в каком варианте гласные в окончаниях написаны без ошибок яндекс
Правописание гласных в корне: все правила в одном месте
Есть слова, в написании которых мы не сомневаемся, а есть такие, что вызывают непонимание. Например, с безударными гласными в корне. Но если знать несколько важных правил, слова с безударными гласными, с чередующимися гласными, с гласными после «ц» и после шипящих покажутся не такими сложными, и совсем скоро вы сможете писать диктанты на отлично.
Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания. Часто в тексте вам могут встретиться проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. В частности, к ним относятся безударные гласные в корне слова. Написание таких слов могут вызывать сложности, например, «карыто» или «корыто», «макать» или «мокать», «затопить» или «затапить». Правильно писать слова с безударными гласными в корне очень важно, ведь даже одна ошибка может изменить смысл высказывания и привести к непониманию.
Так произошло однажды с зайчонком Максом.
Макс получил ответ своего друга и тоже ничего не понял. Конечно, это произошло из-за того, что он не знал простого правила правописания безударных проверяемых гласных в корне. Именно о таких гласных (и не только) пойдёт речь в данной статье.
Проверяемые безударные гласные
Вернёмся к нашим друзьям и узнаем, чем всё закончилось.
Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.
Макс понял: прежде чем что-то написать, необходимо подумать, можно ли проверить слово, подобрав к нему такое однокоренное, в котором безударная гласная окажется под ударением. Иными словами, чтобы определить безударную гласную в слове, надо выделить его корень и подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный звук будет находиться в ударной позиции. Если подобрать такое слово не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Такое простое правило правописание проверяемой гласной в корне слова, а сколько времени оно может сэкономить для приятного общения. Это правило подходит как для существительных, так и для других частей речи.
В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.
При изучении правил правописания гласных в корне необходимо также обращать внимание на значение слов, так как часто слова звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения. Например, слово частота (пульса) можно проверить словом часто, а слово чистота (в доме) — словом чистый, слово полоскать (бельё) — словом полощет, а слово поласкать (котёнка) — словом ласка и так далее.
Непроверяемые безударные гласные
Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре. Примеры слов с непроверяемыми гласными: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.
Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова. Например, запомнить правописание слова берёза можно, узнав, что оно произошло от bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый.
Чередующиеся гласные
В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.
Чередование гласных Е-И
Чередование гласных О-А
Корни с таким чередованием можно разделить на несколько групп в зависимости от условий правописания гласных в них.
Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения
В безударном положении пишется О в следующих корнях:
Гласные в омонимичных корнях слов затворить, притворить (дверь) проверяются словами створка, затвор.
Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы (букв)
В словах роса, росистый, оросительный гласная проверяется словом ро́сы.
Корни, правописание гласных в которых зависит от значения
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.
Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук [о́]. Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук [о́] чередовался бы со звуком [э], обозначаемым на письме буквой Е.
Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее.
Гласные после Ц
Следует помнить также о правописании ударных и безударных гласных после Ц.
Гласные И-Ы после Ц
В корнях слов после Ц пишется буква И: циркуль, цифра, циркач и так далее. В качестве исключений из данного правила можно запомнить такое предложение: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “Цыц!”».
Гласные О-Е после Ц
Для передачи звука [э] в ударном и безударном положении после Ц пишется Е: цена — ценный, целина — целый.
Для передачи ударного звука [о́] после Ц пишется О*: цокать, цоколь.
О пишется после Ц в безударном положении словах цокотать, цокотуха и в некоторых иноязычных словах: меццо, палаццо, скерцо, герцог.
Буквы Э-Е
Буква Э для обозначения гласного [э] пишется:
Буква Е пишется для обозначения звуков [jэ]:
Буква Е пишется для обозначения звука [э] в следующих случаях:
Буква Й (и краткое)
Буква Й (и краткое) служит для передачи звука [j] после гласных в конце слов или перед согласными: конвой, крайний, лейка и так далее. После согласных эта буква никогда не пишется.
В некоторых случаях Й может писаться перед гласными:
Изучайте русский язык вместе с преподавателями домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Выберите класс и получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка по промокоду RUSSIAN5112021: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс.
Заключение
Теперь вы и зайчонок Макс знаете всё о правописании гласных в корне и не будете делать ошибок, которые приводят к недопониманию.
Быть грамотным и знать правила — это здорово. Берегите свои знания, а если что-то забыли — вы всегда можете вернуться и прочитать этот материал.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Тест по русскому языку. «Правописание глаголов. Глагол в предложении». 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест. 4 класс. Тема: Правописание глаголов. Глагол в предложении.
Обведите правильный ответ:
1. В каком варианте не пишется Ь?
2. В каком варианте пишется Ь?
1) болт закрепит. ся
2) больной лечит. ся
3) вопрос выяснит. ся
4) надо распорядит. ся
3. В каком слове пишется буква Е?
3) никого не обид. т
4) вы все предвид. те
4. В каком слове пишется буква И?
4) калачом не заман. шь
5. B каком слове пишется буква Я?
1) они распор. т швы
2) родители хлопоч. т
3) они ма. тся без дела
4) дети стро. т дом из песка
6. В каком варианте в глаголе пишется И?
1) поместье обедн. ло
2) я обессил. л от тяжкого труда
3) солдат обескров. л от раны
4) голод ослаб. л организм
1) испыт. вать печаль
2) приз. вать к примирению
3) задум. ваться над своей судьбой
4) попроб. вать заглянуть в будущее
8. Определите правильный вариант пропущенных гласных
Дождь вымоч…т, а солнце высуш…т. Если что и забуд…шь, потом вспомн…шь.
А) е-и-е-и В) и-и-е-и С) е-и-и-е D) и-и-и-и Е) е-и-и-и
9. Определите вариант с пропущенным мягким знаком
А) Батыра пуля не берёт, храброго враг сторонит…ся
В) Крепости покоряют…ся отважным.
С) Дело покоряет…ся тому, кто его любит
D) Шутка тем хороша, что посмеят…ся можно.
Е) Знания от рождения не дат…ся, они приобретают…ся жизнью
А) (не)читает газет
В) (не) доумевали по поводу отмены спектакля
С) небо (не)прояснилось
D) (не)льётся вода
Е) листья (не) шелестели
11. В каких случаях НЕ с глаголами пишется раздельно?
12. Отметьте строку, на которой гласные в окончаниях написаны без ошибок
(предварительно постарайтесь найти все ошибки):
Кружется, видим, летаете.
Думаешь, беседует, крутят.
Вертится, считаем, клеют.
Пишем, колят, терпишь.
13. Ребята из соседнего класса проверяли орфограммы в личных окончаниях слов, называющих действия. Вера выполнила задание так:
14 .* В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-257398
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Личные окончания глаголов
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Тест по русскому языку. Тема: Правописание глаголов. Глагол в предложении. 4 класс
Тест по русскому языку. Тема: Правописание глаголов. Глагол в предложении. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Просмотр содержимого документа
«Тест по русскому языку. Тема: Правописание глаголов. Глагол в предложении. 4 класс»
Тест. 4 класс. Тема: Правописание глаголов. Глагол в предложении.
Ф. И. ученика______________________________________________________
Обведите правильный ответ:
1. В каком варианте не пишется Ь?
2. В каком варианте пишется Ь?
1) болт закрепит. ся
2) больной лечит. ся
3) вопрос выяснит. ся
4) надо распорядит. ся
3. В каком слове пишется буква Е?
3) никого не обид. т
4) вы все предвид. те
4. В каком слове пишется буква И?
4) калачом не заман. шь
5. B каком слове пишется буква Я?
1) они распор. т швы
2) родители хлопоч. т
3) они ма. тся без дела
4) дети стро. т дом из песка
6. В каком варианте в глаголе пишется И?
1) поместье обедн. ло
2) я обессил. л от тяжкого труда
3) солдат обескров. л от раны
4) голод ослаб. л организм
1) испыт. вать печаль
2) приз. вать к примирению
3) задум. ваться над своей судьбой
4) попроб. вать заглянуть в будущее
8. Определите правильный вариант пропущенных гласных
Дождь вымоч…т, а солнце высуш…т. Если что и забуд…шь, потом вспомн…шь.
А) е-и-е-и В) и-и-е-и С) е-и-и-е D) и-и-и-и Е) е-и-и-и
9. Определите вариант с пропущенным мягким знаком
А) Батыра пуля не берёт, храброго враг сторонит…ся
В) Крепости покоряют…ся отважным.
С) Дело покоряет…ся тому, кто его любит
D) Шутка тем хороша, что посмеят…ся можно.
Е) Знания от рождения не дат…ся, они приобретают…ся жизнью
А) (не)читает газет
В) (не) доумевали по поводу отмены спектакля
С) небо (не)прояснилось
D) (не)льётся вода
Е) Листья (не) шелестели
11. В каких случаях НЕ с глаголами пишется раздельно?
12. Отметьте строку, на которой гласные в окончаниях написаны без ошибок
(предварительно постарайтесь найти все ошибки):
Кружется, видим, летаете.
Думаешь, беседует, крутят.
Вертится, считаем, клеют.
Пишем, колят, терпишь.
13. Ребята из соседнего класса проверяли орфограммы в личных окончаниях слов, называющих действия. Вера выполнила задание так:
14.* В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?