в каком классе добавляется информатика
Эволюция школьной программы по информатике
Первые эксперименты
Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.
«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу
Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.
Процесс пошел
Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».
Пример программы на школьном алгоритмическом языке
В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.
Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира
Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.
Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.
Новейшая история
Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.
Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.
Современные учебники по ИКТ
По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.
Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров
Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.
Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер
Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.
В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.
Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.
В каком классе добавляется информатика
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
Почему школьным урокам информатики нужен «апгрейд»
С Еленой Владимировной согласен и руководитель продукта «Информатика» от Яндекс.Учебника Влад Степанов.
Поэтому Яндекс.Учебник уже второй год вкладывается в свой новый интерактивный школьный курс по информатике, который включает теорию и практику, покрывает требования школьной программы 7 класса. Все материалы бесплатны и соответствуют ФГОС, курс одобрен экспертами ВШЭ и МФТИ. Сейчас завершается первый год апробации курса в школах 35 регионов России.
О том, как учить информатику интересно и с пользой, «РГ» рассказал Влад Степанов.
Что узнают школьники на курсе информатики?
Влад Степанов: Все самое актуальное: как программировать на Python, как создавать компьютерную графику, пользоваться облачными хранилищами. Все это пригодится в жизни. Изучая прикладной язык программирования, осваивая алгоритмику и развивая цифровые навыки школьники учатся ориентироваться в цифровом мире. Например, отличать фишинговые (мошеннические) сайты от настоящих, грамотно и безопасно использовать пароли, работать «в облаке», редактировать тексты в цифре.
Это курс, который даст базовые навыки жизни в цифровом пространстве на новом современном уровне. Конечно, нет цели сделать каждого программистом. Но в будущем, лет через 20, цифра будет объединять совершенно разные профессии. Но и для будущих программистов курс дает базовые навыки и понимание, где дальше искать информацию о будущей профессии.
Известно, что лучше всего мы воспринимаем новую информацию на конкретных примерах из жизни. Как у вас с этим?
Почему вы выбрали для уроков информатики язык Python?
Влад Степанов: Сегодня именно он, согласно разным исследованиям, занимает от первого до третьего места среди современных специалистов, широко используется в индустрии. Плюс это один из основных языков в сфере Data Science (наука о данных). Так ребенку будет удобнее делать следующие шаги в программировании, если он этого захочет. И с этим базовым знанием будет легче учиться в вузе. Например, сегодня в Высшей школе экономики проходит эксперимент: на всех курсах, даже на культурологии и востоковедении, студентов учат работе на Python. Если вдруг в Вышку придет выпускник школы прошедший наш курс, ему будет гораздо проще.
Почему это именно учебник, а не просто «онлайн-курс»?
Влад Степанов: Здесь есть функция обратной связи и автопроверки заданий. Он рассчитан не только на школьников, но и на учителей. Преподаватели получают в распоряжение современную цифровую платформу, на которой есть и теория, и практические занятия. Для педагогов разработаны самые современные методические рекомендации.
Школьные предметы: список
Обязательные предметы
Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:
Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Какие предметы в школе относятся к естественным наукам
К предметам естественнонаучного цикла относятся:
Предметы в начальной школе
Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.
Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:
Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:
Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.
Предметы основного общего образования
Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:
Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.
Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.
Предметы для пятиклассников
Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:
Сколько предметов изучают в школе в 9 классе
В 9 классе 14 основных школьных предметов:
В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
При поступлении на гуманитарные направления:
При поступлении на естественнонаучные направления:
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
Почему информатика в школе должна измениться? 5 причин
По статистике, только около 15% школьников в 2021 г. выбрали для сдачи ЕГЭ по информатике. При этом спрос на ИТ-специалистов на рынке труда из года в год только растет. Почему так мало людей сдают информатику, чтобы потом поступать в профильные вузы? Возможно, потому что школьная программа, которая выделяет на информатику только 1 урок в неделю, не дает воспринимать предмет всерьез? Эксперты в области ИТ-образования назвали 5 причин, по которым преподавание информатики в школе должно измениться коренным образом.
1. Нужны не только базовые навыки
Приходя в первый класс, практически все дети уже знают, как обращаться со смартфоном или планшетом. Поэтому длинное объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. При этом информатика в школе по большей части все еще остается на пользовательском уровне, на уроках учат делать простые презентации, редактировать изображения, создавать документы, работать в таблицах. Поэтому информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты.
Гораздо меньше внимания уделяют основам программирования или информационной безопасности, хотя именно эти навыки важно изучать углубленно. Задача учителя информатики в том, чтобы показать, что информатика — увлекательная и многогранная наука. Объяснить, что пользоваться компьютером — это одно, а создать для него программу и заставить работать на какие-то конкретные цели — совсем другое
2. На информатику в школе мало времени
Другой вопрос в том, что на самом деле государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть: от навыков составления простых программ и алгоритмизации до информационной этики и права и защиты персональных данных. И в школе этому должны учить. Но можно ли успеть освоить все, заложенное в стандартах в ситуации, когда предмет «Информатика» появляется в расписании лишь в 7 классе и выделяется на него лишь один час в неделю?
Государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть. Фото: ru.depositphotos.com
Автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова считает, что, конечно, одного часа в неделю для того, чтобы научить ребенка информатике, совершенно недостаточно. Более того, она уверена: информатика в школах должна начинаться раньше, примерно с пятого класса.
«Два часа в неделю – это не то чтобы углубленный, а разумный курс, — считает Людмила Босова, — Потому что «два урока в неделю один год» — это лучше, чем «три года по одному уроку». Общеизвестный факт: через неделю после часового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».
3. Школьная информатика не успевает за развитием информационных технологий
В этом году система образования сделала важный шаг навстречу школьной информатике, выпускники сдают ЕГЭ по этому предмету на компьютерах — впервые. А саму информатику до сих пор преподают по бумажным учебникам, в которые не всегда оперативно вносят изменения — притом, что мир информационных технологий меняется буквально каждый день. И, соответственно, учебники нужны электронные, быстро адаптирующиеся и к изменениям в мире ИТ. Решением могут стать электронные учебники, реагирующие на новшества в мире информационных технологий. Влад Степанов, руководитель службы разработки одного из таких пособий, «Яндекс.Учебника», утверждает, что его продукт можно не только оперативно обновлять, но и подстраивать под уровень восприятия школьников.
4. Ценность информатики в достаточной мере не осознают
Тезис о том, что программирование — это новая грамотность, был популярен в 80-х годах. Но и сегодня это достаточно актуально. Человек, умеющий писать программу, всегда может избавить себя или компанию от лишних трат: и финансовых, и временных.
Впрочем, положение понемногу меняется, и программированию начинают учить на первых курсах лучших вузов страны. В Высшей школе экономики, по словам директора факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаила Густокашина, программировать на Pithon обучают даже гуманитариев. И чем больше знаний ученик принесет с собой из школы, тем легче ему будет.
5. ЕГЭ по информатике — сложный, но «необязательный» экзамен
Из-за того, что за один час в неделю очень сложно подготовиться к ЕГЭ по информатике, экзамен по этому предмету многим кажется очень сложным. Выпускники, которые все-таки решаются на сдачу экзамена, много занимаются дополнительно: на платных курсах, с репетиторами, «до дыр» засматривая профильные ролики на YouTube. При этом, что удивительно, в некоторые вузы на специальности, связанные с ИТ, сегодня можно поступить и без баллов по этому предмету. Зачем тогда вообще информатика в школе?
«В целом спрос на разработчиков очень высокий и не удовлетворен. И государство говорит, что к 2024 году количество бюджетных мест по этим направлениям в вузах составит 120 тыс. человек (сейчас около 60 тыс., — прим. ред.), — говорит директор Центра развития ИТ-образования МФТИ Алексей Малеев. — При этом я знаю достаточно много примеров, когда на ИТ-факультет даже экзаменов по информатике нет».
При этом сам экзамен поднял информатику в школах на новый уровень: требования, которые предъявляются к сдающим его школьникам, заставили школу выйти из замкнутого круга и начать обучать чему-то действительно серьезному и необходимому. «То, что я вижу в современном ЕГЭ, мне нравится больше, чем то, что было в школьной программе до появления ЕГЭ по информатике. Потому что тогда детей учили эффекты «выезда» в презентации делать 10 способами. Кажется, от этой проблемы с помощью ЕГЭ избавились», — отмечает Михаил Густокашин.