в каком классе проходят первую мировую войну
Первая мировая война
Презентация к уроку
Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.
Задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала.
Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, карта “Первая мировая война 1914-1915 годов”, карта «Наступление юго-западного фронта 4 июня – 13 августа 1916 года (Брусиловский прорыв)».
Педагогическая технология: ИКТ.
Ход урока
Первая мировая война. (слайд 1)
План урока: (слайд 2)
Если суждено быть войне в Европе, то она начнется из-за какого-нибудь ужасного, несуразного случая на Балканах.
Отто фон Бисмарк.
I. Причины войны.
При неравномерности экономического развития капиталистических стран к началу XX века страны «второго эшелона» начинают догонять страны «эшелона второго». (слайд 4)
Страны «первого эшелона» Англия, Франция | Страны «второго эшелона» Германия, Австро-Венгрия, США, Япония, Италия |
– Старые капиталистические страны. – Большие колониальные владения и, следовательно, рынок сбыта. – Темпы развития капитализма ниже, чем в странах «второго эшелона». | – Молодые капиталистические страны. – Не успели обзавестись обширными колониальными владениями. – Пользуясь опытом и помощью развитых стран, по темпам развития капитализма значительно опережали последние. |
Колониальные владения стран «первого эшелона» значительно превышали колониальные владения стран «второго эшелона». (слайд 5)
Колониальные владения
Англия | 33,5 млн.кв.км. |
Франция | 10,6 млн.кв.км. |
Германия | 2,9 млн.кв.км. |
США | 0,3 млн.кв.км. |
Япония | 0,3 млн. кв.км. |
– Было ли распределение колониальных владений между ведущими странами мира равномерным? (Ответ: Нет).
Размеры колониальных владений быль столь неравномерны, что становился неизбежным передел мира между капиталистическими державами в борьбе молодых капиталистических стран за свое «место под солнцем». Экономический рост молодых стран тормозился отсутствием рынков сбыта, назревало противоречие между экономическим потенциалом страны и возможностями для дальнейшего развития.
II. Образование двух военных блоков.
Противостоянию крупных держав было положено начало при создании двух военных блоков.
– Вспомните, когда был создан Тройственный союз? (Ответ: 1879-1882). Какие страны в него входили? (Ответ: Германия, Австро-Венгрия, Италия).
– Какой военный блок был создан в противовес Тройственному союзу? (Ответ: Антанта). Какие страны в него входили? (Ответ: Англия, Франция, Россия). В каком году? (Ответ: 1907).
Ученики знакомятся с двумя таблицами. (слайд 6-7).
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ (1879-1882). Германия, Австро-Венгрия, Италия. |
– Увеличивающийся флот Германии был сильной угрозой английскому, предложение английского адмиралтейства о приостановлении наращивания флота Германия отклонила. – Германия претендовала на французские колонии в Африке. – Германия стремилась к контролю над слабеющей Турцией, послав в нее свою военную миссию – военных консультантов. Это сильно осложняло ее отношения с Россией, опасавшейся за свои южные границы в связи с контролем над черноморскими проливами. |
АНТАНТА (1907) Англия, Франция, Россия. |
– Англия, привыкшая к гегемонии своего флота в Европе, чрезвычайно опасалась растущего военного могущества Германии, и ее островное положение (возможность экономической блокады с моря) делало эти опасения обоснованными.– Франция желала вернуть себе промышленные районы Эльзас и Лотарингию (потеряла в ходе франко-прусской войны 1878-1871 годов).– Захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, планы захвата Сербии, строительство Германией железной дороги Берлин-Багдад наносили сильный урон влиянию России на Балканах. |
Все эти противоречия накаляли обстановку в Европе. Страны готовились к войне, в неизбежности которой не сомневались.
III. Повод к войне.
Балканский полуостров недаром называли «пороховым погребом Европы».
Поводом к войне в 1914 году стал выстрел в Сараево (Босния), оборвавший жизнь наследнику австрийского престола принцу Франц-Фердинанду. (слайд 8) Он прибыл на маневры австрийских войск, устроенных в Боснии и Герцеговине на границе с Сербией, и был убит Гаврило Принципом. Гаврило Принцип был членом антиавстрийской сербской организации «Народна одбрана». (слайд 9).
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум (слайд 10), в котором потребовала:
Сербия традиционно обратилась за помощью к России. По совету России Сербия приняла ультиматум, за исключением двух последних пунктов.
– Почему Сербия отказалась выполнять последние два пункта ультиматума? (Ответ: Если бы Сербия выполнила все условия ультиматума, то потеряла бы суверенитет).
Австрия объявила войну Сербии. Россия после артиллерийского обстрела Белграда, начала всеобщую мобилизацию, в ответ Германия потребовала ее прекратить. После отказа России прекратить мобилизацию Германия объявила ей войну.
19 июля (1 августа) 1914 года – объявление Германией войны Россией. (слайд 11).
Далее в войну вступили Англия и Франция, и спустя короткий период в войне уже участвовало 38 государств.
– Почему Англия и Франция вступили в войну? (Ответ: Англия и Франция были союзниками России).
IV. Война и общество.
Из воспоминаний П.Н. Милюкова (слайд 13).
«Как принята была вообще в России война 1914 г. Конечно, в проявлениях энтузиазма – и не только казенного – не было недостатка, в особенности в начале… Рабочие стачки на время прекратились. Не говоря об уличных и публичных демонстрациях… Но в общем набросанная нашим поэтом картина, – в столицах «гремят витии», а в глубине России царит «вековая тишина», – эта картина оставалась верной. В войне 1914г. «вековая тишина» получила распространенную формулу в выражении: «мы-калуцкие», т.е до Калуги Вильгельм не дойдет…» (Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М.,1990).
– Как была принята в России война 1914 года? (Ответ: Положительно).
Из речи философа И.А. Ильина. (слайд 14)
«… Настоящая война наша с Германией есть война духовно-оборонительная и останется ею даже в том случае, если русские войска войдут в центр Германии и если мир присоединит к России польские и славянские земли».
(Ильин И.А. Духовный смысл войны. СПб., 1915).
– Как философ И.А.Ильин называл войну? (Ответ: духовно-оборонительная).
Из газеты «Русское знамя» (печатного органа Союза русского народа). (слайд 15)
«Нынешние дни надлежит считать временем могучего пробуждения национальной гордости и самосознания русского народа. Немец – это только повод. России пора освободиться от всякой иноземщины».
(Цит. по: Новейшая отечественная история. XX– начало XXI века / под ред. Э.И. Щагина. Кн. 1. М., 2008).
– Газета «Русское знамя» от кого призывало Россию освободить? (Ответ: от иноземщины).
V. Ход военных действий.
В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы: (слайд 16)
Этапы войны | Основные события |
кампания 1914 года | Военная кампания не принесла решающего успеха ни одной из сторон. |
кампания 1915 года | Поражение русской армии в военной кампании. Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины. |
кампания 1916 года | Основные военные действия на Западном фронте.Май-июнь 1916 года – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро – Венгрии. |
кампания 1917 года | Поражение русских войск в условиях революции. Переговоры большевиков с Германией о мире. |
кампания 1918 года | 3 марта 1918 – Брестский мир.Ноябрь. Поражение Германии и ее союзников от Антанты. |
Ученики работают с исторической картой. (слайд 17-18).
VI. Итоги и последствия войны.
В.В. Путин: «Россия в Первой мировой войне проиграла проигравшей стране». (слайд 19).
3 марта 1918 – Брестский мир. (слайд 20).
11 ноября 1918 – Компьенское перемирие. (слайд 21)
Последствия войны для России: (слайд 22).
В.И. Ленин назвал войну «лучшим подарком революции». (слайд 23)
Людские потери в ходе боевых действий в Первой мировой войне. (слайд 24).
Страны антигерманского блока | Потери (в тыс. чел.) | Страны германского блока | Потери (в тыс. чел.) |
Россия | 1200 | Германия | 1473 |
Франция | 898 | Австро-Венгрия | 727 |
Великобритания | 485 | Турция | 250 |
Италия | 381 | Болгария | 49 |
Румыния | 152 | ||
Сербия и Черногория | 140 | ||
США | 37 | ||
Бельгия | 32 | ||
Британские доминионы и Индия | 119 | ||
Французские колонии | 48 | ||
Греция | 9 | ||
Португалия | 5 | ||
Япония | 0,3 | ||
ИТОГО: | 3506,3 | ИТОГО: | 2499 |
Класс: 9
Презентация к уроку
Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).
Оборудование: Политическая карта мира, Презентация к уроку, иллюстративный материал.
Организационный момент
Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.
«Величайшие преступления империализма против человечества»
Убитых 10 000 000 млн. человек
Раненых 20 000 000 млн. человек
Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.
Ради чего были принесены эти жертвы?
– Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?
Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.
(Слайд 2). Противоборствующие силы.
Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
(Слайд 3) – повод.
– Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне, определите характер войны?
– Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайды 5-7). Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.
30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»
– Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…
Ход военных действий (по этапам):
А) планы сторон в начале каждого этапа
Б) основные сражения и события
В) военные и политические итоги этапа.
В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:
1) кампания 1914 г ( провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
2) кампания 1915 г ( срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
3) кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)
4) кампания 1917 г ( наступление Антанты; выход России из войны)
5) кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)
(Слайды 8-16). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
Далее рассматриваются основные этапы войны.
(Слайды 17-21). Герои и полководцы
Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны.
(Слайды 22-24) Итоги войны
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
Закрепление
Домашнее задание: параграф 1, творческое задание по выбору.
Презентация «Урок-игра «Первая мировая война»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Первая мировая война
1914-1918 годов
Урок-игра
Описание слайда:
1 августа 2014 года исполняется 100 лет со дня вступления России в Первую мировую войну.
С 2012 года эта дата дополняет перечень памятных дат России и является Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
Первая мировая – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовало 38 стран. Более 10 млн человек было убито и 20 млн ранено.
Описание слайда:
Игра ведётся по пяти номинациям.
Цифрами 10, 20, 30, 40 и 50 обозначено количество присуждаемых баллов за правильный ответ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Откуда пошло выражение: «Первая мировая война началась из-за Принципа?
28 июля 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австро-венгерского престола, и его жена герцогиня София Гогенберг были убиты в Сараево сербским гимназистом Гаврилой Принципом, членом сербской террористической организации «Млада Босна».
Гаврило Принцип
Описание слайда:
Описание слайда:
«Великой войной». Наши соотечественники также называли её «Второй Отечественной» или попросту «германской», также – империалистической.
Название Первая мировая война появилось лишь в 1939 году. Как современники называли эту войну?
Описание слайда:
В 1914 году немецкие и английские солдаты на линии фронта устроили незапланированное перемирие. Они пели, обменивались подарками, играли в футбол. В честь чего было это перемирие?
В честь Рождества.
Описание слайда:
Описание слайда:
Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?
Танк Лебеденко. Царь танк. Самый большой в мире танк. Построен инженером Николаем Лебеденко в 1914-1915 гг.
Описание слайда:
Кто изобрёл первый в мире противогаз?
Академик Н.Д.Зелинский изобрёл высокоэффективный угольный противогаз.
Описание слайда:
Кто и когда в Первой мировой войне применил первый таран?
Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским лётчиком Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю.
Описание слайда:
Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 году, стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трёх войнах. В каких?
Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной.
Описание слайда:
Под видом цистерн для питьевой воды эту технику отправили на фронт. Английское название прижилось. О какой технике идёт речь?
Танк. По-английски цистерна – tank.
Описание слайда:
Историю его подвига изложили на своих страницах практически все крупнейшие газеты России. Бравый казак сделался символом русской воинской удали и отваги.
Козьма Фирсович Крючков
Описание слайда:
Участвовал в Первой мировой войне в должностях начальника оперативного отдела Балтийского флота, командира минной дивизии и с июля 1916 года – командующего Черноморским флотом.
Александр Васильевич Колчак
Описание слайда:
В апреле 1915 года во время общего отступления русских армий этот генерал был ранен и попал в плен, из которого в июле 1916 года бежал.
Лавр Георгиевич Корнилов
Описание слайда:
В должности главнокомандующего Восточным фронтом этот генерал-фельдмаршал прославился тем, что сумел сорвать наступление русской 10-й армии у озера Нарочь.
Пауль фон Гинденбург
Описание слайда:
В начале Первой мировой войны этот генерал командовал 2-й армией. После поражения армии в битве при Танненберге, погиб при выходе из окружения. По одной из версий – застрелился.
Александр Васильевич Самсонов
Описание слайда:
О каком событии пишет А.А.Ахматова:
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин.
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня.
Стихотворение называется «Памяти 19 июля 1914 года». В этот день германский посол в России Фридрих Пурталес вручил министру иностранных дел С.Д.Сазонову ноту об объявлении Германией войны против России.
Описание слайда:
По книге какого известного чешского писателя снят фильм «Похождения бравого солдата Швейка»?
Ярослав Гашек
Описание слайда:
Во время Первой мировой эта писательница работала медсестрой в военном госпитале. Позже работала в аптеке. Хорошо разбиралась в ядах.
Агата Кристи
Описание слайда:
Этот вид искусства начал активно развиваться в годы Первой мировой войны.
Искусство плаката
Описание слайда:
По одной из версий, самая известная песня Великой Отечественной войны была написана в 1916 году, а не в 1941. Звала она в бой не с «фашистской…», а с «германской силой тёмною». Автором текста является учитель из Рыбинска Александр Боде. Как называется эта песня?
А.А.Боде
«Священная война»
Описание слайда:
Это животное служило в Южно-Африканском пехотном полку, носило форму, стояло в строю. За свои заслуги получило медаль и звание капрала. Участник Парада Победы в Лондоне в 1918 г.
Капрал Джеки был обезьяной-бабуином.
Джеки и его хозяин Альберт Марр
Описание слайда:
Какому животному или птице было официально присвоено звание полковника британской армии? За какие заслуги?
Известен факт присвоения звания полковника английской армии почтовому голубю № 888 за большие заслуги в Первой мировой войне. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного задания. После гибели легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями.
Описание слайда:
Этому животному присвоено воинское звание сержанта, герой Первой мировой войны, кавалер множества орденов и медалей, обладатель плитки на Алее славы у Мемориала свободы в США.
Питбультерьер Стабби
Описание слайда:
Кто и когда первым предложил использовать боевых тюленей, дельфинов и морских котиков?
Первые опыты такого рода проводились в России в 1915 году. В Генеральный штаб ВМФ обратился дрессировщик Владимир Дуров, предложив научить морских животных искать мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены.
Описание слайда:
Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах. Для чего?
Кошки своим поведением заранее предупреждали о газовой атаке.
Описание слайда:
Подведение итогов.
Спасибо за игру!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Патриотическое воспитание в семье
Классный час «ВОВ», 8 класс
Презентация на тему: «История возникновения глобуса»
Родительское собрание, 10 класс
Классный час на тему «Семейные ценности» (9класс)
Мастер класс «Активные методы обучения в начальной школе».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267854 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.