в каком классе проходят склонение имен существительных по программе школа россии

Урок русского языка 3 класс » Склонение имён существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: Русский язык по системе «Школа России» по УМК Канакиной В. П. и др.

Учитель: Бектяшева Л. Б..

Тема: Склонение имён существительных.

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: наблюдение за изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса.

1. Познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса, с названиями падежей и их вопросами.

2. Развивать память, речь, внимание, сообразительность, интерес к предмету, коммуникативным навыкам общения друг с другом.

3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в паре, умение преодолевать трудности.

научатся наблюдать за словами, находить в них общее; запомнят шесть падежей с их вопросами;

получат возможность научиться склонять слова по падежам.

познавательные : развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные : активное использование речевых средств и информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность различных точек зрения; излагать свою точку зрения и аргументировать;

регулятивные : определять наиболее эффективные способы достижения результата.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Межпредметные связи: литературное чтение (знание героев сказки, ее особенности).

Ресурсы урока: герои сказки «Колобок»: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса; карточки разрезные с названиями падежей и их вопросами; рабочая тетрадь, учебник «Русский язык» 2 часть Канакиной В. П. и др., индивидуальная карточка «Узелки на память».

Источник

Конспект к уроку русского языка 3 класс школа России «Склонение имен существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : «Изменение существительных по падежам».

Тип урока : урок формирования новых знаний.

знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

учить решать проблемные задачи.

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия : оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование : учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

— Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II . Чистописание (Слайд №3)

— Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

— А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

III .Орфографическая минутка (Слайд №4)

— Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)

IV . Актуализация знаний

— Что объединяет все эти слова?

— Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

Одушевленные и неодушевленные.

Собственные и нарицательные.

Существительные мужского и женского рода.

— Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

V . Введение в новую тему.

1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.

— Что заметили в этом тексте?

— Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

— Давайте проверим. (Слайд №6)

— Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

— А почему оно изменяет свои окончания?

— Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания .(Проверка. Слайд №7)

— Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

— Продолжите высказывания: (Слайд №8)

Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

2)Определение темы урока

— Кто из вас может определить тему урока?

— А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

VI. Работа по теме урока

Знакомство с материалом в учебнике.

— Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы (Слайд №9)

Как называется изменение имён существительных по вопросам?

Сколько падежей в русском языке?

Что такое склонение?

От чего произошло название слова «падеж»?

Рассматривание таблицы на стр.37

— Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

— Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

— Каждый падеж имеет свои вопросы.

— Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.

VII . Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №11)

— Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

Что такое «склонение», «падеж»

Как называются падежи

— Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

Как изменять слово по падежам (склонять).

VIII . Упражнение в склонении существительных.

1) Коллективная работа по таблице.

— Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

— Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

— С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

— Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

При склонении существительного меняется его окончание.

— Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

— Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

— А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Склонение имён существительных.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое склонение имён существительных.

2) Практика склонения имён существительных.

Склонение – это изменение имён существительных по вопросам.

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Чтобы запомнить название падежей, можно использовать следующую фразу: «Иринка родила девчонку велел тащить пелёнку».

Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке он выражается окончанием.

Рассмотрите склонение (изменение по падежам) разных существительных.

И. вода стол окно ночь

Р. воды стола окна ночи

Д. воде столу окну ночи

В. воду стол окно ночь

Т. водой столом окном ночью

П. о воде о столе об окне о ночи

Обратите внимание, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет разную роль в словосочетании или предложении.

Чтобы определить падеж имени существительного, надо найти слово, с которым это существительное связано и поставить от него падежный вопрос. По падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Хрустит за окошком морозный денёк.

1. Найдите существительные: что? денёк? что? окошко.

2. Определите падеж существительного денёк. Хрустит (что?) денёк (И.п.).

3. Определите падеж существительного за окошком. Хрустит (за чем?) за окошком (Т.п.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Склонение имён существительных.

Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.

уехал ( из чего?) из деревни _______

случилось (в чём?) в поезде _______

постучал (по чему?) по стеклу ________

уронил (на что?) на землю __________

украсились (чем?) инеем __________

прилетел (что?) самолёт _________

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

уехал ( из чего?) из деревни Р. п.

случилось (в чём?) в поезде П. п

постучал (по чему?) по стеклу Д. п.

уронил (на что?) на землю В. п.

украсились (чем?) инеем Т. п.

прилетел (что?) самолёт И. п.

Задание. Падежный вопрос.

Прочитайте словосочетания. Укажите в скобках пропущенные вопросы, определите падеж.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Источник

Открытый урок на тему: » Три склонения имен существительных».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МР «Сулейман-Стальский район»

Использование цифровых образовательных технологий

Открытый конкурсный урок

русского языка в 4 классе.

Тема: «Три склонения имен существительных»,

проведенная в рамках

Муниципального этапа конкурса «Учитель года- 2018»

учителя начальных классов

МКОУ «Ашагастальская СОШ»

Абдулманафовой Радмилы Абдулкадировны

МКОУ «Ашагастальская СОШ» Махмудов Ф.А.

Цель: ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

— введение понятие трёх типов склонения имён существительных в единственном числе;

— установление отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

— определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

— формирование учебно-познавательной деятельности;

— формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

— развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

— развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;

— развитие интереса к предмету.

— воспитание навыка самостоятельной работы;

— воспитание навыка работы в парах;

— воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

· Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

· Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

· Формировать универсальные учебные действия:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты : умение определять тип склонения имён существительных.

карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3-х цветов, лист самооценки.

Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.

1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

— Мы будем на уроке думать? (да)

— Мы будем рассуждать? (да)

— А может, будем спать? (нет)

— И в облаках летать? (нет)

— Друг другу будем помогать?

— И трудности преодолевать? (да)

— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

— У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите. (Слайд № 2)

2. Актуализация знаний и постановка задачи урока

— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Прием «Знаю, не знаю»
— У вас на столах лежит карточка № 1. Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

Знаете ли вы, падежи имен существительных?

Знаете ли вы, что такое склонения?

Знаете ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое склонения?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?
— Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— А какова цель урока?

— Цель нашего урока: формирование понятия склонения.

— Ребята, а как вы понимаете это слово?

— Давайте, найдем определение этого слова в толковом словаре.

— А теперь ребята, откройте учебник на с. 88, давайте прочитаем, какое определение этого слова дается у вас в учебнике.

— Ребята, давайте запишите это слово себе в тетрадь, поставим ударение, подчеркнем безударную гласную, разделим на слоги.

— Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые)

— это слово часто будет встречаться в русском языке, поэтому запомните его написание.

3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

— Прочитайте предложение, записанное на доске.

Сестра написала сочинение о зиме и осени.

— Назовите имена существительные (Сестра, сочинение, о зиме, осени)

— Давайте просклоняем первое существительное?

— В какой форме стоит это существительное?

— Ребята, слова помощники и вопросы можно проговорить устно, не записывая их (склоняют).

-Проверьте свою работу. (Слайд № 3)

(ребята выставляют себе оценку на листе самооценки)

— Назовите существительные, которые отвечают на один и тот же вопрос.

— Какого рода эти слова, числа, в каком падеже стоят эти существительные?

— Запишите их в тетрадь, выделите окончания.

— Чем же отличаются эти имена существительные?

— Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?

— Можем ответить на этот вопрос?

— Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.

— Прежде чем начать наше исследование, давайте с вами поиграем.

Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,

если м. рода – присядут мальчики,

если с. рода – хлопок,

дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро.

— Молодцы, ребята, я вижу вы хорошо определяете род имен существительных.

Итак, ребята, нам надо ответить на вопрос, почему у этих слов разные окончания.

— На доске записаны слова: зима, земля, мороз, солнце, братишка, окно, осень.

— К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

— В какой форме стоят эти существительные? (Существительные стоят в начальной форме.)

— Определите число, падеж.

— А теперь давайте определим род имен существительных.

— На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)

— Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно, записав слова, выделите окончания.

Работать вы будете в парах. Давайте, вспомним правила работы в парах. (Слайд № 5)

(карточка № 2) Работа в парах.

— Назовите существительные, которые вы записали в первую группу? (зима, земля, братишка)

— Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.

— назовите существительные второй группы. (солнце, мороз, окно)

— назовите существительные третьей группы. (осень)

— По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.) (Слайд № 6)

— Существительные бывают 1, 2, 3-го склонения. (Поясняю, еще раз)

я в каком классе проходят склонение имен существительных по программе школа россии. image001. в каком классе проходят склонение имен существительных по программе школа россии фото. в каком классе проходят склонение имен существительных по программе школа россии-image001. картинка в каком классе проходят склонение имен существительных по программе школа россии. картинка image001. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

— Давайте сделаем вывод: как определить склонение имен существительных? (По начальной форме: обращая внимание на род и окончание.)

— А теперь, давайте, попробуем ответить на вопрос, почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.)

— А как определить склонение этих существительных?

Алгоритм определения склонения (Слайд № 9)

— У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных. Склонение существительных являются постоянным морфологическим признаком. Например, если существительное относится ко второму склонению, то оно не может стать первым склонением.

5. Первичное закрепление знаний.

Распределите эти имена существительные по типам склонения.

— Давайте проверим работу. Кто желает прочитать слова, которые вы отнесли к 1 склонению.

— Ребята, если вы согласны с …, поднимите зеленый карандаш, если у кого-то не так, то красный.

— Прочитает (Ф. И. ученика) какие существительные относятся ко 2 склонению (проверяют, соглашаются или не соглашаются).

— Кто прочитает существительные 3 склонения? (проверяют) (Слайд № 11)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа по учебнику.

— Откройте учебник на странице 89, упражнение 153.

Ребята выписывают выделенные слова, определяют род, склонение имен существительных. (Работают самостоятельно)

— А теперь проверьте свою работу (Слайд № 13)

Вопросы ТОУУ к отвечающим ученикам (технология оценивания учебных успехов):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

— Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому склонению?

— Как определить склонение существительного?

(Вернуться к карточке № 1 «знаю, не знаю»).

— Теперь давайте вернемся к карточке № 1 и ответим на 5 и 6 вопросы.

5. Знаете ли вы, что такое склонения?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

7. Обобщение и систематизация знаний.

— Какую цель мы поставили на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Что такое склонение?

— Сколько же склонений у существительных?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что у вас получалось сегодня лучше всего?

— В чём испытали затруднения?

— Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)

— Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок.

— А сейчас покажем результаты труда всего класса.

(ребята поднимают ладошки: желтые – оценка – 5, все получилось; зеленые – оценка – 4, нужно еще постараться; красные – оценка – 3, предстоит много трудиться). (Слайд № 14)

— С каким настроением заканчиваем урок? (солнце, тучка) (Слайд № 15)

9. Информация о домашнем задании.

1. Прочитать правила на с. 88

3. Сочинить сказку на тему: «Склонение» (по желанию)

Приложение к уроку

(карточка для индивидуальной работы с успевающими учащимися)

Задание: выписать имена существительные, поставить в начальную форму, определить тип склонения.

Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *