в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране

История Московского метрополитена

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. . в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка . Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века.

В 1924 году в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. В 1925-1930 годах сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года «О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года». Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 километра.

20 марта 1937 года был введен в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская».

13 марта 1938 года вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская», было организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.

С момента своего образования метрополитен стал одной из главных строительных площадок Москвы. Строительные работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. 18 января 1944 года было завершено сооружение третьей очереди столичной «подземки» — Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская»).

Послевоенное время стало периодом активных работ по строительству и запуску станций Кольцевой линии. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции «Курская» до станции «Парк культуры». 30 января 1952 года открыт участок от станции «Курская» до станции «Белорусская». 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», который позволил замкнуть эту линию.

В ноябре 1958 года началось внедрение первых автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена. В 1961 году ими были оборудованы все станции.

В 1950-1960-х годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлилась до «Преображенской площади» в одну сторону до «Юго-Западной» — в другую. Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Горьковская (Замоскворецкая) линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе.

В конце 1960-х годов станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щелковского шоссе. В 1961-1965 годах добавилось пять станций на Филевской линии. В 1962 году появились новые станции на Калужской линии в сторону Черемушек.

31 декабря 1966 года была открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская». В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972-1975 годах, когда были введены в эксплуатацию участки от станции «Баррикадная» до станции «Пролетарская».

В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982 году, когда открылась станция «Третьяковская».

В 1980-х — начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.

В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.

С открытием в декабре 2002 года станции «Бульвар Дмитрия Донского» метрополитен впервые «шагнул» за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.

Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последний год были открыты не только новые станции — «Битцевский парк», «Лесопарковая», «Спартак», «Тропарево», но и участок Калининской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».

Московский метрополитен сегодня — это 196 станции на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 километров.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. . в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка . Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

В соответствии с утвержденной программой развития метрополитена до 2020 года, планируется построить 150 километров путей и 70 новых станций. Общая протяженность путей составит 451 километр, количество станций — 252. Снизится плотность пассажиропотока, с 22% до 13% сократится количество горожан, не имеющих доступа к метрополитену.

Начальник Московского метрополитена с 22 июля 2014 года — Дмитрий Пегов.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. . в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка . Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции

Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkc2 Ir6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=dTVymVDLdZYyv lzED oqA. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkc2 Ir6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=dTVymVDLdZYyv lzED oqA. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkc2 Ir6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=dTVymVDLdZYyv lzED oqA. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Первый поезд московского метро совершает пробный рейс. Фото: РИА Новости

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• «Сокольники»
• «Красносельская»
• «Комсомольская»
• «Красные Ворота»
• «Кировская» («Чистые пруды»)
• «Дзержинская» («Лубянка»)
• «Охотный Ряд»
• «Библиотека имени Ленина»
• «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
• «Парк культуры»
• «Улица Коминтерна» («Александровский сад»)
• «Арбатская»
• «Смоленская»

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkc2 IL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ci4i qDeTZn7QqdbSAuBpw. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkc2 IL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ci4i qDeTZn7QqdbSAuBpw. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkc2 IL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ci4i qDeTZn7QqdbSAuBpw. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости

Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkc2 J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=mY56ZUjrmY5Fu o3jE0OMQ. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkc2 J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=mY56ZUjrmY5Fu o3jE0OMQ. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkc2 J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=mY56ZUjrmY5Fu o3jE0OMQ. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkc2 Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ewPSVrDhBYmhRUUjoFc6tg. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkc2 Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ewPSVrDhBYmhRUUjoFc6tg. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkc2 Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ewPSVrDhBYmhRUUjoFc6tg. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

Три очереди строительства

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkc2 L76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=heM7 oi ebFiTpKW7JyqDQ. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkc2 L76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=heM7 oi ebFiTpKW7JyqDQ. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkc2 L76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=heM7 oi ebFiTpKW7JyqDQ. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС

В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkcy3J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ZPwdr4AMQlcf12dNaW6wLQ. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkcy3J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ZPwdr4AMQlcf12dNaW6wLQ. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkcy3J76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=ZPwdr4AMQlcf12dNaW6wLQ. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости

Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkcy3Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=hnG1nHgG3lD7KchZRXSEqg. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkcy3Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=hnG1nHgG3lD7KchZRXSEqg. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkcy3Jr6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=hnG1nHgG3lD7KchZRXSEqg. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС

Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkcy3Jb6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=Y dNyHAZeljWKjllMVrZIg. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkcy3Jb6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=Y dNyHAZeljWKjllMVrZIg. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkcy3Jb6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=Y dNyHAZeljWKjllMVrZIg. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин

Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «Автозаводская» (тогда «Завод имени Сталина»), участок от «Курской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «Электрозаводская». Также был построен переход между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный Ряд».

Метро сегодня

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkcy3JL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=gWrl. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkcy3JL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=gWrl. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkcy3JL6BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=gWrl. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. nBkSUhL2hFMjkcy3I76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=asq9YGAmMkiMLdsd2QZiMw. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-nBkSUhL2hFMjkcy3I76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=asq9YGAmMkiMLdsd2QZiMw. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка nBkSUhL2hFMjkcy3I76BrNOp2Z398Jii1ifFh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=asq9YGAmMkiMLdsd2QZiMw. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. . в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка . Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).

Источник

Как создавали метро: взгляд инженера

История строительства первой линии Московского метрополитена

Московский метрополитен, первая линия которо­го открылась 15 мая 1935 года, был далеко не пер­вым в мире. В середине XIX века в крупнейших мировых столицах городской транспорт полнос­тью исчерпал свои возможности, и в 1863 году в Лондоне была построена 6-километровая внеулич­ная городская железная дорога на паровой тяге, проходившая частично в неглубоких тонне­лях, частично по поверхности земли. Она соеди­нила два вокзала: Паддингтон и Фарринг­дон. Линию строила компания Metropolitan Railway, давшая впослед­ствии название новой транспорт­ной системе во многих странах. Эстафету строи­тельства метро подхватила Америка, и в 1868 году в Нью-Йорке открылся второй в мире метропо­литен в виде городской эстакадной железной дороги.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content london under. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content london under. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content london under. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Пассажиры третьего класса на первой линии метро в Лондоне. Гравюра Гюстава Доре. 1872 год Victorian Web

С появлением в 1890 году поездов на электричес­кой тяге строительство мет­рополитенов разверну­лось по всей Европе, и в конце XIX — начале XX века метро открылось в Будапеште, Париже, Берлине.

Проекты строительства метро в российских столицах, вызванные к жизни как зарубеж­ным примером, так и резким ростом численности населения, суще­ствовали еще до революции, но по ряду причин не были реализованы. Главной причиной было то, что трамвайные сети Москвы и Петербурга были хорошо развиты, оснащены и вполне справлялись с пассажироперевозками.

Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война привели к разорению про­мыш­ленности и транспорта и резкому оттоку городского населения в деревню. Так, например, с 1915 по 1920 год население Москвы уменьши­лось вдвое, с 2 до 1,1 мил­лиона человек, а среднее годовое количество поездок на транспорте в расчете на одного жителя города снизилось почти в 10 раз, с 197 до 21 поездки.

Постепенное налаживание работы предприятий вызвало обратный процесс перетока населения из села в город, и уже в 1925 году численность населения Москвы и среднегодовое количество поездок сравнялись с дореволюционными, и эти показатели только увеличивались. Ни трам­вайная сеть, ни извоз­чики, ни новые виды транспорта (автомобили и автобусы) уже не могли спра­виться с перевозками, и в городе назревал транспортный кризис. В этих усло­виях Моссовет на базе трам­вай­ного треста МГЖД образовал небольшой под­отдел по проектированию метрополи­тена. В него вошли два человека, имевшие еще дореволюцион­ный опыт строительства метро в Париже: извест­ный инженер-мостовик Виктор Николаи и про­фес­сор кафедры подземных и под­вод­ных соору­жений МВТУ им. Баумана Семен Розанов, оба выпускники санкт-петербургского Института инженеров путей сообщения императора Алексан­дра I. Подотдел в условиях очень ограниченных возмож­ностей изучил пас­са­жиропотоки, разрабо­тал перспективную схему линий метрополитена, выпол­нил геологоразведку по трассе первой линии (от Сокольников до центра) и к 1930 году разработал технический проект линий мелкого заложения на ос­нове париж­ского опыта упомя­нутых сотрудников.

Не дожидаясь окончания работы подотдела МГЖД, Моссовет заказал проект еще и герман­ской фирме Siemens-Bauunion, которая выполнила работу бес­платно в расчете на дальнейшее сотруд­ничество.

Таким образом, к 1930 году имелось два сходных по трассировке проекта. Однако денег на строи­тель­ство метро у города не нашлось. В 1930 году подот­дел МГЖД был ликвидирован, а его сотрудников обвинили во вредительстве и репрессировали. Здесь надо отметить, что до этого времени партийные власти города транспортной проблеме внимания не уделяли.

Но в канун Рождества 1931 года в Москве случился транспортный коллапс, который заставил обра­тить внимание на плачевное состояние транспор­та и городского хозяйства уже не только Николая Булганина из Моссо­вета, но и Лазаря Кагановича, который тогда совмещал посты первого секре­таря МК и МГК ВКП (б), и даже самого Сталина. Вождь поручил Кагановичу проработать вопрос строительства метрополитена в Москве. Надо сказать, что сам Кагано­вич видел решение транспортной проблемы в электрификации пригородных железных дорог и развитии их внутри города, но ослушаться Сталина, есте­ственно, не мог.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content metro kaganovich. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content metro kaganovich. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content metro kaganovich. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Лазарь Каганович на строительстве московского метро. 1933 год back-in-ussr.com

В июне 1931 года состоялся известный пленум ЦК ВКП (б), на котором Кага­нович выступил с трехчасовым докладом о город­ском хозяйстве; на пленуме было принято решение о строитель­стве метро в Москве вмес­те с проведением пригородных железнодорожных линий через центр.

В августе того же года на основании резолюции пленума был образован Метро­строй. Руководи­телем назначили главного инженера Днепростроя Павла Ротерта. Перед Ротертом, блестящим инженером и органи­затором, еще не дав­шим своего согласия на новое назначение, встал вопрос: с чего начинать? И он через Булганина поставил условие: освободить из заключения инже­неров МГЖД и направить в Метрострой. И добился этого: тем, кто остался в живых, наказание за несовершенные преступления было заменено условным (но реа­би­лити­рованы они были лишь посмертно).

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content rottert. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content rottert. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content rottert. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Начальник Метростроя инженер Павел Ротерт © ОАО «Метрострой», Санкт-Петербург / CC BY 4.0

Вряд ли немногочисленная группа инженеров проектного отдела Метростроя представляла в то время, насколько трудная задача стоит перед ними. Они начали с того, что тщательно изучили имевшиеся проекты МГЖД и Siemens-Bauunion. На первых порах надо было определиться, каким способом строить метро. К тридцатым годам XX века в метростроении сложились три основные школы: лондонская, парижская и берлин­ская, которые практически не взаимо­дей­ство­вали между собой. Обусловлено это было разными грунтовыми усло­виями в трех столицах, а также национальными традициями строительства.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content london tunnel. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content london tunnel. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content london tunnel. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Строительство тоннеля Ротерхит под Темзой в лондонском метро. 1907 год Historic England

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content paris metro. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content paris metro. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content paris metro. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Строительство метро на площади Оперы. Париж, 1903 год МетроФото.рф

В Берлине с его широкими прямыми улицами условия города и геология (обводненные крупно­зернистые пески) позволяли строить тоннели и станции наиболее простым и дешевым котло­ванным (открытым) способом с искус­ственным водопонижением. В некоторых местах использо­вался полу­закрытый способ. Крепление стенок котлованов выполнялось металлическим шпунтом, разработка грунта велась экскава­торами, а конструкции тоннелей и станций выполнялись из железобетона.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content berlin metro. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content berlin metro. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content berlin metro. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Солдаты на Фридрихштрассе на строительстве метро. Берлин, 1919 год © Paul Thompson / Getty Images

Итак, техническому отделу Метростроя предстояло выбрать способ работ. Множество факторов влияли на этот выбор:
— узкие кривые улицы в центре города;
— отсутствие генплана, работа над которым только велась;
— чрезвычайно сложная московская геология с плывунными грунтами, абсолютно не похожая на геологию Парижа и Берлина;
— практически полное отсутствие производ­ственной базы для строительства;
— тотальный дефицит материалов;
— отсутствие квалифицированных кадров;
— отсутствие жилья для привлекаемых работников в перенаселенной Москве.

Скоро добавился еще один — чрезвычайно важный — фактор: ни одно решение не могло быть принято без согласования с «хозяева­ми» Москвы — Кагановичем и Хрущевым. А еще Народный комиссариат путей сообщения первоначально требовал, чтобы тоннели и станции строились в расчете на железнодо­рожный габарит, чтобы через них можно было пропускать пригородные поезда (позднее это требование было снято).

Понимая все это, опытнейший организатор и инженер Ротерт решил начать с малого. Склоняясь сам к берлинскому (открытому, котлованному) способу работ и понимая, что осуществить его в центре города вряд ли удастся, он решил построить опытный двухпутный односводчатый тоннель мелкого заложения горным (закрытым) способом по проекту МГЖД еще до разработки всего проекта. Кстати, именно этот способ предлагал для всей трассы Семен Розанов.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content opyt tunnel. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content opyt tunnel. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content opyt tunnel. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Работа в опытном тоннеле. годы ru-railway.livejournal.com

Строительство опытного тоннеля началось в ноябре 1931 года на Русаковской улице. С одной стороны, место было далеким от центра, распола­галось рядом с широким шоссе и не могло заметно помешать жизни города. С другой — оно позволяло набраться опыта: значительный уклон (3,5 метра на каждые 100 метров трассы) и железно­дорожная насыпь, под которой должен был пройти тоннель, представляли определенные трудности.

Строительство шло трудно и вскоре остановилось из-за аварии, связанной с просадкой грунта и разрывом водопро­водной трубы. Аварию ликвидировали, но вскоре стройка остановилась уже по другой причине.

В марте 1932 года молодой инженер Вениамин Маковский, сторонник щито­вого способа строительства тоннелей глубокого заложения, не учитывая очень ограниченные возможности стройки и не найдя поддержки у руковод­ства Метростроя, обратился напрямую в парторга­низацию Москвы со своим пред­ложением. Оно встретило одобрение Хрущева, Кагановича и лично Сталина. Убедить Сталина в невозмож­ности быстро построить метро этим способом Ротерту не удалось, пришлось подчиниться и перепроектировать всю линию на глубокое заложение (для чего понадобилась повторная геологическая раз­ведка на большие глубины).

А далее по всей трассе началось строительство шахт. Но оказалось, что механи­чески перенести шахтерскую технологию на строительство в огромном городе невозможно. Вызываемые строительством просадки грунта, допустимые в шах­терской степи, были совершенно недопус­тимы в городе. Все шахты безнадежно отставали от плана, а некоторые и вовсе остановились. Стало ясно, что так мет­ро построить не удастся.

Для поиска решения были приглашены три иностранные экспертные комиссии и созвана отечественная — под председательством академика, геолога Ивана Губкина. Выводы иностранных комиссий оказались предска­зуемы: каждая высказалась за свой, принятый на родине способ. И лишь губкинская комиссия подошла гибко: рекомендовать для центрального участка глубокое заложение, а по ос­таль­ным решение принимать исходя из местных условий.

Все это привело к очередной переработке проекта и к тому, что массовое разверты­вание работ началось лишь летом 1933 года.

В качестве первоочередной линии была выбрана проходящая через центр города трасса от Соколь­ников до Крымской площади с ответвлением до Смо­ленского рынка. Состояла она из трех радиусов, получивших после открытия названия: Кировский, Фрунзенский и Арбатский.

Давайте теперь посмотрим, как строились отдельные участки первой линии.

Участок от «Сокольников» до «Комсо­мольской» включительно с промежу­точной станцией «Красносельская» и двухпутными тоннелями прямоугольного сечения строился открытым способом (в котлова­нах) — за исключением опытного участка вблизи Митьковского путепровода, с которого началась стройка. Опытный двухпутный тоннель длиной 224 метра был построен закрытым (горным) способом.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. ohotny ryad. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-ohotny ryad. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка ohotny ryad. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Работа в тоннеле станции «Охотный Ряд». 1934 год Разработка ядра (выемка породы) центрального зала. PastVu.com

Участок от «Комсомольской» до «Библио­теки им. Ленина» строился преиму­щественно на большой глубине закрытым (горным способом) с исполь­зованием сжатого воздуха. При этом 81-метровый участок под сквером вдоль Каланчев­ской улицы построен путем опускания последо­вательно трех огром­ных 5000-тонных тоннель-кессонных секций, а 444-метровый участок с одно­путными тоннелями под Неглинкой пройден под сжатым воздухом двумя щитами — английским и отечественным. Эскалаторные наклоны трех станций глубокого заложения пройдены при искусственном замораживании грунта. Вблизи некоторых зданий применялась силикатизация грунта.

Перегон от «Библиотеки им. Ленина» до «Кропоткинской» (в то время «Дворец Советов») строился преимущественно траншейным способом, а сама станция «Кропоткинская» и следующий участок, включая станцию «Парк культуры», — в котлованах.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content kropotkinskaya. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content kropotkinskaya. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content kropotkinskaya. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Строительные работы на станции «Дворец Советов». 1935 год Работы ведутся под землей на переходе от наземного вестибюля к посадочной платформе. PastVu.com

Арбатский радиус со станциями «Александ­ровский сад», «Арбатская» и «Смоленская» строился преимущественно траншейным способом.

Рассмотрим более подробно каждый способ строительства применительно к первой линии.

Открытый (котлованный) способ в подземном строительстве считается самым простым. Как можно понять из названия, на месте будущей станции или отрезка тоннеля сооружается котлован, в нем возводятся бетонные конструк­ции (лоток, стены и перекрытие), выполняется наружная оклеечная гидроизоляция из несколь­ких слоев пергамина и рубероида, после чего выпол­няется обратная засыпка. Очевидно, что данный метод можно использовать только в местах со свободной застройкой и под улицами, которые возможно надолго освободить от движения наземного транспорта.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content krasnoprudnaya. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content krasnoprudnaya. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content krasnoprudnaya. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Работы открытым способом на Краснопрудной улице. Проходка шахты № 26. 1933 год humus.livejournal.com

В некоторых местах ограждение котлована находилось в полутора метрах от стен зданий, и выпуск плывуна в котлован приводил к просад­кам грунта, трещинам в зданиях, и возникала опасность их обрушения.

Дефицит металлопроката вынуждал строителей в качестве поперечных креплений котлованов использовать бревна, к которым подвешивались обнажаемые при раскрытии котлована коммуни­кации: водопровод, канали­зация, газопровод, кабели. Все это не давало возможность исполь­зовать экскаваторы — котлованы приходилось отрывать вручную или с применением примитивных лебедочных скреперов (ковшей на тросах).

Катастрофически не хватало транспорта для вывоза вынутого грунта — он скап­ливался на бровках котлованов, грозя обрушением. Позднее, согласно решению городских властей, весь грузовой транспорт Москвы был обязан определенное количество времени работать на вывозе грунта (отработанный грунт также вывозился по ночам трамваями).

Котлованным способом было построено 4220 метров (24 %) всех тоннелей и 7 из 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Кропоткинская» (бывший «Дворец Советов»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».

Разновидностью котлованного способа является значительно более сложный траншейный способ, позволяющий вести строительство тоннелей и станций при более плотной застройке, а иногда и непосред­ственно под зданиями. Он также относится к открытым работам. При траншейном способе в местах будущих стен пунктиром, небольшими участками (от 18 до 1,5 метра), роются траншеи, в них бетонируются стены. Затем вскрывается грунт между стенами будущего тоннеля до глубины, на которой должно находиться перекрытие, и бетони­руется перекрытие. После набора прочности бетона в перекрытии тоннеля выполняется обратная засыпка грунтом — восстанавли­вается дневная поверхность. После этого разрабатывается ядро тоннеля, и в послед­нюю очередь бетонируется лоток.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. transh sposob. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-transh sposob. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка transh sposob. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Схема этапов строительства тоннеля метро траншейным способом © Изображение предоставлено Владимиром Горайчуком

Траншейный способ позволяет значительно быстрее восстановить улицу над тоннелем, а также провести тоннель под зданиями, делая заходки под фунда­ментами наиболее короткими и временно опирая в необходи­мых случаях участки фундаментов домов на домкраты.

Траншейным способом был пройден 3251 метр (19 %) тоннелей: перегон от «Биб­лиотеки им. Ленина» до «Кропоткинской» и Арбатский радиус, а также станции «Александровский сад» (бывшая «Имени Коминтерна», «Калинин­ская») и «Арбатская» (частично).

Но бо́льшую часть тоннелей — 9013 метров (52 %) и 5 станций («Красные Ворота», «Чистые пруды» (бывшая «Кировская»), «Лубянка», «Охотный Ряд» и «Библиотека им. Ленина») под плотной город­ской застройкой пришлось строить закрытым (горным) способом преимущественно при глубоком заложении.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content shahta. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content shahta. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content shahta. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Работа в шахте. Монтаж кольца шахты при строительстве первой очереди Московского метрополитена. Первая половина годов Объединенный архив ООО «Московский метрострой»

Суть этого трудоемкого и опасного метода в самых общих чертах заключается в следующем. Сначала на свободных площадках максимально близко к на­меченным станциям или участкам тоннеля сооружаются шахты (стволы), представ­ляющие собой вертикальные колодцы большого диаметра (обычно равного диаметру тоннеля) и глубиной, несколько большей, чем глубина станции (тоннеля). Сверху размещаются надшах­тные сооружения (копры), а внутри шахты устраивают клетьевой подъем для доставки вниз или на по­верхность людей и материалов, а также для выдачи выработанной породы. Чтобы ускорить строительство, все шахты по трассе закладываются одно­вре­менно.

От подошвы шахты начинают проходку подход­ной штольни (коридора) к месту расположения станции (тоннеля). Часто в дальнейшем шахта и штольня исполь­зуются для вентиляции, ввода кабелей, а также в качестве эвакуационных выходов.

в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. content belg sposob. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране фото. в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране-content belg sposob. картинка в каком веке начали пользоваться метро в нашей стране. картинка content belg sposob. Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.Фазы разработки тоннеля «бельгийским» способом, или способом опёртого сводаа) верхняя и нижняя штольни; б) расширение калотты; в) установка кружал и кладка свода; г) разработка штроссы; д) кладка стены; е) устройство лотка.
© Изображение предоставлено Владимиром Горайчуком

Затем из всех шахт начинается строитель­ство тоннелей навстречу друг другу. Разработку станционного или перегонного тоннеля очень редко можно прово­дить на полное сечение: неустойчивые и обводненные московские грунты не допускают этого. Приходится вести работу двух- или многоштольневым методом. В качестве примера рассмотрим этапы строительства двухпутного тоннеля мелкого заложения на опытном участке. Такой тоннель имеет близкое к эллипсу сечение и обделку из бутового камня на цементном растворе, а спо­соб называет­ся «бельгийским», или способом опёртого свода. Сначала по трас­се будущего тоннеля, в нижней его части, проходят штольню обычно трапе­циевидного сечения с крепле­нием из бревен и досок. Но через одну штольню и разрабатывать тоннель, и крепить, и откатывать породу невоз­можно, поэто­му с некоторым отставанием от первой штольни в верхней части тоннеля разраба­тывают вторую. По длине строящегося тоннеля нижняя и верх­няя штольни через определенные промежутки соединяются колодцами — фурне­лями. Через фурнель разрабатываемая в верхней штольне порода ссыпа­ется в вагонетку. Таким образом, нижняя штольня является транспортной — по ней в вагонетках по временному рельсовому пути происходит откатка породы к шахте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *