в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией
КОНФУЦИАНСТВО
Возникло в Китае на рубеже VI-V веков до н. э.
Хранителями древней мудрости в эпоху Чжоу (XII/XI-III века до н. э.) были отставленные от кормила власти учёные-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной/знаковой» (вэнь) деятельности, т. е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, в основном астрономо-астрологических (понятие «вэнь» охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они жили главным образом в районе царства Лу, родины Конфуция (ныне пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Инь (Шан), покорённого в XII-XI веках до н. э. племенным союзом Чжоу, который находился на более низком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу», изначально имевшего значение «слабый». Конфуций счёл эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в котором при наличии сакрально вознесённого, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит учёным-жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников. С самого своего зарождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило внимание на человеке, проблемах его врождённой природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное «судьбоносное» Небо и в духов предков, выступающих в качестве посредников между Небом и людьми, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба сакральную и космологич. проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества.
С конца XIX века развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западной идей (Кан Ювэй, Лян Цичао) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства.
В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 года и духовно доминировало до 1949 года, подобное положение сохраняется на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х годах (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне конфуцианство успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.
Конфуцианство – национальная идеология Китая
Уже 2,5 тысячелетия конфуцианство является национальной идеологией Китая. Были эпохи, когда оно поддерживалось государством, в иные времена доминирующую роль играли другие учения. Но конфуцианство всегда оставалось основой китайской образованности и учености. Вся дальневосточная культура (китайская, вьетнамская, корейская, японская) в своей основе конфуцианская.
Статуя Конфуция в Императорской Академии, Пекин
Кто такие жу?
Если европейский термин «конфуцианство» отсылает нас к Конфуцию как основателю учения, то китайское название жу цзя 儒家, или жу цзяо 儒教 лишено какого-либо упоминания его имени. В переводе с китайского жу 儒 означает «слабый». Жу были первыми носителями учености в Китае — придворные летописцы, занимавшиеся изучением и комментированием древних трактатов.
Принадлежащие школе жу пришли из Ведомства образования… Эта школа наслаждалась изучением Шести канонов [1] и уделяла внимание гуманности и справедливости. Предками своей школы они считали Яо и Шуня [2], а примерами для подражания – Вэнь-вана и У-вана [3]. Чтобы придать авторитет своему учению, они почитали Чжун-ни (Конфуция) и превозносили его как их учителя. Их учение являет собой высшую истину. «То, чем восхищаются, необходимо подвергнуть испытанию». Слава Яо и Шуня, процветание династий Инь и Чжоу и достижения Чжун-ни – вот что подтверждает проверка их учения. — Лю Синь [4]
[1] Шесть канонов лю цзин 六经 — Шесть классических книг, «Шестиканоние». Включают в себя «Ши-цзин» (诗经 «Канон стихов», «Книга песен»), «Шу-цзин» (书经 «Канон документов»), «Ли-цзи» (礼记 «Записи о ритуале»), «Чунь-цю» (春秋 «Летопись царства Лу “Весны и Осени”»), «И-цзин» (易经 «Книга перемен») и «Юэ-цзин» (乐经 «Канон музыки»). Последний был утрачен еще в древности, некоторые его части позднее были включены в качестве отдельной главы в «Ли-цзи»». В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) оставшиеся пять канонов были кодифицированы в сборник «У-цзин» (五经 «Пятикнижие», «Пятиканоние»), который стал основой конфуцианской образованности.
[2] Яо (堯, ок. 2353-2234 до н.э.; могут встречаться и другие даты) и Шунь 舜 (ок. 2294-2184 до н.э.; могут встречаться и другие даты) – два последних из пяти совершенномудрых императоров древности. В конфуцианстве считаются образцовыми личностями. Их историчность не подтверждена.
По преданию, Яо был сыном третьего императора Ку Ди. В возрасте 20 лет он занял престол и правил 100 лет. Яо сделал немало добрых дел для Поднебесной: построил многочисленные дамбы и каналы, остановил и утихомирил мировой потоп, возникший при разливе реки Хуанхэ и грозивший уничтожить все живое на Земле. Также Яо изобрел календарь сельскохозяйственных работ. Совместно с Божественным стрелком И усмирил взбунтовавшихся духов ветра.
Свой престол он передал не своему сыну, а Юю 大禹, который прославился строительством дамб и усмирил потоп. Юй стал основателем первой, согласно китайской историографии, династии Ся (ок. 2070-1765 до н.э.).
Конфуций считал Яо, Шуня и Юя «совершенными людьми».
[4] Лю Синь (53/46 до н.э.– 23 н.э.). Каноновед, библиограф, астроном и математик.
В первую очередь, конфуцианство формировалось как социально-этическое учение. Вопросы посмертного существования, онтология, на первых порах интересовали их мало – эта проблематика станет актуальной позднее. Как должен себя вести человек? Какие чувства и эмоции он должен испытывать по отношению к членам семьи, близким, другим людям? Как должно поступать по отношению к вышестоящим и нижестоящим? Как должно быть устроено государство? Главный же вопрос, на который пытались ответить жу – как умиротворить Поднебесную.
Для того чтобы понять необходимость решения этого вопроса, нужно представить себе ту эпоху – середину I тыс. до н.э. Этот период вошел в историю под названиями Чунь-цю 春秋 (Весны и осени, 722-479 до н.э.) и Чжань-го 战国 (Сражающиеся царства, 475-221 до н.э.). Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели между собой постоянные войны, и лишь формально были объединены под властью династии Чжоу. Была еще жива память о прежних, более спокойных временах «легендарной древности», когда единой страной правили совершенномудрые императоры.
Жу пытались воссоздать древние ритуалы, правила поведения, социальные нормы. Именно поэтому они изучали, комментировали древние каноны – «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Канон перемен»), «Чунь-цю» («Весны и осени», летопись царства Лу), «Ли цзи» («Записи о ритуале»).
Старинные издания конфуцианской классики
Конфуций
Основателем конфуцианства считается Конфуций. Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы 孔夫子, или Кун-цзы 孔子 (Учитель Кун, Кун Цю, Кун Чжунни). В Китае его часто называют просто Учитель (цзы 子).
Учитель сказал:
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.
В тридцать лет я обрел самостоятельность.
В сорок лет я освободился от сомнений.
В пятьдесят лет я познал Волю Неба.
В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II.4)
Конфуций — первый профессиональный учитель в китайской истории. Также он редактировал и комментировал литературные памятники прошлого, прежде всего «Ши-цзин» («Канон песен»), «Шу-цзин» («Канон документов»), летопись царства Лу «Чунь цю» («Весны и осени») и другие.
Учитель сказал:
– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну [1]. («Лунь юй», VII, 1)
[1] Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.
Конфуций рассматривал себя в качестве носителя вэнь, продолжателя традиций совершенномудрых императоров древности и Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (1045-221 до н.э.).
Когда Учителю угрожали в Куане [1], он сказал:
— После смерти [чжоуского] Вэнь-вана я – тот, в ком вэнь-культура. Если бы Небо поистине хотело уничтожить вэнь-культуру, то оно не наделило бы ею меня. А коль само Небо не уничтожило ее, стоит ли бояться каких-то куанцев? (Лунь юй, IX,5)
[1] Куан — местность, расположенная на западе совр. уезда Чанхуань пров. Хэбэй. Здесь Конфуция продержали в плену несколько дней и едва не убили, о чем говорится в его биографии.
Взгляды Конфуция наиболее полно отражены в сборнике его высказываний и высказываний его учеников «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), который был составлен уже после его смерти.
Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь
После смерти Учителя его учение активно развивалось. Наиболее заметными мыслителями эпохи Чжань-го (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок.372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-ок.238 до н.э.), олицетворяющие собой два направления конфуцианства – морально-психологическое и социально-гносеологическое.
Мэн-цзы, прозванный «вторым совершенномудрым», отстаивал положение о доброте человеческой природы, а Сюнь-цзы, напротив, полагал, что природа человека дурна. Последующие поколения конфуцианцев развили и дополнили теорию Мэн-цзы. Сюнь-цзы за свою близость легизму был на долгие века, фактически, забыт.
В эпоху Цинь (221-206 до н.э.) официальной идеологией империи стал легизм. В 213 году до н.э. император Цинь Ши-хуанди по совету философа-легиста Ли Сы (280-208 до н.э.) приказал закопать заживо 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гадательной и имеющей практическую направленность (по сельскому хозяйству, медицине), а также книг из императорского собрания и хроники циньских правителей. Таким образом, значительная часть конфуцианского наследия оказалась утраченной.
Ханьское конфуцианство
После воцарения династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) конфуцианцы по памяти стали восстанавливать утраченные тексты. Для их записи они использовали новые, послереформенные иероглифы – «уставное письмо» (ли шу 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель удела Лу, в стене дома Конфуция обнаружил тексты, написанные дореформенным письмом. Среди них были «Лунь юй», «Шу цзин», «Ли цзи», «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»).
Это положило начало полемике двух школ конфуцианства: «новых текстов» (цзинь вэнь 今文) и «древних текстов» (гу вэнь 古文), которая в значительной степени определила дух ханьского конфуцианства. Большую роль в этот период сыграл «Конфуций эпохи Хань» — Дун Чжуншу (ок.179-104 до н.э.), соединивший в своем учении конфуцианство с легизмом и натурфилософией.
Постепенно ханьское конфуцианство превратилось в религиозно-мистическое учение, Конфуций был обожествлен. Учителю приписывался ряд сверхъестественных черт, делавших его, фактически, богочеловеком. Так, его отцом объявлялся Черный Дракон, он сам якобы был чудесным образом рожден в дупле шелковицы, на его квадратной груди имелась магическая надпись, предвещавшая победу его учения. Небо отметило его как законодателя Китая, наделило даром предвидения, предписало быть правителем на все времена.
Верили, что его миссией было создание канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Шу цзин» («Канон исторических документов»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и летописи «Чунь-цю», подготовив, тем самым, передачу Небесного мандата потомкам Красного Дракона из рода Лю, т.е. династии Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладал сверхъестественной властью и ему были подвластны силы природы, без его внимания не обходятся даже полет насекомого или передвижение червя. Он ставился в один ряд с легендарными совершенномудрыми императорами древности – Яо, Шунем, Вэнь-ваном.
Как отмечал Фэн Юлань, «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало и в последующем, он бы занял в Китае место Иисуса Христа в цивилизации Запада, и конфуцианство стало бы религией в подлинном смысле слова» (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии).
Барельеф с драконами (символом власти) перед Залом Великого Успеха (Дачэндянь) в Храме Конфуция, Пекин
В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), которая сочетала в себе функции теоретического центра и учебного заведения. Одновременно складывалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, просуществовавшая в Китае до 1905 года.
При императоре Мин-ди (明帝, правил в 57-75 годах) конфуцианство окончательно сложилось в государственную идеологию. Были унифицированы древние тексты, утвержден список канонической литературы.
Неоконфуцианство
В позднейшее время, несмотря на рост влияния других учений, в частности, даосизма и буддизма, конфуцианство по-прежнему составляло основу китайской системы образования. И, таким образом, каждый более-менее образованный человек с раннего детства знал наизусть конфуцианский канон. В VI веке появился первый храм Конфуция, а в 1017 году был построен храм Конфуция в Цюйфу, на родине Учителя.
Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе оно получило название неоконфуцианства (Neo-Confucianism), хотя большинство китайских исследователей полагает, что использование этого термина не вполне корректно. Его предтечами были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основоположниками сунского неоконфуцианства стали «пять учителей эпохи Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юн (1011-1077), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).
В это время в неоконфуцинстве оформляются два течения, которые получили названия ли сюэ 理学 (учение о принципе) и синь сюэ 心学 (учение о сознании). У истоков первого стоял Чжу Си (1130-1200), у истоков второго — Лу Сяншань (Лу Цзююань, 1139-1192).
Конфуцианство в интерпретации Чжу Си впоследствии получило статус официального. Сборник «Четверокнижие» сы шу 四书, куда вошли «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), «Мэн цзы» 孟子 («Сочинения философа Мэн Кэ»), «Да сюэ» 大学 («Великое учение») и «Чжун юн» 中庸 («Срединное и неизменное»), рассматривался как введение в конфуцианство и на экзаменах требовалось продемонстрировать его знание.
Идеи «учения о сознании» получили дальнейшее развитие в творчестве неоконфуцианца минского времени Ван Янмина (1472-1529). «Учение о сердце» в значительной степени впитало в себя идеи китайского буддизма, прежде всего, чань-буддизма.
Церемония перед Залом Великого Успеха в Императорской академии в эпоху Цин. Реконструкция
Конфуцианство в Новое и Новейшее время
XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.
Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.
Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).
В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.
Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Восточная философия (особенно китайская и особенно конфуцианство) всегда вызывали интерес западных исследователей. Конфуцианство — это философия на века и считать её отжившей могут те, кто с ней не знаком. По какому бы технократическому пути ни развивалось общество, глубинные ценности у людей не изменятся и изучающий конфуцианство в этом всегда убеждается, оно помогает ему ориентироваться в водовороте жизни.
История политических и правовых учений. Тренинг 2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»?
окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве
нашествие монголо-татарского ига
сражение с половцами
женитьба великого князя в Киеве
2. Кто был непримиримым критиком софистов?
Сократ
Продик
Гиппий
Антифонт
3. Каких политических и правовых позиций придерживался М.М. Сперанский в начальный период своей деятельности?
республиканское правление
демократия
дворянский либерализм
неограниченная монархия
4. К какой группе примкнул К. Маркс будучи студентом Берлинского университета?
эпикурейцам
социал-оппортунистам
младогегельянцам
социал-революционерам
5. Кто автор труда «Женщина и социализм»?
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг
6. Чьи взгляды были подвергнуты К. Марксом разгрому в «Критике Готской программы»?
Ф. Лассаля
М.А. Бакунина
Б. Бертрана
А. Мовье
7. В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал:
Ф. Беккендорф
А. Кригер
В. Вундт
С. Пуфендорф
8. Развитие революционно-демократической мысли в Литве и Белоруссии тесно связано с крестьянским восстанием 1863 года. Это восстание возглавил:
З. Сераковский
А. Мацкявичюс
К. Калиновский
все ответы верны
9. Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода:
царский (754 — 510 г.г. до н.э.)
республиканский (509 — 28 г.г. до н.э.)
императорский (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.)
христианский (до 1453 г.)
10. Кто объявил Фр. Ницше своим предтечей?
немецкие коммунисты
немецкие социал-демократы
идеологи фашизма и национал-социализма
большевики
11. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в труде:
«Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения»
«К вечному миру»
«Метафизические начала учения о праве»
все ответы верны
12. Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии?
создание национальной церкви
ограничение власти Римского папства
передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества
упразднение сословия священников
13. Когда возникло христианство?
I в. н.э.
II в. н.э.
III в. н.э.
IV в. н.э.
14. Под «отчуждением труда» К. Маркс понимает
отделение пролетариата от средств производства, от орудий труда, принадлежащих буржуа и потому противостоящих рабочему как враждебная ему сила
определяющую роль материального производства по отношению к государству и праву
принадлежность производственной (экономической) власти богачам
материальные предпосылки для свершения социалистической революции
15. Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»?
Василию III
Ивану III
Ивану IV
все ответы верны
16. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция?
привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью
обозначить место каждого в социальной системе
дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным
все ответы верны
17. Назовите представителя движения свободного права (социологической юриспруденции)
Г. Кельзен
Л. Дюги
Г. Канторович
А.Д. Смыслович
18. Издателем какой газеты был видный радикальный мыслитель Грузии И.Г. Чавчавадзе?
«Рассвет Кавказа»
«Иверия»
«Мысль»
«Казбек»
19. В каком веке конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии?
в I веке до н.э.
во II веке до н.э.
в III веке до н.э.
в IV веке до н.э.
20. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам:
искусство аргументации
логическая техника
формы ведения споров
все ответы верны
21. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов:
частного собственника и товаровладельца
плебса
ремесленника
воина (легионера)
22. В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии?
Рубаки
А. Навои
О. Хайям
Низами
23. В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права?
«Политика»
«Народовластие»
«О природе вещей»
«О правах личности»
24. Кто является идейным вдохновителем тайного общества «Земля и Воля»?
А.М. Мартынцев
Н.Г. Чернышевский
П.Я. Чаадаев
С.М. Бенедиктов
25. Что, по мнению Р. Иеринга, лежит в основе права?
эгоистические интересы (материальные и духовные)
конституционная система правления
«народный дух»
эволюция социальных и биологических потребностей