в каком классе проходят черную курицу погорельского
Класс: 5
Презентация к уроку
Урок № 1. А.Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»
Эпиграф:
Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Методические приёмы:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
— Мы с вами, ребята, прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем, с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе. И сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами об этой сказке, о чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве.
-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.
А что важно в дружбе для вас?
(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.
Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.
Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями, душевными переживаниями.
Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется быть вместе).
-Каждый из вас, наверное, иногда бывал один, сам с собой. В такие времена так хорошо иметь «внутренних» друзей. А есть ли у вас, ребята, такие друзья? Назовите их. (Честность, совесть, великодушие, милосердие, доброта и т.д.)
— А как «внутренние» друзья могут помочь вам? (Да, опираясь на их помощь, ты будешь поступать честно, благородно, не обманешь, не
предашь. А так как эти друзья «внутренние», то, значит, ты дружишь с самим собой! А это так здорово!)
— Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.
3. Реализация образовательной цели
Краткое сообщение ученика о Погорельском
Настоящее имя Антония Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше Пушкина и Жуковского. Даты его жизни: 1787-1836. А. А. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Великой Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. Пушкин знал и ценил повести А.Погорельского. Его перу принадлежат произведения: «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.
Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, для 10-летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.
Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.
— Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?
-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный, старинный стиль.
Пересказ любимых эпизодов
Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.
Беседа с ребятами по сказке
Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.
— А что в этой сказке правда, а что вымысел?
— Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)
— Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
«Алёша горько чувствовал свое одиночество». Почему? Ведь все его любили и ласкали.
Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.
— Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.
4. Диагностика
Словарная работа
Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона
— Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка? (Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).
— А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством? (Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни курочек, в частности, Чернушки. У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).
— Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется? (Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко этого человека).
— А что вас поразило, ребята, в описании жизни и быта ушедшей эпохи? (Это описание одежды и причёсок (тупей и коса у мужчин, огромная взбитая причёска у жены учителя, парикмахер «взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые 2 бриллиантовых перстня, когда-то подаренные её мужу родителями учеников»).
— А интересно это Алёше? (Нет. Ему всё это неинтересно. Ему показалось, что Чёрная курочка звала его человеческим голосом: «Алёша, Алёша». Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…)
— Об этом мы будем говорить на следующем уроке, а дома вы подготовите пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство».
— Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?
5. Заключительный этап
— Ребята, мы окунулись в завораживающий мир сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо перемежаются у А.Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается, что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу!
6. Домашнее задание
— Чтение сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Уроки литературы в 5 классе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1787-1836 гг. Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили. А.Погорельский
Алексей Алексеевич Перовский. Некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Это был один из образованнейших людей России.
Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Антоний Погорельский – это псевдоним.
портрет Алексея Толстого в юности (К. П. Брюллов, 1836) Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
1829 год – написана сказка для племянника – Алеши Толстого; Это была первая в истории русской литературы детская книга.
Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой? Докажите, что это сказка? А чем эта волшебная повесть НЕ похожа на волшебную сказку? Это первая литературная сказка. Какие ещё отличия вы заметили? В какое время происходят события? Русский язык изменился с тех пор? Поработаем с незнакомыми словами.
Р Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье. Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона. Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
1. Кто главный герой? 2. Где он жил и учился? 3. Сколько ему было лет? 4. Как он чувствовал себя в пансионе? 5. Представьте себя на его месте? Какие чувства у вас возникли к герою 6.Что стало утешением для Алеши в такие трудные минуты? 7. Какие книги любил читать мальчик? Найдите в тексте, прочитайте. Книги рыцарские, волшебные. Какие они, рыцари? «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешеньем его было чтение книг. »
Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор.»
«Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло.»
Характеристика Алеши Умненький Миленький Учился хорошо Все любили и ласкали Остро чувствовал одиночество Начитанный, любил читать Мечтатель Верит в волшебство Умеет жалеть, сострадать Щедрый, отдает последнюю монету ради спасения курицы Спаситель, защитник Благородный
Алёша у подземных жителей Как назвал Алёшу автор? Давайте подберём синонимы к слову. Как бы вы оценили поступок героя? Что попросил в награду Алеша? Почему? Не удивила вас просьба героя? Как король оценил его просьбу? Какое условие было поставлено перед Алёшей? Найдите в тексте. А как вы понимаете слово скромный?
Словарная работа. Работа со словарями. В толковом словаре найдите слово скромность и прочитайте толкование слова. С.И.Ожегов. Скромный
Каким стал Алёша, получив зернышко? сделался гордым и непослушным самолюбивый дурной нрав дерзкий товарищи перестали его любить гордый “страшный шалун” непослушный не умеет держать слово высокомерный предатель испугался, стал трусом жестокий неблагодарный отлично отвечает учителю не прикладывает труда, чтобы учить уроки товарищи перестали его любить шалил много, надоел товарищам стал непослушным несчастный
Дополучения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Жестокий Ласковый Упрямый Общительный Непослушный Скромный Самолюбивый Застенчивый Гордый Любознательный Дерзкий
\ «С поникшей головою, с растерзанным сердцем Алёша пошёл в нижний этаж, в спальные комнаты» «Бедного Алёшу высекли!»
Алеша выполнил условие быть скромным? О чем попросила Чернушка Алешу во второй раз? Как вы понимаете значение слова «неблагодарность»?(Словарь) Какой 2-й урок дает Чернушка? Сформулируем совет Чернушки, ее урок для Алеши. Каким просит быть героя? Что такое порок? (Словарь) Что говорит Чернушка про пороки? Найдите ответ в тексте. Чернушка сказала Алешу: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”? Как вы понимаете ее слова? Еще какой урок жизни преподает Черная курица Алеше? От чего предостерегает? А для этого каким надо быть? Но если человек впустил пороки в душу, то что нужно сделать?
Какое испытание не смог пройти Алёша в конце сказки? Каким был главный порок Алёши? Каков финал сказки? Кого потерял Алёша? Какие выводы мы можем сделать, внимательно прочитав сказку?
Источники А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Материалы сети интернет Сайты методразработокп
«А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Материалы к уроку. Сведения об авторе. Словарная работа. Вопросы по содержанию.
Формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки. Нравственный выбор героя. Выводы: чему можно научиться, внимательно прочитав сказку.
Номер материала: ДБ-260011
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Уроки жизни» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». 5-й класс
«Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»
— раскрытие идейного содержания сказки через анализ текста, углубление знаний о литературной сказке и развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать;
— развитие речи, навыков выразительного чтения и расширение словарного запаса обучающихся;
— способствование формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей.
-презентация, ксерокопии словарных статей, фрагмент мультфильма “Чёрная курица”, зернышки, стаканчики, макет черной курицы.
Добрый день, ребята! Урок литературы проведу у вас я. Меня зовут
Лидия Гаптрашитовна. Ребята, сегодня хороший день, настройтесь на активную работу, улыбнитесь друг другу и садитесь!
1. Актуализация знаний.
— Посмотрите на экран. Из какой сказки эти иллюстрации? ( слайд 1 )
— Правильно, сегодня мы проанализируем на уроке сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
(Слайд 2). — Попробуйте определить главную мысль этих строчек Пушкина. ( В каждой сказке содержится мораль или нравоучение). Значит, все сказки воспитывают читателей.
— Ребята, обратите внимание на интересный факт: Антоний Погорельский, автор сказки (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) ( слайд 3 ), написал эту сказку для своего племянника, его тоже зовут Алеша .(слайд 4)
— Мальчик стал в будущем замечательным и знаменитым писателем.- это Алексей Константинович Толстой ( слайд 5 ).
-_Как вы думаете, с какой целью Погорельский писал свою сказку для племянника? (с целью научить чему-то хорошему, дать уроки добра, уроки жизни). Обобщая ваши мнения, можем назвать одним словом «уроки жизни»
2. Определение темы и целей урока.
«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». ( пишу тему урока на доске)
— Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?
Понять, какие уроки жизни преподает нам А. Погорельский в сказке «Черная курица, или Подземные жители».( Слайд 6 )
А каким образом мы это сможем понять? (изучить поступки героев, их поведения в сказке, т.е. одним словом, мы должны анализировать сказку). А уроки эти поймем, если проанализируем поступки героев.
— Ребята, в этой сказке мальчик получает волшебное зёрнышко. Я вам тоже предлагаю собрать зёрнышки-фасолинки за ваши ответы на уроке. На парте стоит чаша с зёрнами, за каждый ответ вы берите по одному зёрнышку и кладите к себе в стаканчики.
3. Анализ текста и образа главного героя.
1. Кто главный герой? (Алеша).
2. Где он жил и учился? (Жил в Петербурге в пансионе, там же и учился).( Слайд 7 ) Вы знакомы со словом пансион? (с. 121)
3. Сколько ему было лет? (не более 9-10 лет) Значит, он ваш ровесник. (с 121.).
6.Что стало утешением для Алеши в такие трудные минуты? (чтение книг.).
8. Давайте выпишем из текста характеристику Алеши и напишем в тетради в виде таблицы. Начертите таблицу. В левую колонку напишем характеристику мальчика. (Работа на доске и в тетрадях).
27-29 октября литература 5 класс тема «Черная курица или подземные жители»
ДОБРОЕ УТРО! ПРОЧИТАЙТЕ СКАЗКУ ПОГОРЕЛЬСКОГО И ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1. Как звали мальчика, обучающегося в мужском пансионе Санкт-Петербурга, на Васильевском острове?
2. Назовите единственное утешение Алеши, страдающего от одиночества по воскресеньям и в праздники.
3. Чем нравилось Алеше заниматься на просторном дворе пансиона?
4. Какую курочку особенно любил Алеша, принося ей лучшие кусочки еды? (
5. Как звали сердитую и бранчливую кухарку, гонявшуюся с ножом за Чернушкой?
6. Что подарил Алеша кухарке Тринушке, чтобы спасти Чернушку от жестокой и неминуемой смерти?
7. Через какие комнаты проходили Чернушка и Алеша к подземному царству, в котором Чернушка жила?
8. Назовите домашних питомцев столетних старушек.
9. Что умела делать серая кошка одной из старушек?
10. С кем сражалась Чернушка в подземелье у медной двери по вине непослушного Алеши?
11. Почему Алеше показалось странным богатое убранство залы подземелья?
12. Какую должность занимала черная курица в подземелье?
13. В каком образе увидел Алеша Чернушку в подземелье?
14. Исполнить какое желание попросил Алеша короля за спасение Чернушки?
15. Какой волшебный предмет подарил король Алеше для исполнения его желания?
16. Назовите условие короля, которое Алеша должен строго соблюдать, чтобы не наделать подземным жителям множество хлопот и неприятностей.
17. Какие подземные редкости увидел Алеша в царстве маленьких человечков?
18. Почему в подземном царстве мышьи и крысьи меха в высокой цене и их носят только знатные особы?
19. Как часто Алеша пользовался конопляным семечком при подготовке к урокам?
20. Почему Чернушка перестала навещать Алешу?
21. За что учитель жестоко наказал самонадеянного и гордого Алешу?
22. Какое наказание понесла Чернушка от короля из-за нескромности Алеши, забывшего обещание, данное подземельному королю, и рассказавшего про подземных жителей?
23. Какое несчастье принес Алеша подземным жителям, выдав их тайну?
24. Стал ли Алеша прежним добрым, скромным мальчиком?
УДАЧИ! ЖДУ ВАШИ РАБОТЫ В ЧЕТВЕРГ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ В ШКОЛЕ.
НРАВОУЧИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЧУДЛИВЫЙ СЮЖЕТ СКАЗКИ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
Устюгова Татьяна Ивановна
(учитель русского языка и литературы)
нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки антония погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
для учащихся 5 класса
Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
формирование гуманного отношения друг познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения.
развивать познавательные процессы и УУД.
формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей;
пробудить чувства ответственности, долга, уважения;
формировать правильное отношение к родному городу.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алёши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Тип урока : урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Оборудование урока : учебник «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со словами, называющими эмоции.
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Беседа на выявление восприятия текста
Словарная характеристика (работа в группах)
Подведение итогов, выставление оценок
Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Актуализация опорных знаний
На доске записана тема нашего урока по сказке «Чёрная курица или подземные жители», но первые слова закрыты. Чтобы их узнать, надо ответить на вопросы.
В чём различия между фольклорной и литературной сказкой?
Как звали на самом деле автора сказки «Чёрная курица…»
Кому Алексей Алексеевич Перовский посвятил сказку? (тема открыта полностью)
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Что такое нрав? (характер)
А нравственность? (мораль, ответственность за свои поступки, способность быть честным, справедливым, благоразумным)
Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте, цель нашего урока.
Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.
На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.
— Какую из них вы предложили бы для эпиграфа урока?
Трудно найти, легко потерять.
Как прожил, так и прослыл.
Сам погибай, а друзей выручай.
Дал слово – держи его.
Что посеешь, то и пожнешь.
Учись на добро отвечать добром.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Добро век не забудется.
Эпиграф урока. Учись на добро отвечать добром. (Записать в тетради)
– Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль.
III. Словарная работа
– Как вы заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19 века. Я попросила ______________________________ поработать с незнакомыми словами. Он подготовил нам сообщение.
(Презентация, рассказ ученика – объяснение значения слов
Фрак ( мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами) ).
– Спасибо за рассказ и яркую презентацию. Теперь мы с вами будем знать значение этих слов и правильно употреблять их в речи.
Ребята, цель поставлена, работа предстоит напряженная. Давайте сначала немного разомнемся.
Будем снова начинать.
V. Работа в группах.
Хочу заметить, что «Чёрная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребёнка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Поэтому сейчас мы подробнее поговорим о нашем герое, для этого необходимо выполнить следующие задания по группам:
VI. Беседа на восприятие текста.
– Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алёши?
– Чем закончилось для Алёши это восхождение?
– Почему испортился его нрав?
– Ребята, а какие чувства вы испытали к Алёше по мере прочтения сказки?
Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки (когда учащиеся правильно называют эмоцию, учитель прикрепляет на доску соответствующую карточку) :
– Сочувствие – Алёше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой.
– Симпатию – Алёша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи.
– Восхищение – Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу – чёрную курицу; Алёша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.
– Досаду – Из-за Алёшиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.
– Растерянность – Алёша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал свой урок, какой бы ему ни задали».
– Сожаление – Характер Алёши начал портиться, мальчик стал заносчивым. Шалил, мешал другим детям заниматься.
– Разочарование – Алёша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами.
– Негодование, возмущение – Алёша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.
– Сострадание – Алёша всё же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие.
– Надежду – Алёша хочет, может и должен исправиться.
– Радость – Все снова полюбили Алёшу.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске: ( сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость ). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки. Давайте все вместе сделаем вывод, отчего же они меняются?
Вывод: Наши чувства напрямую связаны с изменением нрава главного героя.
– Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» ( волшебная сказка ).
– А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник-даритель – чёрная курица, волшебное царство)
– Теперь давайте назовем главных героев сказки. ( Алёша и Чёрная курица )
– Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алёше и Чёрной курице? ( Чернушка-положительный герой, а Алёша и положительный, и отрицательный, противоречивый ).
– Ещё раз вернёмся к содержанию сказки и вспомним, о чём просит Чернушка Алёшу перед путешествием в Подземное царство? ( Быть скромным ).
– А что значит «быть скромным» в данном тексте? ( Никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия ).
– Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным – «уметь хранить тайну».
– Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алёша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? ( Он забыл, что всё даётся человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят польз у).
Итак, Алёша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка и после получения зёрнышка.
На интерактивной доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика ( учащиеся выполняют задание письменно ).
Добрый Ласковый Упрямый Любознательный Общительный Дерзкий Гордый Непослушный Скромный Самолюбивый Жестокий Застенчивый