в каком коробе лучше играет саб
Какое акустическое оформление выбрать для своего проекта: ЗЯ, ФИ, БП, ЧВ или рупор?
Напомню, какие бывают сабвуферные акустические оформления и их характерные особенности:
1. Бесконечный экран, или фриэйр (ФЭ).
Это динамик в полке, или подобные вариации. По звуку он хорош, четкий, быстрый. Но тихий. И трудно сделать правильный ФЭ, ведь нам надо герметично отделить салон от багажника, сделать идеальную жесткость полки. И все равно, АКЗ (акустическое короткое замыкание) будет через улицу, что приведет к потерям в нижнем басе. Поэтому ФЭ имеет ограниченное применение, да и хорошие динамики для него не так просто найти.
2. Закрытый ящик (ЗЯ)
Это герметичный ящик. Отличное оформление, которое подходит для воспроизведения живой музыки, от классики до рока, джаза и блюза. И даже для клубной музыки, но применять надо уже крупные сабы, например 12-15″. А для живой музыки самый ходовой динамик это 10″. Один или 2, если бас должен быть быстрым, но его надо много.
Достоинства: отличный быстрый и четкий бас, способность играть низко в инфру, не требует подрезки снизу (хотя это и применяют иногда), занимает мало места.
Недостатки: тихий, не способен от души «навалить», для воспроизведения жанров с очень большим количеством баса не подходит. Ну и перегреваться может, ибо объем закрытый.
3. Фазоинвертор (ФИ).
Это ящик с портом, трубой или щелью. Не с дыркой, как многие говорят 🙂 Её нельзя просто так прорезать в готовом ЗЯ, это не будет работать. ФИ имеет 3 важных параметра:
— объем ящика
— площадь порта
— длина порта
Все эти параметры ящика рассчитываются специальным образом. Используются программы и формулы (ручной расчет для мазохистов).
ФИ имеет целый ряд модификаций, таких как:
— ФИ на щели
— ФИ на трубе
— Раскрытая щель или труба
— ФИ с экспопортом (экспоненциальная образующая одной или нескольких стенок порта)
— пассивный излучатель (ПИ), как ни странно, это тоже разновидность ФИ, только вместо объема воздуха колеблется мембрана.
Достоинства ФИ: громко, много баса. Если слушаете такую музыку, в которой надо много баса, то это для вас. Хорошее охлаждение в определенном диапазоне частот (правда в некоторых диапазонах все плохо).
Недостатки прямо вытекают из достоинств: худшие импульсные характеристики, бас более тормозной, менее чёткий, хлесткий. На частоте и ниже частоты настройки может повреждаться, как механически, так и есть риск спалить катушку.
Ну и объем багажника занимает немало. Для сравнения: если стандартный объем ЗЯ для 12″ динамика это 28-30 л, то для аналогичного ФИ уже 60-70 л.
4. Бандпассы (БП) или полосовые ящики.
Бывают 4 и 6 порядка (на самом деле делают и 8й порядок, но это уже для эстетов и маргиналов).
Если по-простому, то это комбинация двух оформлений — ЗЯ и ФИ (БП4) или двух ФИ с разной настройкой (БП). Это упрощенная модель, но, в принципе, так и есть.
Достоинства: высокая отдача, эти оформления очень громкие.
Недостатков больше: бас самый тормозной, нечеткий, рыхлый. Слушать замедленную негритятину годится, что-то другое — уже нет.
Часто используется в «стенах», там как раз «валево» и хейртрики нужны. Ну или в спортивных «стенах», ибо отдача высокая.
5. Волновые оформления (рупоры, ЧВ и др).
Крутые, но трудно считаемые и реализуемые оформления. Звук — огонь! Громко, можно валить. Четко — можно слушать что угодно.Недостатки — огромные размеры. Но если найдете место, или исхитритесь сделать компактный рупор или ЧВ (а это возможно), то будет очень круто. Есть еще недостатки, но про это как-нибудь в другой раз.
ТИПЫ КОРПУСОВ ДЛЯ САБВУФЕРА
ТИП КОРПУСА САБВУФЕРА — ЗАКРЫТЫЙ ЯЩИК (ЗЯ)
закрытый ящик ЗЯЭто наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико — оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.
Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику «кажется» что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения «акустического» объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.
закрытый ящик для сабвуфераПри всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр — объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса — закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.
Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один — КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.
ТИП КОРПУСА САБВУФЕРА — ФАЗОИНВЕРТОР (ФИ)
фазоинвертор ФИВ фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике «ставится к стенке» используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.
ФИ ящик для сабвуфераПомимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством — наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком — наоборот, минимальны.
Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.
ТИП КОРПУСА САБВУФЕРА — ПОЛОСОВОЙ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ (BANDPASS)
полосовой громкоговоритель bandpassЕсли закрытый ящик и фазоинвертор — акустические фильтры верхних частот, то полосовой — объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель — одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы — отсюда и термин «симметричная нагрузка».
Из традиционных конструкций, бандпасс — чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.
ящик бандпас для сабвуфера
Бандпасс — капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.
Чем же это компенсируется? Прежде всего — высочайшим к.п.д. Во-вторых — весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля — и путь мощнейшим басам открыт.
Как выбрать сабвуфер для ЗЯ (закрытого ящика)?
Это акустическое оформление представляет собой закрытый короб, состоящий из 6 стенок, в самом простом варианте изготовления. В результате звук воспроизводит одна сторона диффузора, звук от второй гасится в недрах ящика. Закрытый ящик — очень музыкальное оформление и на соревнованиях по SQ (sound quality), а также в машинах людей, любящих качественный звук, можно увидеть закрытый ящик.
Для каких жанров музыки лучше всего подойдёт ЗЯ?
— живые жанры (популярная музыка, шансон, инструментальная музыка, этника, рок, джаз, где не нужно много баса);
— клубная музыка (где нужен быстрый бас; например, лучше 15″ динамик в ЗЯ, чем 12″ в ФИ, так как по громкости это будет почти одинаково, а по скорости гораздо лучше).
Какие преимущества есть у ЗЯ?
— сравнительная простота расчёта и изготовления;
— небольшие размеры (например, 10″ динамик требует от 15 до 25 л, 12″ — 25-35 л, 15″ — 40-60 л; 18″ — от 70 до 110 л чистого объёма);
— скорость и минимальные групповые задержки;
— хорошие импульсные характеристики (бас наиболее чёткий и хлёсткий, он хорошо воспроизводит так называемый панч — атаку);
Какие недостатки у ЗЯ?
— самая небольшая отдача (он самый тихий среди всех акустических оформлений, кроме free air);
— невысокая перегрузочная способность;
Как же выбрать динамик для ЗЯ?
В первую очередь стоит посмотреть на параметры Тиля-Смолла: Fs (резонансная частота), Vas (эквивалентный объём), Qts (общая добротность).
Учитывая эти параметры, можно быстро подобрать тип акустического оформления для динамика, используя одно простое правило.
Для этого надо значение Fs поделить на Qts. Если получившаяся цифра до 60, значит этот динамик предназначен для ЗЯ. От 60 до 80 — для ЗЯ и ФИ. От 80 до 100 — для ФИ. От 100 — для БП. Конечно, установить сабвуферный динамик можно и в «неподходящее» оформление. Он будет играть, но хуже.
Вторым этапом стоит сделать предварительный расчёт в программах: SpeakerShop, SpeakerBox Lite, BassBox 6 Pro. Для этого нужно ввести три основные параметра Тиля-Смолла (Fs, Vas, Qts) и нажать кнопку Plot (или аналогичную). Программа рассчитает объём ящика с добротностью оформления 0,707 (идеальная добротность ЗЯ). Если этот объём лежит примерно в пределах вилок, указанных выше, а график имеет подъём в области низких частот, динамик отлично подойдёт для закрытого ящика.
Также можно воспрользоваться мануалом от производителя, в котором бывают рекомендации по выбору акустического оформления.
Какой калибр динамика лучше всего подойдёт для ЗЯ?
Самые популярные — 10″ и 12″. Ящики с таким калибром динамиков получаются достаточно компактные, а громкости вполне хватает для SQ систем. Но бывает, что бывает, что устанавливают 15″ или даже 18″ сабы в закрытый ящик, и получают при этом отличный звук. Но надо понимать, что в таком случае стремятся добиться не максимальной громкости, а масштабности и глубины, суббаса, воспроизводимого с хорошей скоростью.
Какие автозвуковые бренды выбрать для ЗЯ?
Из брендов, выпускающих динамики, подходящие для ЗЯ, обратите внимание на: Hertz, Focal, DD Audio (например, 210), JL Audio (например, 10Wov3-4), Kicker (например, модель Comp CWRT10), Morel (например, Ultimo SW10), Helix (например, P10W Precision), Alpine (например, SWR-10D2), ESX (например, SX 1040), Pioneer (например, TS-SW2501S4), Gladen (например, RS 10). Если знаете другие модели, хорошо подходящие для ЗЯ, пишите их в комментариях!
Как построить «правильный» сабвуфер? Учим матчасть.
Снова всем привет. Если вы все еще задаетесь вопросом о том, какой корпус сабвуфера вам нужен, то внимательно прочитайте этот материал. Потому что если вы зададите такой вопрос кому-нибудь (например, здесь, на Drive2), но не уточните, какой бас вы хотите, то получите кучу противоречивых советов и с большой вероятностью разочаруетесь в самой технике, а то и сожжете чего-нибудь к чертям, хотя техника тут будет совсем не причем.
Возьмем для примера конкретный динамик. Я для наглядности выбрал 15-дюймовый RE Audio SX PRO (кстати, про него тут у меня спрашивали, вот как раз в тему и получается). Он громкий (многие ж любят погромче, ага) и универсальный в плане акустического оформления. Смотрим на него параметры Тиля-Смолла (например, тут), и начинаем прикидывать корпус. Я для этого пользую проверенный JBL SpeakerShop с коррекцией АЧХ, рекомендованной еще в начале 2000-х журналом АЗ. Как показала практика, получается довольно близко к жизни. Но сейчас особая точность нам не нужна, важнее показать что получим от того или иного корпуса. Итак, поехали.
Вариант 1. Для требовательных. Нам нужен предельно точный бас, и слушать музыку мы собираемся внутри машины. Параметры позволяют сделать отличный ЗЯ без потери отдачи, объем — всего 40 литров, что для 15-шки на самом деле очень компактно. АЧХ простирается до самых инфранизких частот – бас получите как в хорошем кинотеатре. При долговременной мощности динамика 1кВт и использовании соответствующего усилителя можно получить п-ц какую громкость и нехилое ливеротрясение. И это притом, что бас будет предельно точным и без единого намека на гудение. Мне этот вариант нравится. Но это в салоне. Если же такой саб заставлять играть на открытое пространство, то пропадет глубина баса и такого кайфа уже не получится, Отдача с понижением частоты будет спадать, и если вы начнете компенсировать это простым увеличением громкости, то это приведет к печальным последствиям. Оно вам надо?
Но ничто не дается даром, поэтому смотрим, в чем же мы проиграли. Во-первых, бас в фазике будет не такой четкий и точный, как в закрытом ящике. Кто любит технические термины – импульсная характеристика хреновая. Но если вы не планируете слушать «живую» музыку, где звук должен иметь натуральную связку «атака-затухание», а ограничитесь электронной, то это уже менее критично. Во-вторых, фазик обязательно требует включения на усилителе сабсоника. Обязательно! В идеале – не ниже, чем настройка самого порта. Потому что ниже настройки порта ход диффузора уже ничем не сдерживается, и вы тупо попалите динамик, если ввалите в него дури. Если это произойдет, потом не говорите, что не предупреждал. Не бойтесь, в «мясистости» баса не потеряете, информативный бас гораздо выше 30 Гц, поверьте.
Теперь вернемся к нашему сабу. А давайте попробуем оставить для него прежний объем, но сделаем настройку порта на 55 Гц? Что получим? Понятное дело, снизу отдача резко упадет, зато весь пар устремится в область «среднего» баса. При этом получим акустическое усиление больше, чем на 6 дБ! И это при прямом излучении! Еще немного, и поймете, почему я заостряю на этом внимание. Опять мы «как бы увеличили мощность» нашего усилителя, причем, нехило – в 4 с лишним раза. И, само собой, не забывайте про сабсоник! Настраивайте его никак не ниже 45-50 Гц! Получите ураганное колбасево без риска спалить даже самый надежный динамик в первые же 10 минут.
А теперь внимание, фокус. Закрываем багажник и открываем двери. Что получаем? Кто в теме, скажут – акустическое оформление типа бандпасс. Т.е. если мы стоим такие крутые на улице и нас прет от собственного меломанства, то мы слышим не прямое излучение нашего сабвуфера, саб играет в салон, а до нас бас доходит из открытых дверей. Салон в этом случае становится самой настоящей резонансной камерой! И что? А то, что так мы можем получить реально еще большее акустическое усиление! Тут, конечно, многое зависит от самого автомобиля – геометрии салона и дверных проемов, но эффект зачастую получается действительно чувствительным.
Выводы. В общем, что я хотел сказать этим постом. Друзья, если хотите получить нормальный бас, то для начала определитесь что для вас есть «нормальный». Потому что от некоторых постов типа «хочу глубокий мягкий басс» (кстати, «бас» пишется с одной буквой «C», давайте будем грамотнее), а особенно от комментов к ним, чесслово, инфаркт скоро схватит. А ведь заметьте, все варианты, что я вам тут показал – это всего лишь разные варианты оформления одного и того же динамика! Спалить любой саб его неправильным использованием и дурными настройками – дело нехитрое, а вот чтобы использовать все его возможности на полную катушку – придется подумать. В общем, как всегда, учим матчасть.
Какой короб лучше для сабвуфера? Виды короба.
Когда дело доходит до выбора типа корпуса для получения наилучшего звучания вашего низкочастотного динамика, многие начинают задавать вопрос: какой короб лучше для сабвуфера? Назначение корпуса состоит в том, чтобы улучшить отклик низких частот и предотвратить повреждение сабвуфера из-за чрезмерного отклонения.
Есть несколько вещей, которые вы должны будете рассмотреть, прежде чем сделать окончательный выбор, который в конечном итоге повлияет на звук. Вот некоторые из ключевых моментов, которые вам необходимо учитывать:
В сегодняшней статье мы рассмотрим виды коробов для сабвуфера, и узнаем какой лучше, чтобы помочь вам сделать правильный выбор.
Закрытый короб
Герметичный корпус имеет «закрытое» воздушное пространство. Внутренняя громкость будет варьироваться в зависимости от типа звука, который вы пытаетесь добиться. Герметичные корпуса могут иметь большие или малые внутренние объемы без отверстий в корпусе. Воздух внутри корпуса служит пневматической пружиной для управления движением звука.
При выборе нужного объема закрытого ящика, вам необходимо учитывать следующее: большой герметичный корпус будет иметь более плавный выход с более глубокими басами, но также может ограничивать управление мощностью, потому что диффузор низкочастотного динамика имеет меньший контроль на низких частотах. Слишком большая мощность на низких частотах может привести к повреждению компонентов динамика.
Вы должны убедиться, что ваш усилитель не производит больше энергии, чем рассчитаны сабвуферы на такой размер корпуса. Герметичные корпуса являются одним из самых популярных конструкций коробок для тех, кто ищет очень точное воспроизведение звука.
Закрытые ящики обычно используются, когда вы хотите получить громкое воспроизведение музыки с очень хорошим контролем звука. Например, маленькие коробки часто предназначены для более старых жанров музыки, хард-рока или спид-метала. Эти музыкальные жанры обычно содержат большое количество ударных в записи и почти не содержат баса.
С небольшим герметичным корпусом бас будет очень «плотным». Низкочастотный динамик будет обрабатывать большое количество энергии, потому что корпус будет ограничивать движение звука на более низких частотах, что может повредить динамик.
Большие закрытые коробки будут воспроизводить более низкие басы и считаются более «мягкими», плавными по частотной характеристике. Они также займут больше места в автомобиле, так как им требуется больше воздуха.
Нижний отклик низких частот в герметичном корпусе будет падать со скоростью 12 дБ / октава. Это плавный постепенный спад, который дает им очень хорошую кривую отклика, и не будет иметь чрезмерных пиков в выходе на определенных частотах.
Какой короб лучше для сабвуфера в седан? Мы считаем, что закрытый ящик идеально подойдет в качестве короба для этого типа машин, так как он может быть небольших размеров, и при этом, выдавать неплохой звук.
Плюсы:
Минусы:
Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:
Фазоинвертор
Корпус Bass reflex (также называемый фазоинвертором) имеет порт или вентиляционное отверстие, которые увеличивают выходной сигнал на определенных частотах. Этот тип корпуса сложнее построить. Вы должны следовать спецификациям производителя динамиков, чтобы оптимизировать выход и предотвратить повреждение динамика.
Вентиляционное отверстие объединит заднюю сторону выхода НЧ-динамика с фронтальным выходом динамика. Объем воздуха в корпусе, площадь вентиляции и длина имеют решающее значение для правильной настройки и управления мощностью. Если вы не будете следовать рекомендованным спецификациям, очень вероятно плохое звучание низких частот или повреждение низкочастотного динамика.
Фазоинверторы очень популярны, потому что они могут значительно увеличить звук при более низких частотах. Это может быть преимуществом, когда требуются экстремальные выходные уровни или если вы хотите максимизировать выходной сигнал сабвуфера с меньшим усилителем мощности. Как и во всем, есть как хорошие, так и плохие вещи. Для достижения максимальной производительности вам потребуется очень большой корпус с портами.
У портированных ящиков есть еще один набор проблем. Скорость, с которой низкие частоты снижаются, составляет 24 дБ / октава. Это означает, что они будут ограничивать низкие частоты, которые корпус может воспроизводить в два раза быстрее. Фазоинверторы часто намного больше, чем герметичные коробки.
Одним из ключевых способов управления движением звука ниже является использование дозвукового или инфразвукового фильтра. Все усилители сабвуфера имеют либо дозвуковой фильтр с фиксированной частотой 25 Гц при 24 дБ / октава, либо регулируемый дозвуковой фильтр с частотой от 10 до 80 Гц при 24 дБ / октаву. Регулируемый дозвуковой фильтр необходим для максимальной производительности и защиты динамика. При правильной настройке у вас будет невероятный выход из корпуса с максимальной защитой динамика.
При настройке фазоинвертора вы должны убедиться, что у вас есть нужный объем воздушного пространства, правильная площадь порта и длина порта. Если у порта слишком маленькая площадь, скорость воздушного потока в порту будет выше и может вызвать «шум порта» на высоких выходных уровнях. Это может звучать как «свист» или «пыхтение».
Один из способов увидеть, происходит ли это, держать руку или что-то над отверстием порта во время воспроизведения на большой мощности, чтобы убедиться, что шум прекращается. Этот шум может быть уменьшен и в некоторых случаях устраняется путем округления или развальцовки концов портов, но в очень маленьких портах шум неизбежен. Длина также является важным фактором и напрямую связана с площадью.
Большие порты звучат лучше, но занимают больше воздушного пространства, и общая громкость вашего корпуса увеличивается, увеличивая объем корпуса в целом. Теперь это баланс между размером, звуком и мощностью. Вы хотите, чтобы фазоинвертор играл как можно ниже и громче, но чем громче и ниже вы хотите его воспроизвести, тем больше места ему потребуется.
Правила вентиляции:
Когда вы используете порты, вам нужно запомнить несколько вещей. Первое и самое важное — это площадь и длина, которые очень важны для правильной настройки. Изменение любого из них значительно повлияет на качество звука, производительность и долговечность динамика. Форма вентиляционного отверстия не так критична, как ее общая площадь.
Это может быть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или любая другая форма, если общая площадь эквивалентна той, которая требуется для этого корпуса. Можно использовать несколько вентиляционных отверстий, если общая площадь равна указанной конструкции. Кроме того, вы должны держать вентиляционные отверстия вдали от других поверхностей.
Например, если у вас круглое вентиляционное отверстие диаметром 4 дюйма, оно не должно быть ближе, чем на 4 дюйма от задней части корпуса, чтобы предотвратить его расстраивание. Просто помните, что вентиляционное отверстие должно позволять воздуху свободно течь без препятствий с обоих концов. Прямое вентиляционное отверстие лучше, чем вентиляционное отверстие, которое необходимо согнуть или сложить для установки в корпус.
Изгиб вентиляционного отверстия также ограничивает поток воздуха и слегка нарушает его настройку. Более длинные вентиляционные отверстия настраивают корпус на более низкие частоты, но требуют большего воздушного пространства в корпусе, чтобы компенсировать их смещение. Небольшие вентиляционные зоны имеют более короткую длину, но увеличивают воздушную скорость и могут иметь «шум порта».
Маленький фазоинвертор не будет воспроизводить звук так низко, ка большой. Это связано с тем, что корпус меньшего размера не имеет достаточного воздушного пространства для настройки на более низкую частоту. Чтобы настроить на низкую частоту, вы должны использовать корпус большего размера с большим и длинным вентиляционным отверстием. В меньшем корпусе очень трудно установить порт из-за ограниченного объема воздушного пространства, с которым вам приходится работать.
Плюсы:
Минусы:
Какой короб нужен для сабвуфера 12 дюймов? Если вы планируете использовать фазоинвертор, то рекомендуемый объем 47-78 литров.