в каком классе проходят эбонитовую палочку
Технологическая карта урока физики 8 класс по теме «Электрический ток. Источники электричества»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока физики 8 класс по теме «Электрический ток. Источники электричества »
Электрический ток. Источники электричества
Открытие новых знаний
Учащиеся узнают определение электрического тока, условия существования электрического тока. Узнают о различных источниках тока и их применении
Образовательные: развивать исследовательские экспериментальные умения, восприятие, память, речь, воображение; умение объяснять явления. Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе. Обсуждая полученную информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятий
Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; высказывая своё мнение и обсуждая данную задачу, развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; развивать умения выделять, а главное критически оценивать содержание информации.
Воспитательные: в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; работая в группах при обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность, формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений
Отталкивание легкого шарика от металлической трубки, подвешенной на нитях, к которой подносится заряженная эбонитовая палочка.
Демонстрация работы термоэлемента.
Демонстрация работы фотоэлемента (рис. 44 учебника),солнечной батареи и батарейки.
Познавательные : формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию.
Регулятивные : формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.
Коммуникативные : формировать умение работать в группе, в паре; учить приёмам представления результата своей деятельности и результата деятельности группы.
Личностные результаты : создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
Дают определение электрического тока;
Знают все три условия существования тока;
Объясняют строение гальванического элемента и его создателя;
Умеют объяснять демонстрационные опыты;
Знают ТБ при постановке опытов с источниками тока.
Учитель: Доброе утро! Здравствуйте ребята!
— Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно!
Постановка целей и задач урока (2 мин.)
Учитель: Дорогие ребята! Для определения темы и целей урока, нам необходимо отгадать загадку:
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился?
Ученики: Электрический ток. Источники тока.
Учитель: Сформулируйте цели урока.
Ученики: Узнать определение электрического тока, какие источники тока существуют.
Учитель : И ещё: Всегда ли существует ток в проводниках или же есть какие-то условия?
Вывод: Узнать определение электрического тока, условия существования тока в проводнике, какие источники тока существуют.
Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин.)
Класс поделён на две группы. Техника «Проверки ошибочности понимания»
Дифференциация по характеру учебных действий обучающихся
Учитель: Для того чтобы мы могли перейти к успешному решению целей нашего урока, выполним следующее задание: При решении данного теста, ученик запутался в ответах (нижняя строка). Задание: Надо помочь ученику и правильно расставить ответы.
A. Примеры проводников
B. Два рода зарядов и их обозначение.
C. Вещества, неспособные передавать электрические заряды.
D. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
E. Какие металлы проводят электричество?
1. Металлы, почва, вода с растворёнными в ней солями, кислотами или щелочами, графит, тело человека.
2.
3. Серебро, медь, алюминий, железо, золото, никель, вольфрам, ртуть.
5. Положительные заряды обозначают знаком «+», а отрицательные заряды — знаком «-».
A. Вещества, способные передавать электрические заряды.
B. Примеры непроводников или диэлектрики
C. Обозначение электрона.
D. Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
E. Что такое электрическое поле?
1. Это поле, которое, существует вокруг любого заряженного тела или заряженной частицы.
3. Эбонит, янтарь, фарфор, резина, различные пластмассы, шёлк, капрон, масла, воздух (газы).
4. Электрического поля.
Учитель: Обменяемся своими работами и проверьте правильность выполнения работы по шаблону.
Ученики осуществляют взаимопроверку по шаблонам.
Учитель: Как справилась работой 1 группа, 2 группа?
В чём испытали затруднения?
Первичное усвоение новых знаний. (15 мин.)
Учитель : Ребята, какую цель мы преследуем сегодня на уроке?
Ученики : Мы должны узнать определение электрического тока, условия существования тока в проводнике, какие источники тока существуют.
Учитель : Для достижения наших целей мы с вами и проведём следующий опыт.
Перед проведением демонстрации, учитель проводит инструктаж по ТБ
Демонстрация опыта. Легкий шарик касается конца трубки из металлической фольги. Шарик и трубка подвешены на шелковых нитях. Если поднести к другому концу трубки заряженную эбонитовую палочку, то шарик оттолкнется от трубки. Теперь попробуйте объяснить, что при этом происходит?
Ученики : Вокруг заряженной эбонитовой палочки существует электрическое поле. Под действием этого поля свободные электроны в металлической трубке перемещаются к противоположному концу трубки и часть их переходит на шарик. Шарик заряжается отрицательно и отталкивается от трубки, так как одноименные заряды отталкиваются.
Учитель : В данном случае электроны в металлической трубке движутся в одном направлении т.е. упорядоченно. В этом случае можно сказать, что по трубке протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. Там заряженными частицами являются ионы. Они также способны перемещаться. Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
Учитель : Какие частицы есть в электрическом токе?
Ученики : Заряженные частицы.
Учитель: Что с ними происходит?
Ученики : Заряженные частицы движутся.
Учитель: Как они движутся?
Ученики : Заряженные частицы движутся в одном направлении.
Учитель: Под действием чего движутся заряженные частицы?
Ученики : Заряженные частицы движутся под действием электрического поля.
Итак, делаем вывод электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
Учитель: Какие же условия существования электрического тока из наших рассуждений можно сделать?
Ученики : Наличие свободных электрических зарядов;
Наличие электрического поля, которое обеспечивает движение зарядов;
Замкнутая электрическая цепь.
Учитель: Хорошо, что нам обеспечит наличие свободных электрических зарядов?
Учитель: А наличие электрического поля, которое будет обеспечивать движение зарядов на длительное время?
Ученики : Источники тока.
Мы предоставляем слово Семёну, он для нас приготовил презентацию «Источники тока»
Ученик демонстрирует презентацию
А сейчас внимание на экран (показ слайдов):
Учитель: Спасибо! Молодец! Все ли источники тока вам на слайдах знакомы?
Ученики : Нет, не все.
Учитель: А какие из них?
Ученики : Электрофорная машина и термоэлемент.
После просмотра видеоролика объяснить принцип работы электрофорной машины.
Учитель: Итак, каков принцип работы электрофорной машины?
Ученики : Принцип действия этого устройства основан на разделении электрических зарядов при вращении двух дисков с нанесенными на них проводящими участками. Эти заряды накапливаются на двух конденсаторах («лейденских банках»), которые соединены с шариками. Разность потенциалов между шариками получается достаточно большой, чтобы пробивать сухой воздух на расстоянии нескольких сантиметров (пробивное напряжение сухого воздуха 30 кВ/см).
Первичная проверка понимания. (7 мин.)
1. Сборка простейших электрических цепей с различными источниками тока.
Ученики самостоятельно собирают цепи по рисункам
(Демонстрация работы термоэлемента, демонстрация работы фотоэлемента и батарейки).
2. Выполнение заданий на соотнесение
«Найди свою пару» (карточки распределены на две части: в первой части находится вопрос или рисунок, связанные с темой урока, а вторая часть карточек (проецируются на экран) состоит из ответов на вопросы или же каким-то логическим образом, связан с рисунком.
У каждого ученика имеется карточка из первой части.
Задание: Надо каждому ученику найти, среди карточек из второй части, ответ на свою и объяснить свой выбор.
Динамическая пауза. (1 мин.)
А теперь, у нас динамическая пауза «Земля, воздух, огонь и вода»
Учитель: Просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Ученики: Встают и делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
Ученики: Начинают сильно давить на пол, стоя на одном месте, крутиться на месте, затем топать ногами и пару раз подпрыгнуть верх.
Ученики : Активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Первичное закрепление Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (7мин.)
Дифференциация по степени сложности. Самооценивание.
Ученики решают тест, различной степени сложности.
Критерии оценивания: За каждый верный ответ по 1 баллу.
До трёх, набранных баллов – не оценивается.
За 4 верных ответа – оценка «3»
За 5 верных ответа – оценка «4»
За 6 верных ответа – оценка «5»
Ответы демонстрируются на интерактивной доске.
Учитель проводит обратную связь по листам самооценки
Дать определение электрического тока;
Назвать все три условия существования тока;
Объяснить строение гальванического элемента и назвать его создателя;
Перечислите, какие источники тока вы знаете;
Что нового вы узнали на уроке?
Где и какие испытали затруднения?
Какие меры предосторожности надо соблюдать при постановке опытов с электричеством?
Информация о домашнем задании. (1 мин.)
1. Прочитать п.33 и устно ответить на вопросы на стр.99
2. Выполнить задание на стр.99 (1 задание по вашему выбору), загружаем на Padlet доску. Ссылка на чате.
3. Задание по желанию на карточках : Предлагает составить дома синквейн по теме: «Источники тока», «Электрический ток». Приложение
Урок-исследование «Объяснение электрических явлений»
Цели урока: обобщение знаний по электрическим явлениям, формирование умений объяснять их причину и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи урока:
Форма урока: урок – исследование
Оборудование: электрометры, эбонитовые и стеклянные палочки, шерсть, шелк, диски от разборного конденсатора, изолирующие штативы, металлический экран на изолирующей подставке, электрофорная машина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, датчик электрического заряда.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Мы продолжаем изучать электрические явления и основными из изученных понятий являются электрический заряд и электризация. И целью нашего урока является выяснение причины электризации и роли статического электричества в нашей жизни.
Запишем тему урока: «Объяснение электрических явлений».
Эпиграфом урока мы взяли слова: «Человек не может изменить законы природы, но он может познать их, а затем использовать себе во благо». Как это можно реализовать на практике, проследим на уроке. Работать будем в группах, которые заранее получили задания и занимались исследовательской работой, их представим позже. (Группы формировались с учетом интересов и уровня подготовки учащихся)
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Вспомним основные понятия:
Следующий вопрос от наших фокусников.
Группа фокусники 1
Опыт 1
Изучение поведения тела в электрическом поле.
Оборудование: эбонитовая палочка, шерсть, комочек ваты
Но названные приборы не дают точного значения, для этого применяют датчики электрического заряда. Они позволяют проводить точные количественные измерения с учетом знака. Посмотрим, как работает, данный прибор. Информацию о результатах проводимых измерений мы можем увидеть на экране, и представлена она в двух видах: в виде таблицы и графически.
Демонстрация (Работа датчика электрического тока).
3. Работа в группах
Учитель: А теперь посмотрим, какое задание получила группа теоретиков.
Задания для группы теоретиков:
Но сначала слово предоставим фокусникам.
Группа фокусники 2
Опыт 2
Равенство зарядов при электризации.
Вопрос. Почему так произошло?
(Это доказывает, что заряды равны по модулю и противоположны по знаку.)
Учитель: В электризации участвуют 2 тела и получают заряды разных знаков? Почему? На этот вопрос ответ даст группа теоретиков.
Задание 1 для группы теоретиков
Выяснить причины электризации. Почему при электризации трением на телах появляются противоположные по знаку заряды?
Группа теоретиков 1
Если же нейтральное тело приобретет электроны от какого-нибудь другого тела, то оно получит отрицательный заряд. Таким образом, тело заряжено отрицательно в том случае, если оно обладает избыточным, по сравнению с нормальным, числом электронов.(Слайд 3)
А если нейтральное тело теряет электроны, то оно получает положительный заряд. Следовательно, тело обладает положительным зарядом, если у него недостаточно электронов.
Таким образом, тело электризуется, т. е. получает электрический заряд, когда оно приобретает или теряет электроны.
Когда эбонитовую палочку трут о шерсть, то она заряжается отрицательно, а шерсть при этом – положительно. Это объясняется тем, что при трении электроны переходят с шерсти на эбонит, т. е. с того вещества, в котором силы притяжения к ядру атома меньше, на то вещество, в котором эти силы больше. Теперь в эбонитовой палочке будет избыток электронов, а в куске шерсти – недостаток.
Как показывает опыт, заряды шерсти и эбонитовой палочки равны по абсолютному значению. Ведь сколько электронов ушло с шерсти, столько же их прибавилось на эбоните.
Значит, при электризации тел заряды не создаются, а только разделяются. Часть отрицательных зарядов переходит с одного тела на другое.
Вывод 1:
Группа фокусники 3
Опыт 3
2 электрометра с шарами, один заряжают и соединяют поочередно с другим деревянной палочкой и металлической спицей. Объяснить наблюдаемое явление.
Задание 2 для группы теоретиков
Почему одни вещества проводят электрический заряд, а другие нет? Как объяснить существование проводников и изоляторов?
Группа теоретиков 2
Зная строение атома, можно также объяснить существование проводников и изоляторов. В атомах электроны находятся на разных расстояниях от ядра. Удаленные от ядра электроны слабее притягиваются к нему, чем ближние. Особенно слабо удерживаются удаленные электроны ядрами металлов. Поэтому в металлах электроны, наиболее удаленные от ядра, покидают свое место и свободно движутся между атомами. Эти электроны называют свободными электронами. Те вещества, в которых есть свободные электроны, являются проводниками. Что мы и наблюдали на опыте.
В эбоните, резине, пластмассах и многих других неметаллах электроны прочно удерживаются в своих атомах и не могут двигаться в электрическом поле. Поэтому такие вещества являются непроводниками, или диэлектриками.
Вывод 2: Хорошая проводимость веществ объясняется наличием свободных электронов.
Группа фокусники 4
Опыт 4
2 электрометра с разными шарами, один заряжают и соединяют металлической спицей с другим. Объяснить наблюдаемое явление.
Задание 3 для группы теоретиков
Что такое заземление и на чем оно основано?
Группа теоретиков 3
Мы уже знаем, что если заряд передают от заряженного шара к незаряженному и размеры шаров одинаковы, то заряд разделится пополам. Но если второй, незаряженный шар больше, чем первый, то на него перейдет больше половины заряда. Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет.На этом основано заземление – передача заряда земле. Земной шар велик по сравнению с телами, находящимися на нем. Поэтому при соприкосновении с землей заряженное тело отдает ей почти весь свой заряд и практически становится электрически нейтральным.
Учитель: Итак, мы получили ответы на вопросы, поставленные перед теоретиками. Теперь поговорим о другом.
В результате электризации можно накопить очень большой заряд, который называют статическим электричеством. С ним встречаемся и в природе и в быту, оно может быть полезным и оказывать вредное воздействие. Исследованием положительного и отрицательного воздействия занимались группы: метеорологов, медиков, экологов и изобретателей.
Задание для группы метеорологов
Выяснить причину молнии.
Группа метеорологов
Грозным природными явлениями считаются гром и молния. Известно, что молнии могут возникнуть при скоплении разноименных электрических зарядов, называемых статическими зарядами.
26 ноября 1753 г. Михаил Васильевич Ломоносов выступил с торжественным докладом в Академии наук, в котором рассказал об итогах многолетних исследований. Доклад этот назывался «Слова о явлениях воздушных от электрической искры происходящих». М.В. Ломоносов первый объяснил, отчего происходят грозы. Объяснение было таким. В земной атмосфере воздух находится в постоянном движении. Благодаря трению восходящих и нисходящих воздушных потоков частички воздуха электризуются, а когда они сталкиваются с капельками воды в облаках, то отдают им свой заряд. Таким образом, на облаках с течением времени скапливаются весьма большие заряды и между ними возникает сильное электрическое поле. Оно то и вызывает молнию.
Наблюдения на Крайнем Севере и в Сибири показывают, что и при низких температурах во время сильных снегопадов и метелей электризация снега настолько велика, что происходят зимние грозы, в облаках снежной пыли бывают, видны синие и фиолетовые вспышки, наблюдается свечение остроконечных предметов, образуются шаровые молнии. По экспериментальным данным, нижняя часть облаков чаще всего имеет отрицательный заряд, а верхняя – положительный, но может иметь место и противоположная полярность частей облака. Облака могут также нести преимущественно заряд одного знака.
Вывод 4: Из-за трения восходящих и нисходящих воздушных потоков частички воздуха электризуются, а когда они сталкиваются с капельками воды в облаках, то отдают им свой заряд. Таким образом, на облаках с течением времени скапливаются большие заряды и между ними возникает сильное электрическое поле. Оно то и вызывает молнию.
Учитель: Слово предоставляем медикам.
Задание для группы медиков
Группа медиков
Мы исследовали, какое влияние на наше здоровье оказывает статическое электричество и как применяется в медицинских целях, и результат представим в виде презентации.
В настоящее время «сбросить» её не трудно: достаточно в течение 3–5 минут подержаться за любые металлические предметы: водопроводные краны, батареи и т.п., причём лучше всего делать это регулярно, несколько раз в день. А вечером, придя домой с работы, можно провести полное энергетическое очищение организма. Для этого наполните ванну водой комнатной температуры на 5–10 см, встаньте в неё обеими ногами, а затем сделайте 20–30 медленных приседаний, опуская в воду руки с разведёнными веером пальцами.
В теплое время года старайтесь как можно больше ходить босиком, особенно по росе и по мокрой земле.
По возможности откажитесь от синтетики, носите бельё и одежду из хлопка и шерсти.
Воздух в комнате увлажняйте с помощью пульверизатора и раз в день протирайте влажной тряпкой, используйте специальные нейтрализаторы зарядов (добавки к воде при мытье полов, антистатик для одежды).
А также статическое электричество применяется в лечебных целях:
Несколько практических советов для снятия статического электричества.
А также сейчас проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Учащимся в парах предлагается изобразить пантомимой: «Вы – электрические заряды. Как вы себя поведёте, если заряжены положительно; разными знаками; отрицательно; разноимённо. Вы – положительно заряжены, а потолок – отрицательно. Потянитесь. Вы – нейтрально заряженное тело».
Учитель: Слово предоставляем экологам
Задание для группы экологов
При решении, каких экологических проблем можно применять электрические поля и статическое электричество?
Группа экологов
Мы провели исследование, как с помощью электрических полей можно очистить дым?
Трубы наших заводов, фабрик, тепловых электростанций выбрасывают много дыма, который загрязняет воздух. Поэтому с дымом ведется постоянная борьба: устанавливаются различные дымоочистители и дымоуловители. В настоящее время для очистки воздуха от пыли, сажи, вредных кислородных и щелочных паров используют электростатические фильтры. Действие электрофильтра можем наблюдать и мы на такой установке.
Опыт 5
В стеклянной трубке проходит вдоль стенки станиолевая лента, соединенная с положительным полюсом электрофорной машины, а по оси – подвешенная на изолированном стержне проволока с тяжелым грузом (проволока соединяется с отрицательным полюсом машины). «Труба» ставится над кристаллизатором, наполненным небольшим количеством концентрированной соляной кислоты. Если палочку с ваткой, смоченной в нашатырном спирте, поднести к кислоте, то последняя начинает дымиться, и из «трубы» идет густой белый дым. Приводим в действие электрофорную машину, дым почти сразу исчезает.
Чем это можно объяснить? Частички дыма в трубе приобретают заряд такого же знака, как и у осевой проволоки. Поэтому под действием электрического поля, созданного внутри трубы, они движутся к стенкам и оседают на них. Со стенок дым периодически счищается.
Электрические фильтры улавливают 99% золы, содержащейся в выходных газах
Задание для группы изобретателей и экспериментаторов
На каких предприятиях можно применять электрические поля и статическое электричество?
Группа изобретателей и экспериментаторов (в нее входят работники различных предприятий)
1. Ткацкая фабрика.
При протягивании через станки ткань электризуется из-за трения и начинает сильно загрязняться и даже искрить. Во избежание этого в помещениях стараются поддерживать определенную влажность, а все оборудование заземлять.
Влажный воздух не позволяет электрическому заряду накапливаться на предметах, так как является проводником, ткань меньше электризуется и не притягивает к себе пыль. А чтобы заряд не накапливался на оборудовании, станки заземляют.
2. Электроворсовый цех.
Мы побывали в цехе, где изготавливают искусственный мех, бархат, плюш, замшу, ковры, одеяла, способом, называемым электроворсованием. Делается это так, между двумя металлическими заряженными электродами движется ткань, на которой нанесен слой клея, сверху на ткань продувается ворс – короткие волокна или частички шерсти. В электрическом поле ворсинки движутся в строго определенном направлении и оседают на ткань плотным слоем.
Уяснить сущность процесса поможет простой опыт.
Опыт 6
На нижнюю пластину конденсатора насыпаем мелко нарезанные листочки станиоля. Одновременно начнем заряжать конденсатор и протягивать между его пластинами полоску бумаги, смазанную клеем. Видим, что листочки станиоля при своей движении с нижней пластины к верхней встречают бумагу и прилипают к ней. Тоже самое происходит и с ворсом.
Подобным же образом делают наждачную бумагу.
3. Лакокрасочный цех
Электрические поля применяют при электроокраске. Электроокраска уменьшает расход лакокрасочного материала более чем на 50% по сравнению с расходом при обычной окраске распылением; она не только ускоряет процесс, но и освобождает рабочих от трудоемкой работы.
В чем же заключается этот метод?
Опыт 7
Кратко пояснить его можно с помощью вот этой установки. Установка состоит из металлического экрана на изолирующей подставке, соединенного с положительным полюсом электрофорной машины, и жестяного лотка на изолирующей ручке, соединенного с отрицательным полюсом машины. На краю лотка расположены мелко нарезанные листочки станиоля. К экрану прикреплен лист бумаги, покрытый клеем. Приводим в действие электрофорную машину. Поднеся лоток к экрану, начинаем медленно перемещать его сверху вниз. Видим, что листочки станиоля слетают с лотка и оседают ровным слоем на бумаге.
Если укрепить на экране чистый лист белой бумаги и заменить станиоль темной масляной краской, то в результате бумага окрасится.
Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный.
4. Хлебозавод.
Мука относится к горючим веществам. Находясь в воздухе во взвешенном состоянии, она может воспламениться. Как с этим бороться? Чтобы мука не воспламенялась, воздух увлажняют, а оборудование заземляют.
В бункере, где происходит смешивание муки и воды и замес теста, воду заряжают отрицательно.
Чтобы процесс замеса шел быстрее, муку заряжают положительно. При получении муки электризация вредна, а при замесе теста – полезна.
5. Консервный завод
Использование электрических полей очень разнообразно. Так, на рыбокомбинате электростатическим методом ведется копчение рыбы. Копчение – это пропитывание продукта древесным дымом. Этот процесс напоминает электроокраску, только осаждаемым веществом являются частички коптильного дыма.
Здесь производят копченую рыбу. При электрокопчении частицы дыма заряжают положительно, а отрицательным электродом служит, например, тушка рыбы. Копчение таким методом происходит в десять раз быстрее.
4. Закрепление
Учитель: Спасибо группам за предоставленную информацию о разнообразном применении электрических полей. А теперь в качестве закрепления предлагаю следующую работу.
Работа с кейсами в группах по плану:
1. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
2. Ответьте на вопросы после кейса.
Кейс 1
Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.