в каком классе учат стих узник пушкина

Урок литературы в 6 классе «Пушкин. Узник»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 классе № 13. «Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта.

Цели: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Проверка домашнего задания.

Прослушивание найденных стихотворений Пушкина о лицейском периоде и дружбе.

Выразительное чтение стихотворения «Пущину».

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов.

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Как вы понимаете эти слова Ахматовой, о ком идет речь?

Работа по теме урока.

Сообщение ученика об истории создания стихотворения «Узник». Южная ссылка поэта.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

«Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».

Пояснения.
Кишинев столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

(по вопросам на с. 54—55, ч. 1 учебника).

(определение дано на с. 57 учебника).

Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим! »; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.

Работа с интерактивной доской.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник».

Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

Подведение итогов урока.

Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Задавание домашнего задания.

Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Источник

Урок литературы в 6 классе по теме «Стихотворение А.С.Пушкина «Узник»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 М классе МБОУ СОШ №10

ТЕМА: «Стихотворения поэтов ХIХ века. А.С.Пушкин. «Узник»

Цель урока: изучение стихотворения «Узник».

1. Познакомить учащихся с содержанием и особенностями стихотворения.

2. Учить выразительному чтению и пониманию художественного текста, работать над понятием «лирический герой».

3. Побудить к осознанию ценности свободы.

Материалы, оборудование: учебник с текстом стихотворения и заданиями к нему, слайды.

1. Организационный момент. (1 минута).

Учитель и ученики здороваются, учитель нацеливает учащихся на доброжелательный лад и плодотворную работу.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем с одним очень известным стихотворением А.С.Пушкина. Я надеюсь, что вы будете активно работать и тогда узнаете много нового и интересного. А чего бы хотели вы сегодня на уроке?

Ученики. Читать выразительно.

Учитель. В конце урока мы подведем итог и посмотрим, что из этого получилось, а что нет. Чтобы работа была интереснее, чтобы побольше ребят проявило активность, давайте разделимся на команды.

2. Подготовка к работе. (2 минуты)

Класс делится на 4 команды. Четырем ученикам, по одному от каждой команды, предлагается выйти в коридор и на листочке написать «Письмо на волю»:

Учитель. Ребята, сейчас мы немного поэкспериментируем. Кто из вас может за 5 минут написать письмо? Выберите по одному человеку от каждой команды.

Учитель. Представьте, что вы сидите в тюрьме, а на воле у вас остались друзья. Напишите им письмо на окне в коридоре, а как будет готово, зайдите в класс и отдайте мне. Письмо подпишите вымышленным именем.

3. Привлечение внимания к изучаемому материалу с помощью рефлексии.(5 минут)

Учитель. Скажите, ребята, как вы думаете, почему я дала вашим товарищам именно такое задание?

Ученики. Потому что мы сегодня будем изучать что-то про тюрьму?

Учитель. А раньше вы что-то подобное изучали?

Учитель. А о чем может быть произведение, связанное с тюрьмой?

Ученики. Про преступника. Его сожаление, что он сюда попал. Желание выйти на свободу.

Учитель. А как называется человек, находящийся в тюрьме?

Учитель. А какое произведение мы сегодня изучаем?

Учитель. Какое слово вам больше нравится: «заключенный» или «узник»? Давайте в группах сравним. Обсудите, и через 1 минуту 1 докладчик от группы выскажет общее мнение: в чем разница в значении слов, и какое слово представляется более удачным в качестве названия стихотворения.

На экране появляются слайды со значением слов «узник» и «заключенный», согласно толковому словарю. Дети обсуждают, высказывают различные мнения. Например:

Ученики. Нам больше понравилось название «узник». Оно по смыслу похоже на слово «связанный». Сидящий в тюрьме человек похож на связанного, потому что он не может выйти на волю.

4. Повторение изученного материала – биографии А.С.Пушкина. (6 минут).

Учитель. Так где находится человек, если его лишают свободы?

Учитель. Как вы думаете, поэт находился за решеткой?

Учитель. Почему же у него возник интерес к этой теме?

Учащиеся обсуждают в группах в течение 1 минуты и высказывают различные предположения, которые комментирует учитель. Например:

Ученики. В тюрьме сидел кто-то из близких А.С.Пушкина.

Учитель. Нет. Но поэт горячо сочувствовал своим друзьям-декабристам, которые были осуждены… за что?

Учитель с помощью слайдов дает краткую историческую справку о восстании декабристов, делая упор на то, что эти лишенные свободы люди не совершали преступления, а хотели большей свободы своим согражданам.

5. Изучение нового материала. (14 минут).

Из коридора возвращаются ученики со своими «письмами», сдают их учителю.

После обсуждения учащиеся выступают с сообщениями. Например:

Ученики. Нам досталось письмо Василия Бугаева (читает). Он жалуется, что их редко выводят гулять, просит прислать ему еду и теплые носки. Нам кажется, что заключенный написал бы еще, как ему плохо в тюрьме.

После выступления всех докладчиков учитель просит ребят открыть учебники и обратиться к тексту:

Учитель. Итак, давайте сравним наши работы со стихотворением А.С.Пушкина.

Учитель сам или с помощью записи актерского чтения знакомит детей с текстом стихотворения и просит в группах сравнить содержание стихотворения с «письмами» детей. Через 2-3минуты докладчики знакомят класс со своими наблюдениями. Например:

Ученики. В стихотворении написано вообще не то, что мы думали. Здесь герой непонятно кому пишет и ни о чем конкретно не просит. Он рассказывает о своем состоянии. Ему грустно, он сравнивает себя с орлом и хочет улететь из темницы.

6. Подведение итогов. (4 минуты)

Учитель. Итак, мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Узник». Давайте проговорим понятия, к которым сегодня обращались. Кто такой узник?

Ученики. Заключенный. Во времена Пушкина предпочитали говорить «узник».

Учитель. Что означает выражение «лирический герой»? Чем он отличается от автора?

Учащиеся обращаются к материалу учебника и делают сообщения о том, что общего у автора и лирического героя. Например:

Ученики. Поэт никогда не был заключен в темницу, но в ссылке ему не нравилось. Он сравнивал себя с орлом, которого не пускают летать, держат на привязи.

Учитель. Почему мысли узника не содержат никаких конкретных вещей? Можно ли понять, за что он осужден и чего бы хотел попросить? Можно ли понять, к кому обращено стихотворение?

Ученики. Нет. Поэт выражает только желание узника вырваться на свободу.

7. Рефлексия. (2 минуты)

Учитель. В начале урока мы высказывали свои пожелания. Мне хотелось, чтобы вы ознакомились со стихотворением. Поднимите руки те, кто считает, что знает теперь, о чем это произведение.

Дети поднимают руки.

Учитель. Поднимите руки те, кто понял чувства лирического героя.

Дети поднимают руки.

Учитель. Поднимите руки те, кто уверен, что сегодня хорошо работал на уроке.

Дети поднимают руки.

Учитель. Поднимите руки те, кому было интересно. А кому удалось посмеяться? Все-таки тема стихотворения не располагает к веселью, но забавные моменты на уроке были.

Дети поднимают руки.

Учитель. Поднимите руки те, кому захотелось выучить это стихотворение.

Дети поднимают руки.

Учитель. Поднимите руки те, кто понял чувства лирического героя.

8. Домашнее задание. (1 минута)

9. Оценивание учащихся.(5 минут).

Учитель. Сейчас вам нужно будет оценить работу своей группы. Обсудите и через минуту скажите, кто в группе работал активно, кто – не очень, и кому, по вашему мнению, можно поставить оценку в журнал.

Учащиеся обсуждают, выступают со своими суждениями. Учитель соглашается с отдельными оценками и заносит их в журнал

Если остается время, то учащиеся могут поблагодарить друг друга за хорошую работу, рассказать о своих впечатлениях от урока, высказать пожелания.

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Антитеза – (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.

Лирический герой это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Стихотворение художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одной из центральных тем в литературе и поэзии является проблема свободы, о чём написал Александр Сергеевич Пушкин в романтическом стихотворении «Узник».

Это произведение было написано в 1822 году (напечатано в 1832 году), во время ссылки в Кишинёв. Формально, это была служебная командировка по линии ведомства генерала Инзова (по делам русских переселенцев в Бессарабии). Но, все знали, что Пушкина отправили на окраину империи за эпиграмму на государя Александра Первого и на его министра графа Аракчеева.

Кишинёв произвёл на поэта после блестящего Санкт-Петербурга удручающее впечатление:

«Проклятый город Кишинёв!

Тебя бранить язык устанет.

Когда-нибудь на грешный кров

Твоих запачканных домов

Небесный гром, конечно, грянет».

Здесь он сближается с членами южного общества будущих декабристов «Союз благоденствия».

«Время моё протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше. – разнообразная и весёлая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России. Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов» – писал Пушкин в дневнике.

Пушкину пришлось провести с небольшими отлучками в Кишинёве почти три года. Благодаря хлопотам Петра Андреевича Вяземского поэта перевели по службе в Одессу. Но Пушкин был и этому безумно рад: «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу», – писал он брату Льву.

Стихотворение «Узник» состоит из трёх строф – четверостиший. В первом – появляются образы несчастного пленника и гордой птицы, клюющей свою пищу. Здесь поэт рисует тюрьму, говорит о решётке – всё это тоскливая картина. «Решётка» – главное слово, которое определяет тему «Узника». Поэт говорит о переживаниях человека, оказавшегося в неволе:

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном, –

за образом молодого орла мы узнаём самого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.

Птица зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И тоска развеивается. Так понятие «неволя» подчеркивается одиночеством лирического героя. Поэтому используется ряд глаголов действия, что усиливается интонацией:

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

По мнению поэта, нет ничего лучше и дороже вольной жизни. Читая это стихотворение, мы переживаем и сочувствуем героям произведения.

Лирический герой – романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Пушкин хотел показать не только своё внутреннее состояние, чувства, но и мир подобных ему людей, ценящих свободу, волю: «Мы вольные птицы…». Но в душе лирического героя происходит противостояние: желание полной свободы, стремление вырваться из темницы и неопределённость перед необходимостью сделать выбор (тема страха выбора, неуверенности).

В последнем четверостишии автор рисует простор: героев ждут горы и море, ветер и свобода. Это подчёркивает невозможность осуществления мечты лирического героя о воле, который сравнивается с орлом – символом свободы, воли, независимости, силы.

Орла автор называет и «грустным товарищем», и «братом»: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» Птица испытывает человеческие чувства: задумал, зовёт, вымолвить хочет, а сидящий за решёткой человек-узник задумал, кажется, то же, что орёл. Они сливаются в один образ.

В изображении картин свободы используются разнообразные выразительные средства. Постоянный эпитет к слову «ветер» в произведениях устного народного творчества – «вольный».

Поэт использует также такой приём, как антитеза (противопоставление):

серая темницапростор («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»), пленниквольная птица («Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой»), при этом сопоставляя грустную, тоскливую несвободу и восхищающую, привлекательную волю.

за окном, «морские края»

ограничение, несвобода, темница, решётки, тюрьма.

В произведении есть и приём олицетворения (это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия): «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

«Узник» Александра Сергеевича читается легко, порыв души поэта и его эмоции передаются нам, читателям. Поэт использует глаголы настоящего времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие, что передаёт динамику, ритмичность. В стихотворении встречаются повторы: пора, туда, где.

Пушкин в южной ссылке пытался определить своё назначение как поэта. Для него очень важно, чтобы была духовная свобода. Стихотворение «Узник» заставляет задуматься о судьбе человека в неволе.

Теоретический материал для углублённого изучения

Период южной ссылки поэта Александра Сергеевича Пушкина оказался весьма продуктивным в творческом отношении. За это время им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822) – образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения.

В Кишинёве над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми жёлтыми глазами и величественно принимали пищу.

Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещённые читатели, но и простые люди: стихотворение стало «народной песней».

Кишинёв – столица Молдавии. Кишинёв был присоединён к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Вспомните, в каком году был написан А. С. Пушкиным «Узник»?

В 1822 году Пушкин был в южной ссылке в г. Кишинёве, где и написал это стихотворение.

Правильный ответ: 1822 г.

Найдите в отрывке эпитеты и выделите их:

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,…

Сначала вспомним, что такое эпитет. Это образные прилагательные. Какие есть образные прилагательные в этом отрывке?

Нужно выделить цветом: сырой, молодой, грустный, кровавую.

Источник

Урок литературы в 6-м классе по теме «Лицейские годы А.С. Пушкина». Стихотворение «Узник»

Разделы: Литература

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Царскосельского лицея времён Пушкина и его современное изображение, иллюстрация с изображением лицеистов, друзей А. С. Пушкина, «Пушкин на экзамене в лицее»; на доске слова В. Рождественского о стихотворении «Узник»; магнитофон, диск с записью отрывка «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», диск с записью стихотворения «Узник».

В начале жизни школу помню я…
А. С. Пушкин

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование цели учащимися.

Звучит отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

— Знакома ли вам эта музыка?

— Правильно. Прозвучал отрывок «Полёт шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова. А какое отношение он имеет к теме сегодняшнего урока?

— Да, это отрывок из оперы, написанной на основе «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, и сама опера называется «Сказка о царе Салтане».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Запись темы в тетрадь.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений «Пушкин в моей жизни», стихотворений о Пушкине, написанных самими учащимися.

IV. Повторение изученного.

1. Вступительное слово учителя.

Да, А. С. Пушкин приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Наверно, нет ни одного человека, который бы не читал и не любил произведения этого поэта. И сейчас мы вспомним те из них, которые вы изучали в школе или прочитали самостоятельно. Для этого проведём викторину.

2. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

V. Изучение темы.

1. Работа с эпиграфом.

А. С. Пушкин писал: «В начале жизни школу помню я…». И этой школой стал для него Царскосельский лицей. Годы, проведённые здесь, были для поэта самым весёлым и безмятежным временем. В лицее он получил хорошее образование и приобрёл близких друзей.

2. Доклады учащихся.

3. История создания стихотворения «Узник». Прочитать по учебнику (с.42)

4. Слушание стихотворения «Узник» в записи. Его читает Народный артист России Эдуард Марцевич, актёр Государственного Академического Малого театра России.

5. Беседа по стихотворению:

— Почему стихотворение так называется? Кто такой узник?

— Прочтём первый стих? Найдите главное слово-образ, которое определяет мир чувств и переживаний лирического героя?

— Какой эпитет находит поэт к слову «темница»?

— О каком ещё невольнике идёт речь?

— Почему второй узник именно орёл, да ещё молодой?

— Как Пушкин передаёт настроение? Почему орёл грустный товарищ?

— Присущи ли узнику те же качества, что и орлу?

— Как развивается действие во второй строфе (четверостишии)?

— Как меняется пространство в последнем четверостишии?

— Какие предметы появляются?

— В чём особенность пейзажа?

— Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

— Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения.

— Как меняется пространство, освещение, краски, предметы?

— Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

— Какова же главная мысль этого стихотворения?

— Утверждение свободы как необходимости для гармонического мироощущения личности.

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие же слова определяют понятие «свобода»?

7. Работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице глухой!
Пленён, обескрылен орёл молодой,
Мой верный товарищ в изгнанье моём,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
И вымолвить хочет мне слово одно.
Зовёт меня взором и криком своим:
«Мой верный товарищ, уйдём, улетим;
Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора!
Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.
Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.
Где сокол и коршун, там наша семья».

— Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?

VI. Обобщение.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Узник», сопоставить его с черновым вариантом, нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *