в каком классе изучают отрицательные числа
Математика. 6 класс
Конспект урока
Отрицательные целые числа
Перечень рассматриваемых вопросов:
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число ноль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между каким-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отрицательные целые числа.
На рисунке термометр показывает 10 °C. Если температура понизится на 5 °C, то термометр будет показывать 5 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
Если температура понизится на 10 °C, то термометр будет показывать 0 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
Если же температура понизится на 12 °C, то термометр покажет – 2 °C (2 градуса мороза).
Но результат вычитания 10 – 12 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля, хотя он имеет реальный смысл.
Проиллюстрируем вычитание на ряде целых неотрицательных чисел:
Отсчитать в ряду натуральных чисел и нуля от числа 10 влево 12 чисел нельзя.
Расширим ряд неотрицательных целых чисел.
Влево от нуля запишем, справа налево по порядку, все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак «–», показывающий, что это число стоит слева от нуля.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Записи – 1, – 2, – 3, … читают «минус 1», «минус 2», «минус 3» и т. д.
Полученный ряд чисел называется рядом целых чисел.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно разделяет положительные и отрицательные числа.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число нуль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между какими-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
– 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4 – конечное множество.
Стрекоза может перелететь с любого целого числа только на соседнее целое число. Какое наименьшее количество полётов ей понадобится совершить, чтобы с числа – 5 попасть на число 8?
Стрекоза может перелетать только на соседнее целое число, значит от – 5 до 8 нужно:
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Единичный выбор.
Утром температура воздуха была + 9˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какой стала температура воздуха?
Варианты ответов: – 19, + 19, – 1, – 1
Тип 2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Сколько целых чисел расположено правее числа – 8, но левее числа 2?
…, – 8, __, __, __, __, __, __, __, __, __, 2, …
Распишем числа, которые располагаются в ряду целых чисел, между заданными числами:
…, – 8, – 7, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, … Посчитаем их количество.
Прохождение программы курса математики 5–6-х классов за 1,5 учебных года
Разделы: Математика
Математическое образование в нашей стране получают все школьники, начиная с первого года обучения и до последнего. Само собой разумеется, что лишь небольшая часть обучающихся впоследствии станет сама развивать математику. Но применять математические знания и методы станут все. Очень важно, чтобы учащиеся видели прикладные возможности всех разделов математики и почувствовали значение строгих логических рассуждений для всех видов деятельности.
Как же строится школьный курс математики?
В курсе математики для V-XI кл. с учётом возрастных особенностей выделяются три ступени обучения: V-VI, VII-IX, X-XI классы.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами, знакомятся с буквенными выражениями, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их.
Следует отметить, что в V классе слишком много времени уделяется (по стандартной программе) повторению изученного в начальной школе.
Чтобы преодолеть такое положение вещей, делаются различные попытки, одной из которых является разработанная Г.Г. Левитасом переходная программа. Она рассчитана на изучение курса V-VI классов за один учебный год при пяти часах математики в неделю. Изучение этой программы предложено вести по учебникам Н.Я. Виленкина. При этом в течении каждой четверти программа строится из расчёта один пятиурочный цикл в неделю.
Нами было разработано планирование, рассчитанное на изучение математики в V кл. при четырёх часах в неделю, а в VI кл. при пяти часах в неделю. В пятом классе пятый час в неделю может быть использован учителем на свое усмотрение. В зависимости от уровня математической подготовки учащихся, им могут быть предложены задания развивающего характера или задания на ликвидацию пробелов по изучаемой теме. Программа рассчитана на изучение материала V-VI классов за 1,5 учебных года, и поэтому в VI классе со II полугодия необходимо приступать к изучению материала VII класса.
В рамках V класса изучаются следующие темы: натуральные числа (повторение изученного в начальной школе), обыкновенные и десятичные дроби.
В VI классе: отрицательные и положительные числа, пропорции и проценты, решение уравнений и координатная плоскость.
5 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» В 5-КЛАССЕ (ПО ЧЕТВЕРТЯМ).
I четверть 9*4 ч.=З6 ч.
№ уроков | Содержание | Кол-во уроков |
1-12 | Действия с натуральными числами. | 12 |
13-16 | Свойства действий с натуральными числами. | 4 |
17-20 | Решение уравнений. | 4 |
21-30 | Решение задач (типа «во ск.», «на ск.», больше-меньше; «на», «в», на движение). | 10 |
31 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
32 | Контрольная работа №1 | 1 |
33-36 | Десятичная система исчисления, меры длины. | 4 |
II четверть 7*4 ч.=28 ч.
№ уроков | Содержание | Кол-во уроков |
36-39 | Что такое десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. | 4 |
40-43 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 4 |
44-46 | Решение уравнений. | 3 |
47 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
48 | Контрольная работа № 2. | 1 |
49-52 | Умножение десятичных дробей. | 4 |
53-56 | Деление десятичных дробей. | 4 |
57-59 | Решение уравнений. | 3 |
60 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
61 | Контрольная работа № 3. | 1 |
62-63 | Округление десятичных дробей. Прикидка | 2 |
III четверть 10*4 ч.=40 ч.
№ уроков | Содержание | Кол-во уроков |
64-66 | Обыкновенная дробь. Сравнение на луче. | 3 |
67-68 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение с 1. | 2 |
69-72 | Признаки делимости. Разложение на простые множители. НОД. | 4 |
73-76 | Основное свойство. Сокращение дробей. | 4 |
77-80 | Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 4 |
81 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
82 | Контрольная работа №4. | 1 |
83-86 | НОК. Приведение к общему знаменателю. | 4 |
87-90 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 4 |
91-93 | Решение уравнений. | 3 |
94 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
95 | Контрольная работа №5. | 1 |
96-99 | Умножение обыкновенных дробей. | 4 |
100-104 | Деление обыкновенных дробей. | 4 |
IV четверть 8*4 ч.=32ч.
№ уроков | Содержание | Кол-во уроков |
105-107 | Решение уравнений. | 3 |
108 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
109 | Контрольная работа №6. | 1 |
110-113 | Смешанные числа. | 4 |
114-117 | Три задачи на дроби. | 4 |
118-121 | Решение текстовых задач (составление уравнений, проценты). | 4 |
122 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
123 | Контрольная работа №7. | 1 |
124-127 | Все действия обыкновенными и десятичными дробями. | 4 |
128-134 | Повторение. Итоговая контрольная работа. | 7 |
6 КЛАСС
Из программы 6 класса осталось пройти следующие темы: «Положительные и отрицательные числа», «Решение уравнений», «Координатная плоскость», «Пропорция».
За I четверть изучаются положительные и отрицательные числа, координатная плоскость. Первые уроки четверти посвящаются повторению пройденного в 5 классе.
II четверть начинается с изучения темы: «Решение уравнений», а затем до конца четверти учащиеся занимаются нахождением неизвестного члена пропорции и решают задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.
С окончанием II четверти заканчивается изучение материала 6-го класса.
Математика. 6 класс
Конспект урока
Отрицательные целые числа
Перечень рассматриваемых вопросов:
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число ноль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между каким-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отрицательные целые числа.
На рисунке термометр показывает 10 °C. Если температура понизится на 5 °C, то термометр будет показывать 5 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
Если температура понизится на 10 °C, то термометр будет показывать 0 °C. Уменьшение температуры соответствует действию вычитания:
Если же температура понизится на 12 °C, то термометр покажет – 2 °C (2 градуса мороза).
Но результат вычитания 10 – 12 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля, хотя он имеет реальный смысл.
Проиллюстрируем вычитание на ряде целых неотрицательных чисел:
Отсчитать в ряду натуральных чисел и нуля от числа 10 влево 12 чисел нельзя.
Расширим ряд неотрицательных целых чисел.
Влево от нуля запишем, справа налево по порядку, все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак «–», показывающий, что это число стоит слева от нуля.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Записи – 1, – 2, – 3, … читают «минус 1», «минус 2», «минус 3» и т. д.
Полученный ряд чисел называется рядом целых чисел.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются натуральными или целыми положительными.
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называются целыми отрицательными.
Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно разделяет положительные и отрицательные числа.
…, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, …
Ряд целых чисел образуют натуральные числа, целые отрицательные числа и число нуль.
Ряд целых чисел является бесконечным множеством, а часть этого ряда – все целые числа, заключённые между какими-нибудь двумя заданными целыми числами, – является конечным множеством.
– 2, – 1, 0, 1, 2, 3, 4 – конечное множество.
Стрекоза может перелететь с любого целого числа только на соседнее целое число. Какое наименьшее количество полётов ей понадобится совершить, чтобы с числа – 5 попасть на число 8?
Стрекоза может перелетать только на соседнее целое число, значит от – 5 до 8 нужно:
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Единичный выбор.
Утром температура воздуха была + 9˚ и к 12:00 понизилась на 10˚. Какой стала температура воздуха?
Варианты ответов: – 19, + 19, – 1, – 1
Тип 2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Сколько целых чисел расположено правее числа – 8, но левее числа 2?
…, – 8, __, __, __, __, __, __, __, __, __, 2, …
Распишем числа, которые располагаются в ряду целых чисел, между заданными числами:
…, – 8, – 7, – 6, – 5, – 4, – 3, – 2, – 1, 0, 1, 2, … Посчитаем их количество.
Урок математики Отрицательные числа
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок математики в 6а классе от 21.01.2016г
с использованием технологии А.В. Хуторского
«Индивидуальная образовательная траектория»
Тема: Отрицательные числа.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методическая – применение индивидуальной траектории образования.
Обучающая – изучение отрицательных чисел, их происхождения и обозначения.
Развивающая – создание условий для реализации творческих способностей учащихся, развитие навыков использования изучаемого материала.
Воспитательная – воспитание высокой познавательной активности и самостоятельности.
Предполагаемые цели каждого ученика планируется выяснить в ходе анкетирования в начале урока:
а) индивидуальные цели учащиеся могут выбрать самостоятельно или по предложенным учителем вариантам (например, хочу изучить самостоятельно изучить материал учебника и самостоятельно составить опорный конспект по теме, хочу изучить свойства отрицательных чисел и научиться хорошо решать задачи, хочу выполнить доклад по истории математики и выступить с ним пред ребятами, хочу углубленно изучить тему, хочу получить хорошую оценку на контрольной работе или… свой вариант ответа).
Б) общие цели урока в их составлении помогут ответы самих учеников на вопросы учителя: Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Чему хотели бы научиться? А из предложенного ребятами, выбираются основные вопросы. При этом, на доске выписываются начальные вопросительные слова из основных вопросов:
Таким образом, происходит рождение основной пунктирной линии (траектории) урока. Эти слова сохраняются до конца урока, чтобы затем к ним вернуться и подвести итоги урока.
Главная проблема урока: необходимость формирования целостного образа числа у учащихся и развитие у них математической культуры посредством знакомства с культурно-историческими аналогами символов, созданных различными древними цивилизациями в разные исторические периоды.
Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учащихся? С помощью проведения разнообразных видов деятельности на уроке, таких как проективный рисунок, мини-сочинение, изображение иллюстраций к легендам, самостоятельный вывод правил и тд.
На доске записана тема урока. Так же выписаны начальные вопросительные слова из основных вопросов.
— Тема Вам известна, а теперь попробуйте составить вопросы к ней с вопросительных слов, которые записаны на доске. (все вопросы записываются на доску).
Учащиеся заполняют анкету (приложение 1).
(Презентация термометры1) На слайде несколько рисунков: термометры для измерения температуры воздуха, изображения уровня моря и отметки глубин различных морей и океанов относительно него; линия времен.
— Что объединяет эти рисунки? (в каждом из них присутствуют отрицательные числа).
— Верно! А где еще вокруг нас встречаются отрицательные числа? (в бухгалтерии, выплата долгов, показания приборов на метеостанциях и тд).
— Какие ситуации в Вашей жизни были связаны с отрицательными числами? Вспомните их, пожалуйста. (5 мин)
2. Уточнение образовательного объекта.
— Как вы думаете, почему их так называют?
— От какого слова происходит название «отрицательные числа»?
— Назовите существительное, однокоренное с ним. (отрицание)
— В каком смысле мы понимаем слово «отрицание»? (несогласие с чем-то, отказ от чего-то, надо сделать наоборот и тд).
— Хорошо! Давайте с Вами поиграем. Покажите, пожалуйста, каким образом и сколькими способами Вы сможете показать свое несогласие или отказ или «деланье наоборот». (Учитель начинает, ребята продолжают цепочку отрицаний: да – нет, кивки головы, жесты рук и различные позы отрицания и тд)
— Молодчинки! Вы настоящие актеры. Как вы думаете, существуют ли для этого специальные математические символы и знаки? Конечно, это «+» и «-». Попробуйте сами сформулировать правило, какие числа называются отрицательными.
Ребята самостоятельно формулируют правило и придумывают свои примеры. Сравнивают свои ответы с учебником (7 мин).
— В сведениях из истории математики, упоминается, что в древнем иероглифическом письме знаки имели вид рисунков, изображавших людей, животных, птиц, насекомых, предметы обихода и тд.
— Пожалуйста, выполните следующее задание: письменно в своих тетрадях попробуйте изобразить собственными символами следующие понятия: положительное число, нуль, отрицательное число, плюс, минус и др.
— А теперь предлагаю выполнить задание на выбор:
1) Ночью тебе приснился сон, в котором ты оказался в царстве чисел. Опиши свой сон. Что ты увидел в царстве отрицательных чисел? В царстве положительных чисел? Чем они отличались друг от друга?
Написать свою старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали об отрицательных числах. (алгоритм:
В какой стране это произошло?
Когда это случилось?
Как это происходило?
Кто в этом участвовал?
Чем сопровождалась ситуация?
Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в течение 10 минут.
Демонстрация образовательной продукции.
Учащиеся показывают свои работы и рассказывают свои мини-рассказы. Выясняется отношение учеников к чужим продуктам и формулируются критерии их оценки (5 мин)
Систематизация полученной продукции.
Обсуждаются выполненные работы. (5 мин)
Работа с литературно-историческими аналогами.
Впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае примерно 2100 лет тому назад. Там умели также складывать и вычитать положительные и отрицательные числа. Отрицательные числа трактовали как долг, а положительные как имущество. Таким же образом смотрели на эти числа в индии в VII столетии, но там уже были известны правила умножения и деления. Люди с некоторым недоверием относились к отрицательным числам, считая их не совсем реальными, истолкование их как имущество – долг вызывало недоумение: как можно «складывать» и «вычитать» имущество и долги?
Ребята сравнивают свои варианты ответов с историческими аналогами и с работами одноклассников. Выясняется, что многие элементы их работ повторялись. Возникает версия о существовании единых первооснов, а это является одним из результатов образовательной ситуации. (5 мин)
Задания ученикам по рефлексии их деятельности:
Что нового Вы узнали сегодня на уроке, чему научились?
Все ли цели урока оказались выполненными?
Нарисуйте, пожалуйста, график вашего настроения на сегодняшнем уроке?
Каких значений на нем больше – положительных или отрицательных?
Проанализируйте эту ситуацию.
На эти вопросы нужно ответить письменно (5 мин).
Разные варианты на выбор или индивидуально:
Выполнить номера из учебника.
Выполнить модель координатной прямой из деревянной линейки с делениями, капроновой нитки или лески, а также нескольких цветных бусинок для работы по следующей теме «Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой».
Приготовить доклад из истории математики по теме «Математические символы и история их создания».
Сочинить сказку на тему: «Приключения положительных и отрицательных чисел на море».
Составить таблицу авторских символов по теме «противоположные числа» и выполнить по ней шифровку какого-то математического высказывания.
Поставьте галочку напротив утверждения, которое Вам подходит:
Хочу изучить самостоятельно материал учебника и самостоятельно составить опорный конспект по теме.
Хочу изучить эту тему углубленно.
Хочу выполнить доклад по истории математики.
Хочу написать мини-сочинение на тему «Моя собственная легенда возникновения отрицательных чисел».
Хочу получить хорошую оценку за контрольную работу.
Хочу сделать открытие в математике и создать новую математическую символику.
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все ли цели урока выполнены?_______________________________________________
Нарисуйте график вашего настроения на сегодняшнем уроке:
Время урока
Каких значений на нем больше – положительных или отрицательных?___________________________________________________________
Проанализируйте эту ситуацию:________________________________________________
Технологическая карта урока
Тема: «Положительные и отрицательные числа»
Тип урока: Объяснение нового материала
Технология: Индивидуальная образовательная траектория.
О. Организационный момент
-определение индивидуальных целей учащихся
-включение в деловой ритм
-выбирают индивидуальную цель (приложение 1)
1. Образовательная напряженность.
-отвечают на вопросы
— просматривают слайды, делают вывод
2. Уточнение образовательного объекта
-помогает по необходимости
3. Конкретизация задания.
4. Решение ситуации.
-оказывает помощь при необходимости
-выполняют задание индивидуально
5. Демонстрация образовательной продукции.
-привлекает учеников к исправлению ошибок
6. Систематизация полученной продукции.
-помогает сформулировать определения
-сверяют выводы с учебником
7. Работа с литературно-историческими аналогами.
-история появления отрицательных чисел
-рассказ о появлении отрицательных чисел (презентация)
-помощь учащимся при выполнении заданий
-выполняют задания индивидуально
-обсуждает вопросы на доске
-подводят итог урока
9. Домашнее задание.
-дополнительное задание, если осталось время