в каком классе проходят шукшина
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Изучение творчества В.Шукшина на уроках литературы в 5-11 классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тамара ВЕСНИНА
Тамара Аркадьевна ВЕСНИНА (1947) — учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №14 г.Сысерть
Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5–11-х классах
У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: “Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зёрнышка этой беды. Если есть — выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек”.
Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. Обидно только, педагогически нецелесообразно, что в программе по литературе, даже в разделе, посвящённом внеклассному чтению, мало Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть своего права выбора автора, произведения, методики его изучения и так далее, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определённых результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев, с лёгкой руки самого писателя прозванных “чудиками” или “странными людьми”, а через это повлиять на их (учеников) нравственный мир.
Деятельность учащихся, направленная на изучение творчества В.Шукшина начиная с 5-го класса, путём постоянного усложнения литературных и литературоведческих знаний, формирование умений и навыков, сначала простейших, потом более сложных, использование разнообразных методических приёмов, выявление главного в изучаемом — такова основа развивающего обучения при изучении творчества данного писателя. Например, работая над произведениями Шукшина, мы можем использовать различные виды анализов художественного произведения в зависимости от возраста учащихся.
1. Формальный: композиция (сюжетная, образная, мозаичная — художественные детали).
2. Проблемный: стиль (принадлежность к эпохе), тема проблемы, идея (в основе анализ событийного ряда).
3. Концептуальный: “оправдание” финала или его отсутствия, стиля, жанра (авторская концепция мира и человека).
По классам это выглядит так:
формальный (сюжетная и образная композиция)
рассказ “Дядя Ермолай”
формальный (сюжетная, образная и мозаичная композиция)
рассказ “Ванька Тепляшин”
проблемный (тема проблемы, идея)
рассказы “Чудик”, “Микроскоп”
рассказы “Свояк Сергей Сергеевич”, “Волки”
концептуальный (авторская концепция мира и человека)
сатирическая повесть “Энергичные люди”, повесть-сказка “До третьих петухов”
рассказы “Шире шаг, маэстро”, “Штрихи к портрету”, “Алёша Бесконвойный”
В 5-м классе мы с ребятами начинаем знакомство с писателем Шукшиным. «Дядя Ермолай» — так называется рассказ, написанный от первого лица. В его основу положен случай, произошедший в детстве с самим автором, когда ему было 11–12 лет. У пятиклассников удивительно сочетаются “наивный реализм” и чуткость к художественному образу, поэтому соединяю изучение рассказа с вниманием к автору, его слову, его приёмам, которыми он пользуется, создавая ситуацию, а она такова: мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке. Анализируем текст с опорой на предложенные учителем вопросы.
— Что вас поразило в рассказе?
— Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своём?
— Как вы думаете, сознаются ли они потом, когда пройдёт время?
— Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду?
— В чём, по-вашему, заключается основная мысль рассказа?
— Ради чего он был написан?
— Почему рассказ назван «Дядя Ермолай»?
В 5-м классе мы формируем навык беглого и выразительного чтения, поэтому заостряем внимание на центре рассказа — диалоге дяди Ермолая с мальчиками. (Чтение по ролям.) Составляем своеобразный “психологический этюд” поведения, чувств, состояния героев.
“ решили стоять насмерть”
“ за голову взялся и болезненно сморщился”
“ это нас не смутило”
Дети не сознались, что не были на точке, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за обмолоченным хлебом. Не сознались и потом. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? (Рассказ написан в 1971 году, а произошло это в детстве.) Надо помнить то, что оставило неизгладимый след в детской душе.
Вывод. Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа — память, совесть, правда).
С этого вывода начинаем разговор об “особенном” в героях Шукшина. Работая над развитием речи учащихся, предлагаю сочинение-миниатюру «Моя первая встреча», попутно ведя разговор о теме и идее литературного произведения.
Работая над рассказом как жанром литературного произведения, анализируем поведение героя, постигаем содержание рассказа методом эвристической беседы.
— Кто такой Ванька Тепляшин?
— Расскажите, как он очутился в городской больнице.
Авторская оценка героя: “И верно, посмотришь на Ваньку — и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже — уметь надо”.
— А как вы оцениваете Ваньку?
Центр рассказа — диалог Ваньки и красноглазого вахтёра. Поскольку у Шукшина своеобразный показ внутреннего мира героев — не со стороны, а изнутри, то здесь уместна инсценировка. Здесь мы уже попутно обращаем внимание на мастерство Шукшина-рассказчика (ёмкость слова, его многозначность, образные сравнения).
Идея рассказа: “Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”.
И вновь обращаем внимание на “особенное” в шукшинских героях. Простые они люди, далёкие от идеала, но совестливые, беспокойные и хоть немножко смешные, но порядочные. Здесь очень уместно ввести словесное рисование — нарисовать словесный портрет Ваньки Тепляшина.
В курсе литературы 6-го класса мы изучаем рассказы А.Платонова, М.Зощенко, А.Чехова, В.Астафьева, Ф.Искандера. Рассказ Шукшина включаю во внеклассное чтение, после работы над рассказом В.Астафьева «Конь с розовой гривой», так как в этих рассказах даётся изображение быта деревни, поднимаются нравственные проблемы, чувствуется яркость и самобытность народной речи. И вполне уместно в плане развития речи (письменно или устно) поработать над темой «Любимый рассказ» (выбор большой).
— Какой рассказ особенно близок и дорог вам? Почему именно этот?
— Как построен (литературный термин “композиция”) и написан рассказ?
— В чём его превосходство, по вашему мнению, перед другими рассказами?
— Прочитайте страницу любимого рассказа так, чтобы убедить нас, что он действительно талантливо написан, что рассказ действительно любим вами.
В 7-м классе мы встречаемся с нравственным максимализмом учащихся, свойственным возрасту, однолинейностью мышления, поэтому в процессе изучения творчества Шукшина обращаю внимание на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учу воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации в оценке героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы.
Рассказ «Мастер» беру для изучения после рассказа «Юшка» А.Платонова, где прослеживаю проблемы любви и уважения к человеку; вместе с учащимися осознаём необходимость сострадания, сопереживания, так необходимые любому живому существу. Рассказы Платонова и Шукшина в какой-то мере перекликаются. Двое учащихся готовят «Слово о писателе» (впервые, кроме демонстрируемого портрета писателя, знакомимся более подробно с биографией и творчеством писателя).
Именно в 7-м классе уточняем литературоведческий термин “рассказ”. Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: “Вот рассказы, какими они должны быть:
Самое мелкое, что может быть, — это рассказ-анекдот. Нет, литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка”. И вот пример — рассказ «Мастер». Мы продолжаем линию “особенное в людях”: память, совесть, правда, талантливость — по Шукшину. Использую проблемную беседу. Начинается рассказ сказово: “Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый мастер”.
— Что открывает в судьбе героя уже первая фраза? (Это “жил-был” настраивает на необычную историю жизни Сёмки, прозвище Рысь помогает представить портрет героя.)
Сам Шукшин не делает выводов, не поучает. Просто поведал историю Сёмки, но какая трагедия открывается за этим?
— Так что это, рассказ-судьба, рассказ-характер или исповедь? Идея красоты его “выпрямила”. А что же сломало? В чём причина Сёмкиной боли?
Л.Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.
— Можем ли мы вообразить, какова его дальнейшая судьба?
Итак, рассказ «Мастер» поднимает уже глубокие нравственные и философские проблемы: что же есть истинная красота, мастерство, какую роль играет творчество в жизни любого человека? Материал нарабатывается, подвожу итоги по изучению творчества В.М. Шукшина в обобщающей беседе.
— Кто герои его произведений?
— Что их отличает от других?
— При помощи каких деталей Шукшин воссоздаёт портреты своих героев? Какие приёмы использует?
В качестве домашнего задания сочинение-миниатюра (на выбор):
1. Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.
2. Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда.
В 8-м классе мы уже знакомимся с более сложными проблемами: «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературы» (теоретико-литературный аспект). Дальнейшее изучение произведений Шукшина строю таким образом, чтобы на литературном материале показать смену эпох общественного развития, познакомить с характерными для каждой из них типами литературных героев.
Таким образом, 8-й класс, завершая определённый этап в развитии школьников, даёт мне возможность как учителю сделать акцент на ряде ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка. Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие русской литературы от XVIII века до наших дней и готовит учеников к восприятию курса литературы старших классов. Жанровое разнообразие изучаемых произведений, разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает к самостоятельной оценке произведений.
Если мы ранее брали только по одному рассказу Шукшина, то в 8-м классе имеем возможность взять уже два произведения, причём на одном из них учащиеся должны проявить самостоятельность. Говорю не только о личности писателя Шукшина, используя лекцию с элементами беседы, но и о его месте в ряду других современных русских писателей, веду разговор о “чудиках” Шукшина (с 5-го класса накапливали материал об “особенном” в героях Шукшина).
Тема урока — «Учиться понимать человека» (“чудики” Шукшина).
Перед уроком провожу анкетирование «Попытка искреннего слова о себе», используя вопросы.
1. Довольны ли вы собой и как вам живётся?
2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда?
3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
4. Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
По итогам анкетирования пытаюсь “натолкнуть” подростков на раздумья: всегда ли по-человечески мы поступаем? Неразделённая любовь, обманутые надежды, несбывшиеся мечты, разочарования, обиды. Сколько всего предстоит увидеть и пережить! Всегда ли мы справедливы и милосердны? Не равнодушны ли мы по отношению к близким? Ведь “любовь к ближнему” — не пустые слова. Именно о любви к ближнему, о человеческом милосердии рассказы Шукшина.
поведение героя — что думает — что делает.
И вывод о характере и “странностях” героя (неуёмное стремление человека к познанию, странность, чудачество — открывает для себя тайны микромира, озабочен грядущими судьбами человечества).
Курс для литературы 9-го класса построен на смене эпох развития литературы, которые изучаются в виде обзоров и монографических тем. Материал обширен, но после изучения творчества Н.В. Гоголя уместно отвести хотя бы один урок на изучение произведений В.Шукшина.
Учащиеся уже подготовлены к восприятию сатирических рассказов писателя.
На уроке использую высказывание В.Распутина: “Хамство есть способ утверждения личности. Так считалось всегда. И ведёт оно к разрушению личности. Когда человек не умеет проявить себя как личность иным образом, он обращается к животным началам и находит, по-видимому, в этом, несмотря на протестующий голос совести, какое-то удовлетворение. Другими словами говоря, хамство есть признак неразвитости, несостоятельности личности или её деградации…”
Рассказ Шукшина «Свояк Сергей Сергеевич» подтверждает эти слова Распутина. Характер героя уместился в три строчки текста. Выделим эти три строчки: “Живого места нет на человеке — весь как лоскутное одеяло, и каждый лоскут кричит и хвалится”.
В итоге урока естественный вопрос:
— Против каких людей выступает писатель? (Сытых, довольных собой, своим благополучием, против хамов.)
Вечная тема — борьба добра со злом.
Ничто так не отталкивает писателя, как духовная сытость и душевная лень. К такому же выводу подводит нас анализ рассказа «Волки».
Таким образом, к концу 9-го класса путём постепенного “приращивания” знаний учащиеся уже должны выделять общие свойства произведений Шукшина, объединённых единым жанром (рассказ), индивидуальные особенности писателя, осмыслить художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом, а также видеть конкретно-историческое и символическое значение его литературных образов.
Исходя из требований программы, в 10-м классе учащиеся должны знать и уметь применять на практике понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ и так далее), понятия, связанные со структурой художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, взаимосвязь героев и событий, авторская позиция), понятия, связанные с изобразительно-выразительными средствами языка и особенностями произведений драматических жанров, уметь сопоставлять героев разных эпох в зависимости от их нравственных качеств. Поэтому сатиру Шукшина изучаем после сатирических произведений великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. С сатирическими рассказами Шукшина учащиеся уже знакомы. Непременно обращаю внимание на такие понятия, как “стиль писателя” и “гротеск”. Напоминаю, что “стиль писателя” — это содержательная форма, ощутимая во “внешних слоях” произведения — языке, композиции, типе, сюжете, интонационно-речевой структуре и так далее — и обусловленная единым принципом, методом. Стиль Шукшина изучаем на примере сатирической повести «Энергичные люди» (1974). Сложное развитие внутреннего конфликта, напряжение которого возрастает к финалу, завершается главным нравственным выводом (идеей): обкрадывая других, человек прежде всего обворовывает себя!
Раскрытию этой мысли автор подчиняет и свои сатирические приёмы.
1. Эффект двойного разоблачения (взаимообвинения: “шавка”, “обезьяна”; сами герои много выбалтывают: Аристарх считает украденные деньги своими премиальными за энергичность, так как общество живёт инициативой энергичных людей; Вера Сергеевна выводит на чистую воду “честную компанию”…).
2. Обилие прямой речи, диалогов — средство разоблачения внутреннего мира героев (не со стороны, а изнутри).
3. Писатель точно воссоздаёт стихию языка персонажей, фиксирует их образ мышления.
Слово у Шукшина становится сатирически ёмким и многозначным (“Аристархушка крепко пил. И пил, собака, изобретательно”.)
4. В пьесе нет положительных героев, то есть законы сатирической типизации обусловили сокращение масштабов индивидуализации героев (только два героя имеют имена, у всех остальных клички: Чернявый, Брюхатый, Курносый, Лысый, Простой человек. Это результат их внутренней обезличенности и вместе с тем — это приём комического снижения).
5. Наличие саркастических сравнений. Вот, например, Простой человек сравнивает всю компанию с кладбищем, а каждого в отдельности — с памятником на нём.
6. В повествовании прослеживаются элементы драмы. Сценические приёмы потеснили повествование (диалог — ведущий приём раскрытия характеров, основной конфликт развёртывается на узкой площадке трёхкомнатной квартиры. Страх перед разоблачением — двигатель действия. Построение конфликта по принципу расширения “кругов на воде”: сначала внутри семьи, затем до государственных и общих нравственных масштабов. Особенность позиции автора: как всегда, Шукшин избегает простых решений. Нет указующего перста, исключён тон гневного обличительства. Оценка вытекает сама собой (через психологический анализ и приёмы само- и взаиморазоблачения).
Новый взлёт художественной мысли В.Шукшина — повесть-сказка «До третьих петухов» (напечатанная уже после смерти писателя).
Здесь Шукшин возрождает щедринский жанр “сказок для детей изрядного возраста”.
Всё от сказки: и зачин, и герои, и все сатирические атрибуты. Писатель использует следующие сатирические приёмы:
1) пародийное заострение;
2) неожиданные повороты действия;
3) множество комических положений, забавных или грустных сцен;
4) пародийное повторение схожих ситуаций (ведущий приём);
5) концентрация отрицательного;
7) авторская позиция.
Обобщение в сказке вырастает до глубокого символа в духе щедринских традиций.
Перед изучением сатиры Шукшина даю индивидуальные опережающие задания.
1. Определить, какие сатирические приёмы использует В.Шукшин в сатирической повести «Энергичные люди».
2. Отобрав лексику героев, показать, как точно писатель фиксирует их образ мышления (слово ёмкое и многозначное).
3. Традиции Салтыкова-Щедрина в сатире Шукшина.
При выполнении второго и третьего заданий использую такой вариант: один учащийся выступает, другой рецензирует его ответ по плану:
1. Богатство фактического материала.
2. Последовательность изложения.
3. Культура речевого оформления.
4. Доступность, эмоциональность.
5. Умение владеть аудиторией.
А при анализе сатирической сказки «До третьих петухов» вместе с учащимися пытаюсь провести параллель между ней и сказкой Салтыкова-Щедрина «Дурак». Есть в них какое-то родство. Может быть, то, что в щедринской сказке, как и у Шукшина, Иванушка тоже вовсе не дурак, а личность, далеко превосходящая в интеллектуальном и нравственном отношении всех тех, которые считают себя умными, а в нём видят дурака… Органической потребностью Ивана, сердце которого отличалось исключительной отзывчивостью к чужому горю, была деятельная любовь к ближнему. Заступался он за бедных, слабых, больных, гонимых.
А в завершение разговора о сатире Шукшина подвожу учащихся к размышлениям о роли сатиры в жизни, о том, с кого брать пример, каким быть, как жить.
Опыт подсказывает, что учащиеся проявляют несомненный интерес к сатирическим произведениям и героям Шукшина, и в небольших по объёму сочинениях «Какие нравственные уроки преподаёт нам шукшинская сатира?» я встретилась со зрелыми, самостоятельными мыслями и наблюдениями.
В качестве самостоятельной работы даю написать рецензию на рассказы Шукшина «Алёша Бесконвойный» и «Штрихи к портрету», предварительно повторив, чем отличается отзыв на прочитанное произведение от рецензии. Анализ рецензий (своеобразная подготовка к экзамену по литературе) подводит учащихся к мысли, что творчество Шукшина, по самой своей сути тяготеющее к постановке актуальных социально-нравственных проблем, углубляет и расширяет представление о человеке и действительности. Разные характеры предстают перед нами со страниц рассказов писателя, многообразны их проявления, но любимых его героев освещает напряжённость духовных поисков смысла жизни. Его рассказы о людях думающих и “остановившихся”, страдающих и неравнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И будто слышим мы опять чуть усталый, глуховатый голос Василия Шукшина: “Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее”.
С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.
Альбеткова Р. Активные формы преподавания литературы. М.: Просвещение, 1991.
Апухтина В. Проза Шукшина. М.: Высшая школа, 1986.
Горн В. Василий Шукшин. М.: Просвещение, 1993.
Ершов Л. Сатира и современность. М.: Современник, 1978.
Ильин Е. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.
Лазарева В. Концептуальные схемы анализа художественных произведений, изучаемых в 9–10-х классах // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1991. № 7.
Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1972.
Любимов О. К изучению рассказа Шукшина «Чудик» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 5.
Овчаренко А. От Горького до Шукшина. М.: Советская Россия, 1984.
Озмитель Д. О сатире и юморе. Л.: Просвещение, 1973.
Панкин Б. Василий Шукшин и его “чудики” // Строгая литература. М., 1980. С. 183.
Сухомлинский В. Родительская педагогика. 1989.
Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. Екатеринбург, 1992.