в каком классе изучают междометия
Урок русского языка во 2-м классе «Междометие»
Цель: Формирование представлений о междометии.
Задачи:
Оборудование:
Каллиграфическая минутка, словарная работа:
— Ребята, перед уроком у нас потерялась одна буква. Что нам делать?
— Я вам дам подсказку – искать её надо в словах-отгадках к загадкам. Вы готовы? Итак:
1. Клейкие листочки
Зелёные почки
С белой корой
Стоит под горой.
2. Облетели листья,
Но остались кисти
Красные, яркие
Птичкам подарки.
3. Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
(после отгадывания загадок на доске появляется карточка со словом: Б.РЁЗА, Р.БИНА, КР.ПИВА)
— Какая буква потерялась и почему вы так решили?
— Повторим написание строчной буквы «р» и соединения с этой буквой.
(прописываю с комментированием «р, ря, рв, ро, ре, ру»)
— Прочитайте слова-отгадки. Откуда эти слова?
— Почему они помещены в словарь?
— Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
— Проверим.
(взаимопроверка)
— Что обозначают эти слова?
— Буква «Р». Она есть в каждом слове – отгадке.
Дети ведут запись в тетради.
— Безударная гласная в корне – непроверяемая, написание этих слов запоминаем.
Дети записывают слова в тетрадь.
Актуализация знаний:
— Отгадайте ещё одну загадку:
«В поле сестрички стоят. Жёлтые глазки на солнце горят»
— Изучением новых слов.
— Мы познакомимся с новой группой слов.
Постановка проблемы:
— Работаем в группах.
(Дети заранее разделены на пять групп)
— Вспомним правила работы в группах.
(Приложение № 3)
— Задание каждой группе:
«Разделить слова на 3 группы, записать в 3 столбика» (Приложение № 1)
— Проверим, как каждая группа справилась с заданием.
— Подведём итог:
— Какие слова записали в 1 столбик?
— Какие слова записали во 2 столбик?
— Какие слова записали в 3 столбик?
— У вас не возникло трудностей при выполнении задания?
— Назовите эти слова.
— Дети называют правила работы в группах, используя таблицу.
Дети работают на отдельном листе.
Представитель от группы отчитывается о работе.
Поиск выхода из проблемной ситуации:
— Почему эти слова не подходят ни к одной группе слов?
— Попробуйте задать к ним другие вопросы.
— Как бы вы назвали эти слова?
— Называют их – МЕЖДОМЕТИЯМИ.
Работа над темой:
1. Работа с учебником.
— Откройте учебники на с. 68, прочитайте правило и назовите другие междометия.
— Запишите все междометия в тетрадь.
2. Работа с предложениями на доске.
«Ах! Какая красота в лесу!
Ой, в норе живёт ёж!
Ай, зачем спугнул белочку!»
3. Правило написания предложений с междометиями.
Работа с учебником упр.104
— Где в предложении стоят междометия?
— Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
— Какие знаки препинания могут стоять после междометий?
— С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит запятая?
— С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит восклицательный знак?
— Составьте и запишите предложение по второй схеме.
— Проверим. Прочитайте составленное предложение.
— Какое чувство выражает междометие «АХ»?
Сделаем вывод – одинаковые ли чувства выражают одинаковые междометия?
4. Обобщение.
— Давайте обобщим всё, что узнали о новых словах-междометиях.
— Слушайте стихотворение и помогайте…
(звучит аудиозапись стихотворения «Междометие»)
5. Творческая работа.
— А сейчас немного творчества. Работаем в группах.
— Каждая группа составляет из слов предложение и записывает его на отдельном листе. («Приложение № 2)
— Проверим.
— Прочитаем все предложения.
— Что получилось?
— Озаглавьте.
— Прочитайте предложения с междометиями. Какие чувства они выражают?
— Какие знаки препинания поставили в этих предложениях?
— Какая просьба звучит в рассказе?
На фоне показа фильма «Ранняя весна» на DVD, читаю стихи:
«Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты».
— Междометия выражают чувства радости, восторга, удивления, страха, жалости.
— В начале предложения.
— Точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
— Запятая, восклицательный знак.
— С маленькой буквы.
— С заглавной.
Дети записывают.
— Одно и тоже междометие может выражать различные чувства.
Дети договаривают слова.
Дети работают в группах.
Представитель от каждой группы вывешивает лист с составленным предложением на доску.
Дети читают:
Ах, как ярко светит солнце!
Снег тает, и бегут ручьи!
Ой, из-под снега появились подснежники!
Нельзя рвать первые цветы!
— Рассказ.
Дети придумывают заголовок.
Дети называют.
Дети перечисляют знаки препинания.
— Нельзя рвать первые цветы, природу надо беречь.
Итог урока:
— С какими новыми словами познакомились?
— Пополним нашу ромашку ещё одним лепестком.(вывешиваю лепесток с названием «МЕЖДОМЕТИЕ»)
— Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Как надо вести себя в природе?
— Урок окончен. Спасибо.
Урок русского языка на тему «Понятие о междометии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Понятие о междометии»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели и задачи урока:
-научиться находить междометия и использовать их в речи, правильно расставлять знаки препинания при междометиях, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
Компьютер, проектор, раздаточный материал
1. 1.Повторение изученного.
На доске предложение – отрывок из стихотворения Марины Цветаевой. Назовите части речи, которые встретились в нем.
— На какие две группы делятся все части речи?
— Какие части речи относятся к служебным?
— Что такое предлог? Союз? Частица?
— Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
А вот к какой части речи относятся слова «ох», «ах», «эх»? (ответы детей).
2. Знакомство с новым материалом.
В «Академической грамматике» (1980 г.) междометию дается такое определение (На экране):
«Междометие — это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других эмоциональных реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ого, то-то, ура, ух, фи, черт, ату, брысь, караул, стоп».
А вот как определяет междометие Большая российская энциклопедия (на экране):
Междометия- лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и нерасчлененно выражающих (но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.
2) Работа с теоретическим материалом. На экране:
По значению выделяются 3 группы междометий [ :
По способу образования междометия делятся на первообразные и производные.
Первообразные междометия состоят из одного гласного звука (А! О! У! и др.) или из двух звуков – гласного и согласного (Эй! Ай! Фу! и т.п.). Часто употребляются в форме сочетания двух (или трех) одинаковых междометий (Ха-ха-ха! Фи-фи! и пр.).
Из стихотворения В. Волынского:/
Есть квартет Ах, Ох, Эх, Ух
В них всех букв не боле двух.
Есть и трио Ай, Ой, Эй –
Словно звуки трубачей.
Эта славные ребята
Очень разные, однако.
Чтоб нюансы разобрать,
Надо ближе их узнать./
Группу производных составляют междометия, образованные из других частей речи:
По происхождению междометия могут быть исконно русскими
(Ай! Матушки! и др.) и заимствованными (Браво! Алло! Капут! Бис! Айда! и пр.). В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологизмы: Боже мой! Батюшки-светы! Дело – табак! Черт возьми!
Междометия нужно отличать от звукоподражания. Батюшки светы! Ого-го! Ура! – это междометия, они выражают эмоции. Чирик-чирик! Тра-та-та и Фр-р-р! – это звукоподражания, которые не выражают эмоций, просто передают звук.
От звукоподражаний часто образуются глаголы:
Звукоподражания – это звуки или сочетания звуков, которые служат для передачи криков животных, голосов птиц, звуков неживой природы
Звукоподражания часто встречаются в сказках, детских стихах. Вспомним, как искусно пользуется Корней Чуковский звукоподражаниями в стихотворении «Путаница» для создания полной неразберихи.
Междометие
7 класс, 8 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Междометие как часть речи
Забавно, но на один из главных вопросов — что такое междометия и какая это часть речи — однозначный ответ дать невозможно. Более того, среди лингвистов нет единого мнения, считать ли их вовсе частью речи. Это совершенно уникальная категория слов, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным.
Но мы все-таки попробуем дать определение.
Междометиями называются слова, которые обозначают в письменной речи некие эмоции и чувства, но не называют их, а также помогают выразить призыв к действию или волеизъявление. |
Другими словами, все восклицания, так называемые звуковые жесты и этикетные слова — это междометия.
Как видите, одни междометия представляют собой короткие звуки, другие же включают одно или несколько слов: батюшки, мамочки, скажите на милость, будь добр и т. д.
Междометия как члены предложения
При синтаксическом разборе предложений междометия могут поставить в тупик даже отличника. Ведь они не называют предметы или их признаки, не обозначают действия. И даже к дополнениям их сложно отнести. Остается единственный вариант: вовсе не считать междометия членами предложения. И это правильно! Они действительно выпадают из синтаксического анализа.
Однако есть исключение — иногда слово, которое изначально было междометием, по смыслу текста превращается в самостоятельную часть речи, и тогда оно может быть выделено в качестве подлежащего.
Внезапно послышалось едва уловимое «тссс…».
В данном случае «тссс» будет подлежащим, а «послышалось» — сказуемым.
Также нередко междометия образуют короткое самостоятельное предложение. Обычно в этом случае они выделяются восклицательным знаком.
Ах! Как прекрасен зимний лес!
«Мамочки!» — закричала испуганная Даша.
Виды междометий по происхождению
Если дальше говорить о классификации междометий, несложно заметить, что часть из них в другом контексте могла бы быть существительными, часть — явно похожа на наречия или глаголы. А некоторые вообще ни на что не похожи, потому что представляют собой скорее звуки, чем слова.
Итак, есть следующие группы междометий по происхождению:
Коротко о том, какие междометия есть в каждой из этих категорий, расскажет таблица.
Первообразные | а, э, у, эге, гм, увы, ух, ишь, эхма | |
Производные | от глаголов | здравствуйте, извините, пошел вон, хвать, прыг |
от существительных | Господи! Мамочка! Жуть! Ужас! Класс! | |
от наречий | Полно! Здорово! Довольно! | |
от словосочетаний | будьте любезны, добро пожаловать, черт возьми | |
Заимствованные | брависсимо, алло, баста, швах, айда |
Разряды междометий по значению
Несложно заметить, что междометия легко разделить на группы еще и по смыслу или по значению. В этом плане выделяют:
В качестве шпаргалки по значению междометий предлагаем такую таблицу.
Разряды | Примеры | |
Эмоциональные | вау, ах, батюшки, боже мой, увы, ого, фу, гм, вот те на, браво, черт возьми | |
Императивные | Зов, отклик | алло, эй, эгей, ау |
Запрет, побуждение к действию | тсс, ну-ка, айда, стоп, баста, чур, цыц | |
Способы управления животными | ату, кис-кис, но, цып-цып, кыш | |
Этикетные слова | спасибо, извольте, привет, пожалуйста |
Междометия и звукоподражательные слова
Несмотря на то, что некоторые междометия могут представлять собой не слова, а звуки, их нужно отличать от звукоподражательных слов. Это разные лексические классы, хотя они имеют много общего: не относятся к самостоятельным или служебным частям речи, не могут выступать членами предложения. Но есть большая разница — междометия придают тексту эмоциональную окраску, а звукоподражательные слова лишь передают звуки.
Например: иго-го, мяу, тук-тук, гав, динь-динь, ква и т. д.
Посмотрим, как выглядит такая разница в предложениях.
Егор услышал тихое «тук-тук» — кто-то постучал в дверь.
В данном случае «тук-тук» не выражает никаких эмоций, ни к чему не побуждает и точно не относится к этикетным словами. Это лишь отраженный в письменной речи стук в дверь.
От удара книжка слетела с полки — шмяк!
А вот здесь заметна эмоциональная окраска, поэтому «шмяк» можно отнести к междометиям. Хотя по большому счету границы между ними и звукоподражательными словами очень размыты.
Как междометия выделяются в тексте
Иногда междометия называют изолированной частью речи, потому что они и вправду стоят обособленно. Более того, в предложении они имеют слабые синтаксические связи с другими словами. Исключением будут разве что императивные (побудительные) междометия, которые подчеркивают просьбу или приказ.
Кыш отсюда! Быстро марш из комнаты!
Когда нужна запятая
В письменной речи большинство междометий выделяется запятыми.
«Ой, как интересно вы рассказываете», — воскликнула Катя.
Боже, что я наделал…
Передайте, пожалуйста, эти документы Ивану Ивановичу.
Никуда я больше не пойду, баста!
Как видите, выделение запятыми не зависит от того, в какой части предложения находится междометие — в начале, в середине или в конце.
Когда запятая не нужна
Междометия легко спутать с частицами, которые тесно связаны с другими частями речи и служат для усиления слов. Несмотря на очевидное сходство, важно все-таки различать их, поскольку частицы не выделяются запятыми.
Ну и как ты собираешься это исправить?
Ну, давай уже, решайся!
В первом случае «ну» выступает в качестве частицы, которая усиливает общий смысл предложения. А вот во втором предложении «ну» — эмоциональное междометие, поэтому мы видим запятую.
Есть еще пара исключений:
Междометие не выделяется запятой, если оно стоит перед обращением или перед местоимением, после которого идет обращение:
О майское утро, как ты прекрасно и свежо!
Твои звезды, о ночь, сверкают подобно алмазам!
Ах ты, проказник, никак тебя не угомонить.
Но в остальных случаях после такого же междометия запятая нужна:
О, как же хочется уехать!
Ах, мне никогда не забыть эти дни!
Запятая не ставится, если междометие является частью целостного устойчивого выражения:
Запятая не нужна, когда междометие является частью согласия или отрицания со словами «да» и «нет»:
Ах да, я совсем забыла об этом, и хорошо, что вы напомнили.
Ну нет, мы так не договаривались, я не согласен.
Восклицательный и вопросительный знак
Если междометие является восклицанием и стоит в самом начале прямой речи, вместо запятой оно может быть выделено в отдельное предложение с восклицательным знаком.
Ах! Какую удивительную историю я услышал.
«Фу! Мне совсем не нравится эта дождливая погода», — сказала Соня.
В некоторых случаях можно задать с помощью междометия вопрос, и тогда его также нужно выделить в короткое предложение.
— Вы взяли эту книгу в прошлом месяце?
— Ну?
— Вам нужно будет сдать ее на следующей неделе.
— Я сегодня пойду в парк.
— А? Я не расслышал.
— Я в парк собираюсь, идем со мной.
Вот еще одна табличка для запоминания основных правил пунктуации при междометиях с примерами.
Знак препинания | Правило | Пример | |||||||||||||
Запятая | Выделяет слова, сказанные с обычной интонацией. | Эх, как долго еще ждать каникул. | |||||||||||||
Восклицательный знак | Выделяет слова, сказанные с повышенной интонацией,а также императивные междометия. | ||||||||||||||
Восклицательный знак и/или многоточие | Обычно ставятся в коротких предложениях из одного слова (и они могут употребляться вместе). |
Глаголы, образованные от звукоподражательных слов | Глаголы, образованные от междометий |
Хрюкать | Ахать |
Кукарекать | Ойкать |
Баюкать | Нукать |
Квакать | Ухать |
Каркать | Аукать |
Тявкать | Охать |
Задание 2. Запишите текст. Укажите в нем самостоятельные части речи и служебные части речи. Сделайте вывод. (Обучающиеся должны прийти к выводу с помощью наводящих вопросов учителя или путем собственных наблюдений, что служебных частей речи в тексте меньше, чем самостоятельных).
Он спал очень мало, что все удивлялись; если нечаянно уснет днем на полчаса, то потом не спит всю ночь и после бессонной ночи, как ни в чем не бывало, чувствует себя бодро и весело.
Речевой этикет
Добро пожаловать – приветствие
гм – сомнение
о-ох-хо – огорчение
ха-ха, хи-хи-хи – радость
о-бе-хе-хе – неприятие, досада
эй, брось – побуждение.
– В какой форме речи прозвучали междометия?
Сфера употребления междометий.
Сфера употребления междометий – устная речь, потому что значение может быть часто передано только с помощью интонации, жестов, мимики.
– Многие междометия являются многозначными, т.к. с их помощью выражаются различные чувства. Например: ой может выражать боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и другие чувства. Эти значения передаются с помощью интонации.
Знаки препинания при междометии.
Слово учителя: Сфера употребления междометий – устная речь. Но мы с вами должны уметь оформлять ее письменно. Для этого необходимо познакомиться со знаками препинания при междометии.
Задание классу(два человека у доски): вставить подходящие по смыслу местоимения, расставить знаки препинания.
Образование междометий.
Слово учителя.Давайте обратим внимание на то, что некоторые междометия состоят из 1–2–3 звуков, а некоторые представляют собой слова и словосочетания. Таким образом, все междометия делятся на производные и непроизводные. Эти термины вам знакомы, давайте вспомним, чем производные слова отличаются от непроизводных.
Справка: производные – образованные путем перехода из самостоятельных частей речи.
– Назовите междометия, образованные путем перехода из существительных, глаголов, наречий, словосочетаний, фразеологизмов, заимствованных слов.
– Если в русском языке существуют междометия, образованные от разных частей речи, следовательно, мы должны уметь их отличать от этих частей речи.
Синтаксическая роль междометий
Предложения для анализа. (Синтаксический разбор, устная характеристика, составление схемы второго предложения).
Далече грянуло “ура”.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
Заладил ты свое “ох” да “ох”.
Чайнворд. Подберите антонимы. (Слова написаны на слайде).
Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко. (Материал взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы».)
Обобщение, вывод по теме урока
— Прав ли эпиграф нашего урока?
— Для чего служит междометие?
— Что выражают междометия?
— С какой буквы нужно писать слова, если после междометия находится восклицательный знак?
— Отвечает ли междометие на какой-либо вопрос?
Домашнее задание:Придумайте и составьте связный текст (диалог), используя в нём междометия. Междометия подчеркните, укажите их тип по значению.
- что такое ассонанс звукопись аллитерация
- что такое апостиль на справке о несудимости