в каком классе учат части речи

Русский язык. 1- 4 классы. Части речи.

в каком классе учат части речи. 127. в каком классе учат части речи фото. в каком классе учат части речи-127. картинка в каком классе учат части речи. картинка 127. Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.

Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.

Части речи бывают самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Самостоятельные части речи.

Часть речи.

Что обозначает.

На какой вопрос отвечает.

Имя существительное.

кто? (мама)

что? (дом)

Имя прилагательное.

какой? (красивый)

какая? (добрая)
какое? (синее)

какие? (большие)

чей? (мамин)

Имя числительное.

Количество или порядок предметов при счёте.

сколько? (пять) который? (третий)

Местоимение.

Указывает
на предмет, но
не называет его.

кто? он (ребёнок) что? он (дом)

что? оно (дерево)

Глагол.

Действие или состояние предмета.

что делать?
(писать)
что сделать?
(прочитать)

Наречие.

как? (быстро),

где? (вдалеке),

куда? (вправо),

когда? (сейчас),

откуда? (снизу).

Грамматические признаки частей речи.

Признаки частей речи.

Изменение частей речи.

Имя существительное.

Число:

Падеж.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Имя прилагательное.

Род (в единственном числе).

Имя числительное.

Местоимение.

Лицо:

1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)

Глагол.

Время:

настоящее, прошедшее, будущее

Наречие.

Служебные части речи.

Части речи.

Примеры.

Предлог – служат для связи слов в словосочетании.

В, из, до, под, над, с, перед и др.

Союз – служит для связи однородных челнов или простых предложений в сложном.

И, а, но, или, любо и др.

Частица.

в каком классе учат части речи. 111. в каком классе учат части речи фото. в каком классе учат части речи-111. картинка в каком классе учат части речи. картинка 111. Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.

Внимание!

Служебные части речи не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного). Они не являются членами предложения.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 60. Что такое части речи?

Части речи – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие описывают предметы, третьи называют их действия.

В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи, в зависимости от того, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какими признаками обладают, какую роль играют в предложении.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Чтобы определить, к какой части речи относится слово, действуйте по алгоритму:

3. Назовите часть речи.

Когда необходимо указать части речи, принято сокращать слова следующим образом.

Имя существительное – сущ.

Имя прилагательное – прил.

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Электронная пропись.

Прочитайте пословицы. Спишите. Определите часть речи и обозначьте её, надписав сокращение над выделенным словом.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Подсказка: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Задание. Определение частей речи.

Прочитайте предложения. Какой частью речи являются обозначенные слова? Выделите разными цветами имена существительные и глаголы.

Пила хорошо заточена.

Подсказка: Поставьте вопросы к словам. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Глаголы отвечают на вопросы что делала? что делал?

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

восемь [м’] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Источник

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Знакомство с частями речи»

Задачи урока:

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

План урока:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись в тетради даты.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

Игра «Кто? Какой? Что делает?».

На экране проектора изображения следующих предметов: медведя, книги, белки, будильника, муравья, стула

У. – Выберите, из списка названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, назовите какой это предмет, какие действия выполняет. Запишите в тетрадь.

Д. – КТО? Медведь, какой? – бурый, белый, большой; что делает? – охотиться, питается.

КТО? белка, какая? – шустрая, рыжая, запасливая; что делает? – грызёт, прыгает.

КТО? муравей, какой? – трудолюбивый, маленький; что делает? – бежит, несёт.

(Учитель все называемые детьми слова фиксирует на доске в произвольном порядке).

4. Усвоение новых знаний.

Работа в группах

У. – Разбейте, все названные вами слова на группы, объясните свой выбор.

Д. – Объясняют свой выбор.

У. – Попробуйте определить тему нашего урока.

Д. – Ответы детей.

Постановка цели урока

У. – Сегодня на уроке мы начинаем работу над очень важным разделом русского языка «Части речи». Подумайте, почему тема называется именно так?

Д. – Ответы детей.

У. – Какие части речи вы уже знаете?

Д. – Ответы детей.

У. – Как вы думаете, для чего нужно изучать части речи, их особенности?

Д. – Предположения детей.

Работа в группах с текстом

Скворцы.

« Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди… Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах… Берёзовые почки набухли. Барашки на вербах стали жёлтыми, пушистыми, огромными. Зацвела ива. Пчёлы вылетели из ульев… На полянах робко показались первые подснежники… »

У. – Какие части речи использовал А. Куприн для этого замечательного описания прихода весны?

Д. – Ребята работают в группах, заполняют таблицу, записывают в тетрадь:

Части речи

Затем представляют итог своей работы, рассказывают о том, на какой вопрос отвечает каждая части речи, что называет и т. д.

У. – Молодцы. Вы очень точно подметили, что автору понадобились в первую очередь, имена существительные: март, год, весна, дождь… Все эти слова называют окружающие нас предметы. Каждый из названных предметов имеет свои признаки, которые называют имена прилагательные:

Не мог обойтись писатель без глаголов, которые, отвечают на вопрос что сделать?, что делать? и называют действие предмета:

Автор использовал также и наречия, которые указали как? выпадали дожди – изредка, как показались первые подснежники – робко и т. д.

5. Подведение итогов работы в группах, составление итоговой таблицы (проектор).

Часть речи

Вопросы

Что называет

Кто? Что?

Предмет

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

У. – За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам прочесть стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика» и определить, какие ещё есть в русском языке части речи, кроме тех, которые мы выделили на уроке.

Существительное– школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Выпишите в тетрадь названия частей речи и пример, приведённый в стихотворении.

6. Физкультминутка

7. Работа с ММК «Русский язык»

У. – Обратимся к компьютеру. Работаем с ММК «Русский язык», глава «Какие бывают части речи?». Статьи «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

Д. – Знакомятся с материалами учебных статей электронного учебника, выполняют задания, данные в каждой статье; (компьютерная программа проверяет работу каждого ребёнка, даёт звуковую оценку).

8. Подведение итогов урока.

У. – Проверьте правильность выполнения задания одним из учеников третьего класса, исправьте ошибки, верный вариант запишите в тетрадь.

Определи части речи.

Д. – Выполняют задание.

У. – Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке есть следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, подлежащее, наречие, сказуемое и другие.

Д. – Не соглашаются с мнение учителя, находят в его высказывании ошибки, исправляют их.

9. Домашнее задание.

Выписать из любого произведения художественной литературы пять предложений.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, признаки, действия, количество, состояния; являются членами предложения.

Служебные части речи – слова, которые не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматическое значение.

Междометие – особая часть речи, объединяющая неизменяемые слова, которые выражают чувства, волеизъявления и т.д., не называя их. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и не являются членами предложения.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее всему ряду слов.

Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов (формы слова), по которым определяется принадлежность к той или иной части речи.

Синтаксическая роль – это характеристика слова как члена предложения.

Открытые электронные ресурсы:

www.gramma.ru (Дата обращения 24.06.2019);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как-то раз пятиклассники Петя и Аня сидели у бабушки в деревне и пили чай с пирожками возле печки.

– Печь – вкусное имя существительное! Такие пирожки получились! – восторженно произнесла Аня.

– Какое же это существительное? – возразил Петя. – Самый настоящий глагол! Печь – что делать? Печь пироги! Вот! Печь – вкусный глагол!

На кухню вошла Ира, старшая сестра:

– Не спорьте. Вы оба правы. Слово печь может быть и именем существительным, и глаголом. Всё зависит от контекста – употребления этого слова в высказывании.

– У нашей бабушки печь замечательная! Я люблю пирожки, которые только что из печи вынуты. Печь – из печи… Это существительное. В родительном падеже, – объяснила своё слово Аня.

– А я люблю помогать бабушке печь! Когда печёшь, такой запах идёт! – сказал Петя. – Печь – печёшь… Моё слово тоже изменило форму: 2-е лицо, единственного числа. Моё слово – глагол.

– Слова, которые совпадают в одной грамматической форме (у вас это печь – именительный падеж имени существительного и печь – неопределённая форма глагола), называются грамматическими омонимами. Вы сейчас пытались понять, какой частью речи являются совпадающие по форме слова. Но и в любом другом случае, чтобы правильно отнести какое-либо слово к части речи, необходимо знать признаки, по которым распределяются слова в тот или иной класс слов, – важно произнесла Ира.

Части речи – это группы слов, объединённые общим грамматическим значением, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении.

Вспомнить, какие бывают части речи, поможет стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

Распределим выделенные части речи и примеры в таблицу. Повторим, какое общее значение имеет каждая часть речи.

Общее грамматическое значение

указание на предмет, признак, количество без их называния

количество или порядок при счёте

признак действия, признак признака

оттенки значения, образование формы слова

выражение побуждения, чувств, эмоций, без их называния

связь слов в предложении

связь предложений и частей в предложении

В русском языке части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Вы уже знаете некоторые самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. К самостоятельным частям речи можно задать вопрос.

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. Постоянные признаки изначально свойственны всем словам, принадлежащим к определённой части речи; постоянные признаки не изменяются в зависимости от контекста. Например, у имён существительных такие постоянные признаки: собственное (Самара, Воскресенск) или нарицательное (дерево, вода); одушевлённое (кот, птица) или неодушевлённое (компьютер, программа); род (женский – земля, мужской – сон, средний – молоко), склонение.

Непостоянные признаки могут меняться в зависимости от условий, в которых употреблено слово. Например, «Наша семья поехала отдыхать». В этом предложении слово семья употреблено в форме именительного падежа, единственного числа. В предложении «На морском побережье отдыхают семьи с детьми» слово семьи стоит в форме именительного падежа, множественного числа.

Служебные части речи не изменяются. Они употребляются только вместе с самостоятельными частями речи, служат для связи слов в предложении или для связи его частей. Посмотрим на фразу «Телефон лежит столе». Совершенно непонятно, где лежит телефон. В столе? На столе? Или «Положи тетради стол». Куда положить тетради? На стол или в стол? Место можно уточнить при помощи предлога. В первом предложении говорится, где лежит телефон (значение предложного падежа – в / на столе). Во втором предложении – куда положить тетради (значение винительного падежа – в / на стол). Предлоги выражают зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

Союзы служат для связи предложений или частей в предложении. Например, «Солнце ещё не встало, но уже проснулись птицы». (Ю. Олеша.) Союз но здесь связывает два простых предложения в одно сложное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Грамматическими омонимами могут быть не только самостоятельные части речи. В отношения грамматической омонимии (её ещё называют омоформией) могут вступать самостоятельные и служебные части речи. Например, омоформами являются наречие впереди и предлог впереди:

идти (впереди чего?) впереди отряда – существительное.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильные характеристики из предложенного списка.

Имя существительное изменяется по…

Разбор задания. Вспоминаем, что имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, машинамашины (изменяется по числам); машинак машине (изменяется по падежам). Ответ: Б, В.

Найдите и подчеркните общее грамматическое значение имени прилагательного.

Имя прилагательное обозначает предмет, действие предмета, признак предмета, признак действия, признак признака.

Разбор задания. Вспоминаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета. Например, счастливый случай.

Ответ: Имя прилагательное обозначает предмет, действие предмета, признак предмета, признак действия, признак признака. Правильный ответ – признак предмета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *