в каком веке основание первой военно морской базы на кольском полуострове
В каком веке основание первой военно морской базы на кольском полуострове
Кольский край в составе Российской империи
(XVIII – начало ХХ вв.)
В начале ХVIII века, с переводом российской столицы в Петербург, падает значение Архангельска (и всего русского Севера) как морских ворот государства.
В середине XVIII века экономика края еще более пришла в упадок. В начале 60-х годов на Мурмане вылавливалось всего 4 тысячи центнеров рыбы. Если в 1747 г. на промыслы выходило 643 человека, то в 1765 г. — только 187. Резко сократилась добыча сала морских животных. Вследствие упадка мурманских промыслов в Поморье стал ощущаться недостаток продовольствия. Недоимки в сборе государственных податей росли с каждым годом.
Причиной упадка промыслов были монополии — предоставление одному лицу или группе лиц (барону П.П. Шафирову, граф П.И. Шувалову) права скупать продукты того или иного промысла: зверобойного, трескового, сельдяного. Промышленникам строжайше запрещалось продавать сало, кожи, моржовые клыки, сухую треску, сельдь, рыбий жир кому-либо, кроме агентов монополиста.
Не имея конкурентов, монополисты скупали продукты промыслов по предельно низкой цене. Так, за пуд сала они платили 35—40 копеек (продавали его в Архангельске по 80 копеек). В результате много мелких предпринимателей разорилось.
Лову рыбы на Мурмане не благоприятствовала и промысловая обстановка (треска держалась от берегов дальше обычного).
Определенной помехой развитию промыслов стало монастырское землевладение. На протяжении XVI — XVII веков земельные владения монастырей постоянно расширялись и достигли огромных размеров. Печенгскому монастырю, например, принадлежало около четверти Кольского полуострова. Монахи отдавали угодья в аренду промышленникам — колянам и поморам. Так, за лов рыбы в реке Вороньей брали 6 рублей в год, в реке Териберке — 9 рублей 30 копеек и т.д.
Правительство Екатерины II, видя упадок промыслов и всеобщее недовольство торгово-промышленного населения Поморья, решило провести крупные реформы.
В 1764 г. духовные вотчины были ликвидированы прекратил свое существование Печенгский монастырь. Промысловые и сельскохозяйственные угодья монастырей перешли к бывшим вотчинным крестьянам и саамам, которые сначала платили за это дополнительный полуторарублевый оброк, но вскоре он был отменен.
В 1768 г. были ликвидированы монополии: промышленникам разрешили сбывать продукцию внутри страны кому угодно, а вывоз сала за границу предоставили архангельскому купечеству.
В 1775 г. царское правительство отменило сборы с рыбных ловель, зверобойных и птичьих промыслов, салотопен, кузниц, мельниц, бань, амбаров и жилых помещений, сдаваемых в наем. В 1780 г. было прекращено взимание пошлин с судов и людей, ходивших на мурманские промыслы, а также несение казенных служб. Крестьянам, имеющим капитал, разрешили записываться в купеческое и мещанское сословия.
Купцы и зажиточные поморы стали энергично заниматься промыслами, сравнительно быстро увеличивая свои капиталы. Большую часть полученных прибылей они употребляли на приобретение судов и снастей, постройку станов, освоение новых промысловых районов.
Однако развитию промыслов по-прежнему мешала внешняя угроза, на этот раз со стороны англичан.
В 1809 г. Кольский полуостров впервые подвергся их нападению. Англичане хорошо знали об отсутствии вооруженных сил на Кольском полуострове. Городничий Иван Владимиров писал губернатору: «Я же со своей стороны к защищению города не имею никакого орудия, а притом и жители все разъехались на морской промысел, которых собрать сюда за дальностью вскоре уже неможно, команда же воинская здесь самая малая, в коей служители все престарелые и увечные… а ружья все ветхие и к употреблению негодные».
Прибыв на Мурман 5 мая 1809 г., они стали обстреливать из пушек рыбацкие суда. В Екатерининской гавани захватили десять промысловых и транспортных судов, много муки, соли, рыбы, пороха, свинца и другого имущества.
Утром 11 мая три английских катера, подошли к Коле «без флагов, со многим количеством вооруженных солдат и матросов, при двух пушках». Население, собрав наспех пожитки, бежало в сопки.
Высадившись на берег, англичане схватили инвалидов-солдат, обезоружили их и заперли вместе с несколькими чиновниками в здании суда. Затем стали ходить по домам, искать ценные вещи и съестные припасы. Налетчики забрали весь оставленный жителями скот (около 50 голов), два мореходных судна, строевой лес, промысловое снаряжение. Около шестидесяти британских моряков, почувствовав себя полными хозяевами в городе, взломали питейное заведение, изрядно хватили хмельного, горланили песни, стреляли в собак.
Новому нападению Кольский край подвергся в годы Крымской войны. Власти не приняли серьезных мер для защиты Заполярья. Оборона города была возложена на инвалидную команду, состоявшую из пятидесяти солдат и трех унтер-офицеров. В их распоряжении имелось два пуда пороха и шесть пудов свинца. Из ста ружей, имевшихся в Коле, почти половина не годилась для стрельбы.
В июне 1854 г. в воды Русского Севера пришла англо-французская эскадра, насчитывавшая семь военных кораблей. Базируясь на острове Сосновец в Горле Белого моря, она стала захватывать русские торговые и промысловые суда, совершать нападения на поморские селения и саамские погосты.
10 августа к Коле подошел английский паровой корвет «Миранда», вооруженный шестнадцатью орудиями крупного калибра. На борту его было более двухсот матросов. Командир корабля Эдмунд Лайонс выслал на берег шлюпку с парламентером, который передал полянам письменное требование о немедленной сдаче. В случае отказа англичане угрожали бомбардировкой. Если же коляне согласятся на сдачу города, им обещали сохранить дома и прочее имущество.
Жители Колы отклонили ультиматум. Солдаты инвалидной команды и вооруженные добровольцы — всего около девяноста человек — приготовились к бою. Остальное население покинуло город и укрылось в сопках.
Кольскому краю был причинен огромный урон. Промыслы пришли в упадок. Не хватало продовольствия и самых необходимых вещей.К тому же в декабре 1858 г. Кольский полуостров включили в состав Кемского уезда. Кола стала заштатным (неуездным) городом. Все административные учреждения в ней закрыли. Кола лишилась почтового отделения и врачебного пункта. Прекратилось сообщение по Кольскому тракту.
Но реформы 60 – 70-х гг. создали условия для более быстрого развития страны. Окраинные, отсталые территории, стали втягиваться в сферу общественного хозяйства. По мере развития парового транспорта преодолевались замкнутость и оторванность окраин от торгово-промышленной жизни внутренней России.
Погрузка на судно рыбы |
В начале 70-х годов группа предпринимателей при поддержке правительства основала Товарищество, которое купило в Англии два парохода и организовало регулярное движение их вдоль Мурманского побережья с подходом к основным колониям и становищам на линии Архангельск — Барде (Северная Норвегия). Затем открылось сообщение на линии Архангельск — Кандалакша с заходом парохода в Ковду, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень. С 1878 г. мурманскую рыбу стали морем отправлять в Петербург, вошли в строй новые суда: пароход «Ломоносов» водоизмещением 900 тонн, «Император Николай II». В 1897 г. Всего Товариществу принадлежало 10 судов общей стоимостью более миллиона рублей. Кроме него, на Севере действовало пароходство И.И. Буркова, перевозившее грузы и пассажиров по подряду или там, где возникала сезонная потребность. Морские сообщения стали важным фактором в развитии Кольского края.
В 1895 г. началось сооружение телеграфной линии от Кемп до Ворьемы (пункт на границе с Норвегией). В октябре 1896 г. стали принимать телеграммы станции в Ковде, Коле, Екатерининской гавани, Вайда-Губе и Печенге.
Ярко развитие на Мурмане проявилось и в возникновении и росте лесопильной промышленности.
Первый лесопильный завод был основан на острове Березовом, близ села Ковды, в 1891 г. Н. Русановым. Через 6 лет в поселке при заводе проживало уже более 500 человек. Затем возле Ковды появилось еще два лесопильных завода: на островах Еловом и Засеченном — К. Нюландера и Н. Волкова (финский капитал) и на острове Овечьем — К. Стюарта (английский капитал). В 1897 г. возник лесопильный завод в урочище Дровяном, в четырех километрах от Колы. Владельцем его был крестьянин А.И. Буторин. В 1898 — 1899 гг. Я.П. Беляев построил лесопильный завод близ села Умбы.
Все эти первые ростки промышленности на Мурмане готовили базу для решительного освоения Кольского края начавшегося с I мировой войной.
В каком веке основание первой военно морской базы на кольском полуострове
От Александровска-на-Мурмане до Полярного
К середине XIX века Россия практически утратила военно-стратегический и экономический контроль над принадлежащей ей огромной территорией Русского Севера — Кольским полуостровом и островами западной части Северного Ледовитого океана. На протяжении нескольких столетий Русский Север испытывал дефицит государственного внимания к нему, обусловленный тем соображением, что эта окраина застрахована от посягательств на нее уже своей дикостью, отдаленностью. Однако как только русские в XI-XV веках начали осваивать берега Баренцева моря и Лапландию и достигли первых успехов (основали город Колу, организовали промысловые становища, наладили международный торг, заложили Трифоно-Печенгский монастырь), соседи России — Дания, Швеция, Норвегия — забеспокоились. Скандинавы ответили рядом враждебных акций, самой опустошительной из которых явился поход 1590 года, когда шведский военный отряд разорил Трифоно-Печенгскую обитель.
Но особенно обострилась военно-стратегическая обстановка в регионе на рубеже XVIII-XIX веков. К тому времени в Атлантике заметно истощились китовые и рыбные промыслы, и Норвегия — главный поставщик морепродуктов на европейский рынок — обратила свои взоры на «бесхозный» Русский Север. «Бесхозный» потому, что власти Архангельской губернии не имели возможностей и средств эффективно осваивать его, а на государственном уровне поддержки не находили. Вскоре норвежские зверобои начали вытеснять архангельских поморов и ненцев с освоенных последними задолго до того промыслов — Новой Земли, Колгуева, Вайгача — и селиться на Мурманском берегу.
В мае 1809 года на Мурмане неожиданно появился английский морской отряд. Один из кораблей занялся грабежом владений расположенной у входа в Кольский залив Беломорской промысловой компании — первого крупного зверобойно-рыболовного предприятия, созданного на паях поморами и материально поддержанного правительством: своеобразная месть англичан за вынужденный союз России с наполеоновской Францией.
В 1826 году завершился процесс размежевания заполярных владений России, Дании и Швеции, границы которых до начала 1800-х годов не были зафиксированы никакими международными соглашениями. И тут Россия оказалась вынужденной потесниться, лишившись самых богатых в Европе рыбных промыслов в Варангер-фьорде, где русские уже лет 300 вели успешный лов рыбы, — теперь промыслы отошли к Шведско-Норвежской унии.
Следующим событием XIX столетия, приведшим к дальнейшему ослаблению позиций России в регионе, стали военные действия там тех же англичан во время Крымской войны. Экипажи английских военных кораблей разграбили и сожгли немало наших селений и промысловых становищ на побережьях от границ Норвегии и Швеции до Соловецких островов. После этого единственный город на Кольском полуострове, и без того больше похожий на деревеньку, — Кола — совсем захирел, так что впоследствии архангельский вице-губернатор А. Я. Софронов вынужден был констатировать: «Кола до такой степени ничтожный город, что правительство признало его совершенно бесполезным».
С 1860-х годов, когда наступили благоприятные климатические условия, норвежские зверобойные суда начали беспрепятственно бороздить Баренцево и Карское моря (последнее ранее было закрыто для них льдами). Их присутствие делалось все более угрожающим; потеря Русского Севера обретала для нас все более реальные очертания. Правительство же ограничивалось полумерами — посылкой на время навигации одного-двух маломощных корветов для охраны побережий протяженностью несколько тысяч километров территорий и огромных акваторий от норвежских браконьеров — робкими попытками колонизации Новой Земли и Мурмана, организацией Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, которые по большому счету ничего не решали. Государство не располагало ни программой освоения Севера, ни материальными средствами; частный же капитал пока не видел тут для себя никакой перспективы. Регион оставался попросту беззащитным.
Нельзя сказать, чтобы в верхах совершенно отсутствовало понимание насущности проблемы отстаивания наших интересов на Русском Севере. В 1880-х годах правительство в очередной раз подняло этот вопрос — теперь уже в связи с проектом постройки незамерзающего военного порта с морской базой, способных обеспечить беспрепятственный выход в Мировой океан. Данному требованию не удовлетворяли ни существовавшие балтийские порты, которые замерзали на несколько месяцев и в любой момент могли быть блокированы Германией, ни черноморские — их стерегла Турция. Оставался, правда, еще Владивосток, но он уж очень далеко отстоял от центра, и строительство базы флота здесь, под носом у недружественной Японии, при отсутствии надежного сообщения, представлялось непомерно дорогим и рискованным.
Однако С. Ю. Витте не желал отступать от своей идеи и, лишь сначала видоизменив ее, внес на рассмотрение в Государственный совет. «В видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления ее зависимости от иностранных купцов, — утверждал он, — следует безотлагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов коммерческого порта, который вместе с тем служил бы и административным центром». По мнению министра, с появлением портовой инфраструктуры на Мурман потянутся желающие поселиться на новом месте, что даст толчок к дальнейшему усилению там русского присутствия. Правительство же возьмет на себя «инициативу в деле сооружения за казенный счет в Екатерининской гавани частных домов, которые на известных льготных условиях по пониженной стоимости передавались бы в собственность благонадежным лицам из числа русских подданных». Предполагалось перевести из Колы в новый порт все административные учреждения, больницу, школу и почту.
Летом 1896 года в Екатерининской гавани началась подготовка к возведению портовых сооружений, жилых и административных зданий будущего города. Для проведения осушительных работ и планировки местности наняли группу норвежских рабочих под началом инженера Ульсена.
Берега гавани изобиловала отвесными скалами. В 300-400 метрах от моря подрядчикам удалось найти и застроить несколько ровных площадок. Со временем город, при открытии нареченный в честь императора Александра III, в силу климатических и геологических условий сделался очень похожим на своих северо-норвежских собратьев — Вардё и Вадсё, Гаммерфест и Тронхейм.
В дореволюционной России этот молодой уездный город, кроме великолепного храма, славился своим училищем, больницей и двумя научными учреждениями — Мурманской научно-промысловой экспедицией и Мурманской биологической станцией.
В отличие от других губернских учреждений подобного рода, Александровское двухклассное народное училище выглядело настоящим дворцом. Оно имело четыре просторных класса, библиотеку, кабинет учебных пособий и физический кабинет, оснащенный 140 различными приборами и инструментами. В июле 1904 года училище преобразовали в трехклассное, а осенью 1912 года — в высшее начальное четырехклассное, с шестью педагогами в штате. К началу января 1917 года в нем обучалось 57 детей чиновников и колонистов мурманских промысловых становищ. По окончании училища большинство его воспитанников поступали на службу в государственные учреждения.
27 октября 1897 года было подписано постановление о строительстве в Александровске государственной больницы с родильным отделением — «примерно в 60 саженях от площади на восток вблизи от березовой рощи». Больница имела флигель для проживания медперсонала. Первоначально штат состоял из уездного врача В. Н. Шмакова, двух фельдшеров, акушерки, кухарки и сторожа. Накануне первой мировой войны в больнице работали, помимо врача, 8 фельдшеров и 3 акушерки.
В 1899-1908 годах в Александровске базировалась Мурманская научно-промысловая экспедиция, возглавлявшаяся сначала Н. М. Книповичем, затем Л. Л. Брейфтусом. Здания экспедиции располагались прямо у пристани. Имея прекрасный флот, в том числе шхуну «Андрей Первозванный», она организовывала дальние рейсы с целью изучения промысловой обстановки и прогнозирования улова рыбы и добычи морского зверя. В ее составе также работало немало корифеев отечественной океанологии.
В годы первой мировой войны Александровск-на-Мурмане, как и весь Мурман, стал театром военных действий. Через акваторию Баренцева моря в Архангельск шли караваны судов с грузами; у Александровска начиналась русская зона ответственности по охране морских коммуникаций. В 1915-1916 годах на подступах к Екатерининской гавани, на мысе Сеть-Наволок, функционировал один из десяти наблюдательных постов по слежению за надводными и подводными кораблями противника. В районах острова Седловатый и мыса Белокаменный установили противолодочные сети, а на входе в гавань — кольчужный бон.
В 1915 году для осуществления оперативной связи между союзным и русским флотами с северо-востока Шотландии до Александровска-на-Мурмане проложили подводный телеграфный кабель. Персонал открытой здесь телеграфной станции I разряда насчитывал почти 60 человек. В районе Кислой губы для охраны станции развернули береговые батареи и разместили гарнизон из 150 человек. На зиму 1915/16 года из Средиземного моря в Александровск-на-Мурмане перевели минный заградитель Сибирской флотилии «Уссури», вместе с другими кораблями составивший Особый отряд судов обороны Кольского залива. Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования созданной на Мурмане знаменитой флотилии Северного Ледовитого океана, осуществлявшей проводку торговых судов к портам разгрузки и их охрану в местах сосредоточения. В связи с появлением у мурманского берега Кольского полуострова германских подводных лодок-заградителей, которым предписывалось проникнуть в Кольский залив и поставить у Александровска-на-Мурмане минное заграждение, в районе Екатерининской гавани действовали русские тральщики.
8 апреля 1916 года правительство перевело Александровский уезд на военное положение. В зданиях городского училища и эвакуированной биологической станции, экстренно занятых структурами Морского ведомства, расположился гарнизон. Во время иностранной интервенции на Русском Севере в 1919-1920 годах александровцам, оказавшимся в полной изоляции, довелось испытать немало невзгод.
После революции новые ветры задули в Александровске-на-Мурмане не сразу. Только в 1923 году здесь прошла первая революционная акция: съезд рыбаков западного и восточного побережий Мурмана переименовал гору Энгельгардта в гору Ленина. В январе 1926 года ранг Александровска понизили до села. 12 января 1927 года Третий съезд советов Александровского района постановил переименовать район в Полярный, а село Александровск — в Полярное.
Переломным в судьбе Полярного оказался ночной визит на буксире «Буревестник» в Екатерининскую гавань Сталина, Ворошилова и Кирова, прибывших сюда 22 июля 1933 года в поисках места для создания военно-морской базы. Вскоре гавань закрыли и началось строительство, которое смело все дореволюционные здания — до нашего времени чудом сохранились лишь деревянные склады-пакгаузы на пристани. 6 ноября 1935 года над Полярным — отныне главной базой Северного флота — взвились государственный и военно-морской флаги СССР. Первым командующим флотом стал К. И Душенов — бывший матрос с «Авроры», впоследствии репрессированный. В связи с вступлением базы в строй Полярному (Александровску-на-Мурмане) вернули статус города.
В первый же день Великой Отечественной войны Полярный бомбили, и с тех пор бомбардировки продолжались до конца боевых действий на Севере. Однако командование Северного флота во главе с адмиралом А. Г. Головко оставалось здесь. Все основные военно-морские базы страны — Севастополь, Одесса, Лиепая, Таллин — в годы войны были захвачены врагом. Выстоял лишь Полярный.
Основные события истории
В XI–XIII вв. Кольский полуостров открыли для себя новгородские переселенцы. Они стали называть себя поморами, поскольку селились у моря и занимались преимущественно рыбной ловлей. Новгородцы на легких лодках-ушкуйках и пешком добирались в дикие места и основывали на побережье Белого моря, которое они называли Студеным, селения, а на Баренцевом море – сезонные «ловчие станы» и становища.
В XVI в. терские поморы основали город Кола и построили Печенгский монастырь. Впрочем, долго еще места севернее Колы считались страшными, «от Колы до ада – три версты» – говорили поморы. Одновременно богатые рыбой земли привлекли внимание финнов и норвежцев (китобоев и ловцов акул). Появление русских на полуострове не только способствовало развитию края, но и обеспечивало защиту коренного населения (саамов) от набегов западных завоевателей. Не раз (в 1589–1591 гг., 1611 г., 1623 г, 1809–1810 гг.) на землю Мурмана приходили шведские и датские войска, английские пираты. В 1854–1855 гг. во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Стрельну, Колу.
В XVI–XVIII вв. население полуострова в основном занималось рыболовством (сельдь, треска, семга), зверобойным промыслом, а также соляным промыслом, охотой на пушного зверя, оленеводством. В кон. XIX в. на Терском берегу начались первые лесоразработки (в 1898 г. построен Умбский лесопильный завод).
К концу XIX в. население полуострова насчитывало всего около 9 тыс. человек.
Мурманская железная дорога
Ситуацию резко изменила разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война. Связь России с союзниками по Балтийскому морю бьша прервана. Архангельский порт льды закрывали почти на полгода, а в незамерзающем Кольском заливе можно было расположить базу флота.
В сложившейся ситуации напрашивался естественный вывод о начале срочного строительства Мурманской железной дороги. Совет министров 31 декабря 1914 г. принял решение немедленно приступить к изысканиям, а затем к постройке железной дороги, которая должна бьша связать Мурманское побережье с Петроградом. Предлагались три варианта трассы: от ст. Рованиеми, от ст. Нурмес и от Петрозаводска. Хорошо, что выбор пал на последний вариант: в противном случае новая железная дорога оказалась бы впоследствии на территории отделившейся от России Финляндии.
Строительство началось в начале июня 1915 г., а прокладка всего пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана завершилась уже 3 (16) ноября 1916 г. Небывалые для того времени темпы строительства! В тяжелейших условиях (обилие болот, сильные морозы, безлюдная местность, массы огромных валунов на пути, трудности с завозом строительных материалов, продовольствия и подвижного состава) почти 1000 км стальной магистрали были сооружены менее чем за полтора года. Работы не прекращались круглые сутки, в темноте (в том числе в полярную ночь) они велись при свете факелов.
Хронология
XII–XIII вв. – Терский берег на Кольском полуострове («волость Тре») указывается в числе новгородских земель; жители Терского берега платят дань новгородцам.
1419 г. – первое упоминание Варзуги в русских летописях.
XVI в. – начало русской колонизации Кольского полуострова.
1526 г. – постройка в Кандалакше православного храма, первого на Кольском полуострове (запись «Софийского временника»).
1530–1540 гг. – построен монастырь в Печенге.
1532 г. – около р. Колы выстроена церковь; существовал поселок в несколько десятков дворов.
2-я пол. XVI в. – возникновение и расцвет международной торговли на Мурмане на полуострове Рыбачий (Кегор), в Печенге и Коле.
1582–1583 гг. – введено воеводское правление в Коле, построен острог.
1585 г. – указ Ивана Грозного о переводе иноземных торгов в Архангельск. В Коле разрешалось торговать только «трескою и палтусом и салом трескиным и китовым».
1854–1855 гг. – Крымская война. Героическая оборона Колы (1854) и Кандалакши (1855), селения почти полностью сожжены англичанами.
8 февраля 1883 г. – образован Кольский уезд с центром в городе Кола (в составе Архангельской губернии).
1899 г. – возникает новое городское поселение и порт Александровск (ныне город Полярный).
1914 г. – принято решение о строительстве железной дороги Петрозаводск – Мурман.
14 октября 1916 г. – официальная дата закладки города Романов-на-Мурмане (вскоре переименован в Мурманск).
9 марта 1918 г. – в Мурманске высадились английские и французские войска. Начало интервенции.
13 марта 1920 г. – освобождение Мурманска частями Красной армии.
14 октября 1920 г. – Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний.
1920 г. – начало изыскательских работ под руководством академика А.Е. Ферсмана.
1926 г. – в Мурманске основан краеведческий музей.
1930 г. – организован Лапландский заповедник.
1931 г. – основан Полярно-альпийский ботанический сад.
1932 г. – первый сквозной рейс по Северному морскому пути в одну навигацию на ледоколе «Сибиряков». Образовано Главное управление Северного морского пути.
1932 г. – организован Кандалакшский заповедник.
1934 г. – первый Праздник Севера.
1938 г. – в Мончегорске вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель».
28 мая 1938 г. – Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область.
Март 1940 г. – Окончание советско-финской войны. По мирному договору Финляндия возвратила СССР западную часть полуостровов Рыбачий и Средний.
Июнь 1941 г. – вторжение немецких и финских войск. Остановлены осенью 1941 г. на рубежах рек Западная Лица (80 км от Мурманска) и Верман (70 км от Кандалакши).
11 января 1942 г. – первый караван судов союзников прибыл в Мурманск.
Сентябрь-октябрь 1944 г. – освобождение Мурманской области от немецко-финских войск. Начало наступлений и выход к госгранице на Кандалакшском направлении – 10–27 сентября; на Мурманском направлении – 7-22 октября (Петсамо-Киркенесская операция).
1959 г. – вступил в строй первый в мире атомный ледокол «Ленин».
1970 г. – начато бурение Кольской сверхглубокой скважины.
1973 г. – введена в строй Кольская АЭС.
1985 г. – Мурманск – город-герой.
1986–1989 гг. – построен комплекс Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске.
1992 г. – организован заповедник «Пасвик».
1997 г. – найдены наскальные рисунки Канозера.
1998 г. – освящен храм Вознесения в г. Мончегорске.
2002 г. – в Мурманске построены маяк и храм Спас на Водах.
В 1915 г. на строительство было завербовано до 30 тыс. человек из губерний Центральной России, 5 тыс. человек из Финляндии. Позже стали использовать труд военнопленных: уже в конце 1915 г. на трассе новой железной дороги работали 8 тыс. немцев и австрийцев, а в начале 1916 г. прислали еще 25 тыс. пленных (преимущественно венгров и немцев). Но и этого оказалось недостаточно, и в середине 1916 г. на строительство прибыли свыше 10 тыс. завербованных китайцев. В общей сложности в сооружении дороги участвовали более 70 тыс. человек.
21 сентября (4 октября) 1916 г., за полтора месяца до завершения строительства железной дороги, на берегу незамерзающей бухты был заложен новый российский порт – Романов-на-Мурмане (в апреле 1917 г. переименован в Мурманск).
Советский период
Наступил новый период истории Кольского полуострова – превращение его из глухой окраины в развитый индустриально-промышленный район.
Экспедиция во главе с академиком А.Е. Ферсманом в 1920 г. начала систематическое изучение природных богатств полуострова. В недрах Хибинских гор участникам экспедиции удалось разведать большие запасы апатита, а также обнаружить немало неизвестных минералов.
На базе хибинских месторождений начала бурно развиваться промышленность по производству удобрений. Город Хибиногорск, впоследствии переименованный в Кировск, стал центром формирующейся отрасли. Запасы никелевых руд, открытые в Мончетундре, послужили основой для создания цветной металлургии. В Мончегорске в 1938 г. вступил в строй медно-никелевый комбинат «Североникель».
28 мая 1938 г. Мурманский округ Ленинградской области преобразован в Мурманскую область.
Вторая мировая война
Мурманский порт действовал без перебоев, обслуживая конвои союзников.
Лето 1942 г. – время наивысшего накала боев. Налеты немецкой авиации были ежедневно, часто по нескольку раз в день. Самые ожесточенные бои, как правило, шли в районе Мурманска. «Лучше три раза слетать на Лондон, чем раз на Мурманск», – говорили немецкие пилоты. Мурманск принадлежал к четырем сильнейшим пунктам ПВО Второй мировой войны – двум «Л» (Лондон, Ленинград) и двум «М» (Мурманск, Мальта). Именно над Мурманском немецкая авиация понесла наиболее значительные потери – до 30 % всех сбитых в Заполярье самолетов. Город очень пострадал от воздушных налетов, было разрушено более 70 % зданий.
За три года позиционной войны противник создал на Мурманском направлении мощный оборонительный район глубиной более 100 км, насыщенный долговременными сооружениями.
7 октября 1944 г. началась Петсамо-Киркенесская операция. Карельский фронт перешел в наступление в районе р. Западная Лица, с полуостровов Средний и Рыбачий его поддержали части Северного флота; был высажен десант в Лиинахамари. 15 октября освобожден Петсамо (Печенга), 22 октября освобожден пос. Никель, части 14-й армии вышли к норвежской границе.
Потеряв Кольский полуостров и Восточный Финнмарк, германское командование лишилось баз, близких к маршрутам северных конвоев.
После войны
Начало 1960-х гг. – время бурного энергетического строительства в Мурманской области. Сооружались целые каскады и отдельные гидростанции. В 1973 г. дала первый ток Кольская АЭС.
Сегодня Мурманская область удивляет своими контрастами. Индустриальные горнопромышленные центры, вроде Мончегорска или Заполярного, соседствуют здесь с огромными участками фантастически красивой, не тронутой человеком природы.
Лапландия
Пограничный край
Граница с Норвегией, стабильная в XX в., ранее была предметом многовековых споров. Лишь в 1905 г. Россия, одной из первых в мировом сообществе признав суверенитет Норвегии, не высказала никаких претензий к новому соседу (до этого Норвегия была в составе Швеции, а ранее Дании). Но современный участок российско-норвежской границы, определенный еще Конвенцией 1826 г., в 1920-1940-х гг был участком норвежско-финской границы (об этом чуть позже).
У границы с Финляндией (в пределах Мурманской области – около 350 км) совершенно другая история. Во-первых, на всем протяжении она представляет собой условную линию, почти не связанную с какими-либо природными рубежами. Во-вторых, ее местоположение неоднократно менялось в XX в. Наиболее «старый» ее участок (на западе Мурманской области) приблизительно совпадает с линией российско-шведской границы, существовавшей еще до присоединения Финляндии к России 20 марта 1808 г. Хотя, конечно, о тогдашней линии границы можно говорить лишь условно, так как этот район в то время был еще очень плохо изучен с географической точки зрения. Местоположение северного участка российско-финской границы было впервые точно нанесено на карты лишь в 1833–1849 гг
Восточная граница Великого княжества Финляндского (в составе России) вновь стала государственной после провозглашения независимости Финляндии 6 декабря 1917 г По Тартускому мирному договору (14 октября 1920 г.) Финляндии была передана область Петсамо (Печенга) и западные части полуостровов Рыбачий и Средний, то есть почти вся территория нынешнего Печенгского района и крайняя западная часть Кольского района. Следы той государственной границы, установленной в 1920 г., видны и сегодня – это просека, ведущая на северо-восток от пограничной горы Корватунтури, а также восточный прямолинейный участок границы Печенгского района от озера Аккимоно до озера Лайя.
В 1920 г. Финляндия получила выход к берегам Северного Ледовитого океана. Образовалась так называемая «правая рука Финляндии» (по аналогии с другой «рукой Финляндии», как финны называют узкую полосу территории своей страны, зажатую между Норвегией и Швецией). По условиям Тартуского мирного договора Финляндия обещала не содержать на северном побережье подводных лодок, военных самолетов и судов и не строить военных портов и баз. Особо оговаривалось право свободного транзита граждан РСФСР в Норвегию и обратно через Печенгу.
Северные конвои
До октября 1941 г. все конвои шли в Архангельск. В конце ноября в связи с резким понижением температуры навигация в Архангельске прекратилась. Конвои были перенацелены на Кольский залив, хотя Мурманский порт в то время мог принять одновременно не более шести транспортов. Чрезвычайно высок был и риск ударов немецкой авиации.
С конца 1942 г. заработал так называемый «персидский коридор», началась перегонка самолетов по трассам Африки и Сибири, был отлажен тихоокеанский маршрут. В общем объеме поставок доля грузов, перевезенных северными конвоями, с середины 1942 г. до конца 1943 г. стала меньше, но вплоть до конца войны конвои союзников приходили в Мурманск и Архангельск.
Язык обитателей Мурмана
Саамские и финские термины: Варрь, варь (саам.) – лес, покрытая лесом гора (фин. ваара – сопка) Вуд, выд (саам.) – возвышенность, поднимающаяся выше границы леса.
Йок (саам.) – река (фин: йоки) Луостари (фин.) – монастырь Пай (саам.) – верхний Порр (саам.) – горный хребет с острым гребнем Саари (фин.) – остров Салми (фин.) – пролив Тунтури (фин.) – гора Уайв, оайв (саам.) – вершина горы Чорр (саам.) – горный хребет Явр, яур (саам.) – озеро (фин. ярви).
Севернорусские и поморские термины:
Баклыш, бакланец – возвышающийся из воды большой камень или небольшой островок Зашеек – часть озера у истока или устья реки.
Кейва – каменистая горная гряда, хребет.
Корга – каменистая отмель Кошка – песчаная отмель Луда, лудки – каменистая, незасыхающая мель, невысокий каменистый островок Наволок – мыс.
Нос – далеко вдающийся в море мыс.
Падун – водопад на реке Салма – пролив Тайбола – перешеек, волок Тундра – возвышенность, выходящая за пределы лесной растительности, горный массив (тундрами называют и безлесные пространства равнин, и «голые» горы).
По мирному договору между СССР и Финляндией (12 марта 1940 г.), завершившему советско-финскую войну 1939–1940 гг., в состав СССР была включена западная часть полуостровов Рыбачий и Средний. На юго-западе области к СССР отошла довольно значительная территория с населенными пунктами Куолаярви и Алакуртти, граница переместилась к западу примерно на 70 км