в каком классе изучают древний египет
Урок истории древнего мира: «Культура, письменность и знания Древнего Египта».(5 класс).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задания для учащихся
I. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание психоэмоциональной атмосферы урока
Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в путешествие.
Изучаемая страна: Древний Егтпет.
Цель нашего посещения:
Узнать какие памятники культуры нам оставили древние жители Египта.
Самооценка готовности к уроку.
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний.
Контроль знаний по изученному материалу.
Выполняют индивидуальную работу. Сверяют ответы, участвуют в беседе, высказывают собственное мнение.
Следит за выполнением работы учащихся. После заполнения карточки, корректирует ошибочные ответы.
Диалог, беседа с учащимся
Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения.
1. Работа по карточке:
Написать понятие, вставив нужную букву (жр.цы, мум.я, п.рамида).
2. Работа с картой (индивидуально).
Рассказ о новом войске, созданном египетскими фараонами.
Освоение знаний по теме «Завоевания фараонов»
Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира
знания по пройденному материалу
III. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Постановка учащимися целей и задач.
Работа с учебником в классе: Работа с иллюстрацией в учебнике С.57, 59.
Просмотр презентации. (Источник: сеть Интернет).
Мы продолжаем знакомство с Древним Египтом
Перед нами древние сооружения архитектуры на западном берегу Нила. Как вы думаете, какая тема урока? (Культура Древнего Египта).
— Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте цели, которые вы поставите перед собой?
— А что же такое культура? (Ответы учеников) Определение понятия «культура» запишем в тетрадях. (Культура-это достижения людей в разных областях человеческой жизни).
Умение находить информацию.
Формулируют название темы урока.
IV. Открытие нового знания.
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально, с учебным текстом,
самостоятельно выбирать информацию.
Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации.
Чтение учебника, документа.
Работают с документом, отвечают на вопросы
Организует самостоятельное чтение учебника и работу в тетради,
Создаёт ситуацию успеха.
Организует самостоятельную работу в тетради, проверка работы по эталону
Прочитайте пункт 1 п.11 и отметьте на ленте времени Дату создания пирамиды Хеопса(2600г.до н.э.)
Чтобы посмотреть на великие сооружения Древнего Египта, и как строили египтяне предлагаю рассмотреть рисунок устройства пирамиды
Рассказ учителя: Стены пирамид с иероглифами-(Священными письменами). Запишем определение. В Египте мы встретим их более 700. Они похожи на рисунки. Давайте рассмотрим их на уроке: Это: «солнце», «идти», «хлеб». Обратим внимание, что трудно было выучить такое письмо. Писцы( специально обученные люди) писали на папирусе. Что из себя представлял папирус? (Ответ на этот вопрос можно увидеть на С.63). Рассмотрим папирус. Рассказ учителя о письменных принадлежностях(с.64).
Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам.
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Обобщают и формулируют понятия
КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность
ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работа с текстом учебника;
Узнают интересные факты о том, как Древний человек
Обмениваются полученной информацией.
Исследовательские действия (поиск информации).
Активизация познавательной деятельности
Звучит музыка. Закроем глаза. Представим, что мы с вами плывём по самой длинной реке в мире-Нил. Плывем к пирамидам. Они такие большие, что не видно неба. Высота пирамиды равна 50 этажному дому! Открываем глаза. Мы увидели…
VI. Первичное закрепление.
Способствовать закреплению изученного материала
Вставьте пропущенное слово
1. Фантастическое существо с телом льва ….
2. Самые знаменитые сооружения в старину назывались…
Научить делать вывод.
VII. Самостоятельная работа /самоконтроль.
Вопросы к изучаемому материалу::
1. Из чего строили пирамиды?
А) из кирпича Б) из камня
2. Как поднимали камни для строительства пирамиды?
Создание представления о культуре древнего Египта
контроль и оценка результатов деятельности на уроке;
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
Включение нового знания в систему знаний;
Создание ситуации успеха ребенка на уроке
Организация работы учащихся
Давайте вспомним, на чем писали в Древнем Египте? Что использовали для письма?
Что такое иероглифы?
Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира
действия на уровне.
IX. Рефлексия (итог урока).
Оценивают работу на уроке.
Подводит итог урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
— Скажите, что удалось на уроке?
— В чем были трудности?
— Расскажите о своих впечатлениях.
Выставление отметок за урок.
оценивание роли на уроке
X. Домашнее задание.
Записывают домашнее задание в дневник.
Объясняет выполнение домашнего задания
Изучить § 11 п.1-2; 12 п.1.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по истории Древнего мира на тему «Древний Египет»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 В классе по разделу: Древний Египет.
Урок разработан и проведен учителем истории и обществознания МБУ «Ггимназии № 39» Сизовой С.Е.
Тип урока: урок-игра.
Подготовительный этап урока:
познакомиться с картой Древнего Египта;
познакомиться с изображениями памятников архитектуры, скульптуры, искусства, портретов;
повторить даты, понятия, военную, политическую и социально-экономическую историю Древнего Египта;
разбить класс на две команды, раздать домашнее задание;
выбрать и проконсультировать экспертов.
● Образовательная: побуждать учащихся усваивать и углублять знания расширять кругозор, закреплять изученный материал.
● Развивающая: использовать различные источники знаний; умение сравнивать и анализировать явления, излагать полученные результаты устно.
● Воспитательная: готовность к социальному взаимодействию; формировать умение работать в группах.
Оборудование урока: учебник история Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. Просвещение.2005; карточки с заданиями, карточки с датами; исторические карты Древний Египет, Египет и страны Передней Азии; фигуры кукол и бумажные модели одежды жителей Древнего Востока; школьная доска.
Организационный момент – 5 мин.
Игровой этап – 25 мин.
Выставление оценок – 5 мин.
(организационный момент проводится с целью подготовки к полной готовности групп быстрое включение в игру).
Вступительное слово учителя.
Мы закончили изучение государства Древний Египет. Давайте еще раз оглянемся на историю этой далекой страны. С помощью игры и привлечение доступных вам источников мы не только воспроизводим те события, которые происходили в те времена в Египте, но и сможем окунуться в ту эпоху и примерить на себя различные роли древнего общества.
Учитель представляет экспертное жюри команды, перечисляет конкурсы, которые будут проводиться во время игры, сообщает, что оценочные баллы будут предварительно сообщаться участникам конкурса.
II . Игровой этап – 25 мин.
2.1. представление команд (3 балла)
Условие: название команды должно быть связано со значимым событием или явлением в древнем Египте.
1 команда «Амон-Ра» бог солнца в Древнем Египте (главный бог в Древнем Египте)
2 команда «Тутмос» фараон-завоеватель.
2.2. Соревнование фараонов (5 баллов)
Изменение имени фараона произошло в результате религиозной реформы. Аменхотеп IV объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон)
Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.
Подумайте, могли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Объясните ответ, используя «линию времени»
2.3. Военные походы египтян (4 балла)
Найдите на карте и определите местоположение завоеванных фараонами стран: Нубии, Палестины.
Найдите на карте и определите местоположение завоеванных фараонами стран: Сирии, Финикии.
2.4. Решение задачи (7 баллов)
Одно задание на логику предлагается обеим командам.
Древняя задача о кошках, мышках и прочем.
Было 7 домов, в каждом 78 кошек, каждая кошка съела 7 мышек, каждая мышь съела 7 колосков, каждый колос может дать 7 мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, колосьев и мер зерна.
2.5. Конкурс купцов (3 балла)
Египетский купец отправился в Финикию
Покажите на карте и опишите словами его маршрут
Какие товары купец предложит на финикийских рынках и, какие привезет в Египет?
В Финикию вывозились товары: зерно ячменя и пшеницы, муку, инжир, вяленное
В Египет привозились товары: кедровые бревна, ювелирные украшения, стеклянную посуду, пурпурные ткани.
2.6. одень куклу (3 балла) Приложение № 1
На доске рисунки двух кукол. Представители команд получают два комплекта бумажной одежды. Они должны правильно подобрать одежду египетского воина и ассирийского воина.
2.7. конкурс хронистов (0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл – 1,5)
Ведущий называет событие, а хронисты должны показать карточку с этой датой, кто сделает это правильно и быстрее.
— Образование государства Древний Египет
— Завоевательные походы Тутмоса III
— Строительство пирамиды Хеопса
2.7. конкурс писцов (0,5 балла за правильный ответ, максимальный балл – 1)
— Место впадения реки Нил в Средиземное море
— Почему египетские гробницы расположены в западной части, а не в восточной?
— Главный бог в Египте
— Какой не любимый цвет у египтян?
2.8. конкурс на убеждение (3 балла)
задание предлагается обеим командам.
Ведущий говорит о том, как в Египте фараон ценил красноречие и выражает надежду, что жюри сможет оценить самое красноречивое убеждение в пользу своей команды. Убеждать жюри можно только при условии заимствования убедительных аргументов из дошедших до нас исторических источников (не более 10-12 предложений).
Что заинтересовало в игре?
Что нового узнали в процессе подготовки?
С какими проблемами столкнулись?
Выводы: Сегодня мы впервые провели такой масштабный урок, где вы продемонстрировали свои знания по разделу «Древний Египет», умение работать с картой, историческими документами, выступили в роли знатоков военной истории, архитектуры, побывали «модельерами», убедились, что красноречие высоко оценивалось в Древнем Египте. Узнали, что получение всесторонних знаний об изучаемой стране возможно в том случае, когда мы используем все доступные нам источники: энциклопедии, художественные произведения, учебник. Тогда история становится нам ближе и интереснее.
Урок истории в 5–м классе «В древнеегипетской школе»
Цели:
Оборудование: компьютер, проектор, папирус, мячик, звонок.
Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок истории буду вести у вас я. Меня зовут Марина Юрьевна, я учитель Междуреченской школы. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным. На уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Что вы уже знаете об этой стране?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
– Я уверена, к концу урока наши знания об этой стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне тему урока. (Приложение 1. Слайд – слова писца) Запишем тему нашего урока.
Цель нашего урока (запись на доске) – представив себя в роли ученика, узнать, чему и как учили в древнеегипетской школе.
1. Школы в Древнем Египте
В Древнем Египте школы открывались при храмах. Учителями в них были жрецы. Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.
Давайте представим, что ваши родители смогли себе позволить отправить вас в древнеегипетскую школу.
2. Письменность
Начнём учебный день с урока письма.
Для того чтобы научиться писать в первом классе, вы выучили алфавит.
– Сколько букв в русском алфавите? (33.)
– А для того чтобы писать в Египте, надо было знать более семисот пятидесяти иероглифов. Что такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь (слайд)
Давайте рассмотрим иероглифы. Какую особенность вы заметили? (это целое слово, слог, буква) Правильно, некоторые иероглифы могли обозначать и слова, и отдельные звуки.
Но была ещё одна трудность. В египетском письме не было гласных букв. (слайд)
– Давайте представим, что вам нужно написать слово дом.
– Как бы вы написали? (Слайд)
Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог обозначать и слово “дом”, и любое другое слово, где есть только две буквы “д”, “м”. Например, дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот значок, можно было по-разному. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом – значок определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши предложения. А египтяне записывали так. (Слайд)
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. (слайд) Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как же он это сделал? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (слайд. Рис. 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок.
– Что он означает? (Солнце.)
– Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)
– Что получается? Кто “прочитал” имя этого фараона? (Рамсес.)
Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (слайд. Рис. 2).
– Кто сможет прочитать?
Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона представлено на слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно, как правильно произносить имя знаменитого фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.
Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков.)
Оказывается, они могут пригодиться и в научных открытиях.
Какой иностранный язык изучаете вы?
Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности.) (Слайд.) Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.
Откройте учебник, найдите параграф 12 п..2
Работа с учебником (вопросы на слайде).
Записать определения “свиток” и “папирус” (слайд)
Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями (для черной и красной краски) Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. Отсюда и выражение “красная строка” – новая строка, с которой начинается текст). Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. (Сешат – богиня письма).
Теперь мы с вами знаем, как изображались иероглифы, попробуете составить своё простое предложение.
Трудно было писать? Но у писцов были свои привилегии. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.
(Звонок, игра в мяч перемена.)
Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает
Как называлась река в Египте?
Имя богини правды, символом которой было перо?
Что такое саркофаг?
Для какого фараона построена самая высокая пирамида?
Бог войны, бурь и пустынь?
Огромная статуя льва с головой человека?
Отдохнули? Переходим к следующему уроку.
Вспомните, какой по расписанию второй урок.
3. Математические знания
Арифметика (словарь, слайд).
Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.
Египтяне знали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?
Подведем итог: считать приходилось всем. Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.
Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.
2000 500 30 2
2532
Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)
Итак, следующий урок – геометрия.
Геометрия
Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте, хотя слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы определить размер налога с каждого участка).
Где еще были необходимы измерения и расчеты?
Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
Как египтяне делали измерения? Сейчас мы измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в Египте главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)
Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту величину.
Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда, измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной доски.
Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии) (слайд)
Древние египтяне первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на 12 месяцев, а месяцы – на недели.
Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также был выходным.
Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы по партам в минигруппе) Проверим на слайде правильно.
Черты сходства | Черты отличия | |
Египетский календарь | Наш календарь | |
1) 12 месяцев в году |
3) В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней
1 сезон (время года) = 4 месяца
3 сезона (времени года)
1 сезон (время года) = 3 месяца
Есть месяцы по 28 и 31 дню
Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время.
Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов.)
У древних египтян тоже были свои часы: одни из них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Вспомните, в русском языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет время”. А когда время течет быстро? (Когда мы занимаемся интересным делом, делаем то, что нам нравится.)
Я думаю, все вы любите играть. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра “Исторический тир”. (Рефлексия. Приложение 2)
Подведение итогов
Вы активно работали сегодня на всех уроках. Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф.
Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца.
Египетским словом для обозначения писца было слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня Сешат – богиня письма.)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.
Вот и закончились наши уроки в египетской школе
Звонок. (Открываю доску) Возвращаемся к цели.
Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.
А какими достижениями древних египтян, на ваш взгляд, мы пользуемся до сих пор? (Календарь, знания из области математики и астрономии, красная строка.). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности, знания древних египтян сохранились до наших дней.
Домашнее задание
1. Сравните древнеегипетскую школу с современной: (таблица каждому)
Черты сходства | Черты отличия | |
Древнеегипетская школа | Современная школа |
2. Дополнительно. Напишите мне письмо при помощи иероглифов.