в каком веке были гладиаторы в риме
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.
Гладиаторы были звездами Римской Империи. Но какой была жизнь, и что на самом деле представлял собой бой гладиаторов? Как рабы арены сражались и выживали на протяжении столетий? Гладиаторские бои, несомненно, отличались от тех, что показывают в кино. Поскольку миф часто более интересен, чем реальность, порой сложно отличить правду от вымысла, особенно такой далекой от нас истории, как история Древнего Рима. К счастью есть подтвержденные исторические свидетельства, объясняющий реальную ситуацию того, что происходило на арене. И это безумно интересно.
Гладиаторы Древнего Рима
Гладиаторы — это не просто рабы, которые сражаются друг с другом. Они были финансовыми вложениями, религиозными инструментами и способом для богатых римских аристократов завоевать расположение народа. В римской культуре настолько укоренились обычаи арены, что несколько римских императоров сами принимали участие в гладиаторских боях. Нерон, например, участвовал в гонках на колесницах.
Гладиаторские бои начались на траурных церемониях
Гладиаторы не всегда использовались для предоставления общедоступных жестоких зрелищ. На самом деле изначально это была роскошь, которая была позволена только самым богатым римлянам. В ритуале, заимствованном у этрусков, гладиаторские бои были обязательной частью похорон богатых аристократов. Римляне верили, что пролитая во время боя кровь очищает душу умершего и готовит его к загробной жизни. По мере развития Римской цивилизации гладиаторские бои стали зрелищем, доступным каждому, благодаря проводимым государственным играм.
Некоторым гладиаторам завязали глаза
Смерть развлечения — это повторение. И в бесконечных поисках новых трюков, чтобы возбудить интерес толпы, кто-то решил, что это хорошей идеей будет завязать гладиаторам глаза. Называемые андабатами, гладиаторы с ограниченным зрением носили шлемы без глазных отверстий. Они также сражались без доспехов, одетые только в сандалии и набедренные повязки. Эти парни не были гладиаторами, прошедшими соответственную подготовку, а были преступниками, приговоренными к смерти для развлечения публики.
Драки с животными были редкостью
Животные, используемые на арене, включают львов, крокодилов и слонов. Эти поединки обычно были открытием гладиаторских игр. В некоторых случаях животных натравливали друг на друга.
Гладиаторы женщины
В древнем Риме не было ничего необычного в том, чтобы увидеть женщин, сражающихся на арене. К первому столетию они регулярно участвовали в гладиаторских играх, хотя женщины-гладиаторы не воспринимались так серьезно, как их коллеги-мужчины. Обычно их использовали в пародийных поединках, например, когда император Домициан устраивал драки между женщинами и гномами. Однако были женщины, которые участвовали в охоте на животных. В 200 году нашей эры император Септимий Север запретил женщинам участвовать в играх.
В Колизее происходили морские сражения
Гладиаторы не всегда сражались на сухом песке арены. Иногда Колизей заливали водой для симуляции морских сражений. Эта практика была начата Юлием Цезарем, который соорудил озеро специально для водных сражений, хотя это озеро было доступно только самым богатым зрителям. В одном из крупнейших гладиаторских морских сражений, проходившем на озере Юлия Цезаря, 3000 человек сражались на 12 римских галерах.
Не каждый гладиаторский поединок заканчивался смертью
Гладиаторы могли молить о пощаде
К сожалению, многие гладиаторские поединки все-таки действительно заканчивались смертью. Когда гладиатор был серьезно ранен, у него была возможность попросить пощады. Если Гладиатор признает свое поражение и поднимет палец вверх, есть шанс, что его жизнь будет сохранена. Право решать — жить гладиатору или умереть принадлежало арбитру гладиаторского поединка, если присутствовал император, он всегда был арбитром. Арбитры часто учитывали реакцию толпы. Решения о жизни и смерти находятся в руках арбитров и людской толпы.
Римские императоры иногда сражались на арене
Не секрет, что рабы, к которым относились и гладиаторы в Риме были низшим слоем общества, когда дело касалось социального положения. Не смотря на то, что люди любили гладиаторов ни кто не пожелал бы открыто общаться с ними. По этому, прыжок римского Императора на арену был не слыханным унижением для него самого и вековых устоев всей Римской Империи. Некоторые императоры, такие как Калигула и Тит, вступали в бой на арене с презренными рабами. Самым печально известным из таких неугомонных был Коммод. Вообразив себя божественным воином народа, Коммод часто участвовал в постановочных сражениях, в которых само собой перевес был в его пользу, но в конце концов, он был убит.
Гладиаторы владели многими видами оружия
Гладиаторы разделялись по разным признакам
Две основные группы были тяжелобронированными и легкобронированными гладиаторами, но и они были разбиты на группы, основанные на оружии и специфических качествах брони. Гладиаторы также классифицировались по уровню их опыта. Новобранцев и ветеранов часто отделяли друг от друга. Естественно, самые лучшие и опытные гладиаторы были оставлены напоследок.
Отказ от боя всегда заканчивался плохо
Доспехи гладиаторов находились под влиянием различных культур
Гладиаторы происходили из всех рас и культур, которых коснулась Римская Империя, и у многих были доспехи, свидетельствующие об их происхождении. Шпангенхельмы, например, носили тяжелые шлемы германского происхождения, а германские гладиаторы вообще носили самые тяжелые доспехи, какие только можно было увидеть на арене. Калкриец, маска для лица, прикрепляемая к шлему, также была атрибутом германских гладиаторов. Греческие гладиаторы и другие жители восточных областей Римской империи обычно носили самые легкие доспехи. Гладиаторы мирмилло, также известные как рыбаки-гладиаторы, имели на шлемах гребень в форме рыбы.
Были гладиаторы, которые сражались сетями
Бои с участием лошадей и колесниц были очень популярны
Эсседари были классом гладиаторов, которые специализировались на боях в колесницах. При этом Гладиаторы не устраивали гонки, это было совершенно другим развлечением в Древнем Риме. Эсседари часто выступали в реконструкциях знаменитых сражений, в которых римляне использовали колесницы, например, против британской королевы-воительницы Боудики.
Гладиаторские бои обычно велись один на один
Хотя на гладиаторской арене, безусловно, происходили масштабные сражения, большинство поединков не были столь масштабными. Обычный гладиаторский поединок представлял собой простую драку между двумя бойцами на открытой арене. В конце концов, гладиаторы были чрезвычайно дороги, поэтому выставление многих из них одновременно требовало больших денег. Масштабные матчи приберегались для особо торжественных случаев или только для самых богатых зрителей.
Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.: 7 комментариев
Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако юность предполагаемых жертв и вопиющая несправедливость завещания заставили магистратов изменить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.
Публий Корнелий стал одним из важных персонажей «Истории Рима от основания города», созданной Титом Ливием во времена Августа. Ливий в значительной степени опирался на Полибия, но в его сочинении есть и новые по сравнению с «Всеобщей историей» эпизоды из биографии Публия Корнелия. В частности, Сципион здесь стал одним из спасителей остатков римской армии после каннской катастрофы, «судьбой назначенный быть вождём в этой войне» Для Сенеки Сципион был образцом старинной воздержанности и республиканских добродетелей: в изображении Сенеки Публий Корнелий проявил «необычайную скромность и верность долгу», уйдя в добровольное изгнание, чтобы не угрожать свободе сограждан. «Ведь дело дошло до того, что либо Сципион ущемил бы свободу, либо свобода — волю Сципиона». Посетив усадьбу, в которой Публий Корнелий провёл последний год своей жизни, Сенека восхищался скромностью жилья и умеренностью его владельца, который мылся в тесной баньке не чаще, чем раз в восемь дней
Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку
Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.
Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт
Понравился; внезапно слух разносится,
Что будут гладиаторы; народ бежит,
Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.
(Теренций. Свекровь)
Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики
Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.
Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных в источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.
Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.
Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.
К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.
В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.
Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.
В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.
Формально поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.
Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.
Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.
Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.
В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.
Римский Колизей: гладиаторы и империя
Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.
Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.
Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.
Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.
В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.
Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.
За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.
Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.
При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.
В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.
При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.
Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.
В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.
Конец гладиаторских игр
Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он принимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.
Тем не менее в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.
Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.
Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.
Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.
Гладиаторские бои в Древнем Риме
Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.
Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.
История
Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.
Первые гладиаторские бои
Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.
По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.
Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.
Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.
Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.
Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.
Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.
Почему гладиаторские бои стали популярными
Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.
До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.
Пик популярности
Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.
О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.
Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.
Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.
Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.
Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.
Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.
Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.
Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.
Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.
Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.
Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.
Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.
Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.
Навмахии – морские сражения
Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).
46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.
Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..
Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.
Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.
Запрет боёв
Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.
Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.
В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.
Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.
В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.
Сооружения – где проходили бои?
Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.
Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.
Амфитеатр
В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).
Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.
Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.
В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.
Зрители
Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.
Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.
Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.
Культура
Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.
Картины
В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».
Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.
Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).
Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.
В музыке
Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.
Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.
5 лучших фильмов про гладиаторов
Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.
Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.