в каком классе проходят шинель гоголя
Конспект урока по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (8–9-й класс)
Разделы: Литература
… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…
Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.
чтение слов А. П. Чехова
слайды с портретами
— А что это за тип героя?
2. История создания.
Замысел повести “Шинель” родился не сразу.
— Как вы думаете, почему?
(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)
— Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)
— Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
— Каково отношение к нему сослуживцев?
— Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)
— Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?
— Подберите строчки из текста.
— Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?
работа над портретом героя
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:
— Как вы думаете почему?
— Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
чтение сцены разговора с Петровичем
— А каково авторское отношение?
Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.
— Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
работа с иллюстрацией (см. рис. 2)
— Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.
— Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
— Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.
— Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)
Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.
высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова
— Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
— Где кульминация повести?
— В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
(никто не помог ему)
работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)
— Что удалось изобразить иллюстраторам?
— Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
— Каким же вы увидели чиновника?
— Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”
— А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.
(см. приложение задание №3)
4. Обсуждение ответов детей
выступление первой второй, третьей группы
— За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)
выступление четвертой группы
— Как вы понимаете авторскую позицию?
— О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)
— Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”
5. Домашнее задание.
Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.
— Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)
В каком классе проходят повесть «Шинель» Н. Гоголь?
В каком классе нужно читать повесть «Шинель» Николая Гоголя?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Проходят «Шинель» в школе в восьмом классе.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Конспект урока по литературе в 8 классе Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по литературе в 8 классе
Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель».
Образ «маленького человека» в повести .
Тема: Образ “маленького человека” в повести “Шинель” Н. В. Гоголя
Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций
Направленность на планируемые результаты обучения:
— овладение гуманистическими ценностными ориентациями;
— готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать поступки людей с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей
Каждое литературное произведение несет в себе не только повествовательную идею, но и создано заставить читателя задуматься над какими-либо проблемами.
Вы познакомились с повестью Николая Гоголя «Шинель». Это произведение высоко оценено литераторами и литературоведами (обращаюсь к эпиграфу). Ф.М.Достоевский сказал: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Почему он так сказал, об этом мы тоже поговорим на уроке.
2. Определить, какую проблему человеческого общества затронул Н.В.Гоголь в произведении
2) Проверка домашнего задания:
Сейчас мы коллективно отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста.
Что могло бы помочь попасть Башмачкину в статские советники? (награды)
Место действия повести.(Петербург)
Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)
Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
Подруга жизни Башмачкина. (Шинель)
Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича?(Бедствия)
Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалования в год. (Мороз)
В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)
По вертикали получилось слово «гуманизм». Подберите синонимы к этому слову (человеколюбие).
На доске высвечивается «гуманизм». Признание ценности человека как личности. Человечность в общественной деятельности в отношении к людям.
-Как это понятие увязывается с содержанием повести?
— Вам не кажется, что слово «гуманизм» является ключевым в анализе произведения?
— Но сначала давайте определим, что мы уже знаем о повести.
— Каков сюжет произведения?
(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).
-Облик главного персонажа должен помочь нам понять творческий замысел автора. Разберемся в прочитанном.
-Что мы знаем о главном герое? +раскрыть значение имени
-А какие строки повести говорят о предопределенности судьбы героя? (Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник).
Обратимся к тексту (с. 358 )
Рассмотрим портрет героя (с. 357)
3.Работа над темой и целями урока
1) Проблемное задание:
2) Коллективное целеполагание : Предстоит найти ответы на вопросы :
-Можно ли считать Акакия Акакиевича маленьким человеком?
-Определить творческий замысел автора.
* Словарная работа : раскрытие понятия «маленький человек»
-Почему повесть о человеке имеет название вещи «ШИНЕЛЬ»?
(Именно через шинель автор раскрывает нам образ «Маленького человека» Башмачкина. Чиновники в России считались благородным сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто).
-Как появляется образ шинели в жизни Башмачкина?
— Приобретение новой шинели – это роскошь или необходимость?
( враг всех живущих на 400 руб в год –мороз, мечты о новой шинели, жесткая экономия, радость и гордость за новую шинель, горе от утраты шинели ). Обратимся к стр.
-Чем была шинель для Акакия Акакаевича Башмачкина? (подвести к понятию – жизнь, семья, счастье)
— Тольки ли горе испытал А.А. от утраты шинели? (протест)
Вывод : Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни.
Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства. Шинель заменяет образ любви к ближнему.
Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскетизму: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение.
Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.
4. Стадия осмысления
1 )*Прием «Погружение в образ»
(примерить шинель, представить, что мог чувствовать герой)
(обучающиеся по очереди примеряют шинель и делятся ощущениями)
2) * Прием «Четыре взгляда»
(распределение заданий между группами)
«Красная шинель –тревога, эмоции, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает, что положительного и отрицательного принесла шинель в его жизнь
Выступление представителей групп.
После «Белой шинели».
Герой повести – это чиновник низшего ранга. Проживает в Петербурге в бедности. Его девятый ранг и жалование в 400 рублей в год не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.
Крупным планом автор показывает человеческие черты героя.
Комментарий после «Красной шинели».
— Изменили ли чиновники департамента свое отношение к А.А.?
— Да. Человека ценят не по его нравственным качествам, а по одежде.
— А изменила ли шинель жизнь А.А.?
— Нет! Вещь – не главное в жизни человека, она не может сделать его счастья.
Более того, шинель привела к гибели героя.
(- сам А.А. создал мир, в котором уютно и тепло, и когда этот мир рушится, наш герой умирает, не сумев справиться с трудностями, которые выпали на его долю;
— виноваты те, кто окружает его, с кем ему приходится сталкиваться;
— сослуживцы виноваты, не пропускали возможности посмеяться над ним;
— будочник, потому что не прибежал на помощь, когда А.А. грабили;
— петербургский климат, мороз;
— «значительное лицо», после встречи с которым А.А. вынесли без движения;
— врач, который советует качество гроба;
ГРУБОСТЬ И РАВНОДУШИЕ ОКРУЖАЮЩИХ
Слово учителя: в своей повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой «маленького» человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.
— Как заканчивается повесть?
— Почему Гоголь в финальной части повести обращается к фантастическому?
(Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
2 ) *Прием «Займи позицию»
Акакий Акакиевич — бедный человек, ибо настоящая беда его заключается не в потере шинели (настоящего горя для чиновника), не в плохом отношении к нему окружающих (это не всегда верно) и не в малом жаловании (вспомним, что он “с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием”), а в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу.
Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
“ Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
*Проблемный вопрос: есть среди нас «маленькие люди»?? Почему?
2) Составление СИНКВЕЙНА
мучается, терпит, страдает
Человек не должен быть маленьким!
Переписывал, копил, потерял
Повесть о маленьком человеке
— Какую же проблему затронул Гоголь в своем произведении?
( Проблема гуманизма, милосердия. Все персонажи повести, за редким исключением, нарушают заповедь о любви к ближнему. Гоголь заставляет читателя увидеть за смешным и обыденным поведением персонажей их расчеловечивание, забвение того, что так пронзило молодого человека «я брат твой».)
Гоголь взывает: «Нет ничего ценнее человека». Мы скорбим не только о Башмачкине, его личной смерти, не только о несостоявшейся личности. Мы скорбим о гибели самого звания ЧЕЛОВЕК, когда людей делят на» маленьких» и «значительных».
— Вы согласны с этим утверждением?
— Ребята, а какие чувства у вас вызывает гоголевский герой? (жалость, сострадание).
— Значит, души у вас живые, к ним проложил путь Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.
В завершении прочту отрывок из стихотворения:
Конспект урока по литературе Н.В. Гоголь «Шинель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок литературы в 8 классе на тему:
«С днем рождения, Акакий Акакиевич!» (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
Малова Е.А., учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;
Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Иллюстрации к произведению.
Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.
В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока «С днем рождения, Акакий Акакиевич!» И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы:
-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?
— А как должно быть в жизни?
Девушки, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).
По вертикали:
По горизонтали:
Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
Место действия повести; (Петербург)
Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)
Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?
( Гуманизм . Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)
2. Аналитическая работа с текстом повести:
А теперь обратимся к самой повести.
(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)
— Какова главная тема повести “Шинель”?
(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)
— В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?
— Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
— Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.
Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…
3. Элемент драматической постановки:
Девушки, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.
Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…
А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
— Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?
— Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
— Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?
(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).
— Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?
(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).
— В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).
— С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)
4. Этап закрепления новых знаний.
Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. ( Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).
2. Элемент драматической постановки:
Значительное лицо : “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!
2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.
— Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?
— Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?
— Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?
— Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
— Что унесете вы сегодня с собой с урока?
— Замечательные подарки вы сделали сегодня Акакию Акакиевичу. Нарисовали красивые рисунки, бистро разгадали кроссворд, показали хорошее знание текста произведения, здорово играли роли. Я уверена, что наш герой был бы этому очень рад.
3. Заключительное слово учителя:
И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.
Каждой ученице предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.
Довольна ли тем, как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Сумела ли ты получить новые знания?
Ты была активна на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Ты сумела показать свои знания?
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».