в каком классе изучают деепричастный оборот
Разработка урока по русскому языку в 7-м классе по теме «Деепричастный оборот»
I. Организационный момент.
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.
II. Фронтальный опрос. (Рис. № 2. Приложение)
– Что обозначает деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?
– Каким членом предложения является деепричастие?
– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?
(Рис. № 3, рис. № 4. Приложение)
III. Работа с текстом. (Рис. № 5. Приложение). Изучение нового материала.
Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.
– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова.
Что представляет собой причастие с зависимыми словами?
– А деепричастие с зависимыми словами?
– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?
– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?
– Определите место деепричастного оборота в предложениях.
– Когда обособляется причастный оборот?
– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.
Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?
Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.
IV. Закрепление изученного материала. (Рис. № 8. Приложение)
Слово “мама” пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
Р.Гамзатов
(Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему).
– выпишите деепричастие с зависимыми словами;
– найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;
– расставьте необходимые знаки препинания;
– охарактеризуйте получившееся предложение.
Вывод о деепричастии и деепричастном обороте.
V. Минута отдыха. (Рис. № 9. Приложение). Прослушивание старинной горской легенды.
Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?
VI. Самостоятельная работа.
1. Деепричастие отвечает на вопросы:
А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?
2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.
А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.
А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.
4. Продолжите предложение:
Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________
5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.
А) 1, 2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.
Ошибки
0
1–2
3– 4
более 4-х
VIII. Заключительная часть.
Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке – о матери. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите.
Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За все, что вы сделали в жизни для нас!
Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы,
Спасибо большое –
За все,
Что вы сделали в жизни для нас!
И.Финк
Я поздравляю ваших мам и бабушек с днем Матери!
Технологическая карта урока по русскому языку «Деепричастный оборот. Понятие о деепричастном обороте» (6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Добрынина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шенкурская СШ».
г. Шенкурск Архангельской области.
Технологическая карта урока с элементами ФГОС по русскому языку в 6 классе
по теме «Деепричастный оборот. Понятие о деепричастном обороте»
Тема урока: «Деепричастный оборот. Понятие о деепричастном обороте»
Тип урока : изучение нового материала
формулируют учащиеся: узнать, что такое деепричастный оборот, закрепить материал.
обучающие: научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми, безошибочно использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;
развивающие: развивать речь учащихся; умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
воспитательные: воспитывать у детей толерантное отношение друг к другу;
мотивационные: сформировать у детей интерес к изучению русского языка;
регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция;
познавательные: работа с информацией, структурирование знаний, формирование понятий;
личностные: оценка собственного уровня усвоения изученных знаний;
коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Предполагаемый результат: умение находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, набор карточек в конвертах (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2). ; учебник, доска.
Предварительная подготовка обучающихся: 1) дома дети повторяли суффиксы деепричастий и морфологические признаки деепричастий 2) выполняли упражнение №418.; 3) инд.задание упр.425 (сделать интонационную разметку предложения 5) 1 обучающийся.
Предварительная подготовка учителя работа над презентацией к уроку, картой урока, подготовка карточек, подготовка конвертиков (1 на парту), в которых находятся слова на отдельных карточках (размер шрифта 72): мухомор, удивился, ёжик, увидев, а так же 2 запятые и точка.
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.
Львова С.И.Учебник русского языка для 6 класса в 3 частях. Часть 2 Изд. «Мнемозина» 2013г
Картинки для презентации: https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20школьные%20зверушки&stype=image&lr=20602&noreask=1&source=wiz
Задания на карточках для ПРИЛОЖЕНИЯ 2
на каждом этапе урока
1.Организация начала урока.
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку.
Громко прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Все садятся на места.
2 Проверка д/з (упр. 418)
Проверить выполнение д/з
Учитель: Открыли тетради, проверяем д/з.
Я специально выделила шрифтом разного цвета глагольные суффиксы и суффиксы деепричастий.
Посмотрите, насколько верно вы выделили морфемы.
Ещё раз назовите суффиксы глаголов, которые встретились в задании и суффиксы деепричастий.
Кто доволен соей работой, поднимите руку.
Кто ожидал большего?
Проверяют, насколько правильно обозначили морфемы глаголов и деепричастий.
Дети поднимают руки.
Презентация Слайд 2
Оценивать свои знания в соответствии с критериями оценки. (Дети с 5 класса знают, сколько ошибок допускается на «4», «3» и т.д.)
3.Определение темы и целей урока
Создать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся.
Учитель: Прочитайте предложения на слайде (Монета упала, зазвенев . Монета упала , зазвенев (где?) на мостовой. )
Скажите, что у меня выделено красным цветом в 1 предложении? А во втором?
Во втором предложении у деепричастия есть зависимое слово. Знаем ли мы, как называется деепричастие с зависимым словом?
Запишем тему урока в тетради.
(Ставим презентацию на экономичный режим)
(Ученик читает вслух).
Дети отвечают, высказывают предположения.
Определяют тему, ставят цель.
Презентация Слайд 3 (подводим к определению темы)
Умение определять тему, ставить цель, формулировать свои мысли.
4.Изучение нового материала
ВСЕГО НЕ БОЛЕЕ 15 мин
на работу с учебником
Не более 10 мин на работу с карточками и доской)..
Знакомство с понятием деепричастного оборота.
Формирование навыка выделять деепричастный оборот в предложении.
Давайте познакомимся с ДО поближе.
2.Работа с учебнком:
Обратимся к стр.12 учебника, прочитаем про себя теоретический материал под пунктами 1,2,3, расскажем соседу по парте(без примеров). Поставьте соседу оценку за правило на полях тетради.
ЕЩЁ РАЗ : Что такое деепричастный оборот?
Важно, что деепричастный оборот выделяется запятыми, главное – правильно определить его границы. (Включаем слайд) (слайд 7)
3.Составление предложений с деепричастными оборотами.
Учитель: Перед вами находятся конверты с заданием. Там слова, из которых вы должны собрать предложение с ДО. На всякий случай я положила две запятые. Чтобы вам быстрее догадаться, есть картинка-подсказка. (слайд 8)
(Включаем картинку на несколько секунд и ставим презентацию на экономичный режим)
Составьте предложение с деепричастным оборотом.
.Что получилось Где поставили запятую?
В ) А теперь задание посложнее. Сделайте так, чтобы ДО был в середине предложения. Сколько запятых понадобится?
Что получилось? Где поставили запятые? У всех так? Молодцы.
У кого все три задания выполнены верно?
Г ) Где может быть ДО? (Включаем картинку на несколько секунд и ставим презентацию на экономичный режим)
Д) А теперь давайте сами придумаем предложение с ДО.
Запишите предложение и сделайте пунктуационный разбор (в тетрадях и у доски )
Грамматическая основа? Находим основное действие, выраженное глаголом.
Задайте вопрос к деепричастию. Обозначьте его. Есть ли у деепричастия зависимые слова? Найдите их.
Обозначьте деепричастный оборот вертикальными линиями, выделите запятыми.
Читают, пересказывают, выставляют оценки за правило..
Отвечают на вопрос
Составляют предложения с деепричастными оборотами.
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.