в каком классе начинают учить химию
Учимся дома 1-11 классы
Заметки о семейном образовании
Начинаем изучать химию
Мы начинаем изучать химию. Ничего не предвещало, но, вот…
— Мама, а в каком классе начинают изучать химию?
— Кажется, в седьмом, надо посмотреть…
— О! Ещё так долго ждать! А я хочу прямо сейчас!
— Ну так а что нам мешает? Давай и начнём!
На день рождения Манюне подарили растущий кристалл, набор юного парфюмера и набор юного химика. Видимо, звёзды посовещались и сошлись на том, что пора изучать химию. И ничего страшного, что ребёнку всего 9 лет и сейчас — летние каникулы. Дело осталось за малым — выбрать книжку, по которой будет интересно заниматься. После просмотра десятков книг, я остановилась на книге «Химия» из серии «Полный курс занимательных наук» автор — Любовь Дмитриевна Вайткене, издательства АСТ. Есть цветная книжка, я взяла попроще, подешевле, с черно-белыми иллюстрациями.
Вот такой учебник мы выбрали для начала изучения химии.
Содержание:
В книге много иллюстраций и много опытов (экспериментов), которые можно провести в домашних условиях и без всякой угрозы для жизни.
Начинаем изучать химию: первый урок
Вчера с утра прошли два параграфа: Что изучает химия? и Что такое вещество?
Речь шла про молекулы и атомы, их строение. В конце делали молекулы из мармеладных конфет и зубочисток.
Манюня была очень довольна. Мне лепить молекулы из конфет не понравилось: форму они держат плохо, сохранить их нельзя. Может быть, у меня были неправильные конфеты?
Сегодня с утра поговорили ещё раз о молекулах и атомах, оказалось, что запомнила она очень немного.
Зашли на ютьюб, посмотрели там два мультика по теме и два научно-популярных отрывка. Они легко находятся по запросу «строение атома для детей». А молекулы решили вечером слепить из папье-маше)
Школьный гид
Химия в основной школе
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Изучение химии начинается с 8-го класса.
В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по химии для основной школы:
— Химия. 7 класс (вводный курс), 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Издательство «Просвещение».
— Химия. 8-9 классы. Автор: Журин А.А. Издательство «Просвещение».
— Химия. 8-9 классы. Автор: Жилин Д.М. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Издательство «Астрель».
Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
— формирование целостной научной картины мира;
— понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
— овладение научным подходом к решению различных задач;
— овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
— овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
— овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
— осознание значимости концепции устойчивого развития;
— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (Химия) должны отражать:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
В каком классе начинают учить химию
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
Химия и школа: как химию превратили во второстепенный предмет и почему это плохо
Нужно ли изучать химию в школе? Если да, то насколько глубоко? С какими проблемами сталкиваются учителя химии в России? Эти вопросы стали особенно актуальны после ЕГЭ по химии в 2020 году. Стало понятно: с этим предметом в школах всё не так просто, особенно при дистанционном изучении.
Зачем в наше время нужна химия, как стимулировать интерес и почему с преподаванием этого предмета в школах возникают сложности, рассказала Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе».
Химическое мышление и популярность химии
— Почему школьникам в принципе полезно изучать химию? Как она развивает мышление?
— Химия — это наука про всё. Она сродни философии. Химия познаёт мир, вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы. При изучении химии активизируются способности наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы. Постижение этой науки начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне…
Так развивается химическое мышление. Таким образом, мы имеем дело с удивительной наукой, которая комплексно развивает мыслительные способности, изучая во взаимосвязи абстрактное и реальное, наблюдаемое и прогнозируемое.
— Почему у школьников химия становится всё более популярным предметом?
— Не уверена, что это так, к сожалению. Хотя сегодня, мне кажется, общество должно повернуться лицом к химии. В настоящее время из-за коронавируса многие поняли, что фармакология, исследования в области биотехнологий, создание новых материалов — это самые важные вопросы. Трудно себе представить, что бы мы делали, если бы не было тех людей, которые разрабатывают новые вакцины и лекарства. И во всём этом у химии главенствующая роль. Те люди, которые способны это вовремя оценить и увлечься этими проблемами, пойдут в химию.
Разумеется, людей, которые способны совершать открытия, генерировать яркие идеи, не может быть много. А вот тех, кто будет доводить инновационные идеи до практического применения, должно быть гораздо больше. И, мне кажется, люди тоже это понимают, и кто-то выбирает для себя область профессиональной деятельности уже со школьной скамьи. Естественно, что учителям в этом процессе отводится особая роль: мотивировать и вызывать интерес к химии.
Особенности преподавания
— Что самое сложное в преподавании химии сегодня с точки зрения учителя?
— К сожалению, на протяжении последних лет химию пытались оттеснить на задворки учебных планов. Вплоть до того, что директор или управляющий совет решал, быть или не быть химии в образовательной организации. Возможно, это связано с тем, что химия — сложный предмет и для преподавания, и для понимания учеником.
Нередко бытует мнение, что если в будущем ты не связываешь свою жизнь с химией и другими естественно-научными дисциплинами, то она и не нужна. С такой позицией никак нельзя согласиться: химию можно убрать из учебных планов, но невозможно убрать из жизни. Не важно, кем станет человек — руководителем предприятия, администратором, мэром города, он должен будет принимать решения, которые так или иначе связаны с химией.
Например, зная состав различных растительных масел, можно сделать правильный выбор того или иного масла для использования в кулинарии. Так, льняное масло оптимально для усвоения полезных веществ в сыром виде, в то время как жарить лучше всего на оливковом или подсолнечном масле. Или другой пример: прочитав на упаковке состав маргарина, можно судить о его полезных и опасных свойствах, понимая, что это искусственный, модифицированный продукт, который может содержать ненужные организму консерванты и эмульгаторы. Если человек знает химию, он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту) на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражение стенок желудка.
— Как изменилось преподавание химии за последние несколько лет? В чём плюсы и минусы таких изменений?
— Во многих школах резко уменьшили количество часов на изучение химии. Хотя я соглашусь с тем, что хороший педагог и в этих условиях сможет мотивировать учеников к дальнейшему изучению предмета, сформирует интерес к науке. Но всё же хотелось бы, чтобы химия стала обязательным предметом в школе, чтобы больше стало классов, где она будет изучаться углублённо.
И ещё очень большая проблема — подготовка учителей химии в вузах. Парадоксально, но при поступлении на химфак педагогического вуза абитуриенты не сдают химию. В итоге на первый курс подчас приходят студенты, которые о химии не имеют почти никакого представления, и преподаватели вынуждены работать с ними с нуля. Плюс в школах явно не хватает действующей системы наставничества. А ведь как важно, чтобы старшие поколения учителей передавали свой опыт работы начинающим учителям, чтобы те правильно вошли в профессию и могли продуктивно работать.
— Какой, по-вашему, хороший учитель химии? Какими качествами, знаниями, умениями он должен обладать?
— Нужен человек, который видит химию с разных точек зрения, способен показывать ученикам все её возможности. Он должен своим отношением к работе вызывать уважение к предмету. Конечно же, ему нужно владеть цифровыми технологиями. Учитель химии должен иметь светлую голову и умелые руки: соблюдая правила безопасности, ставить сложный демонстрационный эксперимент, организовывать лабораторные опыты, практические работы, проектную и исследовательскую деятельность.
Сферы деятельности учителя химии в современной школе чрезвычайно многообразны. Есть те, кто нашел себя исключительно в работе с талантливой молодёжью или в проектной деятельности, а также те, кто уверен, что учить химии нужно всех и каждого. В любом случае, главное, чтобы педагог мог развивать, мотивировать учеников, влюблять в свой предмет.
Возможности онлайн-обучения и перспективы химии
— Какие современные инструменты и возможности стоит использовать в обучении детей химии?
— Всё, что направлено на популяризацию науки, на мотивацию учащихся, развитие их интереса к химии. Что бы люди ни придумали, всё нужно использовать. Учащиеся тоже выбирают: одни — практическую направленность, другие — решать задачки и участвовать в олимпиадах. Перспективное направление в практике современной школы — использование интегрированного подхода в процессе обучения (подход, при котором устанавливаются связи между разными предметами для создания единой картины мира — прим. ред.). Такой подход позволяет формировать единую научную картину мира и развивать у учащихся естественно-научную грамотность.
— Лабораторные работы по химии требуют специального оборудования. Как это осуществлялось в период самоизоляции, когда у нас было дистанционное обучение?
— Очень сложно. Учителя показывали опыты виртуально. Но выбора не было. В конечном счёте, я уверена, что умелый учитель всё наверстает, покажет необходимый эксперимент потом, на реальных уроках.
— Какие перспективы у профессий, связанных с химией, в ближайшем будущем?
— Необъятные. Во всех областях: медицина, фармакология, биотехнологии, энергосбережение, экология (утилизация бытовых и промышленных отходов), создание и производство новых материалов, пищевая промышленность. Обратимся к «Атласу новых профессий» — в нём описаны новые специальности, которые будут востребованы в ближайшие 15–20 лет. Многие профессии, появление которых предсказывают аналитики, требуют химических знаний. Например, глазир будет заниматься разработкой и производством разнообразных продуктов на основе стеклокомпозитных функциональных материалов; конструктор новых металлов — получением сплавов с заранее заданными или изменяющимися в соответствии с условиями эксплуатации свойствами; рециклер-технолог — проектированием и внедрением технологий многократного использования материалов.
Мы не до конца знаем, где ещё химия может быть использована, потому что цивилизация и мир развиваются семимильными шагами. Сегодня трудно предположить, в каких области науки химия может себя проявить. Она есть и будет везде.
Breaking good: как сдать ОГЭ по химии
Рассказываем, как избежать типичных ошибок на экзамене и на какие задания обратить особое внимание
Как устроен экзамен
Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.
Задания и время. В ОГЭ по химии без эксперимента 22 задания, на их выполнение даётся 120 минут. В экзамене с экспериментом — 23 задания и 140 минут, за которые нужно справиться с задачами.
Задания делятся на два вида: с кратким и развёрнутым ответом. В заданиях с кратким вам нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов:
Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.
1 балл — с 1 по 15 задание.
2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.
3 балла — за 20 и 21 задание.
4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.
5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.
В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему. Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.
Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной системе в 2018 году
Отметка по пятибалльной системе | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
Первичные баллы ОГЭ | 0–8 | 9–17 | 18–26 | 27–34 |
Шкала для экзамена без эксперимента
Отметка по пятибалльной системе | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
Первичные баллы ОГЭ | 0–8 | 9–18 | 19–28 | 29–38 |
Шкала для экзамена с экспериментом
Как готовиться
Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.
Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.
Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина. Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.
Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.
Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий» под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс. Типовые тестовые задания» Ю. Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.
Я рекомендую начать подготовку с тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык решения задач, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективнее сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.
Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.
Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.
Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведённую информацию, а проверять источники, на которые ссылаются авторы статьи. В списке литературы хорошей онлайн-статьи по химии должны быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews. Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто статьи данного издания цитируют в научном мире. Её всегда указывают на сайте журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Nature импакт-фактор — 30.
На какие задания обратить особое внимание
Задание № 13. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.
Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:
Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.
Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.
Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H 2O его совсем не смутило.
Общий алгоритм решения таких заданий:
Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка. Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечайте цвета осадков на распечатанной таблице растворимости
Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.
Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.
Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.
Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.
Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.
Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ. То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.
Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.
Что помогает усваивать материал
В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал помогают ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.
Выпишите для себя понятия, с которыми часто возникает путаница: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их избегать. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.
Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина. Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно заниматься и на выпускном экзамене будет гораздо меньше стресса.
Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимание. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.
Что ещё важно запомнить
1. При подготовке используйте чёрно-белую таблицу Менделеева, которой разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».
2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.
3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.
4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.
5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.
6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.
7. Внимательно читайте задание. Иногда оно звучит как «выберите вещество, которое не реагирует с водой». Ученик пропускает частицу «не» и по невнимательности выбирает неправильный ответ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter