в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Цели : показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции.

1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

2. работать над навыками выразительной речи;

3. учить работе с текстом;

4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

1. Организационный момент

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

— Долгожданный дан звонок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.

— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Белка песенки поет

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

2. Странствия, приключения героев

3. Кто-то мешает или помогает

4. Герой воюет с нечистой силой

5. Эпизоды повторяются по 3раза

6. Есть зачин, концовка

7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

3. Строй сказки плавный, напевный

4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Я б для батюшки царя

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

Перечислим их (см.план на ИД)

5. Ондокоренные слова

8. Определение после определяемого слова стоит

9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок чтения в 3-м классе по теме: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди»

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; участвовать в конкурсах, соревнованиях; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.

Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, на нем – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; родословная поэта; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник «Живое слово» 1 часть (авт. З.И. Романовская).

До звонка на урок звучит фонограмма «Гори, гори, моя звезда».

I. Организационный момент.

Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Летела оса около носа: с-с-с,

Летел комар и звенел: з-з-з,

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймалм (кулачок прижимается к уху)

II. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма «Вальс» Штрауса

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Музыка продолжается громче.

Выходят мальчик в костюме гусара и 2 девочки в белых бальных платьях. Каждый несёт подсвечник с зажженной свечой. Свечи ставятся к портрету А.С. Пушкина. Дети садятся.

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Автором этой сказки является…кто?

(показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)

III. Информация об авторе.

Продолжает звучать «Вальс» Штрауса

Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. Родился А.С.Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала.

(Рассматривается генеалогическое древо поэта)

Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу.

Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они были верными друзьями.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня.

Вопрос: А как ее звали?

Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна.

«Вальс» звучит громче

Заходит «няня» (бабушка одного из учеников в костюме) в сопровождении детей, одетых в русские народные костюмы, усаживается к столику и начинает вязать.

Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта, «наперсница» волшебной старины.

Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Выходит ученик в костюме Пушкина.

Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Радионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.

Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай.

Пушкин любил читать свои произведения любимой няне.

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует теплые отношения поэта и Арины Радионовны.

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Няня (смахивает слезы с глаз):

«Ох, Сашенька, голубчик мой!»

Ей поэт посвящает и такие строки:

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Низкий поклон тебе, няня Арина Радионовна!

Музыка звучит громче. Дети провожают няню.

IV. Конкурс «Сказочный эрудит».

Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки: проведем конкурс «сказочный эрудит».

Дуб зеленый над холмом…

1 Задание. Посмотрите внимательно: на листьях этого дуба спрятались задания. Вам предоставляется возможность ответить на них.

Звучит «Вальс». Дети отвечают на вопросы.

(иллюстрация к сказке)

Угадай, к какой сказке эта иллюстрация?

Что кричал петушок, сидя на спице?

Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? Чему учит эта сказка?

Послушай фонограмму (звучит фонограмма «Полёт шмеля») Из какой сказки? Ещё в кого превращался князь Гвидон?

К кому обратился царь Додон с просьбой о помощи?

Что обещал царь Додон мудрецу в награду за петушка?

Сколько времени никто не беспокоил царство Додона?

Сколько сыновей было у царя Додона?

Я читаю начало сказки, а вы говорите название.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару

Навстречу ему БАЛДА

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

У Балды был меньший брат. Кто это?

Первой Пушкин сочинил эту озорную сказку в 1830 году, когда за 3 месяца написал 50 произведений. Гоголь услышал «Балду» и воскликнул: «Прелесть невообразимая». Его увлекли чисто русская интонация, ритм старинной народной былинной песни.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Помутилося синее море.

Не спокойно синее море.

Почернело синее море.

На море чёрная буря.

Не хочу быть вольною царицей

Хочу быть владычицей морскою

Чтобы жить мне в океане-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была у меня на посылах»

Чтобы дед не отчаивался, спокойно вернулся к своей старухе, давайте мы его поддержим хореографической миниатюрой «Задумался дед».

В этой сказке жестокие дела и «даже справедливость вершится под унылый и грозный шум моря».

«Сказочный эрудит» продолжается. Звучит фонограмма.

Внимание! Чёрный ящик!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всх румяней и белее?»

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее»

Это врёшь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою,

Вишь, какая подросла!

И не диво, что бела.

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся, всех я краше?

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне равной нет!

Да усы лишь обмочил»

5 задание.

«cказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

VI. Работа по содержанию сказки.

Звучит фонограмма «Прялица»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 (напористо, энергично)

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

То на весь бы мир одна

Я б для батюшки царя

Все участники пораженно охают. 3-я сестра, прикрыв лицо, отходит в сторону.

Дверь тихонько заскрипела,

Стороны той государь.

Через всю сцену проходит царь Салтан и кланяется 3сестре.

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

Сестрицы радостно ахают.

Звучит фонограмма громче.

Царь предлагает руку и уводит 3 сестрицу со сцены, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы.

VII. Дальнейшая работа строится по учебнику.

а) Дети открывают страницу 264.

Учитель читает отрывок. Ученики находят соответствующую иллюстрацию.

По ходу чтения проводится работа над архаизмами, т.е словами, которые употреблялись тогда и уже мало или редко употребляются в современном литературном языке.

Звучит фонограмма. Чайковский «Сладкая греза»

б) Ученик в костюме князя Гвидона читает отрывок

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

После чтения этого отрывка особое внимание надо обратить на аллитерацию, которая помогает читателю не только хорошо представить себе то, что изображено словами, но и буквально услышать шум морских волн ([л]- плавность движения волн).

в) Дети вслух «цепочкой» читают 4-ую часть сказки.

После прочтения уточняется понимание содержания этой части посредством ответов на вопросы.

VIII. Просмотр в/ф (5 часть сказки). Обращается внимание детей на одежду героев, речь.

Усвоение содержания проверяется ответами на вопросы.

IX. Д/з. Подготовить выразительное чтение 1-5 части сказки. Списать в тетрадь по чтению «Ты, волна моя, волна!» и выучить наизусть.

Дети делятся впечатлениями.

Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.

Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Звучит финальная песня.

Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *