в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией

КОНФУЦИАНСТВО

Воз­ник­ло в Ки­тае на ру­бе­же VI-V веков до н. э.

Хра­ни­те­ля­ми древ­ней муд­ро­сти в эпо­ху Чжоу (XII/XI-III века до н. э.) бы­ли от­став­лен­ные от кор­ми­ла вла­сти учё­ные-ин­тел­лек­туалы, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шие­ся в «куль­тур­ной/зна­ко­вой» (вэнь) дея­тель­но­сти, т. е. хра­не­нии и вос­про­извод­ст­ве письменных па­мят­ни­ков и про­то­на­уч­ных шту­ди­ях, в основном ас­тро­но­мо-ас­т­ро­ло­ги­че­ских (по­ня­тие «вэнь» ох­ва­ты­ва­ет и пись­мен­ность, и ас­тро­но­мо-ме­тео­ро­ло­гич. яв­ле­ния). Они жи­ли главным образом в рай­оне цар­ст­ва Лу, ро­ди­ны Кон­фу­ция (ны­не пров. Шань­дун), и, воз­мож­но, яв­ля­лись по­том­ка­ми пра­вив­шей или жре­че­ской вер­хуш­ки го­су­дар­ст­ва Инь (Шан), по­ко­рён­но­го в XII-XI веках до н. э. пле­мен­ным сою­зом Чжоу, ко­то­рый на­хо­дил­ся на бо­лее низ­ком уров­не куль­тур­но­го раз­ви­тия. Ви­ди­мо, их со­ци­аль­ное па­де­ние от­ра­зи­лось в эти­мо­ло­гии тер­мина «жу», из­на­чаль­но имев­ше­го зна­че­ние «сла­бый». Кон­фу­ций счёл эту со­ци­аль­ную сла­бость не­со­вмес­ти­мой с их куль­тур­но-ин­тел­лек­ту­аль­ной си­лой и вы­дви­нул иде­ал гос. уст­рой­ст­ва, в ко­то­ром при на­ли­чии са­краль­но воз­не­сён­но­го, но прак­ти­че­ски поч­ти без­дей­ст­вую­ще­го пра­ви­те­ля ре­аль­ная власть при­над­ле­жит учё­ным-жу, со­еди­няю­щим в се­бе свой­ст­ва фи­ло­со­фов, ли­те­ра­то­ров, учё­ных и чи­нов­ни­ков. С са­мо­го сво­его за­ро­ж­де­ния конфуцианство от­ли­ча­лось осоз­нан­ной со­ци­аль­но-этической на­прав­лен­но­стью и стрем­ле­ни­ем к слия­нию с государственным ап­па­ра­том.

Раз­ви­ва­ясь в ви­де сво­его ро­да со­ци­аль­но-этической ан­тро­по­ло­гии, конфуцианство со­сре­до­то­чи­ло вни­ма­ние на че­ло­ве­ке, про­бле­мах его вро­ж­дён­ной при­ро­ды и бла­го­при­об­ре­тае­мых ка­честв, по­ло­же­ния в ми­ре и об­ще­ст­ве, спо­соб­но­стей к зна­нию и дей­ствию и т. п. Воз­дер­жи­ва­ясь от собственных су­ж­де­ний о сверхъ­ес­те­ст­вен­ном, Кон­фу­ций фор­маль­но одоб­рил тра­диционную ве­ру в без­лич­ное «судь­бо­нос­ное» Не­бо и в ду­хов пред­ков, вы­сту­паю­щих в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ков меж­ду Не­бом и людь­ми, что в даль­ней­шем во мно­гом обу­сло­ви­ло обре­те­ние конфуцианством со­ци­аль­ных функ­ций ре­ли­гии. Вме­сте с тем всю от­но­ся­щую­ся к сфе­ре Не­ба са­краль­ную и кос­мо­ло­гич. про­бле­ма­ти­ку Кон­фу­ций рас­смат­ри­вал с точ­ки зре­ния зна­чи­мо­сти для че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва.

С конца XIX века раз­ви­тие конфуцианства в Ки­тае так или ина­че свя­за­но с по­пыт­ка­ми ас­си­ми­ля­ции западной идей (Кан Ювэй, Лян Ци­чао) и воз­вра­ще­ни­ем от аб­ст­ракт­ных про­блем сун­ско-мин­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва и цин­ско-хань­ской тек­сто­ло­гии к кон­крет­ной эти­ко-со­ци­аль­ной те­ма­ти­ке пер­во­на­чаль­но­го конфуцианства.

В Ки­тае конфуцианство бы­ло официальной идео­ло­ги­ей до 1912 года и ду­хов­но до­ми­ни­ро­ва­ло до 1949 года, по­доб­ное по­ло­же­ние со­хра­ня­ет­ся на Тай­ва­не и в Син­га­пу­ре. По­сле идео­ло­гического раз­гро­ма в 1970-х годах (кам­па­ния «кри­ти­ки Линь Бяо и Кон­фу­ция») ны­не конфуцианство ус­пеш­но реа­ни­ми­ру­ет­ся и в КНР как но­си­тель ожи­даю­щей вос­тре­бо­ва­ния национальной идеи.

Источник

Конфуцианство – национальная идеология Китая

Уже 2,5 тысячелетия конфуцианство является национальной идеологией Китая. Были эпохи, когда оно поддерживалось государством, в иные времена доминирующую роль играли другие учения. Но конфуцианство всегда оставалось основой китайской образованности и учености. Вся дальневосточная культура (китайская, вьетнамская, корейская, японская) в своей основе конфуцианская.

в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. 0 8a56b 43157acf XXL. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией фото. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией-0 8a56b 43157acf XXL. картинка в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. картинка 0 8a56b 43157acf XXL. Воз­ник­ло в Ки­тае на ру­бе­же VI-V веков до н. э.Статуя Конфуция в Императорской Академии, Пекин

Кто такие жу?

Если европейский термин «конфуцианство» отсылает нас к Конфуцию как основателю учения, то китайское название жу цзя 儒家, или жу цзяо 儒教 лишено какого-либо упоминания его имени. В переводе с китайского жу 儒 означает «слабый». Жу были первыми носителями учености в Китае — придворные летописцы, занимавшиеся изучением и комментированием древних трактатов.

Принадлежащие школе жу пришли из Ведомства образования… Эта школа наслаждалась изучением Шести канонов [1] и уделяла внимание гуманности и справедливости. Предками своей школы они считали Яо и Шуня [2], а примерами для подражания – Вэнь-вана и У-вана [3]. Чтобы придать авторитет своему учению, они почитали Чжун-ни (Конфуция) и превозносили его как их учителя. Их учение являет собой высшую истину. «То, чем восхищаются, необходимо подвергнуть испытанию». Слава Яо и Шуня, процветание династий Инь и Чжоу и достижения Чжун-ни – вот что подтверждает проверка их учения. — Лю Синь [4]

[1] Шесть канонов лю цзин 六经 — Шесть классических книг, «Шестиканоние». Включают в себя «Ши-цзин» (诗经 «Канон стихов», «Книга песен»), «Шу-цзин» (书经 «Канон документов»), «Ли-цзи» (礼记 «Записи о ритуале»), «Чунь-цю» (春秋 «Летопись царства Лу “Весны и Осени”»), «И-цзин» (易经 «Книга перемен») и «Юэ-цзин» (乐经 «Канон музыки»). Последний был утрачен еще в древности, некоторые его части позднее были включены в качестве отдельной главы в «Ли-цзи»». В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) оставшиеся пять канонов были кодифицированы в сборник «У-цзин» (五经 «Пятикнижие», «Пятиканоние»), который стал основой конфуцианской образованности.

[2] Яо (堯, ок. 2353-2234 до н.э.; могут встречаться и другие даты) и Шунь 舜 (ок. 2294-2184 до н.э.; могут встречаться и другие даты) – два последних из пяти совершенномудрых императоров древности. В конфуцианстве считаются образцовыми личностями. Их историчность не подтверждена.

По преданию, Яо был сыном третьего императора Ку Ди. В возрасте 20 лет он занял престол и правил 100 лет. Яо сделал немало добрых дел для Поднебесной: построил многочисленные дамбы и каналы, остановил и утихомирил мировой потоп, возникший при разливе реки Хуанхэ и грозивший уничтожить все живое на Земле. Также Яо изобрел календарь сельскохозяйственных работ. Совместно с Божественным стрелком И усмирил взбунтовавшихся духов ветра.

Свой престол он передал не своему сыну, а Юю 大禹, который прославился строительством дамб и усмирил потоп. Юй стал основателем первой, согласно китайской историографии, династии Ся (ок. 2070-1765 до н.э.).

Конфуций считал Яо, Шуня и Юя «совершенными людьми».

[4] Лю Синь (53/46 до н.э.– 23 н.э.). Каноновед, библиограф, астроном и математик.

В первую очередь, конфуцианство формировалось как социально-этическое учение. Вопросы посмертного существования, онтология, на первых порах интересовали их мало – эта проблематика станет актуальной позднее. Как должен себя вести человек? Какие чувства и эмоции он должен испытывать по отношению к членам семьи, близким, другим людям? Как должно поступать по отношению к вышестоящим и нижестоящим? Как должно быть устроено государство? Главный же вопрос, на который пытались ответить жу – как умиротворить Поднебесную.

Для того чтобы понять необходимость решения этого вопроса, нужно представить себе ту эпоху – середину I тыс. до н.э. Этот период вошел в историю под названиями Чунь-цю 春秋 (Весны и осени, 722-479 до н.э.) и Чжань-го 战国 (Сражающиеся царства, 475-221 до н.э.). Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели между собой постоянные войны, и лишь формально были объединены под властью династии Чжоу. Была еще жива память о прежних, более спокойных временах «легендарной древности», когда единой страной правили совершенномудрые императоры.

Жу пытались воссоздать древние ритуалы, правила поведения, социальные нормы. Именно поэтому они изучали, комментировали древние каноны – «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Канон перемен»), «Чунь-цю» («Весны и осени», летопись царства Лу), «Ли цзи» («Записи о ритуале»).

в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. 0 8a528 c42226d XXL. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией фото. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией-0 8a528 c42226d XXL. картинка в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. картинка 0 8a528 c42226d XXL. Воз­ник­ло в Ки­тае на ру­бе­же VI-V веков до н. э.Старинные издания конфуцианской классики

Конфуций

Основателем конфуцианства считается Конфуций. Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы 孔夫子, или Кун-цзы 孔子 (Учитель Кун, Кун Цю, Кун Чжунни). В Китае его часто называют просто Учитель (цзы 子).

Учитель сказал:
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.
В тридцать лет я обрел самостоятельность.
В сорок лет я освободился от сомнений.
В пятьдесят лет я познал Волю Неба.
В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.
В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. («Лунь юй», II.4)

Конфуций — первый профессиональный учитель в китайской истории. Также он редактировал и комментировал литературные памятники прошлого, прежде всего «Ши-цзин» («Канон песен»), «Шу-цзин» («Канон документов»), летопись царства Лу «Чунь цю» («Весны и осени») и другие.

Учитель сказал:
– Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее. В этом я подобен Лао Пэну [1]. («Лунь юй», VII, 1)

[1] Лао Пэн был крупным чиновником, жившим в эпоху Шан-Инь. Он прославился как любитель древности.

Конфуций рассматривал себя в качестве носителя вэнь, продолжателя традиций совершенномудрых императоров древности и Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

Когда Учителю угрожали в Куане [1], он сказал:
— После смерти [чжоуского] Вэнь-вана я – тот, в ком вэнь-культура. Если бы Небо поистине хотело уничтожить вэнь-культуру, то оно не наделило бы ею меня. А коль само Небо не уничтожило ее, стоит ли бояться каких-то куанцев? (Лунь юй, IX,5)

[1] Куан — местность, расположенная на западе совр. уезда Чанхуань пров. Хэбэй. Здесь Конфуция продержали в плену несколько дней и едва не убили, о чем говорится в его биографии.

Взгляды Конфуция наиболее полно отражены в сборнике его высказываний и высказываний его учеников «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), который был составлен уже после его смерти.

Конфуцианство в эпохи Чжань-го и Цинь

После смерти Учителя его учение активно развивалось. Наиболее заметными мыслителями эпохи Чжань-го (V-III вв. до н.э.) были Мэн-цзы (Мэн Кэ, ок.372-289 до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан, ок. 313-ок.238 до н.э.), олицетворяющие собой два направления конфуцианства – морально-психологическое и социально-гносеологическое.

Мэн-цзы, прозванный «вторым совершенномудрым», отстаивал положение о доброте человеческой природы, а Сюнь-цзы, напротив, полагал, что природа человека дурна. Последующие поколения конфуцианцев развили и дополнили теорию Мэн-цзы. Сюнь-цзы за свою близость легизму был на долгие века, фактически, забыт.

В эпоху Цинь (221-206 до н.э.) официальной идеологией империи стал легизм. В 213 году до н.э. император Цинь Ши-хуанди по совету философа-легиста Ли Сы (280-208 до н.э.) приказал закопать заживо 460 конфуцианских ученых и сжечь всю литературу, за исключением гадательной и имеющей практическую направленность (по сельскому хозяйству, медицине), а также книг из императорского собрания и хроники циньских правителей. Таким образом, значительная часть конфуцианского наследия оказалась утраченной.

Ханьское конфуцианство

После воцарения династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) конфуцианцы по памяти стали восстанавливать утраченные тексты. Для их записи они использовали новые, послереформенные иероглифы – «уставное письмо» (ли шу 隸書). В конце 102 года до н.э. Гунван, правитель удела Лу, в стене дома Конфуция обнаружил тексты, написанные дореформенным письмом. Среди них были «Лунь юй», «Шу цзин», «Ли цзи», «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»).

Это положило начало полемике двух школ конфуцианства: «новых текстов» (цзинь вэнь 今文) и «древних текстов» (гу вэнь 古文), которая в значительной степени определила дух ханьского конфуцианства. Большую роль в этот период сыграл «Конфуций эпохи Хань» — Дун Чжуншу (ок.179-104 до н.э.), соединивший в своем учении конфуцианство с легизмом и натурфилософией.

Постепенно ханьское конфуцианство превратилось в религиозно-мистическое учение, Конфуций был обожествлен. Учителю приписывался ряд сверхъестественных черт, делавших его, фактически, богочеловеком. Так, его отцом объявлялся Черный Дракон, он сам якобы был чудесным образом рожден в дупле шелковицы, на его квадратной груди имелась магическая надпись, предвещавшая победу его учения. Небо отметило его как законодателя Китая, наделило даром предвидения, предписало быть правителем на все времена.

Верили, что его миссией было создание канонических текстов «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Канон песен»), «Шу цзин» («Канон исторических документов»), «Ли цзи» («Записи о ритуале»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Юэ цзин» («Канон музыки») и летописи «Чунь-цю», подготовив, тем самым, передачу Небесного мандата потомкам Красного Дракона из рода Лю, т.е. династии Хань. Провозглашалось, что Конфуций обладал сверхъестественной властью и ему были подвластны силы природы, без его внимания не обходятся даже полет насекомого или передвижение червя. Он ставился в один ряд с легендарными совершенномудрыми императорами древности – Яо, Шунем, Вэнь-ваном.

Как отмечал Фэн Юлань, «Если бы такое отношение к Конфуцию преобладало и в последующем, он бы занял в Китае место Иисуса Христа в цивилизации Запада, и конфуцианство стало бы религией в подлинном смысле слова» (Фэн Юлань. Краткая история китайской философии).

в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. 0 8a544 485746d2 XXL. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией фото. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией-0 8a544 485746d2 XXL. картинка в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. картинка 0 8a544 485746d2 XXL. Воз­ник­ло в Ки­тае на ру­бе­же VI-V веков до н. э.Барельеф с драконами (символом власти) перед Залом Великого Успеха (Дачэндянь) в Храме Конфуция, Пекин

В 125 году до н.э. была основана Государственная академия (тайсюэ 太學 или госюэ 國學), которая сочетала в себе функции теоретического центра и учебного заведения. Одновременно складывалась система государственных экзаменов кэцзюй 科举, просуществовавшая в Китае до 1905 года.

При императоре Мин-ди (明帝, правил в 57-75 годах) конфуцианство окончательно сложилось в государственную идеологию. Были унифицированы древние тексты, утвержден список канонической литературы.

Неоконфуцианство

В позднейшее время, несмотря на рост влияния других учений, в частности, даосизма и буддизма, конфуцианство по-прежнему составляло основу китайской системы образования. И, таким образом, каждый более-менее образованный человек с раннего детства знал наизусть конфуцианский канон. В VI веке появился первый храм Конфуция, а в 1017 году был построен храм Конфуция в Цюйфу, на родине Учителя.

Эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279) отмечены дальнейшим развитием конфуцианства. В западной литературе оно получило название неоконфуцианства (Neo-Confucianism), хотя большинство китайских исследователей полагает, что использование этого термина не вполне корректно. Его предтечами были Хань Юй (768-824) и Ли Ао (772-841). Основоположниками сунского неоконфуцианства стали «пять учителей эпохи Сун»: Чжоу Дуньи (1017-1073), Шао Юн (1011-1077), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107).

В это время в неоконфуцинстве оформляются два течения, которые получили названия ли сюэ 理学 (учение о принципе) и синь сюэ 心学 (учение о сознании). У истоков первого стоял Чжу Си (1130-1200), у истоков второго — Лу Сяншань (Лу Цзююань, 1139-1192).

Конфуцианство в интерпретации Чжу Си впоследствии получило статус официального. Сборник «Четверокнижие» сы шу 四书, куда вошли «Лунь юй» 论语 («Суждения и беседы»), «Мэн цзы» 孟子 («Сочинения философа Мэн Кэ»), «Да сюэ» 大学 («Великое учение») и «Чжун юн» 中庸 («Срединное и неизменное»), рассматривался как введение в конфуцианство и на экзаменах требовалось продемонстрировать его знание.

Идеи «учения о сознании» получили дальнейшее развитие в творчестве неоконфуцианца минского времени Ван Янмина (1472-1529). «Учение о сердце» в значительной степени впитало в себя идеи китайского буддизма, прежде всего, чань-буддизма.

в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. 0 8a53b f3ff88cd XXL. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией фото. в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией-0 8a53b f3ff88cd XXL. картинка в каком веке конфуцианство было признано в китае официальной идеологией. картинка 0 8a53b f3ff88cd XXL. Воз­ник­ло в Ки­тае на ру­бе­же VI-V веков до н. э.Церемония перед Залом Великого Успеха в Императорской академии в эпоху Цин. Реконструкция

Конфуцианство в Новое и Новейшее время

XIX век оказался очень непростым в истории конфуцианства. Из самостоятельного государства Китай превратился в полуколониальную страну, раздираемую внутренними противоречиями и испытывающей военное давление со стороны западных держав. Конфуцианство все чаще стало оцениваться как учение, тормозящее модернизацию Китая, тянущее его в темное прошлое и препятствующее прогрессу.

Многие китайские ученые получили возможность учиться и работать в других странах: Японии, Америке и др. И, конечно, они испытали влияние зарубежной мысли. Этот период отмечен деятельностью таких мыслителей, как Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Янь Фу (1854-1921), Лю Шипэй (1884-1919), Ху Ши (1891-1962), У Чжихуэй (1865-1953) и другие.

Бурные события минувшего века не обошли стороной конфуцианцев. Кто-то остался в КНР и пережил все невзгоды Большого скачка и Культурной революции. Другие эмигрировали на Тайвань, в Гонконг, США. Наибольшее влияние оказали такие мыслители, как Чжан Цзюньмай (1886-1969), Сюн Шили (1885-1968), Лян Шумин (1893-1988), Фэн Юлань (1895-1990), Тан Цзюньи (1909-1978), Моу Цзунсань (1909-1995), Сюй Фугуань (1903-1982).

В XX веке сформировалось направление, получившее название постконфуцианство (Post-Confucianism, хоужуцзя 後儒家), соединившее традиционные китайские идеи с достижениями западной мысли. Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), который живет и работает в США, Китае и на Тайване.

Если в начале XX века многие китайские мыслители рассматривали конфуцианство как отжившее учение, не соответствующее реалиям времени, то сейчас мы видим новый подъем конфуцианства. По всему миру на базе высших учебных заведений создаются «центры Конфуция», которые становятся одним из самых эффективных инструментов политики «мягкой силы», проводимой Китаем в отношении других стран, способствуя углублению знаний о Китае и лояльности к нему во всем мире.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Восточная философия (особенно китайская и особенно конфуцианство) всегда вызывали интерес западных исследователей. Конфуцианство — это философия на века и считать её отжившей могут те, кто с ней не знаком. По какому бы технократическому пути ни развивалось общество, глубинные ценности у людей не изменятся и изучающий конфуцианство в этом всегда убеждается, оно помогает ему ориентироваться в водовороте жизни.

Источник

История политических и правовых учений. Тренинг 2

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Что послужило поводом для создания в 1049 г. «Слова о законе и благодати»?
окончание строительства оборонительных сооружений в Киеве
нашествие монголо-татарского ига
сражение с половцами
женитьба великого князя в Киеве

2. Кто был непримиримым критиком софистов?
Сократ
Продик
Гиппий
Антифонт

3. Каких политических и правовых позиций придерживался М.М. Сперанский в начальный период своей деятельности?
республиканское правление
демократия
дворянский либерализм
неограниченная монархия

4. К какой группе примкнул К. Маркс будучи студентом Берлинского университета?
эпикурейцам
социал-оппортунистам
младогегельянцам
социал-революционерам

5. Кто автор труда «Женщина и социализм»?
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг

6. Чьи взгляды были подвергнуты К. Марксом разгрому в «Критике Готской программы»?
Ф. Лассаля
М.А. Бакунина
Б. Бертрана
А. Мовье

7. В Германии в эпоху просвещения строить юридическую науку на светской основе первым начал:
Ф. Беккендорф
А. Кригер
В. Вундт
С. Пуфендорф

8. Развитие революционно-демократической мысли в Литве и Белоруссии тесно связано с крестьянским восстанием 1863 года. Это восстание возглавил:
З. Сераковский
А. Мацкявичюс
К. Калиновский
все ответы верны

9. Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода:
царский (754 — 510 г.г. до н.э.)
республиканский (509 — 28 г.г. до н.э.)
императорский (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.)
христианский (до 1453 г.)

10. Кто объявил Фр. Ницше своим предтечей?
немецкие коммунисты
немецкие социал-демократы
идеологи фашизма и национал-социализма
большевики

11. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в труде:
«Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения»
«К вечному миру»
«Метафизические начала учения о праве»
все ответы верны

12. Какую основную цель преследовало движение лоллардов в Англии и таборитов в Чехии?
создание национальной церкви
ограничение власти Римского папства
передачу земель крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества
упразднение сословия священников

13. Когда возникло христианство?
I в. н.э.
II в. н.э.
III в. н.э.
IV в. н.э.

14. Под «отчуждением труда» К. Маркс понимает
отделение пролетариата от средств производства, от орудий труда, принадлежащих буржуа и потому противостоящих рабочему как враждебная ему сила
определяющую роль материального производства по отношению к государству и праву
принадлежность производственной (экономической) власти богачам
материальные предпосылки для свершения социалистической революции

15. Кому А.М. Курбский посвятил «Историю о великом князе Московском»?
Василию III
Ивану III
Ивану IV
все ответы верны

16. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция?
привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью
обозначить место каждого в социальной системе
дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным
все ответы верны

17. Назовите представителя движения свободного права (социологической юриспруденции)
Г. Кельзен
Л. Дюги
Г. Канторович
А.Д. Смыслович

18. Издателем какой газеты был видный радикальный мыслитель Грузии И.Г. Чавчавадзе?
«Рассвет Кавказа»
«Иверия»
«Мысль»
«Казбек»

19. В каком веке конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии?
в I веке до н.э.
во II веке до н.э.
в III веке до н.э.
в IV веке до н.э.

20. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам:
искусство аргументации
логическая техника
формы ведения споров
все ответы верны

21. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов:
частного собственника и товаровладельца
плебса
ремесленника
воина (легионера)

22. В учении какого узбекского мыслителя, поэта XV в. проводится мысль о необходимости централизованной, просвещенной монархии?
Рубаки
А. Навои
О. Хайям
Низами

23. В каком произведении Тита Лукреция Кара говорится о договорном характере государства и права?
«Политика»
«Народовластие»
«О природе вещей»
«О правах личности»

24. Кто является идейным вдохновителем тайного общества «Земля и Воля»?
А.М. Мартынцев
Н.Г. Чернышевский
П.Я. Чаадаев
С.М. Бенедиктов

25. Что, по мнению Р. Иеринга, лежит в основе права?
эгоистические интересы (материальные и духовные)
конституционная система правления
«народный дух»
эволюция социальных и биологических потребностей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *