в каком классе проходят василия теркина

Урок литературы в 8 классе по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урок литературы в 8 классе

по поэме А.Т. Твардовского

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Героика и юмор в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

1.Образовательные: произвести идейно-художественный анализ поэмы «Василий Теркин», проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения.

2. Развивающие: развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать осмыслению учащимися трагических событий прошлого; развитие творческих способностей обучающихся.

3.Воспитательные: проникнуться гордостью за русский народ-победитель; пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: компьютер с проектором, презентация, песня «Дороги», поэма Твардовского «Василий Теркин».

Методические приемы : беседа, анализ текста, работа по картине, творческая работа.

«Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин».

2.Введение в тему урока. Слово учителя. (Звучит песня «Дороги » (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова))

— Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая принесла много горя нашей стране, нашему народу. Нет такой семьи в России, которой бы не коснулась война. Тяжелой ценой досталась нам победа, и об этом не надо забывать. К теме войны обращались многие поэты и писатели. Писал о ней и А.Т. Твардовский. (слайд №1)

С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу найти путь к сердцу фронтовика, создать поэму истинно гражданского звучания «Василий Теркин». И сегодня мы продолжим изучение поэмы.

Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединены одним главным героем – Тёркиным).

Цель нашего урока: Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Дать характеристику главному герою.

Наша задача: произвести идейно-художественный анализ поэмы «Василий Теркин», проникнуть в замысел автора; выявить определяющие качества Василия Теркина; анализ глав произведения. (слайд №2)

3.Работа в тетради. Запись числа, темы урока, эпиграфа. (слайд №3)

1) Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

2) Когда Твардовский написал поэму? (В годы войны, первые главы в 1942 г.)

3) О чем говорится в поэме? Каков замысел? (Книга о войне. Автор изображает её правдиво: какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт создал образ удачливого бойца для поднятия духа воинов).

4) Какова тема и идея поэмы? Тема-рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы. Идея-показ героизма простых солдат.

5) Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава-самостоятельное произведение, всего их 25, но все они объединены главным героем-Василием Теркиным.)

6) Как вы думаете, Василий Теркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Теркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Теркиным? В каких войсках служил Теркин?

(Василий Теркин-это вымышленный, собирательный образ. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах и создал своего героя. Он служил в пехоте.)

7) Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Василия Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

Р — асторопный, — ешительный

— Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат, патриот. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени

Можем ли мы назвать Теркина героем? В каких прочитанных главах мы узнаем о героизме Теркина?

Словарная работа (слайд №4):

Героика – героическое содержание, героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

5. Чтение и анализ главы «О награде»

— Как построена эта глава?

— Как сочетаются в главе юмор и сатира?

— Каким выглядит Тёркин в монологе? (Простой, смешной, мечтает о любви, простом человеческом счастье, с тонким юмором представляет свое возвращение с медалью.)

-Для чего нужна ему медаль? (Чтобы произвести впечатление на девушек)

— Что общего у автора и Теркина? (Он из тех же мест, что и автор. Оба любят родину)

— Что значит родина для них? Какой рефрен включен в поэму? Почему?

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)

6.Чтение и анализ главы «На привале». Работа по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя». (слайд №5)

Художник Ю. Непринцев создал картину к поэме Твардовского, которая называется «Отдых после боя». Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василии Теркине?

( В центре на отдыхе Василий Теркин, который рассказывает что-то смешное. Плотным кольцом окружили его друзья.)

Хорошо, как есть такой

7. Рассмотрение портрета Ореста Верейского «Василий Теркин» (слайды №6,7)

Впервые портрет Теркина был создан художником О.Верейским в 1945 году.

Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете.

— Какое лицо у Теркина? Как он одет? (Лицо широкоскулое, нос картошкой, приветливый вид, через плечо скатанная шинель).

8.Творческая работа. Написание синквейна о Теркине.

Назовите основные черты Теркина: балагур, шутник, весельчак, но в то же время мужественный, смелый, герой. Чтобы подвести итог, мы с вами напишем синквейн. Что это такое? Как он пишется?

Сражается, защищает, веселит.

Никогда не унывает.

-Ученики зачитывают свои работы.

9. Подведение итогов урока:

Словом, Тёркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянье гость нелишний,

На работе – хоть куда…

— Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?

— Какова роль поэмы в наше время?

(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).

10. Домашнее задание :

выучить отрывок из главы «Переправа» до слов: «Русский труженик-солдат!»

Источник

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Урок литературы в 8б классе.docx

Урок литературы в 8б классе

Учитель: Осадчая А.В.

Тема урока: «Василий Теркин». Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

показать роль произведения А. Твардовского в годы войны;

показать роль человека на войне;

представить знания текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы.

совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

практиковать умение извлекать информацию из текста;

развивать самостоятельность, наблюдательность и аналитичность;

развитие орфографических навыков (понятийный словарь).

помочь учащимся осознать истоки нашей победы, проникнуться гордостью за русский народ-победитель;

вызвать эмоциональный отклик на художественное слово поэта;

воспитывать патриотические чувства;

формировать способность сопереживать.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

I . Организационный этап.

II . Постановка цели и задач урока.

— Ребята, обрати те внимание на эпиграф нашего урока (чтение эпиграфа ). Как выдумаете, какой теме сегодня будет посвящён наш урок? ( Наш урок будет посвящён теме войны)

— Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, в каком недавно изученном произведении мы встретились с этой тематикой? ( Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

— Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Василий Теркин». Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

— Целью нашего урока является обобщить знания по поэме. Мы с вами проникнем в тайну художественного слова, чтобы понять взгляд художника на войну 1941-1945гг., чтобы погрузиться в одну из самых страшных страниц нашей истории.

III . Актуализация знаний.

— Обратите внимание на слова, записанные на доске, запомните их написание и запишите в тетради.

* В еликая О течественная в ойна 1941-1945 гг.;

*труж ен и к – с олдат;

* О рден О течественной войны;

* Г ерой С оветского С оюза;

-Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

IV . Обобщение и систематизация знаний.

2.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав? (Он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

2. Чтение главы «Переправа» (наизусть/выразительно)

— А сейчас я вам прочитаю черновой вариант этого отрывка. Подумайте, почему Твардовский А.Т. отказался от начального варианта и в чем отличие этих двух отрывков?

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой.

И, угрюмый, зубчатый,

Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

Снег укутанный, втоптанный в грязь –

Вровень с кромкой льда. Переправа

В шесть часов началась.

(— В черновом варианте чувствуется некая тяжесть повествования, а в окончательном варианте автор более глубоко и лирично передал все краски этого ужасного эпизода, как бы сглаживая всю остроту этой страшной картины. В результате отрывок читать легко, это говорит о мастерстве художественного слова поэта.)

— А зачем поэт рисует нам эту картину смерти? (Поэт рисует нам эту картину смерти для того, чтобы рассказать правду о войне.)

Ответ мы увидим в самом тексте. Найдите эти строчки:

(-. А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька. )

3. Работа с главой «Два солдата».

-С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»? (со стариком и старухой).

-Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем)

-Какой ответ дает Теркин деду? («Побьем, отец»).

-Как говорит дед о себе и о Теркине («Вот что значит мы, солдаты…»).

-В чем смысл названия главы «Два солдата»?

Вывод делает ученик. И дед, и Теркин – настоящие солдаты. Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба – герои своего времени.

-Какую награду получил Теркин за сбитый самолет ? (орден и отпуск).

V . Применение знаний и умений.

1.Работа по главам в парах.

-Группы получают карточки с текстом. Вы хорошо должны знать предложенные для чтения главы и сейчас проверим, как вы это знаете. Ваша задача – правильно вставить пропущенное слово.

Проплывает по реке? (бочка)

2.-Нет, живой. Без гимнастерки.

-А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Кто-то робко пошутил. (Теркин.)

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

4.“Эти штуки в жизни нашей,-

Дед расхвастался,- пустяк!

Попадались. Точно так.

Попадет, откинешь ложкой,

-Да она-то здесь, браток-

На водителя стрелок . (Гармонь)

2. Беседа по главе «Гармонь».

Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы «Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

Чтение наизусть главы “Гармонь”

VI . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

1.Работа с афоризмами.

В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто.
Сейчас выполните самостоятельную работу. Будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

1.Не зарвёмся, так прорвемся, …. (Будем живы – не помрём)

3.Кому память, кому слава, Кому темная вода,- ….. (Ни приметы, ни следа)

4.Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- … (Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы- …… (Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим, С места – ……. (в воду и огонь)

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный, …… (Русский чудо-человек)

Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

2.Работа с репродукцией.

в каком классе проходят василия теркина. hello html m51c91d71. в каком классе проходят василия теркина фото. в каком классе проходят василия теркина-hello html m51c91d71. картинка в каком классе проходят василия теркина. картинка hello html m51c91d71. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

— Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина? («То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек». Мне кажется, что эти строчки о Василии Теркине напоминают этого человека.)

— Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы? (Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат. Они умеют радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю в недолгие минуты отдыха).

Вывод учителя. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое .

Теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.

Р — асторопный, — ешительный

VII . Рефлексия (подведение итогов, ыставление оценок)

— Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя”

-Подведём итог нашего урока. Какие же качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне? ( Мужественность, ловкость, трудолюбие, чувство юмора, долг перед Отчизной, жизнестойкость, ответственность, смелость, жизнерадостность, выдержка, терпение, сметливость, мудрость, бескорыстие, сознательность, стремление победить).

— Всё это составляет русский национальный характер, позволивший человеку на войне победить!

— Итак, память о прошлом, о той страшной войне, о той Великой Победе будет вечной. Помните и гордитесь теми, благодаря кому мы живём!

– У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

VIII . Домашнее задание: Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

* Развёрнутый ответ на вопрос: Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне?

Источник

Урок по литературе на тему: «А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 «А» КЛАССА

Подготовила: Дададжанова Н.Э.

УРОК 56 4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».

Учебная кратко ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создать эмоциональный фон для восприятия поэмы; показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть особенности жанра и сюжета; дать понятие о народности в литературе;

Развивающая развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

Воспитательная воспитывать уважение к героям войны.

Оборудование урока: текст рассказа, иллюстрации

Тип урока: комбинированный.

умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них;

умение отстаивать собственную позицию, уважая мнение собеседника, умение убеждать его с помощью языковых средств;

стремление в течение жизни постоянно обучаться, работать над п овышением уровня своих знаний, опыта ;

умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть ч естным, правдивым ;

осознание сопричастности к общественным событиям, процессам ; умение выражать свои мысли и взгляды.

умение понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства;

бережное отношение к историческому, духовному и культурному наследию своего народа;

гражданственность и патриотизм, верность общечеловеческим и национальным ценностям;

умеет анализировать события, изображенные в произведениях устного народного творчества, русской, мировой, современной, классической литературы (прозаических, поэтических и драматических), понимает их композицию, тематику, художественные особенности, эмоциональность, глубину, свойственную им логику, систему образов;

умеет оценивать художественное произведение в идейно-художественном аспекте, понимает отношение писателя к жизни и его мастерство в использовании художественно- изобразительных средств языка;

умеет читать выразительно наизусть изученные стихотворения или отрывки из прозаических произведений различных жанров.

П2. может правильно оценивать в соответствии с литературно-исторической эпохой творчество поэтов и писателей;

умеет анализировать события, изображенные в произведениях устного народного творчества, русской, мировой, современной, классической литературы (прозаических, поэтических и драматических), понимает их композицию, тематику, художественные особенности, эмоциональность, глубину, свойственную им логику, систему образов;

«Теркин» был для меня. моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

III .Введение нового материала

1.Постановка проблемного вопроса

-Что дало возможность Твардовскому сказать, что поэма, традиционно лироэпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?

Композиция «Солдат и автор» (по поэме «Василий Теркин»)

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне,

Повстречавшись на войне.

От Москвы, от Сталинграда

Неизменно ты со мной — Боль моя, моя отрада,

Отдых мой и подвиг мой!

До войны едва в помине

Был ты, Теркин, на Руси.

Теркин? Кто такой? А ныне

Теркин — кто такой? — спроси.

Теркин — кто же он такой?

Просто парень сам собой

Не высок, не то чтоб мал,

На Карельском воевал —

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Теркин на войне.

Бьется насмерть парень бравый,

Так что дым стоит сырой,

Словно вся страна-держава

Все худое он изведал,

Он терял родимый край

И одну политбеседу

С первых дней годины горькой

Мир слыхал сквозь грозный гром, —

Повторял Василий Теркин:

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой, —

Без тебя, Василий Теркин,

Вася Теркин — мой герой.

А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Эти строки и страницы —

Дней и верст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы,

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

Теркин, Теркин, в самом деле,

Час настал, войне отбой.

И как будто устарели

Тотчас оба мы с тобой.

И как будто оглушенный

В наступившей тишине,

Смолкнул я, певец смущенный,

Петь привыкший на войне.

В том беды особой нету:

Песня, стало быть, допета.

Дайте срок, придет она.

Я сказать хотел иное,

Мой читатель, друг и брат,

Как всегда перед тобою

Я, должно быть, виноват.

Больше б мог, да было к спеху,

Что, случалось, врал для смеху,

Никогда не врал для лжи.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

1.Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Теркине?

2.Что говорит автор о своем отношении к герою? Чем он близок ему, чем отличается?

3.Как Твардовский оценил свою работу?

4.Кому посвящалось это произведение?

5.Что говорится об особенностях жанра «Книги про бойца»?

IV. Коллективная работа по статье учебника «Как был написан «Василий Теркин»

1Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Теркине.

Каковы особенности композиции поэмы? Чем они объясняются?

2.Как встретили книгу Твардовского читатели?

3.В чем видел поэт значение своей книги для себя?

ПРИМЕРНЫЙ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН

а) «Теркин — лицо вымышленное. плод воображения, создание фантазии».

б) «Принцип композиции и стиля — стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы», так как читатель мог быть и незнаком с предыдущими главами, «мог и не дождаться. следующей главы; он был там, где и герой, — на войне».

в) «Работа моя встречена хорошо!»

г) Книга «дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение полезности труда».

V. Сообщение специально подготовленного ученика по материалу полного текста ответа А. Твардовского читателям «Как был написан «Василий Теркин».

Словарь. 1. Раешный стих, раек — древнейшая форма русского народного стиха со смежными рифмами. Тематика и жанры были самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Видные поэты обращались к этой форме стиха, например, А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде».

2.Лубок, лубочная литература — в первоначальном значении прозаические или стихотворные подписи к картинкам, напечатанным с «лубка», то есть с липовой гравировальной доски, которой пользовались печатники в XVII и начале XVIII века. Подписи были нравоучительного или сатирического характера. Впоследствии печатание гравюр производилось с медных гравировальных досок, но название «лубка» за подобными печатными произведениями осталось надолго.

3.Поэма — многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера. Эпос — произведение объективно-повествовательного характера, лирика — выражение чувств и настроений, воплощение самых глубоких и задушевных переживаний поэта как личности, осознающей себя и свое отношение к обществу и миру в целом.

(На уроке целесообразно записать в тетрадь значение термина «поэма», с двумя другими только ознакомить.)

В начале главы «От автора» Твардовский рассказывает о том, что на войне не прожить без воды, «доброй пищи фронтовой», «не прожить без прибаутки», «хорошей поговорки», а главное — «без тебя, Василий Теркин, / Вася Теркин — мой герой». Поэт делится с читателями размышлениями об особенностях сюжета «книги про бойца». Чтение от слов: «Словом, книга про бойца / Без начала и конца» до конца главы. Важным для поэта становится творческий принцип правдивости, без которого нельзя писать о войне. Жестокая правда войны отразилась в содержании многих глав, особенно таких, как «Переправа», «Бой в болоте».

II глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша — небо, хата — ель, корни жмут под ребра».

Потом автор дает слово самому герою, который рассуждает «про сабантуй». Чтение от слов «Сабантуй бывает разный» до «Это главный сабантуй».

Но самое главное — в этой главе автор знакомит читателей со своим героем: «Теркин — кто же он такой?» — чтение до конца главы.

В поэме часто рассказ идет от лица главного героя. Это придает особую достоверность описываемым событиям. Глава «Перед боем» повествует о том, как Василий Теркин наблюдает и потом рассказывает о бойце, который помогает хозяйке дома. В его памяти сохранились все подробности: «Той мне ночи не забыть» — чтение фрагмента до конца главы. Горькие слова об отступлении произносит герой: «То была печаль большая, / Как брели мы на восток». Дорогу, по которой они пробирались, называет «постылой».

Карточка 1 Биография А. Т. Твардовского

Поэт родился 8 (21) июня 1910 года в крестьянской семье. Для формирования его личности имела большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», — писал Твардовский. Он рано*познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Некрасова. Рано начал он сочинять. «Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание. и лада, и ряда, и музыки, — желание родить их на свет — и немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу». Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого в 1918 году был привезен из Смоленска репетитор-гимназист 8-го класса, а потом Твардовского и его старшего брата отдали учиться в школу. Александр был записан во 2 класс сразу. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского.

В 1932—1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

А между тем жизнь внесла свои коррективы в творческие планы поэта. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». В снегах Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым «я» поэта, — Василия Теркина.

Карточка 2 Как был написан «Василий Теркин»

Начальный замысел возник в редакции газеты «На страже Родины» как чисто газетный в 1939—1940 годах в период финской кампании. Речь шла о попытке в шутливом раешнике создать образ неунывающего балагура и умельца, который выходит невредимым из самых безнадежных передряг. Цель была проста — развлечь многострадального читателя, вызвать хотя бы его улыбку.

Вася Теркин — так был наречен будущий персонаж. Зачин (вступление) написал Твардовский. В дальнейшей публикации участвовали и другие литераторы, служившие в редакции. Забавные строки, сопровождавшиеся шаржами, имели успех.

Место этому фронтовому юмору отводилось на 4-й странице газеты. А Твардовский преобразил этот шутливый лубок в явление высокой поэзии. «Необыкновенного» Васю, который «врагов на штык берет, как снопы на воплы» (так было сказано о герое), сменил обыкновенный Василий Теркин, к образу которого поэт вернулся весной 1942 года.

«Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение.

Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма — ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета — пусть себе нет, не надо. не намечена кульминация и завершение всего повествования — пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся.

Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть». Это совпало с решением писать не поэму, не повесть. (а книгу), слово «книга». звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный.

С того времени, как в печати появились главы первой части «Теркина», он стал моей основной и главной работой на фронте».

А когда в 1943 году поэт решил расстаться с Василием Теркиным, он стал получать письма от своих читателей с просьбой не делать этого.

«. Я с новым увлечением, с полным сознанием необходимости моей работы принялся за нее, видя ее завершение только в победном завершении войны. »

После завершения войны читатели продолжали ждать от поэта новых глав. «. Я отвечал и отвечаю моим корреспондентам, что «Теркин» — книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что, завершенная в этом своем особом качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных мотивов. Я ссылаюсь на строки из заключительной главы: Песня новая нужна. Дайте срок, придет она», — писал поэт.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Твардовского «Василий Теркин». 2. Ответить на вопросы учебника литературы на странице 80 № 3,8 (письменно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *