в каком классе проходят состав слова
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе «Школа России», тема «Состав слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПО РУССКОМУ Во 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ (1-4)
ТЕМА УРОКА: СОСТАВ СЛОВА
Составила учитель начальных классов
Мелентьева Наталья Ивановна
ЦЕЛИ:систематизировать полученные знания по теме «состав слова»;совершенствовать навыки грамотного письма слов с непроверяемыми написаниями;формировать умение применять на практике изученные орфограммы;проверить знание теоретического материала по теме «Состав слова»;
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи, снежинка со словом мороз, карточка-таблица с однокоренными словами, таблица для проверки этого задания, кроссворд, разноуровневые карточки, картинки зайца, воробья
формировать умение выделять в словах различные части слова;
умениеразбирать слова по составу, читать схемы состава слова, подбирать слова к заданным схемам;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: обобщение и систематизация материала.
1.ОРГ. МОМЕНТ. (психологический настрой)
(звучит медленная музыка)
— Присядьте на корточки и повторяйте за мной. В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца постепенно будят цветок (дети поднимаются), он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает (дети встают). Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще снег. Этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше и выше, (дети поднимаются на носочки). И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой.
-И сегодня на уроке мне хотелось бы, чтобы и вы как этот подснежник порадовали своими знаниями меня и гостей и порадовались за своих одноклассников.
2Актуализация знаний, введение в тему урока..
— Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам нужно внимательно послушать мои вопросы и дать краткие ответы.
Предлог – это часть слова? (нет)
Приставка – это слово? (нет)
Какая часть слова самая главная? (корень)
Как обозначаем окончание при разборе слова по составу? (окошечком).
Какая приставка в слове побежала? (по)
Какое окончание в слове соседка? (а)
Есть ли одинаковые приставки и предлоги? (да)
В слове сад окончание нулевое? (да)
Приставка служит для связи слов? (нет)
3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
— Исходя из ваших ответов попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Сегодня нам с вами предстоит систематизировать знания по теме «Состав слова» и проверить насколько вы прочно усвоили материал по этой теме.
(звучит музыка. Чайковский «Времена года»)
(учитель читает стихотворение В. Фетисова «Зима пришла»)
Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
— О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-Назовите характерные признаки зимы.
-Назовите первый месяц зимы.
—Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
-Расскажите о правописании слова декабрь. (словарное слово, правописание безударной гласной (е, а в корне слова непроверяемой ударением, надо запомнить)
-Что знаете о правописании этих слов? (слово классная образовано от словарного слов класс с помощью суффикса н, в котором надо запомнить правописание удвоенной согласной в корне слова и работа,в котором надо запомнить правописание непроверяемой безударной гласной а)
-Долго мы ждали приход зимы в этом году. Пришла зима, засыпала поселок снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом и закружила метелью снежинки в хороводе. Стелется метель по земле то поземкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как «петля». (прописывают 3 соединения под музыку Чайковского)
— Теперь отгадайте, без какого явления, зашифрованного в загадке, невозможно представить зиму.
ДЕДУШКА БЕЗ ТОПОРА МОСТ МОСТИТ. (мороз)
(на доске появляется в виде снежинки карточка со словом)
-Что вы можете рассказать о правописании этого слова? (словарное слово, правописание безударной гласной о в корне слова надо запомнить)
-Запишите это слово, выделяя орфограммы.
-Запишите слово во множественном числе.
-Запишите слово обозначающее день с низкой температурой. (все слова разобрать по составу)
-Запишите имя литературного героя.
(записывают на доске и в тетрадях по цепочке)
-Что такое окончание?
-Найдите среди записанных слов к слову мороз лишнее.
(на доске написаны слова с непроверяемыми написаниями)
к.ньки, кр.вать, ов.щи, п.года, ру..кий, сев.р
—Выберите и запишите слова, которые связаны с темой «Зима».
-Какие слова выписали?
-Молодцы, вы хорошо усвоили правила правописания слов с непроверяемыми написаниями.
-А теперь пора отдохнуть.
Марш на месте – не спеша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
8.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-Вьюга закружила, завертела и перепутала все слова.
-Соедините парами родственные слова и выделите ту часть слова, с помощью которой образованы новые слова.
-Обоснуйте свой выбор.
—Что объединяет слова второго столбика?
-Что называется суффиксом?
-Почему? Образуйте однокоренное слово с помощью суффикса, запишите его в тетрадь.
—Как можно соотнести это слово к теме «Зима»? (зимующая птица)
-Как можем помочь зимующим птицам?
-Трудно зимой и диким животным.
-Отгадайте о ком говорится в загадке.
-Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы? (заяц)
-Какая особенность есть в повадках этого зверька?
-Этот маленький зверек, спасаясь от беды, запутал следы и все буквы слова следующей части слова перепутались. Соберем. И получим ключевое слово.
(на доске кроссворд)
Верхняя одежда, которую носят в осеннее-весенний период. (пальто)
Она весну встречает, сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску, зовут ее.. (береза)
3.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, это… (лисица)
4.Какое дерево дрожит на ветру? (осина)
5.Что изучает наука ботаника? (растения)
6.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
7.Последний месяц зимы. (февраль)
8.Верещунья, белобока, а зовут ее… (сорока)
9.Как называют одним словом предметы, которые надевают на себя? (одежда)
-Прочитайте ключевое слово, которое получилось. (приставка)
—Что называется приставкой?
-Объясните правописание приставок.
(у детей карточки разного уровня)
-Выпишите из ряда слов только слова с приставками.
Посмотрел, в лесу, снегом, побелевший, записал, по тропе, пригляделся, сбежал, на улице, прилетали, синички.
—Составьте новые слова, используя выделенные части слова.
—Вложите карточки в тетрадь, а результаты вашей работы я скажу в понедельник.
—Быстро время пролетело, подошел к концу урок. Так давайте без задержки подведем всему итог.
Урок по русскому языку «Состав слова.» 2класс. УМК «Школа России».
Данный урок знакомит учащихся с понятием приставка и суффикс Учит их различать.
Содержимое разработки
Тема: «Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе.»
Цели: 1. Познакомить детей с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс».
2. развивать умение работать в группах, разбирать предложения по членам предложения, умение работать со словарными словами.
3. Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: Картинки сказочных героев( царь Ход и Пар), деревья для самостоятельной работы.
— Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесёт радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ:
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству и узнаем из каких частей состоит слово, познакомимся с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс». Будем учиться находить приставку и суффикс в словах.
— Я думаю, нам придётся многому удивиться!
— А какой звук произносят, когда удивляются?
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
— Какой звук обозначает буква о?
— Волшебные очки мы нарисовали, но попасть в грамматическое царство они помогут тогда, когда мы выполним словарную работу. Оденьте очки!
При помощи карточек вставим пропущенные буквы.
Ко..екция, п.мидор, ур.жай, м.лина, ж.лтый, д.рога, п.года.
-Запишите слова, в которые вставили букву О.
— Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар (картинка). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.
-А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.
-Какие слова записали?
-Докажите, что это слова однокоренные.
— Выделим корень –пар-
ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКСОМ.
При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение. Выделяется так:
— Назовите суффиксы в словах пар, парок, парище.
Прочитаем правило о суффиксе в учебнике.
Был у царя Пара младший брат ХОД, молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать(картина).
И было у этого царя много слуг, да не прислужников, а разных мастеров. Особенно ХОД
Ценил сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил царь в лес сходить, надел сапоги –С- и быстро в лесу оказался. Долго бродил по лесу и заблудился. Вдруг из чащи разбойники. Что делать? Переодел сапоги –С- на сапоги – У- и быстро убежал, на пути река. И опять сапоги выручили. На дел ХОД сапоги –пере- и преодолел препятствие.
Запишите в тетрадь:
Ход, сход, уход, переход.
А теперь прочитаем правило о приставке.
Ветер дует нам в лицо,
Деревцо всё выше-выше!
И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган.
Отлёт грибок ( запись сразу)
— Почему это слово нужно записать в первый столбик?
— Что такое приставка?
— Почему это слово нужно записать во второй столбик?
ИТОГ:- Какие слова записывали в первый столбик?
— Что такое приставка?
— Какие слова записывали во второй столбик?
Чтобы правильно составлять и записывать слова с приставками и суффиксами, поиграем в игру « Составь слово». По вариантам.
ХОД(при,у, по, пере вы,за, при)
Рыба, дуб, ключ( ушк,ок, ышк, ик,ек,к)
Д/з: Чтобы вы не забыли, по каким законам живут жители грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы выучить.
Тема урока: Морфемный разбор слова. Класс: 5 Предмет: русский язык
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока : Морфемный разбор слова.
Предмет : русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока : открытие нового знания
— выяснить чёткий план действий при морфемном разборе;
— научиться использовать как полный, так и частичный морфемный разбор – в зависимости от
— способствовать развитию мышления, связной монологической речи;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II . Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1.Анализ сочинений по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
2.Проверка домашнего задания.
— Назовите способы образования слов.
— Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?
— Что называется словообразованием?
— Расскажите о приставочном способе образования слов.
— Расскажите о суффиксальном способе образования слов.
— Расскажите о приставочно – суффиксальном способе образования слов.
— Расскажите о сложении.
4. Целеполагание и мотивация.
-Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».
-Чему нужно научиться?
Зачитывают слова, называют приставки и суффиксы, которые выделили в данных словах.
Отвечают на вопросы.
Что такое морфемный разбор слова, порядок (алгоритм выполнения морфемного разбора)
Освоить алгоритм выполнения морфемного разбора слова (научиться выполнять морфемный разбор слова в строгом порядке)
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III . Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися морфемного разбора слов.
1.Работа со словами.
— Как вы думаете, зачем нужно знать алгоритм и уметь выполнять морфемный разбор слова? Сравните для этого слова
Здесь, здание – сдать, сжечь
-А как мы будем добиваться решения поставленных задач?
-Итак, сегодня мы вместе научимся выполнять морфемный разбор.
2.Выяснение роли морфем в слове.
— Выделите в словах корни, скажите, являются ли они однокоренными? Вода, водитель, водный, подводник, хоровод, подводный, проводной
— В современном русском языке слова водить и вода не являются однокоренными, т.к. значение корней в этих словах разное. Но когда-то очень давно они были родственниками. Вот как об этом пишет поэт Н.Асеев в книге «Жизнь слова»: «Разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, т.е. служит путём, дорогой, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка, помнившая ещё крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По воду пойти – вот как надо сказать!» Для неё слово вода было ещё полно живого звучания пути, уводящего куда-то вдаль. Равенство понятий река – вода постепенно стиралось, уступая другому осмыслению воды – из колодца или водопровода».
3.Решение проблемной задачи.
-Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу слова?
Полотно – давно ; быстро (движение) – быстро (оделся)
От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.
Можно посмотреть в учебник, спросить у учителя, попытаться самим выяснить порядок морфемного разбора и научиться его выполнять.
Корень, потому что без него не бывает слова: в корне заключено основное лексическое значение, а без значения слова не бывает.
Работа над составом слова в начальных классах. Понятие корень, однокоренные слова
Чтобы полнее использовать все возможности темы “Состав слова”, учителю с самого начала надо помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим. В чём же между ними разница? При этимологическом анализе мы выясняем происхождение того или иного слова, отмечаем, какие изменения произошли в данном слове в процессе развития языка.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Существительные с суффиксом – б-а и – к-а имеют значение отвлечённого действия (ходьба, мойка).
Несколько труднее глагольные суффиксы, поскольку большинство из них имеет чисто грамматическое значение, поэтому при анализе глаголов целесообразнее раскрывать словообразующую роль приставок. Значение глагольных приставок усваивается довольно легко, например, приставка –в— показывает направление действия внутрь: влететь, вписать; приставка –вы— омонимична приставке –в-: она показывает направление действия наружу, например, вылететь, выписать. Указание на достижение действия содержит в себе приставка –до-: добежать, доделать.
Учитель в начальной школе должен помочь формированию у учащихся более отчётливых представлений о существовании в языке определённых словообразовательных моделей, которым свойственна словообразовательная общность и общность значения. Главный упор должен быть сделан на смысловую зависимость слов друг от друга. Это не только будет способствовать развитию речи, но и обеспечит правильный подбор родственных слов для проверки трудных орфограмм.
Для знакомства с понятием “Корень” во 2 классе предлагаю урок-знакомство с данным понятием и первичным закреплением этого понятия на практике.
Цели: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.
1. Учебник. Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.
2. П.А.Грушникова. работа над словом на уроках русского языка в начальных классах.
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
5. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под редакцией А.Тихонова.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы урока.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
— Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)
— У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
III. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1. Работа с наглядным материалом.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
— Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат)
— Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
— Правильно (открывается корень воз). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.
— Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)
— Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход.)
— Правильно, корень ход и выделяется корень дугой. (Выделяем.)
— А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)
— Вы поняли, что означает это слово? (Да.)
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
— Ясен ли смысл слов? (Нет.)
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
— А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух.)
— Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)
2. Дидактическая игра “Найди свой дом”.
— А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
— Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл | звер | вод |
земляк | зверь | вода |
землемер | зверёк | водолаз |
землячка | озвереть | водоём |
земляной | звериный | водяной |
приземлить | зверюшка | водитель |
— Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее.)
— Верно, слово водитель “лишнее”. Значит однокоренные слова – это какие слова? (Ответы детей.)
— Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.
— А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)
— Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.
— А чтобы “лишнему” слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Дети называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, дети пишут в тетрадях: водитель, приводить, проводник, проводы.)
3. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)
— Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
удь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
— Спишите слова, выделите корень:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)
— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
— А сейчас я посмотрю, хорошо ли вы поняли сегодняшнюю тему.
1. Упражнение в подборе однокоренных слов.
— Подобрать однокоренные слова. Слова записать в столбик. Работаем в парах. (Корни на листах прикреплены на доске)
— Проверка (Дети читают цепочкой):
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
мороз | груз | море |
заморозки | грузчик | моряк |
морозный | грузовой | приморье |
заморозить | грузить | морской |
морозильник | погрузка | мореход |
— А у кого из вас встретилось словарное слово? (Ответы.)
— Верно, это слово мороз. Ещё раз запомните, как оно пишется.
2. Работа со словарём.
— Мы с вами пользуемся двумя словарями: “Орфографический словарь” и “Толковый словарь”. А сегодня я покажу вам новый словарь. Если у вас будут трудности в подборе однокоренных слов, вам поможет “Школьный словообразовательный словарь русского языка” под редакцией А.Тихонова.
— Попробуйте по словарю подобрать однокоренные слова к слову газ. (Ответы детей.)
3. Игра “Найди лишнее слово”.
— А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть “лишнее” слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
— Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
VI. Творческая работа.
— Объясните смысл пословиц:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
— Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
— Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Вы сегодня очень хорошо работали. Как вы думаете, кто сегодня работал на отлично, чётко и ясно отвечал на вопросы и можно ему поставить “5”?
— А кто немножко ошибся и ему можно поставить “4”?
— Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
— Придумать сказку про корень и выучить правило на странице 75.