в каком классе изучают повесть временных лет

Вступительное слово учителя:

II. Фронтальная беседа с классом:

Учитель: Что собой представляет повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и
положенный основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Учитель: Почему эти копии так называются?

Учитель: В чём их отличия?

Ответ: Главное различие между списками в их конце: Лаврентьевская летопись доводит повествование до 1110, а в Ипатьевском списке повесть переходит в летопись Киевскую.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-
Печерского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источниками повести?

Ответ: Так как повесть не является единым произведением, а летописном сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печерский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, Придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печерского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является ее прямая связь с всемирной историей.

Учитель: О ком вы узнали из повести?

Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси.

Учитель: Что вы помните о Владимире Мономахе?

Ответ: В центре внимания одной из редакции повести находятся события, связанные с деятельностью Владимира Мономаха, где говорится о семейных делах Мономаха, данные о византийских императорах, с которыми состояли в родстве Мономахи.

Ответ: Владимир Мономах был Великим Киевским князем в 1113-1125 гг. Он был известен народу, как патриот и активный защитник Руси от половцев. Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. В частности, он написал “Поучение детям”.

Учитель: Чему Мономах учил и к чему призывал в своём “Поучении”?

Ответ: Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.

Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Учитель: Что осуждал Мономах?

Ответ: Мономах осуждал междоусобицы, пользование военной помощи чужаков, распри, раздробленность государства: “Зачем мы губим Русскую землю, сами поднимая взаимную вражду, а в это время половцы радуются, что мы воюем друг с другом, и они стремятся по частям уничтожить нашу землю. Будем же единодушны и сохраним Русскую землю!” Съезд в Любече в 1097!

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть.”

В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой Повести (зачитываем план с доски).

Учитель: Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?

Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имела слово “земля”?

Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?

Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?

Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”.

Учитель: Идея Повести: “Необходимость мира, и договора, “ряда” между князьями и успешной борьбы с внешними врагами”.

III. Работа с первоисточниками (задания на 4 группы)

Учитель: Давайте постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение

считается величайшим памятником литературы.

Учениками зачитываются отрывки летописного текста и отрывки из учебников истории об Олеге.

Учитель: Вывод: в учебнике сухое изложение фактов, в Повести же эти события приобретают

занимательный интригующий характер. Это художественное произведение. В нём автор

домысливает факты, излагает их с писательским мастерством.

IV. Общий вывод: С какой целью создавалась Повесть?

Учитель: Это было время княжеских междоусобиц, частых набегов на Русь. С болью и тревогой всматривались монахи-летописцы в распадавшееся, терзаемое и своими князьями, и врагами отечество. Необходимо было разобраться, понять, отчего утрачивалось былое могущество, отчего немирно стало на Русской земле и враги осмелели вновь. Для этого надо было вспомнить, какой была Русь при старых князьях, “отцах и дедах”, иже.

Вывод: Итак, интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, что бы “поучить” князей-современников политической государственные мудрости, разумному управлению государством. Это и побудило монахов Киево-Печерской обители стать историками.

Источник

«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник

Разделы: Литература

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье» человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Программа: Под ред. Г. И. Беленького (Учебник – хрестоматия для 6 классов. «Литература. Начальный курс» под ред. М. А. Снежневской).

Цель урока: Определить значение «Повести временных лет»

Задачи урока:

Метод обучения: эвристический, проблемная ситуация.

Приёмы обучения:

Тип урока: урок закрепление с углублённым анализом текста.

Вид урока: комбинированный урок.

Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) перечитать «Повесть временных лет»; 2) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.

Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.

I. Вступительное слово учителя

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы с вами изучали тему: «Повесть временных лет как литературный памятник». Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что это произведение является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Что представляет собой повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и положенный в основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года – хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова – Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV – хранится в библиотеке АНРФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её летописца – монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет», и так называемая «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, в том числе «Повесть временных лет». В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печёрского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источником повести?

Ответ: Так как летопись не является единым произведением, а летописным сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печёрский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, «Сказание о грамоте Словенской», придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печёрского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является её привязанность с всемирной историей.

III. Работа с иллюстрациями

– А теперь давайте посмотрим на репродукцию картины В. М. Васнецова «Нестор летописец».
Нестор, как мы уже сказали, жил в Киево-Печёрском монастыре. Он трудился в своей келье – днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застёгнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
– Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
– А что хотела ваша одноклассница передать вот этими рисунками?

IV. «Сказание о князе Олеге». Инсценировка

Учитель: О ком вы узнали из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, Олеге и Святославе, Борисе и Глебе.

Учитель: Что вы помните об Олеге?
Ответ: Князь Олег с лёгкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск и Любеч, хитростью одолевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград. Он запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колёсах, въезжает в Царьград. Олег мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, – от укуса змеи.

Учитель: В основу какого произведения легла эта легенда?
Ответ: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Учитель: Какие события баллады в летописи не описаны? Какие события поэт домыслил, вообразил?
Ответ: Встреча Олега с кудесником, вопрос Олега, пророчество кудесника. В летописи раскрывается только облик Олега, любящего коня, любимого дружинниками, слугами. О кудеснике ничего не сказано, только кратко упоминается его предсказание.

Учитель: А сейчас ваши одноклассники покажут инсценировку этой легенды.
Учитель: Удалось ли девочкам передать отношение Олега к своему коню?
Учитель: Чему учит нас эта легенда?

Ответ: Нельзя предавать друзей.

V. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: «Се повести времяньных леть, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Чтение наизусть отрывка «Расселение славян».

Учитель: Что мы узнаём из этого отрывка?
Ответ: Здесь рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя.

Учитель: Какие вопросы ставит перед собой летописец?
Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имеет слово «земля»?
Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие ещё вопросы ставит летописец повести в её заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии? Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: «Повесть это не история князей, а история государства, история русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописца не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории русской земли». Основная мысль повести – любовь к родине. Лейтмотив «Не губите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в Повести.

VI. Работа с текстом: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Учитель: В Повесть включены народные предания, героями которых являются не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Примером такого предания может служить «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
– Когда происходят описываемые события?
– Кто княжил в Киеве?
– Что вы знаете о княжении Святослава?
– Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII IX веках. Кочевники-скотоводы часто совершали набеги на Русь. В 1036 году они были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым).
– Как вы понимаете слово «отрок»? (Отрок (стар.) – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.)
– Как поступил отрок, чтобы спасти город?
– Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
– В чём была хитрость воеводы Претича?
– С какими словами обратились жители города к Святославу?
– Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа? (Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своём занимают в обществе высокое положение: Претич – воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав – русский князь, княгиня Ольга – его мать. Не занимает высокого положения только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.)
– Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? (Потому что наши предки в тяжёлой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна – это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
– Может ли повествование об отроке – киевлянине «служить современности«? (Да, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).
– А в каких ещё преданиях из повести говорится о простых русских людях, совершавших подвиги? («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»).

VII. Вывод по уроку

Учитель: Интересна ли «Повесть временных лет» современному читателю?
Давайте обратимся к словам Д. С. Лихачёва: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Согласны ли вы с эти высказыванием? (Интересны, потому что из них мы узнаём об истории нашей страны. Знание прошлого даёт людям почувствовать характер своего народа).

VIII. Домашнее задание.

Чтение по свободному выбору.

IX. Подведение итогов

Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «–» отвечающих. Ставит оценки в дневник.

Источник

Урок литературы в 5 классе на тему: Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель русского языка и литературы Дитуншимахинской ООШ

Ибрагимова Маликат Магомедовна.

Урок литературы в 5 классе на тему: Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Цель: начать изучать памятников древнерусской литературы.

II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Комментированное чтение
Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Словарная работа
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья — большая лодка.
Тужить — горевать.
Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя.
Воевода — предводитель дружины.
Княжичи — дети князя.
Умчим — быстро перевезем.
Я муж его (князя) — я служу князю.
Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался — сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Источник

В каком классе изучают повесть временных лет

в каком классе изучают повесть временных лет. povest vrem let. в каком классе изучают повесть временных лет фото. в каком классе изучают повесть временных лет-povest vrem let. картинка в каком классе изучают повесть временных лет. картинка povest vrem let. Вступительное слово учителя:

в каком классе изучают повесть временных лет. ivanov podvig kievlanina. в каком классе изучают повесть временных лет фото. в каком классе изучают повесть временных лет-ivanov podvig kievlanina. картинка в каком классе изучают повесть временных лет. картинка ivanov podvig kievlanina. Вступительное слово учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК

Уроки литературы в 5 классе[1]

УРОК 11
Начало письменности у восточных славян
и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества.

Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь». Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет».

Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» — не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник.

Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление, кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка.

К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.

I. Начало письменности у восточных славян
и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет»
как литературный памятник

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.

Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам.

Повествование начиналось словами «В лето. » (т. е. «В год. ») — отсюда и название летопись.

Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.

В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

II. «Подвиг отрока-киевлянина
и хитрость воеводы Претича»

Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.

Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.

В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.

Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Отрывок из летописи читает учитель,
внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии.

Затем ученики отвечают на вопросы
о том, как они поняли содержание текста.

— Когда происходили описываемые события?
— Кто княжил в Киеве?
В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
— Что вы знаете о княжении Святослава?
— Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
— Как вы понимаете слово отрок?
— Как поступил отрок, чтобы спасти город?
— Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
— В чем была хитрость воеводы Претича?
— С какими словами обратились жители города к Святославу?

Словарная работа

Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.

Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья — большая лодка.
Тужить — горевать.
Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя.
Воевода — предводитель дружины.
Княжичи — дети князя.
Умчим — быстро перевезем.
Я муж его (князя) — я служу князю.
Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался — сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *