в каком классе проходят круговорот воды в природе
Урок по окружающему миру «Круговорот воды в природе» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автор:Янышева Альбина Рафаилевна
учитель высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №2» г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Технологическая карта урока окружающего мира
Круговорот воды в природе
в серии других уроков
Шестнадцатый в разделе урок в разделе «Взаимодействие сил природы», пятидесятый в курсе «Окружающий мир» 2-го класса.
Решение учебной задачи. Урок-проект.
Создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение учащихся к сбору информации, анализ и обобщение фактов, разработка исследовательского проекта.
Обучающие: формировать понятия о круговороте воды в природе, о превращении воды (перехода из одного состояния в другое)
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, формируя знания об экологической ценности природы.
Универсальные учебные действия (УУД)
Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. Применять эту схему к объектам природы своей местности. Определять значение круговорота воды для живой и неживой природы
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: объяснять круговорот воды в природе; определять взаимосвязь, свойств воды в природе, причины изменения состояния воды в природе; позитивно относиться к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии и в учебно-познавательном развитии; осознанно применять правила работы с информационными Интернет-ресурсами.
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Формы и методыобучения
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: поисковый, наблюдение, экспериментальный
Основное содержание темы, понятия и темины
прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха; круговорот воды в природе; переход из одного состояния в другое.
Видеофрагменты, интерактивные модели.
Организационная структура урока
Содержание учебного процесса
Содержание педагогического взаимодействия
I . Самоопределение к деятельности.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Я рада приветствовать всех в этом классе,
Возможно есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Будем время беречь!
— Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру
Мотивирует учащихся на работу.
Дежурный описывает погоду на фоне музыки, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода»
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Актуализация знаний.
вать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
-Над каким разделом мы с вами работаем? («Взаимодействие сил природы»)
— Какие силы природы вы можете назвать? (вода, воздух, ветер)
— Чтобы понять что-то новое, сначала надо выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но хотите сегодня на уроке узнать?
— Люди говорят: «Там, где есть вода, есть жизнь». Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные. А почему встречаются растения в горах, на лугах, в пустынях, в местах, далеких от водоемов?
-Откуда в земле вода?
-Действительно, мы видим, по всей Земле растут растения. Значит там есть вода. Как вода оказывается в разных районах? Это мы должны узнать.
-Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать)
— Я хочу сыграть с вами в игру «Светограмма». Я задам вопрос, а вы должны поднять карточку того цвета, напротив которого написан правильный ответ.
-Начинаем проверку работ, сверяя её с эталоном.
— Скажите, в какое состояние перешла вода при испарении?
— Молодцы. С заданием справились.
— Составьте схему перехода воды из одного состояния в другое. Укажите, при каких условиях это происходит? (значение солнца)
— Что происходит с водой, что вы заметили? На что похожа получившаяся фигура?
Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Заполняют блок «Знаем о воде» и блок «Хотим узнать о воде»
Урок окружающего мира во 2-м классе «Круговорот воды в природе»
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
— Какое настроение мы возьмем сегодня на урок?
— Изобразите соответствующим цветом.
— Каким бы вы хотели видеть наш урок?
— Какие качества нужно вам проявить, чтобы получился такой урок?
— Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, кому нужна вода, зачем нужна вода, всегда ли вода одинакова.
— Выскажите каждый свое предположение, запишите в тетрадь.
II. Повторение пройденного.
— Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду. И, наконец, те, кто любит лимонад!
— Какое вещество объединяет все эти вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, над изучением которой мы сегодня будем работать.
— Без воды невозможно представить себе нашу планету. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий организм на 70% состоит из воды. Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете. »
— Много ли на свете воды? Давайте посмотрим на глобус. Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой (карточка).
— Чем же интересен это чудо-материал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.
— Работу будем вести в группах (деление на три группы).
— Почему мы разделились на три группы? (Три состояния воды-жидкое, твердое и газообразное.)
Один ученик из группы вытягивает жребий-какое состояние воды будут обсуждать в группе.
Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.
1 группа. Жидкое состояние воды.
— Где в природе встречается?
— Какими свойствами обладает?
а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.
Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).
— Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.
Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.
2 группа. Твердое состояние воды.
— Где в природе встречается?
— Какими свойствами обладает?
а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.
Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).
— Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.
— В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)
— Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)
— Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)
3 группа. Газообразное состояние воды.
— Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя. )
— Какими свойствами обладает?
а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).
— С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.
Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
— Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.
На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)
Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
— Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.
III. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует глобус.
— Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды.. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
— Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.
— Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идет пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)
— Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)
— Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)
— Этот процесс называется конденсация (карточка).
— Сделайте вывод. (Вода нагрелась. Стала испаряться. то есть превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получается круговорот.)
— Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».
— Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.
(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)
Пригрело как-то яркое солнышко.
— Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)
— Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.
Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.
— В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)
— И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.
— Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
— Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?
— Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)
2. Словарная работа.
Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».
— Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)
— ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
3. Практическая работа.
Откройте Рабочую тетрадь с.30 з.69. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.
— Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?
(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)
— Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?
Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)
Откройте учебник на 122 странице. Прочитайте статью учебника со слов круговорот воды происходит и в природе.
— Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.
IV. Закрепление полученных знаний
Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение. а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.
— Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет.)
— Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)
— Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? (Сушить.)
— Поднимите руки, чьи родители сушат белье зимой на улице.
Значит, вода испаряется и в мороз.
В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
— Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (В виде снега.)
А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.
V. Домашнее задание.
Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествии.
Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с. 122-125.
И ответьте на вопросы:
Скажем все вместе «СПАСИБО».
VI. Подведение итогов.
— Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.
— В начале урока вы высказали свое мнение и записали в тетрадь.
— Чьи предположение совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?
— У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.
— Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.
Урок по теме «Круговорот воды в природе. Вода-путешественница»
1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
2. Повышать познавательную активность детей.
3. Развивать логическое мышление, воображение,восприятие, память, наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Прививать основы экологических знаний,интерес к окружающему миру.
1. Организационный момент
Чудесная жидкость на свете вода.
Она никому не приносит вреда.
Ты утром встаёшь и идёшь умываться.
Вода помогает здоровым остаться!
Начнём с повторения. Пока мы будем беседовать,ребята выполнят задания по карточкам. Затем мы вместе проверим их работу.
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.
В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.
Какие свойства не имеет вода? (Обведи ответ в кружок)
Без цвета.
Имеет запах.
Расширяется при нагревании.
Сжимается при охлаждении.
Хороший растворитель.
Прозрачность.
Текучесть.
Опытным путем докажи, что вода – хороший растворитель.
— Какова роль воды в жизни организмов?
— Какие свойства воды вы знаете?
— Как можно очистить загрязненную воду?
— Расскажите о составе воды.
3. Подготовка к изучению нового материала.
— Отгадайте загадки,если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды:
1. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
3. Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
4. На дворе переполох.
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
6. Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
7. Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает. (Роса)
8. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
(Зачитывается загадка, отгадывается, отгадку прикрепляют на магнитную доску)
– Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? (Да, получился)
4. Сообщение темы урока.
— Прочитайте на доске тему урока. (Круговорот воды в природе. Вода путешественница.)
Кого называют путешественником?
— Можно ли отнести это слово к воде?
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И в конце урока попробуем доказать, что вода – действительно путешественница.
— В старину людей интересовал вопрос : “Откуда берется дождь?”. А вы как считаете? Может быть на небе есть море, озеро или река? Раньше люди так и думали. Но мы-то знаем,что ничего подобного там нет и быть не может. Так откуда берется вода которая льется с неба? Прежде чем ответить на этот вопрос, зададим себе еще оин. Лучи солнца нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озер,а также из почвы. Воду испаряют все растения. Пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. Почему же вся вода до сих пор не исчезла с земли? Откуда берется вода, которая льется с неба?
б) Защита презентации.
Полякова Алина, Яковенко Роман, Сеннов Илья.
1. Наша группа работала над темой: “Почему море никогда не переполняется?”.
2. Авторы презентации перед вами.
3. Цель презентации: узнать о движении воды в природе.
4. Поэтому мы провели некоторые исследования. Над пламенем спиртовки мы стали нагревать воду. Над водой закрепили тарелку со льдом. Вскоре мы увидели, что нижняя сторона тарелки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать. (Демонстрация опыта.)
5. Из этого исследования мы сделали вывод: вода при нагревании быстро испарятся. Невидимый пар понимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получился круговорот воды, который можно увидеть и в быту.
6. Как мы с вами сейчас узнали, круговорот воды происходит и в природе.
7. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лёд,
Растает, и снова в поход!
8. Закончить наше исследование хотелось выводом: вода постоянно совершает круговорот:
— испарятся с поверхности земли;
— В виде осадков возвращается на землю.
Л.Н.Толстой “Куда девается вода из моря?”
— Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
— Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?
(Дети отвечают на вопросы).
г) Беседа по наблюдениям учащихся:
— Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые)
— Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая)
— Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? (Испаряется)
— Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется)
— Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (Чайник)
д) Инсценирование стихотворения. (Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского «Весенний разговор».Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.)
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья. (Появляется «ручей»)
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
Капля: Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,
Бегу я на родину, к маме!
Ведущий: А кто твоя мама?
Капля: Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая. (Появляется «море»)
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней. (Появляется «солнце»)
И к страннице-тучке
Я паром взлетела. (Появляется «пар»)
Летела по свету я с ней.
Ведущий: Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!
Капля. Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.
Так куда же девается вода из моря?
Отчего она не течет через край? (Она испаряется)
— А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.
(Капелька совершила круг).
— Это явление называется «круговорот воды в природе».
— Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх.
— Что произошло с водой в жаркий день?
— Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.
— Почему братья и сёстры Капитошки чем поднимались выше, тем больше мёрзли?
— Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?
Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова.
— Так как называется путешествие капли? (круговорот воды природе).
— Путешествие капли называется круговоротом воды природе. Вода вечно движется. Сначала вверх, от земли к небу, в виде водяного пара, потом вниз, с неба на землю, в виде дождя, снега, града. И потом опять вверх, и опять вниз, и так уже многие миллионы лет
5. Практическая работа.
На специальный кронштейн ставится сосуд с водой и включается под сосудом горелка. Над сосудом закреплена тарелка со льдом. Нижняя сторона тарелки становится влажной, на ней соберутся капли воды, которые начнут падать. Как объяснить это явление? Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он опять превращается в воду. Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются,отрываются и падают вниз. Так происходит круговорот воды.
6. Удивительные явления природы.
1) Отгадайте загадку:
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
— Если образование воды из водяного пара происходит не на высоте нескольких километров, а около земной поверхности, то появляется туман.Туман, как и облака, состоит из мельчайших капелек воды.
— В чем сходство и в чем различие между туманом и облаками?
— Зимой на улице при дыхании образуется туман. А почему мы не наблюдаем это явление летом?
— Если в ванной комнате включить горячую воду,то можно наблюдать явление, подобное туману. Как вы думаете, почему? (Работа в парах)
— Часто летом трава по утрам бывает влажной от росы. Роса – это вода, которая образовалась из водяных паров. Роса обычно выпадает ранним утром – это самое холодное время суток. Т.е. ночью воздух был теплый, а к утру температура воздуха понизилась – стало прохладнее. Водяной пар, который был в воздухе,тоже охладился и превратился в капли воды – росу на траве.
— Капитошка приготовил для вас интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе,связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 метров
Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
— Итогом нашей работы будет тест. (Т.Ю.Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.стр.149 “Вода и её свойства”.)
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
Поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки
4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
— Понравился вам урок?
— Что интересного о воде вы сегодня узнали?
— О чём ещё хотите узнать?
— Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (Под землёй)
— Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Дополнительная литература (если останется время на уроке)
— Много стихотворений посвящено этой казалось бы простой, но необходимой воде. Давайте мы сейчас их послушаем (заранее подготовленные учащиеся рассказывают наизусть).