в каком классе проходят аленушкины сказки
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 28. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.
Фразеологизмы – это устойчивое сочетание слов, которое употребляется в переносном значении.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях. – М: «Просвещение», 2013.
Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.
Основное содержание урока.
Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.
Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.
Сегодня на уроке мы знакомимся с новым разделом «Литературные сказки». Мы познакомимся со сказками, которые специально для детей написали В. Гаршин, В. Одоевский и Д. Мамин-Сибиряк. Мы убедимся, что литературная сказка – это сказка особая, всегда оригинальная, индивидуальная.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 года на Урале в семье приходского священника по фамилии Мамин.
Семья была очень интеллигентная и Дмитрий Наркисович получил хорошее домашнее образование, которое он продолжил в местной школе, а потом в Духовном училище Екатеринбурга и семинарии Перми.
Именно в это время молодой человек начал понимать, что труд священника не для него. Из Перми он перевёлся в Санкт-Петербург в Медико-хирургическую академию, а потом и в Петербургский университет на факультет естественных наук, позднее на юридический факультет. Из-за материальных трудностей, ухудшения здоровья, проучившись год, вернулся на Урал к родителям. Вскоре умирает его отец и заботу о младших детях Дмитрию пришлось брать на себя. Чтобы дать образование братьям и сестре было решено переехать в Екатеринбург. Там он женился на Марии Алексеевой, которая стала ему не только женой, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, погружается в народную жизнь. Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Что интересно, подписывал псевдонимом Д. Сибиряк (по месту рождения). В 1890 году женится во второй раз на артистке драматического театра М. Абрамовой и переезжает в Петербург. Но счастье с новой женой было не долгим. Она умирает при родах через год, оставив Дмитрию Наркисовичу больную дочь Алёнушку. Именно ей он посвятил цикл произведений «Алёнушкины сказки».
В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой Вы увидите леса, горы, моря, пустыни.
Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают, и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время — это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.
Обратимся к словарю литературных терминов.
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.
А в рот не попало» (в конце)
Цель присказки – привлечь внимание слушателей (читателей), оторвать слушателей (читателей) от обыденной обстановки, приобщить к атмосфере волшебной сказки.
Одной из сказок, вошедшей в сборник «Алёнушкины сказки», является «Сказка про храброго Зайца». Послушаем и проанализируем её.
Мы послушали литературную сказку. Прочитав название произведения, читатель сразу задумывается о том, почему автор называет зайца храбрым? Идеей произведения – задумка автора показать на примере зайчика, как нехорошо хвастаться, к чему это может привести и как могут относится окружающие к хвастунам. Автор высмеивает хвастовство Зайца, называя его глупым и смешным.
Главный герой сказки – Заяц. Он самоуверенный, самонадеянный и хвастливый. Другие герои отзываются о Зайце, как о глупом хвастуне, но к концу рассказа их отношение меняется, так как они думают, что это он напугал волка и спас зайчат.
Однако, Заяц действительно проявил себя отважным, ведь ему хватило смелости встать на пень и заявить, что он никого и ничего не боится.
Развитие действий происходит последовательно. Текст построен на приёме динамического развития сюжета.
Автор использует фразеологизмы и сравнение.
Обратимся к словарю литературных терминов.
Фразеологизмы – это устойчивое сочетание слов, которое употребляется в переносном значении.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Сравнение: «Заяц – хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик».
В тексте очень много восклицательных предложений и повторяющихся и эмоциональные переживания за главного героя. Эти средства помогают автору наиболее точно и красочно описать атмосферу происходящих действий, благодаря чему читатель с точностью окунается в ту лесную суматоху зайчат.
Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.
Дмитрий Наркисович своим произведением на примере Зайца показал детям, что нужно искать в себе умения и таланты, развивать их и достигать успехов, а не поступать, как Заяц-хвастун.
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени части «Сказки про храброго Зайца».
Зайцу надоедает страх
Заяц хвастает на весь лес
Правильный ответ: части располагаются в последовательности:
Зайцу надоедает страх
Заяц хвастает на весь лес
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Это устойчивое сочетание слов, которое употребляется в переносном значении.
Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Это устойчивое сочетание слов, которое употребляется в переносном значении.
Это устойчивое сочетание слов, которое употребляется в переносном значении.
Конспект урока по литературному чтению «Алёнушкины сказки. Присказка. Мамин-Сибиряк» 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
1.Ф.И.О. учителя: Бабенко Ольга Алексеевна
2.Класс: 2 б класс МОУ СШ № 40
4.Предмет: литературное чтение
5.Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок
6.Тема урока: «Алёнушкины сказки». Присказка.
7. Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, с понятием «Присказка», формировать понятия о литературных сказках, развивать умения работать с учебной книгой, расширять словарный запас и кругозор, воспитывать положительное отношение к уроку литературного чтения.
8. Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски совершенствование навык, формирование умений пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух),
Р. Самостоятельно формулировать учебные задачи урока, планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.
П. Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, совершенствовать навык чтения вслух и про себя, расширять словарный запас, делать выводы по теме урока.
К. Уметь в рамках совместной деятельности слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение, овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи, умение работать с книгой и находить в ней нужную информацию, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся
8. Дидактические средства:
для учителя – демонстрационный материал в виде карточек со словами, презентация, средства ИКТ.
для обучающегося – тетрадь, учебник.
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: литературное чтение. 3 класс. Дата: 03.11.15г
— Познакомить детей с творчеством писателя.
— Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к животным.
I . Организационный момент.
Постановка цели урока.
Сегодня мы начинаем с вами читать новый раздел «Литературные сказки», познакомимся с творчеством замечательного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
А сначала поиграем в игру « Найди лишнее слово»
— «Замазка», «Огурцы», «Заплатка», «Дюймовочка».
Вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки бывают:
— авторские (или литературные), народные;
— волшебные, о животных, бытовые;
У литературных сказок немало общего с народными. Например, в авторских так же, как и в народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы.
II . Изучение нового материала.
Но литературная, авторская сказка- это сказка особая, всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.
Вспомним, какие авторы писали сказки.
Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством еще одного писателя.
2. Рассказ учителя о жизни Д.Н. Мамина – Сибиряка.
— «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и Веселого трубочиста Яшу».
— «Умнее всех» и другие.
4. Работа над сказкой. Слушание.
— Где мы встречались с присказкой? Давайте послушаем присказку из «Аленушкиных сказок». Дети слушают.
— В чем особенность присказки писателя?
III . Закрепление изученного материала.
— О чем вы узнали, прочитав сказку?
— Найди в тексте и прочитай как отреагировали зайцы на хвастовство Зайца Длинные Уши?
— Найдите и прочитайте, что говорит автор о волке?
— Почему волк решил съесть именно этого зайца?
— Расскажи о характере зайца, опиши его.
— Как вы поняли авторский замысел.
— Представьте себя в роли писателя, нам надо продолжить сказку. Рассказы детей.
Вспомните пословицы о смелости. Дети вспоминают пословицы о смелости.
«Смелому горох хлебать, а трусливому и пустых щей не видать»,
«Смелость города берет»,
«Смелый там найдет, где робкий потеряет».
Подведение итога урока.
Выставление оценок. Вручение книг Д.Н. Мамина – Сибиряка в подарок детям.
Написать в тетради план к сказке. (авторские, народные, волшебные, бытовые, про животных, добро побеж
IV . Домашнее задание.
Выбрать любую сказку из сборника «Алёнушкины сказки», подготовить подробный пересказ.
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.
(авторские, народные, волшебные, бытовые, про животных, добро побеж
Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Над чем мы сегодня работали? Понравились ли вам урок? Достиг ли ты поставленных целей? Что нового узнали? Были ли трудности? Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
Урок литературного чтения на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ».
(3 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой)
— формирование понятия о литературных сказках;
— знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка;
— привитие любви к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Сидит в корзине девочка
Он сам, того не ведая,
— Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
— Прочитайте загадку орфографически.
— Прочитайте загадку орфоэпически.
Едет печка, дым идёт,
Ест большие калачи!
— Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
— Прочитайте загадку орфографически.
— Прочитайте загадку орфоэпически.
— Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
— Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
— С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН)
Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например:
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова (МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?». (ПУШКИН)
Известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История, рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
— Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
— Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
— Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
— Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
— Прочитаем об этом на стр.180.(Чтение теста по ролям заранее подготовленных учеников).
2. Беседа после чтения.
— Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
— На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
— Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
— Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. («Серая шейка»).
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг.)
6. Продолжение работы над новым материалом.
— «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.
— Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно)
— Прочитаем присказку вслух.
— Где вы встречались с присказкой?
— Какие из них помните.
Чтение присказки вслух по цепочке.
— В чём особенность присказки писателя?
— С какими сказками познакомились на уроке?
— В чём отличие литературных сказок от народных?
— С творчеством, какого писателя познакомились?
8. Домашнее задание.
Найти и прочитать сказку Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказочка про Козявочку».
Урок по литературному чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк.»Аленушкины сказки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели: ознакомить учащихся с названием раздела, с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память,внимание, умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения, выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
(На доске записана пословица.)
• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).
— Прочитайте выразительно (еще: скороговоркой).
— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название. <Раздел называется «Литературные сказки».)— Что значит «литературные сказки»? (Это авторские сказки. Их написали писатели.)
— На какие две группы разделены сказки? (Народные и литературные, или авторские.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 179. Что вам представляется, что вспоминается? Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые,которые вы принесли сегодня на урок (Ответы детей.)
— Вы узнали название раздела учебника, который мы начнем изучать. Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Прочитайте в учебнике на с. 179, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
— Проверим, как вы запомнили. С чем мы познакомимся? (Со сказками, которые специально для детей написали В. Гар-шин, В. Одоевский, Д. Мамин-Сибиряк.)
— Где вы встречались с присказкой? Какие из них помните? (С присказки начинаются сказки. Например: «В некотором царстве. », «Жили-были. »)
— Сегодня на уроке прочитаем присказку писателя. Но она не такая, какие мы знаем.
IV . Физкультминутка с использованием ИКТ «Солнышко лучистое»
— Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.
(Дети читают с доски: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).)
1. Рассказ учителя об авторе
2. Чтение присказки
— Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» на с. 182. Как вы поняли, что такое «Аленушкины сказки»?
(Чтение присказки учителем или учащимися.)
3. Беседа после чтения
— В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пес Постойко, Мышка-норушка, Сверчок, Скворец и Петух, Заяц, Волк, медведь Мишка, Воробей.)
— С творчеством какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя.
— Что вы узнали о его жизни и творчестве?
Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».