования пространства, мно­гофункциональность и мобильность изделий. Категоричес­ки отвергалось всякое поверхностное украшательство.

Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из их принципов стали впоследствии канонически­ми для дизайна.

Курс «Композиция» помогал студентам овладеть техноло­гиями обработки поверхностей, прививал навыки художе­ственно-декоративного решения изделия, «исходя из по­требительской целесообразности». Постановка конкретно­го задания подчиняла декоративный рисунок функции вещи. Это мог быть товарный знак, световая реклама, ри­сунок для облицовочной плитки или нагрудный значок. При этом оформление поверхности изделия опиралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались спо­собы штамповки, гравирования, гальванотехники, техно­логия окраски, способы печати.

Первыми учебными заданиями по конструированию были проектирование простейших обыденных вещей: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова. По мнению А. Родченко, нужно научиться в простейшей обы­денной вещи проявить творческий подход, найти ориги­нальное и вместе с тем рациональное решение конструк­ции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности. Большое внимание в обучении уделялось инженерно-тех­ническим дисциплинам, что объяснялось во многом перво­очередной необходимостью развития промышленности. Это проявилось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, трансформирующийся стол и другие. Художе­ственная сторона творчества проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на по­иски оригинальной, функционально и технически оправ­данной конструкции. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза далеко выходит за рамки раз­работанных методик преподавания. Оба учебных заведе­ния дали оригинальные, не имевшие аналогов в прошлом, модели комплексных художественно-технических вузов. ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в пери­од, когда в ходе взаимодействия различных видов искус­ства и инженерно-научного творчества происходили слож­ные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно-художественной деятельности – дизайна.

Источник

История и теория дизайна

в каком веке открылись первые школы дизайна. cover. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-cover. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка cover. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Учебное пособие содержит исторические и теоретические сведения о развитии европейского и русского дизайна. Включает сведения о деятельности дизайнеров, практические задания. Материал изложен системно, доступно, наглядно. Для визуального восприятия темы текст сопровождается иллюстрациями. Предназначено студентам направления 051000.62.14 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и теория дизайна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дизайн как формальная деятельность и составной элемент экономики. История развития дизайна

Дизайн архитектурной среды

Зарубежный дизайнерский опыт

Отечественный дизайнерский опыт

1. Дизайн. Виды современной дизайнерской деятельности

дизайн архитектурной среды

дизайн выставочных экспозиций

Сегодня дизайн проник во все сферы жизнедеятельности человека: дизайн автомобиля, дизайн интерьера, дизайн визитки, костюма и прочего множества вещей. Что же такое дизайн и чем вызвана такая его популярность?

Понятие «дизайн» не всегда можно однозначно определить, в различных ситуациях под этим термином подразумеваются различные объекты, но все их можно условно разделить на три категории:

● процесс художественного или художественно-технического проектирования;

● результаты процесса — проекты, эскизы, макеты, визуальные материалы;

● осуществленные проекты — изделия, средовые объекты, полиграфическая продукция.

Чем вызван такой разброс объектов дизайн-проектирования?

Как и многие другие понятия, понятие «дизайн» является заимствованным из другой культуры, в частности европейской.

Смысловые корни термина восходят к латинскому designare — «определить, обозначить». В эпоху Ренессанса словом disegno обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи (основополагающие идеи). Позднее, в XVI веке, в Англии появилось понятие design, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как «замысел, чертеж, узор», а также «проектировать» и «конструировать». Слова, фразы, переводимые с других языков, в частности с английского, как правило, имеют несколько значений — поэтому термин «дизайн» понимается так широко.

Познакомимся подробнее с некоторыми ныне существующими определениями понятия «дизайн».

В 1964 году на Международном семинаре дизайнеров в Бельгии была предложена дефиниция: дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

В более узком профессиональном понимании дизайн — проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды — жилой, производственной, социально-культурной.

Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки (рис. 1).

Сегодня дизайн — комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические и гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком (во всех без исключения сферах жизнедеятельности).

Центральной проблемой дизайна является создание культурно — и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Следовательно, наряду с инженерно-техническими и естественно-научными знаниями актуально использование средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000134. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000134. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000134. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 1. Составляющие дизайна

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу XIX века, связывая его появление с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать форму изделия, обеспечивая привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Вся история дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел (рис. 2), двигатель внутреннего сгорания, электромотор, создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна. XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой (рис. 3). За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» — радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.

Ранее процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились большими тиражами с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности; стала формироваться новая профессия — дизайнер.

Дизайн как профессия существует около ста лет. Зарождение этой профессии связывают с деятельностью движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX века, лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Мор-рис (1834–1896) — английский художник и общественный деятель. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000143. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000143. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000143. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 2. Джеймс Ватт. Первая паровая машина, Англия, 1765

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000144. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000144. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000144. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 3. Питер Миттенхофер. Деревянная пишущая машинка, Германия, 1864

Иногда возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции, особенно фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЭГ», основателем которой является Петер Беренс (1869–1940) — немецкий архитектор и художник американской автомобильной фирмы «Форд моторс». Существует также мнение, согласно которому о дизайне как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы прошлого столетия, когда были открыты первые школы дизайна — «Баухауз» в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России.

Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, который описывается прежде всего как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер; возникает профессиональная «индустрия дизайна». Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление «функционализм» стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна.

Среди них такие известные имена, как:

Луис Салливен — один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями «машинной эпохи»;

Фрэнк Ллойд Райт — патриарх американской архитектуры и дизайна;

Петер Беренс — немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»;

Мис ван дер Роэ — один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии;

Вальтер Гропиус — основатель всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна «Баухауз»;

Геррит Томас Ритвельд — голландский архитектор, чей концептуальный «красно-синий стул» стал скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы, и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути, эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена, как:

Анри ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля «модерн»;

Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»;

Чарлз Макинтош — шотландский архитектор, лидер стиля «Ар нуво», дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна; его мебель начала века воспроизводится по сей день;

Раймонд Лоуи — один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна;

Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают фирменные стили в истории дизайна;

Джованни Понти — итальянский архитектор, основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»;

Алвар Аалто — основоположник современной финской архитектуры и дизайна.

А также наши соотечественники — К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, Эль Лисицкий и др., стоявшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались такие термины: «художественное конструирование» — процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» — сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна — Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60–80 годах отечественный журнал по дизайну — «Техническая эстетика».

Как было сказано выше, дизайн охватывает множество объектов предметной среды, а это значит, что его нужно как-то классифицировать, упорядочить. Со временем появлялись различные течения, направления дизайна. Изначально классическим признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Сейчас же классификация иная: в ее основу заложена принадлежность предмета к какой-либо сфере жизнедеятельности общества.

1.2. Индустриальный дизайн

Индустриальный дизайн — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно их структурных и функциональных особенностей.

Термин «индустриальный дизайн» появился в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухауз» в Веймаре (Германия).

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000174. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000174. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000174. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 4. Г. Ритвельд. Красно-синий стул, 1918

Излюбленным объектом творчества дизайнеров является мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или кресло (рис. 4). Мебель является своеобразной квинтэссенцией дизайна, где в полной мере проявляется целый комплекс вопросов эргономики, конструктивных решений, технологии производства, взаимосвязи материалов и формы, влияния современной моды.

По формам мебели можно изучить историю дизайна — от «венского стула» Михаэля Тонета XIX века до современной софы «Мэрлин» Ханса Холяйна.

Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом. Это специальная мебель и оборудование для интерьеров жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и мн. др. В этом проявляется один из постулатов дизайна как деятельности, связанной с заботой о человеке, созданием вещей и организацией предметной среды для человека.

Наряду с мебелью особой популярностью в творчестве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и дипломного проектирования во многих школах дизайна. Проектирование игрушки, как и мебели, включает комплекс дизайнерских задач. С игрушкой ребенку должно быть удобно и безопасно играть, она должна отвечать строгим гигиеническим требованиям, должна быть индустриально изготовлена, а значит, должна быть недорогой, не вызывать негативные реакции у ребенка и мн. др.

1.3. Дизайн архитектурной среды

Дизайн архитектурной среды — это вид проектной деятельности, одна из основных отраслей дизайна.

Активное использование методов дизайна при формировании городской среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от «других дизайнов», является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов (рис. 5).

Внимание архитектора-дизайнера направлено на типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:

● дизайн внешней архитектурной среды, городской дизайн, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);

● дизайн интерьера, включающий общественную и жилую среду;

● дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.

Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В процессе своего развития дизайн сначала представлялся в виде автомобилей и киосков, затем торговых автоматов и телефонных боксов, пока не сменил традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием, системой визуальных коммуникаций.

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000192. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000192. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000192. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 5. У. Моррис. Red house

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000191. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000191. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000191. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 6. Ландшафтный дизайн

В последнее время наряду с традиционными понятиями «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура» все чаще употребляется понятие «ландшафтный дизайн» (рис. 6) — когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, как правило, в высокоурбанизированной среде пешеходных улиц и городских центров; а также «фитодизайн» — как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере.

1.4. Дизайн интерьера

Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий.

В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание следует уделить материалам как строительным, так и отделочным, определяющим внешний вид, стиль, надежность, прочность и долговечность конструкции. Пространства общественных помещений зданий имеют часто зальный характер с большепролетными конструкциями, рассчитанными на значительное количество людей, единовременно находящихся в них. Большие открытые пространства дают свободу для работы дизайнеров-проектировщиков: возможен подбор разнообразных материалов (от камня до пластика), а также различных украшений интерьера (колонны, люстры, балконы).

Особое внимание при работе над жилым интерьером уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры — мест приготовления пищи, выполнения хозяйственных работ, хобби членов семьи, учебы и профессиональной деятельности (ученые, писатели и др.) и проч. Набор средств проектировщика значительно сужается вследствие относительно небольших размеров помещений, в которые нужно вписать и предметы необходимости (мебель, средства освещения, напольные и настенные покрытия), и средства декора, учитывая антропометрические характеристики человека. С их помощью формируется и стиль интерьера и его обитателей. В малогабаритных квартирах в условиях дефицита места широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны, секретеры, кресло-кровати, стол-книжки и т. д.

Организация интерьера промышленного здания тоже имеет свои особенности. В первую очередь их определяет характер производства, в зависимости от которого задается пространственное построение интерьера, выбирается его конструктивное решение. Так, например, пространственные габариты и конструкции сталеплавильного цеха будут значительно отличаться от конвейерного цеха автозавода или цеха сборки ручных часов. Особые требования в процессе создания промышленного интерьера предъявляются к рабочему месту: его освещенности, цветовой гамме, габаритам производственного оборудования. Рабочее место должно быть комфортным и обеспечивать оптимальные условия для производительного труда.

Очень модное в современном мире направление дизайна. Дизайн одежды можно разделить на две условные категории: уникальная одежда, выполненная индивидуально, зачастую на заказ, серийно выпускаемая продукция швейной индустрии.

Сегодня и уникальную «от кутюр» (haute couture), и серийно выпускаемую продукцию «прет-а-порте» (pret-a-porter) относят к дизайну одежды. Работа по созданию одежды не так проста, как может показаться на первый взгляд: здесь нужно учитывать и желания потребителей, моду, материалы и их свойства, цвета, психологию цвета и влияние его на человека, уход за изделием. Одежда напрямую связана с антропометрическими характеристиками человека, но даже хорошо сидящая и подчеркивающая достоинства фигуры, она может быть испорчена плохим выбором ткани, расцветкой, или же хорошие, дорогие материалы могут завысить цену изделия и отправить его в раздел «непродаваемых». Отчасти это и дань моде на дизайн, это во многом объясняется тем, что индустрия моды базируется на самых современных технологиях, материалах, становится все более демократичной и ориентируется на широкие слои населения, следя за вкусами своей публики и опережая их.

1.6. Графический дизайн

Графический дизайн — это художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.

Графический дизайн также является продолжением многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества (рис. 7, 8).

в каком веке открылись первые школы дизайна. img34c79d613c444db1a3d632c834bb568c. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-img34c79d613c444db1a3d632c834bb568c. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка img34c79d613c444db1a3d632c834bb568c. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 7. Торговая марка

в каком веке открылись первые школы дизайна. b00000209. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-b00000209. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка b00000209. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 8. Логотип компании WWF

К традиционным видам графического дизайна можно отнести:

● рекламно-информационные проспекты, буклеты, плакаты;

● промышленную графику и упаковку;

● этикетки, торговые марки;

● фирменные знаки, элементы фирменного стиля;

● рекламную продукцию на щитах и фасадах в городах;

● заставки и рекламные ролики на телевидении.

1.7. Дизайн выставочных экспозиций

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности находится на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды (рис. 9).

в каком веке открылись первые школы дизайна. img4db29d0cf71f4a1d8f228edf989d0188. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-img4db29d0cf71f4a1d8f228edf989d0188. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка img4db29d0cf71f4a1d8f228edf989d0188. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 9. Дизайн выставочных экспозиций

1.8. Компьютерный дизайн

Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, облегчив рутинный труд графического оформления и освободив время для творческого поиска художественной идеи.

Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических средств дизайнера. Для этого созданы специальные пакеты художественно-графических и конструкторских программ (включая трехмерную графику), инженерных, настольных издательских систем.

Специализированные дизайнерские программы проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, позволяют в трехмерном изображении моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, проверять его функционирование в экстремальных условиях. Однако такие интеллектуальные узкоспециализированные программы дорогостоящи, их могут приобрести только крупные промышленные фирмы, занимающиеся выпуском автомобильной, авиационной и другой сложной техники.

Компьютерный дизайн стремительно развивается, из прикладного, обслуживающего превращается в самостоятельный вид дизайнерской деятельности (рис. 10).

в каком веке открылись первые школы дизайна. img869b5c02230c473b8705b19fa4fca0e1. в каком веке открылись первые школы дизайна фото. в каком веке открылись первые школы дизайна-img869b5c02230c473b8705b19fa4fca0e1. картинка в каком веке открылись первые школы дизайна. картинка img869b5c02230c473b8705b19fa4fca0e1. Баухауз. Историческая ситуация.В 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

Рис. 10. Компьютерный дизайн

Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Другим направлением в компьютерном дизайне стали так называемые web-сайты в Интернете, где вся система информации, графические изображения строятся по своим, строго определенным правилам.

На сегодняшний день мир немыслим без ресурсов Интернета; каждая уважающая себя компания, частное лицо имеют сайты в сети Интернет, необходимые для упрощения общения с потребителями, рекламы и быстрого предоставления информации. Появившись как необходимость, Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Дизайн сайтов сейчас очень популярен, он включает и цветовые решения, и пространственное расположение объектов (верстка).

Не только внешний вид сайтов, но и дизайн интерфейса компьютерных программ нуждается в изучении. От его удобства и внешнего вида зависит количество целевой аудитории. Кнопки, строки меню, строки состояния — все это нуждается в пристальном рассмотрении, разработке и исследовании с точки зрения психологии. В пример можно привести интерфейс программ Skype и QIP, хотя последний и более функционален, его оформление значительно скуднее, что подталкивает потребителей отдавать предпочтение первому.

Английское слово art переводится как «искусство». Усилия дизайнеров, работающих в этой сфере, направлены в первую очередь на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия в данном случае лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т. е.

фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *