в каком классе проходят сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП)
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.
Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
Как связаны части сложноподчиненных предложений
В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Значения сложноподчиненных предложений
В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.
Именные придаточные предложения
Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.
Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:
Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.
К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.
Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:
Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.
С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.
Обстоятельственные придаточные предложения
Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:
Технологическая карта к уроку «Сложноподчиненные предложения» (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Составила Кухаренко Т.В.,
учитель русского языка и литературы
МБНОУ «Гимназия №59», г.Новокузнецк
Учащиеся должны знать:
− структуру сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными,
− способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов,
− средства связи придаточного с главным,
− знать правописание союзов.
– находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;
— определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
— правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
составлять схемы предложений с указанными придаточными;
— различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.
Формирование универсальных учебных действий:
− формирование положительных представлений о нравственно-
этических нормах, принятых в обществе;
− развитие логического и образного мышления учащихся;
− совершенствование умения составлять тексты в публицистическом стиле;
− развитие навыков критического мышления, воспитание культуры
общения, открытие разных способов познания себя и мира;
− извлечение информации из различных источников,
переработка, систематизация информации и умение предъявлять её;
− выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение;
− построение логической цепи рассуждения (выдвижение тезиса,
− умение сотрудничать с другими людьми.
Цель: изучить цели урока, выбрать трудную.
Цель: повторить признаки сложноподчиненных предложений, изучить СПП с придаточными изъяснительными, определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением, различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи, уметь строить схему СПП.
I. Выполните тест. Какие утверждения неверны? (Работа в паре)
– СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
– Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
– Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (ДА)
– Части СПП равноправны. (НЕТ)
– Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части
СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА)
– Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
2. Изучение новой темы. Работа в паре
Изучите параграф 11, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:
Перескажите друг другу каждый пункт плана по очереди.
Пример опорной схемы
Отвечают на вопросы
Указательное слово в главном предложении
ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
3. Выполните упражнение. Определите тип придаточного, расставьте знаки препинания, постройте схему.
Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
4. Прокомментируйте цитату, напишите 3-4 фразы, используя СПП с придаточным изъяснительным.
Цель: научиться определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением.
1. Выпишите из упр. 109 предложения с придаточными изъяснительными, которые прикрепляются разными союзами/союзными словами.
2. Подберите к данной главной части предложения придаточное определительное, запишите по 4 предложения (упр.110). Взаимопроверка.
3. Выберите цитату, переделайте в СПП с придаточным изъяснительным. Устно прокомментируйте: согласен – не согласен. Почему?
Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. /Б. Шоу/
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. /Максим Горький/
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. /М.Е. Салтыков-Щедрин/
Учащиеся слушают высказывания друг друга, в полемику не вступают.
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи, вспомнить, чем отличаются союзы от союзных слов, какова функция указательных слов.
Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.
Вывод: В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. ( придаточные определительные)
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. ( придаточные изъяснительные)
2. Вспомните и расскажите друг другу, как различить союз и союзное слово, какую функцию выполняют указательные слова, какими частями речи они могут выражаться?
Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение.
Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.
Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия.
3.Выполните тест. Взаимопроверка
1. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.
2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.
3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
4) Лицемерие и ложь одно и то(же).
2. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1) Эксперимент не был проведен успешно, ПРИ(ЧЁМ) впервые.
2) Это выступление было содержательным и ПРИ(ТОМ) интересным.
3) ПРИ(ЧЁМ) здесь вы с вашими претензиями?
4) ПРИ(ТОМ) предприятии имелась небольшая типография.
3. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.
1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;
2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;
3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.
2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.
3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.
4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.
5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе.
2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук, (ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой инженер на заводе.
3) (ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук – не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.
4) (ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?
5 )Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.
Цель: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)
1. Выполните упражнение. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.
(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)
(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)
(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).
2. Исправление грамматических ошибок. Развитие речи учащихся .
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей.)
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
Цель: закрепить изученный материал по СПП с придаточными изъяснительными, повторить орфограммы, синтаксический разбор предложения, развитие речи учащихся.
1. Работа с текстом Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому чтобы пейзаж был не только декОрацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.
А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.
(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).
Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.
( А.М. Опекушин – ваятель – мастер)
В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)
Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.
Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:
2. Выполните упражнение 118. (учебник для 9 класса. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков)
А.Прочитайте друг другу стихотворение Н. Рубцова, озаглавьте его. Сравните с настоящим названием («Далёкое»).
Б. Какие образные средства использует поэт?
В. Расставьте знаки препинания.
Г. Какова идея произведения?
– Запишите 2-3 фразы. Постарайтесь употребить СПП с придаточными изъяснительными.
Примечание. Несколько учеников сначала читают свои высказывания, а затем зачитывают ССП с придаточными изъяснительными.
Цель: повторить постановку знаков препинания в предложениях с обособлением (подготовка к ОГЭ).
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Прокомментируйте друг другу причину постановки других запятых.
1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)
2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)
Цель: закрепить умение определять границы простых предложений в СПП, строить схемы
1.Работа со схемами. Творческая работа
Используя схемы упр.116, составьте ССП на тему: «Отзывчивость/равнодушие».
(Зачитывают получившиеся предложения.)
Цель: подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
1. Подготовьте самоанализ своей работы:
— прочитайте цели урока, всё ли вы поняли?
— подсчитайте количество баллов и вычислите индивидуальную оценку.
— Ответьте на вопросы:
-Что я изучал на уроке?
2.Д/з. Выписать из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» СПП с придаточными определительными и изъяснительными, в которых бы характеризовались Чацкий, его сторонники и противники.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методическая разработка урока на тему: «Сложноподчиненное предложение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка по русскому языку на тему:
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.
—знать способы связи придаточного предложения с главным;
— уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП; анализировать текст.
— развивать интерес к русскому языку, творческие способности
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок – СЛАЙД№1(играет музыка)
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения.
2. Актуализация знаний и умений.
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1. Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2. Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3. Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет
значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,
4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование
(правильное соотношение, правильное звучание).
5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто
желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит
так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»
-2)Орфографическая пятиминутка Работа у доски и в тетрадях.
В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.
3. Вхождение в тему урока.
· Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.
1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».
2. Предложения бывают простые, сложные и составные.
3. Независимое предложение в составе СП называется главным.
4. Придаточное предложение может стоять только после главного.
5. Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.
6. Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.
Самопроверка Ключ: 101 001. СЛАЙД№4
2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных) СЛАЙД№5
4. Закрепление материала
1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст «Придаточные определительные, дополнительные, обстоятельственные»
2) Графический диктант
Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.
Один ученик работает у доски
Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
На пустыре разбили сад, который был перед школой.
Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
3).Работа с использованием ЭОР Интерактивная таблица «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
5.Работа в парах (карточки)
Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить
правильность выполнения задания в парах.
1. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.
[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение
2. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.
1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное
3. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.
1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.
6.Самостоятельная работа Тест «Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными
7. Работа с текстом
Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.
Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.
Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.
Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
Вопросы и задания учащимся:
· Определите тип речи (рассуждение)
· Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)
· Какие еще типы речи вам известны?
· Определите стиль речи (публицистический)
· Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)
· Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)
· Дайте название тексту.
8. Работа в группах
Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:
«Роль образования в современном мире. Моя будущая
9. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия
Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами. СЛАЙД№7
Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.
Знание теоретического материала
Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения
Умение находить СПП в тексте и определять их вид
Умение составлять схемы СПП
Умение работать над анализом текста
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и
записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№8
М (мизинец) – мыслительный
процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость
цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние
духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга,
помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость,
физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.