в каком классе изучают пестики и тычинки
Урок по биологии на тему «Строение цветка» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок «Строение цветка»
Составитель: Островская Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ РСОШ№1, Родинский р-он, Алтайский край
Тема урока Строение цветка. Лабораторный урок.
Цель урока: Формирование у учащихся знания о цветке как генеративном органе.
Ресурсы: Учебник: с. 118-119.Электронное приложение, тетрадь-практикум: Л/р №6, проектор, электронное приложение, презентация, модели цветков, лабораторное оборудование.
Основные понятия: цветение, венчик, чашечка, цветоножка, цветоложе, тычинки, завязь, пестик, обоеполый, раздельнополый, однодомные, двудомные.
Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Систематизировать учебную информацию:
Учить связывать строение частей цветка с их функциями; узнавать и называть части цветка; определять правильный цветок или неправильный; различать обоеполые цветки от раздельнополых, части составляющие тычинки и пестики; выделять из знакомых растений однодомные и двудомные; читать и составлять формулу цветка. Выполнять лабораторную работу «Основные части цветка, строение завязи». Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе. Уметь работать с лабораторным оборудованием
· составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения;
· анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом;
· находить в тексте необходимую информацию;
· преобразовывать информацию из одного вида в другой
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
работа в парах, умение принятия решений, оценка действий партнера.
формирование экологического мировоззрения.
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания, лабораторный урок)
Цветок и его строение
Урок 26. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Цветок и его строение»
Цветок покрытосеменных растений – это орган семенного размножения, который представляет собой укороченный побег. Цветок, так же как и побег, развивается из почки. Основная функция цветка – размножение. Цветок растения является уникальным элементом по своей природе и значимости. У разных растений цветы удивительно разнообразны по размерам, цвету, структурным особенностям. Но все они имеют характерные элементы строения.
О цветке можно рассказать много интересного, но чтобы лучше понять загадочные стороны жизни этого органа растения, следует хотя бы вкратце познакомиться с его строением.
Рассматривая строение цветка, можно отметить, что главными частями цветка являются органы размножения: мужские – тычинки и женские – пестики. Цветок может содержать один пестик (у вишни, сливы) или несколько (у шиповника, малины).
Часть стебля, на котором расположен цветок, называют цветоножкой. Обычно цветоножка лишена листьев. Цветоножка может быть длинной или короткой, или вовсе отсутствовать. В последнем случае цветки называют сидячими.
Цветоножка переходит в цветоложе – более или менее укороченную часть цветка, которая обычно шире цветоножки и может иметь различную форму – удлинённую, выпуклую, плоскую или вогнутую. На цветоложе располагаются все части цветка.
Женская часть цветка представлена пестиком, который находится в центре. Верхняя часть пестика называется рыльцем, средняя – столбиком, а нижняя – завязью. В гнёздах завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. У некоторых видов растений в пестике отсутствует столбик, и рыльце сидит непосредственно на верхушке завязи. Такие пестики называются сидячими (мак).
Пестик окружён многочисленными тычинками. Тычинка – это мужская часть цветка. Тычинки представлены тычиночными нитями, на концах которых прикреплены особые мешочки, наполненные пыльцой. Это пыльники. В цветках разных растений может быть от одной до нескольких сотен тычинок, но в цветках одного вида растения количество тычинок постоянно.
Согласно строению цветка, для того чтобы произошло оплодотворение, цветочная пыльца должна попасть на рыльце пестика, где она задерживается благодаря имеющимся на рыльце ворсинкам или липкой жидкости.
Рассматривая строение пыльцы под микроскопом, можно убедиться в том, что каждому растению присуща своя форма пыльцы: она может быть в виде шара или яйца с гладкой или покрытой шипами поверхностью, куба и других самых необычных фигур. При попадании пыльцевого зерна на рыльце пестика внутренняя его оболочка вытягивается в трубочку и через образовавшееся в наружной оболочке отверстие проникает в завязь по внутреннему каналу пестика.
Тычинки и пестик окружены околоцветником. Он состоит из венчика и чашечки. Все лепестки цветка образуют венчик.
Лепестки имеют форму листьев и хорошо заметные жилки. Свободно расположенные в цветке лепестки образуют свободнолепестный венчик (например, у лютика). Если лепестки частично или полностью срастаются между собой краями, образуется сростнолепестный венчик (у колокольчика).
Окраска венчика различна и зависит от содержания в лепестках пигментов. Венчик привлекает насекомых для опыления не только насыщенной окраской, но и ароматом эфирных масел, которые синтезируются в клетках лепестков у некоторых растений. Также венчик предохраняет тычинки и пестик от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, к примеру, перепадов температур.
Чашечка – наружная часть цветка. Она обычно представлена чашелистиками. Они имеют зелёную окраску, реже чашелистики могут быть окрашены в другие цвета, например у гравилата. Роль чашечки – защита молодых частей цветка до того момента, как он распустится.
Частично или полностью сросшиеся между собой чашелистики образуют сростнолистную чашечку. Чашелистики, которые не срастаются между собой, образуют свободнолистную чашечку.
Как говорилось ранее, околоцветник состоит из венчика и чашечки.
Различают простой и двойной околоцветники. Простой околоцветник состоит из однородных листочков, имеющих одинаковую окраску (часто и форму). При яркой окраске листочков он похож на венчик и называется венчиковидным (у тюльпана, ириса). Если окраска листочков зелёная, простой околоцветник напоминает чашечку и называется чашечковидным (у вороньего глаза).
У двойного околоцветника имеются две резко отличающиеся по окраске и форме части – чашечка и венчик. Такой околоцветник характерен для большинства цветковых растений (например, колокольчика, вишни, гвоздики).
Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.
У различных видов растений строение околоцветника бывает самой разнообразной формы и окраски. Иногда он имеет весьма причудливую конструкцию. У тропического растения раффлезии Арнольда, растущей на островах Ява и Суматра – диаметр цветка имеет почти метровый размер. Семена её прорастают на корнях растения-хозяина. Ни стебля, ни листьев у раффлезии нет. Питательные вещества она получает от растения, на котором вырастает. Цветки раффлезии и видом и запахом напоминают разлагающиеся куски мяса, поэтому она привлекает мух, которые разносят её пыльцу.
Менее крупные, но все же очень большие цветки у некоторых видов бразильского кирказона, магнолии, орхидей.
В строении некоторых цветков имеются еще особые желёзки – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость, или нектар, которую пчёлы перерабатывают в мёд.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, груша, мак). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.
Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки (например, цветки лилии, розы, абрикоса, груши). Однополые цветки содержат или только пестики (пестичные цветки), или только тычинки (тычиночные цветки) – у огурца, кукурузы.
В зависимости от того, какие цветки есть на растении, выделяют несколько групп растений. Такие растения, как берёза, дуб, огурец, называют однодомными, так как мужские и женские цветки образуются на одном растении. Облепиху, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них мужские цветки расположены на одних растениях, а женские — на других.
Конспект урока биологии на тему «Строение цветка» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение
«Авчуринская общеобразовательная школа»
муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области
Подготовила и провела
Тема урока: Строение цветка
Цель : познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать.
Планируемые образовательные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (цветок);
– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений ;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов : пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник ;
– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Метапредметные и личностные результаты:
1. Ф ормировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3. Ф ормировать умение, р аботая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
1. Ф ормировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений ( работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, компьютерная презентация; модели цветков; рисунки цветков баклажана; рабочие листы обучающихся; раздаточный материал для работы в парах и группах ( информационные листы, модели-аппликации и др.), карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы, аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).
Тип урока : изучение нового материала.
Методы : репродуктивный, проблемный, практический.
— Здравствуйте, ребята ! Я рада видеть вас на уроке!
-Всё ли готово у вас к уроку?
— Тогда начинаем урок. Желаю вам успехов на сегодняшнем занятии!
— Начать наш урок я хочу сказкой: Слайд №
— Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром?
Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…
— А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?
-Чего ещё не хватает в растении?
Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.
— Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
(Ответы обучающихся: цветок, его строение, функции)
— Откроем тетради, сформулируем и запишем тему урока «Цветок».
(Запись числа и темы урока учителем на доске)
— Сегодня у нас с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
Цветочный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб сегодня отличиться,
Надо очень потрудиться.
Уметь мыслить, рассуждать,
Почаще руку поднимать.
— Какую цель поставим? ( познакомиться со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений) Вывешиваю на доску.
— Ребята, какие органы растения вам уже известны?
(Один ученик у доски, другие работают в рабочих листах по заполнению кластера «Органы растения»)
— Вспомним, какие функции выполняет корень растения?
— Можно ли цветок назвать побегом?
Прочитайте первый абзац параграфа 11 учебника, и найдите ответ на вопрос.
Обучающиеся находят информацию в учебнике о том, что у цветка есть стеблевая часть (цветоножка и цветоложе) и видоизменённые листья (чашечка, венчик, тычинки и пестики) и делают вывод о том, что цветок можно считать видоизменённым укороченным побегом.
-Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
— Вы дома рисовали свои любимые цветы. Одинаковые ли цветы? А почему? ( Рассматриваем работ что общего и различного в изображении цветов)
— Как вы думаете, а можно ли по-вашему рисунку изучить строение цветка?
-Несмотря на разнообразие окрасок, форм цветов их строение можно описать одной общей схемой?
— Сможете ли вы это сделать сейчас?
— Достаточно ли у вас знаний для этого?
— А давайте сейчас подумаем, зачем растению нужен цветок? Чем он является?
— Вот на эти вопросы мы сегодня ответим, выполнив лабораторную работу «Строение цветка».
— У каждого из вас на столе есть карта лабораторной работы (Приложение 1.) с заданиями.
— Ребята, что мы будем делать в лабораторной работе? А для чего? (Дети отвечают)
– Правильно, чтобы узнать, зачем цветку нужны эти органы. Запишите цель лабораторной работы. (Изучить строение цветка, определить функции основных его частей)
— Какие глаголы использовали для постановки целей, ребята? (Выявить, определить, распознать, узнать). Прочтите, что у вас получилось?
(На экране изображение цветка яблони) Слайд №
Учитель : Ребята, перед выполнением второго задания давайте условно разделимся на две команды, команду мальчиков и команду девочек.
Итак, у меня для ваших команд два названия «Пестики» и «Тычинки», какое вы выберете? ( Дети предположительно выбирают названия: мальчики-«Пестики», девочки- «Тычинки» ) Эти названия нам пригодятся немного дальше!
Учитель : Во втором задании необходимо понять, какие функции выполняют те или иные части цветка. Вы будете их записывать в карту работы. Слайд №
Дети : Венчик – привлечение внимания насекомых
Учитель : Что образуется в цветоложе?
Дети: Цветоложе – формирование плода.
Учитель: Чашечка представлена пятью сросшимися у основания листочками, за которыми находится самое заветное – цветоложе, из которого формируется что? (плод), если листья плотно прилегают, значит, какую функцию они выполняют? (…) Запишите.
Дети: Чашечка – защитная функция
Б) Чашечка и венчик образуют околоцветник. Околоцветник бывает двойной и простой
В) Цветки правильные и неправильные
Учитель : самостоятельно сформулируйте назначение цветоножки. Прочитайте, что у вас получилось?
Дети : Цветоножка – служит для прикрепление цветка, а в последствие плода.
— А вы помните названия наших условных команд? Поднимите руки «Тычинки», поднимите «Пестики». Так вот, спешу вам сообщить, что вопреки законам русского языка тычинка – это мужской орган, а пестик- женский. Пестик и т ычинки – органы размножения, впишите в карту работы.
Вместе по лугу идём
Не спешим, не отстаём…
Вот выходим мы на луг
Тысячи цветов вокруг
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер
Расстилается ковёр и направо, и налево,
Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков
Раз цветок, два цветок,
А потом сплетем венок…
Работа в парах. Выполнение задания: собрать модель цветка, используя выданные элементы аппликации.
1 группа – собирает цветок женский (тычинки отсутствуют)
2 группа – собирает модель мужского цветка (пестики отсутствуют)
3 группа собирает обоеполый цветок (один у доски или собирает или рассказывает по муляжу)
Учитель: У всех получилась модель цветка? Какие трудности возникли?
(Не хватило деталей!)
-Как вы думаете, могут ли быть такие цветки, в которых нет пестиков или тычинок?
Учитель : А цветки бывают обоеполые (тычинки и пестики находятся внутри одного цветка) и раздельнополые (цветки содержат либо тычинки, либо пестики). Каким является цветок яблони? Можете привести пример растения, содержащего раздельнополые цветки. ( Цветки огурца )
— Могут ли быть бесполые цветки? Слайд №
На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? Что вы ему посоветуете?
Учитель : Скажите, пожалуйста, на все ли пункты работы вы смогли ответить? Что вызвало затруднение?
— Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы? ( Дети отвечают, формулируют совместно с учителем вывод работы: Цветок- это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские органы соответственно. Плод созревает в цветоложе)
6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)
Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию
А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.
Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.
В) Мужской орган размножения.
Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.
Д) Прикрепляет к стеблю.
Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.
Взаимопроверка: 1 – Д, 2 – Е, 3 – Г, 4 – А, 5 – В, 6 – Б.
Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»
Учитель : Давайте теперь вспомним цели, что мы поставили в начале урока.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор. Какие цветковые растения произрастающие на территории Калужской области занесены в Красную книгу? Дом. задание
— Как нужно относиться к растениям? ( Дети отвечают )
Учитель : Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. Учитель : Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось? ( Дети отвечают )
Выставление оценок, оценка урока.
И конечно, ребята, цветы – это прекрасно, дарите цветы близким: мамам, бабушкам, сестрам и даже папам и дедушкам. И вы увидите их счастливые улыбки! А я в свою очередь хочу подарить эти прекрасные цветы
(На экране видеофрагмент «Распускающиеся цветы» и звучание музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов»)
— Ребята, спасибо за работу на уроке.
— Ребята, у вас в папках есть листы, на которых изображён рыбий скелет и текст с информацией.
-Проанализируйте текст и заполните схему:
верхние рёбра рыбы – это названия частей цветка, нижние – функции, которые они выполняют.
Подготовить интересные факты о цветах.
6.Рефлеския: Оцените свое самочувствие на уроке:
Мне грустно, Мне обидно, что не Я злюсь на себя
я не все понял спросили
Мне понравилось Я в восторге, все Я понял удивлен
— Какой же общей схемой можно описать строение цветков?
Работу выполнил(а): _______________________________________________
Лабораторная работа «Строение цветка»
1. Подпишите части цветка (учебник. Стр. 59)
1- ________________________________________________ 6- ___________________
2- _________________________________________________ 7- ______________________
3- _________________________________________________ 8- __________________________
4- _________________________________________________ 9-__________________________
5- _________________________________________________ 10- _________________________
2. Впишите функции, которые выполняют части цветка:
Тычинки, пестик – _________________________________________________