в каком классе проходят куликовскую битву по истории
Урок истории в 6-м классе по теме «Куликовская битва»
Тип урока: изучение нового материала
На уроке используется:
Оборудование: видеопроектор, карта “Русь в 13 – 14в”, документы, схемы, таблица
I. Вводно – мотивационная часть.
Его величество историческая карта. Как много она значит на уроках истории. Даёт информацию, представление о границах княжеств. Давайте к ней обратимся.
С помощью учителя, учащиеся определяют тему урока. Слад 4.
По какому плану изучается битва?
“Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”…
Н. Кончаловская
В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.
Более шести веков прошло со времени Куликовской битвы, но это событие поражает воображение наших современников и вызывает споры между историками.
Как Н. Костомаров оценивает Русь? Найдите нужные прилагательные о Руси в его высказывании.
“Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные гением России, ибо гром пробудил её спящую славу, и народу уничиженному возвратил благородство духа”. Н.М. Карамзин.
Какой увидел Русь Н. Карамзин? Найдите нужные слова о Руси в его высказывании. Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380г.,но тем не менее победа не привела к ликвидации ига монголо – татар. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань.
За десятилетия “тишины”, которою создавали предыдущие правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.
II. Организация учебной деятельности учащихся.
1. Личность Дмитрия Ивановича.
Краткая биографическая справка. ( Сообщение ученика)
Вопросы по сообщению:
Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли.
В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник). Дмитрий Иванович перестал платить дань.
Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?
2. Подготовка к сражению.
Слайд 12. Документ:В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…
Из “Новгородской Четвёртой летописи”
Вопросы к документу:
Рассмотрим, как Москва готовилась в сражению. Стр. 150 учебника.
Покорение Руси, разгром основных центров Руси
Освобождение Руси от ига. Защита интересов православия
Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег
Русские князья, литовские князья Ольгердовичи
Усиление конного войска нанятой генуэзкой пехотой
Постоянное войско, созыв народного ополчения, пехоты из горожан
Зачем победа нужна Дмитрию Ивановичу?
В городе Коломне состоялся смотр русского войска. Сюда пришли ростовские, белозерские, ярославские, устюжские князья и воеводы со своими силами. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.
Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. Как вы думаете, почему это был смелый шаг?
Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. У кого он мог её получить?
Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского.
Сообщение ученика о Сергии Радонежском.
Вопрос по сообщению: В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?
— Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско.
Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?
Какое решение приняли бы вы на месте князя?
Разбор схемы Куликовской битвы
По фронту русская позиция имела протяжённость 8 км, а местность для конницы противника – 4 км. И вот наступило раннее утро сентябрьское 1380г.
Картина “Утро на Куликовом поле”.
По традиции битва началась поединком русских богатырей. Из татарского войска выехал Челубей, а навстречу ему Александр Пересвет. Они сшиблись на всём саку, и оба замертво пали на землю.
Рассказ диктора о сражении.
Князь Дмитрий в ходе битвы сражался в составе Передового полка. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.
III. Контроль и коррекция знаний.
Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?
“И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахаря, ни пастух в поле не кличут, лишь вороны, не переставая, каркают на трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда: и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились” [2].
В чём значение Куликовской битвы?
Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.
Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела. Куликовская битва
? Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории? Чтобы ответить на этот вопрос определим: какой стала Русь:
Русь до Куликовской битвы
Русь после Куликовской битвы
Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.
Д/З *18. Задания на выбор.
Конспект урока по истории Отечества «Битва на Куликовом поле» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока по истории Отечества
Для учащихся 7-Б класса по теме:
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировна
Тема: Битва на Куликовом поле.
Образовательная: выявить понимания факторов, определяющих победу или поражение в битве.
Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития
зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти;
Воспитательная: воспитывать гордость за свою страну, патриотизм; создать
условия для повышения мотивации к обучению.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Знать: когда состоялась Куликовская битва (8 сентября 1380 г.)
Уметь: соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
I . Организационный момент
1. Настрой учащихся на работу.
Наш урок я бы хотела начать словами французского писателя «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем старательны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.
2. Проверка готовности к уроку
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Начало объединения русских земель»
2. Введение в тему. Разрешение проблемной ситуации. Слайд 1
— Посмотрите внимательно на слайд и скажите, все ли названия сражений вам
знакомы. Разорение Рязани Батыем. Невская битва. Куликовская битва. Ледовое побоище.
— Какую из этих битв мы не изучали?
— Как вы думаете, о какой битве мы будем говорить сегодня на уроке?
3.Определение темы урока. Слайд 2
Определите тему нашего урока.
Битва на _____________________________поле.
4. Запись даты и темы в тетрадь.
5.Постановка задач урока. Слайд 3
Давайте запланируем работу на сегодняшний урок. Вспомним, что нам уже
известно по данной теме, что нужно узнать и запомнить на уроке.
Сегодня на уроке вспомним о монголо-татарском иге и о том, кто благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнаем, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась.
Мы запомним дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Ребята, как вы думаете, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится?
Необходимо знать прошлое своей страны. Нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей страны, своего народа. Вы сможете рассказать о подвиге русских воинов своим родным, ребятам в нашей школе, станете более грамотными по этой теме.
II . Актуализация опорных знаний
1. Повторение. Слайд 4, 5
— Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на иллюстрациях (Русский князь просит у хана грамоту на княжение. Сбор дани баскаками.)
— К какому историческому событию относятся эти иллюстрации? (Нашествие монголо-татар на Русь).
— Когда началось монголо-татарское нашествие на Русь?(1237 г.) Слайд 6
— Какой это век? (13 век).
— Почему Русь не смогла дать отпор монголо-татарам? (Князья не хотели объединяться и помогать друг другу).
— Как называется этот период в истории. (Период раздробленности) 2.Проверка домашнего задания
— Что вы знаете о правлении Дмитрия Ивановича? (Объединял русских князей против монголо-татар.)
— Почему Мамаю удалось стать ханом? Что в это время происходило с Золотой Ордой? (Орда стала распадаться на мелкие ханства; сыновья хана воевали друг с другом.)
— Что вы знаете о Сергии Радонежском? (Основатель Троице-Сергиева монастыря.)
— Чем помогал Сергий Радонежский людям? (Люди приходили к нему за благословением или за советом, просили излечить от тяжёлых болезней, оставались жить в монастыре, Сергий много раз мирил ссорившихся князей.)
— Кто такие Пересвет и Ослябя? (Монахи, которые попросились у Сергия отпустить их биться за Родину с ордынцами.) Слайд 7
— Подумайте и скажите, как связаны между собой эти люди?
— Что за момент здесь изображён? (Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Ивановича на битву с Ордой) Слайд 8
— Почему именно в 1380 году Дмитрий Иванович решил сразиться с Ордой? (Князь Дмитрий смог убедить русских князей объединиться в борьбе против монголо-татар, собрал большое войско, у русских людей появилась надежда на освобождение от монголо-татарского ига, власть ханов на русской земле стала ослабевать.)
— Как вы думаете, какое было настроение у людей, что им хотелось? (Русские хотели освободить свои земли от власти монголо-татар.)
Какой сделаем вывод? Московский князь Дмитрий Иванович первым из русских князей начал борьбу с Золотой Ордой. Он объединил русских князей, собрал войско и отправился воевать с Мамаем, чтобы освободить русские земли от монголо-татар. Сергий Радонежский благословил воинов на битву.
III . Изучение нового материала
— Назовите тему нашего урока.
Проблемный вопрос. В течение урока нам нужно с вами обсудить вопрос, почему русский народ победил в Куликовской битве.
Работать мы будем по плану.
План изучения исторического события
3. Участники сражения.
— Прочитайте первый пункт плана.
— Что мы должны узнать по первому пункту плана?
Работа с учебником. Слайд 9
На стр. 290 прочитайте четвёртый абзац и назовите дату Куликовской битвы.
— Когда проходила Куликовская битва? (8 сентября 1380г.). Какой это век
Запишите дату в тетрадь.
Обратимся ко второму пункту плана. Слайд 10
Дмитрий решил выбрать для битвы Куликово поле. Куликово поле имело ширину 7 км. С трех сторон поле окружали реки Дон и Непрядва, оно было покрыто зарослями густого кустарника. Слева и справа глубокие овраги и леса.
— Как вы думаете, почему оно так называлось? (Здесь гнездовались птицы кулики.)
Прочитайте третий пункт.
— Послушайте рассказ, как москвичи провожали русских воинов на битву с монголо-татарами.
— Объясните, почему все жители города вышли провожать русских воинов на битву с татарами.
— Кто же ещё принял участие в битве. Ответ вы найдите в первом абзаце текста на стр. 289.
— Прочитайте названия городов, которые приняли участие в битве. Слайд 11,12
Собрал от 100-120 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя, ополчение.
Сумел заключить союз с литовским королем Ягайло и собрать огромное войско численностью в 100-120 тысяч человек: татар, черкес, осетин, некоторых степных народов, наемников (солдаты, воюющие за деньги)
— Что вы можете сказать о силах противников? (Силы противников были равны.)
Прочитайте следующий пункт плана. Стр. 291(карта)
Рассказ учителя о расположении войск
Подошло к Куликову полю и огромное войско Мамая. Монголо-татары построили свои войска в открытом поле в две линии. В первой линии расположилась конница, а во второй пехота (пешие воины).
Словарная работа: полк, пехота. Читают в учебнике.
— Почему Дмитрий Иванович выбрал Куликово поле? (Много преград: реки, леса, овраги.)
Назовите пятый пункт плана.
Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой
— Как вы думаете, почему?
Сражение на Куликовом поле началось ранним утром 8 сентября 1380 года.
Под покровом тумана незаметно для врагов русский воевода Дмитрий Боброк Волынский и Серпуховской князь Владимир Андреевич спрятались в соседнем лесу с засадным отрядом.
Князь Дмитрий на белом коне стоял на холме и сверху наблюдал за
князем воины держали большое чёрное знамя, на котором было вышито
изображение Иисуса Христа. Под знаменем князь помолился и поклялся
победить врагов земли русской. Спустился с холма и встал в ряды воинов и
сказал: «Или умру, или жив буду, но вместе с вами».
— Как вы думаете, для чего проводились поединки богатырей перед битвой?
( Победа в поединке обещала победу в сражении, воодушевляла воинов,
придавала им сил и мужества).
Выехали навстречу друг другу два богатыря: татарский Челубей и русский Пересвет. Ударили они одновременно друг в друга копьями. Челубей упал, а Пересвет ещё смог доехать до своих воинов и упал замертво. Поединок был сигналом к началу битвы. После этого поединка загремели трубы, зазвенели мечи и доспехи. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Чтение стр. 290
Вместе со своими воинами побежал с поля битвы и Мамай. Войско Мамая было разгромлено. Эта битва вошла в историю под названием «Мамаево побоище». Союзник Мамая, Ягайло, не успевший к месту сражения, узнав о поражении ордынцев, повернул назад, так и не вступив в бой с русскими.
Победа русских была полной.
К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему? (Многие воины полегли на Куликовом поле). Слайд 15, 16, 17
В нашей стране горы высокие,
Прочитайте шестой пункт плана
— Какой результат битвы? (Победа русских войск; нанесён сильный удар
1. Большая численность войск.
2. Стойкость русских воинов.
3. Усилилось объединение Руси.
4. Талант полководца.
6. Справедливая, освободительная борьба.
В начале урока перед вами был постав л ен_в_опрос, давайте вернёмся к нему, и сделаем вывод. Почему русский народ победил в Куликовской битве? (Большая численность войск, талант полководца, стойкость русских воинов, справедливая, освободительная борьба.)
1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1^80 году.
2. Битва проходила на Куликовом поле.
3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской.
4. Русским войском руководил Мамай.
5. В тыл монгольской конницы ударил запасной полк.
6. Войско Мамая победило на поле Куликовом.
7. В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище».
-Ребята, посчитайте, сколько лет прошло с той великой победы. Как узнать?(638лет)
— С какой темой познакомились на уроке?
1. Беседа по вопросам:
— Когда состоялась Куликовская битва?
— Кто руководил русским войском?
— Подумайте, и скажите, почему князь Дмитрий получил почётное прозвание «Донской»?
— Какие задачи мы формулировали в начале урока?
Сегодня на уроке мы вспомнили о монголо-татарском иге и о том, кто
благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнали, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась, её
значение для русского народа.
Мы запомнили дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Как вы считаете, справились с теми задачами, которые ставили перед собой?
2. Самооценивание, оценка учителя
Урок подошёл к концу. И я хотела бы узнать:
— Как вы оцениваете свою работу?
— Материал урока для вас оказался полезен или бесполезен?
— На уроке вам было интересно или скучно?
— Было легко или трудно?
Стр.289-292, чит. сильные ученики, вклеить слабым ученикам карточки в
тетради с основными моментами урока, которые они должны запомнить.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тема урока «Куликовская битва». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей урока.
— Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)
III. Актуализация знаний. Слайд 3.
— Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)
— Откройте тетради на странице 22.
1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.
2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.
3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.
4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.
5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.
Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”.
1. Прозвание князя Ивана Даниловича.
2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.
3. Укрепленный центр древнерусского города.
IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.
— Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.
— А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)
— Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)
— Куликовская битва. Слайд 4.
V. Работа над новой темой.
— Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.
Дети слушают песню.
Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.
Часть 1
Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.
Ответы детей: смелость, храбрость, отвага.
Часть 2
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались
— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.
— А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)
Часть 3
А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
— Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)
Ответы детей: вера в Бога.
Часть 4
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,
8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Учитель показывает на карте это место.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.
Ответы детей: Скромность.
Часть 5
Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)
Часть 6
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Начали враги теснить русских воинов.
— А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)
Часть 7
И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
Значение победы. Слайд 15.
— Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
VI. Физкультминутка под музыку.
Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
VII. Закрепление изученного.
— Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.
1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем
3. Приток Дона близ места Куликовской битвы
4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве
7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.
9. Военачальник монголо-татар
10. Русский богатырь, противник Челубея
11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря
2. Основатель Троицкого монастыря
5. Поле битвы 8 сентября 1380 года
6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам
8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве
По горизонтали: По вертикали: 1. Челубей 11. Ослябю
2. Сергий — Молодцы! Хорошо усвоили материал.
VIII. Потомки помнят.
— Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.
Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.
Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.
— Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)
— Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.
— А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.
— Проверим вашу работу.
— Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?
— Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!
— Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!
— Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?
— Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.
— Ребята, что же нового вы узнали на уроке?
— Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.
XII. Домашнее задание.
Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.
Используемая литература.
1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2012г., стр. 22–26
2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287
- что лучше капсульное наращивание или ленточное наращивание волос
- что такое pcs на упаковке