в каком веке были ведьмы

«Охота на ведьм». Как это было

Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

в каком веке были ведьмы. 1457861232156794592. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-1457861232156794592. картинка в каком веке были ведьмы. картинка 1457861232156794592. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

в каком веке были ведьмы. 1457861235160180755. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-1457861235160180755. картинка в каком веке были ведьмы. картинка 1457861235160180755. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

Портрет настоящей ведьмы

Обычные же крестьяне не делали различий по гендерному признаку. Мужчины и женщины с физическими недостатками, сторонившиеся людей и не отличавшиеся чрезмерной приветливостью – типичный портрет ведьмы или колдуна. К странным односельчанам относились терпимо, стараясь не попадаться лишний раз на глаза.

Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.

в каком веке были ведьмы. 1457861239151344298. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-1457861239151344298. картинка в каком веке были ведьмы. картинка 1457861239151344298. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

В числе ярых гонителей ведьм выступали не голодающие простолюдины, а вполне состоятельные люди, многие из которых были способны мыслить прогрессивно. Да и вряд ли отравление той же спорыньей могло происходить с такой регулярностью на протяжении нескольких эпох. Хотя не стоит забывать, что любые кризисные явления – чума, войны, неурожаи – могли усиливать панические настроения и желание людей отыскать причину бед в сверхъестественном.

Самым громким стало «Салемское дело» 1692 г. в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.

в каком веке были ведьмы. 1457861246110579940. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-1457861246110579940. картинка в каком веке были ведьмы. картинка 1457861246110579940. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели. Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением. Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями. Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.

Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула. Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы. К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался. В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.

Источник

Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы

Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.

5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.

Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.

Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Лайф выяснил подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.

Предыстория

Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.

Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.

Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.

Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.

Колдовская паника

Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.

Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.

Написанная Шпренгером и Крамером книга «Молот ведьм» стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).

Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.

Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: «Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей».

Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.

Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.

Кто считался ведьмой

Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.

Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в «Молоте ведьм», позднее к ним добавилось ещё несколько:

— женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;

— повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;

— «падшие женщины». В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;

— знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.

В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.

На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.

Суть колдовских процессов

Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она «вспоминала» своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.

Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.

В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.

В «Молоте ведьм» целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.

Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.

Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.

Светские суды против церковных

Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.

Охота на ведьм в России

Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.

Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.

Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.

При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.

При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.

В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.

Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.

Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.

С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.

Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.

Источник

Экономика ведовства: за что на самом деле судили ведьм в Новое время

Кем на самом деле были ведьмы, которых судили и казнили в Европе в XVI­—XVII веках? Почему в их ряды в основном записывали состоятельных людей (не только женщин, но и мужчин) — и при чем здесь драконы-домушники и зарождение капитализма? Об экономике ведовства на сайте журнала Aeon рассказывает специалист по истории раннего Нового времени, автор книги «Охота за волшебными сокровищами в Европе и Северной Америке» Йоханнес Диллингер.

Маргарета Хёнин, жившая в XVI веке в городе Кобург в Тюрингии, пользовалась дурной славой. Соседи ненавидели ее за то, что она была парвеню и скрягой. Также ходили слухи, что Хёнин — ведьма, которая состоит в связи с драконом. Но какое отношение скупость имеет к визитам дракона и обвинениям в ведовстве?

Говоря о ведовстве, необходимо проводить разницу между настоящей и воображаемой магией. А чтобы понять связь между воображаемой магией и любовью к деньгам, нужно рассмотреть связь между экономикой и настоящей магией, практикуемой обычными людьми.

Реальная магия

В доиндустриальной Европе магия наравне с религией была частью повседневной жизни. Люди не просто верили в магию, но и сами пытались ее практиковать. Широко распространены были простые формы гадания и целительства, а также сельскохозяйственная магия.

Крестьяне гадали, чтобы определить подходящее время для посева и сбора урожая, и делали обереги, чтобы защитить скот от болезней. Городские ремесленники и купцы практиковали экономическую магию для обогащения. А в теневой экономике (лотереи и азартные игры) вера в магию сохранилась вплоть до XX века.

Главная с точки зрения экономики форма магии связана с поиском волшебного сокровища. Охотники за сокровищами обладали огромным магическим арсеналом: у них были различные книги заклинаний, жезлы из разных пород древесины, амулеты для защиты от злых духов и свинцовые таблички с магическими символами. Считалось, что каждое сокровище охраняется неким духом — и охотники за сокровищами изо всех сил пытались установить с ним связь. К ужасу церковных властей, они призывали ангелов и святых, общались с призраками и даже пытались вызывать демонов.

В Швабии в XVII веке при поиске сокровищ использовалась другая магическая стратегия: нужно было записать тайные знаки на пергаменте и оставить его на земле, в том месте, где предположительно находилось сокровище; если пергамент вспыхивал — значит, сокровище было найдено. Затем волшебник мечом рисовал на земле круги с магическими символами, клал на край круга березовые ветки и зачитывал длинное заклинание на неизвестном языке. Только после этого можно было начинать копать — обязательно в полной тишине.

Охота за сокровищами стала неким магическим массовым увлечением. В Европе того времени были тысячи охотников за сокровищами, и почти все они использовали магию. Однако лишь немногих из них впоследствии обвинили в колдовстве. Как правило, охотникам за сокровищами грозил штраф или несколько дней принудительных работ.

Обычные люди не считали этот вид магии колдовством, и большинство судей придерживались такого же мнения. Неудивительно, что самый строгий закон против охоты за сокровищами, изданный Генрихом VIII в 1542 году, был вскоре отменен.

Воображаемая магия ведьм

Отдельным видом магии была воображаемая магия ведьм.

Никто и никогда не был (и не мог быть) обвинен в ведовстве в полном смысле этого слова, которое в конце эпохи Средневековья определялось как преступление, состоящее из пяти элементов:

В Европе и Британии раннего Нового времени наказанием за ведовство была смертная казнь.

На первый взгляд, между экономикой и воображаемой магией ведьм нет никакой связи. Ведьм часто обвиняли в уничтожении скота и урожая: заморозки, дожди, град — приписывали их проискам. Считалось, что их колдовство угрожает экономике целых регионов. Однако погодная магия — это скорее форма аутоагрессии, так как град, якобы вызываемый ведьмами, опустошал и их поля тоже.

Что касается сделки с дьяволом, то, согласно судебным протоколам того времени, она вовсе не учитывала желания подписанта (как в случае со сделкой Фауста и Мефистофеля), а подразумевала полное подчинение воле дьявола: ведьма делала то, что приказывал ей дьявол, и становилась орудием его безграничной ненависти ко всему живому.

Одним словом, ведовство было жаждой разрушения ради самого разрушения, а не ради личной выгоды, тем более финансовой.

в каком веке были ведьмы. Vedmy 1. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-Vedmy 1. картинка в каком веке были ведьмы. картинка Vedmy 1. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

Денежный дракон развивающейся рыночной экономики

Но были и исключения. Свой обзор экономической магии Мартин Лютер начинает с упоминания о «невестах дракона». Можно подумать, что это аллюзия на Сатану, предстающего в образе змея в Библии. Но на самом деле Лютер имел в виду ведьм, состоящих в связи с драконом. Вера в эту форму ведовства была широко распространена в Германии, восточной части Центральной Европы и Балтике, но в других краях такого поверья не существовало.

Дракон, о котором шла речь, был не гигантским чудовищем из средневекового эпоса, а домашним духом (драконом он назывался из-за своей способности летать и связи с огнем). Люди, утверждавшие, что видели дракона, описывали его как летающий по ночному небу длинный пылающий луч с большой коровьей головой. Проникая в дом через окно или дымоход, дракон приносил деньги, а также другие полезные ресурсы: зерно, молоко и масло.

Примечательно, что дракон приносил не только продукты питания, но и деньги. То есть представление о драконе изменилось под влиянием зарождающейся рыночной экономики.

Домашнего дракона боялись и одновременно жаждали заполучить многие люди, жившие на территории от Баварии до Эстонии. Упоминания о нем встречаются не только в судебных протоколах процессов над ведьмами, но и в других источниках.

Некоторые скандинавские и немецкие ученые той эпохи пытались объяснить феномен домашнего дракона. Одни считали, что draco volans — лучеподобный дух, пылающий в ночном небе, — был метеоритом. Другие утверждали, что за дракона принимали облако горящего газа, притягиваемое черным дымом, выходящим из дымоходов жилищ, в которых жгли слишком много зелени. Другими словами, дракон был доиндустриальным аналогом смога.

Но ученых мужей никто не слушал. По меньшей мере до XVIII века научные объяснения веры в драконов игнорировались. Большинство людей считали дракона дьяволом, представшим в одном из многих своих обличий.

В 1536 году в Саксонии состоялся первый суд над ведьмой, на котором упоминалась сексуальная связь с демоном. Утверждалось, что в виде дракона к ней явился дьявол. В 1652-м женщина из Саксонии, которая называла себя ясновидящей, умеющей опознавать ведьм, сообщила суду, что видела, как несколько ее соседок совокуплялись с летающим драконом.

С учетом библейской истории о змее, неудивительно, что домашний дракон считался воплощением Сатаны, а люди, подозревавшиеся в обладании драконом, сжигались на костре. Немецкий фольклор косвенно подтверждает предположение о связи драконов и ведьм, предлагая одно и то же противоядие от тех и других.

В 1636 году балто-немецкий теолог Пауль Эйнхорн описал летающих огненных духов, «которыми многие владеют и сегодня». Эти духи, говорил он, крадут «зерно и другие продукты» для своих хозяев. Эйнхорн верил в «злых идолов богатства» и считал их частью культа поклонения демонам.

Источники умалчивают о том, использовали ли драконьи ведьмы магию для получения богатства, но все мужчины и женщины, которым приписывалось обладание драконом, были довольно состоятельными. Что примечательно, все они имели репутацию скряг, ростовщиков и даже мошенников. Односельчане считали их жадными и опасными людьми.

Обвиняемые отвечали, что стали жертвами не только клеветы, но и зависти. Таким образом, в основе россказней о драконах лежит осуждение жажды обогащения. Участников рыночной экономики порицали за жадность и безнравственность, и государство их не защищало.

в каком веке были ведьмы. Vedmy 2. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-Vedmy 2. картинка в каком веке были ведьмы. картинка Vedmy 2. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

Богатая — значит, ведьма!

Самая известная драконья ведьма — Маргарета Рамхолд из Кобурга, которую протестантский богослов Иоганн Маттеус Мейфарт (1590–1642) упоминает в своем трактате о ведьмах, изданном в 1635 году, через семь лет после смерти Рамхолд.

Маргарета была родом из семьи скромных ремесленников. Но позже Рамхолды сколотили состояние на продаже пива и молока, несмотря на то, что имели только одну корову. Со временем они начали одалживать деньги под проценты. Соседи обвинили Рамхолдов в ведовстве и донесли властям, что в их доме живет дракон. Маргарету казнили в 1628 году.

Читайте также

Второй тип ведьм, который внушал страх и отвращение жителям Европы, — это богачи, считавшиеся ведьмами. Более того, по слухам, богатые ведьмы были самыми могущественными и опасными приспешниками дьявола. И действительно, среди обвиняемых в ведовстве в Германии было довольно много зажиточных людей.

Однако большинство богатых ведьм на самом деле были ведьмаками — богачами и парвеню, нажившимися на сельскохозяйственных кризисах XVI и XVII веков. К ним причисляли и продажных чиновников.

Самым известным из них был доктор Дидерих Фладе, казненный в 1589 году.

Фладе был коррумпированным чиновником, поддержавшим архиепископа Трира в его конфликте со светскими властями. Он также был известен тем, что ссуживал деньги крестьянам из бедных деревень, расположенных в окрестностях благополучного Трира. Фладе стал сказочно богат (и влиятелен) всего за пару лет. Затем последовал крах. По меньшей мере 28 так называемых ведьм упомянули Фладе в своих признаниях, назвав его демоном и организатором шабашей.

Объясняя, почему после долгих месяцев раздумий он наконец решил выдвинуть официальные обвинения против Фладе, курфюрст Трира сказал, что тот был «печально известен своей алчностью». Другими словами, курфюрст признал, что жажда наживы для него является признаком связи с дьяволом.

Еще одним богатым ведьмаком был Мартин Гребер, купец и бургомистр маленького городка Хорб в Швабии. Сколотив состояние на торговле, Гербер занялся пивоварением. Скупив огромное количество ячменя, он не только вытеснил с рынка мелких пивоваров, но и спровоцировал сильный рост цен на ячмень, что в итоге привело к подорожанию хлеба.

Из-за предпринимательской деятельности Гербера бедняки начали голодать. Жители Хорба были возмущены поступками Гербера, который вместо того, чтобы поддерживать своих менее обеспеченных сограждан, пытался еще больше на них нажиться.

Начиная с 1597 года обвинять в колдовстве стали не только самого Гербера, но и его жену, и дочь, которые яростно его защищали. Дочь Гербера была арестована и подверглась пыткам. Хотя она так и не признала свою вину и в итоге была освобождена, обвинения в ведовстве преследовали ее всю оставшуюся жизнь.

Богатство — от дьявола

Теперь мы знаем достаточно, чтобы провести параллели между драконьей магией, охотниками за сокровищами и богатыми ведьмами. Всё указывает на то, что богатые ведьмы и драконьи ведьмы на самом деле не использовали никакой магии, а обвинялись в первую очередь в заключении сделки с дьяволом. Драконьи ведьмы, как считалось, обязаны были своим богатством магическому воровству, совершаемому для них демоном в облике дракона. Дракон и магическое воровство объясняют связь между приобретением богатства и подозрениями в колдовстве.

Феномен богатых ведьм объяснить труднее. Никто не утверждал, что они разбогатели благодаря магии. Само их богатство служило поводом для обвинений в ведовстве.

Отчасти это гендерный вопрос.

Подавляющее большинство охотников за сокровищами были мужчинами. Среди богатых и драконьих ведьм встречались как женщины, так и мужчины. Среди зажиточных жертв охоты на ведьм было больше мужчин, чем женщин. Выходит, что жадность и колдовство приписывались не только женщинам. Однако для всех них была характерна социальная мобильность.

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы были не просто богатыми — они были нуворишами. Охотники за сокровищами стремились примкнуть к их рядам, но ключевое отличие между ними и ведьмами состояло в том, что первые искали источник богатства вне общества.

Сокровище по определению не принадлежит никому. Сокровища относились к миру духов и контролировались духами. Вопрос происхождения сокровищ был настолько несущественным, что в ходе большинства процессов над охотниками за сокровищами он даже не поднимался. Деньги, на которые претендовали охотники за сокровищами, не были получены из ресурсов региона, в котором они жили.

Экономика ведьм

В доиндустриальных аграрных обществах считалось, что все блага существуют в ограниченных количествах. Другими словами, экономика — это игра с нулевой суммой. Выигрыш одного подразумевает проигрыш для всех остальных. Следовательно, новшества и стремление к приобретению богатства были не в почете.

Охотники за сокровищами были сторонниками идеи ограниченного блага. Они хотели разбогатеть не благодаря более усердному труду, а благодаря магии — а значит, имели дело с миром духов. Вот почему для них наказание за колдовство было таким мягким. Хоть они и практиковали магию, вызывали демонов и общались с призраками, они не нарушали нормы экономического поведения того времени.

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы были их полной противоположностью. Из исторических источников мы знаем, что они делали всё то, чего охотники за сокровищами избегали: создавали жесткую конкуренцию и стремились обогатиться, невзирая на чувства сограждан.

Окружающие объясняли такое поведение тем, что драконьи ведьмы и богатые ведьмы были жадными по своей природе. А жадность автоматически делала их злыми. В конце концов, церковь учила, что алчность — это один из семи смертных грехов. Следовательно, драконьи ведьмы и богатые ведьмы были на стороне дьявола еще до того, как заключили с ним сделку. Как говорится в одном источнике: «Из-за своей алчности подозреваемая считалась ведьмой, а если еще и не была ей, то, несомненно, вскоре бы стала».

Драконьи ведьмы и богатые ведьмы — это две стороны одной медали. И те и другие осуждались за жадность и безразличие. Их богатство было главной причиной, по которой их считали ведьмами. В отличие от охотников за сокровищами ведьмы удовлетворяли свою жажду наживы за счет своих ближних. Подозрение на них навлекало именно агрессивное обогащение.

в каком веке были ведьмы. Vedmy 3. в каком веке были ведьмы фото. в каком веке были ведьмы-Vedmy 3. картинка в каком веке были ведьмы. картинка Vedmy 3. Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

Для жителей раннего Нового времени антисоциальное поведение служило доказательством заключения сделки с дьяволом. Многие подозреваемые в колдовстве были попросту агрессивными или несдержанными людьми, которых окружающие считали воплощением зла.

Учитывая огромные риски, напрашивается вопрос: почему некоторые люди всё же стремились разбогатеть? И почему вера в ограниченное благо не препятствовала такому поведению?

По словам американского антрополога Джорджа М. Фостера, вера в ограниченное благо — это скорее особенность менталитета, а не догма. Она определяла ожидаемые формы поведения. Но люди, которым хватало смелости (или безрассудства), игнорировали общепринятые нормы и действовали в своих интересах.

Процессы над ведьмами нужно рассматривать не в контексте магии (поскольку они имеют крайне мало общего с магией), а в контексте ценностей и норм поведения, свойственных конкретным сообществам.

В этой связи напрашивается еще один, более важный вопрос: способствовало ли развитие капитализма упадку веры в ведовство? Было ли установление рыночной экономики в Европе одним из факторов, положивших конец охоте на ведьм?

Обвиняемые в ведовстве наказывались за определенное социальное и экономическое поведение, а не за магическую практику. Все до единого охотники за сокровищами в Германии остались живы после судебных процессов над ними. Маргарета Хёнин же пользовалась дурной репутацией, так как не подчинялась господствующей идеологии, согласно которой каждый должен был оставаться на своем, Богом данном ему месте. Ее признали виновной в ведовстве и сожгли на костре в 1580 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *