в каком классе изучают вишневый сад чехова
Урок литературы в 10 классе А.П.Чехов «Вишневый сад»:история создания,жанр,герои.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои.
– вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;
– развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;
– воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Пусть за окном не
очень тёплая и хорошая погода, но в классе у нас уютно и тепло. Поэтому всё у вас сегодня получится, все хорошо ответят и получат хорошие оценки.
— Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)
— В тетрадях запишите число, тему урока ( урок 8 по творчеству А.П.Чехова, но первый по данной теме), по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.
1. Просмотр фрагмента спектакля «Вишнёвый сад».
4. Индивидуальные задания учащихся.
Б) Жанр пьесы «Вишнёвый сад». (Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»? А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. У ребят на столах распечатки с определениями комедии, трагедии, драмы.)
Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность – недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.
В) Сообщения учащихся о Шарлотте Ивановне и Епиходове.
(Шарлотта Ивановна не знает своего настоящего имени, не знает, откуда она родом, не знает своих родителей, своего прошлого. У неё только отрывочные воспоминания, вызывающие жалость и сострадание у всех. Но сразу же за такими фразами она предпринимает действия, которые вызывают только смех, чем и снижается образ героини.
Епиходов Семён Пантелеевич – конторщик, играет на гитаре. Его называют
«двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно приключаются разного рода неприятности: то он опрокидывает стул, то роняет букет и т.д. Речь его чрезвычайно витиевата, так что трудно бывает понять, что он, собственно, хочет сказать. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется: жить мне или умереть…»)
Г) Презентация учащегося о главных героях пьесы: Раневской, Гаеве, Лопахине, Трофимове, Ане.
Знакомство с действующими лицами: какие ассоциации вызывают их фамилии.
Чтение по ролям текста пьесы.
— В чём комичность образов Раневской и Гаева?
— В чём их драматичность?
— Так можно ли соотнести ваши ассоциации, вызванные словосочетанием «вишнёвый сад», с названием пьесы А.П.Чехова?
Рефлексия. Итог урока.
— Что было непонятно на уроке?
— Добились поставленных целей?
— Что вызвало затруднение?
Ответить на вопрос: «Как герои пьесы относятся к вишнёвому саду»?
Конспект урока по литературе на тему «»А. П. Чехов «Вишневый сад»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема : Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова.
— расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
— развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
— способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.
Обратимся к главным героям комедии.
— Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?
Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с «лопатой», кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.
Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.
(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)
— Какое отношение к саду героев пьесы?
Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
«И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».
«Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
«Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»
Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?
Для Трофимова : вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
«Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».
Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.
— Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?
7.Авторское отношение к саду.
Домашнее задание: Ответить на вопрос: «Какое будущее ждет Россию?»
Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада
Разделы: Литература
Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.
Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.
Форма урока: мастерская по построению знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
2. Проверка домашнего задания
Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Слайды 1-7
Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:
Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:
а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? Слайд 2
Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:
а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? Слайд 3
Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:
Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:
Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:
По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 7.
3. Сообщение темы урока
Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты (См. Приложение 2 к уроку)
Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?
Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.
1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;
2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.
4. Развитие ассоциативного мышления
– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 9. (Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 10)
– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.
– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в печатный конспект.
5. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения
Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.
“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)
“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)
“. Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)
-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.
6. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”. Использование афиши как опорного конспекта
Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу. (Примерные принципы деления персонажей: по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее; по принципу главных и второстепенных героев. Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишневому саду, поэтому можно подсказать такой способ ученикам)
После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.
7. Обратимся к сюжету комедии
– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)
– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)
8. Особенности конфликта пьесы
– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)
— Так сколько же планов у этого образа?
9. Многоплановость образа вишневого сада
– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)
– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?
– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
10. Работа с текстом. Чтение по ролям
Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду. (Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно. ” Или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали. ”)
После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 18, 19, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О.Л.Книппер-Чехова, К.С.Станиславский.
11. Итоги урока
– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Слайд 20
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Слайд 21
– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. Учителю нужно быть готовым ответить на этот вопрос, если его спросят ученики.)
– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 22, фото уголка Мелихова.
12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах
Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 23.
Писатель
чуткий, чудесный
увлекает, удивляет, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов.
(Примеры ученических синквейнов см. в Приложении к уроку.)
– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. В печатном конспекте выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.
13. Домашнее задание
1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2) найдите комические детали в пьесе; 3)напишите свой синквейн. Слайд 24
А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 25
В каком классе проходят пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехов?
В каком классе нужно читать пьесу «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
А.П Чехов свое произведение под названием «Вишневый сад» написал в самом начале XX столетия в 1903 году. По жанру это комедия, так определил сам писатель. Пьеса в четырех действиях. Сам сюжет тут крутится вокруг имения Л.А Раневской, которое хотят за долги продать. Ей его предлагают сдавать в аренду, но она не хочет чтобы вырубали вишневый сад. Героев много и каждый занят своими проблемами. В конце Лопахин, который предлагал Раневской вариант с вырубкой сада и разбивания имения на участки для сдачи в аренду все-таки выкупает имение. Это произведение проходят по обязательной программе школьники в 10-м классе.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад». 10 класс
Учебный год у десятиклассников заканчивается чтением пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад», которую сам автор почему-то назвал комедией: но что же в ней такого смешного? В помощь школьнику. Третья неделя мая
Текст: Ольга Разумихина *
Фото: спектакль в постановке Л.
К 10-му классу добросовестный ученик знает, что существует четыре рода литературы. Это эпос (рассказы, повести и романы), лирика (стихотворения), лироэпос (поэмы, баллады) — и драма. Драматические произведения подразделяются на три основных жанра: трагедия, драма и комедия.
Трагедия — это, наряду с одой, так называемый мёртвый жанр. Последнюю классическую русскую трагедию написал А. С. Пушкин — это «Борис Годунов». Вопреки частому заблуждению, трагедия — это не просто «когда всё плохо и все умерли»; произведения данного жанра всегда эпохальны, то есть — сюжет должен касаться судьбы целого народа. Поэтому, например, произведение А. Н. Островского «Гроза», несмотря на крайне пессимистичный финал, никак не может быть названо трагедией: в нём речь идёт о жителях небольшого городка, да и то — не обо всех, а только о представителях купеческого и мещанского сословий.
Остаются драма и комедия, с которыми вроде бы всё ясно. Драма — произведение реалистическое; ситуация, описанная в любой драме, вполне могла произойти с вашими знакомыми или знакомыми знакомых. Те же Катерина, Тихон и Борис — замученная жена, её слабохарактерный супруг и не менее слабохарактерный любовник — встречаются (к большому сожалению) сплошь и рядом. А вот в комедии для создания юмористического эффекта автор наделяет персонажей утрированными чертами характера и внешности; герои попадают в нелепые ситуации, постоянно что-то теряют, ломают, путают и так далее. Вспомним «Ревизора» Н. В. Гоголя: Бобчинский и Добчинский настолько похожи, что постоянно договаривают друг за другом целые предложения. Такое в жизни вряд ли возможно — что, разумеется, нисколько не лишает гоголевскую комедию художественной ценности, а наоборот, является одной из центральных её составляющих.
При изучении драматургии А. П. Чехова у учащихся возникает закономерный вопрос: почему авторское определение «Вишнёвого сада» — комедия? Главная героиня потеряла мужа и сына и уехала за границу, чтобы «забыться». Через пять лет она возвращается в родовое имение, и выясняется, что его вот-вот продадут за долги. Единственное средство исправить положение — вырубить прекрасный вишнёвый сад. Никакого чудесного избавления (как это часто бывает в «настоящих» комедиях) не случается, а в финале оказывается, что во всеми покинутом доме заперт больной человек. Что же тут смешного?
Действующие лица
Действующих лиц «Вишнёвого сада» можно — хотя довольно условно — разделить на три группы:
Итак, Любовь Андреевна Раневская спустя пять лет возвращается в поместье, где провела целую жизнь (зайдя в детскую, главная героиня вспоминает: «Я тут спала, когда была маленькой»). В этом же поместье больше двадцати лет назад Раневская разрешила поселиться мужчине, с которым, вопреки воле родных, связала себя узами брака. Гаев рассказывает Варе, что его сестра «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина», то есть у покойного Раневского своего дома не было. (Как же так получилось, что Любовь Андреевна привела в дом «нежеланного» супруга? Очевидно, её родители к тому моменту умерли.) Супруги жили неплохо, но не без проблем: Раневская вспоминает, что муж «делал одни только долги», а ещё «страшно пил».
Так или иначе, у женщины была ещё одна радость в жизни: дети. Сначала Любовь Андреевна удочерила Варю, через семь лет родила Аню, а затем ещё и Гришу. (Взять в семью девочку-сиротку, ещё не родив собственных детей, — выбор, безусловно, благородный, хотя и несколько странный, особенно для женщины, привыкшей к роскошной жизни. Так что этот факт говорит о Раневской как об исключительно неравнодушном человеке.) Супруги прожили вместе около двадцати пяти лет, а затем настала чёрная полоса. Раневский умер от пьянства, а через месяц утонул бедный Гриша, и Раневская бросила хозяйство на Варю, которой тогда было всего 19 лет, и уехала во Францию. Там она продолжила растрачивать наследство (в том числе продала дачу около Ментоны), а ещё обзавелась нахальным любовником, который только и делал, что тянул из неё деньги. «Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», — признаётся Раневская «вечному студенту» Пете Трофимову.
Любопытный факт: на протяжении пьесы Любовь Андреевна получает от «камня» несколько телеграмм; первую она разрывает не читая, вторую читает, но потом рвёт, а следующие уже не просто читает, а всюду носит с собой — как будто это драгоценность.
Однако настало время возвращаться — тем более что из дома пришли тревожные вести: имение, скорее всего, продадут за долги. И вот Раневская бродит по дому со слезами на глазах; выглядывает в окно — и ей кажется, что по саду идёт её покойная мама в белом платье; родные и знакомые счастливы возвращению Любови Андреевны, и она может хотя бы ненадолго забыть о насущных заботах. Один только Лопахин (хотя и считающийся женихом Вари, но, кажется, влюблённый всё-таки в Раневскую) твердит, что нужно делать хоть что-то, иначе имение не сохранить. Но главная героиня не хочет его слышать. Как, впрочем, и другие персонажи. И по отношению не только к Лопахину, а ко всем — даже самым родным и близким.
Слушают, но не слышат
Один из вариантов ответа на вопрос «Почему «Вишнёвый сад» — это комедия?» звучит так: «потому что всё произведение построено на одном комическом приёме — изображении «всеобщей глухоты». Герои могут сколько угодно пытаться достучаться до окружающих, чтобы поговорить на животрепещущие темы, — их в лучшем случае неправильно поймут, а в худшем — заставят замолчать или вовсе не услышат. Вот, например, два диалога с участием Дуняши, которая не уверена, стоит ли ей выходить замуж за Епиходова, и пытается узнать мнение со стороны.
Дуняша. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.
Дуняша. Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнёт говорить, ничего не поймёшь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно.
Лопахин (прислушивается). Вот, кажется, едут…
Дуняша. Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…
Аня (вяло). Опять что-нибудь…
Дуняша. Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал.
Аня. Ты всё об одном… (Поправляя волосы.) Я растеряла все шпильки…
С одной стороны, «глухих» участников этих диалогов можно понять: Аня на момент разговора с Дуняшей «очень утомлена, даже пошатывается», а Лопахин — человек, в принципе не склонный к сантиментам. Да и Дуняша — всего лишь служанка. Несмотря на то, что действие пьесы происходит уже после отмены крепостного права, на рубеже XIX и ХХ вв., высокомерное отношение к прислуге никуда не делось. (Конечно, были и случаи дружбы хозяйки и её «девочки на побегушках» — например, Софья из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» поверяет Лизаньке самые сокровенные тайны, но это скорее исключение, чем правило.) И всё равно безразличие Лопахина и Ани вызывает у читателя — или зрителя — недоумение.
И таких диалогов в пьесе — великое множество. Вот, например, Гаев говорит племяннице Вере о Любови Андреевне: «Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но она порочна. Это чувствуется в малейшем её движении». Аня, стоявшая в дверях, не желает слышать горькой правды о матери — и говорит: «Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Если будешь молчать, то тебе же самому будет спокойнее». И Вера тотчас же соглашается: «Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё».
Но главный диалог, который повторяется из раза в раз по одному сценарию, — это диалог между Лопахиным и Раневской (иногда в нём принимает участие Гаев) о способах спасти вишнёвый сад:
Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, я ещё не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продаётся, а вы точно не понимаете.
Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!
Такие сцены, особенно повторяющиеся из раза в раз, вызывают смех. И хотя смех этот грустный, даже нервный, — нельзя не признать, что происходящее действительно напоминает «комедию». Не в «чистом виде», а трагикомедию или комедию абсурда — и всё же…
Роль и характер
Ещё одна безусловно комическая находка Чехова — изображение героев, которые занимают социальные роли, совершенно им неподходящие. Здесь все как будто родились не в своём времени, сословии, теле. Раневская, от которой как от наследницы имения и матери семейства ожидают прежде всего ответственности, собранности, в день аукциона устраивает бал и приглашает оркестр; роль деловитой помещицы идеально подошла бы Варе — но та ничего не может сделать, даже чтобы уплатить проценты (о том, чтобы выкупить имение полностью, не может быть и речи). Лопахин, «мужик мужиком», мечтает стать богачом; Дуняша одевается и причёсывается, «как барышня», — и так далее.
Вышесказанное не менее справедливо и для «высоких» персонажей — Ани и Пети. Д. Л. Быков в статье «Два Чехова пишет»: «Весьма символично, что Чехов умер как раз накануне такого [революционного] времени, и не зря у него в прощальной пьесе прощаются со старой жизнью и приветствуют новую, но делают это беспомощная розовая барышня и вечный студент по кличке «облезлый барин». И действительно, Аня и Петя говорят, что нужно служить на благо общества, — но что они при этом делают? Трофимов никак не может даже закончить образование (причиной тому, как и у Раскольникова, бедность, — но Петя после гибели Гриши даже не пытается заработать денег и живёт в бане у бывших хозяев), а Аня готовится «выдержать экзамен в гимназии и потом работать» — но чему конкретно она собирается учиться, непонятно.
Забавные сценки
Наконец, в пьесе «Вишнёвый сад», как в любой, не обходится без нелепых, гиперболизированных ситуаций. Взять хотя бы Епиходова по прозвищу «двадцать два несчастья», который то роняет букет, то спотыкается о стул, то ломает бильярдный кий — и в конце концов получает отказ от любимой девушки. Удивительно, как он до сих пор терпит Симеонова-Пищика, на которого деньги сыплются с неба: то «железная дорога по [его] земле прошла, и [ему] заплатили», то англичане нашли на его участке драгоценную белую глину и взяли землю в аренду на двадцать четыре года. А чего стоит Шарлотта с её собачкой, которая ест орехи!
Так что «Вишнёвый сад», конечно, комедия, хотя и нетипичная.
Чехов будто бы хочет нам сказать: разве это не смешно, что мы убиваем время, отказываемся слышать друг друга, изображаем из себя совершенно других людей, негодуем из-за потерянных калош или неудачной партии в бильярд, — и в этой суете не замечаем, как теряем самое драгоценное?
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.